О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ В СФЕРЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА (ФРАГМЕНТЫ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ)
РЯЗАНОВА ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
СЕМЬЯНИНОВ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрена роль детско-юношеского туризма в формировании личности подростка и влияние на развитие общества в целом. Проведен сравнительный анализ мер государственной поддержки в различные периоды времени, начиная с момента становления детско-юношеского туризма как вида оздоровительно-исследовательской деятельности, заканчивая современным этапом. Определены наиболее остро стоящие проблемы на государственном и региональном уровнях, среди которых: невысокая проработанность нормативно-правовой базы и отсутствие единых стандартов деятельности в сфере детского туризма; отсутствие на государственном уровне целевой программы развития детско-юношеского и молодежного туризма; острая нехватка профессиональных кадров, занятых в сфере туризма; слабо развитая туристская инфраструктура; недостаточное количество специализированных информационных ресурсов о туристском продукте; ограниченная материальная база, осуществление финансирования по остаточному принципу; отсутствие на федеральном и региональном уровнях системы стимулирующих мероприятий для привлечения туриндустрии к развитию ДЮТ. Выявлены основные пути совершенствования государственной политики в сфере детско-юношеского туризма, направленные на развитие детского туризма, способствующие созданию мотивации у детей и педагогов для занятий активными формами туризма, участию их в походах, путешествиях, различных экскурсиях, формирующих здоровый образ жизни, самостоятельность, патриотизм. Создание Координационного совета по развитию детского туризма в Российской федерации в 2014 г. стало отправной точкой к возрождению детско-юношеского туризма в Российской Федерации. Первоочередными в плане работы совета обозначены вопросы нормативно-правового обеспечения детского туризма, а также перевозки детских групп автобусами, железнодорожным транспортом, авиа. В 2015 г. должны быть сформированы региональные советы по развитию детского туризма, к числу основных задач которых предложено отнести: организацию взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных, научных, методических и других организаций по вопросам развития детского туризма и обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.
Ключевые слова: детско-юношеский туризм, государственная политика, туристско-экскурсионная деятельность, проблемы, нормативно-правовое обеспечение, координационный совет.
В течение нескольких десятилетий наша страна переживала сложный, как принято говорить, переходный период. Экономические неурядицы, идеологическая ломка, отсутствие жизненных перспектив привели к формированию у значительной части населения ущербного мировоззрения. Воспитанию подрастающего поколения в этой системе ценностей отводится одно из последних мест. Развитие ребенка сводится к обеспечению жизненно необходимого минимума: в семье - накормить, одеть, обуть, а в школе - обучить определенному набору навыков, чтобы сдать
ГИА (государственная итоговая аттестация) и ЕГЭ (единый государственный экзамен). Кризис системы ценностей проявляется в падении морально-нравственных норм, негативном отношении к образованию и труду, низвержению семейных ценностей. Способность хорошо зарабатывать, причем любым доступным путем, стала заметной жизненной целью. Успешность отождествляется с наличием дорогостоящих благ, узнаваемостью, хотя бы на уровне социальных сетей. Индивидуализм вс е более походит на эгоизм, достичь поставленной цели стремятся не за счет
собственных знаний, умений и работоспособности, а за чужой счет. Некоторыми чертам современной молод ежи, как, впрочем, и всего общества, стали жесткий прагматизм, инфантилизм, агрессивность, зависть. Именно с такими установками подростки выходят во взрослую жизнь и в случае отсутствия в ближайшем окружении авторитета, способного помочь, уберечь, «подсадить», мы имеем нарастающие признаки девиантного поведения: алкоголизм, наркоманию, преступность.
Возможно, именно сейчас наше общество пришло к пониманию того, что благосостояние, как материальное, так и духовное, нужно создавать, в первую очередь, начиная со своих собственных детей. Не приуменьшая роли профессионального образования и воспитания, в этой связи невозможно не сказать про такую, казалось бы специфическую форму активности, как детско-юношеский туризм. Туристско-экскурсионная деятельность, не являясь искусственно синтезированной научной дисциплиной, оказывает разноплановое и удивительно благотворное воздействие на молодое поколение.
