Научная статья на тему 'Исторические трансформации и современное состояние детско-юношеского туризма в Крыму'

Исторические трансформации и современное состояние детско-юношеского туризма в Крыму Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
389
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / ЭКСКУРСИИ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ПЕДАГОГИКА / ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРЫМ / CHILDREN AND YOUNG TOURISM / EXCURSIONS / STUDY OF LOCAL LORE / PEDAGOGICS / OUT-OF-SCHOOL EDUCATION / CRIMEA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдулхаиров Абжемиль Закерьянович

В статье проанализирован 130-летний период истории детско-юношеского туризма в Крыму на фоне происходивших за это время общественно-политических и социально-экономических трансформаций. На основе имеющегося опыта нескольких поколений организаторов туристско-краеведческой работы были выработаны рекомендации относительно принципов дальнейшего развития детско-юношеского туризма в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Абдулхаиров Абжемиль Закерьянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical transformations and modern state of child-youth tourism in the crimea

In the article the 130-years-old period of history of child-youth tourism in the Crimea on the background of socio-political and socio-economic transformations is analyzed. On the basis of the present experience of several generations of organizers of tourist-regional work guidelines related to principles of further development of child-youth tourism in a region were made.

Текст научной работы на тему «Исторические трансформации и современное состояние детско-юношеского туризма в Крыму»

К 100-летию ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ

УДК 94(477:75): 371.233+796.5

А. З. Абдулхаиров

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА В КРЫМУ

В статье проанализирован 130-летний период истории детско-юношеского туризма в Крыму на фоне происходивших за это время общественно-политических и социально-экономических трансформаций. На основе имеющегося опыта нескольких поколений организаторов туристско-краевед-ческой работы были выработаны рекомендации относительно принципов дальнейшего развития детско-юношеского туризма в регионе.

In the article the 130-years-old period of history of child-youth tourism in the Crimea on the background of socio-political and socio-economic transformations is analyzed. On the basis of the present experience of several generations of organizers of tourist-regional work guidelines related to principles of further development of child-youth tourism in a region were made.

Ключевые слова: детско-юношеский туризм, экскурсии, краеведение, педагогика, внешкольное образование, Крым.

Keywords: children and young tourism, excursions, study of local lore, pedagogics, out-of-school education, Crimea.

Постановка проблемы. В августе 2016 г. исполнилось 130 лет с момента возникновения организованного детско-юношеского туризма в Крыму. За это время данный вид внешкольной педагогической деятельности, тесно связанный с экскурсионным делом, краеведением, физическим, интеллектуальным, нравственно-патриотическим и эстетическим развитием подрастающего поколения, прошел сложный, но плодотворный путь, вопреки войнам, системным общественно-политическим трансформациям и социально-экономическим кризисам. Без четкого понимания основных этапов и организационных форм, закономерностей влияния позитивных и

негативных факторов на состояние детско-юношеского туризма едва ли возможно его дальнейшее успешное развитие.

Анализ исследований и публикаций. В настоящее время существует ряд работ дореволюционных, советских и современных авторов, в которых характеризуются важные факты и процессы, связанные с развитием детско-юношеского туризма на территории Крымского полуострова начиная с последней четверти XIX в. и до начала XXI в. Попытки более комплексного исследования данного вопроса были предприняты П. П. Дыбовым [1], А. Д. Поповым [2] и В. И. Шляпошниковым [3], однако они не создают целостного описания эволюции данного вида внешкольной педагогической деятельности на протяжении всего периода его существования, с момента зарождения и до наших дней. Лишь фрагментарные сведения о Крымском регионе присутствуют на данный момент в обобщающих работах по истории детско-юношеского туризма в России Ю. С. Константиновым [4], тем более что представленный в ней материал хронологически доведен лишь до конца 2008 г.

Цель работы - проанализировать основные этапы истории и современное состояние развития организованного детско-юношеского туризма в Крыму за весь период его существования.

