Научная статья на тему 'Детско-юношеская туристско-экскурсионная деятельность в советском Союзе: государственная политика и формы организации'

Детско-юношеская туристско-экскурсионная деятельность в советском Союзе: государственная политика и формы организации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1623
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКУРСИОННО-ТУРИСТСКАЯ ПРАКТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА / ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫЕ ИНСТИТУТЫ / ВСЕРОССИЙСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ / ПОХОДЫ / ЭКСПЕДИЦИИ / ЭКСКУРСИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Арцыбашев Д. В., Арцыбашева Т. Н.

В статье рассматривается советский период развития внутреннего отечественного детского туризма и экскурсий: показаны его основы, направления, формы организации, функции и структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детско-юношеская туристско-экскурсионная деятельность в советском Союзе: государственная политика и формы организации»

УДК 349.6

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

© 2019 Д. В. Арцыбашев1, Т. Н. Арцыбашева2

1канд. ист. наук, доцент кафедры социокультурного сервиса и туризма

e-mail: Dionis-travel@,mail. ru 2докт. культурологии, профессор кафедры художественного образования

и истории искусств e-mail: [email protected]

В статье рассматривается советский период развития внутреннего отечественного детского туризма и экскурсий: показаны его основы, направления, формы организации, функции и структуры.

Ключевые слова: экскурсионно-туристская практика, государственная система, туристско-экскурсионные институты, Всероссийская экспедиция пионеров и школьников, походы, экспедиции, экскурсии.

Начало развития туризма и экскурсий в России восходит к периоду Великих реформ второй половины XIX в. и связано в первую очередь с активизацией просветительской деятельности и ростом самосознания непривилегированных сословий населения. Демократизация науки и образования сопровождалась активным культуротворчеством в социально-познавательной сфере: в стране стали появляться различные научные объединения, в том числе кружки и клубы любителей природы и путешествий. Уже в конце 80-х гг. на волне интереса к естественнонаучному и историческому знанию в имперской России возникли несколько специализированных обществ, разработавших и внедривших ряд туристско-экскурсионных маршрутов, программ и проектов для учащейся молодежи. При некоторых организациях (обществах грамотности, любителей природы, «взаимопомощи учащих и учивших» и др.) создавались экскурсионные комиссии, бюро и комитеты (к 1915 г. их было уже более сотни [1]), оказывавшие содействие экскурсантам в их стремлении познакомиться с достопримечательностями своей Родины и мировым культурным наследием.

Даже поверхностный анализ функций и структуры краеведческих и туристско-экскурсионных организаций царской России демонстрирует их активную роль в стимулировании развития новых направлений естественно-экспериментального и гуманитарного знания, расширении просветительской деятельности и формировании национальной музейной сети, дает яркую картину успешного применения экскурсионного метода в системе школьного и начального профессионального образования. При этом необходимо отметить, что при всей разветвленности этой структуры (клубы, общества, бюро, фонды, комиссии, съезды, издания) и действенности ее системы дореволюционные туристские институции отличались локальностью и общественным характером творческой инициативы. Государство в этой области было представлено лишь Министерством просвещения.

Накопленный за четверть века опыт туристско-экскурсионной работы - одно из немногих, не отвергнутых пролетарской революцией наследий царской России,

одинаково востребованное в постреволюционный период и обществом, и государством. С первых лет советской власти туристско-экскурсионная деятельность стала важнейшей сферой координации государственных и общественных интересов, действенным средством классового воспитания и пропаганды социалистических идей, трансформируясь из творческого и увлекательного, но всего лишь метода рекреации и познания в эффективный механизм формирования нового (надэтничного и бессословного) общества.

