УДК 379.85
DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2017-4/99-114
Г.А. Гомилевская1, Н.Б. Калачинская2
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия
Организация туристской деятельности в контексте формирования познавательной активности школьников
В статье проведен анализ основ формирования и развития детского туризма в контексте его использования как педагогического инструмента. Целью работы является определение теоретических основ и практических методов организации экскурсионно-краеведческой работы с использованием активных форм туризма в условиях взаимодействия организаций туристского рынка и среднеобразовательных учреждений. Методической основой работы является социально-педагогический подход к формированию познавательной активности школьников средствами туризма. Использованы методы системного анализа, аналогии, моделирования, наблюдения. Выявлена роль детского туризма как инструмента формирования социально-активной позиции молодого поколения, определены тенденции и ограничивающие факторы развития школьного туризма. На основе комплексного исследования в работе предложен ряд мер, направленных на развитие системы организационно-методического сопровождения детского туризма, в том числе регламента, определяющего порядок организации экскурсионной деятельности в школе, курсовой системы повышения квалификации в сфере детского туризма; внедрения на региональном уровне системы аттестации и поощрения педагогов-предметников, использующих активные формы туризма. Научной новизной работы является модель организации экскурсионно-краеведческой деятельности на основе принципа взаимодействия организаций туристского рынка и учреждений школьного и дополнительного образования. Практическая значимость работы состоит в исследовании организации детских экскурсионных маршрутов в Приморском крае и на его основе в выработке предложений по включению экскурсионного пакета в федеральный проект «Живые уроки», направленный на реализацию активных методов туризма в формировании познавательной активности школьников. Ключевые слова и словосочетания: детский туризм, туристско-краеведческая деятельность, познавательная активность школьника, активные методы познания, субъекты детского туристского рынка.
G.A. Gomilevskaya, N.B. Kalachinskaya
Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia
Organization of tourist activities in the context of formation of cognitive activity of pupils
The article analyzes analysis of the bases of formation and development of children's tourism in the context of its use as a pedagogical tool. The aim of this work is the determination of the theoretical foundations and practical methods of organizing the tour of the local history work using active forms of tourism in the conditions of interaction of the organizations of the tourist market and secondary educational institutions. The methodological basis of the work is socio-educational approach to the formation of cognitive activity of schoolchildren by means of tourism; we used the methods of system analysis, analogy, modeling, observation. The paper identified the role of child tourism as a tool for the formation of a socially active position of the
1 Галина Александровна Гомилевская - канд. экон. наук, директор Международного института туризма и гостеприимства; 690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41; e-mail: [email protected].
2 Наталья Борисовна Калачинская - магистрант, директор ООО «Гавань-турцентр»; 690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41.
young generation, identifying trends and limiting factors for the development of school tourism. On the basis of comprehensive study, a number of measures were proposed aimed at developing a system of organizational and methodological support for the children's tourism system and consisting of rules. These rules regulate the organization of excursion activities in the school, the system of teaching professional development in the field of children's tourism, as well as the introduction at the regional level of a system of certification and promotion of teachers of various subjects using active forms of tourism.
Scientific novelty of the work is a model of organization tour of the local history works on the principle of interaction between the participants of the tourist market and institutions of school and further education. The practical significance of this work is to study the organization of children's excursion destinations in Primorsky Krai and on its basis to develop proposals for the inclusion of tour package to the Federal project "Living lessons" aimed at the implementation of active methods of tourism in the formation of cognitive activity of pupils.
Keywords: children's tourism, excursion and local lore activity, pupil's cognitive activity, active methods of cognition, the subjects of the children's tourist market.
Введение
Тематика статьи сформирована исходя из проблемного характера развития детского туризма, связанного, с одной стороны, с низким уровнем государственного регулирования туристско-краеведческой деятельности в школах, а с другой - с высоким значением детского туризма в формировании личности ребенка.
В настоящее время для системы организации детского туризма характерно отсутствие единых организационных структур управления, координирующих процессы взаимодействия участников рынка детского отдыха. Также одной из проблем детского туризма выступают низкий уровень кадрового обеспечения, отсутствие адекватной системы мотивации школьных педагогов к внедрению активных форм туризма в образовательном процессе средней школы, использованию интерактивных форм уроков по различным предметам.
Актуальность исследования состоит в необходимости устранения противоречия между развитием активного спроса на услуги детского туризма и отсутствием развернутого продуктового предложения туристских и экскурсионных детских маршрутов. в данном контексте не менее важным социальный характер детского туризма в формировании патриотического и экологического воспитания молодого поколения, повышение нравственно-педагогической роли детского туризма, что подтверждается рядом действий правительства Российской Федерации, законодательными инициативами на федеральном и региональном уровнях.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость и недостаточная степень научной изученности определили выбор темы научно-исследовательской работы и послужили основой для формулирования ее цели и задачи.
Цель научно-исследовательской работы состоит в актуализации научно-методических основ организации экскурсионно-краеведческой работы с использованием активных форм туризма в условиях взаимодействия организаций туристского рынка и среднеобразовательных учреждений.
