ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
УДК 008:379.85 (470.51)(045)
Л.В. Баталова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ В УДМУРТИИ (1930-е - 1990-е годы)
На основе архивных источников рассматривается процесс становления и развития детско-юношеского туризма в Удмуртии. Исследуются организационная структура детско-юношеского туризма, формы и методы туристско-экскурсионной деятельности.
Ключевые слова: детско-юношеский туризм, туристско-краеведческая экспедиция, экскурсионно-туристская станция.
С первой трети XX в. важным направлением туристско-экскурсионной работы в СССР, в том числе и в Удмуртии, становится детско-юношеский туризм [4. С. 22]. В целях его развития в 1930 г. было образовано специальное туристско-экскурсионное учреждение - Центральная детская экскурсионно-туристская станция, являвшаяся руководящим организационно-методическим центром во всесоюзном масштабе, в основные задачи которого входило содействие туристско-экскурсионной работе в школах и клубах [1. Ф. 9520. Оп. 1. Д. 8. Л. 45].
В мае 1931 г. в г. Ижевске была создана Республиканская детская экскурсионно-туристская станция (далее РДЭТС), которая в своей деятельности подчинялась Центральной детской экскурсионно-туристской станции. РДЭТС представляла собой методический и организационный центр туристской, экскурсионной и краеведческой работы в Удмуртии. Туристская станция разрабатывала методические рекомендации для туристско-краеведческих кружков, секций и клубов общеобразовательных школ, дворцов пионеров, маршруты туристских походов и экспедиций, готовила общественные туристские кадры, проводила туристские соревнования и слеты, организовывала прием на туристских базах школьников, пропагандировала туризм и краеведение среди молодежи.
В 1950-е гг. одной из форм работы РДЭТС стала организация и проведение туристско-краеведческой экспедиции [1. Ф. 7576. Оп. 14. Д. 84. Л. 4]. Основными задачами экспедиции являлось закрепление и углубление знаний, полученных учащимися в школе, расширение их кругозора, привитие им ряда практических умений и навыков, физическое развитие и укрепление здоровья [1. Ф. 7576. Оп. 14. Д. 29. Л. 38].
Необходимо отметить, что отдельной страницей истории отечественного туризма следует считать Всесоюзный туристский поход молодежи по местам боевой славы: во-первых, это была одна из самых эффективных форм историко-патриотического воспитания молодежи; во-вторых, для большинства участников это была наиболее интересная, массовая форма участия в туристских маршрутах; в-третьих, в этих походах участвовали сотни тысяч туристов, и главным образом молодежь; в-четвертых, поход привлекал романтикой приобщения к героическим страницам истории.
В июне 1965 г. бюро Удмуртского обкома ВЛКСМ и президиум Удмуртского областного совета по туризму приняли совместное постановление «Об участии комсомольцев и молодежи республики во Всесоюзном туристическом походе» [3. Ф. 92. Оп. 10. Д. 65. Л. 172]. Были разработаны практические меры по организации республиканского туристского похода и утвержден республиканский штаб. Структура мероприятий, осуществляемая в рамках Всесоюзного похода, включала в себя массовые туристские походы, поисковые экспедиции, создание музеев революционной, боевой и трудовой славы советского народа, шефство над памятниками, слеты.
В 1970-е гг. продолжалось проведение всесоюзных туристско-краеведческих экспедиций пионеров и школьников. В 1972 г. газета «Пионерская правда» и Центральная детская экскурсионнотуристская станция Министерства просвещения СССР объявили положение о Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина - СССР», посвященной 50-летию образования СССР и 50-летию присвоения комсомолу и пионерии имени В.И. Ленина. Целями и задачами экспедиции предусматривалось воспитание учащихся на примере революционных, боевых и трудовых традиций советского народа, дружбы и братства народов Советского Союза. Экспедиция являлась составной частью Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы [3. Ф. 92. Оп. 10. Д. 67. Л. 119]. По существу, экспедиция объединила в стране всю туристско-краеведческую работу.
В Удмуртии в 1972 г. во Всероссийской экспедиции пионеров и школьников «Мое Отечество»
2012. Вып. 1 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
приняли участие свыше 270 тыс. человек [3. Ф. 92. Оп. 10. Д. 65. Л. 172]. Ребята участвовали в поисковой, следопытской и исследовательской работе по всем направлениям экспедиции. Основными направлениями в работе экспедиционных отрядов была следопытская и краеведческая работа. Пионеры и школьники знакомились с местами боев гражданской войны, собирали материал о героях гражданской войны, изучали флору и фауну родного края, прошлое и настоящее Удмуртии, проводили экскурсии на промышленные предприятия и организовывали встречи с передовиками производства. Итоги экспедиции и походов ежегодно подводились на республиканском слете туристов-краеведов. В программу слета включались соревнования и конкурсы: по ориентированию, по туристской технике и навыкам, туристское ралли, краеведческая конференция, выставка, конкурс на лучшее заочное путешествие, конкурс художественной самодеятельности.
