Научная статья на тему 'Традиции и новаторсто'

Традиции и новаторсто Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕДИЦИЯ "ЖАЙЫК-УРАЛ" / EXPEDITION "ZHAIYK-URAL" COMPLEX "EURASIA" COMPLEX "BIVOUAC" COMPLEX "SAMAL" / КОМПЛЕКС "ЕВРАЗИЯ" / КОМПЛЕКС "БИВУАК" / КОМПЛЕКС "САМАЛ" / ТУРИСТ / TOURIST / ЭКОЛОГ / КРАЕВЕД / LOCAL HISTORIAN / ENVIRONMENTALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомин Виктор Павлович

Статья содержит анализ туристско-краеведческой деятельности Западно-Казахстанского областного, а также городского и районных центров детско-юношеского туризма и экологии, составляющих крупнейшую систему детских туристских организаций. Показаны проблемы и задачи детского туризма, которые необходимо решить в Казахстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditions and innovation

The article contains the analysis of tourist regional studies of Western Kazakhstan regional, as urban and areal centers for children and youth tourism and ecology, constituting the largest system of children's tourist organizations. Shown problems and tasks of children's tourism to be resolved in Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Традиции и новаторсто»

8. Размеры (отдельно монумента и постамента),

9. Техническое состояние.

10. Реставрационные работы (автор, исполнитель, время и характер).

11. Состоит ли памятник на государственной охране (указать, чьим постановлением и когда принят)? Категория охраны.

12. Наличие зон охраны (автор, кем и когда утверждены),

13. Приложения.

УДК 371.8.061; 371.233.2; 908

В. П. Фомин

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТО

Статья содержит анализ туристско-краеведческой деятельности Западно-Казахстанского областного, а также городского и районных центров детско-юношеского туризма и экологии, составляющих крупнейшую систему детских туристских организаций. Показаны проблемы и задачи детского туризма, которые необходимо решить в Казахстане.

The article contains the analysis of tourist regional studies of Western Kazakhstan regional, as urban and areal centers for children and youth tourism and ecology, constituting the largest system of children's tourist organizations. Shown problems and tasks of children's tourism to be resolved in Kazakhstan.

Ключевые слова: экспедиция «Жайык-Урал», комплекс «Евразия», комплекс «Бивуак», комплекс «Самал», турист, эколог, краевед.

Keywords: expedition "Zhaiyk-Ural" complex "Eurasia" complex "Bivouac" complex "Samal", tourist, environmentalist, local historian.

Созданная в Уральске более полувека тому назад Станция юных туристов сегодня представляет Западно-Казахстанский областной Центр детско-юношеского туризма и экологии (ОЦДЮТиЭ), в соответствии с Уставом он занимается патриотическим воспитанием подрастающего поколения, формированием здорового образа жизни через общение с природой, обеспечивает практическое познание родного края, его истории и духовного богатства.

Эту работу коллектив ОЦДЮТиЭ выполняет вместе с коллегами из 13 центров детского туризма г. Уральска и районов области. Они охватывают различными формами туристско-краевед-

ческой образовательной деятельности свыше 30 тысяч детей ежегодно.

В сферу деятельности ОЦДЮТиЭ как головной структуры этой системы входит проведение областных мероприятий по туризму, краеведению и экологии, а также методическое обеспечение этих мероприятий. Основная тема Центра формулируется так: «Формирование евразийской культуры личности средствами тури-стско-краеведческой и экологической деятельности».

Задачами ОЦДЮТиЭ являются:

- координация туристско-краеведческой и экологической деятельности в учебно-воспитательном процессе школ районов области в рамках Республиканской туристско-краеведческой экспедиции школьников «Моя Родина - Казахстан»;

- организация повышения квалификации и подготовки турор-ганизаторов, руководителей походов, экспедиций.

Мы исходим из того, что воспитание школьников средствами туристско-краеведческой деятельности - это один из действенных методов формирования здорового образа жизни, активной жизненной позиции, изучения природы родного края, познания истории, быта, традиций народов Казахстана. В задачи отделов Центра входит организация и проведение областных массовых туристско-кра-еведческих и экологических мероприятий: соревнования по туристскому многоборью, открытые первенства по технике горного, велосипедного, лыжного, пешего туризма.