Изложение основного материала. Начальной датой принято считать совершение 4-дневной поездки в Севастополь и его окрестности, предпринятой воспитанниками и наставниками Симферопольской мужской казенной гимназии 28-31 августа 1886 г. В то время на территории Таврической губернии не было ни одного высшего учебного заведения (ближайший университетский центр находился в Одессе), а среди существовавших средних учебных заведений именно Симферопольская мужская казенная гимназия имела наибольшую известность и авторитет. Здесь получали образование сыновья высокопоставленных чиновников губернского уровня, крупных предпринимателей, представителей научной и творческой интеллигенции. Поэтому неудивительно, что совершённая экскурсионная поездка имела большой общественный резонанс. Подробный отчет о её проведении был опубликован на страницах газеты «Таврические губернские ведомости», а также в виде двух отдельных изданий. Осенью 1886 г. был опубликован краткий отчет инспектора Симферопольской гимназии А. Н. Попова об экскурсии в Севастополь [5], а в 1889 г. на деньги, пожертвованные симферопольским купцом Б. Топаловым, была сделана публикация

расширенного иллюстрированного отчета о данном экскурсионном мероприятии [6].

У истоков детско-юношеского туризма в Крыму также стояли педагоги и воспитанники Симферопольского реального училища имени императора Николая II. По инициативе директора училища П. И. Бракенгеймера с 1900 г. здесь организовывались тематические многодневные экскурсии (например, «суворовская», «пушкинская»). Данное учебное заведение также внесло свой вклад в развитие активных видов туризма - спелеологического и велосипедного. Примечательно, что отчеты о крупных туристско-экскур-сионных мероприятиях Симферопольского реального училища публиковались на страницах педагогических журналов общероссийского уровня - «Естествознание и география» [7] и «Вестник учителей рисования» [8].

Однако на определенном этапе педагогам и учащимся стало «тесно» на территории Крымского полуострова, несмотря на очень высокую концентрацию здесь разнообразных достопримечательностей. Первые дальние путешествия крымских учащихся были связаны с посещением ими Всероссийской промышленной и художественной выставки, открывшейся 28 мая 1896 г. в Нижнем Новгороде. По распоряжению российского правительства всем участникам ученических экскурсий на эту выставку было предоставлено право на бесплатный проезд по железной дороге до Нижнего Новгорода и обратно, а также на бесплатный ночлег в помещениях нижегородских учебных заведений. Сохранился отчет о 18-дневной поездке на Нижегородскую выставку сборной группы из 20 гимназистов, представлявших Симферопольскую и Феодосийскую гимназии [9].

Если установление льготного проезда для ученических групп, направляющихся на Новгородскую выставку, являлось разовой акцией, то с 9 марта 1902 г. на всех железных дорогах Российской империи был введён льготный тариф № 6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные экскурсии. Теперь воспитанники высших и средних учебных заведений страны, а также сопровождающие их лица учебного персонала при следовании в вагонах III класса получали скидку в 50% от общего тарифа. Учащиеся начальных учебных заведений при поездке на расстояние до 50 верст (53,3 км) включительно имели право на бесплатный проезд, а в случае перемещения на расстояние от 51 до 300 верст (320 км) также пользовались 50%-й скидкой [10].

Ещё одним важным вопросом, который приходилось решать руководителям детско-юношеского туризма, был поиск бесплатных или хотя бы недорогих помещений для ночлега в пунктах остановок. Чаще всего этот вопрос решался за счет взаимных договоренностей между руководителями учебных заведений, когда для размещения использовались пустующие во время каникул помещения. Например, за лето 1912 г. в пансионе Симферопольской мужской казенной гимназии размещались организованные группы учащихся из Люблинской, Ростовской, 2-й Самарской мужских гимназий, Нижегородского реального училища.

