Научная статья на тему 'К 60-летнему юбилею Кировского областного Центра детского и юношеского туризма и экскурсий'

К 60-летнему юбилею Кировского областного Центра детского и юношеского туризма и экскурсий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ОБЛАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ / СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ / СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ТУРИСТСКАЯ ЭКСКУРСИОННАЯ БАЗА / МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ АКТИВ / ПЕДАГОГИ / SCHOOL TOURISM / REGIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION FOR CHILDREN AND YOUTH TOURISM AND STUDY OF LOCAL LORE / SPORTS TOURISM / ORIENTEERING / SIGHTSEEING TURETSKY BASE / TEACHING ACTIVITIES / TOURISM AND LOCAL LORE ASSET / TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляков Леонид Александрович

Представлена историческая ретроспектива развития Кировского областного Центра детского и юношеского туризма и экскурсий. Проанализирован вклад руководителей учреждения и ветеранов детско-юношеского движения области в организацию работы учреждения как методического центра развития туристско-краеведческой деятельности в Вятском крае. Описан на конкретных примерах научно-методический педагогический и организационно-массовый потенциал областного Центра детского и юношеского туризма и экскурсий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляков Леонид Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the 60th anniversary of the Kirov regional center for children and youth tourism and excursions

Historical retrospective of development of the Kirov regional Center for children and youth tourism and excursions is shown. The contribution of the leaders of the institution and the veterans of the youth movements in organizing the work of the institution as a methodical center of development of tourist and local lore activity in the Vyatka region is analized. Scientifically-methodical pedagogical, organizational and mass potential of the regional Center for children and youth tourism and excursions, with specific examples, is described.

Текст научной работы на тему «К 60-летнему юбилею Кировского областного Центра детского и юношеского туризма и экскурсий»

НАШИ ЮБИЛЯРЫ

УДК 379.831; 37.072; 908

Л. А. Беляков

К 60-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ЦЕНТРА ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ

Представлена историческая ретроспектива развития Кировского областного Центра детского и юношеского туризма и экскурсий. Проанализирован вклад руководителей учреждения и ветеранов детско-юношеского движения области в организацию работы учреждения как методического центра развития туристско-краеведческой деятельности в Вятском крае. Описан на конкретных примерах научно-методический педагогический и организационно-массовый потенциал областного Центра детского и юношеского туризма и экскурсий.

Historical retrospective of development of the Kirov regional Center for children and youth tourism and excursions is shown. The contribution of the leaders of the institution and the veterans of the youth movements in organizing the work of the institution as a methodical center of development of tourist and local lore activity in the Vyatka region is analized. Scientifically-methodical pedagogical, organizational and mass potential of the regional Center for children and youth tourism and excursions, with specific examples, is described.

Ключевые слова: школьный туризм, областное образовательное учреждение, детско-юношеский туризм и краеведение, спортивный туризм, спортивное ориентирование, туристская экскурсионная база, методическая деятельность, туристско-краеведческий актив, педагоги.

Keywords: school tourism, regional educational institution for children and youth tourism and study of local lore, sports tourism, orienteering, sightseeing Tu-retsky base, teaching activities, tourism and local lore asset, the teachers.

9 января 1956 г. приказом Кировского облоно была создана областная детская экскурсионно-туристская станция. Начинать непростое дело организации школьного туризма приходилось буквально с нуля. Об этих трудных временах вспоминает ветеран станции и бывший ее директор Валентина Ивановна Кощеева: 60

«Собственно станции как самостоятельного учреждения не было. Директор и методист располагались в одном из кабинетов облоно. <...>Два стола, два стула, шкаф с бумагами. Был еще склад с инвентарем: убогие палатки, спальные мешки, видимо списанные военными, немного постельных принадлежностей для базы. Всем этим ведал замечательный человек, инвалид Великой Отечественной войны без обеих рук, всегда аккуратный Иван Ксенофонтович Тарасов. Директор станции, Валентина Михайловна Куниченко, бывшая на фронте радисткой, после войны заочно окончила филфак пединститута.

Одной из основных форм работы станции в то время было проведение экскурсий для учащихся области. Каждое лето в одной из школ города открывалась экскурсионная база на 200 мест, которая по бесплатным путевкам принимала на три дня (понедельник -среда, четверг - суббота) группы школьников во главе с учителями. Путевки распределялись по школам в соответствии с предварительными заявками и давали право на ночлег и экскурсионное обслуживание. <...>

Маршрут экскурсий проходил от Театральной площади до аэродрома, который тогда находился за заводом имени ХХ партсъез-да. Весь этот путь с ребятами мы проделывали пешком. Я рассказывала все, что знала, о встретившихся на пути домах, предприятиях, о названиях улиц. Теперь понимаю, что рассказы мои были примитивными. Но для большинства ребят, многие из которых видели город впервые в жизни, не знали, что такое троллейбус, железная дорога, поезд, было интересно все. Я старалась рассказывать искренне, использовать любую информацию из краеведческой литературы, которая у меня была».

