Научная статья на тему 'Инновационные технологии преподавания краеведческого материала во внеурочной деятельности в начальной школе'

Инновационные технологии преподавания краеведческого материала во внеурочной деятельности в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1130
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРАЕВЕДЕНИЕ / КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / INNOVATION / INNOVATION ACTIVITY / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / LOCAL HISTORY / LOCAL HISTORY MATERIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Череватенко Т. В., Милованова Л. А.

Статья посвящена раскрытию особенностей современных подходов к организации школьного краеведения. Обосновывается актуальность краеведческого образования в начальной школе. Авторами описаны инновационные технологии, которые можно применять во внеурочной деятельности при изучении краеведческого материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative technology of teaching of local history material in extracurricular activities in elementary school

The article is devoted to the characteristics of modern approaches to the organization of school study of local lore. Explains the importance of local history education in primary school. The authors described an innovative technology that can be applied in extracurricular activities in the study of local history material.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии преподавания краеведческого материала во внеурочной деятельности в начальной школе»

неживой природой и между собой. Важнейшими для изучения курса химии являются представления о кислороде, углекислом газе, воде и их свойствах, как о химических веществах необходимых для жизни различных организмов. Элементарные знания о смеси веществ, простейших способах разделения смесей и происхождении и значении нефти, руды и угля.

При дальнейшем изучении уже идет углубление и расширение сформированных знаний. Это помогает слепым и слабовидящим детям иметь представления об изучаемых объектах.

При недоступности восприятия натуральных объектов учащимися с аномалиями зрения учитель биологии и химии использует специальные средства наглядности.

Для усиления коррекционного эффекта дидактических пособий по химии и биологии для учащихся с различной степенью нарушения зрения необходимо соблюдать ряд правил: размер пособия в максимально доступном для восприятия размере, тактильно считываемая поверхность, контрастное изображение объектов.

Обучение учащихся с различными зрительными патологиями очень сложный процесс, так как неполноценность зрения обуславливает своеобразие формирования восприятий и представлений, затрудняет пространственную макро- и микро-ориентировку, существенно снижает возможности качественного усвоения практических умений и навыков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Тупоногов, Б.К. Тифлопедагогические основы коррекционно-развивающего обучения: биология и химия в учебной деятельности слепых и слабовидящих школьников : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.03 / Б.К. Тупоногов ; Ин-т коррекц. педагогики. - М., 1996. - 45 с.

REFERENCES

1. Tuponogov B.K. Tiflopedagogicheskie osnovy korrektsionno-razvivayushchego obucheniya: biologiya i himiya v uchebnoj deyatel'nosti slepyh i slabovidyashchih shkol'nikov. Avtoref. diss. dokt. ped. nauk [Tiflopedagogics fundamentals of correctional-developmental education: biology and chemistry in educational activities of the blind and visually impaired students. Dr. Sci. (Pedagogics) Thesis]. In-t korrektsion. pedagogiki (ed.). Moscow, 1996. 45 p.

УДК 373.3

Т.В. Череватенко, магистрант педагогического факультета ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» учитель начальных классов МАОУ «Ошкуковская средняя общеобразовательная

школа № 31»

с. Ошкуково, Тугулымский район, Свердловская область, Россия

[email protected] Л.А. Милованова,

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики начального

образования

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия [email protected]

Инновационные технологии преподавания краеведческого материала во внеурочной деятельности в начальной школе

Статья посвящена раскрытию особенностей современных подходов к организации школьного краеведения. Обосновывается актуальность краеведческого образования в начальной школе. Авторами описаны инновационные технологии, которые можно применять во внеурочной деятельности при изучении краеведческого материала.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, внеурочная деятельность, инновационные технологии, краеведение, краеведческий материал.