Достижение поставленной цели потребовало решения группы системно взаимосвязанных теоретических, методологических и практических задач:
- выявить основные тенденции развития детского туризма;
- исследовать факторы формирования познавательной активности школьников;
- определить основные направления и особенности региональной организации туристско-краеведческой деятельности в новых нормативно-правовых и экономических условиях;
- разработать модель организации экскурсионно-краеведческой работы в условиях взаимодействия организаций туристского рынка и среднеобразовательных учреждений;
- изучить возможности внедрения федерального проекта «Живые уроки» в формировании познавательной активности школьников;
- провести анализ экскурсионного предложения в сегменте детского экологического туризма Приморского края и определить возможности его использования в образовательном процессе средней школы.
Предмет исследования, источниковая база исследования, противоречия в имеющихся исследованиях и авторская позиция
Предметом исследования являются активные формы туристско-краеведче-ской деятельности в формировании познавательной активности детей школьного возраста.
Проблему организации детского туризма и отдыха преимущественно с педагогических позиций исследовали авторы В.П. Голованов, Н.П. Нечаев, Ю.С. Константинов, И.А. Самарина, А.А. Остапец, Е.С. Колесниченко и др. [1-6], которые исследовали педагогический потенциал детского туризма, в том числе в контексте воспроизводства человеческого потенциала.
Управленческий характер развития детского туризма на сегодняшний день изучен в немногочисленных трудах А.А. Бахваловой, A.M. Ветитнева, Е.В. Орги-ной, Т.В. Рассохиной и др. [7-10], в которых исследованы процессы управления детским туризмом, определен механизм управления детским туризмом в условиях социально-ориентированной экономики, в системе оздоровления и муниципального образования.
исследованию познавательной активности школьников посвящены труды авторов Л.М. Фридмана, Т.Г. Винницкой, А.В. Хоменко, О.В. Маркина, В.И. Суржикова и др. [11-15], в которых определена роль познавательного интереса, установлены уровни познавательной активности от нулевого до творческого, выработаны основные принципы обучения школьников.
Так, применительно к использованию активных методов туризма к развитию познавательной активности школьников автор Ю.С. Константинов [3] справедливо подчеркивает роль туристской и краеведческой деятельности в контексте преобразования «методического приема в общепедагогический принцип, сущность которого состоит в установлении связи изучаемого школьного предмета со знаниями и навыками, приобретенными в результате практического исследования родного края».
результаты познавательной и практической туристской деятельности школьников педагог О.В. Маркин [13] предлагает определять по следующим критериям: развитие эмоциональной сферы, навыков общения; повышение интереса к учебе; рост усвоения материала. развивая данный педагогический подход, исследователь
A.B. Хоменко [14] при оценке составляющих работы со школьниками в направлении «турист-краевед» выделяет факторы формирования социально активной личности школьника, к которым относятся: блок знаний (экологическое состояние территории, формирование экологических представлений, знакомство с объектами природы) и блок умений (охрана окружающей среды, умение взаимодействовать с природой, навыки исследовательского труда).
Безусловно, данные исследования представляют научную и практическую значимость для организации туристско-краеведческой деятельности в школе, понимания роли использования активных методов туризма преимущественно в школьных предметах, связанных с краеведением. При этом современные работы недостаточно внимания уделяют разработке прикладных методов организации туристско-краеведческой деятельности в условиях сложившейся в Российской Федерации системы государственного регулирования детского туризма, с одной стороны, и растущего спроса на программы детского туризма - с другой.
Так, по оценкам экспертов, доля детского туризма в Российской Федерации составляет порядка 10%. При этом, по данным Ростуризма [23], количество учреждений, занимающихся школьно-образовательным туризмом в России, сократилось с 546 в 1996 году до 222 в 2014 году. Количество школьников, привлеченных к программам детского туризма, не превышает 1,6 млн человек, что составляет всего 2% от их общего количества. Такая статистика свидетельствует о наличии сложившихся системных проблем в сфере детско-юношеского туризма Российской Федерации.
Нормативно-правовое регулирование детского туризма обеспечивается государственными стандартами, Концепцией развития молодежного туризма, национальной стратегией действий в интересах детей, национальной программой детского культурно-познавательного туризма, федеральными законами, государственными программами и иными документами [16-22], что обеспечивает выполнение основных требований к стандартам обслуживания в сегменте детского туризма. в то же время в системе регулирования детского туризма существует ряд проблем, требующих решения. По мнению экспертов туристского рынка, это связано прежде всего с отсутствием единых стандартов, а также с завышенными и порой необоснованными требованиями к состоянию транспорта, используемого для перевозки детей.
Таким образом, на наш взгляд, несмотря на возрастающую значимость детского туризма и многочисленные исследования его деятельности, для эффективного развития существует актуальная потребность в работах, направленных на формирование системного подхода к организации туристско-краеведческой деятельности с учетом взаимодействия органов государственного регулирования в сфере туризма, культуры, образования, учреждений образования, туристских и общественных организаций. в основе данного взаимодействия должно быть четкое понимание форм и методов туризма, способствующих становлению мотивированной и общественной активной личности школьника.