Отличительной чертой этого периода отечественной истории явилась «связанная с культурной и идеологической политикой партии государственная поддержка развития отечественного экскурсионно-туристского движения, постепенное сращивание его структуры с органами государственной власти» [2]. В советские годы под надзором и при непосредственном идеологическом руководстве правящей партии и комсомола последовательно и целенаправленно развивалась централизованная туристско-экскурсионная система, каркасом которой стали специально созданные в структурах ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, министерствах и ведомствах Совета министров СССР государственные и «государственно-общественные» органы с бюджетным финансированием и постоянно растущей инфраструктурой.

Начало детско-юношеского туризма в новой России связывают с открытием в 1918 г. по распоряжению Народного комиссариата просвещения РСФСР Бюро школьных экскурсий (с 1932 г. - Центральная детская экскурсионно-туристская станция (ЦДЭТС) Министерства просвещения РСФСР) с сетью подмосковных естественно-исторических станций (баз) для приема юных путешественников [3]. В 2030 гг. к ним добавились появившиеся в некоторых центральнорусских городах Дома юных туристов [4].

Возникновение и деятельность соответствующих общественных и государственных структур, как и вся детская туристско-экскурсионная практика этого периода, регламентировались постановлением Наркомпроса «Об усилении экскурсионной работы среди детей и подростков» (1927 г.), постановлением Совета Народных комиссаров РСФСР (1931 г.) и постановлением ЦК ВЛКСМ (1931 г.), провозгласивших, что «... экскурсии, являясь средством комвоспитания, должны войти во всю систему работы пионеротрядов как один из наиболее красочных приемов общественно-политической и культурно-массовой работы.», и определивших в качестве приоритета «.изучение производительных сил и природных богатств страны, изыскание дополнительных местных ресурсов, могущих быть использованными в интересах развития социалистического строительства и ускорения культурного роста страны...» [5]. В этом же ряду два постановления ЦК ВКП(б) (1932 г.) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе»», обязывавших ввести элементы краеведения в содержание школьной программы, итоговые документы съездов и конференций государственных и партийных органов, а также решения специальных экскурсий-конференций экскурсионного актива педагогов и детей (апрель 1929 г., март 1930 г.) [6].

Основной базой для развертывания детской экскурсионно-туристской деятельности с самого начала стали школа и пионерский отряд, преимущественной формой работы - местные (с включением туристских элементов) и дальние путешествия на новостройки, национально-этнические территории и в пролетарские центры. Инициативной и организационной структурой выступили преемственные друг другу Российское общество туристов (РОТ — 1895—1928 гг.), централизованное массовое добровольное «общество пролетарского туризма и экскурсий» (ОПТЭ) РСФСР (1929—1936 гг.), Туристско-экскурсионное управление (ТЭУ — с 1936 г.), активно взаимодействовавшие с профсоюзными, комсомольскими и физкультурными

организациями [7]. И хотя в середине 30-х гг. туристско-экскурсионная работа и самодеятельный туризм разделились (экскурсии перешли в ведение Центрального туристско-экскурсионного управления ВЦСПС, а туризм — в ведение Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта), в детско-юношеской сфере их функции пересекались.

Именно в этот период в стране на долгие годы были заложены организационно-управленческие и методические основы массового школьного и молодежного туризма, разработаны первые познавательные маршруты по местам боевой и трудовой славы, стали внедряться активные формы экскурсионно-туристской практики: многодневные путешествия и экспедиции, туристические слеты, туристско-спортивные соревнования, военно-спортивные походы подростков под руководством Осоавиахима [8].

В довоенное время эта работа охватывала по преимуществу городскую инициативную молодежь, о чем свидетельствуют, в частности, «звездные походы». Это наиболее распространенная форма массовых мероприятий 30-х гг., смысл которой заключался в преодолении многочисленными, выходящими из разных городов туристскими группами многодневных маршрутов с выполнением по пути следования общественно полезных работ в помощь местному населению и лесничествам. В центре «звезды» (финальная точка или место сбора) юные туристы вступали в соревновательную программу (туристические эстафеты, спортивные соревнования, выпуск стенгазеты, концерт), духом которой были дружба и обмен опытом [9].