Одной из задач станции была методическая помощь учителям-организаторам туристской и краеведческой работы. Среди них было немало настоящих энтузиастов, преданных делу людей. Об одной из них Валентина Ивановна пишет: «С особой благодарностью вспоминаю директора, а потом учителя истории Оричевской средней школы Антонину Петровну Клабукову. Москвичка по рождению, фронтовичка, отдавшая после войны всю свою энергию школе, ребятам, с которыми много путешествовала по стране, она создала в школе замечательный музей боевой славы. Добрый, искренний человек, большой оптимист. И таких, как она, было немало в то время».

В 1957 г. состоялся первый областной слет юных туристов-краеведов. С тех пор они проходили ежегодно каждое лето.

Первый областной слет юных туристов-краеведов. 1957 г.

В них участвовали практически все районы области в двух возрастных группах. «Помню эти большие туристские лагеря, -пишет Валентина Ивановна, - до 900 человек участников, которые жили в примитивных брезентовых палатках. Помню задор спортивной борьбы, песни под гитару у вечерних костров, вкуснейшие щи и кашу "с дымком"! Кстати, финансирование обеспечивало полноценное и разнообразное питание, от высококачественной тушенки и овощей до сладостей в богатом ассортименте.

В проведении всех мероприятий от первого до последнего дня активно помогали областной совет по туризму, Дворец пионеров, обком ВЛКСМ. На поляне слета все его время присутствовал заместитель заведующего облоно».

Широкий размах получило движение юных следопытов-исследователей родного края.

В эти годы повсеместным стало открытие школьных музеев, наладилось взаимодействие с областным институтом усовершенствования.

Школы начали пополняться материалами, принесенными из походов, появились первые комнаты, залы и уголки революционной, трудовой и боевой славы земляков.

В 1966-1980 гг. (директор В. И. Кощеева) станция развернула широкую работу по изучению опыта организации туризма и краеведения на местах, опробовала все возможные формы подготовки актива педагогов, в крупных школах появились организаторы ту-

ристско-краеведческой деятельности, стали регулярными туристские слеты и краеведческие конференции.

В эти годы повсеместным стало открытие школьных музеев, наладилось взаимодействие с областным институтом усовершенствования учителей, его кабинетами географии и воспитательной работы.

Большим подспорьем в распространении школьного туризма и краеведения стало участие во всероссийских и всесоюзных экспедициях пионеров и школьников «Моя Родина - СССР».

В 1968 г. станция наконец обрела свой дом - нынешнее здание по улице Воровского, 16. Это бывший особняк купца П. П. Клобу-кова. Из воспоминаний В. И. Кощеевой: «В бытность семьи Клобу-кова первый этаж, очевидно, занимали хозяйственные службы. Второй этаж состоял из анфилады в пять комнат, в том числе большого зала с красивым паркетным полом, и пристроенной застекленной веранды. В комнатах - крашеные полы из досок шириной с полметра. Две печи, отделанные кафелем. В комнату, соседствующую с верандой, выходила стена печи, а топка (теперь ликвидированная) с каким-то сложным затвором и красивой медной дверцей была на лестнице. Эта печь была устроена так, что, будучи хорошо протопленной, сохраняла тепло целую неделю. Само здание было в плачевном состоянии (было признано аварийным). Мне предложили принять этот дом на баланс.

Здание Центра после реконструкции. 2005 г.

Значение этого события трудно переоценить. Благодаря ему открылась постоянно действующая экскурсионная база, увеличился поток экскурсантов, направляемых станцией в города страны.

Команды области стали постоянными участниками федеральных туристско-краеведческих мероприятий, станция неоднократно отмечалась почетными грамотами Министерства просвещения, Всесоюзной пионерской организации.

1980-2011 гг. (директор Т. А. Поникаровских) характеризуются последовательным развитием школьного туризма и спортивного ориентирования. Эти годы стали началом внедрения туризма и краеведения в работу начальной школы.