РДЭТС были разработаны задания отрядам по сбору материалов о земляках - участниках Великой Отечественной войны, велась большая работа по охране памятников боевой славы и увековечиванию памяти погибших героев. Например, в ходе поиска было установлено, что Кезский район нашей республики является родиной шести Героев Советского Союза [2. Ф. Р-1592. Оп. 1. Д. 17. Л. 54]. Во многих школьных краеведческих кружках было организовано планомерное изучение истории, природы и хозяйства родного края, села, города, колхоза, фабрики, завода. Активизировалась туристская и экскурсионно-краеведческая работа, проводимая внешкольными детскими учреждениями. В Домах пионеров создавались туристско-краеведческие кружки и секции, организовывались отряды юных туристов-краеведов.
Так, в 1980 г. в школах и внешкольных учреждениях Удмуртии работало 390 кружков туристско-краеведческого направления: юных геологов и географов, исторического и литературного краеведения, этнографические, пешеходные, лыжные, велотуризма, водные [2. Ф. Р-1245. Оп. 1. Д. 215. Л. 15]. Только при Республиканской станции юных туристов работало 30 кружков пешеходного и лыжного туризма, юных географов и биологов, юных историков-краеведов. Также функционировали клубы туристов: клуб «Поиск» при средней школе с. Шаркан, клуб «Прометей» при школе № 5 г. Камбарки, клуб «Родина» при школе № 4 г. Глазова и др. [2. Ф. Р-1592. Оп. 1. Д. 23. Л. 46]. Была создана детская туристская база в пос. Воложка на 120 мест. Членами клубов туристов проводились водные многодневные походы на байдарках, в частности по маршруту Воткинск - Сарапул, по рекам Вотка - Сива - Кама; горные походы I категории сложности в район Восточных Саян; совершались велопоходы на Архангельское месторождение нефти и в Набережные Челны [2. Ф. Р-1592. Оп. 1. Д. 182. Л. 4].
Учащиеся ряда школ республики принимали активное участие в массовых геологических походах, производили поиск новых месторождений полезных ископаемых и местных строительных материалов, а также обследовали водные ресурсы, оберегали памятники истории и культуры. Так, кружковцы Юкаменской школы в 1978 г. описали и исследовали 11 родников района и провели работу по изучению редких деревьев: кедра и дуба. По заданиям кафедры географии УдГУ вели работу учащиеся средних школ Увинского района: исследовали полезные ископаемые и проводили гидрологические наблюдения на реках Ува, Нылга и др. [2. Ф. Р-1592. Оп. 1. Д. 4. Л. 39].
Сбор и изучение школьниками произведений народного творчества велись в школах Юкамен-ского, Шарканского, Балезинского районов. Был собран удмуртский фольклорный материал - песни, танцы, пословицы, поговорки. Настоящими исследователями были учащиеся Пышкетской школы Юкаменского района, которые стали обладателями диплома первой степени и лауреатами I Всесоюзного фестиваля юных этнографов. Был собран материал о культуре удмуртов северных районов Удмуртии, а также о бесермянах, их обычаях, нравах, традициях, одежде в прошлом [2. Ф. Р-1533. Оп. 1. Д. 30. Л. 23]. Этнографический музей Пышкетской школы Юкаменского района сотрудничал с Эстонским этнографическим музеем, а в июле 1980 г. на его базе работали студенты Таллинского художественного института [2. Ф. Р-1254. Оп. 1. Д. 171. Л. 28].