К началу 1940-х гг. в СССР сложилась полноценная, соответствовавшая государственным требованиям того времени система туристско-экскурсионной работы с детьми, идеологическое руководство которой осуществлялось Всесоюзной пионерской организацией и Ленинским союзом коммунистической молодежи (ВЛКСМ).

В 1941 г. ЦДЭТС и газета «Пионерская правда» (издание Центрального и Московского комитета ВЛКСМ) объявили Всероссийскую экспедицию пионеров и школьников по маршрутам боевой славы Гражданской войны [10], развертыванию которой помешало начало Великой Отечественной войны (ВОВ). В военные годы первоочередными для юных туристов стали физическая подготовка и общественно полезная деятельность: изыскание природных и хозяйственных ресурсов, сбор лекарственного сырья и дикорастущих растений, помощь школам и обездоленным семьям в освобожденных от фашистов районах, сбор военных артефактов и биографических данных участников ВОВ.

Начиная с 1946 г. ЦДЭТС РСФСР и газета «Пионерская правда» вновь начали пропагандировать активное развитие походно-экскурсионного движения по просторам родного края для пионеров и школьников, к которому год от года присоединялось все большее их количество (в 1946 г. - 1 млн чел., в 1948 г. - 6 млн чел.).

В 1952 г. Министерство просвещения РСФСР опубликовало инструктивное письмо «Об организации туристских походов с учащимися семилетних и средних школ», регламентирующее порядок создания туристских групп, «состав и возраст участников, обязанности групповых руководителей и администрации учреждений, примерные нормы и разрядные требования по туризму, программы семинаров по подготовке руководителей туристских групп...» [11, с. 114]. Тогда же в рай(гор)оно и школах России были утверждены ответственные лица за проведение экскурсионно-туристской работы.

В 1956 г. была объявлена Всероссийская экспедиция «Моя Родина - СССР» с такими направлениями работы: «Ленин и теперь живее всех живых», «К тайнам природы», «В буднях великих строек», «Искусство принадлежит народу». В последующие годы туристско-краеведческие экспедиции проходили поэтапно,

с посвящением памятным датам в истории Отечества. Итогом экспедиционной деятельности миллионов школьников стало развертывание в стране широкой сети школьных музеев.

В середине 50-х гг. на всей территории России появились краевые и областные экскурсионно-туристские станции (КДЭТС и ОДЭТС), во многом способствовавшие тому, что туризм, экскурсии, исследовательская и экспедиционно-собирательская работа оказались органической частью учебно-воспитательного процесса значительного количества школ. Инициаторами и организаторами этой деятельности, наряду с ДЭТС, были отделы туризма и краеведения в домах и дворцах пионеров, полномочные сотрудники рай(гор)оно, активные учителя. Тогда же начала складываться система подготовки общественных и профессиональных туристских и экскурсионных кадров, утвердилась централизованная структура организационно-массовых мероприятий (конкурсов, смотров, слетов, соревнований).

В 60-е гг. большую роль в расширении туристско-экскурсионной практики пионеров и школьников сыграли Всесоюзный поход комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы Коммунистической партии и советского народа (инициатива ЦК ВЛКСМ), всесоюзные слеты его победителей (с 1965 г.) и ежегодный всесоюзный конкурс на лучшее туристское путешествие (с 1967 г.), на десятилетия определившие традиционные формы массовой работы с молодежью и школьниками. Двадцатилетие Победы в ВОВ явилось толчком к проведению массовых походов по местам сражений (с участием тогда еще молодых ветеранов войны) и значительному росту числа школьных музеев боевой славы. По итогам всероссийского смотра 1970 г. были паспортизированы и поставлены на централизованный учет все школьные музеи страны. В последующем такая практика (как и организационно-методическая помощь руководителям музеев) стала одним из основных направлений деятельности ДЭТС.

