УДК 338.486.1
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА КАК ОТРАСЛЕВОГО СЕГМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: МИРОВОЙ ОПЫТ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)
© 2017
Гомилевская Галина Александровна, кандидат экономических наук,
директор Международного института туризма и гостеприимства Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. Специфика формирования и развития детского туризма напрямую связана с формами социального взаимодействия между предприятиями индустрии туризма, государственными структурами, общественными организациями и непосредственно самими потребителями детского туризма и их официальными представителями. Детский туризм рассматривается через систему социально-экономических отношений в развитии человеческого капитала, методы государственного регулирования и механизмы государственно-частного партнерства. Проблемный характер развития детского туризма заключается в несоответствии приоритетов растущего спроса в сегменте детского туризма требованиям безопасности, уровню туристской инфраструктуры и ограничивающим факторам бюджетного финансирования. Цель/задачи. На основе международного опыта и практики организации детского туризма в России определить разновидности моделей детского туризма на региональном уровне; систематизировать и выявить характерные черты механизмов прямой и косвенной государственной поддержки детского туризма; оценить ключевые факторы стимулирования развития детского туризма. Методология. В статье с использованием методов системного анализа проведена оценка состояния и тенденций развития детского туризма, обоснован авторский подход к оценке механизмов государственно-частного партнерства поддержки развития детского туризма. Результаты. Практическим результатом в статье является оценка уровня состояния развития детского туризма в Российской Федерации и Приморском крае. Разработана система мер, направленных на развитие детского туризма на региональном уровне.
Ключевые слова: управление туризмом, государственная поддержка туризма, государственно-частное партнерство, детский туризм, рынок детского туризма, безопасность детских поездок, детские оздоровительные учреждения, индекс обслуживания детей в детских оздоровительных учреждениях
DEVELOPMENT OF CHILDREN'S TOURISM AS INDUSTRIAL SEGMENT OF SOCIAL ECONOMY: WORLD EXPERIENCE AND REGIONAL FEATURES (ON AXAMPLE OF PRIMORYE TERRITORY)
© 2017
Gomilevskaya Galina Aleksandrovna, candidate of economics sciences, director of International institute of tourism and hospitality Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogofya 41, e-mail: [email protected])
Abstract. The specificity of the formation and development of children's tourism is directly related to the forms of social interaction between the tourism industry enterprises, state structures, public organizations and directly by the consumers of children's tourism and their official representatives. Children's tourism is seen through the system of socio-economic relations in the development of human capital, the methods of state regulation and the mechanisms of public-private partnership. The problematic nature of the development of children's tourism lies in the inconsistency of the priorities of growing demand in the segment of children's tourism with safety requirements, the level of tourist infrastructure and limiting factors of budget financing. The purpose / goal. Based on international experience and practice of organizing children's tourism in Russia, to identify the types of models of children's tourism at the regional level; To systematize and reveal the characteristic features of the mechanisms of direct and indirect state support for children's tourism; To evaluate the key factors for stimulating the development of children's tourism. Methodology. In the article, using the methods of system analysis, an assessment of the state and trends of the development of children's tourism was conducted, the author's approach to the evaluation of the mechanisms of public-private partnership in supporting the development of children's tourism. Results. The practical result in the article is an assessment of the level of the state of development of children's tourism in the Russian Federation and the Primorsky Territory. The system of measures aimed at the development of children's tourism at the regional level has been developed.
Keywords: tourism management, state support of tourism, public private partnership, сЫШгсп^ tourism, the market of children's tourism, safety of kiddie rides, children's recreational institutions, the index of services in children's health institutions
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Многие исследователи (А.А. Остапец [1], А.А. Морозов [2], А.А. Бахвалова [3], Е.Н. Каменьщикова [4], В.П. Голованов [5] и др.) отмечают социально-педагогический характер детского туризма, исследуют психологию туристско-краеведческой деятельности, в формировании патриотической, гуманитарной, образовательной и профориента-ционной направленности авторами подчеркивается высокая роль детского туризма. В настоящее время в России наблюдается рост внутреннего и въездного туризма, в том числе в сегменте детского туризма. Но современная система управления детским туризмом не обеспечивает дальнейшее эффективное развитие детского туризма. До сих пор отсутствует комплексная программа развития детского туризма, при этом нормативно-правовые требования к сопровождению детей неадекватно завышены и препятствуют развитию школьного туризма, от-
сутствуют нормативные требования к экскурсионным маршрутам, в том числе на водных видах транспорта. На уровне школ отсутствуют бюджеты для мотивации труда педагогов по организации активных форм обучения средствами туризма в школьных программах, что приводит к бессистемному их использованию. Очевидно, что государственная поддержка детского туризма как социального института должна рассматриваться в качестве особого приоритета со стороны государства [6-9].
