Научная статья на тему 'Анализ состояния и перспективы развития отрасли детского туризма в Российской Федерации'

Анализ состояния и перспективы развития отрасли детского туризма в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5521
672
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА / ДЕМОГРАФИЯ / ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ / ЭКОНОМИКА / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / СПОРТИВНЫЙ ЛАГЕРЬ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / SECTOR OF TOURISM / CHILDREN TOURISM / PROBLEMS FOR CHILDREN TOURISM DEVELOPMENT / IMPORT SUBSTITUTION IN THE SPHERE OF TOURISM / DEMOGRAPHY / CHILDREN CAMP / THE ECONOMY / DOMESTIC TOURISM / DIVERSIFICATION / SPORTS CAMP / PROGRAM FOR DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Акопян Мисак Геворкович, Олехнович Светлана Александровна, Федотова Виктория Николаевна

Представлен анализ актуального состояния сферы детского туризма в Российской Федерации. Для корректной ин­терпретации приведенных данных дается определение термина «детский туризм». Обосновывается важность данной сфе­ры для экономики. Отдельно отмечается социальная значимость детско-юношеского туризма. Подчеркивается важность текущего периода для реформирования сложившейся ситуации. Для обоснования актуальности преобразований рассматриваются статистические данные как потока внутреннего и въездного туризма, так и демографической обстанов­ки в стране, с прогнозом на будущее. Приводится разделение отрасли детского туризма на направления и виды с целью более глубокого анализа и выявления слабых зон, требующих скорейшего вмешательства и позволяющих кардинально изменить ситуацию без существенных усилий. Выявлены и подробно рассмотрены негативно влияющие на развитие от­расли факторы. Приведено объяснение важности борьбы с некоторыми тенденциями, отрицательно влияющими на со­циально-экономическую составляющую общества посредством регресса в сфере детского туризма. Выводами из проделанного аналитического обзора стали рекомендации по скорейшей активизации поддержки развития отрасли на государственном уровне и предложения мероприятий различной сложности и направленности для развития и продвижения детско-юношеского туризма по всей территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Акопян Мисак Геворкович, Олехнович Светлана Александровна, Федотова Виктория Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis and perspectives of the development of industry of children tourism in the Russian Federation

This article analyzes the actual condition of the sphere of children tourism in the Russian Federation. For correct interpretation of the data, the definition of "children tourism" is given. The importance of this sector for the economy is proved. There was separately noted the social importance of youth tourism. The article emphasizes the importance of the current period to reform the situation. To justify the relevance of statistical data transformations are considered as the flow of domestic and inbound tourism and demographic situation in the country, with a forecast for the future. The article provides a breakdown of the industry of children tourism on destinations and species, in order to deeply analyze and identify weak areas that require early intervention and allow to radically change the situation without significant effort. There were identified and in detail considered factors negatively affecting to the development of the industry. The article explains the importance of combating some of the trends that negatively affect the socio-economic component of society by means of regression in the sphere of children tourism. The findings from the analytical review resulted in recommendations for early revitalization of support for sector development at the state level and offers events of various complexity and orientation for the development and promotion of youth tourism on the territory of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния и перспективы развития отрасли детского туризма в Российской Федерации»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПУБЛИЧНОЙ СФЕРОЙ

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2016. № 2. С. 120-127.

УДК 338.48

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.Г. Акопян, С.А. Олехнович, В.Н. Федотова

Представлен анализ актуального состояния сферы детского туризма в Российской Федерации. Для корректной интерпретации приведенных данных дается определение термина «детский туризм». Обосновывается важность данной сферы для экономики. Отдельно отмечается социальная значимость детско-юношеского туризма. Подчеркивается важность текущего периода для реформирования сложившейся ситуации. Для обоснования актуальности преобразований рассматриваются статистические данные как потока внутреннего и въездного туризма, так и демографической обстановки в стране, с прогнозом на будущее. Приводится разделение отрасли детского туризма на направления и виды с целью более глубокого анализа и выявления слабых зон, требующих скорейшего вмешательства и позволяющих кардинально изменить ситуацию без существенных усилий. Выявлены и подробно рассмотрены негативно влияющие на развитие отрасли факторы. Приведено объяснение важности борьбы с некоторыми тенденциями, отрицательно влияющими на социально-экономическую составляющую общества посредством регресса в сфере детского туризма. Выводами из проделанного аналитического обзора стали рекомендации по скорейшей активизации поддержки развития отрасли на государственном уровне и предложения мероприятий различной сложности и направленности для развития и продвижения детско-юношеского туризма по всей территории Российской Федерации.

