Научная статья на тему 'Регулирование системы детско-юношеского туризма в целях устойчивого развития'

Регулирование системы детско-юношеского туризма в целях устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1341
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / детско-юношеский туризм / система управления / регулирование туризма / туристская дестинация / sustainable development / children and youth tourism / management system / regulation of tourism / tourist destination

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рассохина Татьяна Васильевна

Статья посвящена анализу современного состояния системы детско-юношеского туризма в Российской Федерации, а также разработке путей регулирования и управления системой детско-юношеского туризма на региональном уровне в целях устойчивого развития туризма. Автором обосновывается важность воспитания детей и юношества средствами туризма в духе глобальной концепции устойчивого развития и доказывается необходимость комплексного подхода к решению проблемы организации детско-юношеского туризма в России, а также проводится сравнительный анализ интенсивности детского туризма в федеральных округах Российской Федерации. В статье исследуется структура системы организации детско-юношеского туризма в регионах РФ и ее количественные характеристики. Автором отмечается, что изменилось как число оздоровительных учреждений для детей, так и сама структура потребления детско-юношеского отдыха: постепенно увеличивается число детей, отдыхающих в городских школьных лагерях с дневным пребыванием, профильных и лагерях санаторного типа, и при этом сокращается число детей, отдыхающих в лагерях труда и отдыха, а также загородных оздоровительных лагерях. В статье показано, что сложность формирования системы управления детскоюношеским туризмом заключается в большом количестве субъектов деятельности с различным подчинением. Автором предложена аналитическая структурная модель системы управления устойчивым детско-юношеским туризмом в регионе РФ (на примере Московской области), определены функции основных органов регионального управления в системе регулирования, даны рекомендации по повышению эффективного регулирования системы детско-юношеского туризма в целях устойчивого развития, а также предложены дополнения в законодательные акты Московской области и доказана необходимость включения в перечень целевых показателей целевой программы «Образование Подмосковья» показателей, характеризующих состояние детскоюношеского туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рассохина Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF THE SYSTEM OF CHILDREN AND YOUTH TOURISM FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The article analyzes the current state of children and youth tourism in the Russian Federation, as well as the development ways of management and control of children and youth tourism at the regional level for the sustainable tourism development. The author justifies the importance of the education of children and young people by means of tourism in the spirit of the global concept of sustainable development and proves the need for an integrated approach to solving the problems of the organization of youth tourism in Russia. The author also conducts comparative analysis of intensity of youth tourism in the federal districts of the Russian Federation. The article examines the structure of the organization system of children and youth tourism in the regions of Russia and its quantitative characteristics. The author notes that both the number of recreational facilities for children, and the structure of consumption of children and youth recreation have changed. In particular, the number of children having a rest in the city school camps with day stay, specialized camps and sanatoriums is gradually increasing, and with that the number of children having a rest in camps of work and rest, as well as country health camps is reducing. The article shows that the complexity of the establishment of the children and youth tourism management system lies in a large number of entities with different submission. The author provides an analytical structural model of the sustainable children and youth tourism management system in the region of Russia (by the example of Moscow region). The functions of main regional authorities in the regulatory system are defined; recommendations to improve the management of the system of children and youth tourism for sustainable development are given. The additions to the legislative acts of Moscow region are proposed, and the necessity of inclusion in the target program "Education of Moscow region" indicators characterizing the state of youth tourism is proved.

Текст научной работы на тему «Регулирование системы детско-юношеского туризма в целях устойчивого развития»

УДК 332.142 Б01: 10.12737/ 17465

РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Рассохина Татьяна Васильевна, кандидат географических наук, декан факультета гостеприимства и туристской индустрии, заведующий НИЛ Устойчивого развития туристских дестинаций, rassohina@gmail.com