Следует отметить, что важным фактором развития детского туризма стал Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [10]. Также во исполнение поручения Президента РФ от 11.10.12 № Пр - 2705 с целью популяризации культурного наследия народов Российской Федерации и приобщения молодежи к истории и культуре России Министерством Культуры РФ реализуется Национальная программа детского
83
Gomilevskaya Galina Aleksandrovna DEVELOPMENT OF CHILDREN'S TOURISM ..
культурно-познавательного туризма [11]. Между тем, в настоящее время наблюдается несоответствие практики развития детского туризма заявленным в Национальной стратегии задачам.
При оценке состояния сферы детского туризма можно выделить следующие особенности: крайнюю зависимость детского туризма от демографической ситуации, низкую «прозрачность» рынка, ограниченные статистические данные об объемах детского туризма, высокие барьеры входа в отрасль детского туризма, высокие требования к уровню безопасности. Как показывает практика, сложности в качественной организации детского туризма связаны с низким уровнем инфраструктуры детских лагерей в России, с одной стороны, и отсутствием единых и сбалансированных стандартов обслуживания при организации детских туров по России и за рубежом. Решение данных проблем видится в необходимости консолидации усилий и опыта всех участников рынка детского туризма.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Исследования показывают, что в мировой практике организации детского туризма выделяются различные типы социально-экономического партнёрства с учетом адаптации к рыночным условиям, уровня жизни населения, природных и культурно-исторических ресурсов, сложившейся туристско-рекреационной системы [14]. Сущность представленных систем основывается на известных типах рыночных систем: рыночной и централизованной.
Анализ предложений детских программ от российских и зарубежных туроператоров детского туризма позволил выделить основные виды детского туризма и наиболее популярные туристские направления в данном сегменте туризма, которые условно можно классифицировать следующим образом:
- экскурсионные и тематические туры (например, программа «Диснейленд» во Франции, «АкваЕвропа» в Чехии, «По следам Гарри Поттера» в Англии, «Легенды Скандинавии» в Ирландии и т.д.);
- образовательные программы (например, NSTS Институт Английского языка на Мальте, Программы Скандинавской Школы в Финляндии и Швеции, Летние школы Академии Филипса в США и т.д.);
- отдых в детских лагерях (например, Международный лагерь «Коктейль-клуб» в Болгарии, горнолыжный отдых в Австрии, Польше, Словакии и т.д.).
Пятилетний обзор международного рынка детского туризма показывает с одной стороны, расширение спектра направлений и программ, а, с другой стороны - ослабление позиций традиционных лидеров. Так, за последний период доля США, традиционного направления образовательного туризма, снизилась с 25,1% до 20% [17], в этом направлении традиционно сохраняют позиции Канада и Новая Зеландия. Возрос спрос на предложения в среднем или средне-низком ценовом сегменте, в том числе по программам Болгарии, Италии, Греции, Испании с наилучшим соотношением «цена-качество».
На основе сравнительного анализа отечественных и зарубежных программ детского туризма, к основным преимуществам зарубежного детского отдыха можно отнести: новые впечатления от знакомства с другой культурой и общение с детьми из разных стран, изучение иностранного языка, высокий и качественный сервис. Основными ограничивающими факторами организованного пребывания ребенка за рубежом являются: отсутствие подтверждения стандартизации детского отдыха на законодательном уровне; более либеральный уровень организации услуг в зарубежных детских лагерях. Регламенты пребывания ребенка за границей пытаются выработать туроператоры, специализирующиеся на детском отдыхе за границей, что должно быть отражено в
договоре туристского обслуживания [18].
В России распространены детские лагеря различной направленности: спортивные, оздоровительные, трудовые, обучающие, профильные, палаточные с обучением элементам туризма и т.д. [15, 16]. Следует отметить, что ни одна страна в мире, кроме России, не предлагает экологических лагерей в чистом виде. Среди широкого разнообразия экологических лагерей, которые присутствуют практически в каждом субъекте Российской Федерации, наиболее интересным нам показались лагеря Кенозерья в Архангельской области, сочетающие исследовательскую деятельность и общение с природой. Наиболее популярными маршрутами для детского туризма являются Москва, Санкт-Петербург, Чёрное море и Золотое кольцо.