Ключевые слова: туристическая отрасль, детский туризм, проблемы развития детского туризма, импортозамеще-ние в сфере туризма, демография, детский лагерь, экономика, внутренний туризм, диверсификация, спортивный лагерь, программа развития.

ANALYSIS AND PERSPECTIVES OF THE DEVELOPMENT OF INDUSTRY OF CHILDREN TOURISM IN THE RUSSIAN FEDERATION

M.G. Akopyan, S.A. Olekhnovich, V.N. Fedotova

This article analyzes the actual condition of the sphere of children tourism in the Russian Federation. For correct interpretation of the data, the definition of "children tourism" is given. The importance of this sector for the economy is proved. There was separately noted the social importance of youth tourism. The article emphasizes the importance of the current period to reform the situation. To justify the relevance of statistical data transformations are considered as the flow of domestic and inbound tourism and demographic situation in the country, with a forecast for the future. The article provides a breakdown of the industry of children tourism on destinations and species, in order to deeply analyze and identify weak areas that require early intervention and allow to radically change the situation without significant effort. There were identified and in detail considered factors negatively affecting to the development of the industry. The article explains the importance of combating some of the trends that negatively affect the socio-economic component of society by means of regression in the sphere of children tourism. The findings from the analytical review resulted in recommendations for early revitalization of support for sector development at the state level and offers events of various complexity and orientation for the development and promotion of youth tourism on the territory of the Russian Federation.

Key words: sector of tourism, children tourism, problems for children tourism development, import substitution in the sphere of tourism, demography, children camp, the economy, domestic tourism, diversification, sports camp, program for development.

© М.Г. Акопян, С.А. Олехнович, В.Н. Федотова, 2016

Введение. Туризм является одной из самых высокодоходных отраслей современной мировой экономики. На протяжении длительного времени туризм в России представляли только крупные государственные монополии, внутренний туризм хоть не стремительно, но развивался, тогда как международный туризм был достаточно ограничен. Переход к рыночной экономике дал определенный толчок для развития туризма в Российской Федерации. Неотъемлемой его частью являются предприятия малого и среднего бизнеса, развитие которых должно быть одной из приоритетных задач, требующих пристального внимания на государственном уровне.

Детский туризм как часть туризма в целом. Сегодня проблема внутреннего туризма, в том числе и детского, стала особенно актуальной в связи с колебаниями внешнеполитической конъюнктуры. В критической ситуации, сложившейся на рынке туристических услуг из-за быстрого роста курса валют по отношению к рублю, есть и свои плюсы: это реальная возможность пойти по пути развития внутреннего и въездного туризма в России. Туризм дает возможность развития 53 отраслей народного хозяйства, способствует развитию малого и среднего бизнеса внутри страны. На одно рабочее место в сфере туризма может быть создано до пяти рабочих мест в смежных областях. Туристическая отрасль в мире уверенно развивается, а ее доля в национальных экономиках растет. Поэтому закономерно, что идет жесткая конкурентная борьба за туристические потоки.

Сложившиеся экономическая и политическая ситуации как внутри страны, так и во всем мире как нельзя лучше подходят для развития внутреннего туризма. Политика импор-тозамещения, проводимая правительством, также применима и благоприятна для сферы туризма. Высокая стоимость валюты резко ухудшает привлекательность иностранных государств для туристической сферы. Наряду с ее разнообразными климатическими, географическими, национальными и культурными особенностями Россия представляет собой идеальный ареал развития внутреннего детско-юношеского туризма.

Одним из массовых видов туризма является детский туризм, представляющий собой путешествия с различными целями детей в возрасте от 7 до 16 лет. Необходимость развития и становления детского туризма приобрела небывалую актуальность в связи с достижениями демографической политики. Специалисты считают, что в перспективе детско-юношеский ту-

ризм может и должен стать одним из приоритетных направлений развития туризма. Экономические преимущества этого вида туризма заключаются в том, что школьники и учащиеся путешествуют, как правило, организованными группами, а поездки ритмично повторяются из года в год, что значительно облегчает планирование бизнеса [1].

Отдельно стоит отметить важность детского туризма с социальной точки зрения. Туристические путешествия дают уникальную возможность подробнее узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием как своей страны, так и других государств, пробудить у подрастающего поколения чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов [2].

