Научная статья на тему 'Развитие у младших школьников способностей к различным видам деятельности в условиях сетевого взаимодействия'

Развитие у младших школьников способностей к различным видам деятельности в условиях сетевого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / DEVELOPMENT OF ABILITIES OF YOUNGER STUDENTS / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORK INTERACTION / ПРОГРАММА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА / PROGRAM OF NETWORK INTERACTION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND ORGANIZATIONS OF THE CITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурова Лидия Ильинична, Ильинская Ирина Валериевна, Косаренкова Маргарита Михайловна, Лашкова Галина Николаевна, Сорокина Альбина Валерьевна

В статье раскрываются преимущества сетевой формы взаимодействия образовательных учреждений и организаций города по развитию у младших школьников потенциальных способностей к различным видам деятельности; приводятся данные анкетирования учителей по проблемам развития способностей детей и сетевого взаимодействия, данные диагностики специальных способностей будущих первоклассников; выстраивается модель сетевого взаимодействия на примере общеобразовательной начальной школы, раскрываются некоторые аспекты программы сетевого взаимодействия (цель, задачи, направления и этапы работы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурова Лидия Ильинична, Ильинская Ирина Валериевна, Косаренкова Маргарита Михайловна, Лашкова Галина Николаевна, Сорокина Альбина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN ABILITIES TO VARIOUS ACTIVITIES UNDER NETWORKING CONDITIONS

The article reveals the advantages of the network form of interaction between educational institutions and organizations of the city for the development of younger students ' abilities to various activities, provides data diagnosis of special abilities of future first-graders and a survey of teachers on the development of children's abilities and network interaction; builds a model of network interaction on the example of primary school, reveals some aspects of the program of network interaction (goal, objectives, directions and stages of work).

Текст научной работы на тему «Развитие у младших школьников способностей к различным видам деятельности в условиях сетевого взаимодействия»

DOI 10.23859/1994-0637-2018-4-85-13 УДК 37.018.2

© Бурова Л.И., Ильинская И.В., Косаренкова М.М., Лашкова Г.Н., Сорокина А.В., 2018

Бурова Лидия Ильинична

Доктор педагогических наук, профессор, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) Е-mail: [email protected]

Burova Lydia Ilyinichna

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) Е-mail: [email protected]

Ильинская Ирина Валериевна,

Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) Е-mail: [email protected]

Iliinskaya Irina Valerievna

PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) Е-mail: [email protected]

Косаренкова Маргарита Михайловна

Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) Е-mail: [email protected]

Лашкова Галина Николаевна

Старший преподаватель, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) Е^П: [email protected]

Сорокина Альбина Валерьевна

Директор МБОУ «НОШ № 41» (Череповец, Россия) Е-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СПОСОБНОСТЕЙ К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация. В статье раскрываются преимущества сетевой формы взаимодействия образовательных учреждений и организаций города по развитию у младших школьников потенциальных способностей к различным видам деятельности; приводятся данные анкетирования учителей по проблемам развития способностей детей и сетевого взаимодействия, данные диагностики специальных способностей будущих первокласс-

Kosarenkova Margarita Mihailovna

PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) Е-mail: [email protected]

Lashkova Galina Nikolaevna

Senior lecturer, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) Е-mail: [email protected]

Sorokina Albina Valerevna

Headmaster of primary school no. 41 (Cherepovets, Russia) Е-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN ABILITIES TO VARIOUS ACTIVITIES UNDER NETWORKING CONDITIONS

Abstract. The article reveals the advantages of the network form of interaction between educational institutions and organizations of the city for the development of younger students ' abilities to various activities, provides data diagnosis of special abilities of future first-graders and a survey of teachers on the development of children's abilities and network interaction; builds a model of network interaction on the example of primary school, reveals some

108 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №4

ников; выстраивается модель сетевого взаимодействия на примере общеобразовательной начальной школы, раскрываются некоторые аспекты программы сетевого взаимодействия (цель, задачи, направления и этапы работы).

aspects of the program of network interaction (goal, objectives, directions and stages of work).

Ключевые слова: развитие способностей младших школьников, сетевое взаимодействие, программа сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций города

Keywords: development of abilities of younger students, network interaction, program of network interaction of educational institutions and organizations of the city

Введение

Главной целью школы как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, формирование универсальных учебных действий, развитие способностей к самообразованию, становление личностей, способных к самореализации.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.

Соответственно, знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности обучающихся, для самореализации каждого человека. Особого внимания требует обращение к данной проблеме в начальной школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы как учебной, так и осознанно управляемой творческой деятельности.