Таким образом, детский туризм в мире, во-первых имеет свои специфические особенности, связанные со специализацией экономики страны, уровнем ее социально-экономического развития, степенью развития туристских ресурсов и туристской специализацией. В то же время отдельные элементы детского туризма имеют схожие черты: акцент на образовательном, оздоровительном и развлекательном туризме; туристские формальности в целях безопасности ребенка имеют более строгие требования; и, наконец, детский туризм подвержен более высоким сезонным колебаниям. Данные аспекты во многом ограничивают эффективность бизнеса по сравнению с другими видами туризма, что требует гибкой организации и управления детским туризмом.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Детский туризм - часть социального туризма, основными функциями которого являются оздоровление, познание нового, формирование в школьниках патриотизма, гражданственности, социальной адаптации и профессиональной ориентации. При этом за последние 20 лет количество учреждений, занимающихся школьно-образовательным туризмом в России, сократилось почти в 2,5 раза, с 546 до 222. Согласно данным Росстата [12] в России количество детей, привлеченных к программам детского туризма к 2016 году снизилось в 4,4 раза по сравнению с 1989 годом с 7 млн. до 1,6 млн школьников.
По данным мониторинга состояния развития детского туризма, проведенного на начало 2015 г. по поручению Минобрнауки России [13], наблюдается значительный разрыв в показателях детского туризма в субъектах Российской Федерации. Так, доля обучающихся, принимающих участие в походах, в Краснодарском крае в 48 раз выше, чем в Республике Мордовия. Примечательно, что в тех субъектах Российской Федерации, где нет профильных организаций туристско-краеведческой направленности, а это 36 регионов, или более чем 40% субъектов РФ, показатели развития детского туризма, как правило, на порядок ниже, чем в субъектах, где указанные организации присутствуют.
Согласно данным Росстата, за период 2009-2015 годы на 4,1% снизилась численность детей, отдыхающих в детских оздоровительных учреждениях (лагерях) в Российской Федерации, с 4,864 млн человек до 4,661 млн человек [12].
Одной из объективных причин такого снижения является падение рождаемости и соответственно численности детей в 90-е годы. На рисунке 1 представлена динамика численности населения России за период 20092016 годы в возрасте от 0 до 19 лет. Так, согласно проведенным нами расчетам на основании данных Росстата, установлено, что численность детей в возрасте до 4 лет за последние 8 лет выросла на 124% и в возрасте 5-9 лет - на 121,16%, при этом численность детей старшего школьного возраста и постшкольного периода до 19 лет снизилась за соответствующий период на 30,25%.
Для более точного понимания количественного уровня обслуживания детей школьного возраста в детских оздоровительных лагерях (ДОЛ) целесообразно
рассмотреть данную проблему через показатель, определяющий соотношение числа детей, прошедших оздоровление в ДОЛ, к общему числу детей среднего школьного и постшкольного периода в возрасте до 19 лет (индекс обслуживания детей в ДОЛ). Сопоставление динамики численности детей данной категории и объемов обслуживания детей в детских оздоровительных лагерях представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 - Динамика индекса обслуживания детей в ДОЛ за период 2009-2015 годы
Согласно данным расчета показатель обслуживания в ДОЛ, приходящийся на одного ребенка увеличился с 0,291 в 2009 году до 0,334 в 2015 году, в то же время по сравнению с 2013 и 2014 годами данный показатель снизился на 4,8 пункта. Данный факт, на наш взгляд, можно объяснить кризисом 2015 года. Можно надеяться, что с одной стороны, демографическая политика государства и тенденция дальнейшего роста рождаемости должны привести к стабилизации численности детей, а, с другой стороны, политика государства в поддержке детского туризма, должны привести к росту потребления услуг детско-юношеского туризма.
Так, в рамках Национальной программы детского культурно-познавательного туризма [11] за период с 2013 по 2015 год были успешно реализованы ряд проектов с обслуживанием 25 тыс. школьников в составе организованных групп по маршрутам Золотого кольца, Санкт-Петербурга, Казани, Крыма. В 2015 году в перечень маршрутов, приуроченных к 70-летию Победы, был включен маршрут «Дальневосточные рубежи».