На наш взгляд, не вызывает сомнения тот факт, что детский туризм, при соответствующих условиях, позволяет обеспечить удовлетворение потребностей школьников в познании окружающего мира, формировании в них самостоятельности и дисциплинированности, коллективного сознания и совместной трудовой деятельности, эмоциональном комфорте, физическом развитии, дальнейшей профессиональной ориентации.
Методы исследования
Методической основой работы является социально-педагогический подход к формированию познавательной активности школьников средствами туризма, в работе использованы методы системного анализа, аналогии, моделирования, наблюдения.
основная часть
Детский туризм имеет принципиальное значение для оздоровления, обучения и формирования чувства патриотизма у детей, способствует их социальной адаптации и профессиональной ориентации. При этом патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из важнейших приоритетов внутренней государственной политики Российской Федерации.
Проведенные исследования понятийного аппарата детского туризма выявили, что большинством авторов он рассматривается как вид социального туризма в широком смысле с точки зрения развития детей, организации их досуга и более узко как организованное путешествие детей [5, 7, 8, 9, 24].
В Законе РФ № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2016) введено понятие детского туризма как туризма организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя. Таким образом, особенности детского туристского продукта заключаются не только в предоставлении отдельных или комплекса услуг на основе использования туристско-рекре-ационных ресурсов, но также в решении задач обучения, просвещения детей через систему управления знаниями.
В исследовательских материалах многих авторов также рассматриваются характерные черты детского туризма, которые связаны с его бюджетным финансированием, социальной приоритетностью, массовостью, здоровьесбережением, высокими требованиями к безопасности и соблюдению санитарно-гигиенических и иных норм. При этом решение задач детского туризма во многом связывается с вопросами формирования личности школьников, роста самостоятельности, патриотического воспитания, приобщения к общечеловеческим ценностям, спортивного развития, их профессиональной ориентации.
При этом, на наш взгляд, в существующих понятиях не установлен принципиальный характер детского туризма. Детализируя понятие детского туризма, автор под детским туризмом предлагает понимать вид туризма, направленный на организацию туристско-экскурсионных программ и услуг для детей с целью отдыха, оздоровления, образования с использованием различных методов активно-познавательной деятельности. В свою очередь, педагогический характер детско-
юношеского туризма проявляется в необходимости и высокой эффективности использования одновременно как минимум двух составляющих формирования молодого поколения: отдыха и обучения через различные формы дополнительного образования.
Решение данной проблемы лежит в плоскости воспитания молодого поколения и требует незамедлительных усилий. Так, согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. «приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [19].
Мощным фактором развития детского туризма стал Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [16]. Также во исполнение поручения Президента РФ от 11.10.12 № Пр-2705 с целью популяризации культурного наследия народов Российской Федерации и приобщения молодежи к истории и культуре России министерством Культуры РФ реализуется Национальная программа детского культурно-познавательного туризма [18]. За период с 2013 по 2017 год был успешно реализован ряд проектов по маршрутам городов России, общее количество детей, принявших в ней участие, составило около 90 тыс. человек.
Принципиальной основой развития школьного туризма является «стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2020 года» [21], в которой определена роль детского туризма; признаны необходимость разработки нормативно-правового обеспечения, принципов и стандартов обслуживания в сфере детского туризма, более глубокой интеграции туристских программ в систему образования, позволяющих сформировать условия для патриотического воспитания и расширения кругозора учащихся, выработки механизма планирования содержания внеурочной работы образовательных учреждений, дополнительных общеразвивающих программ.
Несмотря на возрастающую роль государства в регулировании детского туризма, комплексные исследования показывают, что до сих пор на его развитие влияют негативные факторы:
- отсутствие профессиональных туристских продуктов по адекватной цене, высокая стоимость на авиабилеты по межрегиональным направлениям;
- глобализация технического прогресса, развитие Интернета и информационных технологий приводит к ограничению физической активности школьников, переводит информационный контент их познавательного интереса в виртуальную среду;
- введение Федерального закона 465-ФЗ «О детском отдыхе» требует корректировки, доработки и изменений широкого спектра нормативных актов федерального уровня (по мнению экспертов, 146 подзаконных актов), что замедляет на практике исполнение данного закона;
- завышенные нормативно-правовые требования к организации детских туров и сопровождению организованных групп способствуют неоправданному переводу
туристского продукта из разряда организованного туризма в самостоятельный (без участия профессиональных туроператоров) и в результате приводят к ухудшению условий безопасности детей;
- отсутствие разграничений ответственности между школой и туристской организацией во время проведения тура или экскурсии, что приводит к несогласованности их действий;
- отсутствие единой системы регулирования детского туризма и туристско-краеведческой работы с детьми школьного возраста приводит к разнонаправленным усилиям различных участников данной сферы, снижению эффективности существующей финансовой поддержки субъектов детского туризма, а также недостаточности размеров такого финансирования;
- отсутствие четкого регламента организации туристско-краеведческой работы в школах, стимулирования учителей в повышении профессиональной ориентации в туристской сфере;
- профориентационная работа не направлена на развитие туристского образования в среднеобразовательных учреждениях;
- недостаточное количество мероприятий туристско-краеведческой направленности (в том числе фестивалей, конкурсов) снижает мотивацию детей к занятию туристской деятельностью, не формирует интерес детей к туристским ресурсам родного края;
- информация о программах и продуктах детского туризма в регионах, в частности в Приморском крае, носит разрозненный характер, отсутствует единый информационный центр, объединяющий все информационные ресурсы детского туризма.