В первую очередь, необходимо отметить оздоровительное воздействие туризма. Движение в сочетании с природными факторами - это обычные составляющие туристского похода. Основатель научной системы физического воспитания, выдающийся российский ученый П. Ф. Лесгафт, доказал, что умственное развитие человека находится в прямой связи с его физическим развитием, что физическое движение и мысль находятся в прямой зависимости. «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма» [1]. В результатах исследований А. Г. Нагорного, изучавшего подростков старшего возраста, и А. М. Майорова, изучавшего младший подростковый возраст, содержатся данные об улучшении здоровья школьников, занимающихся туризмом. Исследователи отмечают улучшение самочувствия, увеличение объема груди, уменьшение частоты дыхания и увеличения становой силы. Оздоровление организма в походе происходит благодаря оптимальному соотношению физических нагрузок и благотворному влиянию природных факторов на организм. Даже непродолжительные туристические походы могут стать отличным средством профилактики заболеваний. Походы, туристские соревнования, экскурсии, проводимые на природе, разрывая напряженную учебную и трудовую деятельность, снимают нервное напряжение [2].
В результате практического исследования родного края ученики получают возможность изучать школьные предметы на богатом конкретном материале. В процессе сбора материалов по истории, географии, культуре и экологии родного края дети учатся наблюдать, выделять главное и наиболее интересное, обрабатывать и анализировать полученные сведения. Практическое использование на уроках знаний, полученных в походах и экскурсиях, заменяет долгие часы зубрешки домашнего задания. Участие детей в краеведческой работе, а, следовательно, изучение окружающей среды на примере родного края ускоряет приобретение ими жизненного опыта, способствует формированию устойчивых убеждений и взглядов на происходящие в жизни события. Очевидно, что человек не может любить то, чего не знает, и беречь и защищать то, чего не любит. Непосредственное знакомство с природой, историей и культурой родины пробуждает желание внести и свою лепту в ее развитие и процветание, т. е. закладывает основы деятельного патриотизма.
Участие в походах и экскурсиях позволяет учащимся ближе познакомиться с традициями разных народов. Непосредственное знакомство с историей, бытом, культурными особенностями народов нашей многонациональной страны является эффективным средством предотвращения межнациональной неприязни. А по большому счету в современном обществе преобладания виртуального общения просто необходимо приобретение навыков социального взаимодействия и положительного опыта поведения. В процессе занятий туризмом расширяется сфера общения ребенка, происходит приобретение навыков социального взаимодействия, накопление положительного опыта поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности. Прежде всего, это качества, которые воспитываются нахождением в составе группы, существующей в автономном режиме - коллективизм, ответственность, организаторские качества, взаимопомощь и взаимовыручка [3].
Еще одним важным условием становления молодых людей является воспитание самостоятельности, способности преодолевать препятствия и грамотно действовать в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь, ориентироваться на местности, обеспечивать укрытие в непогоду, выживать в природной среде. Нет необходимости сравнивать классический урок основ безопасности жизнедеятельности, проводимый в тепличных условиях школьного кабинета, с невыдуманными походными реа-
лиями. Поход позволяет каждого поставить в уникальные условия, при которых абстрактные идеи норм общежития приобретают весьма конкретную реальность. В условиях туристского похода, поведение каждого участника влияет на группы в целом. Здесь естественным путем возникает ответственная взаимозависимость между поступком и результатом. Понимание элементарных правил взаимозависимости людей перемещается в область конкретных поступков, когда своими действиями подросток может причинить другим людям радость или несчастье.