Массовой формой патриотического воспитания является Республиканская туристско-экскурсионная экспедиция школьников «Моя Родина - Казахстан», охватывающая по всей стране сотни тысяч ребят. История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные и народное творчество - все это становится предметом познания детей, источником их социального, личностного и духовного развития.

Возрождение краеведения вообще и повышение качества школьного краеведения и уровня его преподавания - знаменательные свидетельства перемен последних лет. Это и показатель изменений общественных представлений о роли провинции в истории нашей огромной многонациональной страны. Отражает это и характерное для мировой исторической науки возрастание интереса к истории повседневности, образу жизни рядовых людей, к микроистории, локальной истории, родоведению (генеалогии).

Мы организуем также фестиваль работников образования, водную туристско-экологическую экспедицию «Жайык-Урал», слет активистов акции «Зеленый парус Приуралья». В ходе турист-ско-краеведческой экспедиции школьников «Атамекен» («Отечество») проводился конкурс «Летопись села», среди заданий которого были исследования с целью создания «Красной книги района», изучение топонимики исчезающих населенных пунктов.

Важным направлением работы областного Центра детско-юношеского туризма и экологии является кружковая деятельность. Более чем в 50 кружках ОЦДЮТиЭ занимаются свыше 700 учащихся. В течение сезона они совершают походы по живописным окрестностям Уральска, на Садовское озеро, в Ханскую рощу и другие примечательные места, многодневные водные и велопоходы. Для кружковцев ОЦДЮТиЭ и других школьников, увлеченных научно-исследовательской деятельностью, в Центре создано Общественное объединение «Детская Академия Развития» (ДАР). Учащиеся, занимающиеся в ДАРе, участвуя в Республиканской научно-практической конференции «Экология и дети», неоднократно занимали призовые места. Самая высокая награда - это исследование Октябрины Жумагалиевой «Проблема водообеспе-чения с. Сайхин», которое заняло первое место и было отправлено на международный «Конкурс проектов» в г. Вашингтон (США).

При областном Центре функционируют два комплекса: тури-стско-оздоровительный «Евразия» и экскурсионный «Бивуак», туристский лагерь «Самал», через которые только в летний период проходит до 1500 детей.

Все областные мероприятия, проводимые ОЦДЮТиЭ, имеют поэтапную систему: сначала - школьные и окружные, затем - районные и на третьем этапе - областные. Количество команд, численность и уровень подготовки участников соревнований говорят о стабильном росте туристско-краеведческой деятельности в районах. Уже сложилась система мероприятий, которые стали традиционными, узнаваемыми далеко за пределами нашей области. К примеру, ранее бывший областным фестиваль работников образования «Европа - Азия» в 2006 г. стал международным, в нем принимают участие команды не только из районов и казахстанских городов Актобе, Актау, Астаны, но из российского Оренбурга. Отрадно, что этот фестиваль многое дает и для учителей, которые сами, пройдя все этапы туристского соревнования, могут в дальней-

шем не только научить этому своих учеников, но и организовать у себя подобные мероприятия.

Экологические проблемы реки Урал волнуют общественность еще с советских времен. Третья по длине река Европы все острее ощущает на себе груз экологических загрязнений. Среди основных проблем - заиление русла реки, следствием чего является обмеление, загрязнение её вод вредными выбросами, сокращение биоресурсов и биоразнообразия. Эти проблемы постоянно поднимали общественные экологические организации области. Свою лепту в это благородное дело вносит и ученическая общественность При-уралья. Именно с этой целью была организована в далеком 1989 г. туристско-экологическая экспедиция «Жайык-Урал». Сегодня экспедиция получила международное признание как одно из лучших экологических движений. За прошедшее время в ней приняли участие тысячи учащихся из нашей области, из других казахстанских городов: Семея, Аркалыка, Атырау, а также из Оренбургской области, Ашгабада. Летом 2012 г. состоялась очередная 24-я экспедиция по Уралу, в ходе которой ее участники не просто прошли по реке в пределах области, но и провели физико-географические, гидрологические исследования, изучали растительный и животный мир, топонимику населенных пунктов, находящихся на пути следования, высаживали по берегам рек и озер черенки тальника. Итоги этих походов впоследствии обсуждаются на областных слетах.