В целом, проведенное исследование свидетельствует о системных проблемах организационного характера, которые, на наш взгляд, связаны с недостаточным уровнем взаимодействия участников туристского рынка и системы образования. Объективно, на наш взгляд, данный уровень взаимодействия является недостаточным, не позволяет удовлетворить потребности детей, связанные с использованием активных форм познания в образовательном школьном процессе, комплексном и гармоничном развитии ребенка, соблюдении прав ребенка на безопасный и качественный отдых.
Нельзя не признать, что учебные заведения в своей туристско-краеведческой деятельности используют отдельные методы туризма, проводят экскурсии и иные занятия в рамках внешкольной работы и дополнительного образования. однако данная деятельность зачастую носит внеплановый характер, не связана с содержанием школьных дисциплин, осуществляется без привлечения профессиональных кадров туристских компаний, работающих в сегменте детского туризма.
В качестве решения данной проблемы в работе предлагается модель организации экскурсионно-краеведческой работы в условиях взаимодействия организаций туристского рынка и учреждений школьного и дополнительного образования (рис. 1).
Согласно предложенной нами модели определены субъекты рынка детского туризма, которые подразделяются на участников туристской сферы (органы координации, профессиональные объединения в сфере туризма, туроператоры внутреннего туризма, туристско-информационные центры) и представителей сферы образования (учреждения школьного образования, детско-юношеские центры, центры детского творчества). Методической основой такого взаимодействия является система прямых договоров сотрудничества между участниками рынка детского туризма по реализации туристских и экскурсионных программ на основе норм и требований к организации детского туризма.
В частности, в качестве методического обеспечения организации туристско-краеведческой деятельности в школах с привлечением туристских фирм в Приморском крае могут быть использованы «Особенности оказания туристских/ экскурсионных услуг для детей и юношества» [24], утвержденные департаментом туризма Приморского края и размещенные на сайте туристско-информационного центра. Данные рекомендации предоставляют методическую информацию по организации подготовительного и заключительного этапов туристско-экскурсионных маршрутов, нормативную правовую основу их организации.
Субъекты рынка детского туризма Цели, принципы, функции Программы
- уполномоченные - удовлетворение
органы субъектов потребностей
РФ общества
- ОЭС по развитию Цели - повышение
туризма субъекта качества услуг
РФ детского туризма - военно-
- ТИЦ - гармонизация патриотические
- профессиональные личности ребенка - туристско-
Туристская ассоциации Программы спортивные
сфера - системность туризма - культурно-
- комплексность познавательные
- эффективность - экологические
туроператоры Принципы - обратной связи
внутреннего - экономической
туризма ответственности
- стимулирования
- информационного
обеспечения
учреждения - социально- - федеральные
школьного гуманитарная образователь-
Сфера образования - культурно- Образовате ные программы
школьного и - детско- просветительская льные - региональный
дополните- юношеские центры Функции - познавательная программы компонент
льного субъекта РФ - патриотическая - развивающий
образования - учреждения ДО - адаптивная компонент
(ДО) - оздоровительная
Нормативно-правовое регулирование детского туризма Система прямых договоров сотрудничества между участниками рынка детского туризма Результат - формирование развитой сферы услуг детского туризма
Рис. 1. Принципиальная модель экскурсионно-краеведческой работы в условиях взаимодействия туристской и образовательной систем
В качестве практической составляющей внедрения активных форм туризма в формировании познавательной активности школьников в отдельных субъектах Российской Федерации реализуется проект «Живые уроки» [25], который представляет образовательные экскурсии и экскурсионно-образовательные туры, разработанные туроператорами в соответствии с учебными программами по отдельным предметам на базе туристских ресурсов регионов. В настоящее время в проект «Живые уроки» входят 16 регионов, еще 10 регионов находятся в процессе вступления. Например, в проекте «Живые уроки Чувашии» задействовано 65 образовательных экскурсий. Безусловно, что включение Приморского края в проект придаст новый импульс развитию детского туризма в регионе. Для вхождения региона в проект необходимо заключить соглашения между субъектом российской Федерации и Российским Союзом Туриндустрии (РСТ). Дальнейшее развитие системы организационно-методического сопровождения системы детского туризма требует внедрения дополнительных мер, в том числе:
- регламента, определяющего порядок организации экскурсионной деятельности в школе, а также комплектов учебно-методических рекомендаций, основанных на образовательном стандарте и программах учебных дисциплин;
- разработки курсовой системы повышения квалификации в сфере детского туризма по программам: «Организатор детско-юношеского туризма»; «Инструктор детско-юношеского туризма»; «Подготовка классного руководителя к организации сдачи туристских нормативов комплекса ГТО», «Организация и работа школьного музея», «Экскурсионное дело в образовательном процессе» и т.п.;
- внедрения на региональном уровне системы аттестации и поощрения педагогов-предметников, использующих активные формы туризма в системе школьного образования, в том числе включения в региональные конкурсы «Лидеры турин-дустрии» номинации «Лучший организатор детского туризма».
