Научная статья на тему 'Туристско-краеведческая деятельность - инновационный блок системы образования'

Туристско-краеведческая деятельность - инновационный блок системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2615
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВОСПИТАНИЕ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / EDUCATION / TOURIST AND LOCAL ACTIVITIES / IDENTITY INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Людмила Владимировна

В статье дана социально-педагогическая характеристика туристско-краеведческой деятельности органичного блока системы образования детей и юношества; представлен опыт реализации ее потенциала в создании инновационного образовательного пространства; намечены перспективы эффективного использования ТКД в совершенствовании системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourist activity of local history - an innovative educational system unit

The paper presents the socio-pedagogic characteristics of regional tourist activities-organic Boca children's education and youth; experience the realization of its potential in the creation of innovative educational space, the prospects for effective use of regional tourist activities to improve the education system.

Текст научной работы на тему «Туристско-краеведческая деятельность - инновационный блок системы образования»

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ _ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_

УДК 37.013.42; 379.85: 908; 371.8

Л. В. Алиева

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -ИННОВАЦИОННЫЙ БЛОК СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье дана социально-педагогическая характеристика туристско-кра-еведческой деятельности - органичного блока системы образования детей и юношества; представлен опыт реализации ее потенциала в создании инновационного образовательного пространства; намечены перспективы эффективного использования ТКД в совершенствовании системы образования.

The paper presents the socio-pedagogic characteristics of regional tourist activities-organic Boca children's education and youth; experience the realization of its potential in the creation of innovative educational space, the prospects for effective use of regional tourist activities to improve the education system.

Ключевые слова: образование, образовательные организации, воспитание, туристско-краеведческая деятельность; личность, взаимодействие.

Keywords: education, education, education, tourist and local activities; identity interaction.

Решение проблемы качественного обновления системы образования и общественного воспитания детей рассматривается как важнейший фактор цивилизационных социально-экономических культурных преобразований российского общества и развития человека.

Инновационные позитивные изменения в российском обществе, государстве к началу ХХ1 в., в частности, в практике образования: расширение пространства государственного образования (основного и дополнительного, индивидуального), открытого и непрерывного образования (корпоративно-общественного) - требуют их осмысления и творческого позитивного развития в деятельности образовательных структур, организаций. Усиливаются тенденции

бездуховности, нестабильности жизни; разрушаются привычные устои жизни, нравственные ориентиры, что сказывается в целом на здоровье человека. Образовался в социуме «воспитательный вакуум», который захлестывается «стихией», вовлекая в нее, прежде всего, детей, юношество. Все эти негативные явления актуализируют проблему воспитания подрастающего поколения в педагогически организованной социальной среде. Именно воспитание как процесс «выращивания» Человека в человеке, его нравственно-духовного, культурного и физического совершенствования, человека - творца-созидателя, гражданина Отечества становится приоритетом обновляемого образования, ценностно-целевым блоком разрабатываемых инновационных программ, проектов. Особо востребованными становятся социально-педагогические гуманистические традиции отечественного воспитания, в частности детского туризма как массового добровольного движения самодеятельности, самореализации Детства в окружающей жизни.

Детский туризм - отечественная традиция добровольной внешкольной деятельности детей и молодежи, среда жизнедеятельности детей и взрослых в совместной добровольной значимой деятельности - основы общественного воспитания. Подчеркиваем эту принципиальную характеристику детского туризма, отличную от современного понимания «туризма» как сферы особой профессиональной деятельности (менеджера, турорганизаторов, экскурсоводов, специалистов турбюро, разработчиков туристских маршрутов), образовательной платной услуги по обеспечению досуга детей и взрослых. Детский туризм рассматриваем: а) как средство реализации природосообразных, возрастных потребностей подростков и юношества в самосовершенствовании, саморазвитии жизненных потребностей: познания, открытий, приключений, человеческого неформального общения детей и взрослых, принципов общественного воспитания, самовоспитания; б) форму включения самих детей в познание и освоение окружающей жизни; в) средство духовно-нравственного развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности; г) важное условие физического закаливания, здорового образа жизни; развития у подростков и юношей воли, характера, выносливости). Социально-общественная направленность детского туризма (содержания деятельности) - сущностная его характеристика. Выделяем ценностно-содержательную основу детского туризма; его

приоритетные для подростков виды деятельности: природосооб-разные, социально-ориентированные, наглядные, доступные для самореализации активности, практико-ориентированные по результатам, личным и общественным, реальные, а не мифические (развлекательные). В основе этого движения - туристско-краевед-ческая деятельность; разнообразная, «разновозрастная», эмоционально, нравственно окрашенная, добровольная самодеятельная и целенаправленно организованная.