Здесь следует отметить, что основную нагрузку в организации мероприятий в областном, городском и районных центрах и станциях туризма несут педагоги дополнительного образования. Именно они, проявляя творческий подход и энтузиазм, ведут большую работу в кружках, организуют осенне-весенние туриады школьников, соревнования по технике лыжного, пешеходного туризма, ходят с детьми в походы, посещают с ними музеи и выставки. Прежде всего хотелось бы назвать таких высококвалифицированных организаторов, как педагоги ОЦДЮТиЭ Самигулла Кубаевич Бисе-малиев, Александр Николаевич Мамин, Светлана Викторовна Пет-ченко, имеющие высшую категорию и активно участвующие во всех мероприятиях областного и республиканского масштабов. Следует отметить и таких педагогов дополнительного образования, как Андрей Абилкасимович Санатов - лучший турорганизатор Те-ректинского района, Жубаткан Жумажанович Узакбайаулети из Бокейординского района, Маргарита Эдуардовна Павлюк (Зеле-

новский район), Куаныш Изимгалиевич Аккалиев - лучший составитель туристских маршрутов.

Однако определенную трудность в работе составляет то, что в настоящее время далеко не все руководители системы образования и учителя видят широкие возможности туризма и краеведения в обучении и воспитании детей и юношества и поэтому с большим недоверием относятся к дополнительному образованию.

Важную роль в преодолении этого недостатка, на наш взгляд, играет республиканский научно-методический журнал «Сокпак -Тропинка», издаваемый в нашем Центре. Журнал выходит один раз в 2 месяца и публикует основополагающие документы: Положения, условия областных, массовых мероприятий по туристско-кра-еведческой деятельности, научно-методические статьи ученых, специалистов, педагогов-новаторов о передовых методах организации внеклассной и внешкольной работы, материалы по историко-культурным, природным памятникам, информации об экспедициях и соревнованиях. Он содержит также богатый материал об отечественных и зарубежных путешественниках, рекомендации в помощь педагогам, воспитателям, организаторам по туристско-кра-еведческой и экологической деятельности.

Как показывают итоги проведенного нами опроса, педагоги, занимающиеся туристско-краеведческой и экологической деятельностью, одобряют журнал и говорят о его необходимости. Тираж на сегодняшний день составляет 1100 экземпляров. Издание востребовано не только в областях Республики Казахстан, но и в других регионах СНГ. Хотелось бы отметить, что за освещение педагогических проблем, которые приоритетны для дополнительного образования детей, для физического воспитания и духовно-нравственного развития, журнал «Сокпак-Тропинка» отмечен призом «Золотой компас» Московской Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения (ММАДЮТК).

Анализируя прошедший период развития детского туризма в Приуралье, хотелось бы бросить взгляд в будущее, поразмышлять над перспективами этой важной сферы воспитания подрастающего поколения.

Хорошо, конечно, что мы добились открытия центров и станций детского туризма во всех районах области. Такого нет ни в одной области Казахстана. Теперь нам следует всемерно работать над расширением масштабов, повышением уровня научно-методичес-

кой деятельности. Необходимо в первую очередь укреплять материально-техническую базу туристских центров, паспортизировать музеи, разработать туристские маршруты по районам. Надо расширять сеть кружков, работать над увеличением охвата детей средствами туристско-краеведческой деятельности, активизировать подготовку и повышение квалификации кадров. Хотелось бы быть уверенными, что необходимое содействие в этой работе мы получим и от государственных органов, и от неправительственных организаций, и от возможных меценатов, неравнодушных к будущему нашей страны.

Как известно, 20-летняя «эпоха перемен» на постсоветском пространстве не обошлась без последствий негативного характера. Прежние партийно-административные связи, цепко державшие «Союз нерушимый», рухнули, а новые отношения налаживались весьма осторожно и медленно. Однако жизнь, вся практика мирового развития последнего двадцатилетия настойчиво требовали не просто восстановления прежних связей между странами и народами СНГ, а развития их на качественно новом уровне, на принципах равноправия, согласия и взаимопомощи.

Все вышесказанное относится и к сфере воспитания и образования новых поколений, от которых в прямом смысле зависит будущее наших стран и народов. Поэтому для того, чтобы обеспечить дальнейшее развитие интеграционных процессов на бывшем советском пространстве (хотя бы на большей его части), необходимо, чтобы во всех слоях населения - от лидеров до рядовых граждан -господствовала идея единства и сотрудничества. А закладывать эти идеи в сознание лучше всего с детства.

