Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами детско-юношеского туризма и краеведения в Приуралье'

Патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами детско-юношеского туризма и краеведения в Приуралье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / ФУНКЦИИ ТУРИЗМА / СРЕДСТВА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СРЕДСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ТУРИСТСКИЕ ПОХОДЫ / ЭКСКУРСИИ / СОРЕВНОВАНИЯ ПО ТУРИСТСКОЙ ТЕХНИКЕ / ТУРИСТСКИЕ СЛЕТЫ / ФЕСТИВАЛИ / КУРС КРАЕВЕДЕНИЯ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ / EURASIAN UNION / CHILDREN AND YOUTH TOURISM / TOURISM FUNCTIONS / TOURISM AND LOCAL LORE ACTIVITIES / MEANS OF ECOLOGICAL ACTIVITY / FORMATION OF PERSONAL CULTURE / CULTURAL TRADITIONS / TOURIST TRIPS / EXCURSIONS / COMPETITIONS IN TOURIST EQUIPMENT / TOURIST GATHERINGS / FESTIVALS COURSE OF STUDY OF LOCAL LORE / MULTIFUNCTIONAL EXCURSIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомин Виктор Павлович

Существенной предпосылкой успешного функционирования создаваемого Евразийского союза является наличие на его пространствах такого феномена, как евразийская культура. Именно поэтому основной методической темой центров и станций детско-юношеского туризма Приуралья стало «Формирование евразийской культуры личности средствами туристско-краеведческой деятельности». Все направления своей многогранной деятельности, мероприятия и акции мы соизмеряем с этой великой идеей, стремимся максимальным образом соответствовать ей. Главной нашей целью является воспитание детей достойными наследниками и продолжателями великих культурных традиций родной земли. Выполняя эти задачи, мы ежегодно проводим самые разнообразные мероприятия туристско-краеведческой направленности: походы и экскурсии, соревнования по туристской технике, слеты и фестивали, в которых участвуют десятки тысяч школьников, учащихся лицеев и колледжей, студентов вузов. Однако время ставит перед нами новые задачи, которые требуют новых подходов для своего решения. Статья содержит ряд предложений в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotic education of the younger generation with the means of children''s and youth tourism and study of local lore in the Urals

An essential prerequisite for the successful functioning of the Eurasian Union is created by the presence in its territory of such a phenomenon, as a Eurasian culture. That is why the main theme of the methodical youth tourism centers and stations Priuraliye became «Formation of the Eurasian cultural identity by means of tourist-regional activities». All areas of its multifaceted activities, events and activities we measure with this great idea, strive to maximally conform to it. Our main aim is to educate children worthy heirs and followers of the native land of great cultural traditions. In carrying out these tasks, we annually organize a variety of activities of tourist and local lore direction: hiking and excursions, competition in the tourism technique, meetings and festivals, in which participate tens of thousands of pupils, students of lyceums and colleges, university students. However, the time presents us with new challenges that require new approaches to their solution. The article contains a number of proposals in this direction.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами детско-юношеского туризма и краеведения в Приуралье»

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ

УДК 351.858; 37.01; 37.018.8; 379.852; 379.8.09; 908

В. П. Фомин

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ

В ПРИУРАЛЬЕ

Существенной предпосылкой успешного функционирования создаваемого Евразийского союза является наличие на его пространствах такого феномена, как евразийская культура. Именно поэтому основной методической темой центров и станций детско-юношеского туризма Приуралья стало «Формирование евразийской культуры личности средствами туристско-крае-ведческой деятельности». Все направления своей многогранной деятельности, мероприятия и акции мы соизмеряем с этой великой идеей, стремимся максимальным образом соответствовать ей. Главной нашей целью является воспитание детей достойными наследниками и продолжателями великих культурных традиций родной земли. Выполняя эти задачи, мы ежегодно проводим самые разнообразные мероприятия туристско-краеведческой направленности: походы и экскурсии, соревнования по туристской технике, слеты и фестивали, в которых участвуют десятки тысяч школьников, учащихся лицеев и колледжей, студентов вузов. Однако время ставит перед нами новые задачи, которые требуют новых подходов для своего решения. Статья содержит ряд предложений в этом направлении.

