Научная статья на тему 'Этапы развития детско-юношеского направления туристско-рекреационной деятельности в Харьковской области'

Этапы развития детско-юношеского направления туристско-рекреационной деятельности в Харьковской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
275
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / CHILDISH-YOUTH''S TOURISM / ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ / АКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА / ТУРИСТСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ / TOURIST''S COMPETITIONS / ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ / STAGES OF FORMATION / ACTIVE DEVELOPMENT / YOUNG RESEARCHERS / HEALTH-IMPROVING ESTABLISHMENTS / LOCAL HISTORY WORK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Редина Валентина Андреевна, Скрыль Ирина Анатольевна

В статье рассматривается развитие детско-юношеского туризма в Харьковской области в период 30-х гг. ХХ в. и до наших дней. Выделены этапы его развития: учреждения, становления, активного развития, стабильного развития. Каждый этап охарактеризован, раскрыты особенности развития детско-юношеского туризма, определены приоритетные направления туристско-краеведческой деятельности в разные годы. Значительное внимание уделено системе организации массовой туристско-краеведческой работы с учащейся молодежью региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is telling about the development of childish-youth's tourism in Kharkov's region in the period of 30th years of the XXth century, and up to date. The stages of the development have been marked out: beginning, becoming, active development, stable development. The characteristic has been given to the each stage, the peculiarities of the development of the childish-youth's tourism in the various years have been discovered. Priority directions of tourist-local history activity have been defined in different years. Great attention has devoted to system of organization of mass tourist-local history work with studying youth of the region

Текст научной работы на тему «Этапы развития детско-юношеского направления туристско-рекреационной деятельности в Харьковской области»

В. А. Редина,

г. Харьков И. А. Скрыль,

г. Харьков

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматривается развитие детско-юношеского туризма в Харьковской области в период 30-х гг. ХХ в. и до наших дней. Выделены этапы его развития: учреждения, становления, активного развития, стабильного развития. Каждый этап охарактеризован, раскрыты особенности развития детско-юношеского туризма, определены приоритетные направления ту-ристско-краеведческой деятельности в разные годы. Значительное внимание уделено системе организации массовой туристско-краеведческой работы с учащейся молодежью региона.

This article is telling about the development of childish-youth's tourism in Kharkov's region in the period of 30th years of the XXth century, and up to date. The stages of the development have been marked out: beginning, becoming, active development, stable development. The characteristic has been given to the each stage, the peculiarities of the development of the childish-youth's tourism in the various years have been discovered. Priority directions of tourist-local history activity have been defined in different years. Great attention has devoted to system of organization of mass tourist-local history work with studying youth of the region

Ключевые слова: детско-юношеский туризм, этапы становления, активное развитие, оздоровительные учреждения, краеведческая работа, туристские соревнования, юные исследователи.

Keywords: childish-youth's tourism, stages of formation, active development, health-improving establishments, local history work, tourist's competitions, young researchers.

Актуальность темы исследования. Приоритетным направлением туристско-рекреационной деятельности (ТРД) с точки зрения оптимизации функционирования региональной социогеоси-стемы, достижения социального эффекта является, по нашему мнению, детско-юношеская. Путешествие для учащейся, студенческой

молодежи выступает мощным средством формирования исторического сознания, приобщения к историческому прошлому. А это -существенный фактор воспитания не только свободной, но и ответственной личности, которая осознает свою причастность к истории и обнаруживает способность оценивать собственные поступки, учитывая ответственность за содеянное перед предками, современниками и потомками. Для молодежи туризм является необходимым путем развития интеллектуальных, чувственных, познавательных усилий, направленных на приобретение нового социального опыта. В Харьковской области детско-юношеское направление ТРД имеет стабильное развитие и основывается на традициях, заложенных в предыдущие десятилетия, поэтому исследование этапов его развития является актуальным.

Целью статьи является исследование особенностей этапов развития детско-юношеского направления туристско-рекреацион-ной деятельности в Харьковской области.

Изложение основного материала. В истории развития детско-юношеского направления ТРД Харьковщины можно выделить четыре этапа.

Первый этап - начало (1935-1941 гг.). Формирование системы детско-юношеского туризма и краеведения в Украине началось в 1930 г., когда в г. Харьков при Наркомпросе УССР и ЦК ЛКСМУ была создана Центральная исследовательская детская экскурсионная станция (ЦИДЭС), которая организовала детскую экскурсион-но-туристическую деятельность в Украине.