Включение туризма в Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [19] реализуется через различные механизмы. Так, Федеральное Агентство по туризму [20] проводит ряд мероприятий для стимулирования и поддержки предприятий в туристской сфере, в том числе детского туризма; разработана «Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2020 года», в которой определена роль детского туризма, признаны необходимость разработки нормативно-правового обеспечения, принципов и стандартов обслуживания в сфере детского туризма, более глубокой интеграции туристских программ в систему образования, позволяющих сформировать условия для патриотического воспитания и расширения кругозора учащихся.
В отдельных регионах разработаны программы развития детского туризма или в отраслевых программах предусмотрены подпрограммы или мероприятия, связанные с детским туризмом:
- Республики Башкирия: Стратегия развития детского туризма в Республике Башкортостан до 2020 года;
- Республика Татарстан: в рамках программы развития туризма на 2016 год заложено 1,2 млрд. руб на детский туризм;
- Краснодарский край: региональная краеведческая программа «Кубанский край - земля родная»;
- Кировская область: программа образования школьников Кировской области средствами туристско-крае-ведческой деятельности «Отечество-земля Вятская»;
- Камчатский край: подпрограмма «Обеспечение государственной поддержки для стимулирования развития
социального туризма»;
- Алтайский край: Концепция развития детского туризма (план 2017 года);
- г. Москва: в рамках программы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 годы» предоставление субсидий получателям услуг детского туризма;
- Костромская область: предоставление субсидии по факту реализации детских путевок в рамках программы «Об обеспечении отдыха и оздоровления детей проживающих на территории Костромской области».
В стране успешно реализуется межрегиональный проект «Живые уроки» (образовательные экскурсии и экскурсионно-образовательные туры, разработанные туроператорами в соответствии с учебными программами по отдельным предметам на базе туристских ресурсов субъектов), который на сегодня охватывает 16 регионов, еще 10 регионов находятся в процессе вступления. В последние годы со стороны Министерства образования расширяются меры поддержки системы каникулярного отдыха и оздоровления детей, в том числе в рамках ФЦП «Дети России» - оснащение центров детско-юношеского туризма, проведение всероссийских профильных лагерей для одаренных детей, мероприятий патриотической, спортивной, спортивно-технической направленности.
В Приморском крае по данным мониторинга 2016 года действует 21 туристская компания, специализирующаяся на детском туризме, 29 образовательных учреждений реализуют программы туристско-краеведческой направленности. Общее количество школьников, принявших участие в групповых поездках с туристско-экс-курсионными целями по Приморскому краю и за его пределами, составило 39,1 тыс. чел.
Регулирование детско-юношеского туризма в Приморском крае осуществляют несколько профильных органов. Ряд мероприятий проводятся департаментом образования и науки Приморского края в рамках Государственной программы «Развитие образования Приморского края» на 2013-2020 годы.
В Приморском крае действует Закон Приморского края от 26.12.2014 года № 530-КЗ «Об организации и обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в Приморском крае» [21], согласно которому установлен порядок и размер компенсации родителям (законным представителям) части расходов на оплату стоимости путевки в организациях отдыха и оздоровления детей, расположенных на территории Приморского края. Данный порядок устанавливает возможность компенсации стоимости путевок в размере 50% от установленных в текущем году нормативных средних суточных затрат.
Также в задачи департамента образования и науки Приморского края входит поддержка талантливых детей и молодежи, патриотическое воспитание детей, организация спортивно-массовых мероприятий, повышение квалификации профильных педагогов в направлении детско-юношеского туризма, экологическое образование. Только во Владивостоке функционируют 22 школьных музея, 5 военно-патриотических клубов, в 13 образовательных учреждениях оформлены музейные уголки и экспозиции, 17 школьных музеев в 2015-2016 годах приняли участие в городских смотрах-конкурсах.
Другим профильным органом государственной власти, осуществляющим регулирование и поддержку развития детского туризма в Приморском крае, является департамент туризма Приморского края. В рамках Государственной программы Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае» на 2013-2017 годы в крае ежегодно, начиная с 2013 года, проводится Фестиваль «Владивостокская крепость», для детей бесплатно в дни фестиваля организуются автобусные и пешеходные экскурсии на объекты крепости. В рамках федеральной программы «Моя Россия» по маршруту «Дальневосточные рубежи» край посетило 694 школьника из 10 регионов России, а 264 школьника Приморского края совершили поездки в другие города-герои России.
Gomilevskaya Galina Aleksandrovna DEVELOPMENT OF CHILDREN'S TOURISM .