Наиболее остро среди крымских городов вопрос каникулярного размещения юных путешественников стоял в Ялте, которую в отдельные годы посещало до 150 ученических групп, т. е. около 34 тыс. человек. Немногочисленные ялтинские учебные заведения могли принять лишь небольшое количество юных туристов, а остальные из-за дороговизны жилья вынуждены были довольствоваться ещё более скромными условиями размещения. В 1911 г. на это обратил внимание даже ялтинский градоначальник И. А. Дум-бадзе, который в письме губернскому руководству сообщал следующее: «Учащиеся [экскурсанты] валяются на полу даже без всякой подстилки, а что касается их пищи, то она внушает прямо жалость...» [11]. В 1912 г. городские власти Ялты ещё более усугубили ситуацию, введя полный запрет на предоставление юным туристам помещений в местных учебных заведениях. Это решение аргументировалось тем, что из-за размещения иногородних групп во время каникул здания ялтинских учебных заведений не могут быть отремонтированы [12].

В этих сложных условиях единственной организацией, пришедшей на помощь учащимся в вопросах размещения, стало Ялтинское отделение Крымско-Кавказского горного клуба (ЯО ККГК). В арендованном здании этой общественной организацией были оборудованы специальные помещения для размещения учащихся-экскурсантов - фактически, первая детская турбаза, возникшая на территории Таврической губернии. Здесь всего за 25 копеек в сутки каждый из них мог получить место на парусиновой койке, общий на всю комнату умывальник и кипяток для чая. Очень скромная по ялтинским меркам цена на проживание в этом приюте для юных туристов оправдывала его спартанскую обстановку. Только лишь за июнь - июль 1914 г. здесь побывало 1126 учащихся и

сопровождающих их лиц, которые представляли мужские и женские гимназии, реальные, коммерческие, технические, сельскохозяйственные, епархиальные и начальные училища десятков городов страны, от Кишинева до Омска, от Нижнего Новгорода до Владикавказа [13].

Война, начавшаяся в 1914 г., отразилась на географии школьных экскурсий и путешествий. Резко сократилось число дальних экскурсий, но продолжали совершаться ближние, по территории своих губерний.

В 1915-1917 гг. в стране происходил пересмотр учебных планов и программ почти всех типов школ разных ведомств. Первой министром народного образования была подписана новая программа для высших начальных школ. В объяснительной записке к программе указывалось, что для каждого класса должны быть разработаны план и программа экскурсий, которые следовало проводить в учебные часы. Для дальних экскурсий рекомендовалось выделить по нескольку полных учебных дней в течение года. Таким образом, в школах России к 1916 г. экскурсии, связанные с учебным материалом, были признаны равноправными среди других методов обучения [14].

Как мы видим, уже в дореволюционный период детско-юношеский туризм был тесно связан с социальной средой. Публикация отчетов о проведении путешествий, экскурсий и походов повышала имидж учебных заведений, привлекала внимание широкой общественности, в том числе меценатов. Помимо средств самих учебных заведений и родителей учащихся для проведения подобных мероприятий привлекались благотворительные пожертвования, а органы государственной власти начали предоставлять им определенные льготы. Именно в Российской империи впервые были апробированы различные схемы социального взаимодействия по линии: учебное заведение - общество - власть, которые могли бы использоваться и в современных условиях.

На протяжении 1920-х гг. детско-юношеский туризм в Крыму развивался как за счет общероссийских учреждений, так и за счет усилий местных энтузиастов. С одной стороны, на южном берегу Крыма создаются сезонные объекты размещения Опытно-показательной экскурсионной базы Института методов внешкольной работы Наркомпроса РСФСР, ведущих большую работу по хозяйственному и научно-методическому обслуживанию групп учащихся, прибы-

вающих из других регионов страны [15]. С другой стороны, директор Опытно-показательной школы при Наркомпросе Крымской АССР П. В. Никольский апробировал на практике многие теоретические положения представителей т. н. «ленинградской» экскурсионной школы (Н. П. Анциферова, И. М. Гревса и др.), тяготевших к историко-культурной урбанистике. По инициативе П. В. Никольского проводились чрезвычайно глубокие по своему содержанию культурно-исторические экскурсии воспитанников возглавляемой им опытно-показательной школы по Бахчисараю и Симферополю. Им же были организованы комплексные многодневные экскурсии-экспедиции учащихся в деревню Саблы (сейчас с. Партизанское Симферопольского района), во время которых проводилась самая разнообразная работа - от сбора геологических коллекций и устных свидетельств жителей, до изучения документов по колхозной конторе и помощи колхозникам в сборе урожая [16].