Выявление позитивного потенциала влияния детского туризма на становящуюся личность подростка (в реальной отечественной практике, педагогической теории) позволяет охарактеризовать его важную и специфическую роль в системе образования детей и юношества (обучении, воспитании, развитии), а туристско-краевед-ческую деятельность определить как социально-педагогическое средство реализации потенциала детского туризма в системе образования и общественного воспитания.

История отечественного образования доказала органичную связь с развитием детско-молодежного туристического движения как социального, культурного, воспитательного средства, а научно-педагогическое осмысление ценностей и приоритетов содержания, методов его организации позволило обосновать роль и значение его основного содержания - туристско-краеведческой деятельности (ТКД) как особого типа образовательной деятельности.

Развернутое обоснование этого инновационного вида образовательной деятельности представлено в научных трудах, многолетней педагогической практической деятельности А. А. Остап-ца-Свешникова, доктора педагогических наук, профессора, учителя, мастера спорта по туризму (в организации туристских клубов при школах, многолетней образовательной деятельности одного из первых учреждений дополнительного образования - ЭЦДЮТЭ «Родина», г. Москва, в системе вузовской подготовки педагогов-организаторов ТКД в образовательных учреждениях [1]. Авторская социально-педагогическая характеристика ТКД представлена в Концепции и инновационной образовательной программе «Школа жизни - окружающий мир», научная ценность и практическая результативность которых проверена в ОЭР ЭЦДЮТЭ «Родина» и закреплена в деятельности этого учреждения под названием -ДДЮТЭ «Родина» (1993-2015 гг.) [2].

Туристско-краеведческая деятельность определяется как а) инновационная самостоятельная и самоценная деятельность в системе дополнительного (внешкольного) образования, органично взаимодействующая с основной образовательной деятельностью школы; социально значимой деятельностью детско-взрослых общественных объединений, научных, экологических, культурных структур социума; б) особая комплексная образовательная деятельность, ориентированная на активизацию внутренних сил ребенка, творчество педагога, проявляемых в реальных условиях жизнедеятельности человека, включения самого человека в процессы приобщения к культурным ценностям человека, природы, окружающей среды; органически включающая (в разной мере и степени ее практической конкретной реализации) основные образовательные направленности: культурологическую, эколого-биоло-гическую, естественнонаучную, физкультурно-спортивную, художественно-эстетическую, краеведческую, музейно-экскурсионную, что повышает эффективность позитивного влияния на становящуюся личность обучающегося; в) специфическая образовательная деятельность (интеграция обучения, воспитания, развития ребенка и взрослого), реализуемая на принципах добровольности участия детей и взрослых, демократичности, гуманистичности образовательного процесса.

В Концепции и Программе особой ценностью представлено воспитание - приоритет ТКД в активизации позиции самого ребенка, реализации его внутренних сил в практическом, результативном, лично значимом познании окружающего мира, реальной жизни, Природы и самого себя и формировании потребности улучшать окружающею жизнь, самосовершенствоваться. Познание не «вербальное», ограниченное стенами кабинеты, класса, школы, а включенное, творческое в реальную действительность в многообразии форм коллективной и индивидуальной практико-познавательной деятельности; именно «деятельности» как среды активного целевого действия, многообразных взаимоотношений участников, делового общения, обмена личным опытом, с включением физических, волевых, нравственных, умственных, познавательных способностей, возможностей, личного опыта, багажа полученных знаний и умений (а не разовое, исполнительское участие, эпизодическое в отдельных мероприятиях).