В Приморском крае действует Автономная некоммерческая организация «Туристско-информационный центр Приморского края», в функции которой помимо прочего входит организация экскурсий для детей на бюджетной основе, размещение информации о программах детского туризма на портале Приморского края tour. primorsky.ru.
Для понимания уровня охвата детей Приморского края отдыхом, туризмом, экскурсиями в работе представлены результаты анализа статистических данных [12] (рисунок 2). Выявлено, что в Приморском крае за период 2009-2015 годы наблюдается опережающий рост объемов обслуживания детей в ДОУ (+43,3%) по сравнению с аналогичным показателем в ДФО (+5,8%). Показатель доли детей в экскурсионном обслуживании посетителей музеев в 2015 году Приморском крае (53,9%) также выше общероссийского показателя (42,5%) при относительно низких показателях в 2008 году. В 2015 году Приморский край по данному показателю занял 28 место среди всех субъектов Российской Федерации, что на наш взгляд свидетельствует о весьма высоком количественном уровне экскурсионного обслуживания.
Рисунок 2 - Численность детей, отдохнувших за лето в детских оздоровительных учреждениях (ДОУ) за 2009-2015 годы, чел.
Безусловно, статистическая информация носит общий характер, и на ее основе неправомочно делать окончательные выводы, но, по нашему мнению, налицо общие тенденции, связанные с относительно устойчивым положением оздоровительного отдыха детей и их музейного обслуживания.
На местном уровне в отдельных районах края действуют муниципальные программы развития туризма, которые включают также туристско-экскурсионные мероприятия для детей. В большинстве районов края функционируют «Центры детского творчества», но они в основном, за небольшим исключением, занимаются вопросами художественно-эстетического и интеллектуального развития детей.
Что касается непосредственно организации профессионального туристского обслуживания детей, то в Приморском крае туристские предприятия, специализирующиеся на детском туризме, предлагают главным образом международные туры (в целях изучения языков, спортивного отдыха, проведения экскурсий), и лишь не многочисленные туристские организации заняты внутренним туризмом для детей, организовывая туры выходного дня или семейные туры.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
В результате исследования на основе комплексного анализа мирового и отечественного опыта развития детского туризма выявлено, что в ближайшей перспективе детский туризм может и должен стать одним из приоритетных направлений развития туризма в России.
Структура управления детским туризмом строится на взаимодействии государственных, общественных и предпринимательских структур, при этом требует существенной доработки с точки зрения усиления роли государства и общества в решении проблем развития и поддержания детского туризма
На современном этапе тенденции развития детского туризма во многом определяются следующими факторами: крайней зависимостью детского туризма от демографической ситуации; ограниченными статистическими данными об объемах детского туризма; высокими барьерами входа в отрасль детского туризма; высокими требованиями к уровню безопасности; отсутствием профессиональных туристских продуктов по адекватной цене. Отсутствие единой системы регулирования детского туризма и туристско-краеведческой работы с детьми школьного возраста приводит к разнонаправленным усилиям различных участников данной сферы, снижению эффективности существующей финансовой поддержки субъектов детского туризма, а также недостаточности размеров такого финансирования.
В Приморском крае система организации детского туризма находится в начале своего становления. С одной стороны, успешно реализуется проект поддержки отдыха и оздоровления детей в детских лагерях, проводится массовая работа по патриотическому воспитанию молодого поколения, различного рода мероприятия культурно-развлекательной и физкультурно-спортивной направленности. Туристские компании постоянно расширяют спектр туристских и экскурсионных программ для детей. В то же время завышенные требования к безопасности туристских маршрутов для детей и отсутствие финансовых льгот по их организации приводят к ограничениям, как со стороны туристского предложения, так и со стороны туристского спроса.
Задача социально-ориентированной политики России должна состоять в наиболее полном и дифференцированном удовлетворении потребностей детей в отдыхе и в максимальном использовании при этом национальных природных, историко-культурных и этнографических ресурсов, а также в придании детскому отдыху культурно-познавательной, оздоровительной и воспитательной направленности. На наш взгляд, для эффективного развития детского туризма необходим комплекс мероприятий, включающий следующие направления: координацию деятельности участников детского туризма на основе дополнения действующих федеральной и региональных программ развития туризма подпрограммой «Детский туризм», внедрения федерального проекта «Живые уроки»; нормативно-правовое регулирование с учетом адекватных требований и условий деятельности туристского рынка; финансовую поддержку детского туризма с включением системы субсидирования субъектов туристского рынка в сегменте детского туризма, использования гибких тарифов по групповой перевозке детей, развитию федерального проекта «Моя Россия»; информационное сопровождение детского туризма по созданию специализированных информационных порталов на основе туристско-информационных центров; использования активных форм туризма в системе школьного образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / А.А. Остапец. - М.: РМАТ, 2001. - 87 с.