В 1934 г. в Симферополе была открыта Крымская детская экс-курсионно-туристическая станция (КрымДЭТС), которая в организационном и финансовом плане подчинялись Наркомпросу Крымской АССР, а в методическом плане - Центральной детской экскур-сионно-туристической станции г. Москвы. Штат Станции состоял из директора, инструкторов-методистов, хозяйственного и обслуживающего персонала. Для проведения экскурсий, культурно-массовых мероприятий и кружковой работы привлекались местные педагоги и краеведы. К началу Великой Отечественной войны Крым-ДЭТС превратилась в главный организационный и методический центр развития детско-юношеского туризма на Крымской земле. В 1940 г. различными видами туристско-экскурсионной работы КрымДЭТС было охвачено не менее 8735 учащихся [17].

В мае 1944 г. Крымский полуостров был освобожден от оккупации, а уже с 1 августа того же года КрымДЭТС возобновила свою работу. До конца года в её помещении остановились 136 юных путешественников из различных городов Крыма, а также из Москвы. Вместе с тем в отчете КрымДЭТС за 1944 г. констатировалось, что «оборудование станции очень скромное», «снаряжения по туризму совершенно нет», «вопросы питания, топлива весьма сложны в обстановке нашей военной действительности», «разработанных маршрутов станция не имеет» [18].

К лету 1947 г. КрымДЭТС смогла развернуть сезонные турбазы для приема юных туристов в Алуште, Симферополе и Ялте. Они

размещались в арендованных на время летних каникул школьных помещениях, плохо приспособленных для размещения туристов. На этих базах не хватало самого необходимого инвентаря - кроватей, матрацев, подушек, одеял. Еще хуже обстояло дело с самым элементарным туристским снаряжением - палатками, рюкзаками, флягами. Нередко юные туристы вынуждены были отправляться в турпоходы с корзинами и чемоданами вместо рюкзаков.

Постепенно вокруг КрымДЭТС сформировался постоянный актив учащихся, интересующихся краеведением и активными видами туризма. Весной 1948 г. в Симферополе состоялся первый областной слет юных путешественников Крыма, на который прибыли 120 делегатов, представлявших все города и многие районы полуострова. К 1950 г. было открыто 11 клубов юных путешественников в Симферополе, Севастополе, Алуште, Белогорске, Евпатории, Керчи, Феодосии, Ялте и Советском районе [19].

1950-е гг. для детского туризма были годами массового распространения и бурного развития. Это связано, главным образом, с приходом в школы бывших фронтовиков, которые стали организовывать походы и экскурсии по местам сражений Великой Отечественной, приобщать воспитанников к подвигам народа. Участниками Великой Отечественной войны были и многие педагоги и руководители детских экскурсионно-туристских организаций [20].

С 1952 г. под руководством КрымДЭТС ежегодно проводились областные звездные туристские походы школьников Крыма. Экспедиционные отряды школ различных городов и районов совершали походы к заранее намеченным опорным пунктам, выполняя краеведческие задания определенной тематики. Несмотря на чрезмерную политизацию таких массовых мероприятий, приуроченных к таким датам, как 40-летие советской власти, 40-летие создания пионерской организации, 90-летие со дня рождения В. И. Ленина и т. д., они, несомненно, способствовали популяризации туристско-краеведческой работы среди школьников. Если в 1952 г. на территории Крымского полуострова участниками звездных туристских походов стали 4,2 тыс. юных туристов, то в 1967 г. их количество достигло уже 68,7 тыс. чел. [21]