60-70-е гг. XX в. можно определить как период расширения и стабилизации туристско-экскурсионной и краеведческой работы с детьми. Помимо уже перечисленных структур путешествиями внутри страны начало заниматься созданное в 1958 г. с целью «организации туристского обмена с зарубежными молодежными организациями» [12] Бюро международного молодежного туризма «Спутник», региональные отделения которого открылись при республиканских, краевых, областных, городских, а с 70-х гг. и некоторых районных комитетах ВЛКСМ [13]. Примерно в это же время во многих областных городах РСФСР стали функционировать бюро путешествий и экскурсий (1965 г.), разрабатывавшие и осуществлявшие экскурсионные программы как для взрослых, так и для детей.

С появлением в 1969 г. организационно-методического центра в лице Центральной детской туристско-экскурсионной станции Министерства просвещения СССР ((ЦДЭТС МП СССР) в Советском Союзе окончательно сложилась централизованная структура детско-юношеского туризма и экскурсий, возникла многоуровневая система спортивных туристских и краеведческих мероприятий (соревнования по спортивному ориентированию, водному, горному и пешеходному туризму, слеты и конференции юных краеведов и активистов школьных музеев). Стала появляться специализированная литература, в частности, издательство «Физкультура и спорт» выпустило серию «По родным просторам» («Водные маршруты Украины» (М., 1968), «На байдарках по Подмосковью» (М., 1967), «Мещерский край» (М., 1970), «Туристские маршруты Башкирии» (М., 1972)) [14], в регионах (спустя почти 30 лет после разгрома краеведческого движения) начали публиковать краеведческие материалы.

Совместное постановление ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию «О мерах по дальнейшему улучшению туристско-экскурсионной работы среди школьников и учащейся молодежи» 1972 г., определившее как первоочередную задачу использование туризма и экскурсий в организации активного, познавательного отдыха подростков, усиление связи экскурсионных предприятий и организаций со школами, Домами пионеров, детскими экскурсионными станциями, а также объявление в стране Всесоюзной экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина - СССР» придало новый импульс развитию молодежного туризма и экскурсий. Его вдохновителями и организаторами (наряду с ЦДЭТС и Управлением дальних путешествий и экскурсий школьников МП СССР) на местах стали функционировавшие в этот период в стране 169 областных и краевых ДЭТС с прокатными базами и пунктами туристского снаряжения [15].

В 1978 г. ОДЭТС реорганизовали в областные станции юных туристов (ОСЮТур), серьезно укрепив их материальную базу, расширив функции и штат сотрудников. Помимо методических и организационных отделов в их структуре появились экскурсионные подразделения (в том числе туристские базы) [16], непосредственной задачей которых стала продажа льготных путевок организованным группам школьников и прием юных экскурсантов из других регионов страны.

В период своего расцвета (80-е гг.) отечественная туристско-экскурсионная система представляла собой конгломерат взаимодействующих между собой независимых друг от друга организаций и ведомств. В нее входили Центральный совет по туризму и экскурсиям, бюро Международного молодежного туризма «Спутник» (республиканские, областные, городские), Госкомитет СССР по иностранному туризму и Управление дальних путешествий и экскурсий школьников Министерства просвещения с региональными подразделениями - республиканскими, краевыми, областными, городскими СЮТур и турбазами [17]. Совместными усилиями упомянутые образования реализовывали единую государственную политику, разработанную идеологами КПСС и ЦК ВЛКСМ.

Централизованная слаженная иерархическая система на бюджетной основе обеспечивала разнообразную массово-организационную, экскурсионную, спортивно-туристскую работу со школьниками разных возрастов. По всей территории страны к тому времени функционировало 250 республиканских, краевых и областных СЮТур и 140 входивших в их структуру детских туристических баз [18]. Юные туристы получали «маршрутные книжки», детские экскурсионные группы обеспечивались льготными и бесплатными путевками в различные города Советского Союза. При этом спортивно-туристская и экскурсионная деятельность были взаимоувязаны системой официально утвержденных нормативов «Турист СССР» (учрежден 26 марта 1939 г.) и «Юный турист» (учрежден 10 апреля 1974 г.) [19], выполнение которых обеспечивало возможность экскурсионных поездок школьников за пределы своего региона.