Для рынка детского туризма характерны следующие направления:

- оздоровительный и лечебный отдых;

- экскурсионные групповые туры;

- отдых и обучение за рубежом.

В последние годы все большим спросом пользуется детский экскурсионный туризм -автобусные поездки по родной стране с привлекательными для детей экскурсионными программами. Такого рода поездки реализованы с учетом особенностей детского возраста и, как правило, используют «сказочные» маршруты, любознательны, нацелены на поднятие патриотического духа, познавательны. В связи с исключительной важностью вопросов безопасности в отрасли детского отдыха, в последнее время наблюдается увеличение спроса на внутренний детский туризм [3].

Рынок детского туризма в Российской Федерации можно условно поделить на следующие виды:

1. Внутренний туризм:

- экскурсионный туризм для школьников;

- спортивные туры;

- коммерческие познавательные и рекреационные детские туры;

- отдых в детских лагерях.

2. Выездной туризм:

- международные обмены;

- образовательные, деловые и поощрительные зарубежные туры;

- коммерческие познавательные и рекреационные детские туры;

- выезды в международные молодежные и детские центры (лагеря).

На данный момент на отечественном рынке детского туризма присутствуют и коммерческие, и некоммерческие организации.

К коммерческой сфере относятся туристские фирмы, туристские базы и частные лица, работающие с детьми школьного возраста. Основной целью организаций коммерческой сферы является получение прибыли, что зарождает конкуренцию на рынке детского туризма [4].

Некоммерческая сфера представлена:

- государственными и муниципальными органами управления;

- государственными и муниципальными образовательными учреждениями, в том числе учреждениями дополнительного образования;

- общественными (самодеятельными) объединениями (туристские клубы, спортивные секции, детские и молодежные общественные организации и движения).

Некоммерческая сфера не имеет основной цели, связанной с получением финансовой прибыли, и осуществляется за счет бюджетных ассигнований и (или) привлеченных средств, в том числе родительской платы.

В настоящее время встречается и смешанный тип организации детского туризма, который объединяет государственные дотации с финансовыми вложениями российских и международных коммерческих ассоциаций, фондов, союзов [5].

К основным преимуществам этого направления можно отнести:

- наличие постоянной целевой аудитории и преимущественно групповые туры;

- высокую педагогическую востребованность;

- ритмичность повторения поездок.

Приведенные факторы способствуют значительному облегчению планирования и развития объектов бизнеса сферы детского туризма.

Система социального туризма, в том числе и детско-юношеского, подверглась разрушительному удару за годы экономических реформ. Резко сократилось государственное финансирование детских путешествий всех видов - экскурсионно-туристских, спортивных, оздоровительных и т. д. Множество учреждений сферы детско-юношеского туризма - кружки и секции юных краеведов, юных натуралистов, юных экологов и т. д. - были закрыты и перепрофилированы. Значительно (в несколько раз) увеличились цены на экипировку и снаряжение для спортивно-туристских походов. Практически прекратилось издание методической литературы по туризму, картографических материалов и описаний популярных маршрутов [2].

Проблемы и перспективы детско-юношеского туризма. Детский туризм сильно за-

висим от сезонного критерия, обусловленного школьными каникулами.

На протяжении 25 лет в России туризм воспринимался в основном как выездной, в этом направлении велась целенаправленная работа и туроператорского сообщества. Однако на сегодняшний день наиболее выгодно взять курс в направлении внутреннего и въездного туризма. Во многих европейских странах, США, Китае наибольшая часть туристов путешествует внутри своей страны, что позволяет оставлять деньги внутри экономик. Так, в Китае объем внутреннего туризма исчисляется миллиардами человек в год, в Северной Америке и Европе количество граждан, отдыхающих в своей стране, доходит до 80 % и более.

Россия в сфере туризма не уступает, а во многих аспектах превосходит зарубежные государства, обладая внушительным потенциалом импортозамещения на внутреннем туристическом рынке. В последние несколько лет произошли большие изменения на рынке внутреннего туризма. Численность путешествующих по России в 2014 г. выросла почти на 30 % и достигла 41,5 млн человек. На 16 % увеличился и въездной туризм. В 2015 г. рост въездного турпотока в России составил 13 % по сравнению с 2014 г. [6].