В основу Концепции и ее практической реализации положена идея формирования основ здорового образа жизни в туристско-кра-еведческой деятельности, которая учитывает естественные стремления, потребности детей в общении с природой, познании родного края; пробуждает интерес к истории, культуре человечества; удовлетворяет «возрастные» особенности - стремления к романтике, приключениям, потребность «испытать» свои силы, пережить новые состояния и т. д.

Целевой установкой образовательной деятельности ДДЮТЭ «Родина» являлось воспитание Личности - гражданина - индивидуальности в психологически и педагогически грамотно организованном процессе активного познания самим ребенком окружающей среды и природы, освоения общечеловеческой и национальной культуры, основ здорового образа жизни.

ТКД деятельность многозначно и вариативно представлена в системе образовательной деятельности ЭЦДЮТЭ «Родина» - инновационного учреждения дополнительного образования основной туристско-краеведческой направленности и создании образовательно-воспитательного пространства округа во взаимодействии с учреждениями дошкольного и основного образования.

Основные цели-ценности ТКД деятельности ЭЦДЮТЭ «Родина» реализованы в инновационных подходах к организации деятельности, определению программного содержания, научно-методическому обеспечению образовательной результативности; в системе профессиональной подготовки нового типа педагога-организатора ТКД, что позволило выделить эту деятельность в перспективный блок обновляемой системы внешкольного образования -«дополнительное образование детей».

Приведем конкретные примеры инновационного образовательного воспитательного характера ТКД в системе дополнительного образования детей и юношества из опыта ЭЦДЮТЭ «Родина (ДДЮТЭ «Родина» - новое название учреждения).

Содержание туристско-краеведческой деятельности многогранно и многообразно, и все ее виды представлены во взаимосвязи органичной в педагогически разработанной «цикловой системе» подготовки, проведения, оценивания комплексного, ключевого, общего социально и личностно значимого дела (поход, экспедиция, познавательная, гражданско-патриотическая игра, турслеты, акции). Признавая важность каждого «вида» деятельности, приоритет

того или иного определялся, исходя из специфики возраста детей; их жизненного опыта; конкретных объектов походов, экскурсий; уровня, объема учебных знаний о данном объекте и других субъективных факторов, условий.

На базе основной образовательной программы «Школа жизни - окружающий мир» был разработан и успешно реализовывался комплекс «прикладных программ» - ориентиров для авторских программ педагогов-организаторов детских туристско-краеведчес-ких объединений (инновационных субъектов образовательной деятельности): программы годового цикла деятельности учреждения, подготовки и проведения традиционных форм ТКД - органичного блока основной деятельности; программа «Школы духовного и физического развития дошкольников» [3].

В практику программирования ТКД были введены авторские, инновационные и адаптированные образовательные программы деятельности детских туристско-краеведческих объединений; краткосрочные программы-циклы (ближайшие перспективы развития объединения и его участников); программы работы летнего лагеря на базе учреждения (опытная площадка); программы роста воспитанника, в которых реализовывалась идея интеграции (взаимосвязи, взаимодополняемости) основных видов туристско-краевед-ческой деятельности, определялись качественные результаты развития воспитанника.

Считая возможным и необходимым вовлечение в эту деятельность детей начиная с дошкольного возраста, была создана инновационная структура «Школа духовного и физического развития дошкольников», и разработана инновационная программа турист-ско-краеведческой направленности «Ребенок и окружающий мир», дифференцированные программы начальной туристско-краевед-ческой подготовки.

Были разработаны и апробированы новые методы организации и оценивания ТКД: «Защиты готовности к походу, экспедиции», творческие отчеты (групп), индивидуальные письменные отчеты воспитанников по итогам ключевых дел. Творчески обогащались традиционные формы ТКД: походы, экспедиции как формы исследовательской ТКД, комплексные средства, интегрирующие возможности влияния на личность подростка различных видов деятельности; система массовых форм работы: туристические слеты,

игры как органичная часть основной образовательной деятельности, а не разовые мероприятия.