Московский филиал ОЧУ ВО «Российская международная академия туризма»,

Москва, Российская Федерация

Статья посвящена анализу современного состояния системы детско-юношеского туризма в Российской Федерации, а также разработке путей регулирования и управления системой детско-юношеского туризма на региональном уровне в целях устойчивого развития туризма. Автором обосновывается важность воспитания детей и юношества средствами туризма в духе глобальной концепции устойчивого развития и доказывается необходимость комплексного подхода к решению проблемы организации детско-юношеского туризма в России, а также проводится сравнительный анализ интенсивности детского туризма в федеральных округах Российской Федерации. В статье исследуется структура системы организации детско-юношеского туризма в регионах РФ и ее количественные характеристики. Автором отмечается, что изменилось как число оздоровительных учреждений для детей, так и сама структура потребления детско-юношеского отдыха: постепенно увеличивается число детей, отдыхающих в городских школьных лагерях с дневным пребыванием, профильных и лагерях санаторного типа, и при этом сокращается число детей, отдыхающих в лагерях труда и отдыха, а также загородных оздоровительных лагерях.

В статье показано, что сложность формирования системы управления детско-юношеским туризмом заключается в большом количестве субъектов деятельности с различным подчинением. Автором предложена аналитическая структурная модель системы управления устойчивым детско-юношеским туризмом в регионе РФ (на примере Московской области), определены функции основных органов регионального управления в системе регулирования, даны рекомендации по повышению эффективного регулирования системы детско-юношеского туризма в целях устойчивого развития, а также предложены дополнения в законодательные акты Московской области и доказана необходимость включения в перечень целевых показателей целевой программы «Образование Подмосковья» показателей, характеризующих состояние детско-юношеского туризма.

Ключевые слова: устойчивое развитие, детско-юношеский туризм, система управления, регулирование туризма, туристская дестинация

В соответствии с законодательством Российской Федерации понятие детского или детско-юношеского туризма пока никак не определено. К сожалению, не определяются эти понятия и другими нормативными документами федерального масштаба. Для определения этого явления, чаще всего используется научно-педагогическое понимание специфики характерных черт туристов [3, с. 38-40, 4, с. 26-30]. Понятие «детско-

юношеский туризм» в классификации туризма рассматривается через потребителя. Основной потребитель в возрасте от 7 до 17 лет находится в периоде детства и переживает интенсивное биологическое, социальное и психологическое развитие. В этом возрасте закладываются базовые основы понимания общественно-трудовой жизни взрослых и формируются базовые компетенции для адаптации в социуме [10, с. 2-4], а также обеспечивается подготовка молодого человека к зрелому восприятию мира, усвоение опыта человечества, формируется умение ценить достижения материальной и духовной культуры. Исходя из этого, под детским туризмом понимается вид туризма, потребителями услуг которого являются несовершеннолетние дети в возрасте 7-17 лет, перемещающиеся в необычной среде с туристскими целями в сопровождении обеспечивающего педагогическое влияние (контроль, обучение, воспитание) [9, с. 127134]. При этом важно понимать, что, несмотря на то, что потребитель - ребенок, основные потребительские решения принимают взрослые - законные представители ребенка [16].

С позиций глобальной концепции устойчивого развития детско-юношеский туризм предстает как универсальное средство формирования глобального мышления у молодого поколения, с его помощью может быть сформировано правильное отношение к окружающей среде и реализованы многое экологические проекты [2, 13, 15]. Детский туризм часто реализуется в рамках программ социального туризма и в этой роли выполняет важную миссию улучшения качества жизни населения [5]. Несомненно, детский туризм это еще и большой сегмент туристского рынка, приносящий доход как организаторам, так и дестинациям [1, 17].

Поддержание и развитие внутреннего рынка детско-юношеского туризма чрезвычайно важно в социальном и экономическом отношении. С одной стороны, детский туризм способствует сохранению и развитию традиций, патриотическому воспитанию подрастающего поколения [19]. С другой стороны, грамотное управление детским отдыхом может принести существенную прибыль [22]. Развитие внутреннего детско-юношеского туризма может сократить отток валюты из страны, способствовать перераспределению денежных потоков между донорскими промышленными регионами и дотационными регионами, обладающими значительными рекреационными ресурсами [13, 14]. Кроме того, поступление дополнительных денежных средств от детского туризма окажет благотворное воздействие на экономическое развитие как самих регионов, так и страны в целом [7].