Основная часть

Качество и эффективность профессионального образования должны обеспечиваться не только отдельными образовательными организациями, но и их целостной сетью, что продиктовано требованием экономически целесообразного целевого распределения и использования всех типов ресурсов. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» №273 Статья 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ» предполагает, что образовательные программы могут реализовываться в образовательном учреждении, как самостоятельно, так и совместно с иными организациями, посредством сетевого взаимодействия. В сетевых формах могут также участвовать организации науки, культуры, спорта и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, воспитания и развития обучающихся.

В Энциклопедическом словаре под сетевой структурой понимается организационный тип, который характеризуется свободно связанной, гибкой, горизонтально организованной структурой сети принципиально равноправных, равных по своим ролям и функциям, независимых партнеров. Под понятием «сеть», «сети» понимается система, совокупность, множество, однородность, пространство, переплетенность.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №4

109

По мнению Е.В. Василевской, сетевая организация - это форма, децентрализованный комплекс взаимосвязанных узлов открытого типа, способный неограниченно расширяться путем включения все новых и новых звеньев (структур, объединений, учреждений), что придает данной форме гибкость и динамичность.

Ю.С. Богачев, А.М. Октябрьский, Д.А. Рубвальтер определяют сетевую структуру как объединение физических и юридических лиц, функционирующих в структурах различной организационно-правовой формы, координирующих свою деятельность и совместно использующих финансовые, материально-технические, интеллектуальные и иные ресурсы для решения конкретных проблем развития сектора науки и инноваций в сфере высоких технологий на федеральном и региональном уровнях.

В своем исследовании мы определяем понятие «сетевое взаимодействие» как систему связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания, технологии совместного использования ресурсов с целью развития у младших школьников потенциальных способностей к различным видам деятельности.

Преимущества модели сетевого взаимодействия состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства, содержательном и организационном единстве всех ее компонентов в процессе развития личности субъектов деятельности.

Сетевое взаимодействие в области образования позволит решить проблему развития способностей детей младшего школьного возраста более качественно через вовлечение их в конкретные виды деятельности, организовать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность учеников.

Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром. Именно способности определяют становление личности, обусловливают степень яркости ее индивидуальности, делают человека пригодным к успешному выполнению определенной деятельности.

Анализ результатов исследований ученых позволяет рассматривать развитие способностей только в деятельности. В Примерной основной образовательной программе (ФГОС НОО) определены основные виды деятельности младших школьников: учебная, познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение, досуговое общение, художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность. Данные виды деятельности послужили основой выделения критериев, показателей и подбора адекватных методик диагностирования способностей у учащихся начальной школы.

Опытно-экспериментальная работа проводится с 2016/2017 уч.г. на базе МБОУ «НОШ № 41» г. Череповца, осуществляется апробация модели и программы сетевого взаимодействия развития способностей детей младшего школьного возраста.

Специфика программы взаимодействия образовательных учреждений заключается в том, что образовательное учреждение участвует в организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС в нескольких учреждениях и организациях города.

110 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №4

Цель программы - создать условия для реализации внеурочных индивидуальных интересов и образовательных потребностей каждого воспитанника и предоставления возможностей для развития потенциала способностей к различным видам деятельности, раннего профессионального самоопределения.

Задачами организации сетевого взаимодействия являются следующие:

- уточнить нормативно-правовую базу внеурочной деятельности внутри сетевого взаимодействия учреждений и организаций города;

- разработать модель и программу организации сетевого взаимодействия;

- на основе диагностики обозначить приоритеты в развитии способностей к видам деятельности у каждого ученика;

- разработать и реализовать эффективные формы взаимодействия с учреждениями и организациями города;

- спрогнозировать результаты сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций города.

Основные направления программы:

• обоснование выбора учреждений образования, культуры, спорта, техники в окружающей среде школы, необходимых для проведения видов деятельности обучающихся, указанных в ФГОС НОО;

• изучение и развитие потенциала детей (интереса, воображения, качеств творческой личности, культуры общения, чувств и т.д.) к способности осуществлять различные виды деятельности на основе принципов сетевого взаимодействия: гуманизма; творческого развития личности; свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности; дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося (первоначальная диагностика потенциала детей, разработка технологии дифференциального развития способностей младших школьников к различным видам деятельности, итоговая диагностика);

• разработка научно-методического обеспечения с целью формирования компетентности педагогов к решению проблемы развития способностей к различным видам деятельности младших школьников в условиях сетевого взаимодействия (анкетирование педагогов, родителей и обработка результатов, уточнение содержания программы, методические рекомендации для учителей и студентов).

Формы работы сетевого взаимодействия:

- совместные заседания методических объединений учителей и педагогов;

- сетевые методические семинары;

- рассмотрение теоретических вопросов сетевого взаимодействия на педагогических советах и научно-методических объединениях;

- мастер-классы;

- вебинары;

- индивидуальные и групповые консультации;

- проблемные и творческие группы;

- открытые занятия и педагогические мастерские;

- выставки методических разработок;

- профессиональные конкурсы.