С 1970 г. традиционными стали ежегодные конференции актива школьных музеев. Итогом смотра школьных музеев республики явилась их паспортизация. Кроме того, были созданы единая картотека школьных музеев, межведомственный совет по работе школьных музеев. Только в 1976 г. был создан 41 музей, 29 - паспортизировано, и им присвоено звание «Школьный музей». Исторический музей средней школы №73 г. Ижевска собрал материал о наших земляках - Героях Советского Союза, и в 1975 г. школа вышла победителем смотра-конкурса военно-патриотической работы, проводимого Бюро международного молодежного туризма СССР, а в 1976 г. музею присвоили звание народного музея [2. Ф. Р-1592. Оп. 1. Д. 21. Л. 57]. В январе 1978 г. проходил Всероссийский слет красных следопытов, посвященный 60-летию Вооруженных Сил СССР. Лучший отряд школы №73
Детско-юношеский туризм в Удмуртии (1930-е - 1990-е годы) ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
Ижевска был награжден почетной грамотой «За большую поисковую работу и пропаганду героических традиций Советской Армии». Удмуртская СЮТур награждена дипломом первой степени за выставку, отражающую организационную, поисковую и общественно-полезную работу по II этапу Всесоюзной экспедиции «Моя Родина - СССР» [2. Ф. Р-1592. Оп. 1. Д. 23. Л. 87]. В 1979 г. было паспортизировано уже 43 музея, из них 4 народных, в т. ч. в ижевской школе № 62 - музей «История авиации и космонавтики», в школе-интернате № 2 - Ленинский музей, в школе № 73 - «Герои Советского Союза - наши земляки» и в Кезской школе - краеведческий музей [2. Ф. Р-1592. Оп. 1. Д. 71. Л. 45]. Школьными музеями практиковались такие формы работы, как переписка с архивами и отдельными лицами, обмен опытом работы с однопрофильными музеями, выполнение заданий государственных и общественных учреждений и организаций.
В этот период начала складываться стройная система спортивных туристских мероприятий. В 1971 г. на о. Селигер были проведены первые всероссийские многодневные соревнования школьников на Кубок РСФСР по туризму [2. Ф. Р-1592. Оп. 1. Д. 48. Л. 34]. А в 1969 г. под Ленинградом прошли первые соревнования сильнейших команд школьников по спортивному ориентированию, положившие начало активному развитию детского ориентирования в России. В Удмуртии в 1970-е гг. все большую популярность получал молодой, бурно развивающийся вид спорта - ориентирование на местности. Признавая большое оздоровительное значение этого вида спорта, РДЭТС проводила работу по его популяризации. В 1973 г. наша команда стала чемпионом РСФСР по классу «Б» в IV зимнем первенстве РСФСР по спортивному ориентированию в Ульяновске, а два ее участника - чемпионами РСФСР в личном зачете [2. Ф. Р-1254. Оп. 1. Д. 171. Л. 6]. Количество массовых республиканских стартов по ориентированию возросло до 9 - 12 в год, из 32 районов республики летние и зимние соревнования по ориентированию на местности проводились в 1972 г. в 28 районах. В целях улучшения работы кружков по спортивному ориентированию РДЭТС с 1975 г. проводила соревнования по трем возрастным группам: первая - 11-12 лет, вторая - 13-14 лет, третья - 15-16 лет. За 1975-1976 гг. в республике выполнили разрядные нормативы по спортивному ориентированию 147 чел. Присвоены звания младшего инструктора по туризму - 1536 чел., «Турист СССР» - 22375 чел., «Юный турист» -13973 чел. [2. Ф. Р-1254. Оп. 1. Д. 170. Л. 31].
В 1977 г. Республиканская детская экскурсионно-туристская станция была переименована в Республиканскую станцию юных туристов (РСЮТ). Особое внимание РСЮТ в течение 1978/79 учебного года уделяла участию пионеров и школьников во II этапе экспедиции «Моя Родина - СССР», посвященной 60-летию ВЛКСМ и 110-й годовщине со дня рождения Ленина. В экспедиции приняли участие 5518 экспедиционных отрядов, членами которых являлись 148388 учащихся 4 - 10-х классов [2. Ф. Р-1254. Оп. 1. Д. 215. Л. 5]. Руководство экспедицией осуществлял республиканский штаб, который возглавлял зам. министра просвещения УАССР П.К. Аксенов. В состав штаба входили представители общественных организаций, ветераны партии и комсомола, герои войны и труда. Республиканский штаб являлся координирующим центром всех общественных организаций республики, занимающихся вопросами туризма и краеведения.
Одним из основных направлений деятельности РСЮТ в этот период стала подготовка кадров детско-юношеского туризма. На базе станции проводились семинары для методистов и руководителей туристско-краеведческих объединений. В целях оказания методической помощи в организации Всесоюзной экспедиции «Моя Родина - СССР» проводились семинары с методистами Домов пионеров и турорганизаторами. На семинарах давались основные направления в работе экспедиции. Ежегодно в конце учебного года РСЮТ проводила ставший традиционным семинар руководителей летних походов. После теоретических занятий участники семинара совершали трехдневный зачетный поход. В период осенних каникул турорганизаторы принимали участие в республиканском семинаре по спортивному ориентированию на местности. Проводились зачетные соревнования по ориентированию на маркированной трассе. В течение года систематически проводились групповые и индивидуальные консультации по туристско-краеведческой работе среди учителей, пионервожатых, воспитателей детских домов, работников внешкольных учреждений, студентов.