В то же время на рубеже 1950-1960-х гг. окончательно обозначились основные проблемы, тормозившие дальнейший рост ту-ристско-краеведческой работы пионеров и школьников Крыма. В отличие от параллельно существующей сети станций юных нату-

радистов и юных техников, не были созданы городские станции юных туристов в Ялте, Алуште, Феодосии, Евпатории. Исключение составил лишь Севастополь, где собственная ДЭТС была создана из-за того, что город имел особый юридический статус и формально не входил в состав Крымской области. Другой существенной проблемой было то обстоятельство, что КрымДЭТС не имела собственных капитальных зданий для туристских баз на южном берегу Крыма и продолжала использовать арендованные школьные помещения. Здесь не могли быть созданы полноценные бытовые условия для проживания и питания юных туристов, а период их работы строго привязывался к периоду летних каникул [22].

С июля 1990 г. КрымДЭТС была реорганизована в Крымский республиканский центр детско-юношеского туризма и экскурсий (КРЦДЮТЭ). Несмотря на сложные социально-экономические условия 1990-х гг., Центр продолжал выполнять координацию тури-стско-краеведческой работы учащихся в масштабах Автономной Республики Крым [23]. В КРЦДЮТЭ действовало три отдела -краеведческий, туристический и экскурсионный, а также детская туристическая база. Он активно сотрудничал с такими организациями, как Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, Крымский филиал Института археологии НАН Украины, Республиканский комитет по охране культурного наследия, Республиканский краеведческий и этнографический музеи, Институт минеральных ресурсов, Государственный архив Автономной Республики Крым [24].

В 1990-е - начале 2000-х гг. КРЦДЮТЭ продолжал выступать организаторам ежегодного республиканского туристского слета школьников. Традиционно в программу слета включались: полоса препятствий, поход, туристский кросс, спортивное ориентирование, различные конкурсы и культурно-развлекательная программа. Однако слабость туристско-краеведческой работы на местах приводит к тому, что далеко не все регионы автономии присылали на слет своих представителей. Например, за период с 1998 по 2009 г. не пропустили ни одного слета лишь команды, представляющие Симферопольский район. Ни разу не были представлены на этих слетах команды Кировского, Первомайского, Советского районов, а также Ялты.

В середине 2000-х гг. КРЦДЮТЭ получил новое название -«Центр туризма и краеведения учащейся молодежи» (ЦТКУМ). На

тот момент в нем действовало до 70 кружков туристско-краевед-ческого направления, в которых занимались свыше 1,1 тыс. учащихся. Также Центр координировал работу по проведению Всеук-раинской туристско-краеведческой экспедиции «Краса и боль Украины», а также национальной историко-географической экспедиции «Сто чудес Украины», Всеукраинской экспедиции учащейся и студенческой молодежи «Моя Родина - Украина», Всеукраинской туристско-краеведческой экспедиции «Узнай свою страну». Однако материально-техническая база, объемы бюджетного финансирования и степень престижа труда работающих в ЦТКУМ энтузиастов явно находились на недостаточном уровне. Кроме того, проводимые мероприятия практически не освещались в местных средствах массовой информации, долгое время Центр не имел даже собственного веб-сайта в сети Internet.

Новый организационно-правовой этап в деятельности Центра начался в 2014 г. после вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации. ЦТКУМ был преобразован в Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Крым «Центр детско-юношеского туризма и краеведения» (ЦДЮТК) [25]. Представление об основных направлениях работы Центра дает его институциональная структура, включающая 4 отдела: краеведческий, организационно-массовый, туристский, спортивный. Кроме того, ЦДЮТК имеет собственную детскую туристскую базу в исторической части города Симферополя и отделение в Красногвардейском районе Республики Крым. По всем направлениям его деятельности организуются профильные смены в детских спортивных и оздоровительных лагерях, находящихся в ведении Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым. Это в определенной степени компенсирует отсутствие у Центра собственных объектов размещения в приморской и горной части Крыма.