Инновационным средством ТКД стало первично детское объединение в многообразии видов - субъект образовательной деятельности и среда жизнедеятельности воспитанников (от дошкольных до объединений старшеклассников, студентов колледжей; од-новозрастные и разновозрастные, постоянные и временные) [4].

Приоритетом реализации ценностной и целевой установки деятельности Дома является воспитание - педагогически организованный процесс взаимодействия детей и взрослых в совместной социально и личностно значимой деятельности по преобразованию окружающей жизни и собственного «Я», детском объединении - среде и ближайшей зоны личностного роста подростка. Опыт оценивания результатов воспитания активной личности воспитанника представляет комплекс документов: «Кодекс юного туриста-краеведа», «Паспорт юного туриста-краеведа» «Система туристско-краевед-ческих должностей и их коллективной оценки и самооценки» [5].

Эффективное функционирование этой специфической социально-педагогической системы обеспечивалось формированием нового типа педагога: воспитателя, организатора, туриста, краеведа, специфическая позиция которого заключается в наличии и гармоничном сочетании «профессионального многообразия» при ведущей роли и значении педагогической подготовки (педагог-организатор спортивного туризма; педагог-специалист по определенным видам туризма; педагог-краевед, педагог-эколог; педагог-экскурсовод и т. д.) [6].

Двадцатилетний опыт деятельности УДО ДДЮТЭ «Родина» доказал особую инновационную роль туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования детей и молодежи.

Но туристско-краеведческая деятельность рассматривалась с первых шагов работы учреждения как обязательный компонент «базового образования», осуществляемого образовательными государственными учреждениями (в первую очередь - школой), которая пронизывает органически содержание почти всех учебных предметов, способствует повышению эффективности обучения; результативности его для ученика, снятию «перегрузок» учебных (и временных, и физических, и моральных, и умственных); стимулирует рост, развитие мастерства педагога-воспитателя.

Опыт взаимодействия ДДЮТЭ «Родина» с образовательными организациями Восточного округа г. Москвы убедительно подтвердил позицию и взгляд на ТКД как специфическую образовательную деятельность, ее позитивную роль в обновлении основного школьного образования.

Научные подходы А. А. Остапца к проблеме создания инновационного образовательного пространства в окружающем социуме во взаимодействии учреждений дополнительного, основного, дошкольного образования были проверены в организации многолетней опытно-экспериментальной работы, практической их реализации в образовательных организациях Восточного округа г. Москвы [7].

Основная цель взаимодействия - создание и расширение воспитательного и образовательного пространства социума - среды повседневной жизнедеятельности детей; апробация и закрепление социально-педагогических инноваций ТКД в развитии, совершенствовании основного образования. Содержание, характер взаимодействия определяется «снизу», исходя из потребностей сотрудничества организаций - субъектов; на принципах партнерства, взаимодополняемости, добровольности.

Задачи, содержание, формы взаимодействия в окружающем социуме представлены в программе «Школа жизни - окружающий мир» как важный органичный блок основной образовательной и общественно полезной деятельности учреждения в социуме [8].

За десятилетие сложилась система взаимодействия, ценностно-содержательной основой которой стала ТКД: спортивный туризм, краеведение, экологическая, литературно-музыкальная деятельность, экскурсионная деятельность. Первыми опытными площадками взаимодействия стали образовательные учреждения Восточного округа г. Москвы (детские сады № 794 и 1250, школы № 377, 689, школа-интернат).

В основе взаимодействия с первых шагов - решение задачи вовлечения педагогов ОО округа в познание «секретов» ТКД, основ педагогики детского туризма (через краткосрочные тематические теоретические семинары «Школы жизни - окружающий мир» с выдачей удостоверения; практические занятия в ходе организуемых опытными педагогами, методистами Дома походов, экспедиций, комплексных экскурсий и индивидуального выполнения участниками комплекса туристско-краеведческих должностей; прове-