В России на протяжении XVШ-XIX вв. «экскурсионный метод» исследовательской деятельности весьма часто применялся в педагогике. Главными инициаторами создания общественных организаций туристско-краеведческой направленности были ученые и общественные деятели, но нельзя здесь не отметить роль государства. Так, в 1910 г. по инициативе Министерства Народного просвещения в учебные программы были включены экскурсии как вид оздоровительно-исследовательской деятельности. Министерство путей сообщения ввело в 1899 г. общий льготный тариф для всех железных дорог на летний период, причем скидка доходила до 75 %. Широко были представлены специализированные туристско-экскурсионные журналы, такие как «Экскурсионный вестник», «Записки Крымско-Кавказского Горного клуба», «Русский турист». В последнем была отдельная рубрика «О школьных путешествиях и образовательных прогулках», где описывался опыт проведения экскурсий в российских школах. Примечательно, что в советский период туристско-краеведческая деятельность продолжает активно развиваться. В 1918 г. при Народном комиссариате просвещения было организовано бюро школьных экскурсий. Основной формой туристско-краеведческой деятельности в тот период были многодневные экспедиции, целью которых было изучение естественноисторических дисциплин, сельскохозяйственного труда и кустарных промыслов [4]. Надо отметить, что политика в этой сфере была весьма последовательной. В 30-е гг. работа по привлечению юношества к туристско-экскурсионной деятельности ведется уже повсеместно. В соответствии с постановлением Наркомпроса 1932 г. детские экскурсионные станции должны были появиться областных и районных центрах. В 1940 г. был издан приказ Наркома просвещения РСФСР «О детском туризме». В школах были созданы клубы юных туристов. За 1940 г. к участию в походах была привлечена 261 тыс. школьников. В 50-60-е гг. - во всех
союзных республиках, в 33 краях и областях РСФСР, в 144 городах - клубы туристов были созданы профильные управления [4].
В 70-х гг. правительство ставит задачу развить туристско-экскурсионное обслуживание до уровня полноценной отрасли в экономике страны. Финансовые вливания за пятилетку доходят до полумиллиарда рублей, и, как следствие, увеличение объема предоставленных услуг в 4 раза, количество средств размещения достигло 1000 единиц. К этому периоду времени относится реорганизация структуры детского туризма. Разрозненные областные и краевые детские станции в Центральную детскую экскурсионно-туристскую станцию (ЦЦЭТС) Министерства просвещения СССР.
На местах детские станции (ДЭТС) продолжали сотрудничать и координировать туристскую работу Дворцов и Домов пионеров, Станций юных туристов, спортивных секций. К этому же периоду времени относится Всесоюзный поход пионеров и комсомольцев по местам боевой славы, организованный Бюро международного молодежного туризма «Спутник» [5].
В 1971-75 гг. получила дальнейшее развитие сеть детских экскурсионно-туристских станций (ДЭТС), работой которых руководит Центральный ДЭТС министерства просвещения СССР (основан в 1970 г.). В 1975 г. было около 200 ДЭТС, свыше 300 детских туристских баз при них; на базах отдыхало около 1 млн, в экскурсиях участвовало около 8 млн, в самодеятельных походах -свыше 8 млн школьников.
Туристское движение в СССР развивалось в соответствии с государственной политикой в области охраны здоровья, интернационального и военно-патриотического воспитания. В постсоветский период на фоне многочисленных изменений в государственной политике туризм оказался далеко за пределами main stream.
Скудное финансирование или его полное отсутствие привело к существенному сокращению масштабов деятельности внешкольных учреждений и почти полному отсутствию туристско-экскурсионной работы в школах. Стала повсеместной практика предоставления платных услуг. Внешкольные учреждения оказались вынуждены все чаще обращаться к родителям с просьбой о финансовой помощи. По сути с середины 90-х гг. детско-юношеский туризм, что называется «ушел в подполье», потеряв былую массовость. И теперь уже не благодаря поддержке госструктур, а скорее вопреки забюрокраченности системы увлеченные энтузиасты привлекают к туризму моло-
дежь. В статье С. В. Минделевича, одного из главных вдохновителей возрождения детско-юношеского туризма современности, упомянут очень показательный пример: «Учителю московской школы, который организует поход со своими воспитанниками, надо (до похода и после) оформить от 40 до 53 видов различных документов! Результат очевиден: теперь в столице в подавляющем большинстве школ туризма нет. А в советское время в Москве действовал приказ, по которому каждый класс, начиная с 6-го, в течение учебного года должен был совершить не менее 2-х турпоходов. И приказ выполнялся».