Для понимания условий разработки и предложения образовательных экскурсий в Приморском крае был проведен анализ экскурсионного предложения в сегменте детского туризма Приморского края. Выборочные данные представлены в табл. 1.
Таблица 1
детские экскурсионные маршруты, предлагаемые туристскими фирмами
в Приморском крае
№ Экскурсионные маршруты Школьные предметы Тип маршрута*
п э р о пр г с сп ре
1 Страусовый вальс Окружающий мир, биология, природоведение + + +
2 Внимание, Светофор Обществознание, технология, профориентация + + +
3 Славянская письменность на Тихом океане История, литература, география + + +
4 Игры с воздушным змеем Окружающий мир, география, биология, природоведение + + +
5 Легенды старого города История, география + +
Окончание табл. 1
№ Экскурсионные маршруты Школьные предметы Тип маршрута*
п э р о пр г с сп ре
6 Международный день птиц Окружающий мир, биология, природоведение + + + + + +
7 Сладкий мир или Китайские сладости География, окружающий мир, обществознание + + +
8 Лабиринты морской жемчужины Природоведение, обществознание + + +
9 Боевые действия в подземелье Форта №7 История, обществознание + + +
10 Ботанический сад Биология, география, природоведение + + + +
11 Пороховой погреб История, обществознание + + + +
12 В гости к спасателям Технология, профориентация + + +
13 Солнечная обсерватория Астрономия, география + + + + + +
14 Веселая сыроварня Технология, профориентация + + + + + +
15 По следам снежного человека Обществознание, география, биология + + + + +
16 На поиски клада лесных разбойников Обществознание, география, биология + + + +
17 Перевал духа - или посвящение во взрослых Обществознание, география, биология + + + + + + +
18 Веревочный парк на «Седанке» физкультура + + + +
19 Путь флибустьера География, биология + + + + + +
20 Завод Кока-Кола Технология, профориентация + + + +
21 В гости к Жар-птице -учимся гончарному ремеслу История, технология, Профориентация + + + +
22 Удивительный мир бабочек Биология, природоведение + + +
23 Итальянские каникулы История, география, биология + + + +
24 Секреты Средневековья История + + + +
25 Дельфинарий в Ливадии Биология, природоведение + +
Итого 20 5 18 10 12 6 7 6 15
*Условные обозначения типа маршрута:
п - познавательный э - экологический р - развлекательный
о - образовательный пр - приключенческий г - гастрономический
с - сельский сп - спортивный ре - рекреационный
Как показывает анализ, большинство экскурсий могут быть использованы в образовательном процессе средней школы. Основными предметами, в содержании которых могут применяться активные методы туризма, являются биология, география, обществознание, природоведение, технология и профориентация, история, окружающий мир (рис. 2). На региональном рынке отсутствует предложение экскурсий в направлении физики, химии. Понятно, что специфика этих предметов не предусматривает широкого спектра специализированных экскурсий, но опыт развития проекта «Живые уроки» в других регионах показывает, что демонстрация
практических аспектов физических и химических процессов вполне возможна при посещении производственных объектов, технических сооружений.
Рис. 2. Школьные предметы, в преподавании которых могут быть использованы детские экскурсии, в процентах от общего количества экскурсионных предложений
в Приморском крае
При этом большинство экскурсий носят познавательный характер (77%), экскурсия как развлечение рассматривается в 18 случаях из 26 (69%). Таким образом, в контексте развития познавательной активности школьника экскурсия используется как метод формирования познания через развлекательные способы подачи материала.
Одним из вариантов реализации проекта «Живые уроки» является использование активных форм туризма на уроках географии. Совместно с учителем географии Школы-интерната им. H.H. Дубинина для одаренных детей З.В. Шакура в ходе исследования была разработана структура использования форм туризма в содержании школьного предмета «География» для 5-11 классов (табл. 2).
Таблица 2
использование форм и методов туризма в преподавании школьного
предмета «География»
Классы Разделы/Темы Формы и методы туризма
5 и 6 Тема «Ориентирование» Туристские походы
Раздел «Земля во Вселенной» Экскурсии в обсерваторию или планетарий
Тема «Атмосфера» Экскурсии на метеорологическую станцию
Тема «Биосфера» Посещение зоопарка, океанариума, дендрария, ботанического сада
7 Раздел «География материков и океанов» Виртуальные туры по материкам, океанам, островам, странам
8 и 9 Раздел «География России» Познавательные туры по своему региону, экскурсии на предприятия
10 и 11 Раздел «География в современном мире» Раздел «Региональная характеристика мира» Виртуальные туры по отдельным странам и крупнейшим экономическим центрам мира
Например, при изучении темы «Ориентирование» целесообразно использовать туристские походы. При изучении раздела «Земля во Вселенной» - организовать экскурсию «Служба солнца» в Уссурийскую астрофизическую обсерваторию, темы «Атмосфера» - на метеорологическую станцию (метеостанция на Садгоро-де). При изучении темы «Биосфера» возможно посещение зоопарка, океанариума, дендрария, ботанического сада. При изучении природы России во время изучения разделов «рельеф россии», «внутренние воды россии», «Природные зоны россии» целесообразно проводить познавательные туры по своему региону, например, в Приморье различные сплавы (сплав по реке Тигровая), экскурсия на Кравцовские водопады, Смольные водопады, экскурсии в особо охраняемые природные территории (экологическая тропа в ооПТ «земля леопарда»).