Информационное обеспечение осуществляется через сайт школ, организаций, учреждений.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №4

111

В организации сетевого взаимодействия можно выделить следующие этапы:

1. Проектный. Анализ результатов диагностики родителей и детей, анализ кадровых и материально-технических ресурсов организаций сетевого взаимодействия с целью обеспечения удовлетворенности запросов родителей и реализации потенциала детей. Разработка модели и проекта программы сетевого взаимодействия учреждений и организаций города Череповца. Проектирование эффективной технологии развития способностей к различным видам деятельности младших школьников в условиях сетевого взаимодействия

2. Организационный. Планирование взаимодействия школы и заинтересованных партнеров, заключение договоров о сотрудничестве. Создание координационного совета (директора организаций и их заместители, руководитель методического объединения учителей начальной школы, заведующая кафедрой начального образования, общей и социальной педагогики), организация сетевого методического объединения учителей, педагогов и учреждений, реализующих данную программу. Разработка нормативно-методической базы. Обсуждение модели сетевого взаимодействия среди родителей первоклассников, педагогов школы, общественности. Определение механизма оплаты труда работников, разработка критериев оценки качества работы педагогов по исследуемой проблеме. Утверждение планов работы, рабочих программ, тематического планирования. Заключение договоров с педагогами, родителями и руководителями организаций и учреждений.

3. Технологический. Сбор материала по технологии работы с младшими школьниками с целью развития их способностей к различным видам деятельности в условиях сетевого взаимодействия. Обучение педагогами Центра дополнительного образования учителей и студентов техникам работы с детьми по содержательному аспекту программы. Планирование методической деятельности по организации соответствия программ работы учреждений и организаций города образовательным программам.

4. Оценочно-аналитический. Разработка методики контроля качества проводимых занятий, качества работы педагога, выполнения программ и критериев анализа результатов, форм, методов, технологий, мониторинга (посещаемость, удовлетворенность, личностный рост, результативность). Разработка методики контроля развития способностей младших школьников к различным видам деятельности в условиях сетевого взаимодействия.

На базе МБОУ «НОШ № 41» г. Череповца была проведена диагностика (апрель 2018 г., 86 дошкольников) специальных способностей будущих первоклассников на основе опросников, разработанных для детей (Н.Н. Чистякова) и для родителей (А.И. Савенков). Результаты позволили сделать предварительные выводы о предрасположенности детей к различным видам деятельности (к исследовательской, к художественному творчеству, к музыкально-исполнительской, к конструированию, к спорту и др.). Ярко выраженные способности показали дети (46 %), которые уже занимаются данными видами деятельности, посещающие специализированные школы, студии, секции; у 8 % детей способности выражены слабо или частично (46 %).

Анализируя проблему развития у младших школьников способностей к различным видам деятельности в условиях сетевого взаимодействия, особое внимание мы уделили отношению педагогов-практиков к данной теме. Заинтересованность и ув-

112 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №4

леченность самих преподавателей во многом определяет качество передаваемых знаний и умений, ценностных ориентаций, отношений. Поэтому задачей исследования было выявление отношения педагогов к развитию способностей младших школьников. В экспериментальной работе принимали участие 42 педагога МБОУ «НОШ № 41» г. Череповца.

Педагогам было предложено пройти анкетирование, состоящее из следующих вопросов:

1. Считаете ли Вы проблему развития потенциальных способностей младших школьников значимой?

2. Какие виды деятельности во внеурочной работе определены ФГОС НОО?

3. Работаете ли Вы в своей педагогической практике над проблемой развития потенциальных способностей младших школьников?

4. Основываясь на своем опыте, предположите, на каком уровне развития способностей к различным видам деятельности находятся учащиеся Вашего класса?

5. Какие педагогические средства Вы можете порекомендовать своим коллегам в работе над развитием способностей младших школьников к различным видам деятельности?

Результаты исследования свидетельствуют о том, что учителя (100 %) считают проблему развития способностей младших школьников важной, уделяют ей внимание в своей работе с младшими школьниками. Учителя перечисляют все виды внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО, отмечают, что большинство учащихся обладают средним уровнем развития способностей к различным видам деятельности. Педагоги предлагают включать детей в учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность, организовывать олимпиады, конкурсы и викторины для учащихся, информировать родителей о кружках и секциях, в соответствии с интересами детей. Однако только 34 % учителей выделили сетевое взаимодействие как важное средство решения данной проблемы.

Удалось выяснить также, что существует ряд проблем, которые затрудняют сетевое взаимодействие. Основные из них: недостаточное количество времени и материальных средств у родителей для организации ими посещения детьми кружков и секций города, отсутствие согласованности в планировании действий по развитию способностей младших школьников в различных видах деятельности между различными учреждениями и организациями и др.