An essential prerequisite for the successful functioning of the Eurasian Union is created by the presence in its territory of such a phenomenon, as a Eurasian culture. That is why the main theme of the methodical youth tourism centers and stations Priuraliye became «Formation of the Eurasian cultural identity by means of tourist-regional activities». All areas of its multifaceted activities, events and activities we measure with this great idea, strive to maximally conform to it. Our main aim is to educate children worthy heirs and followers of the native land of great cultural traditions. In carrying out these tasks, we annually organize a variety of activities of tourist and local lore direction: hiking and excursions, competition in the tourism technique, meetings and festivals, in which participate tens of thousands of pupils, students of lyceums and colleges, university students. However, the time presents us with new challenges that require new approaches to their solution. The article contains a number of proposals in this direction.

Ключевые слова: Евразийский союз, детско-юношеский туризм, функции туризма, средства туристско-краеведческой деятельности, средства экологической деятельности, формирование культуры личности, культурные традиции, туристские походы, экскурсии, соревнования по туристской технике, туристские слеты, фестивали, курс краеведения, многофункциональные экскурсии.

Keywords: Eurasian Union, children and youth tourism, tourism functions, tourism and local lore activities, means of ecological activity, formation of Personal culture, cultural traditions, tourist trips, excursions, competitions in tourist equipment, tourist gatherings, festivals course of study of local lore, multifunctional excursions.

Реалии ХХ1 века поставили новые задачи перед системой образования, воспитания, оздоровления, досуговой деятельности детей. Как указал Президент Казахстана Н. Назарбаев в Послании «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17 января 2014 г., «развитая страна в ХХ1 веке -это активные, образованные и здоровые граждане» [1]. Выпускники школ должны не только много знать, но и многое уметь, быть достойными гражданами своей Родины.

В связи с этим всестороннего обновления и модернизации требует и деятельность учреждений дополнительного образования (ДО), в том числе детско-юношеского туризма, где дети не только получают физическую закалку, но и осваивают опыт гражданского поведения, основы демократической культуры, получают квалифицированную педагогическую помощь по различным аспектам социальной жизни.

Сегодня туризм характеризуется как общественно-социальное явление, успешно содействующее комплексному решению воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных задач [2]. Среди важнейших функций современного туризма можно назвать такие, как экономическая, социальная, гуманитарная.

В частности, в гуманитарной сфере туризм позволяет совместить отдых с познанием жизни, быта, истории, культуры, традиций, обычаев своего и других народов, расширяя реальную картину мира. Особенно важна эта сторона туризма в воспитании подрастающего поколения. Гуманитарное значение туризма выходит за рамки только познавательной функции, так как он во многом способствует взаимопониманию народов, развитию мирных, дру-

жественных отношений. Одним из факторов успешности этих процессов является вовлечение в них подрастающего поколения человечества, воспитание в личности качеств «евразийца» с детских лет. Эта цель была и остается главной в деятельности Западно-Казахстанского областного центра детско-юношеского туризма и экологии, который в этом году отмечает свое 55-летие.

Исходя из этих установок, сформулирована главная методическая тема деятельности ОЦДЮТиЭ: «Формирование евразийской культуры личности средствами туристско-краеведческой и экологической деятельности». В соответствии с этой темой определены следующие цели и задачи:

- развитие массового внутреннего туризма, воспитание туристской культуры как части евразийской культуры личности, формирование казахстанского патриотизма и укрепление здоровья подрастающего поколения;

- проведение мероприятий и акций по спорту, туризму, краеведению и экологии;

- разработка и внедрение методического обеспечения мероприятий и акций;

- координация туристско-краеведческой и экологической деятельности в учебно-воспитательном процессе школ, учреждений дополнительного образования области;

- организация повышения квалификации и подготовки педагогических кадров (турорганизаторов, руководителей походов, экспедиций);

- укрепление евразийской интеграции, развитие международного сотрудничества в сфере туристско-краеведческой и экологической деятельности для совместных действий, направленных на комплексное развитие и духовное воспитание детей.