Устойчивое развитие дестинации, делающее её привлекательной для внешних и внутренних инвесторов, обусловлено ориентацией на поддержку программ социального

туризма [20]. Формирование туристской дестинации на принципах устойчивого развития позволит улучшить инфраструктуру туризма, включая и туризм для детей, а также повысить культурный уровень местного населения [6].

Привлечение инвесторов и получение существенных объемов государственной помощи позволит создать отсутствующие в настоящее время звенья туристской инфраструктуры [21, 18].

Для этого необходим комплексный подход к решению проблемы организации и регулирования детско-юношеского туризма в России.

Актуальность проблем организации детско-юношеского туризма на региональном уровне связана с последовательным осуществлением социальной политики государства, постоянной работой государственных и общественных органов по расширению возможностей социальной поддержки населения, а также с определением бюджетного финансирования социальных программ на федеральном и региональном уровнях [11].

Не имеют возможности уехать на каникулы из дома на 1 неделю в год или более 54 % детей, из них 24 % из-за финансовых трудностей. Однако ситуация в крупных городах и сельской местности различна. Так, в городах с численностью населения более 1 млн. человек таких детей 40,9%, а в сельской местности - 64,8 % [12].

Доля детей в возрасте 15-18 лет, совершивших за последний год одну или несколько туристских (экскурсионных) поездок в 2011 году, составила лишь 23,8 %. 7 При этом наблюдается сильный дисбаланс вовлеченности детей в туристскую деятельность в федеральных округах (рис. 1).

Рисунок 1 - Доля детей в возрасте 15-18 лет, совершивших за последний год одну или несколько туристских (экскурсионных) поездок в 2011 г., %

http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/family/2-5-2.xls

Численность детей, отдохнувших за лето в детских оздоровительных учреждениях (лагерях)8в последние годы постепенно уменьшается (рис. 2).

2008 2009 2010 2011 2012 2013

Рисунок 2 - Численность детей, отдохнувших за лето в детских оздоровительных учреждениях (лагерях), млн. чел.

Однако ситуация по округам отличается достаточно значимо (табл.).

Таблица - Численность детей, отдохнувших за лето в детских оздоровительных учреждениях (лагерях) в федеральных округах РФ, тыс. чел.

Название федеральный округа / год 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Численность обучающихся в 14727 14103 13752 13619 13569 13654

общеобразовательных

организациях в РФ

Центральный 908 874 856 881 919 879

Северо-Западный 356 331 328 338 338 337

Южный 466 482 501 477 488 490

Северо-Кавказский 244 250 264 231 212 202

Приволжский 1402 1316 1300 1239 1246 1228

Уральский 508 496 492 548 537 519

Сибирский 880 839 867 876 908 900

Дальневосточный 274 273 281 300 305 305

В целях выполнения Указа Президента 9Российской Федерации и по поручениям Президента Российской Федерации В.В. Путина в стране были предприняты серьезные шаги по развитию детского туризма. Большие надежды специалисты возлагают на Координационный совет по детскому туризму, который был создан в 2014 году при Правительстве Российской Федерации.

8http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/family/2-22.xls

9Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

В большинстве регионов Российской Федерации тоже созданы координационные советы по развитию детского туризма, в которые вошли представители от всех министерств, ведомств, общественных организаций и образовательных и научных учреждений, вовлеченных в систему организации детско-юношеского туризма.

Сегодня в Российской Федерации в системе детского туризма одновременно функционируют как предпринимательские структуры (туроператорские компании, частные образовательные учреждения дополнительного образования, специализированные средства размещения), так и государственные и муниципальные структуры. Традиционно большое внимание уделяется развитию детско-юношеского спортивного туризма как вида спорта и отдыха. Этот вид детско-юношеского туризма в России имеет традиционно сложившуюся систему специализированных учреждений дополнительного образования: центры детско-юношеского туризма, станции юных туристов, секции спортивного туризма при детско-юношеских спортивных школах [3, 4]. Эти учреждения могут формироваться на базе общеобразовательных школ, входить в образовательные комплексы, а также быть независимыми муниципальными учреждениями. В большинстве случаев эти учреждения дополнительного образования, кроме программ туристской направленности, реализуют и важные задачи по развитию краеведения, патриотическому и экологическому воспитанию.