На отечественном рынке индустрии отдыха сейчас представлено большое количество видов туризма. Особую значимость приобретает развитие детского туризма, что подтверждается созданием в 2014 г. Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по развитию в России детского туризма, который активно работает в этом направлении.

Тесные взаимосвязи между уровнем развития туризма в стране и уровнем и состоянием экономики обусловливают многие аспекты индустрии. В экономически высокоразвитой стране сформирована инфраструктура туризма (транспорт, средства размещения и питания, современные технологии и т. п.). Высокий уровень благосостояния населения способствует высокому спросу на туристские услуги. Все это способствует развитию туризма [7].

Детско-юношеский туризм является составляющей туризма в целом, что обусловливает общую проблематику развития, но не отменяет наличие специфических моментов, присущих только детскому туризму.

Одним из основных факторов, оказывающих значительное влияние на развитие детского туризма, является демография. Благодаря государственным программам, направленным на увеличение рождаемости, наблюдается положи-

тельная демографическая тенденция, т. е. рост численности населения. Рассмотрим основной сегмент детского туристического рынка в Российской Федерации по возрастному признаку.

По данным Федеральной службы государственной статистики, общая численность населения России на конец 2015 г. составляет 146 267 тыс. человек. Из них численность на-

селения моложе трудоспособного возраста -25 689 тыс. человек (табл. 1).

На развитие детского туризма в России существенное влияние может оказать и демографическая обстановка в будущем, тесно связанная с социально-экономическим развитием России в целом (табл. 2).

Таблица 1

Распределение численности населения Российской Федерации по возрастным группам, на 2015 г. [8]

Возрастная группа, лет Численность, тыс. чел.

Все население 146 267

до 1 года 1 930

1-4 7 332

5-9 8 004

10-14 7 126

14-16 1 297

Из общей численности населения в возрасте моложе трудоспособного 25 689

Таблица 2

Прогноз численности населения Российской Федерации по отдельным возрастным группам [8]

Годы Моложе трудоспособного возраста Трудоспособного возраста Старше трудоспособного возраста

число, тыс. чел. процент от общей численности населения число, тыс. чел. процент от общей численности населения число, тыс. чел. процент от общей численности населения

2016 26 313,6 18,0 84 296,2 57,4 36 144,5 24,6

2017 26 829,0 18,2 83 343,7 56,7 36 928,2 25,1

2018 27 337,7 18,5 82 413,6 55,9 37 661,4 25,6

2019 27 713,1 18,7 81 630,7 55,3 38 337,4 26,0

2020 27 992,9 18,9 80 996,4 54,8 38 915,1 26,3

2021 28 210,4 19,1 80 352,1 54,2 39 517,2 26,7

2022 28 388,3 19,1 79 853,5 53,9 39 966,1 27,0

2023 28 528,3 19,2 79 453,5 53,6 40 311,7 27,2

2024 28 503,4 19,2 79 216,7 53,4 40 617,6 27,4

2025 28 348,2 19,1 79 137,5 53,4 40 855,9 27,5

2026 28 145,7 19,0 79 003,3 53,2 41 155,7 27,8

2027 27 926,8 18,8 78 936,7 53,3 41 364,1 27,9

2028 27 556,4 18,6 78 988,9 53,3 41 572,7 28,1

2029 27 067,5 18,3 79 146,7 53,5 41 773,1 28,2

2030 26 579,0 18,0 79 271,0 53,6 41 994,6 28,4

2031 26 072,2 17,6 79 294,6 53,7 42 324,2 28,7

В соответствии с данными, представленными в табл. 1, 2, наблюдается следующая тенденция: численность детей до 16 лет будет равномерно увеличиваться из года в год и лишь с 2025 г. наблюдается незначительный спад. Прогноз демографической обстановки в России показывает значительный рост интересующего нас сегмента, тем самым ведет к возможному увеличению спроса на рынке детского туризма, что может в значительной степени изменить рынок потребителей и тем самым оказать

существенное влияние на рыночную конкуренцию, а точнее, усилить конкурентную борьбу.

Дальнейшее развитие детского туризма сдерживается целым рядом негативных факторов:

- специфичность и ограниченность спектра турпродуктов для детей;

- недостаточное развитие инфраструктуры для детского туризма;

- низкая ценовая доступность детского отдыха;

- отсутствие специализированных компаний, занимающихся детским туризмом;

- невысокая квалификация большинства специалистов, работающих в сфере детского отдыха и туризма;

- недостаточная информированность потребителя о предлагаемых детских туристических продуктах [3].