Т.К Cherevatenko, Graduate student of Pedagogical Faculty Shadrinsk State Pedagogical University Primary school teacher of Oshkukovskaya Secondary School № 31 Oshkukov, Tugulymsky district, Sverdlovsk region, Russia

[email protected] L.d. Milovanova,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the Department of Theory and

Methodology of Primary Education Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia [email protected]

Innovative technology of teaching of local history material in extracurricular

activities in elementary school

The article is devoted to the characteristics of modern approaches to the organization of school study of local lore. Explains the importance of local history education in primary school. The authors described an innovative technology that can be applied in extracurricular activities in the study of local history material.

Keywords: innovation, innovation activity, extracurricular activities, innovative technologies, local history, local history material.

В настоящее время как ученые, так и практики говорят о повышении интереса обучающихся к краеведению, что имеет большое значение для развития личности учеников. Краеведение лучше других отраслей считалось и считается важным средством воспитания патриотизма, нравственности, гражданственности, любви к родному краю, формированию общественного сознания.

Академик Д.С. Лихачев утверждал: «Краеведение учит людей любить не только родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. Это - самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники» [3].

Школьное краеведение - одно из наиболее эффективных возможностей связи школы с жизнью. Оно представляет большую значимость в воспитании подрастающего поколения, в становлении гражданской позиции. В детском возрасте понятия «Родина», «Отчизна» чаще ассоциируются с конкретным селом, деревней, городом, в котором живут учащиеся. Глубина их патриотического чувства зачастую зависит от того, насколько хорошо любят и знают учащиеся свой край и его историю.

По мнению Л.В. Андреевой, «знакомство с прошлым, настоящим и будущим своей «малой родины», особенностями ее природы, политических, культурных, экономических и других условий способствует развитию у школьников мировоззрения, в которое включены

понимание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие - гордость за это. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе. Решение задач социализации и воспитания школьников, их всестороннего развития более результативно в рамках организации внеурочной деятельности, в условиях системы НОО. Такая возможность предоставляется федеральным государственным образовательным стандартом» [1].

Начальная школа является начальным этапом развития когнитивного, деятельного и эмоционального отношения учащихся к окружающему миру. Младшие школьники по своей натуре любознательны, им все интересно, в связи с этим необходимо прививать учащимся сознательное, бережливое отношение к родному краю с первого класса посредством изучения краеведческого материала не только на уроках, но и во внеурочное время.

Сегодня в соответствии с ФГОС школа должна создать условия для полноценной внеурочной деятельности. Стандарт предполагает разнообразить не только содержание, но и формы организации деятельности учащихся после уроков [4].

На сегодняшний день обязательным условием нравственного, творческого и интеллектуального развития обучающихся является применение современных инновационных технологий во внеурочной деятельности. Сегодня важно заинтересовать детей занятиями после уроков, это дает возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство для образования и воспитания. В настоящее время учитель получил возможность по-новому построить внеурочную деятельность для учеников, применяя инновационные технологии: игровую, проблемную, ИКТ, проектно-исследовательскую.

Игровые технологии представляют наибольший интерес для младшего школьного возраста, так как ему характерны непосредственность и яркость восприятия, легкость вхождения в образы. Самой свободной формой погружения детей в реальную действительность с целью ее изучения, проявления самостоятельности, активности, выражения собственного «Я», самореализации и творчества является игра. Организация игровых приемов или ситуаций осуществляется по следующим направлениям: 1) учебная деятельность подчиняется основным правилам игры, 2) в качестве её средств используется учебный материал, 3) в форме игровой задачи ставится дидактическая цель, 4) чтобы перевести дидактическую задачу в игровую в учебную деятельность вводятся элементы соревнования. В игре существует определенная свобода для детей. Здесь они могут самостоятельно распределить роли, контролировать друг друга, следить за точностью выполнения определенных задач. В данном случае ребенок, самостоятельно учитывая свой опыт, выполняет роль, которую он взял на себя [2].