За последние годы в России кардинально изменилось соотношение загородных лагерей и лагерей дневного содержания в пользу последних (рис. 3, 4).

Кроме того, в наше время изменилось как число оздоровительных учреждений для детей, так и сама структура потребления детско-юношеского отдыха. Постепенно увеличивается число детей, отдыхающих в городских школьных лагерях с дневным пребыванием, профильных лагерях и лагерях санаторного типа, и при этом сокращается число детей, отдыхающих в лагерях труда и отдыха, а также загородных оздоровительных лагерях.

Рисунок 3 - Количество и соотношение учреждений детского отдыха в 2013 г.

Рисунок 4 - Количество и соотношение детей в учреждениях детского туризма в 2013 г.

Большую роль в системе детско-юношеского туризма играют общественные организации, активно развивающие детский туризм. Это, прежде всего, специализированные общественные организации (туристские клубы), а также различные военно-патриотические организации, Союзы молодежи, экологические организации и другие, использующие туризм как инструмент достижения своих основных целей. Присутствуют на рынке и организации, именующие себя «турклубами», имеющие статус общественного объединения, но по сути работающие как туроператорские предприятия, выполняющие их классические функции, но при этом не подпадающие под действие требований по регистрации в реестре туроператоров.

Сложность формирования системы управления детско-юношеским туризмом заключается в большом количестве субъектов деятельности с различным подчинением. Так, например, в Московской области система регулирования детско-юношеского туризма является многокомпонентной и многоуровневой. Модель системы управления устойчивым детско-юношеским туризмом в регионе РФ представлена на рисунке 5. Общая координация деятельности в сфере детско-юношеского туризма осуществляется Комитетом по делам молодежи, спорта и туризма Московской областной думы, в задачи которого входит формирование законодательной базы.

В организацию детско-юношеского туризма на региональном уровне вовлечены следующие структуры.

1. Министерство образования, в подчинении которого находится система дополнительного образования школьников. Таким образом, станции юных туристов, детские оздоровительно-экологические центры «Турист», дома детского и юношеского туризма и экскурсий, центры внешкольной работы, детско-юношеские центры, центры развития творчества детей и юношества подчинены, прежде всего, законодательству в сфере образования10 и нормативным актам Министерства образования.

2. Министерство культуры в современной структуре регионального управления

осуществляет функции исполнительной власти в области туризма и, кроме того, в его

ведении находятся многочисленные музейные комплексы, которые являются главным

элементом инфраструктуры познавательного детско-юношеского туризма. Министерство

занимается реализацией положений Закона Московской области «О государственной

политике в сфере туризма и туристской деятельности в Московской области»11 и

12

Государственной программы «Культура Подмосковья» . Однако Министерство культуры не имеет полноценной возможности регулировать отношения в сфере детского туризма, поскольку туроператорские предприятия работают независимо от него, проходя регистрацию в реестре туроператоров в Федеральном агентстве по туризму, а турагентские предприятия вообще подчиняются только гражданскому законодательству.

3. Министерство спорта и молодежной политики участвует в регулировании системы спортивного детско-юношеского туризма. Туризм является официальным

10Закон Московской области «Об образовании» № 94/2013-ОЗ, принятый постановлением Московской областной думы от 11.07.2013 №17/59-П.

11 Закона Московской области «О государственной политике в сфере туризма и туристской деятельности в Московской области» от 11.12.2014 № 8/109-П.

12 Государственной программы «Культура Подмосковья», утверждена постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 № 654/33.

неолимпийским видом спорта, поэтому имеет полноценную систему секций, возглавляемых тренерами, регулярно проводятся соревнования, сборы и т.п.

4. Министерство здравоохранения и социальной защиты имеет в своем подчинении детские санаторно-оздоровительные учреждения, которые реализуют программы лечебного туризма.