Ведущими направлениями в работе СЮТур стали систематическая учебно-методическая работа (подготовка и издание программ и методических материалов, проведение профильных учительских семинаров, школ юных краеведов и музейных активистов), организация туристско-краеведческих мероприятий (походы, слеты, конференции, экскурсии, встречи с ветеранами) и соревнований (спортивное ориентирование, пеший, лыжный, горный, водный туризм).

В позднесоветские годы эстафету пропаганды и развития туристско-экскурсионной деятельности советской молодежи подхватило туристско-краеведческое движение «Моя Родина - СССР», целью которой было изучение истории, литературы, культуры и искусства, природы родного края и всей страны. Глубокий смысл этой

работы хорошо передает эпиграф, открывающий Методические рекомендации Курской областной станции юных туристов по организации экспедиционной деятельности (1985 г.): «Человек с щемящей тоской будет думать о красивых обычаях, традициях своего народа, если они забыты незаслуженно. Мы должны защищать и беречь народное творчество, будь оно в форме стиха, поучения, частушки, керамики. Нельзя нам терять то, что накоплено многими поколениями. За тысячелетия народ просеял через невидимое сито все культурные ценности, и то, что донес до нас, видимо, было особенно значимо и дорого для него. Можем ли мы сейчас не дорожить этим?» (чувашский писатель Михаил Юхм) [20].

В 80-е гг. при городских, районных и областных отделах народного образования Курской области, как и по всей стране, действовали штабы экспедиции, а во всех учебных заведениях - экспедиционные отряды. В 1983 г., например, 4 267 экспедиционных отрядов (84 тыс. пионеров и школьников) совершили свыше четырех тысяч однодневных и многодневных походов и экскурсий по Курской области и за ее пределами [21]. При Курской СЮТур работали 45 туристско-экскурсионных клубов и кружков, объединявших более 700 учащихся школ областного центра, и приблизительно столько же их было в сельских районах. Ученики и учителя регулярно участвовали в экспедициях по своему краю. Организовывались пешие, водные и лыжные походы по Карелии, Северному Кавказу, Карпатам, Уралу, Прибайкалью, Саянам, Алтаю [22]. По льготным и бесплатным путевкам экскурсионного отдела ОблСЮТур курские школьники отправлялись в разные уголки СССР (в каждой группе 34 школьника и 2 руководителя), ее турбаза активно принимала детские экскурсионные группы других регионов страны. Знаменательно, что наиболее посещаемыми в тот период времени в Курской области были военно-исторические памятники, Железногорский железорудный карьер и ГОК, Курчатовская АЭС.

Важнейшим направлением деятельности союзной и федеративной ЦДЭТС и подчиненных им СЮТур стала подготовка кадров из среды учителей и внешкольных работников. С этой целью организовывались городские, районные и кустовые тематические семинары, туристские слеты и конференции. Была запущена и активно работала система переподготовки и обучения методистов и руководителей туристско-краеведческих объединений, судей и тренеров по туризму и ориентированию.

Не отставали и региональные станции юных туристов. Так, Курская областная СЮТур с 1985 г. начала проводить с учителями-туристами (организаторами работы с детьми) ежегодные семинары-походы, преимущественно горные и водные, по Северному Кавказу, Карелии и Алтаю. Уровень подготовки ее сотрудников и педагогического туристского актива области настолько вырос, что позволил организовывать соревнования республиканского масштаба: в июне 1987 г. в регионе с успехом прошли всероссийские соревнования по пешеходному туризму, в 1988 -зональные соревнования туристов-водников, в 1986-1991 гг. ежегодно проводились открытые соревнования по водному слалому в бассейне (Курск, Железногорск, Курчатов), в которых принимали участие команды разных регионов России.