В период с 2003 по 2010 гг. Роспотребнадзор ещ е более осложнил жизнь организаторам тури-стско-экскурсионной деятельности, введя санитарные правила, которые по мнению большинства экспертов доведены до абсурда. Как результат -резкое снижение количества палаточных лагерей с 7000 в 2009 г. до 1600 в 2012 г. [6].
Весьма сомнителен подготовленный министерством транспорта свод правил перевозки группы детей автобусом, введение которых пока отложено на год. Коммерциализация национальных парков и заповедников на законодательном уровне также безусловно не окажет позитивного воздействия на развитие туризма.
Очередной головной болью обернулся закон о госзакупках, в соответствии с которым покупать продукты на маршруте или воспользоваться другими услугами в месте проведения экскурсии стало возможным, а вернее невозможным, только после проведения конкурса-аукциона.
Ну, и наконец, отмена с 1 января 2014 г. РЖД скидок на проезд школьников старше 10 лет и решение о замене плацкартных вагонов отбрасывают нас в далекий XIX в., во времена, когда детско-юношеский туризм только-только зарождался.
А что же происходит на местах? В соответствии со Сводной аналитической справкой по состоянию и перспективам развития детско-юношеского туризма, основными препятствиями для развития детского туризма в регионах являются:
невысокая проработанность нормативно-правовой базы и отсутствие единых стандартов деятельности в сфере детского туризма;
- отсутствие на государственном уровне целевой программы развития детско-юношеского и молодежного туризма, которая бы определила структуру взаимодействия детско-юношеских и молодежных туристских организаций;
- недостаточность квалификации профессиональных кадров, занятых в сфере туризма, что
существенным образом сказывается на качестве предоставляемых туристских услуг;
- отсутствие четкой официальной статистики в разрезе детско-юношеского и молодежного туризма (формы отчета Росстата для турфирм не содержат необходимых показателей);
- недостаточное развитие туристской инфраструктуры, низкобюджетных средств размещения соответствующих общепринятым стандартам молодежных гостиниц, кемпингов, индустрии развлечений, общественного питания;
- недостаточное количество специализированных информационных ресурсов о туристском продукте молодежных туров;
скудная материальная база, осуществление финансирования по остаточному принципу;
- отсутствие на федеральном и региональном уровнях системы стимулирующих мероприятий для привлечения туриндустрии к развитию ДЮТ [7].
Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что в стране еще не проводится системная работа, направленная на поддержку детско-юношеского туризма. Речь должна идти не только о системе образования или о туристической отрасли. Необходимо, чтобы спортивные, образовательные, молодежные, патриотические учреждения и туристские фирмы и организации работали совместно для развития детского туризма. Координация всех объектов системы должна быть централизованной, подчиненной одной общей цели, с глубоким пониманием задач, поставленных перед ними.
Первым серьезным шагом со стороны правительства в этом направлении стало распоряжение о создание координационного совета по развитию детского туризма в Российской федерации. В его состав вошли как руководители профильных министерств и ведомств, законодательного собрания, учреждений дополнительного образования, вузов, так и представители общественных организаций туристической и военно-патриотической направленности, объединения туроператоров [8]. Первое заседание совета состоялось 24 ноября 2014 г. Открывая заседание, председатель Совета, Заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Юрьевна Голодец отметила, что одной из главных задач Совета является работа по координации действий различных министерств и ведомств по развитию массового детского туризма, сохранению и расширению сети детских туристских организаций, улучшению их материальной базы, подготовки кадров для работы с детьми, разработке новых маршрутов и троп. Меры, на-
правленные на развитие детского туризма, должны способствовать созданию мотивации у детей и педагогов для занятий активными формами туризма, участию их в походах, путешествиях, различных экскурсиях, формирующих здоровый образ жизни, патриотизм и другие качества гражданина России. О. Ю. Голодец отметила, что все эти вопросы должны быть рассмотрены в ходе работы рабочих групп, которые будут готовить предложения для утверждения на заседаниях Совета.