Началась разработка сотрудниками станции (методисты Е. И. Ворончихин, В. И. Полев, Л. А. Богданова) новых туристских маршрутов и целенаправленная подготовка руководителей путешествий со школьниками. В 1996 г. вышла книга Е. И. Ворончихина «По Вятскому краю. Путеводитель по примечательным объектам природы. Часть I», дополненная в 2000 г. 2-й частью. Книга стала победителем конкурса «Вятская книга года» в номинации «Лучшее издание, посвященное краю». В ней дается подробное описание туристских маршрутов. Текст богато иллюстрирован фотографиями, рисунками и схемами. Специально для учащихся и педагогов включены материалы о влиянии туризма на окружающую среду, справочные сведения для организаторов туристско-краеведческой работы, впервые опубликован полный список государственных памятников природы области и дана их краткая характеристика.

Стали ежегодно проводиться матчевые встречи юных ориен-тировщиков области, получили распространение лыжный туризм и зимние туристские соревнования школьников, начал развиваться горный туризм.

На дистанции областных зимних соревнований по спортивному ориентированию. 2000-е гг.

Подготовка кадров вышла на новый уровень. Повсеместно шло обучение школьного туристского актива под руководством 64

методистов Домов пионеров, регулярно проводились кустовые семинары, краткосрочные курсы руководителей туристских путешествий школьников, школьных музеев, заведующих временными экскурсионными базами.

Активно стала развиваться подготовка детского актива на специализированных заездах в областной экскурсионной базе (В. Г. Данькевич, С. Д. Багин).

Регулярное подведение итогов поисковой работы экспедиционных отрядов на областных конференциях (Н. А. Сафатова) способствовало широкому распространению лучшего опыта школьного краеведения, победам на федеральных слетах актива как экспедиционных отрядов, так и школьных музеев, число которых выросло до 73 (В. М. Коротаев, С. Д. Багин).

Бурные 90-е гг. не принесли ожидавшегося улучшения в организации туристско-краеведческой деятельности школьников. Дополнительное образование, пришедшее на смену внешкольной работе, еще не могло полностью заменить старые формы работы, а деидеологиза-ция и деполитизация общественной жизни привели к серьезному нарушению патриотического воспитания подрастающего поколения.

Были ликвидированы музеи революционной славы, комсомольской и пионерской организаций, искались новые формы вовлечения школьников в ставший вдруг всем ненужный и погибавший от безденежья туризм.

Резко сократилось количество экскурсионных групп, пошатнулась вертикаль связей со школами и районными детскими учреждениями, школы получили право самим выбирать, как воспитывать детей, и, естественно, предпочтение было отдано наиболее легким, доступным и незатратным видам деятельности.

Станция была переименована в центр детского и юношеского туризма и экскурсий.

В 1992 г. с приходом Н. Л. Головизниной, Н. В. Черных, а затем и Л. Л. Порфирьевой открыла свои двери областная очно-заочная краеведческая школа - инновационное учреждение, примеров которому не было в России. Школа существует и по сей день, ее окончили более 800 активистов школьного краеведения из 32 районов области, исследователей родного края, чьи работы нашли должное место в фондах Государственного архива Кировской области и создали своеобразную энциклопедию юношеского взгляда на исто-

рию области, копилку свежих мыслей и тем, которые уже не один год находят свое развитие в последующих исследованиях краеведов. В работе школы участвуют преподаватели кировских вузов (доктор исторических наук М. С. Судовиков, кандидат исторических наук А. А. Машковцев, кандидаты педагогических наук И. В. Романова, М. Ф. Соловьева и др.). Цель школы - помочь ребятам из сельской глубинки адаптироваться к современным условиям жизни, получить серьезное образование и приобрести достойную профессию. И главным инструментом в реализации этой цели стало обучение навыкам исследовательской деятельности на краеведческой основе. Обучение здесь тесно переплетается с насыщенной культурной программой: ребята посещают кировские театры, литературные и музыкальные вечера, музейные выставки и экспозиции.

Базой для работы школы стал областной музей народного образования, открытый как структурное подразделение Центра в 1997 г. (заведующая Н. Л. Головизнина). Он располагается в старинном особняке вятского купца Я. А. Прозорова. Основными посетителями музея являются студенты, школьники, педагоги города и области. Здесь проходят литературно-музыкальные вечера, детские праздники, встречи с интересными людьми. Регулярно издаются труды музея: каталоги и публикации материалов фондовых коллекций, статьи по истории народного образования на Вятской земле.

Экскурсию в областном музее истории народного образования ведет Н. Л. Головизнина. 2005 Г.

С 1995 г. действует «Программа образования школьников Кировской области средствами туристско-краеведческой деятельности «Отечество - земля Вятская». Благодаря ее внедрению тысячи 66

школьников области включились в увлекательный процесс исследования родного края, стали участниками областных слетов, соревнований и конференций.

Центр ежегодно проводит областные олимпиады школьников по краеведению, конкурсы учебно-исследовательских работ, организует подготовку педагогического актива на краткосрочных курсах и туриадах за пределами области.