В связи с этим вполне естественным образом приходит мысль о налаживании взаимосвязей, начиная именно с молодежных, детских организаций, об их объединении в международном масштабе. Вот на этой основе и родилось предложение о создании Евразийского союза организаций детско-юношеского туризма.

На наш взгляд, к этому есть немало предпосылок. В их числе, прежде всего, наличие во многих регионах Казахстана, России, Беларуси, других стран СНГ детских туристских организаций. Немало из них уже имеют неплохой опыт международного сотрудничества. Например, юные туристы Западно-Казахстанской области в разное время путешествовали по Оренбургской, Самарской, Саратовской, Ленинградской, Новосибирской, Омской областям, по Ал-

таю, Забайкалью, Северному Кавказу и Беларуси. В свою очередь, российские школьники неоднократно проводили походы по нашим дорогам, по степям и рекам Казахстана.

Такой обмен надо осуществлять и впредь. Создание Евразийского союза детского туризма позволит поставить этот процесс на планомерную основу, укрепить его научно-методическую базу, обогатить практику туристско-краеведческой деятельности взаимно накопленным опытом. Именно высокий педагогический потенциал туристских путешествий способен действенно повлиять на укрепление межнациональных и международных связей, интеграцию культур, личностное развитие молодого поколения и сохранение тех добрых традиций братства и добрососедства, которыми мы все гордились всю нашу жизнь и так хотим передать нашим детям. Формирование такого сознания в наших юных гражданах будет лучшей гарантией необратимости интеграционных тенденций на евразийском пространстве.

Функционирование такого союза, уверен, станет хорошим стимулом для расширения и активизации научно-теоретической работы такой авторитетной организации, как Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения, основателем которой является известный ученый и организатор туристско-крае-ведческой деятельности Александр Александрович Остапец-Свеш-ников. МАДЮТК объединяет в своих рядах немало педагогов, ученых, исследователей ТКД из разных стран СНГ, вносящих вклад в разработку теоретических основ и практической методики детско-юношеского туризма. Их участие в деятельности Евразийского союза детских турорганизаций, несомненно, пойдет на обоюдную пользу, станет важным компонентом подготовки и проведения международных мероприятий.

Среди задач, стоящих перед новым союзом, можно выделить, к примеру, разработку и освоение международных маршрутов для детских туристских отрядов. Уверен, что в каждом регионе найдутся такие маршруты, которые будут интересны для коллег из сопредельных территорий. Например, такой акцией стала турист-ско-экологическая экспедиция «Жайык-Урал», которая включает в себя семь маршрутов первой категории сложности. Сегодня она вполне может квалифицироваться как международная экспедиция.

Думается также, что нам вполне по силам создание международных детских туристских лагерей и комплексов, проведение на

их основе слетов и других совместных мероприятий юных туристов из разных стран. Можно найти еще немало других интересных и эффективных форм нашей совместной работы.

Хочется надеяться и на то, что в эти процессы включатся и другие детские и молодежные организации государств на постсоветском пространстве. Имеется в виду, например, создаваемая во всех школах Казахстана единая детская организация «Жас улан». Это, в частности, говорит о том, что сегодня мы уже остываем от горячки первых «независимых» лет, когда стремились «разрушить до основания» весь прежний советский опыт идейно-воспитательной работы с детьми. Надо было просто вдумчиво разобраться в этом опыте, отбросить порочное, отжившее, а лучшее взять с собой в дальнейший путь.

Именно этим мы и занимаемся сегодня, объединяя усилия в сфере воспитания детей. Было бы желание. А лучшей наградой за все это будет формирование такой смены старшим поколениям, которая уверенно поведет наши страны к общему процветанию.

У всякой эпохи - свои задачи. Наша задача - воспитать здоровое поколение и сформировать всесторонне развитую личность, способную внести достойный вклад в будущий расцвет Казахстана, всего евразийского содружества.

Анализ развития детского туризма в области показывает, что туристско-краеведческая деятельность учащихся является эффективным социально-педагогическим средством воспитания, а также нравственного и физического оздоровления. Через понимание родного края развиваются гражданственность, патриотизм, другие ценные личностные качества. Эта непростая задача воспитания человека, любящего свою землю, свой народ, будет осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, всегда помня эти мудрые слова: «Ученик - это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который необходимо зажечь!»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.