дение на базе учреждений - площадок ОЭР научно-практических конференций с выступлениями педагогов по опыту освоения ТКД, использования в учебной деятельности, внеучебной работе. Результатом такой целенаправленной подготовки педагогов стало активное включение учителей, воспитателей детских садов в основную образовательную туристско-краеведческую деятельность Дома: педагогами дополнительного образования - организаторами детских ТК объединений на базе их учреждений; методистами, педагогами-организаторами, экскурсоводами. Их педагогический опыт внес определенную новизну в деятельность Дома ДЮТЭ «Родина», обогатил новыми видами, формами ТКД (объединения художественной направленности ТКД, музыкальной, литературной, экологической); повысил педагогический профессионализм основных кадров. С другой стороны, одновременно работая в школах, эти педагоги-организаторы ТКД пересматривали свои основные учебные программы, внося элементы ТКД, меняли методику и содержание урока, привлекая материалы походов, экскурсий, экспедиций, творческие работы учащихся-участников туристско-крае-ведческих объединений (выполненные задания по туристско-крае-ведческим должностям): создавали школьные краеведческие музеи, выставки и др. [9]

Проблема взаимодействия - в поле зрения педагогических советов, методического совета, научно-практических конференций, семинаров.

С годами сложилась система взаимодействия, основу которой составили традиционные формы, инновации, переросшие в традицию, доказавшие образовательную, воспитательную эффективность взаимодействия.

- Одна из значимых традиций - совместная работа по подготовке, проведению традиционных массовых туристско-краеведчес-ких дел (осенний, весенний слеты, игра «Гвардия России», экспедиция «По местам обороны Москвы», соревнования по ориентированию с активным включением команд обучающихся школ, колледжа, детских садов как временных туристских групп (разработка маршрутов, выполнение коллективных и индивидуальных заданий) ТК должностей, проведение «разведок» - экскурсий, походов, изучение специальной литературы, памятников; оформление творческих отчетов по участию в том или ином традиционном деле; пополнение школьных музеев новыми материалами, тематические

школьные сочинения; оценивание участия в учебной деятельности и т. д.) [10].

- Разработка и проведение: общих социально-патриотических, значимых акций усилиями педагогических коллективов и детских сообществ, посвященных знаменательным событиям; походов, экспедиций с привлечением педагогов школ - специалистов по отдельным учебным дисциплинам; для учащихся - новичков (создание временной группы под руководством опытных педагогов ДДЮТЭ «Родина» (туристов, краеведов) по приобщению, привлечении их к ТКД.; интегрированных комплексных учебных занятий (в рамках основного образования) формами, средствами детского туризма (уроки-походы; экспедиции; краеведческие игры); комплексных экскурсий по разработанной в Доме методике, учебных мини-походов по изучению родного края; кураторство ведущих специалистов ТКД в базовых школах Дома с целью приобщения педагогов-учителей к освоению образовательных ценностей детского туризма; «Клубных тематических дней», музыкального абонемента, литературной гостиной; конкурса организаторов турист-ско-краеведческой деятельности на приз «Золотой компас», краеведческих конференций.

- Подготовка и проведение совместных с образовательными учреждениями округа семинаров, конференций, круглых столов по проблеме преемственности, взаимообогащения основного и дополнительного, дошкольного образования; оценивания результатов взаимодействия и перспектив его развития.

- Создание на базе общеобразовательных учреждений детских туристско-краеведческих объединений, клубов, временных групп; детско-юношеской общественной организации «Юный путешественник».

- Организация летних туристско-краеведческих площадок, лагерей (загородных и городских).

Опыт взаимодействия представлен: а) в постепенном усложнении содержания, форм, методов ТКД от «возраста» к «возрасту» (определение «возрастных» зон изучения родного края; видов, приоритетов деятельности; комплекса минимальных и максимальных знаний, умений, навыков; смена видов, направлений форм работы); в) в многообразии стимулов активизации, развития каждого участника деятельности (система знаний, должностей; творческих письменных и устных отчетов; ближних и дальних перспектив раз-

вития каждого); г) в творческом обновлении и использовании традиций (агитбригады; творческие отчеты-вечера; традиционные общие коллективные дела и т. д.) и новаций, рождаемых в реальном опыте, с учетом меняющихся внутренних и внешних условий функционирования системы взаимодействия.