Используя игровые технологии при изучении краеведческого материала, у детей развиваются определенные умения и навыки: ориентирование в пространстве, комбинирование, поиск самостоятельных решений. Например, познакомить детей с достопримечательностями своего села (города) можно посредством использования дидактических и развивающих игр («Мое село», «Мой город», «На дорогах села (города)», «Мой дом», «Узнай по описанию» и т.д.). Знакомство лучше начать с игр-путешествий, в которые следует включить беседы о селе (городе), показ презентаций, иллюстраций; вместе с детьми можно разучить стихотворения, потешки, подобрать различные загадки, считалки, рассмотреть предметы народного декоративно-прикладного искусства. Результатом игры может быть: создание карты села (города), с указанием того или иного объекта, альбом с предметами народного прикладного искусства родного села, выставка картин с достопримечательностями села (города), создание фотоальбома с сочинениями,

рассказами и иллюстрациями детей и многое другое. Игры подобного рода формируют у детей представления о родном селе (городе) и его достопримечательностях, развивают у учащихся интерес, уважение и гордость за свое село, помогают прививать бережное отношение к родным местам. Приобретенные во время игры знания усваиваются ребенком гораздо лучше, становятся его собственными знаниями и повышают уровень его личностной компетенции.

Технология проблемного обучения — это технология создания проблемных ситуаций в учебной деятельности, которые помогают организовать активную самостоятельную деятельности учащихся, в результате которой развиваются мыслительные способности и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками. Научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий главная цель проблемного обучения. Задачами являются: использование интегрированных и дифференцированных подходов в учебном и воспитательном процессе, создание учителем условий для приобретения учащимися средств познания и исследования, в процессе овладения знаниями повысить познавательную активность обучающихся [2].

Применяя данную технологию на занятиях, учитель должен проработать два основных элемента: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы - это этап формулирования определенной темы или вопроса для исследования. Поиск решения - это этап формулирования новых знаний. Учитель выстраивает диалог, в ходе которого учащиеся осуществляют постановку проблемы и поиск ее решения. Используя проблемные ситуации во внеурочной деятельности, учитель дает возможность школьникам включаться в самостоятельную поисковую деятельность под руководством учителя, помогает им овладеть приемами самостоятельной работы. Основная значимость данной технологии заключается в том, что учащиеся получают возможность наблюдать, сравнивать, делать выводы, приходить к выводу, что не на все вопросы, есть готовый ответ, что каждый вправе искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение, дети учатся взаимодействовать друг с другом, слушают и слышат друг друга. Вовлекая детей в проблемные ситуации, учитель дает возможность самостоятельного поиска дополнительной информации по проблеме. Учащиеся приходят к выводу, что источниками могут быть не только книги, энциклопедии и справочники, но и журналы, иллюстрации и фотографии, телепередачи, рассказы взрослых и т.д. Ребенок учится собирать информацию самостоятельно, систематизирует ее и делится ею с одноклассниками. Побыв в роли исследователя, ребенок осознает значимость данной деятельности.

Проблемные ситуации при изучении краеведческого материала помогают достичь следующих результатов: включение абсолютно всех учащихся в активную познавательную деятельность; формирование наблюдательности, необходимость в поиске дополнительной информации по исследуемому вопросу. Помогает формировать представления об историческом прошлом и настоящем родного края, понимание собственной связи с окружающим их миром, развитие и гражданственности.

Применение ИКТ технологий. В настоящее время во внеурочной деятельности также широко применяются возможности сети Интернет с ее поисковыми (поисковая система, каталоги) и вещательными (электронные базы данных и библиотеки, электронные словари и книги, справочники, газеты и журналы) услугами. На сегодняшний день применение ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе просто необходимо, в связи с тем, что дети учатся работать с компьютером уже с 1 класса. И представить организацию внеурочной деятельности без применения технических средств: проектора, музыкального центра, видеокамеры, фотоаппарата просто невозможно. Использование

фильмов, мультимедиа-презентаций приводит к определенному ряду позитивных результатов: вызывает активный интерес к познанию, расширяет кругозор, психологически облегчает процедуру освоения знаний, увеличивает эффективность работы педагога. Внеурочная деятельность с применением ИКТ помогает обеспечить творческую деятельность учащихся в информационной среде, создает ситуацию успеха.