Рассмотрим подробнее некоторые проблемы, существующие на рынке детского туризма и препятствующие его развитию. Стратегически важными являются проблемы, порожденные экономическими причинами. Отдельно стоит отметить необходимость доступности детского отдыха, обусловленную недостаточно высоким уровнем благосостояния нашего населения. Достичь доступности возможно за счет невысокой требовательности целевой аудитории. Дети ради увлекательного и качественного отдыха готовы жить по несколько человек в одной комнате и путешествовать в плацкартных вагонах. Непритязательность детей к уровню комфорта дает большой потенциал в вопросе уменьшения себестоимости тура. Низкая стоимость путевки также может означать и недостаточно высокий уровень оплаты труда сотрудников и обслуживающего персонала, что в конечном итоге приводит к снижению интереса к данной сфере со стороны соискателей. В результате трудоустраиваются сотрудники с низким уровнем профессиональной подготовки, неблагоприятно влияющим на качество обслуживания. Результатом этого процесса становится недостаточный надзор за детьми, а соответственно и небезопасность путешествий и отдыха. Уровень профессиональной подготовки персонала в детских лагерях низок и требует пристального внимания [2].

Среди основных проблем отдельное место занимает государственная и ведомственная принадлежность значительной части лагерей. Местным же органам самоуправления или руководителям предприятий, которые нередко не знают, как свести концы с концами, не до содержания лагерей. Вследствие этого детские учреждения, с большим трудом созданные ранее, не функционируют в должной мере или вовсе разваливаются [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще одной проблемой, препятствующей успешному развитию рынка детского туризма, является отсутствие необходимых экономических знаний у администрации лагерей. Это приводит к осуществлению неправильной политики ценообразования и плохой заполняемо-сти лагерей, что негативно сказывается на финансовых результатах их деятельности. Отсут-

ствуют хорошо налаженные связи и экономические отношения между турпредприятиями и лагерями. Для продвижения и реализации своего продукта администрация лагерей, как правило, не привлекает к сотрудничеству предприятия турбизнеса. Когда же администрация все же прибегает к услугам турпредприятий, в большинстве случаев она не желает предоставлять скидки на путевки, а если и предоставляет их, то только при условии загрузки лагерей в период межсезонья. При этом администрация лагерей совершенно не интересуется, по каким ценам реализуются путевки, что, безусловно, приводит к перепродаже путевок, конечная цена которых в итоге может значительно, в несколько раз возрасти. Отсутствие проработанной политики ценообразования и продуманной системы реализации - на сегодняшний день важнейшая проблема не только рынка детского туризма, но и всей курортной сферы России [2].

Не способствует развитию сферы детского туризма и отсутствие необходимой законодательной базы, регулирующей эту сферу бизнеса. Ситуация кардинально изменилась бы с принятием соответствующих законодательных актов. Ведь даже термин «лагерь» в нашем законодательстве отсутствует. Правда, в 1998 г. Законом «О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка» были введены поправки, предусматривающие государственную защиту лагерей, финансирование из федерального бюджета отдыха и оздоровления детей и ряд других положений. Но этого недостаточно. В настоящее время разработан проект стандарта организации отдыха и оздоровления детей. В ближайшее время этот документ будет утвержден, а пока работают только ведомственные нормативные акты [7].

Основными недостатками детских туристических услуг, предлагаемых на отечественном рынке, являются:

- низкое качество услуг, предлагаемых организациями детской туристической отрасли;

- низкий уровень инфраструктуры и материально-технической базы предприятий индустрии туризма;

- недостаточный уровень безопасности детей на территории организаций детского отдыха;

- отсутствие качественных профильных кадров и недостаточный интерес к данной сфере деятельности со стороны абитуриентов;

- низкий уровень социальной (государственной) поддержки.

Несмотря на широкий спектр проблем, на сегодняшний день детский отдых является одним из наиболее востребованных видов туризма, поскольку имеет непосредственное отношение к социальной сфере. Устойчивая потребность и всевозрастающий спрос на детский отдых объясняются, с одной стороны, ростом благосостояния населения и возможностью финансирования детского отдыха за счет Фонда социального страхования - с другой. Это способствует перепрофилированию многих здравниц и использованию их для организации оздоровления и отдыха детей (или семейного отдыха) [7].

Рост спроса на услуги в сфере детского отдыха способствует развитию частных лагерей, число которых растет с каждым годом.