Основные результаты взаимодействия

1. Создание воспитательного пространства в округе на базе ценностей ТКД (гражданского, патриотического, нравственного физического воспитания детей и подростков); системы открытого внешкольного образования.

2. Творческий профессиональный рост педагогов (воспитателей ДООУ, Дома, педагогов школ, преподавателей колледжей, вузов) сотрудничающих образовательных учреждений (авторские публикации, защиты кандидатских, докторских диссертационных работ, продолжение обучение в вузах, колледжах по новым профессиям, связанным с ТКД; освоение должностей методистов, педагогов-организаторов, судей-инструкторов; преподавание дисциплин ТКД в колледжах, вузах.

3. Совершенствование, творческое обновление основных образовательных программ по учебным предметам, в начальных классах, детских садах с использованием образовательного потенциала ТКД; образовательных программ деятельности детских ту-ристско-краеведческих объединений спецификой используемого основного образования (учебные предметные знания, умения).

4. Создание инновационной научно-методической базы по реализации образовательного потенциала ТКД в школе, внешкольном учреждении силами педагогов школ, детских садов и ДДЮТЭ «Родина».

Анализ исследований и реального опыта, результатов ОЭР ДДЮТЭ «Родина» позволяет дать обобщенную социально-педагогическую характеристику ТКД как специфическому инновационному блоку системы образования.

Гуманистическая, общечеловеческая, национальная направленность, преобладание духовных ценностей над материальными -основополагающие ценности ТКД.

Туристско-краеведческая деятельность интегрирует в себе образовательную, воспитательную, оздоровительную, социальную функции и создает за счет их взаимодействия уникальное новое педагогическое комплексное средство - воспитательно-образовательно-оздоровительное, как условие для раскрытия Личности, ее

духовного и физического оздоровления, формирования здорового образа жизни. Воспитание - приоритет ТКД. Туристско-краевед-ческая деятельность содействует развитию личности ребенка, затрагивая различные сферы (интеллектуальную, эмоциональную, волевую и т. д.), опирается на ядерные структуры психики; переориентируя личность на высокие общечеловеческие культурные ценности, социализирует индивида, адаптируя к разнообразным жизненным ситуациям.

- Это особая организованная, педагогически целесообразная, социальная деятельностная среда - фактор взаимодействия поколений, сохранения культурно-исторической их преемственности; это среда, позволяющая предупреждать антисоциальные, безнравственные поступки детей; это средство ослабления криминогенной обстановки в социуме; снятия с детей психологических нагрузок от современных средств информации, напряженного учебного труда (преимущественно в стенах школы) в общении с природой. Комплексным средством выступает реальная действительность (основа содержания ТКД) во всем ее многообразии, противоречиях, которую познает ребенок в туристско-краеведческой работе и которая позволяет ребенку осознать себя частицей этой «реалии» и определить личное отношение к людям, событиям, фактам, культуре, природе. Действенным комплексно воздействующим средством является собственный жизненный опыт ребенка, максимально реализуемый в походе, экспедиции, путешествии.

Содержание образовательной ТКД ориентировано на широкую допрофессиональную подготовку детей, их ознакомление с различными профессиями, выявление личных склонностей, качеств, способностей к определенным областям знаний, человеческой трудовой деятельности, а также на воспроизводство педагогических кадров организаторов туристско-краеведческой работы с детьми. Туристско-краеведческая деятельность выступает как самостоятельная программа «дополнительного образования», ориентирующая детей на свободный выбор, добровольность, удовлетворение личных интересов, потребностей; позволяющая получить начальную профессиональную туристско-краеведческую подковку (инструктор по туризму, экскурсовод-гид, эколог, историк и т. д.), а также ориентацию по широкому набору профессий. Другими словами, туристско-краеведческая деятельность рассматривается как самостоятельная образовательная программа профессиональной ориентации детей, молодежи.

Туристско-краеведческая деятельность - комплексная образовательно-воспитательная, оздоровительная совместная деятельность детей и взрослых, интегрирующая основные образовательные области, способствующая непрерывности образования детей .