На рисунке 5 представлена модель, отражающая структуру соподчинения элементов системы детско-юношеского туризма в большинстве регионов РФ. Могут

различаться названия ведомств, но принципы взаимодействия общие. ✓-

• Министерство

образования

\_

/-

• министерство спорта и молодежной политики \_

Рисунок 5 - Модель системы управления устойчивым детско-юношеским туризмом в регионе РФ (на примере Московской области)

Для решения выявленных проблем и эффективного регулирования системы детско-юношеского туризма на региональном уровне (на примере Московской области (МО)) в целях устойчивого развития необходимо провести следующие мероприятия.

Рассмотреть возможность дополнения закона МО «О государственной политике в сфере туризма и туристской деятельности в Московской области» в части понятий «туризм детско-юношеский», «организатор детско-юношеского туризма» и других терминов сферы детско-юношеского туризма, а также раздела, посвященного особенностям детско-юношеского и социального туризма.

Рассмотреть возможность дополнения перечня задач государственной политики в ст. 4 закона Московской области задачей «Развитие детско-юношеского и молодежного туризма».

Ввести дополнение в методику определения туристско-рекреационных кластеров в рамках государственной программы «Культура Подмосковья» и ее подпрограммы VII «Развитие туризма в Московской области» и отдавать предпочтение инвестиционным проектам, предполагающим создание инфраструктуры детско-юношеского туризма.

Рассмотреть возможность согласования внесения изменений в Закон Московской области «Об образовании» в части развития системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей. Для этого надо принять развитие детско-юношеского туризма как стратегическое направление деятельности по патриотическому воспитанию, образованию и оздоровлению детей, юношества и молодежи.

Организовать работу по созданию Концепции развития детско-юношеского туризма в Московской области, которая позволит скоординировать усилия исполнительных органов власти Московской области по всем направлениям детско-юношеского туризма.

Рассмотреть вопрос включения в перечень целевых показателей целевой программы «Образование Подмосковья» показателей, характеризующих состояние детско-юношеского туризма, в т.ч.:

-«количество обучающихся общеобразовательных организаций, участвующих в туристских походах»;

-«количество организованных летних детских оздоровительных лагерей и лагерей палаточного типа»;

-«количество обучающихся, отдохнувших в детских оздоровительных лагерях и в лагерях палаточного типа»;

-«количество обучающихся, совершивших экскурсии».

Рассмотреть вопрос включения в число показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти муниципальных образований Московской области показателя, характеризующего состояние детско-юношеского туризма в регионе.

Проработать вопрос создания механизма налоговых преференций для организаций, оказывающих услуги в сфере детского отдыха и туризма. Рассмотреть возможность разработки механизма субсидирования процентных ставок по кредитам для инвесторов, реализующих инфраструктурные проекты в сфере детского отдыха и туризма.

Определить комплекс мер, в т. ч. в виде различных льгот, грантов и субсидий по поддержке туроператорских компаний, формирующих и реализующих туристские программы внутреннего туризма по приоритетным направлениям.

Реализация разработанной системы позволит скоординировать усилия региональной и муниципальной законодательной и исполнительной ветвей власти по выполнению поручений Президента РФ и решений Правительства РФ и будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию Московской области.

Литература

1. Васильева А.Г. Экономический рост в России: проблемы и перспективы: монография / А.Г. Васильева, Н.В. Кузнецова, А.С. Игнатюк, В.А. Черненко, Е.В. Бодрова, В.В. Калинов, В.И. Голодяева, Т.В. Рассохина // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование». - 2015. - № 3(70). [Электронный ресурс]: URL: http://ofernio.ru/portal/newspaper/ofernio/2015/3.doc (дата обращения: 31.03.2015).

2. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие: учебник для вузов. - М.: Финансы и статистика, 2003.

3. Морозов М.А. Анализ рынка российского детского туризма// Туризм: практика, проблемы, перспективы. -2003. - №4. - С. 38-40.

4. Морозов М. А. В России у детского туризма социальный статус // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2004. - №1. - С. 26-30.

5. Рассохина Т.В. Менеджмент туристских дестинаций: учебник для вузов. - М.: Советский спорт, 2014. - 360 с.

6. Рассохина Т.В., Сеселкин А.И. Проблемы оценки системы развития туризма в туристской дестинации // Вестник университета ГУУ. - 2013. - №1.