2. Морозов М.А. Маркетинговое исследование российского рынка детского туризма / М.А. Морозов // Маркетинг в России и за рубежом, 2004. - №2 - С.18-26.
3. Бахвалова А.А. Отличительные особенности услуги детско-юношеского туризма / А.А. Бахвалова // Вестник Российской академии естественных наук. -2015. - № 19(3). - С. 79-81.
4. Каменщикова Е.Н. Краеведение с элементами туризма как средство активизации познавательной дея-
тельности младших школьников: автореф. дисс... канд. пед. наук: 13.00.02. - Екатеринбург. - 2006. - 168 с.
5. Голованов В.П. Педагогический потенциал детско-юношеского туризма. / В.П. Голованов. - Теория и практика дополнительного образования. - 2010. - № 9. -С. 8-10.
6. Оргина Е.В. Формирование системы детского оздоровительного туризма и ее регулирование на основе государственно-частного партнерства [Текст] / Е.В. Оргина, А.М. Ветитнев // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, 2011. - № 3.
7. Ветитнев А.М. Управление рынком детского оздоровительного туризма: монография / А.М. Ветитнев, Оргина Е.В. - М.: Инфра-М, 2012. - 138 с.
8. Федеральный Закон №12 - ФЗ от 5 февраля 2007 г. «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности» (ред. от 28.12.2016) [Электронный ресурс]. / Информационный портал «Законы, вопросы юристу». - Москва. 2017. - URL: pravo. nnm.ru / zakony
9. Концепция развития молодёжного туризма. / Молодежный туризм как одна из важнейших составляющих патриотического воспитания молодого поколения. Нормативно-правовой аспект. Информационная подборка материалов. - М., 2009, - 33 с.
10. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 [Электронный ресурс] / Система Гарант. -Режим доступа: base.garant.ru
11. Национальная программа детского культурно-познавательного туризма [Электронный ресурс] / Федеральное агентство по туризму. - Режим доступа: http://www.russiatourism.ru
12. Российский статистический ежегодник / под. ред. А.Е. Суринова. - М.: РОССТАТ, - 2015. - 728 с.
13. Омельченко В.И. Современное состояние и перспективы развития детско-юношеского туризма в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Вестник детско-юношеского туризма. - Режим доступа: http:// tour-vestnik.ru/v-i-omelchenko-sovremennoye-sostoyaniye-i-perspektivy-razvitiya-detsko-yunosheskogo-turizma-v-rossiyskoy-federatsii
14. Колесниченко Е.С. Развитие детского оздоровительного туризма в социально-экономической системе воспроизводства человеческого потенциала / Е.С. Колесниченко. - М., 2009. - 25 с.
15. Международный журнал экспериментального образования. [Электронный ресурс] / Экологические лагеря: среда формирования экологических лидеров. 2015. - Режим доступа: https://expeducation.ru
16. Отдых и туризм в России. [Электронный ресурс] // Туризм для детей в России. / 2016.- Режим доступа: http://rusotourism.ru
17. Спрос на зарубежное образование в России [Электронный ресурс] / компания Begin Group, 2015. -Режим доступа: http://www.study.ru/support/lib/note77. html
18. Туроператор СНП. [Электронный ресурс] // Детские лагеря и экскурсионные туры. / 2016. Режим доступа: https://www.snp.ru
19. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы: государственная программа Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1493 [Электронный ресурс] / Техэксперт. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru
20. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы) (с дополнениями и изменениями) от 2 августа 2011 г. N 644 [Электронный ресурс] / Федеральное агентство по туризму. - Режим доступа: http://www.russiatourism.ru
21. Об организации и обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в Приморском крае: Закон Приморского края от 26.12.2014 года № 530-КЗ.
[Электронный ресурс] / Сайт департамента образования и науки Приморского края. - Режим доступа: http://www. primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/ educatюn/recovery/
Статья поступила в редакцию 11.10.2017 Статья принята к публикации 24.12.2017