Координационный совет принял решение о создании рабочих групп по направлениям деятельности и рекомендовал руководителей этих групп. Среди них: рабочие группы по развитию детского туризма в регионах России (рук. М. И. Бостанджог-ло, директор ФГБОУДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения»); нормативно-правовому регулированию в сфере детского туризма (рук. Ю. С. Константинов, вице-президент Международной общественной организации «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остап-ца-Свешникова»); по развитию спортивно-оздоровительного туризма (рук. И. А. Дрогов, руководитель структурного подразделения по научной методической работе государственного бюджетного образовательного учреждения Московской городской станции юных туристов); по подготовке кадров для детского туризма (рук. Е. А. Павлов, директор института туризма, рекреации, реабилитации и фит-неса федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма»); по информационному обеспечению (рук. С. В. Минделевич, главный редактор газеты «Вольный ветер» Региональной общественной организации - Клуб путешественников «Вольный ветер»); по транспортному обеспечению в сфере детского туризма (рук. О. А. Санаева, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью Туристическая фирма «АНКОР Тур») и др. [9].
Приняты предложения в план работы Совета на 2015 г., среди которых первоочередными признаны вопросы нормативно-правового обеспечения детского туризма, а также перевозки детских групп автобусами, железнодорожным транспортом, авиа.
В частности, уже в 2015 г. должны быть сформированы региональные советы по развитию детского туризма, к числу основных задач которых предложено отнести:
- организацию взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ, обществен-
ных, научных, методических и других организаций по вопросам развития детского туризма;
- обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ при разработке и реализации программ и мероприятий, направленных на развитие детского туризма.
Первое заседание Координационного совета показало, что принято решение вопросами развития детского туризма в России на самом серьезном уровне.
Литература
1. Лесгафт П. Ф. Психология нравственного и физического воспитания. М.: Изд-во Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. С. 416.
2. Кизиляева Е. Ю. Влияние туристской деятельности школьников на учебный процесс // Теория и практика образования в современном мире: мат-лы Междунар. науч. конф. СПб.: Реноме, 2012. С. 185-187.
3. Состояние, проблемы и перспективы детско-юношеского и социального туризма: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. «Роль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании и оздоровлении населения» / сост. И. А. Дрогов, Ю. С. Константинов, Д. В. Смирнов. М.: МосгорСЮТур, 2013. С. 158-162.
4. Лойко О. Т. Туризм и гостиничное хозяйство: учеб. пособие. Томск: ТПУ, 2012. С. 61-62.
5. Палаткина Г. В. Молодежный туризм: учеб. пособие. Издательский дом «Астраханский университет», 2012. С. 21-24.
6. Константинов Ю. С., Усков С. В. Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведчес-кой работе, организации отдыха детей и молодежи. М.: ФЦДЮТиК, 2006. С. 388.
7. Сводная аналитическая справка по состоянию и перспективам развития детско-юношеского и молод ежного туризма в Российской Федерации 2013. (по материалам, представленным субъектами РФ). URL: http://russiaturforum.com/upload/2013/det_turizm_spravka .pdf]
8. О создании координационного совета по развитию детского туризма в РФ: распоряжение правительства РФ от 20 ноября 2014 года №2324-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Протокол заседания Координационного совета по развитию детского туризма в Российской Федерации от 24 ноября 2014 года. URL: http://government.ru/ department/303/events/]
10. Ивлева Н. В. Модель формирования нравственной личности школьника средствами туристско-краеведческой деятельности // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. М., 2014. № 1. С. 64-68.
References
1. Lesgaft P. F. Psikhologiya nravstvennogo i fizicheskogo vospitaniya. M.: Izd-vo Institut prakticheskoj psikhologii; Voronezh: MODEK, 1998. S. 416.
2. Kizilyayeva E. Yu. Vliyaniye turistskoj deyatel'nosti shkol'nikov na uchebnyj protsess // Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: mat-ly Mezhdunar. nauch. konf. SPb.: Renome, 2012. S. 185-187.