С 1991 г. проводятся ежегодные областные встречи юных краеведов-книголюбов. Их вдохновителем и неизменным организатором (совместно с библиотекой имени А. Грина) является педагог Центра Наталья Викторовна Черных. Школьники районов области соревнуются в знании произведений вятских писателей и поэтов: А. Грина, Н. Заболоцкого, О. Куваева, Л. Дьяконова, А. Ли-ханова и др.; с увлечением читают и сочиняют стихи и прозу, участвуют в инсценировках, пишут эссе, литературно-краеведческие исследования.

В 2004 г. было построено по индивидуальному проекту здание для старейшего структурного подразделения Центра - экскур-сионно-туристской базы. В ее составе - отдел путешествий и экскурсий и туристская база на 55 мест. Отдел работает с юными экскурсантами как на территории Вятского края, так и за его пределами, а также принимает иногородних гостей и организует для них экскурсионные программы.

В 2011 г. начался новый этап в жизни Центра (директор Г. П. Мезрина), скорее выживания в новых экономических условиях. Смена педагогического состава, вызванная уходом на пенсию части педагогов, сокращение финансирования не могли не сказаться на условиях работы и влиянии на школы области. Но выход нашелся - на смену старым технологиям пришел Интернет.

В 2008 г. было открыто несколько профильных сайтов по видам деятельности, которые в 2012 г. были объединены в один и послужили надежным средством связи с районами и активом, как взрослым, так и детским. Часть массовых мероприятий была перенесена в эту среду и сумела достичь гораздо более широкого охвата заинтересованных в развитии школьного туризма и краеведения людей.

С 2012 г. Центр является коллективным членом Международной общественной организации «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им. А. А. Остапца-Свеш-

никова» и коллективным членом Союза краеведов России, принимает активное участие в различных всероссийских и международных проектах.

В 2014 г. Кировское областное ГОБУ ДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» совместно с Красноярским краевым детско-юношеским центром туризма и краеведения, Башкирским республиканским детским оздоровительно-образовательным центром туризма, краеведения и экскурсий, Центром детско-юношеского туризма и краеведения г. Ростова Великого Ярославской области, Республиканским учебно-методическим центром дополнительного образования Минобразования и науки Республики Казахстан, Станцией юных туристов г. Астана, Областным центом детско-юношеского туризма и экологии Западно-Казахстанской области и Областной станцией юных туристов Южно-Казахстанской области выступил инициатором проведения Международного краеведческого конкурса учебно-исследовательских работ учащихся «Салют, Победа!», проводимого в рамках «Года ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в Содружестве Независимых Государств» (решение Совета глав государств Содружества в Минске от 25 октября 2013 г.), в рамках взаимодействия систем образования стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

В Центре активно работают наряду с очно-заочной краеведческой школой видеошкола (В. Н. Кочуров), школа туризма (Л. В. Смирнова, О. В. Фокин, В. Н. Кочуров) и приобретшая необычайную популярность очно-заочная школа спортивного ориентирования БОСС - «Будущее Ориентирования Создаем Сами» (А. А. Мезрин, Г. П. Мезрина).

В 2014 г. в третий раз в Центре прошел Всероссийский фестиваль-конкурс видеофильмов туристской, природоохранной и краеведческой тематики «Алый парус». На конкурс было заявлено 77 фильмов от педагогов и учащихся не только Кировской области, но и Самарской, Ярославской, Тверской, Вологодской, Брянской, Тамбовской, Новосибирской областей, Алтайского края, Приморского края, Республики Марий Эл, Ханты-Мансийского автономного округа, Удмуртской Республики, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и др.

Центр - лауреат Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей, удостоен диплома Национальной туристской премии имени Юрия Сенкевича «За развитие дет-

ского и юношеского туризма»; внесен в Федеральный реестр «Всероссийская Книга Почета», утвержден базовым инновационным учреждением дополнительного образования детей по Приволжскому федеральному округу.

Здание экскурсионно-туристской базы. 2006 г.

В этом заслуга не только сотрудников Центра, но и огромной армии организаторов туристско-краеведческой работы в Кировской области, которые есть теперь в каждой школе.

УДК 379.831; 37.072; 908

Ю. С. Константинов

ЦЕНТРУ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ «КОСМОС» ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА г. ЧЕЛЯБИНСКА - 30 ЛЕТ!

Представлена историческая ретроспектива развития Центра детского и юношеского туризма и экскурсий «Космос» Тракторозаводского района г. Челябинска. Проанализированы основные организационные и методические направления деятельности Центра в регионе за последние 30 лет. Опи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.