9. Методика полевых физико-географических исследований; Инновационные технологии в детском туризме.
10. Комиссарова Т. С., Макарский А. М. Указ. соч.; Нехлюдова А. С., Севастьянов В. И., Филоненко-Алексеева А. Л. Указ. соч.; Никонова М. А. Указ. соч.
11. Польский Б. Н. Методика почвенных исследований в школе: пособие для учителей сред. школ. М.: Учпедгиз, 1960. 148 с.; Прокашев А. М. Руководство по полевой диагностике и экологической оценке почв Кировской области: пособие для учителей географии, биологии и экологии. Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. 68 с.; Прокашев А. М. Почвы Вятского края: учеб. пособие для учителей географии и биологии. Киров: Изд-во КГПИ, 1992. 88 с.; Экологическое образование: концепции и методические подходы.
12. URL: http://www. rgo. ru (Русское географическое общество)
13. Комиссарова Т. С., Макарский А. М. Указ. соч.; Методика полевых физико-географических исследований.
14. Смирнов Д. В., Холодцова И. И. Социально-педагогические предпосылки саморазвития и самореализации подростков и молодежи средствами учебно-исследовательской деятельности // Образование и саморазвитие: науч. журн. Казань, 2008. № 2(8). С. 166-171;
15. Смирнов Д. В. Социально-профессиональные пробы учащихся в ту-ристско-краеведческой деятельности // Педагогическое образование и наука: науч.-метод. журн. 2008. № 8. С. 59-64.
16. URL: http://www. rgo. ru (Русское географическое общество)
УДК 908; 37.025; 351.858
О. С. Груздова
КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ КАК КОМПОНЕНТ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Представлен опыт изучения истории и культуры родного края как метод расширения кругозора школьника и средство формирования чувств патриотизма, сопричастности к истории. Историческое краеведение в школе характеризуется как один из источников обогащения учащихся знаниями и понятиями о родном крае, воспитывает любовь к нему, формирует гражданскую позицию. На примерах опыта педагогической деятельности автор раскрывает неразрывную связь обучения и воспитания на уроках истории и во внеурочной деятельности.
The experience of the study of the history and culture of his native land is presented as a method to expand the horizons of the student, and means forming a
sense of patriotism, of belonging to history. Local lore in school is characterized as one of the sources of enriching students with the knowledge and concepts of his native land, cultivate love for him, form a civil position. Examples of teaching experience, the author reveals an indissoluble connection of teaching and education in history lessons and in extracurricular activities.
Ключевые слова: история в школе, краеведческий принцип, историческое краеведение, патриотизм, Родина, родной край, региональный компонент, учебно-исследовательская деятельность.
Keywords: history of the school, the principle of local lore, local lore, patriotism, homeland, native land, the regional component of educational and research activities.
В обществе созрело понимание того, что правда об истории страны - неисчерпаемый источник подлинного патриотизма. Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед школой, учителем, является воспитание любви к Родине, родному краю, чувства гордости за Родину. Каждый человек с планеты Земля любит свою Родину, но у каждого из нас есть особое чувство к родному краю, селу, городу, где нам довелось родиться, расти, учиться, начать трудовую жизнь.
Мы живем в такое время, когда утрачивается связь поколений, теряются традиции, которые, являясь исторической памятью народа во все трудные времена, помогали осознать себя, не потерять своей целостности, выжить. Современная практика преподавания истории в школе, к сожалению, мало поправляет это положение, так как для детей, в силу их возрастных особенностей, события, удаленные во времени и на далекое расстояние, представляются в какой-то мере абстрактной информацией, поэтому в своей работе я попыталась показать, как историко-краеведческий материал используется мною в обучении и воспитании школьников.
Изучение истории и культуры родного края не только расширяет кругозор школьника, но и помогает сформировать чувство сопричастности к истории. Дает возможность ребенку, знающему свои корни, свои истоки, познать себя, воспринимать культурное и историческое наследие своего народа как историю и культуру своей семьи, своего места обитания, включенные в контекст более масштабной истории. Обращение к истории родного края важно еще и потому, что современная система образования не только
должна создать представление об общечеловеческих ценностях культуры, но и стать механизмом передачи этнокультуры [1].
Какие цели и задачи ставят перед собой преподаватель истории, вводя региональный компонент в учебный процесс, используя его во внеклассных занятиях? Во-первых, это важное средство формирования исторического мышления учащихся, их национального самосознания и чувства взаимоуважения между народами. Ведь для того, чтобы воспитать полноценных граждан своей страны, необходимо привить детям и подросткам чувство любви, в первую очередь, к малой родине. Дети должны знать прошлое, традиции своего края. Во-вторых, региональный компонент в историческом образовании выполняет важную психолого-педагогическую задачу, так как играет мировоззренческую роль, дает ощущение, что каждый человек - соучастник исторических событий, которые пришлись на его долю.
В-третьих, обретение навыков самостоятельной исследовательской работы составляет развивающую цель, реализация которой возможна при введении краеведения в учебно-воспитательный процесс.
Материалы местной истории имеют большое значение не только для изучения истории своего края, но и для более глубокого понимания общеисторического процесса, позволяют показать и объяснить ученикам общее и особенное в исторических явлениях. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Когда мы изучаем значительные исторические события и показываем, как они преломляются в данной исторической обстановке и конкретной местности, это приобретает особое образовательное и воспитательное значение. Эта работа интересна и увлекательна, тем более что каждому учителю, воспитателю надо изучать и хорошо знать историю своего края, традиции и быт коренного населения, тем самым использовать богатейшие исторические данные, которые помогают на конкретных образах иллюстрировать и углублять исторические знания учащихся. Считаю, что это убедительный мотив для того, чтобы региональный компонент включить в практику работы всех педагогов.