Начало туристской работы с детьми на Харьковщине было положено в 1930-е гг. известным украинским писателем и журналистом Н. Трублаини. Еще до открытия в Харькове 7.09.1935 г. первого в стране Дворца пионеров и октябрят начал свою работу клуб юных исследователей Арктики под его руководством. Официальной датой открытия клуба считается 15 ноября 1934 г. Уже в первый год своего существования клуб насчитывал более трехсот членов - юных географов, метеорологов, зоологов, геологов, связистов, авиаторов, штурманов. В работе клуба сочетались теоретические занятия и практика, диспуты и разработка индивидуальных проблемных проектов. Члены клуба осуществили экспедицию за Полярный круг, побывали на Новой Земле, осматривали фьорды Скандинавии с борта ледокола, встречались с учеными и прославленными полярниками - Г. Ушаковым, А. Шмидтом, И. Папани-

ным. Клуб просуществовал до начала Великой Отечественной войны. Также в довоенном Дворце действовали клуб юных исследователей подводных глубин (также проект Н. Трублаини) и клуб юных альпинистов. В годы Великой Отечественной войны здание Харьковского Дворца пионеров и октябрят было полностью разрушено и восстановлению не подлежало.

Второй этап - становление (1948 г. - конец 1960-х гг.). После освобождения Харькова 23.08.1943 г. началась восстановление разрушенного города, а потому только в 1948 г. в помещении нынешнего Дворца бракосочетания «Центральный» (ул. Сумская, 57) начал работу Дворец пионеров, где тоже работали туристские кружки под руководством И. Туза, В. Шаронова, А. Титова, Д. Кузнецовой.

Активное развитие туристско-краеведческой работы среди ученической молодежи Харьковщины началось в 1950-е гг., когда решением Харьковского областного совета от 22 октября 1951 г. была открыта Харьковская областная экскурсионно-туристская база. На основании решения Совета Министров Украины от 22.05.1952 облДЭТБ была переименована в Харьковскую детскую экскурсионно-туристскую станцию (ДЭТС). Последнее изменение названия заведения состоялась в 1976 г., когда на основании приказа Министерства просвещения СССР от 12.01.1976 г. Харьковская облДЭТС была переименована в Харьковскую областную станцию юных туристов.

Первым директором облДЭТБ был В. Логвинов. Главным направлением деятельности коллектива было проведение походов по родному краю и привлечение школьников к занятиям в кружках. С 1957 по 1968 г. облДЭТС возглавлял М. Красников. Небольшой, но творческий педагогический коллектив облДЭТС инициировал создание передвижных туристских лагерей по Харьковщине, Крыму, а в областной газете «Ленинская смена» систематически печатались материалы исследований юных туристов-краеведов под рубрикой «ТИРК» - общество исследователей родного края.

Значительным этапом в развитии туристско-краеведческой работы среди ученической молодежи Харьковщины стала Всесоюзная туристско-краеведческая экспедиция «Моя Родина - СССР». Создавались комплексные внешкольные учреждения, открывались туристско-краеведческие клубы, секции, кружки, экспедиционные отряды. Несмотря на некоторую заполитизированность направле-

ний экспедиции, она позволила охватить сотни тысяч учеников поисково-краеведческой работой, что способствовало созданию краеведческих уголков, школьных музеев.

В 1963 г. был открыт городской клуб «Тропинка» на базе Харьковского Дворца пионеров и школьников им. П. Постышева, который стал центром туристско-краеведческой работы с учащимися Харькова. Клуб «Тропинка» (руководитель Я. Якушенко) инициировал проведение городских слетов юных туристов-краеведов, разнообразных краеведческих конференций, лекториев, путешествий по Украине, Советскому Союзу, походов выходного дня «Золотая осень», «Зимний день туриста-следопыта», «Навстречу весне».

Значительную поддержку развития детского туризма оказывал директор Дворца В. Горюн (1926-1971 г.), выдающийся педагог-географ, увлекавшийся водным туризмом. Клубом «Тропинка» впервые летом 1964 г. был создан палаточный туристско-краевед-ческий лагерь в районе Изюмской луки Северского Донца. Отряды в лагере состояли из туристов-краеведов, юных географов, геологов, зоологов. Только за два первых года существования туристских кружков было совершено 2 многодневных лыжных похода, 4 пеших и 1 водный поход по Харьковской области, походы в сложных метеорологических условиях по лесистым Карпатами и горному Крыму.