Вся наша деятельность по выполнению этих задач строится на основе важнейших педагогических принципов, выработанных такими корифеями педагогики, как К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, А. А. Остапец-Свешников и др. Планируя и осуществляя те или иные туристско-краеведческие мероприятия, мы стремимся соблюдать их целостность, которая отражает единение воспитания с прочими факторами, влияющими на развитие личности, а также природосообразность и культуросообраз-ность, требующие строить педагогический процесс в соответствии с естественным формированием воспитанников и в рамках близкой

им культурной среды. Необходимым условием в нашей деятельности мы считаем обеспечение преемственности, т. е. взаимодополняемости, взаимозависимости отдельных ступеней воспитания или развития, а также гуманизма, который предполагает гуманистическое, обращенное на человека педагогическое воздействие [3].

Эти цели и стали определяющими для системы организаций детско-юношеского туризма Приуралья, которая является крупнейшей среди других регионов республики и признана лучшей из них. Она включает в себя Уральский городской и 12 районных центров и станций, а ресурсным, координирующим, методическим центром для них служит Западно-Казахстанский областной центр детско-юношеского туризма и экологии, которому исполнилось 55 лет.

Коллективами этих учреждений ежегодно проводятся сотни пеших, водных, велосипедных походов и путешествий, соревнований и турниров, других акций, в которых принимают участие десятки тысяч школьников как из ЗКО, так и из других регионов Казахстана и РФ. При этом отмечается не только рост числа мероприятий и их участников, но и расширение тематики, географии, повышение их качества. К примеру, за последние годы в области развиваются такие виды, как скалолазание, спортивное ориентирование, в настоящее время внедряем туризм по геологическим маршрутам. В целом по региону различными видами ТКД охвачено 15% учащихся при среднем показателе по республике 2,5%. Только при ОЦДЮТиЭ в настоящее время действуют более 50 кружков, в которых занимаются порядка 700 учащихся.

Более чем полувековой опыт работы нашего ОЦДЮТиЭ убедительно свидетельствует о высокой действенности экскурсионной деятельности в патриотическом воспитании детей. Действенным стимулом для дальнейшего развития этого движения стали поручения Президента РК Н. Назарбаева по внедрению в средних, технических и профессиональных, высших учебных заведениях обязательного учебного курса «Краеведение», а также об организации многофункциональных школьных экскурсий [4].

Ведь поездки по региону и по стране в целом способны лучше любых лекций познакомить с родиной и укрепить любовь к ней. Кроме того, они могут быть органично связаны с различными школьными предметами, в первую очередь, географией. В Казахстане можно воочию увидеть различные природные и ландшафтные зоны: горы, каньоны, степи, пустыни, леса, реки, море. Поми-

мо природных объектов посещение исторических мест может использоваться как часть изучения истории родного края, ненавязчивая форма ознакомления школьников с культурным наследием и выдающимися личностями истории.

«Мы должны знать и изучать свою богатую историю, - говорит наш Президент. - Для этого делается очень многое. Так, например, нами был объявлен Год истории, и со всех концов света -Китая, Ирана и других государств - были собраны письменные источники по истории казахов. Сколько сведений передавалось из уст в уста, из поколения в поколение, и мы все это должны сохранить для своих потомков» [5].

Эффективным фактором воспитания туристской культуры и приобщения молодежи к здоровому образу жизни стала республиканская комплексная туристская экспедиция молодежи «Моя Родина - Казахстан». Она проводится «в целях формирования и развития личности учащейся молодежи на основе национальных и общечеловеческих ценностей, глобального этического кодекса туризма посредством организации путешествий и использования возможностей внутреннего туризма, изучения истории и культурного наследия, народных традиций, истоков искусства и обычаев родного края» [6].

В ее рамках соответствии с положением концепции «Школа жизни - окружающий мир» об освоении окружающего мира «по спирали» [7], проводятся экскурсии школьников по программе «От достопримечательностей родного края - к святыням Казахстана», начиная от местных природных и исторических памятников до столицы нашей Родины - Астаны и других регионов страны. Юные краеведы совершают походы, экскурсии, экспедиции по родному краю и местам ратной славы. В их ходе они знакомятся с памятниками истории и природы и описывают их, собирают материалы об истории родного края с древнейших времен до сегодняшних дней, о жизни и деятельности земляков, их культурном наследии и творчестве. Изучая историю происхождения семьи, они составляют своего рода генеалогическое древо того или иного рода. Все материалы, собранные в ходе экспедиций, походов, активно используются в краеведческих конкурсах, фестивалях, научных конференциях, в соревнованиях по экскурсионному ориентированию. Достойное место они находят и в экспозициях школьных краеведческих музеев.