Не меньшими были успехи и в области поисково-краеведческой и музейной работы. Если в документах 1986 г. есть сведения о 50 паспортизированных школьных музеях Курской области, то в документах 1991 г. таковых уже 94 [23]. В школе №2 г. Щигры в этот период времени, например, действовали 5 музеев разного профиля: Боевой славы, Клуба интернациональной дружбы «Факел», имени А. Гайдара, космонавтики «Аэлита» и музей природы - убедительный результат слаженной работы всего школьного коллектива.

В конце восьмидесятых годов в стране возникли условия для открытия городских станций юных туристов (в Курской области появились Железногорская и

Курчатовская СЮТур), призванных осуществлять природоохранную работу со школами населенного пункта (организация экологических троп и экспедиций). Однако при наличии подготовленных кадров их деятельность, как, например, Курчатовской городской станции юных туристов, оказалась эффективной и в других направлениях, в частности в экспедиционно-прикладном и туристско-спортивном.

Время, называемое сегодня эпохой перестройки, - это время наибольшей активности, разнообразия, системности и продуктивности детско-юношеской туристско-экскурсионной практики как в крупных городах, так и на периферии. На волне демократизации и творческого освобождения рождались ее новые формы, в том числе и в организационно-управленческой сфере. В частности, в 1989 г. при Курской областной станции юных туристов из наиболее инициативных и подготовленных туристов-педагогов был сформирован Общественный туристский совет, принимавший деятельное участие в планировании и проведении разноуровневых массовых мероприятий, в том числе на территории и усилиями туристского актива отдельных районов области. Так, были задуманы и проведены «кустовые» слеты и соревнования школьников, выездные тренинги руководителей туристских походов и судей спортивно-туристских соревнований (п. Свобода Золотухинского р-на, 1988 г.; Глушковский р-н, 1989 г.; Большесолдатский и Кореневский р-ны, 1990 г.), а одним из наиболее интересных краеведческих мероприятий такого рода оказался подготовленный Суджанским Домом пионеров и школьников Областной детский фольклорный праздник (1 июня 1990 г., г. Суджа). Позднее, в постсоветские годы, инициатива его проведения была «подхвачена» Курским городским Дворцом пионеров и школьников, в начале 90-х гг. «подарившим» области этнический фестиваль «Дежкин карагод».

Надо отметить, что экскурсионно-туристская работа с детьми во все времена была делом увлеченных энтузиастов, нацеленных на результат, в советское время определявшийся не столько успехом, сколько удовлетворением от той пользы, что давало подрастающим поколениям общение с природой, историей, гражданами своей большой и малой Родины. Важнейшим обстоятельством считались значимые цели и правильно расставленные приоритеты. А о том, какими они были, свидетельствует, например, такой исторический документ, как Методические рекомендации (1987 г.) руководителям и активу школьных музеев, устанавливавшие следующие принципы их деятельности:

- идейно-политическая направленность всей работы;

- связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом школы;

- применение учебно-исследовательского метода, включающего краеведение как основу развития и деятельности музея;

- опора на предметные кружки и факультативы;

- общественно-полезная направленность работы;

- опора на пионерско-комсомольский актив;

- связь с местной общественностью, с ветеранами войны и труда [24].

Однако с приближением 90-х гг. в стране началась постепенная деидеологизация и переориентация детского краеведческого движения: сократилось количество школьных музеев боевой, комсомольской и пионерской славы (при росте числа краеведческих музеев, связанных с историей и традициями родного края, села и школы), наметилась тенденция распространения локально регионального краеведения, особенно в малых городах и «исторических» селах. Отметим и возросший интерес к традиционной культуре и прикладной деятельности. В частности, в отдельных российских регионах в позднесоветский период были разработаны и внедрены первые программы возрождения народных промыслов. В Курской области таковыми стали

Суджанское гончарство и Дроняевская глиняная игрушка-свистулька: в местах их исторического бытования по инициативе и под руководством директора Дроняевской школы С.Н. Гасниковой и народной мастерицы В.В. Ковкиной (1985 г.), а также потомственного гончара Ю.С. Спесивцева (Замостянская школа Суджанского р-на, 1990 г.) в учебном расписании появились уроки по этим, казалось бы навсегда забытым, ремеслам - прекрасные инициативы, во многом определившие базовые направления работы с детьми в постперестроечные годы.