Использование ИКТ при изучении краеведческого материала дает возможность разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими. Дети проявляют свой потенциал, реализуют свои творческие способности посредством применения ИКТ и технических средств обучения. Самостоятельно или с помощью родителей дети готовят мультимедиа-презентации, фильмы по изучаемой ими теме. Данный вид работы не оставляет равнодушными и родителей. Они с большим интересом помогают детям найти и оформить нужный материал, присутствуют на презентациях и отчетах.

Проектно-исследовательская деятельность. Метод проектов ещё один способ организации самостоятельной деятельности учащихся при изучении краеведческого материала. Совокупность определенных действий, текстов, документов, замысел для создания реального объекта или предмета, создание различных теоретических продуктов -это метод проектов. В его основе лежит развитие критического мышления, творческих и познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания. Метод проектов нацелен на развитие самостоятельной деятельности детей; на творческую самореализацию обучающихся, на их интерес, на развитие их интеллектуальных возможностей. Данный метод считается довольно трудоемким и не должен иметь строгих временных ограничений. В учебном процессе без внеурочного времени организация данного метода невозможна. Метод проектов всегда подразумевает решение какой-либо проблемы, предусматривающей, использование разнообразных методов и интегрирование знаний, умений и навыков из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результатом выполненных проектов должны быть предметным. Это могут быть презентации, фильмы, сборники пословиц поговорок, загадок, сказок, виртуальные экскурсии, выставка работ, сборник сказок собственного сочинения, викторины и т.д.

Наиболее эффективной и интересной для младших школьников технологией, применяемой во внеурочной деятельности, является проектно-исследовательская деятельность, которая помогают ребенку в освоении различных видов УУД. Она обеспечивает широкую творческую деятельность учащихся в информационной среде, помогает формировать учебную мотивацию, положительный эмоциональный настрой и создает ситуацию успеха. Как правило, результатом выполнения проектов и исследовательских работ в современном мире может быть выставка работ, презентация, выпуск фильма и т.д., что детям, безусловно, очень нравится.

Таким образом, применение инновационных технологий имеет ряд преимуществ: возможность овладеть более высоким уровнем социальной активности обучающихся, учат детей активным способам получения новых знаний, помогают учителю создавать такие условия в обучении, при которых дети не могут не научиться, помогают стимулировать творческие способности обучающихся, способствуют формированию не только знаний, умений и навыков по определенному предмету, но и активную жизненную позицию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреева, Л.В. Использование краеведческого материала во внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] / Л.В. Андреева. - Режим доступа:

https://multiurok.ru/files/stat-ia-ispol-zovaniie-kraieviedchieskogho-matie-2.html. - 20.09.2018.

2. Инновационные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://multiurok.ru/files/innovatsionnyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologii-v-u.html. - 27.09.2018.

3. Лихачев, Д.С. Земля родная [Текст] : кн. для учащихся / Д.С. Лихачев. - М. : Просвещение, 1983. - 256 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2010.

REFERENCES

1. Andreeva L.V. Ispol'zovanie kraevedcheskogo materiala vo vneurochnoj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov v usloviyah realizatsii FGOS [Elektronnyj resurs] [The use of local history material in extracurricular activities of younger students in the conditions of the implementation of the FSES]. URL: https://multiurok.ru/files/stat-ia-ispol-zovaniie-kraieviedchieskogho-matie-2.html (Accessed 20.09.2018).

2. Innovatsionnye obrazovatel'nye tekhnologii v usloviyah realizatsii FGOS [Elektronnyj resurs] [Innovative educational technologies in the implementation of the FSES]. URL: https://multiurok.ru/files/innovatsionnyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologii-v-u.html (Accessed 27.09.2018).

3. Lihachev D.S. Zemlya rodnaya: kn. dlya uchashchihsya [Native land]. Moscow: Prosveshchenie, 1983. 256 p.

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of primary General education]. Min-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federatsii (ed.). Moscow: Prosveshchenie, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.