Проведение школьных экскурсий на регулярной основе является мощным стимулом для роста внутреннего туризма. Такие экскурсии позволят активно задействовать гостиничные фонды, развивать внутренние перевозки, предприятия общественного питания, услуги экскурсоводов.

В настоящее время перед руководством учебных заведений области поставлена задача обеспечить ежегодное обязательное участие каждого учащегося в походах или экскурсиях по родному краю и другим регионам Казахстана вплоть до Астаны.

Здесь, кстати, надо подчеркнуть, что маршруты юных туристов Приуралья пролегают не только по территории области и Казахстана. Развивая международное сотрудничество в этой сфере, наши школьники побывали в соседних областях России. В свою очередь, наши коллеги из России также неоднократно участвовали в акциях западноказахстанских центров и станций детского туризма. Только за последнее время в Уральске проведены Международная научно-практическая конференция «Формирование евразийской культуры средствами туристско-краеведческой деятельности» (2010 г.) и Международный форум «Образование. Туризм. Интеграция» (2012-2017 гг.). Новый импульс это взаимодействие получило в связи с созданием Ассоциации детских туристских организаций «Евразийское междуречье», объединившей соратников из приграничных областей России и Казахстана. Примечательно, что эта Ассоциация была рождена в Год туризма, объявленный для стран СНГ. Думается, что такие акции вносят достойную лепту в процессы всесторонней интеграции наших стран, в укрепление евразийского сотрудничества по всем линиям.

В области экологического туризма своего рода знаковой для нас стала рожденная в 1989 году ежегодная водная экспедиция школьников по реке Уралу. Она носит название «Жайык-Урал» в связи с тем, что в казахском языке до сих пор сохранилось древнее название реки - Жайык, производное от ее прежнего русского имени - Яик.

Урал, как известно, является третьей по протяженности рекой Европы, уступая лишь Волге и Дунаю. Река начинается в Уральских горах России и впадает в Каспийское море на территории Казахстана, являясь, таким образом, трансграничной. Флора и фауна Урала и его поймы чрезвычайно богаты и разнообразны, вследствие чего имеют большое значение для жизнедеятельности населе-

ния вдоль берегов реки, да и в целом для экономики прилегающих регионов. Весьма насыщенной и поучительной является история Приуралья, связанная со многими важнейшими событиями на евразийском континенте. Достаточно сказать, что здесь тесно переплелись история, экономика и культура двух великих этносов -славян и тюрков. Все это открывает широкие возможности для всестороннего воспитания подрастающего поколения, формирования евразийской культуры, физического становления и нравственной закалки молодой личности.

За прошедшие четверть века прежняя агитационно-пропагандистская акция преобразовалась в туристско-экологическую экспедицию со своей системой и структурой, стала комплексной формой краеведческого воспитания подрастающего поколения, мощным звеном международного экологического движения. В ней за этот период приняли участие тысячи учащихся из нашей области, из других казахстанских городов, а также из соседних российских регионов, других стран СНГ.

В последние годы на базе нашего Центра проведен ряд республиканских и международных конференций и форумов по проблемам туристско-краеведческой деятельности. Знаменательным в этом плане стало проведение в апреле этого года в Уральске заседания Республиканского координационного совета руководителей организаций образования, реализующих программы дополнительного образования детей туристско-краеведческого направления. Положительную оценку наша работа получила и на заседании Национальной комиссии по делам женщин и семейно-гендерной политике при Президенте РК. В принятых рекомендациях, в частности, было предусмотрено обобщить и распространить опыт местных исполнительных органов ЗКО по развитию детско-юношеского туризма [8].