7. Рассохина Т.В. Формирование системы устойчивого детско-юношеского туризма в регионе Российской Федерации на примере Московской области // Проблемы развития туристско-рекреационных комплексов в регионе: монография / под ред. А.Г. Иволги; Ставропольский государственный университет. - Ставрополь, 2015. - 194 с.

8. Смирнов Д.В. Научно методическое сопровождение интеграции общего и дополнительного образования детей / Д.В. Смирнов // Интеграция общего и дополнительного образования: методические рекомендации / под науч. ред.: В.А. Горского; авт.-сост. В.А. Горский, С.В. Ким, Д.В. Смирнов; Учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения». - М.: УРАО ИСМО, 2011. - С. 207-223.

9. Смирнов Д.В. Интеграция общего и дополнительного образования детей: проблемы организации научно-методического сопровождения педагога-исследователя / Д.В. Смирнов // Семей мемлекетпкпедагогикалыкинститутынынхабаршысы; Вестник Семипалатинского гос. пед. ин-та. - 2011. - №3 (23). - С. 127-134.

10. Состояние, проблемы и перспективы детско-юношеского и социального туризма: материалы международной научно-практической конференции «Роль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании и оздоровлении населения», 1 декабря 2013 г. / сост. И.А. Дрогов, Ю.С. Константинов, Д.В. Смирнов. - М.: МосгорСЮТур, 2013.

11. Финансовые аспекты регионального развития в посткризисный период: монография / под ред. Л. А. Толстолесовой. - Новосибирск, 2014.

12. Чичкина С. Детский отдых. Невеселая статистика // Туризм: практика, проблема, перспективы. - 2012. - № 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Blackman A., MoscardoG., Schurmann, A., Murphy L. Exploring youth perspectives on quality of life and tourism: policy and planning implications. In: Conference Proceedings of BEST EN Think Tank XIV: politics, policy and governance in sustainable tourism, pp. 8-23. From: BEST EN Think Tank XIV: politics, policy and governance in sustainable tourism, 23-26 June 2014, Lyubljana, Slovenia.

14. Christensen T.A., Lammer-Gamp T., zuKocker G.M. Let's make a perfect cluster policy and cluster programme smart recommendations for policy makers. VDI / VDE Innovation + Technik GmbH. Berlin/Copenhagen, 2012.

15. Eusebio, Celeste; Carneiro, Maria Joao The Impact of Tourism on Quality of Life: A Segmentation Analysis of the Youth Market// Tourism Analysis, Volume 19, Number 6, 2014, pp. 741-757(17) http://dx.doi.org/10.3727/108354214X14146846679529.

16. Hazel N. Holidays for children and families in need: an exploration of the research and policy context for social tourism in the UK/ Children & Society (pages 225-236) 10 MAR 2006 | DOI: 10.1002 / chi.838

17. Ketels C. Recent research on competitiveness and clusters: what are the implications for regional policy? Cambridge Journal of Regions, Economy and Society 2013, 6, 269-284

18. Kutsenko E. S., Meissner D. Key Features of the First Phase of the National Cluster Programme in Russia / Working papers by NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Science, Technology and Innovation". No. 11/STI/2013, 2013

19. Mastura J., ShuhaidaMd N., S. Mostafa R. Perception of young local residents toward sustainable conservation programmes: A case study of the Lenggong World Cultural Heritage Site // Tourism Management Volume 48, June 2015, Pages 154-163

20. McCabeaS.t, DiekmannbA. The rights to tourism: reflections on social tourism and human rights // Tourism Recreation Research Volume 40, Issue 2, 2015 DOI 10,1080 / 02508281.2015.1049022

21. Small J. The absence of childhood in tourism studies Annals of Tourism Research // Volume 35, Issue 3, July 2008, Pages 772-789

22. Sukhwan T. , Chainun C., R.J.S. Beeton The impacts of nature-based adventure tourism on children in a Thai village // Tourism Management Perspectives Volume 15, July 2015, Pages 122-127 DOI: 10.1016 / j.tmp.2015.05.003