Но были и другие перемены. Столь обнадеживающие вначале, в итоге они обрушили сложившуюся за десятилетия советскую структуру школьной туристско-экскурсионной работы. Партийно-правительственное постановление 1988 г., переведшее туристско-экскурсионную отрасль на хозрасчет и самофинансирование, и падение «железного занавеса» значительно расширили возможности и географию дальних, в том числе зарубежных, путешествий. Но новые законы подорвали складывавшуюся десятилетиями централизованную экскурсионно-туристскую политику государства, разрушили основы советской системы социального туризма и в конечном счете его инфраструктуру. Открылись широкие перспективы для частного предпринимательства в этой сфере, но бесплатному детскому туризму и экскурсиям в ней места уже не было.

1. Первой в 1899-1900 гг. появилась комиссия при Педагогическом музее военно-учебных заведений Петербурга. Наиболее известны: Экскурсионное бюро при обществе взаимопомощи учащим и учившим в Кубанской области и Черноморской губернии (Екатеринодар); Экскурсионное бюро Харьковского общества любителей природы; Экскурсионная комиссия общества «Молодая жизнь» (Ярославль); Экскурсионная комиссия при ростовской Ярославской уездной земской управе (Ростов, Ярославской губернии); Комиссия по приему экскурсий при Московском обществе грамотности и экскурсионная комиссия при управлении Московского учебного округа (Москва); Комитет по приему экскурсий при Постоянной комиссии по устройству курсов для учителей и экскурсионная комиссия при Санкт-Петербургском обществе народных университетов (Петербург); Общество «Приморский экскурсант» (Владивосток). Функционировали аналогичные общественные объединения и при провинциальных учебных заведениях. К примеру, в Курском, Сумском и ряде других реальных училищ функционировали общества, способствующие «организации путешествий учеников для ознакомления с отечеством». См.: Арцыбашев Д.В. 100 лет туристско-экскурсионной деятельности в России (80-е XIX в. - 80-е XX в.). Курск: Курск.гос. ун-т, 2013. С. 57.

2. Арцыбашев Д.В. Указ. соч. С. 126.

3. Особенности развития детского туризма в СССР [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.ru/1190054/turizm/detskiy_turizm_1930 (дата обращения: 09.06.2019).

4. Следует отметить, что о существовании в Курске Дома юных туристов в так называемом «доме Ромодановских» упоминают документы ГАКО за 1928 г. См.: ГАКО: Фонд Р-3139, оп.1, д.49, л. 28. Однако есть и более поздний документ - Приказ № 122 по Курскому облоно от 1июня 1935 года, в соответствии с которым началом детского туризма в Курской области считают именно эту дату. См.: Вавилова В.И., Грива Т.А. Центр детского и юношеского туризма, областной // Курск: Краеведческий словарь-справочник... Курск, 1998. С. 437.

5. Особенности развития детского туризма в СССР [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.ru/1190054/turizm/detskiy_turizm_1930 (дата обращения: 09.06.2019).

6. Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004 [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1128151 (дата обращения: 29.05.2019).

7. Особенности развития детского туризма в СССР [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.ru/1190054/turizm/detskiy_turizm_1930 (дата обращения: 09.06.2019).

8. Например, в 1934-1936 г. Курскими осоавиахимовцами были повторены дореволюционные походы гимназистов на лодках до Киева, а также под их началом работал туристский лагерь. См.: Макарский А.Н., Грива Т.А. Туризм // Курск: Краеведческий словарь-справочник. Курск, 1998. С. 399.