Вместе с тем анализ ситуации и факторов, влияющих на развитие детско-юношеского туризма в Республике Казахстан, позволяет обозначить основные причины, затрудняющие ускоренное развитие данного направления в республике. Об этом прямо указывается в разработанном Министерством образования и науки РК документе «Концептуальные подходы к развитию детско-юношеского туризма в Республике Казахстан на 2015-2018 годы». В соответствии с ним дополнительное образование туристско-крае-ведческой направленности основывается на освоении детьми и

подростками современных технологий, обеспечивающих их личностное и профессиональное самоопределение в изменяющемся мире, а также включение в созидание новых форм организации социальной жизни.

В республике уже проведен ряд форумов, совещаний и других встреч на республиканском и местном уровнях, а также международного формата с обсуждением проблем внутреннего, в том числе детско-юношеского туризма и путей их решения. К примеру, в Западно-Казахстанской области туризм определен как 5-е направление среди приоритетов инновационного развития региона. Достойное место вопросы внутреннего туризма получили и в ходе работы проведенного в Уральске Международного форума «^еБЖа/Т^-еБ1-2014», где этим проблемам была посвящена отдельная секция. В нашей области создан Консорциум туристских организаций, подписан Меморандум о сотрудничестве между Консорциумом и областным акиматом.

Всё это укрепляет в нас надежды, что в скором времени внутренний и въездной туризм, включая детско-юношеский туризм, станет действенным приоритетом в социально-экономической жизни Казахстана, важным фактором всего процесса укрепления евразийской интеграции.

Примечания

1. Послание Президента РК Н. Назарбаева «Казахстанский путь -2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» 17 января 2014 г., Астана.

2. Никитинский Е. С., Смирнов Д. В., Тарасенко Е. И., Шаяхметов А. Г., Шер Р. П., Фомин В. П. Концептуальные подходы к развитию детско-юношеского туризма в Республике Казахстан на 2015-2018 гг. // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2015. № 2(115). С. 29-67.

3. Смирнов Д. В. Проектирование социокультурной среды дополнительного туристско-краеведческого образования в целях гражданско-нравст-венного воспитания подрастающего поколения // Гражданско-патриоти-ческое воспитание школьников во взаимосвязи формального и неформального образования : сб. материалов из опыта работы педагогов в режиме экспериментальной площадки / под науч. ред.: В. А. Горский, А. Г. Волков, Д. В. Смирнов; Учреждение РАО «Ин-т содержания и методов обучения», Кировский ИПК и ПРО. М. : УРАО ИСМО ; Киров : Киров. ИПК и ПРО, 2011. С. 16-25; Андреева И. Г. Вопросы здоровья в контексте социально-профессионального самоопределения // Педагогика. 2014. № 8. С. 13-19.

4. Назарбаев Н. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда 10 июля 2012 г., Астана.

5. Никитинский Е. С. Туристская экспедиция «Моя Родина -Казахстан» - эффективный фактор воспитания туристской культуры и приобщения молодежи к здоровому образу жизни // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2013. № 2.

6. Постановление Правительства РК «О некоторых вопросах организации Республиканской туристской экспедиции «Моя Родина - Казахстан» № 61 от 27 января 2009 г.

7. Остапец-Свешников А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М. : Педагогика, 1985.

8. Назарбаев Н. Раздумья у Улытау // Казахстанская правда. 2014. 26 авг.

УДК 37.01; 37.033; 37.035; 374.71

А. Л. Третьяков

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2016-2020 ГОДЫ»

В статье автором рассматривается роль экологического и правового просвещения обучающихся в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016— 2020 годы». Акцентируется внимание на историко-педагогической детерминации данного вопроса. Выявляются тренды правового и экологического просвещения подрастающего поколения и их организационно-педагогических условий. Отмечены доминанты Государственной программы и их влияние на экологическое и правовое просвещение подростков как будущих граждан Российской Федерации. Выявляются акторы эколого-правового просвещения. Отмечаются тренды данной образовательного направления. Выделены тенденции образования для устойчивого развития как стратегического элемента эколого-правового просвещения. Определяется роль школьной библиотеки в данном направлении.

In the article the author considers the role of environmental and legal education of students in the framework of the State Program "Patriotic Education of Citi-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.