Для оценки возможности внедрения проекта на основе данных, предоставленных туристскими фирмами Приморского края, был произведен расчет средневзвешенной стоимости детских экскурсионных маршрутов (табл. 3).
Таблица 3
Средневзвешенная цена экскурсионной путевки
№ Наименование маршрута Количество Количество Средняя Валовая
туров в 2016 г. туристов, чел. цена, руб. стоимость маршрутов, тыс. руб.
1 Славянская письменность на Тихом океане 10 200 495 99,5
2 Игры с воздушным змеем 3 60 495 29,8
3 Легенды старого города 4 80 200 16,1
4 Сладкий мир или Китайские сладости 11 220 435 95,8
5 Ботанический сад 20 400 469 187,6
6 Солнечная обсерватория 21 420 1450 408,3
7 По следам снежного человека 2 40 1700 102,0
8 На поиски клада лесных разбойников 10 200 1500 301,5
9 Перевал духа - или посвящение во взрослых 3 60 1500 135,0
10 Путь флибустьера 18 360 1500 361,8
11 Итальянские каникулы 14 280 1500 590,9
Всего 116 2320 1004 2328,3
Согласно данным таблицы средневзвешенная цена путевки детского экскурсионного маршрута составляет 1004 руб. С учетом численности учащихся средних школ в крае в количестве 192 тыс. человек охват образовательными экскурсиями по данному списку составляет 1,2%. При условии полного охвата школьников приблизительная стоимость всей программы обслуживания оценивается в размере 192,7 млн руб.
не вызывает сомнения тот факт, что эффективное развитие детского туризма как социального вида туризма лежит в плоскости государственного регулирования. И в этой связи одним из ключевых методов стимулирования является финансовая поддержка с включением системы субсидирования субъектов туристского рынка в сегменте детского туризма. В этой связи департаменту туризма Приморского края целесообразно рассмотреть возможность дополнить Государственную программу Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае на 2013-2020 годы»,
утвержденную Постановлением администрации Приморского края от 18 ноября 2016 года № 536-па - положением о системе субсидирования. Другим вариантом финансирования может быть частичная компенсация родителям (законным представителям) части расходов на оплату стоимости экскурсионной путевки аналогично применяемой в Приморском крае при оказании услуг по организации отдыха и оздоровления детей [26].
Очевидно, что и при организации учебной деятельности по другим школьным предметам, исходя из общих и индивидуальных целей и задач, может использоваться широкое разнообразие активных форм образования школьников через туристские методы.
выводы и научная новизна
В ходе исследования выявлена роль детского туризма как инструмента формирования социально активной позиции молодого поколения. При этом детский туризм рассматривается с двух позиций: отдыха и обучения через различные формы дополнительного образования. В Российской Федерации в настоящее время формируется новый подход к использованию методов туризма в рамках концепции патриотического воспитания, более тесного взаимодействия субъектов туристского рынка и системы образования.
В работе отмечается, что, несмотря на возрастающую роль детского туризма в патриотическом воспитании школьников, до сих пор в школах не сформирована система туристско-краеведческой работы, уровень профориентационной работы с использованием активных методов туризма оценивается как недостаточный, ограниченно используются ресурсы и методы туризма в преподавании школьных предметов.
Для решения указанных проблем в работе предложен ряд мер, направленных на развитие системы организационно-методического сопровождения системы детского туризма и состоящих из регламента, определяющего порядок организации экскурсионной деятельности в школе, курсовой системы повышения квалификации в сфере детского туризма, внедрения на региональном уровне системы аттестации и поощрения педагогов-предметников, использующих активные формы туризма.
Научной новизной работы является модель организации экскурсионно-крае-ведческой работы, в основу которой положен принцип взаимодействия организаций туристского рынка и учреждений школьного и дополнительного образования на основе системы прямых договоров сотрудничества. Практическая значимость работы состоит в исследовании организации детских экскурсионных маршрутов в Приморском крае и на его основе в выработке предложений по включению экскурсионного пакета в федеральный проект «Живые уроки», направленный на реализацию активных методов туризма в формировании познавательной активности школьников.
Результаты исследования были обсуждены на XI Международном экологическом форуме «Природа без границ» (Владивосток, 2017), региональном круглом столе «Школьный туризм. Активное образование» (Владивосток, 2017).
1. Голованов В.П. Педагогический потенциал детско-юношеского туризма // Теория и практика дополнительного образования. 2010. № 9. С. 8-10.
2. Нечаев М.П. Основные направления актуализации и развития воспитывающего потенциала туристской деятельности в общеобразовательной организации // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. Т. 10. № 1. С. 38-43.
3. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм, его миссия и педагогическая сущность // Детско-юношеский туризм и краеведение России. 2014. № 3. С. 6-12.