3. Sostoyaniye, problemy i perspektivy detsko-yunosheskogo i sotsial'nogo turizma: mat-ly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Rol' i zadachi massovogo turistsko-krayevedcheskogo dvizheniya v vospitanii i ozdorovlenii naseleniya» / sost. I. А. Drogov, Yu. S. Konstantinov, D. V. Smirnov. M.: MosgorSYuTur, 2013. S. 158-162.
4. Lojko O. T. Turizm i gostinichnoye khozyajstvo: ucheb. posobiye. Tomsk: TPU, 2012. S. 61-62
5. Palatkina G. V. Molodezhnyj turizm: ucheb. posobiye. Izdatel'skij dom «Astrakhanskij universitet», 2012. S. 21-24.
6. Konstantinov Yu. S., Uskov S. V. Sbornik normativno-pravovykh aktov po turistsko-krayevedcheskoj rabote, organizatsii otdykha detej i molodezhi. M.: FTsDYuTiK, 2006. S. 388.
7. Svodnaya analiticheskaya spravka po sostoyaniyu i perspektivam razvitiya detsko-yunosheskogo i molodezhnogo turizma v Rossijskoj Federatsii 2013. (po materialam, predstavlennym sub"yektami RF). URL: http://russiaturforum.com/upload/2013/det_turizm_spravka .pdf]
8. O sozdanii koordinatsionnogo soveta po razvitiyu detskogo turizma v RF: rasporyazheniye pravitel'stva RF ot 20 noyabrya 2014 goda №2324-r. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
9. Protokol zasedaniya Koordinatsionnogo soveta po razvitiyu detskogo turizma v Rossijskoj Federatsii ot 24 noyabrya 2014 goda. URL: http://government.ru/ department/303/events/]
10. Ivleva N. V. Model' formirovaniya nravstvennoj lichnosti shkol'nika sredstvami turistsko-krayevedcheskoj deyatel'nosti // Vestnik akademii detsko-yunosheskogo turizma i krayevedeniya. M., 2014. № 1. S. 64-68.
* * *
ABOUT THE STATE POLICY IN THE SPHERE OF CHILDREN AND YOUTH TOURISM (FRAGMENTS OF HISTORY AND THE PRESENT)
RYAZANOVA EKATERINA MIKHAYLOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
SEMYANINOV VLADIMIR PETROVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In article authors considered the role of children and youth tourism in formation of the identity of the teenager and influence on development of society in general. They carried out the comparative analysis of measures of the state support to various periods of time, since the moment of formation of children and youth tourism as type of improving and research activity, finishing with the present stage. The most sharply standing problems at the state and regional levels, among which there are: low development of standard and legal base and absence of uniform standards of activity in the sphere of children's tourism; absence at the state level of the target program of development of children and youth tourism and youth travel; an acute shortage of the professional shots occupied in the sphere of tourism; poorly developed tourist infrastructure; insufficient quantity of specialized information resources about a tourist product; limited material resources, implementation of financing by the residual principle; absence at the federal and regional levels of system of the stimulating actions for attraction of the tourism industry to development of children and youth tourism. Authors revealed the main ways of improvement of a state policy in the sphere of children and youth tourism aimed at the development of children's tourism, promoting creation of motivation at children and teachers for occupations by active forms of tourism, to their participation in the campaigns, travel, various excursions forming a healthy lifestyle, independence, patriotism. Creation of Coordination council on development of children and youth tourism in the Russian Federation in 2014 became a starting point to revival of children and youth tourism in the Russian Federation. Prime in respect of work of council are questions of standard legal support of children and youth tourism, and also transportation of children's groups by buses, by rail, by air. In 2015 regional councils for development of children's tourism to which number of the main objectives they offered to refer have to be created: the organization of interaction of executive authorities of territorial subjects of the Russian Federation, public, scientific, methodical and other organizations for development of children's tourism and ensuring coherence of actions of federal executive authorities and executive authorities of territorial subjects of the Russian Federation.
Key words: children and youth tourism, state policy, tourist and excursion activity, problems, standard legal support, coordination council.