На основе анализа научно-методической литературы, опыта работы педагогов МБОУ «НОШ № 41» г. Череповца была выстроена модель сетевого взаимодействия в организации различных видов деятельности младших школьников, в которой указаны основные участники - предприятия г. Череповца:

- МБОУ «НОШ № 41»;

- кафедра начального образования, общей и социальной педагогики Череповецкого государственного университета;

- ДЮСШ, Центр боевых искусств;

- МБОУ «Образовательный центр № 11»;

- ЦССХ «Академия танцев»;

- Аквапарк «Радужный»;

- Скалодром «Эверест»;

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

113

- Музей «Усадьба Гальских»;

- Библиотека № 1;

- Технопарк «Кванториум» и др.

Выводы

Организация сетевого взаимодействия способствует реализации основного принципа современного образования - открытости образовательного пространства школы. Федеральные стандарты указывают на необходимость развития взаимодействия сети образовательных услуг в интересах достижения личностных результатов.

Апробированная модель и программа сетевого взаимодействия школы, культурно-образовательных учреждений, спортивных школ, организаций города с целью развития у младших школьников потенциальных способностей к различным видам деятельности может реализовываться в начальном образовании на территории Вологодской области.

Литература

1. Бурова Л.И. Реализация дидактической системы С.П. Баранова «оригинал - модель» в современной начальной школе // Начальная школа. 2014. №4. С. 12-15.

2. Бурова Л.И., Сорокина А.В., Чарикова Л.Л. Научно-методическое сопровождение профессионального роста педагогов в условиях сетевого взаимодействия // Развитие личности педагога и обучающегося в образовательном пространстве начальной школы и вуза: Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции / под ред. Л.И. Буровой. Череповец: ЧГУ, 2016. С. 13-18.

3. Косаренкова М.М. Проблемы ценностной ориентации личности // Гносеологические основы образования: Международный сборник научных трудов, посвященный 90-летию со Дня рождения профессора С.П. Баранова. Елец, 2017. С. 84-88.

4. Лашкова Г. Н. Воспитание патриотизма у младших школьников средствами краеведения // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. №4 (34). Т. 2. С. 112-115.

5. Овчинникова А.Ж., Бурова Л.И., Алексиюк Я.И., Новикова И.В. Реализация личностно-ориентированных технологий в образовании школьников // Педагогическое образование и наука. 2014. №3. С. 83-87.

References

1. Бигоуа L.I. Realizatsiia didakticheskoi sistemy S.P. Baranova "original-model" v sovremennoi nachalnoi shkole [Realization of a didactic system S.P. Baranov "original model" in the modern elementary school]. Nachalnaia shkola [Primary school], 2014, no. 4, pp. 12-15.

2. Burova L.I., Sorokina V.A., Charikova L.L. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie profes-sional'nogo rosta pedagogov v usloviiax setevogo vzaimodeistviia [Scientific-methodical support of professional growth of teachers in terms of network communication]. Razvitie lichnosty pedagoga i obuchaiuschegos 'a v obrazovatelnom prostranstve nachalnoi shkoly i vuza [Development of the personality of the teacher and the student in the educational space of the elementary school and high school]. Cherepovets, 2016, pp. 13-18.

3. Kosarenkovа M.M. Problemy' cennostnoi orientacii lichnosti [Problems of value orientation of the personality]. Gnoseologicheskie osnovy obrazovaniia [Cognitive foundations of education]. Yelets, 2017, pp. 84-88.

114 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №4

4. Lashkov G.N. Vospitanie patriotizma u mladshix shkol'nikov sredstvami kraevedeniia [Patriotic education of Junior schoolchildren by means of regional studies]. Vestnik Cherepovetskogo universiteta [Bulletin of Cherepovets state University], 2011, no. 4 (34), vol. 2, pp. 112-115.

5. Ovchinnikova A.Zh., Burova L.I, Aleksiuk Ia.I., Novikova I.V. Realizaciia lichnostno-orientirovanny'x texnologii v obrazovanii shkol'nikov [Implementation of personality-oriented technologies in the education of schoolchildren]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science], 2014, no. 3, pp. 83-87.

Для цитирования: Бурова Л.И., Ильинская И.В., Косаренкова М.М., Лашкова Г.Н., Сорокина А.В. Развитие у младших школьников способностей к различным видам деятельности в условиях сетевого взаимодействия // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №4(85). С. 108-115. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-4-85-13

For citation: Burova L.I., Iliinskaya I.V., Kosarenkova M.M., Lashkova G.N., Sorokina A.V. Development of younger schoolchildren abilities to various activities under networking conditions. Bulletin of the Cherepovets State University, 2018, no. 4 (85), pp. 108-115. DOI: 10.23859/19940637-2018-4-85-13

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №4

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.