4. Самарина И.А. Основы туристско-экологической деятельности учащихся. М.: ФЦДЮ-ТиК, 2007. 276 с.
5. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. М.: РМАТ, 2001. 87 с.
6. Колесниченко Е.С. Развитие детского оздоровительного туризма в социально-экономической системе воспроизводства человеческого потенциала. М., 2009. 25 с.
7. Бахвалова А.А. Отличительные особенности услуги детско-юношеского туризма // Вестник Российской академии естественных наук. 2015. № 19(3). С. 79-81.
8. Ветитнев А.М., Оргина Е.В. Управление рынком детского оздоровительного туризма: монография. М.: Инфра-М, 2012. 138 с.
9. Оргина Е.В., Ветитнев А.М. Формирование системы детского оздоровительного туризма и ее регулирование на основе государственно-частного партнерства // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2011. № 3.
10. Рассохина Т.В., Соколов А.С. Проблемы устойчивого развития детско-юношеского туризма в регионах Российской Федерации и возможности их решения // Вестник Национальной академии туризма. 2016. № 1. С. 28-32.
11. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 2001. 250 с.
12. Винницкая Т.Г. Развитие познавательной активности учащихся - важная задача учителя. Инфоурок. 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru
13. Маркин О.В. Развитие интереса школьников к туризму // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К Крупской и 70-летию детско-юношеского туризма в СССР. М., 1990. С. 15-16.
14. Хоменко А.В. Организация туристско-краеведческой деятельности детей в условиях развития современного образовательного учреждения // Социальное воспитание. 2011. № 2. С. 85-91.
15. Кургина С.О., Копцева М.Г., Суржиков В.И. Квест-экскурсия как инновационная форма туристского продукта // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. № 3(20). С. 231-234.
16. Концепция развития молодежного туризма // Молодежный туризм как одна из важнейших составляющих патриотического воспитания молодого поколения. Нормативно-правовой аспект. Информационная подборка материалов. М., 2009. 33 с.
17. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 // СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. URL: base.garant.ru
18. Национальная программа детского культурно-познавательного туризма // Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. URL: http://www.russiatourism.ru
19. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы: государственная программа Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 // Техэксперт [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru
20. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы) (с дополнениями и изменениями) от 2 августа 2011 г. № 644 / Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. URL: http://www.russiatourism.ru
21. Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2020 года: распоряжение правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года № 941-р // Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. URL: http://www.russiatourism.ru
22. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей: Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 465-ФЗ // СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1074567/
23. Образовательный туризм в России выходит на новый уровень // Новости туризма[Э-лектронный ресурс]. URL: https://www.votpusk.ru/news.asp?msg=520074
24. Особенности оказания туристских/экскурсионных услуг для детей и юношества: методические рекомендации // Сайт туристско-информационного центра Приморского края [Электронный ресурс]. URL: http://tour.primorsky.ru/turizm/pravovyie_i_metodicheskie_ dokumentyi/metodicheskie_rekomendatsii
25. О проекте «Живые уроки» // Живые уроки. 2017 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.zhivye-uroki.ru/about/
26. О размере и порядке компенсации родителям (законным представителям) части расходов на оплату стоимости путевки, приобретенной в организациях и (или) у индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации отдыха и оздоровления детей в Приморском крае: Постановление Администрации Приморского края от 12.02.2014 № 40-па. // Сайт департамента образования и науки Приморского края [Электронный ресурс]. URL: http://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/ departments/education/recovery/
Транслитерация
1. Golovanov V.P. Pedagogicheskii potentsial detsko-yunosheskogo turizma, Teoriya i praktika dopolnitel'nogo obrazovaniya, 2010, No 9, pp. 8-10.
2. Nechaev M.P. Osnovnye napravleniya aktualizatsii i razvitiya vospityvayushchego potentsiala turistskoi deyatel'nosti v obshcheobrazovatel'noi organizatsii, VestnikAssotsiatsii vuzov turizma i servisa, 2016, vol. 10, No 1, pp. 38-43.
3. Konstantinov Yu.S. Detsko-yunosheskii turizm, ego missiya i pedagogicheskaya sushchnost', Detsko-yunosheskii turizm i kraevedenie Rossii, 2014, No 3, pp. 6-12.
4. Samarina I.A. Osnovy turistsko-ekologicheskoi deyatel'nosti uchashchikhsya. M.: 2007, 276 p.
5. Ostapets A.A. Pedagogika i psikhologiya turistsko-kraevedcheskoi deyatel'nosti uchashchikhsya, M.: RMAT, 2001, 87 p.
6. Kolesnichenko E.S. Razvitie detskogo ozdorovitel'nogo turizma v sotsial'no-ekonomicheskoi sisteme vosproizvodstva chelovecheskogo potentsiala, M., 2009, 25 p.
7. Bakhvalova A.A. Otlichitel'nye osobennosti uslugi detsko-yunosheskogo turizma, Vestnik Rossiiskoi akademii estestvennykh nauk, 2015, No 19(3), pp. 79-81.
8. Vetitnev A.M., Orgina E.V. Upravlenie rynkom detskogo ozdorovitel'nogo turizma: monografiya, M.: Infra-M, 2012, 138 p.