В 2017 г. ЦДЮТК проводились многочисленные мероприятия, направленные на физическое, интеллектуальное, патриотическое и морально-нравственное развитие крымских детей и юношества. Среди них следует назвать 63-й Республиканский туристский слет учащихся образовательных учреждений Республики Крым, первенство Республики Крым по спортивному туризму, Открытое первенство Республики Крым по туристско-спортивному многоборью «Крымские каникулы», Открытый фестиваль пешеходного ту-

ризма «Крымская осень - 2017», Крымский республиканский этап Всероссийской военно-спортивной игры «Победа», Крымский республиканский этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество», Республиканский этап Всероссийской олимпиады по школьному краеведению, Республиканскую патриотическую краеведческую конференцию учащихся образовательных учреждений «Крым - наш общий дом», Республиканский телевизионный конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины», а также зональные и республиканские этапы спортивных турниров по мини-футболу, баскетболу, волейболу, вольной борьбе, дзюдо, самбо, включая Всероссийские соревнования по волейболу «Серебряный мяч» и Всероссийские «Президентские спортивные игры» [26].

Поскольку многие из этих мероприятий носят всероссийский характер, лучшие краеведы, юные спортсмены и туристы, прошедшие зональный, муниципальный и республиканский уровни отбора, участвуют в финальных этапах за пределами Крыма, на что выделяется соответствующее финансирование.

Выводы и предложения. Таким образом, на основе анализа более чем 130-летнего периода развития детско-юношеского туризма в Крыму можно прийти к следующим выводам:

• Детско-юношеский туризм может эффективно развиваться только в условиях комплексной и синхронной поддержки со стороны государства, общественных организаций, предпринимателей-меценатов, а также при постоянном внимании к его проблемам со стороны широкой общественности.

• Туристско-краеведческая работа с детьми и юношеством должна опираться на широкую сеть внешкольных учреждений, охватывающих все города, при обязательном наличии собственной материально-технической базы (турбаз и лагерей) хотя бы в самых популярных среди юных туристов центрах Крыма.

• В эпоху «информационного общества» необходимо активно популяризировать туристско-краеведческую деятельность посредством новых информационных каналов, в первую очередь популярных среди молодежи социальных сетей (т. н. social media marketing).

• На территории популярных туристско-рекреационных центров, таких как Крымский полуостров, институциональная органи-

зация детско-юношеского туризма должна создавать равнозначные условия как для приезжих из других регионов, так и для юных крымчан, причем активное общение в рамках общих мероприятий «гостей» и «хозяев» Крыма должно взаимно обогатить внутренний мир представителей обеих сторон.

Только при названных выше условиях детско-юношескому туризму в Крыму будет обеспечено дальнейшее эффективное развитие в условиях глобальных геополитических изменений, а также новых тенденций в организации свободного времени и досуговой деятельности подрастающего поколения.

Примечания

1. Дыбов П. П. Из истории Крымского республиканского центра детского и юношеского туризма // Клио. 2001. № 2. С. 27-28.

2. Попов А. Д. Из истории детско-юношеского туризма в Крыму до начала Великой Отечественной войны // Культура народов Причерноморья. 2005. № 68. С. 27-30; Попов А. Д. Крымская детская экскурсион-но-туристическая станция в послевоенный период (1940-1950-е гг.) // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Сер. «История». 2008. Т. 21(60), № 1. С. 133-139.

3. Шляпошников В. И. Работа Крымской областной детской экскурси-онно-туристской станции // Известия Крымского отделения Географического общества СССР. 1954. Вып. 3. С. 113-120.

4. Детский туризм в России: очерки истории: 1918-1998 гг. / авт.-сост. Ю. С. Константинов. М. : ЦДЮТур, 1998. 176 с.; Из истории детского туризма в России 1918-2008 гг. / авт.-сост. Ю. С. Константинов. М. : ФЦДЮ-ТиК, 2008. 312 с.

5. Попов А. Н. Поездка с учениками Симферопольской гимназии для осмотра достопримечательностей в г. Севастополе и его окрестностях (28, 29, 30 и 31 августа 1886 г.). Симферополь : Таврическая губ. тип., 1886. 36 с.