С самого начала туристские кружки поддерживали тесную связь с учеными города, в частности Харьковского государственного университета (ныне - ХНУ имени В. Н. Каразина). Ученые университета часто выступали перед кружковцами с беседами и докладами, оказывали содействие в организации и проведении многоплановой работы, организовывали экскурсии в лаборатории и кабинеты университета. В частности, по предложению профессора В. Макридина была организована Школа юного геолога, а в 1974 г. состоялась первая геологическая олимпиада.

Третий этап - активного развития (конец 1960-х - середина 1980-х гг.). Деятельность Харьковской облДЭТС значительно активизировалась в связи с назначением на должность директора Л. Благой, которая работала на этой должности с 1968 по 1985 г. Под ее руководством начала разворачиваться туристско-краеведческая работа в сельских районах Харьковщины, определились основные направления развития учреждения: спортивный туризм, краеведение,

экскурсионная деятельность. В 1975 г. был создан отдел туризма и спортивного ориентирования, который способствовал развитию видов туризма, проведению различных соревнований по туризму и спортивному ориентированию, инициировал подготовку педагогических туристских кадров путем проведения соревнований учителей, инструкторских походов и т. п. Все это дало положительные результаты. Возросло количество детей, охваченных активными формами работы, в первую очередь, ступенными и категорийными походами. Харьковские школьники совершили в эти годы походы по Харьков-щине, Крыму, Карпатам, Кавказу, Приполярному и Южному Уралу, Памиру, Тянь-Шаню, Фанських горам, Алтаю, Саянам, Прибайкалью и Забайкалью. Отчеты юных туристов Харьковщины о проведенных походы ежегодно занимали призовые места в республиканских, всесоюзных конкурсах на лучший поход года. На профессиональной основе стали проводиться детские областные туристские слеты и соревнования по видам туризма и спортивного ориентирования. В 1979 г. была создана областная маршрутно-квалификационная комиссия (МКК), областная кадровая комиссия.

В 1970-е гг. был создан краеведческий отдел облСЮТур, благодаря чему значительно распространилась краеведческая работа со школьниками, было создано научное общество юных краеведов «Следопыт» (1976 г.), которое позволило в 1994 г. открыть Харьковское областное территориальное отделение Малой академии наук, в частности секции историко-географического направления.

В 1970-80-х гг. Харьковская областная станция юных туристов была инициатором создания временных детских туристских баз в разных городах и республиках бывшего Советского Союза. В каникулярный период, особенно летом, турбазы Харьковской обл-СЮТур работали в Москве, Ленинграде, Таллине, Риге, Вильнюсе, Минске, Калининграде, Киеве, Одессе, Сухуми, Батуми. Отдел экскурсий облСЮТур разрабатывал экскурсионные маршруты, программы пребывания детей, организовывал для них проезд, проживание, питание, содержательный досуг и, безусловно, насыщенную экскурсионную программу. Ежегодно летом около 25 тысяч школьников Харьковщины путешествовали по путевкам обл-СЮТур. Опыт работы Харьковской областной станции юных туристов по этому направлению неоднократно заслушивался на Всесоюзных и Республиканских семинарах, которые проводились на базе облСЮТур.

Четвертый этап - устойчивого развития (середина 1980-х гг. - по настоящее время). С 1985 г. коллектив Харьковской областной станции юных туристов возглавила В. Редина, продолжившая традиции Харьковской областной станции юных туристов, которые были основаны коллективом и развивались на протяжении многих лет. Переход от активного к стабильному развитию характеризуется формированием целостной системы организации массовой туристско-краеведческой деятельности с учащейся молодежью, разветвленной сетью кружков туристско-краеведческого профиля в районах Харьковской области, плодотворным сотрудничеством с высшими учебными заведениями, ведущим среди которых является Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина.

Выводы. Проведенный историко-географический анализ развития детско-юношеского направления туристско-рекреационной деятельности в Харьковской области позволил выделить соответствующие этапы: учреждения, становления, активного развития и стабильного развития. К системе туристско-краеведческой работы привлекаются общеобразовательные учебные заведения (общеобразовательные, специализированные школы, лицеи, гимназии, коллегиумы, учебно-воспитательные комплексы, школы-интернаты) и внешкольные учебные заведения, среди которых есть комплексные (дворцы детского и юношеского творчества, центры внешкольного образования, дома школьника) и профильные (станции юных натуралистов, станций юных техников, станции юных туристов, центры туризма и краеведения учащейся молодежи, клуб юных моряков). Все эти заведения в той или иной степени привлекают детей к туристско-краеведческой работе, но основу такой деятельности составляют профильные туристско-краеведческие учреждения -станции юных туристов, центры туризма и краеведения учащейся молодежи, которые используют самые разнообразные формы привлечения детей к туризму и краеведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.