REGULATION OF THE SYSTEM OF CHILDREN AND YOUTH TOURISM FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Tatiana Rassokhina, PhD in Geographic sciences, Dean, Faculty of hospitality and tourism industry, Head of scientific laboratory Sustainable development of tourist destinations,

rassohina@gmail.com

Russian International Academy of Tourism (Moscow branch) Moscow, Russian Federation

The article analyzes the current state of children and youth tourism in the Russian Federation, as well as the development ways of management and control of children and youth tourism at the regional level for the sustainable tourism development. The author justifies the importance of the education of children and young people by means of tourism in the spirit of the global concept of sustainable development and proves the need for an integrated approach to solving the problems of the organization of youth tourism in Russia. The author also conducts comparative analysis of intensity of youth tourism in the federal districts of the Russian Federation. The article examines the structure of the organization system of children and youth tourism in the regions of Russia and its quantitative characteristics. The author notes that both the number of recreational facilities for children, and the structure of consumption of children and youth recreation have changed. In particular, the number of children having a rest in the city school camps with day stay, specialized camps and sanatoriums is gradually increasing, and with that the number of children having a rest in camps of work and rest, as well as country health camps is reducing.

The article shows that the complexity of the establishment of the children and youth tourism management system lies in a large number of entities with different submission.

The author provides an analytical structural model of the sustainable children and youth tourism management system in the region of Russia (by the example of Moscow region). The junctions of main regional authorities in the regulatory system are defined; recommendations to improve the management of the system of children and youth tourism for sustainable development are given. The additions to the legislative acts of Moscow region are proposed, and the necessity of inclusion in the target program "Education of Moscow region" indicators characterizing the state of youth tourism is proved.

Keywords: sustainable development, children and youth tourism, management system, regulation of tourism, tourist destination

References

1. Vasil'eva A.G. Ekonomicheskij rost v Rossii: problemy i perspektivy [Economic growth in Russia: problems and prospects] / A.G. Vasil'eva, N.V. Kuznecova, A.S. Ignatjuk, V.A. Chernenko, E.V. Bodrova, V.V. Kalinov, V.I. Golodjaeva, T.V. Rassohina // Hroniki

ob'edinennogo fonda elektronnyh resursov «Nauka i obrazovanie» [Chronicles of the combined fund of electronic resources "Science and Education"], 2015, № 3(70). URL: http://ofernio.rU/portal/newspaper/ofernio/2015/3.doc (Accessed on March 31, 2015).

2. Guljaev V.G. Turizm: ekonomika i social'noe razvitie [Tourism: Economy and Social Development]. Moscow: Finance and Statistics, 2003.

3. Morozov M.A. Analiz rynka rossijskogo detskogo turizma [Analysis of the Russian market of children tourism] // Turizm: praktika, problemy, perspektivy [Tourism: Practice, Problems and Prospects]. 2003. №4. Pp. 38-40.

4. Morozov M.A. V Rossii u detskogo turizma social'nyj status [c// Turizm: praktika, problemy, perspektivy [Tourism: Practice, Problems and Prospects]. 2004. №1. Pp. 26-30.

5. Rassohina T.V. Menedzhment turistskih destinacij [Management of tourist destinations]. Moscow: Soviet sport, 2014. 360 p.

6. Rassohina T.V., Seselkin A.I. Problemy ocenki sistemy razvitija turizma v turistskoj destinacii [Problems of estimation of the tourism destinations sustainable development] // Vestnik Universiteta [University Bulletin (State University Of Management)]. 2013. №1. Pp. 85-95.

7. Rassohina T.V. Formirovanie sistemy ustojchivogo detsko-junosheskogo turizma v regione Rossijskoj Federacii na primere Moskovskoj oblasti [Establishment of sustainable system of youth and children tourism in a region of the Russian Federation (Moscow region as an example)] // Problemy razvitija turistsko-rekreacionnyh kompleksov v regione [Development problems of tourism and recreational facilities in a region] / Ed. A.G. Ivolga. Stavropol, Stavropol State University, 2015. 194 p.