Научно обоснованный и практически, экспериментально проверенный опыт образовательной деятельности Дома позволяет сделать выводы об инновационной роли ТКД в развитии и совершенствовании системы образования, приоритетом которой станет воспитание человека; общественная составляющая в деятельности образовательных организациях - объективная потребность, закономерность воспитания.

- В становлении и развитии системы дополнительного образования детей и молодежи как основная образовательная деятельность учреждений дополнительного образования туристско-крае-ведческой направленности; один из видов образовательной деятельности многопрофильного учреждения дополнительного образования; блок дополнительного образования на базе учреждений основного, профессионального образования детей и молодежи.

- В гуманизации, совершенствовании основного (школьного образования, дошкольного образования; в расширении воспитательных возможностей основных учебных предметов, практическом использовании получаемых специальных учебных знаний; в учебной и внеурочной деятельности школы как инновационный блок, интегрирующий образовательную учебную деятельность, обогащающий комплексом эффективных средств, методов ее организации, формирующий активную позицию обучающегося в учебной деятельности; придающий основному образованию особую практическую, социально-культурную, общественно значимую направленность.

- В создании открытого образовательного пространства в социуме; в придании всей системе образования приоритетной воспитательной направленности: гражданскому становлению личности ребенка и взрослого, их личностному росту, совершенствованию, формированию здорового образа жизни, в обогащении пространства образования новыми субъектами («сетевые», «кластерные» структуры; разновозрастные объединения).

- В системе государственно-общественного воспитания, обогащая обучающихся новыми знаниями, умениями, навыками, формируя базу современных общепрофессиональных компетенций и компетентностей, новую активную гражданскую позицию (в во-

лонтерской деятельности, в общественных профильных движениях, детских и молодежных общественных организациях, объединениях-партнерах образовательных структур).

- В формировании активной позиции обучающихся (от позиции объекта к позиции субъекта образовательной лично и общественно значимой деятельности, культуры и потребностей здорового образа жизни в условиях основной учебной, внеучебной деятельности, в организации позитивного, здорового досуга.

- В реализации государственно-общественного заказа, требований к обновляемой системе образования, ее эффективному функционированию во взаимодействии, преемственности ее основных ступеней, структур на основе общих и специфических ценностей воспитания, обучения, содержания, новых форм, методов, технологий.

Примечания

1. Остапец А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М. : Педагогика. 1995. 161 с.; Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. М., 2001. 96 с.

2. «Школа жизни - окружающий мир»: из опыта программирования образовательной деятельности учреждения : сб. программно-методических материалов / кол. авт. ; под ред. Л. В. Алиевой ; сост. Л. В. Алиева, О. В. Озерская. М.: Департамент образования Москвы, ДДЮТЭ «Родина», 2004. 157 с.

3. Там же.

4. Актуальность педагогического наследия А. А. Остапца-Свешникова в условиях развития современного образования : материалы педагогических чтений / ред. О. В. Озерская, Е. В. Маркотенко ; сост.: С. А. Горбатенко, М. Ф. Синетова, Л. Б. Рамонова. М. : ООО «Лига-Принт», 2012. 89 с.

5. «Школа жизни - окружающий мир».

6. Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования - база формирования педагога нового типа : сб. из опыта ДДЮТЭ «Родина» / под ред. Л. В. Алиевой, О. В. Озерской. М. : Изд-во ООО «Ритм», 2008. 124 с.

7. Остапец А. А. От кружка до экспериментального Центра Москвы и России (20 лет клуба и центра «Родина»). М. : Прометей, 1998. 100 с.

8. Детское туристско-краеведческое объединение - среда жизнедеятельности ребенка : учеб.-метод. пособие / под ред. А. А. Остапца, Л. В. Алиевой, Г. Н. Абросимовой, Ю. М. Лагусева. М. : РИБ «Турист», 2001. 144 с.; «Школа жизни - окружающий мир».

9. Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования ...

10. Педагогика массовых туристско-краеведческих форм работы с детьми : пособие для педагогов школ и учреждений доп. образования / кол. авт. ; под ред. А. А. Остапца, Л. В. Алиевой, Г. Н. Абросимовой. М., 1999. 77 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.