9. Всесоюзный звездный поход-эстафета, состоявшийся в 1933 г. и посвященный 15-летию комсомола, охватил свыше 30 тысяч физкультурников - представителей всех союзных республик. Аналогичным по значению был и Всесоюзный многодневный звездный водный поход-эстафета 1934 г., в котором участвовали десятки тысяч человек. Осуществляются и массовые туристские походы регионального масштаба, различные по характеру передвижения участников. Например, зимой 1934/35 г. во всех союзных республиках были проведены массовые звездные походы, посвященные VII съезду Советов, в которых приняло участие свыше 11,5 тысячи человек. Общая протяженность маршрутов похода составила 51 000 км. См: Развитие туризма в СССР [Электронный ресурс]. URL: http : //studopedia. ru (дата обращения: 09.05.2019).

10. Особенности развития детского туризма в СССР [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.ru/1190054/turizm/detskiy_turizm_1930 (дата обращения: 09.06.2019).

11. Арцыбашев Д.В. Указ. соч. С. 114.

12. Постановление ЦК ВЛКСМ «0б организации туристского обмена с зарубежными молодежными организациями» от 24 июня 1958 г. М.: Молодая гвардия,1958. С. 1.

13. Культура и жизнь. 1973. № 8. С. 15.

14. Бардин К.В. Азбука туризма (О технике пешеходных путешествий). Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками. Издание 2-е, исправленное и дополненное. М.: Просвещение, 1981 [Электронный ресурс]. URL: http://reforef.ru/outozuc/ (дата обращения: 09.07.2019).

15. Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004 [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1128151 (дата обращения: 29.05.2019).

16. В Курске Областная детская экскурсионно-туристская станция (ОДЭТС) появилась в 1954 году. Первоначально она располагалась во флигеле на территории городского Дворца пионеров по адресу: ул. Ленина, д.69/а. В этом же году (18-20 августа 1954 г.) в местечке «Солянка» состоялся первый областной слет юных туристов, в котором приняло участие 400 человек. В 1978 г. ОДЭТС была реорганизована в Областную станцию юных туристов и переехала в трехэтажное здание на ул. Пионеров 84/а. Открытая при ней турбаза на 200 мест обеспечивала организацию массовых краеведческих мероприятий и туристских соревнований, открыла возможность приема многочисленных экскурсионных групп. См.: Вавилова В.И., Грива Т.А. Центр детского и юношеского туризма, областной // Курск: Краеведческий словарь-справочник... Курск, 1998. С. 437.

17. Арцыбашев Д.В. Указ. соч.

18. Народное хозяйство СССР в 1985 г.: сб. стат. М.: Финансы и статистика, 1986.

С. 459.

19. Юный турист СССР и Турист СССР [Электронный ресурс]. URL: http://kraevedenie.net/2016/02/02/yunyj-turist-sssr-i-turist-sssr-kvalifikaciya-pioner-instruktor-znachki-i-normativy/(дата обращения: 10.06.2019).

20. Методические рекомендации. Всесоюзная туристско-краеведческая экспедиция пионеров и школьников «Моя Родина - СССР. Направление «Искусство принадлежит народу». Художественное и литературное краеведение в Курской области. Курск, 1985.

21. Вавилова В.И., Грива Т.А. Центр детского и юношеского туризма, областной // Курск: Краеведческий словарь-справочник... Курск, 1998. С. 437.

22. Там же.

23. См.: Аннотированный список школьных музеев Курской области (по состоянию на 1.10.86). Курск, 1986; Краткий аннотированный справочник музеев школ и внешкольных учреждений Курской области (по состоянию на 1.01.91). Курск, 1991.

24. Об археографическом поиске: методические рекомендации в помощь руководителю школьного музея. Курск, 1987. С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.