Сегодня турфирмы готовы предложить очень широкий спектр услуг в сфере детского отдыха. При этом рынок сегментирован, и каждая турфирма занимает свою нишу: кто-то занимается оздоровительными и санаторными лагерями, кто-то - зарубежными языковыми лагерями, также есть турфирмы, предлагающие свои эксклюзивные туристические услуги.

Стоит отметить, что эффективная организация детского отдыха возможна лишь при единстве социальных институтов: семьи, органов государственной власти, предприятий сферы размещения, а также туроператоров и турагентов как представителей сферы российского предпринимательства.

Для развития индустрии детского отдыха необходимо разработать комплекс мероприятий в следующих направлениях:

- материально-техническая поддержка отраслевых организаций;

- обеспечение безопасности детей на маршрутах и непосредственно в местах отдыха;

- решение кадровых вопросов;

- развитие новых, эффективных и полезных видов отдыха детей с использованием передовых технологий и методов данной отрасли.

Заключение. На сегодняшний день в сфере детского туризма работает множество организаций, предлагающих отдых как на отечественных, так и на зарубежных курортах. Стоит отметить положительные тенденции на рынке, обусловленные увеличением целевой аудитории и, до недавних пор, увеличением благосостояния населения. Результатом этой ситуации стало появление небольших коммерческих организаций, предлагающих посреднические услуги в организации детского досуга и отдыха, что, несомненно, является положительной тенденцией. Отрицательными сторонами данного явления однозначно являются неразвитая гео-

графия этих организаций и стоимость предлагаемых услуг. Последнее наиболее остро воспринимается потенциальными клиентами в связи с экономическими факторами.

Сложившаяся в сфере детско-юношеского туризма ситуация требует скорейшего принятия мер с целью не только поддержания и развития отрасли, но и популяризации и поднятия имиджевой составляющей. Не секрет, что качественный отдых благоприятно влияет на множество жизненных показателей человека, которые особенно важно сохранять в детско-юношеском возрасте. Политика развития спортивной культуры населения, активно развиваемая на государственном уровне, также является стимулом для некоторых видов детского отдыха. Совокупность этих факторов однозначно определяет важность отрасли, а влияние туризма на многие другие сегменты народного хозяйства позволит экономике развиваться комплексно.

Выявленные в ходе анализа недостатки обусловливают неспособность отрасли привлекать клиентов, а значит, требуют решения в максимально короткие сроки. На это и направлены предлагаемые мероприятия, которые, безусловно, требуют времени для реализации, но в то же время практически сразу начинают приносить благоприятные результаты, неуклонно растущие в ходе применения. Новая кадровая политика, нацеленная на привлечение новых людей с качественно новыми и свежими идеями и подходами к отрасли, может быть осуществлена за счет:

- переобучения текущих сотрудников с целью повышения их профессионализма, а значит, качества услуг;

- привлечения студентов профильных вузов для прохождения практики с дальнейшим трудоустройством и т. д.;

- сотрудничества с ведущими вузами в сфере разработки новых, современных программ обучения потенциальных кадров.

В более долгосрочной перспективе возможно решение проблем, связанных с низким уровнем безопасности и материально-техническим обеспечением, так как эти два фактора тесно взаимосвязаны. Современное оснащение, разработанное для целевой возрастной группы, значительно увеличивает уровень безопасности, которое также будет повышено за счет новой кадровой политики.

Параллельно со всеми иными мероприятиями неоценимо важна социальная (государственная) поддержка отрасли. Первые шаги в этой области уже делаются, но темп их развития недостаточно высок. Законопроекты в об-

ласти детских перевозок, утверждаемые в последнее время, призваны повысить безопасность детей на маршрутах, но не хватает общей поддержки сферы детского туризма. Увеличение социальной поддержки возможно осуществить за счет:

- направленных на оплату детского отдыха целевых социальных выплат малоимущим и многодетным семьям, а также семьям с детьми с ограниченными возможностями;

- стипендий и иного рода выплат за достижения в сфере науки, успеваемости и спорта;

- грантов на осуществление тематических путешествий с последующими отчетными материалами детям, преуспевающим в соответствующих областях науки.