8. Smirnov D.V. Nauchno metodicheskoe soprovozhdenie integracii obshhego i dopolnitel'nogo obrazovanija detej [Scientific and methodological support of integration of general and additional childhood education] // Integracija obshhego i dopolnitel'nogo obrazovanija: metodicheskie rekomendacii [Integration of general and additional education: guidance manual]. Moscow: Establishment of RAO "Institute of content and teaching methods", 2011, Pp. 207-223.

9. Smirnov D.V. Integracija obshhego i dopolnitel'nogo obrazovanija detej: problemy organizacii nauchno-metodicheskogo soprovozhdenija pedagoga-issledovatelja [Integration of general and additional education of children: the problem of the organization of scientific and methodological support of the teacher-researcher] // Vestnik Semipalatinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta [Bulletin of the Semipalatinsk State Pedagogical Institute]. 2011. №3 (23). Pp. 127-134.

CTp. 98 H3 231

10. Sostojanie, problemy i perspektivy detsko-junosheskogo i social'nogo turizma: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Rol' i zadachi massovogo turistsko-kraevedcheskogo dvizhenija v vospitanii i ozdorovlenii naselenija» [State, problems and prospects of youth and children and social tourism: proceedings of the international scientific-practical conference "The role and tasks of the mass tourist and local lore movement in the education and rehabilitation of the population"], December 1, 2013 / Comp. I. A. Drogov, Ju.S. Konstantinov, D.V. Smirnov. Moscow: MosgorSYuTur, 2013.

11. Finansovye aspekty regional'nogo razvitija v postkrizisnyj period [The financial aspects of regional development in the post-crisis period] / Ed. L.A. Tolstolesova. Novosibirsk, 2014.

12. Chichkina S. Detskij otdyh. Neveselaja statistika [Children recreation. A sad statistic] // Turizm: praktika, problemy, perspektivy [Tourism: Practice, Problems and Prospects]. 2012. № 6.

13. Blackman A., MoscardoG., Schurmann, A., Murphy L. Exploring youth perspectives on quality of life and tourism: policy and planning implications. In: Conference Proceedings of BEST EN Think Tank XIV: politics, policy and governance in sustainable tourism, pp. 8-23. From: BEST EN Think Tank XIV: politics, policy and governance in sustainable tourism, 23-26 June 2014, Lyubljana, Slovenia.

14. Christensen T.A., Lammer-Gamp T., zuKocker G.M. Let's make a perfect cluster policy and cluster programme smart recommendations for policy makers. VDI / VDE Innovation + Technik GmbH. Berlin / Copenhagen, 2012.

15. Eusebio, Celeste; Carneiro, Maria Joao The Impact of Tourism on Quality of Life: A Segmentation Analysis of the Youth Market // Tourism Analysis, Vol. 19, no. 6, 2014, pp. 741-757(17).

16. Hazel N. Holidays for children and families in need: an exploration of the research and policy context for social tourism in the UK / Children & Society (pp. 225-236) 10 Mar 2006. DOI: 10.1002 / chi.838.

17. Ketels C. Recent research on competitiveness and clusters: what are the implications for regional policy? Cambridge Journal of Regions, Economy and Society, 2013, no. 6, pp. 269284.

18. Kutsenko E. S., Meissner D. Key Features of the First Phase of the National Cluster Programme in Russia / Working papers by NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Science, Technology and Innovation". No. 11/STI/2013, 2013.

19. Mastura J., ShuhaidaMd N., S. Mostafa R. Perception of young local residents toward sustainable conservation programmes: A case study of the Lenggong World Cultural Heritage Site // Tourism Management, Vol. 48, June 2015, pp 154-163.

20. McCabeaS.t, DiekmannbA. The rights to tourism: reflections on social tourism and human rights // Tourism Recreation Research, Vol. 40, Iss. 2, 2015. DOI 10,1080 / 02508281.2015.1049022.

21. Small J. The absence of childhood in tourism studies Annals of Tourism Research // Vol. 35, Iss. 3, July 2008, pp. 772-789.

22. Sukhwan T. , Chainun C., R.J.S. Beeton The impacts of nature-based adventure tourism on children in a Thai village // Tourism Management Perspectives, Vol. 15, July 2015, pp. 122-127. DOI: 10.1016 / j.tmp.2015.05.003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.