6. Первая учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии. Севастополь и его окрестности / сост. А. Н. Попов. Симферополь, 1889. 204 с.

7. Свищов Е. «Суворовская» образовательная экскурсия воспитанников Симферопольского Императора Николая II реального училища // Естествознание и география. 1900. № 9. С. 40-41; Свищов Е. Чатырдагские пещеры // Естествознание и география. 1906. № 5. С. 61-63; Свищов Е. Из Бахчисарая в Ялту по горным тропам // Естествознание и география. 1906. № 7. С. 54-62.

8. Крестианполъ П. И. О значении художественных экскурсий для учащихся и о рисовании (с натуры) на открытом воздухе // Вестник учителей рисования. 1905. № 7. С. 78.

9. Государственный архив Республики Крым (ГА РК), г. Симферополь. Ф. 104. Оп. 1. Д. 75. Л. 214-217.

10. Багдасарян В. Э. История туризма : учеб. пособие / В. Э. Багдаса-рян, И. Б. Орлов, А. Д. Попов. М. : ИНФРА-М, 2017. С. 94.

11. Мальгин А. В. Русская Ривьера. Курорты, туризм и отдых в Крыму в эпоху Империи. Конец XVIII - начало ХХ в. Симферополь : СОНАТ, 2004. С. 254.

12. Государственный архив Республики Крым (ГА РК), г. Симферополь. Ф. 42. Оп. 1. Д. 173. Л. 3-4.

13. Отчёт о деятельности Ялтинского отделения Крымско-Кавказского горного клуба в 1914 году. Ялта : Труд, 1915. С. 22-23.

14. Детский туризм в России : очерки истории: 1918-1998 гг. / авт.-сост. Ю. С. Константинов. М. : ЦДЮТур, 1998. С. 9-10.

15. Массовые школьные экскурсии: Ленинград, Волховстрой, Урал, Волга, Крым, Кавказ / под ред. А. Я. Закса. М. : Работник просвещения, 1926. С. 15-17.

16. Курамшина Ю. В. Теория и практика «экскурсий в культуру»: П. В. Никольский и отечественные экскурсионисты первой трети ХХ века / Ю. В. Курамшина, А. Д. Попов // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Сер. «Философия. Политология. Культурология». 2015. Т. 1(67), № 3. С. 142-150.

17. Попов А. Д. Из истории детско-юношеского туризма в Крыму до начала Великой Отечественной войны // Культура народов Причерноморья. 2005. № 68. С. 27-30.

18. Государственный архив Республики Крым (ГА РК), г. Симферополь. Ф. Р-1752. Оп. 2. Д. 2. Л. 1.

19. Попов А. Д. Крымская детская экскурсионно-туристическая станция в послевоенный период (1940-1950-е гг.) // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Сер. «История». 2008. Т. 21 (60), № 1. С. 134-136.

20. Из истории детского туризма в России 1918-2008 гг. / авт.-сост. Ю. С. Константинов. М. : ФЦДЮТиК, 2008. С. 60.

21. Государственный архив Республики Крым (ГА РК), г. Симферополь. Ф. Р-1752. Оп. 2. Д. 252. Л. 15.

22. Попов А. Д. Крымская детская экскурсионно-туристическая станция в послевоенный период (1940-1950-е гг.) // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Сер. «История». 2008. Т. 21 (60), № 1. С. 138.

23. Дыбов П. П. Из истории Крымского республиканского центра детского и юношеского туризма // Клио. 2001. № 2. С. 27-28.

24. Анфимова В. Путешествие длиною в 70 лет // Крымские известия. 2005. 25 янв.

25. Историческая справка о деятельности Центра детско-юношеского туризма и краеведения. URL: http://crimuntur.ru/osnovnye-svedeniya.

26. Перечень мероприятий Государственных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования Республики Крым на 2017 год. URL: http://crimuntur.ru/dokumenty-kraevedenya/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.