Огромный потенциал, таящийся в анализируемой области народного хозяйства, может дать взрывной толчок экономике в сторону развития и процветания, привнося с собой стимул для оптимизации и расширения других сфер и создавая дополнительные рабочие места. Не стоит недооценивать также моральное и духовное развитие подрастающего поколения посредством туризма и отдыха, ведь «учиться и развиваться играючи» намного эффективнее. В эпоху глобализации и информационных технологий важно не потерять национальные, культурные и исторические ценности как каждого народа Российской Федерации в отдельности, так и всего населения в целом, ведь в единстве народов таится потенциал страны.

Литература

1. Писаревский Е. Л. Актуальные вопросы государственного регулирования туризма в Российской Федерации // Туризм: право и экономика. - 2009. - № 2. - С. 3-5.

2. Морозов М. А. Маркетинговые исследования российского рынка детского туризма // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. -№ 2. - С. 83-91.

3. Косолапов А. Б. Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма в Приморском крае // Гуманитарные научные исследования. - 2012. - № 12. - URL : http://human. snauka.ru/2012/12/2063 (дата обращения: 23.04.2015).

4. Морозов М. В. В России у детского туризма социальный статус // Туризм: практи-

ка, проблемы, перспективы. - 2008. - № 1. -С. 26-30.

5. Чичкина С. Детский отдых в России // Туризм: практика, проблемы, перспективы. -2009. - № 6.

6. Российский союз Туриндустрии (РСТ) : офиц. сайт. - URL : http://www.rostourunion.ru (дата обращения: 10.01.2016).

7. Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм : учеб.-метод. пособие. - М. : Советский спорт, 2008.

8. Федеральная служба государственной статистики : офиц. сайт. - URL : http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/population/demography/.

References

1. Pisarevskii, E.L. (2009), Aktual'nye vo-prosy gosudarstvennogo regulirovaniya turizma v Rossiiskoi Federatsii. Turizm: pravo i ekonomika [Topical Issues of Tourism State Regulation in the Russian Federation. Tourism: Law and Economics], No. 2, pp. 3-5.

2. Morozov, M.A. (2008), Marketingovye issledovaniya rossiiskogo rynka detskogo turiz-ma. Marketing v Rossii i za rubezhom [Marketing Research of Russian Market of Children's Tourism. Marketing in Russia and Abroad], No. 2, pp.83-91.

3. Kosolapov, A.B. (2012), Problemy i per-spektivy razvitiya vnutrennego turizma v Primor-skom krae. Gumanitarnye nauchnye issledova-niya [Problems and Prospects of Domestic Tourism Development in Primorsky Krai. Humanities Research], No. 12, available at: http://human.

snauka.ru/2012/12/2063 (accessed April 24,

2015).

4. Morozov, M.V. (2008), V Rossii u det-skogo turizma sotsial'nyi status. Turizm: praktika, problemy, perspektivy [Children's Tourism in Russia has a Social Status. Tourism: Practice, Problems and Prospects], No. 1, pp. 26-30.

5. Chichkina, S. (2009), Detskii otdykh v Rossii. Turizm: praktika, problemy, perspektivy [Children's Tourism in Russia. Tourism: Practice, Problems and Prospects], No. 6.

6. Rossiiskii Soyuz Turindustrii (RST): ofit-sial'nyi sait [The official website of the Russian Union of Travel Industry (RUTI)], available at: http://www.rostourunion.ru (accessed January 10,

2016).

7. Konstantinov, Yu.S. (2008), Detsko-yuno-sheskii turizm: uchebno-metodicheskoe posobie

[Youth Tourism: Educational and Methodological Guidance], Moscow: Sovetskii sport publ.

8. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi sta-tistiki: ofitsial'nyi sait [The official website of the

Federal Service of State Statistics], available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/demography.

Сведения об авторах:

Акопян Мисак Геворкович - аспирант Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики E-mail: akopyan.miso@yandex.ru

Олехнович Светлана Александровна - канд. экон. наук, доцент кафедры производственного менеджмента и трансфера технологий Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики E-mail: svetlana-111@mail.ru

Федотова Виктория Николаевна - магистрант Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики E-mail: vika-1306@yandex.ru

About the authors:

Akopyan Misak Gevorkovich - graduate student in Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics E-mail: akopyan.miso@yandex.ru

Olekhnovich Svetlana Aleksandrovna - candidate of economic sciences, associate professor of the Department of production management and technology transfer in Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics E-mail: svetlana-111@mail.ru

Fedotova Victoria Nikolaevna - candidate for a Master's degree in Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics

E-mail: vika-1306@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 9 февраля 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.