9. Orgina E.V., Vetitnev A.M. Formirovanie sistemy detskogo ozdorovitel'nogo turizma i ee regulirovanie na osnove gosudarstvenno-chastnogo partnerstva, Vestnik Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta turizma i kurortnogo dela, 2011, No 3.
10. Rassokhina T.V., Sokolov A.S. Problemy ustoichivogo razvitiya detsko-yunosheskogo turizma v regionakh Rossiiskoi Federatsii i vozmozhnosti ikh resheniya, VestnikNatsional 'noi akademii turizma, 2016, No 1, pp. 28-32.
11. Fridman L.M., Kulagina I.Yu. Psikhologicheskii spravochnik uchitelya, M.: Prosveshchenie, 2001, 250 p.
12. Vinnitskaya T.G. Razvitie poznavatel'noi aktivnosti uchashchikhsya - vazhnaya zadacha uchitelya. Infourok. 2016. URL: https://infourok.ru
13. Markin O.V. Razvitie interesa shkol'nikov k turizmu,Materialy Vsesoyuznoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 120-letiyu so dnya rozhdeniya N.K Krupskoi i 70-letiyu detsko-yunosheskogo turizma v SSSR, M., 1990, pp. 15-16.
14. Khomenko AV. Organizatsiya turistsko-kraevedcheskoi deyatel'nosti detei v usloviyakh razvitiya sovremennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya, Sotsial'noe vospitanie, 2011, No 2, pp. 85-91.
15. Kurgina S.O., Koptseva M.G., Surzhikov V.I. Kvest-ekskursiya kak innovatsionnaya forma turistskogo produkta, Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie, 2017, No 3(20), pp. 231-234.
16. Kontseptsiya razvitiya molodezhnogo turizma. Molodezhnyi turizm kak odna iz vazhneishikh sostavlyayushchikh patrioticheskogo vospitaniya molodogo pokoleniya. Normativno-pravovoi aspekt. Informatsionnaya podborka materialov, M., 2009, 33 p.
17. O Natsional'noi strategii deistvii v interesakh detei na 2012-2017 gody: Ukaz Prezidenta RF ot 1 iyunya 2012 g. N 761, SPS «Garant». URL: base.garant.ru
18. Natsional'naya programma detskogo kul'turno-poznavatel'nogo turizma, Federal'noe agentstvo po turizmu. URL: http://www.russiatourism.ru
19. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiiskoi Federatsii na 2016-2020 gody: gosudarstvennaya programma Rossiiskoi Federatsii ot 30 dekabrya 2015 goda N 1493. URL: http://docs.cntd.ru
20. Razvitie vnutrennego i viezdnogo turizma v Rossiiskoi Federatsii (2011-2018 gody) (s dopolneniyami i izmeneniyami) ot 2 avgusta 2011 g. N 644, Federal'noe agentstvo po turizmu. URL: http://www. russiatourism.ru
21. Strategiya razvitiya turizma v Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda: rasporyazhenie pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 31 maya 2014 goda N 941-r, Federal'noe agentstvo po turizmu. URL: http:// www.russiatourism.ru
22. O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii v chasti sovershenstvovaniya gosudarstvennogo regulirovaniya organizatsii otdykha i ozdorovleniya detei: Federal'nyi zakon ot 28 dekabrya 2016 g. № 465-FZ, SPS «Garant». URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1074567/
23. Obrazovatel'nyi turizm v Rossii vykhodit na novyi uroven', Novosti turizma. URL: https://www. votpusk.ru/news.asp?msg=520074
24. Osobennosti okazaniya turistskikh/ekskursionnykh uslug dlya detei i yunoshestva: metodicheskie rekomendatsii, Sait Turistsko-informatsionnogo tsentra Primorskogo kraya. URL: http://tour. primorsky.ru/turizm/pravovyie_i_metodicheskie_dokumentyi/metodicheskie_rekomendatsii
25. O proekte «Zhivye uroki», Zhivye uroki, 2017. URL: http://www.zhivye-uroki.ru/about/
26. O razmere i poryadke kompensatsii roditelyam (zakonnym predstavitelyam) chasti raskhodov na oplatu stoimosti putevki, priobretennoi v organizatsiyakh i (ili) u individual'nykh predprinimatelei, okazyvayushchikh uslugi po organizatsii otdykha i ozdorovleniya detei v Primorskom krae: Postanovlenie Administratsii Primorskogo kraya ot 12.02.2014 № 40-pa, Sait departamenta obrazovaniya i nauki Primorskogo kraya. URL: http://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/education/recovery/
© Г.А. Гомилевская, 2017 © Н.Б. Калачинская, 2017
для цитирования: Гомилевская Г.А., Калачинская Н.Б. Организация туристской деятельности в контексте формирования познавательной активности школьников // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2017. Т. 9. № 4. С. 99-114.
For citation: Gomilevskaya G.A., Kalachinskaya N.B. Organization of tourist activities in the context of formation of cognitive activity of pupils, The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2017, Vol. 9, No 4, pp. 99-114. DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2017-4/99-114 Дата поступления: 09.11.2017.