Разнообразными были формы массовых туристско-краеведческих мероприятий: слеты-
соревнования, заочные путешествия, смотры, конкурсы, походы. Природные условия республики были благоприятны для развития различных видов массового туризма. На Республиканской станции юных туристов существовали разработанные паспортизированные маршруты категорийных и некатегорийных походов: пешеходные, водные, лыжные и велосипедные. Например, «Ижевско-Воткинская кругосветка» - пеший поход I категории сложности, «По Сибирскому тракту» - велосипедный I кате-
2012. Вып. 1 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
гории сложности, «К истоку Камы» - пеший, лыжный I категории сложности, «По реке Вале» - водный I категории сложности, «По реке Чепце» - водный I категории сложности, «По местам боев Азинской девизии» - пеший I категории сложности и др. [2. Ф. Р-1592. Оп. 1. Д. 25. Л. 74]. В республике стал широко популяризироваться лыжный туризм. В 1980 г. в республике проведены первые зимние соревнования по зимнему туризму. В программу соревнований включались техника и тактика лыжного туризма и конкурсы. Большое распространение получили такие формы работы, как туристские слеты, краеведческие конференции, туристские праздники. Стало традицией проводить в марте краеведческие конференции, где подводились итоги работы юных краеведов за год.
РСЮТ в период школьных каникул организовывала для учащихся 7-10-х классов экскурсионные поездки по городам Советского Союза, столицам союзных республик. В первую очередь путевками обеспечивались лучшие экспедиционные отряды республики и значкисты «Юный турист» и «Турист СССР» [2. Ф. Р-1592. Оп. 1. Д. 88. Л. 94]. Станция работала в тесном контакте с ОК ВЛКСМ, Республиканским краеведческим музеем, Областным советом по туризму и экскурсиям, поддерживала постоянную связь с отделением Всероссийского общества охраны природы и памятников.
В конце 1980-х гг. наступило некоторое затишье в краеведческом движении. Центр детско-юношеского туризма совместно с Союзом краеведов России разработал программы нового туристско-краеведческого движения «Отечество», в которых использовались лучшие традиции школьного краеведения и все то, что наработано на местах. Заинтересованность общества в сохранении системы туристско-краеведческой работы с детьми подтверждается тем, что в течение 1990-х гг., когда в стране распадались мощные структуры (система Центрального совета по туризму и экскурсиям и др.), сеть станций юных туристов увеличилась более чем в два раза, причем этот рост состоялся за счет создания районных и городских учреждений [2. Ф. Р-1592. Оп. 1. Д. 95. Л. 18].
Перестройка коснулась, прежде всего, экономических отношений. Неслучайно Центр детско-юношеского туризма первым в системе образования в РФ перешел на новые условия хозяйствования, добился выделения на самостоятельный баланс. Новые экономические условия вынудили пересмотреть систему проведения массовых мероприятий с детьми. Отсутствие финансирования из федерального бюджета заставило переводить всероссийские мероприятия на хозрасчетную основу. Таким образом, призерами всероссийских соревнований могли стать не сильнейшие, а те, кто смог найти средства для того, чтобы участвовать в соревнованиях. Тем не менее, эта система позволила проводить соревнования по различным видам туризма, чего раньше нельзя было добиться.
Несмотря на все трудности, детско-юношеский туризм и краеведение как государственная система, не имеющая аналогов в других странах, за время своего существования доказала свою необходимость обществу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Г осударственный архив Российской Федерации.
2. Центральный государственный архив Удмуртской Республики.
3. Центр документации новейшей истории Удмуртской Республики.
4. Бархаш Л. Виды и формы туристских путешествий и экскурсий. М.:ЦС ОПТЭ, 1931. 72 с.
Поступила в редакцию 10.11.11
L. V. Batalova
Foundation and development of the youth tourism in Udmurtia
The article is based on the archive materials and studies the process of foundation and development of the youth tourism in Udmurtia. The organizational structure of the youth tourism, forms and methods of the tourist-excursion activities are studied.
Keywords: youth tourism, excursion-tourist station, tourist excursion.
Баталова Лариса Вячеславовна, Batalova L.V., candidate of history, associate professor
кандидат исторических наук, доцент Udmurt State University
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп.4) E-mail: [email protected]
E-mail: [email protected]