Теоретическое обоснование использования краеведческого материала в школе принадлежит К. Д. Ушинскому. Выступая за введение в школу предмета «отечествоведение», К. Д. Ушинский в 1863 г. писал: «Легко себе представить, сколько ярких верных действительных образов, совершенно конкретных, накопится в душе детей от такого живого, наглядного осязательного курса...» [2]
Сегодня краеведение - это авторитетное общественное движение. Проводятся конференции, съезды, работает Союз краеведов России. Для дальнейшего исторического и практического развития исторического краеведения региона большое значение имеют труды современных учителей-новаторов, а также специалистов в области краеведения: В. Н. Иванова, А. К. Омельчука, Г. Н. Волкова, Г. Сусой, В. Н. Няруй, В. П. Петровой, Г. П. Харючи, Л. П. Пима-новой, Н. В. Лукиной, Л. Ф. Липатовой и др.
Краеведение вошло в систему исторического, патриотического воспитания в школах Колпинского района Санкт-Петербурга, ведется работа по изучению истории улиц, школ, микрорайонов, исторических памятников. Активизирована деятельность юных краеведов по выявлению и охране памятников истории и искусства. Учащиеся и учителя интенсивно собирают материалы истории городов и сел. При поддержке муниципального совета г. Колпино Санкт-Петербурга ИМЦ Колпинского района ежегодно проводит Краеведческую игру в форме брейн-ринга для восьмиклассников района «Колпино. Вчера. Сегодня. Завтра». Разработку концепции и ведение игры уже который год берут на себя депутат муниципального совета Надежда Ивановна Дубина, почетный житель г. Колпино Мария Ивановна Громыко и учитель истории и общест-вознания ГБОУ гимназия № 402 Вероника Валерьевна Копланова. Как всегда, муниципалитет предоставляет достойные призы, команды-победители и призеры награждаются сертификатами на проведение экскурсии.
Как учитель истории, я использую разные виды работ по краеведению в воспитательной и образовательной деятельности ГБОУ гимназия № 401 по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности и гражданина России - прежде всего это целостные уроки гуманитарного цикла, внеклассные и внеурочные мероприятия, проектная деятельность, организация самостоятельной исследовательской деятельности подростков. Трудно переоценить
значение школьных курсов истории, задачами которых являются кроме привития интереса к историческому процессу формирование национальной российской идентичности и патриотического самосознания, понимание процесса становления российской государственности. Именно на этих уроках закладываются основы толерантного отношения личности к окружающему миру, учащиеся получают опыт осмысления трагических последствий локальных и глобальных военных конфликтов, экстремизма, дискриминации, проявляющихся в разных формах.
Школьный музей можно назвать «волшебной машиной времени» [3]. В нем за короткое время, отведенное на урок или внеклассное задание, ученик может совершить путешествие в минувшее прошлое, сравнить события разного времени, заглянуть в будущее. Имеющиеся материалы по истории края и региона позволяют учить детей не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах из жизни родных, односельчан, на событиях из жизни родного города.
Использование краеведческого материала как иллюстрации, дополнения к основному материалу по отечественной истории позволяет сделать историческое событие ярче, интереснее, ближе. Я убедилась, что учащиеся лучше воспринимают краеведческий материал, когда его подают в контексте отечественной или всемирной истории. И сама история становится ближе, интереснее, когда ученики узнают о роли своего региона в истории. Этот интерес реализуется в творческой исследовательской работе учащихся.
Исследовательская работа учащихся позволяет приобрести навыки работы в архиве, с первоисточниками, с дополнительной литературой. Ребята учатся проводить исследования, брать и обрабатывать интервью, проводить социологические опросы и т. д. [4]
Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села, с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Таким образом, краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в нравственном и эстетическом воспитании учащихся, занимает важное место в формировании патриотизма молодого поколения, так как любовь к Родине берет свое начало в стране нашего детства, отчем крае, чей светлый образ навсегда остается в сердце каждого [5].
Примечания
1. Шмидт С. О. На вопросы редакции отвечает академик РАО, председатель Союза краеведов России Сигурд Оттович Шмидт // Преподавание истории в школе. 2002. № 2.
2. Ашурков В. Н. Историческое краеведение. М., 1982.
3. Там же. С. 4.
4. Горский В. А., Смирнов Д. В., Русских Г. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников: монография М.: Учреждение РАО «Ин-т содерж. и методов обучения», 2010. 151 с.
5. Ашурков В. Н. Указ. соч. С. 3.
УДК 351.858; 351.856; 613.692; 379.8; 371.84
С. И. Ельчанинов, Н. А. Ельчанинова
ТУРИСТСКИЕ НАВЫКИ -ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ В ПОИСКОВОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
Авторами рассматривается вопрос формирования туристских навыков, необходимых для организации поисковой экспедиции в местах боевых действий Великой Отечественной войны. Также раскрываются риски, сопровождающие проведение поисковой экспедиции: зоны опасности, выживание в экстремальных условиях, санитарно-гигиенические условия, техника безопасности.
The authors consider the issue of tourism skills necessary for the organization of search expeditions in places of fighting the great Patriotic war. The risks are releaved which accompany the search expedition: danger area, survival in extreme conditions, sanitation, safety.
Ключевые слова: туризм, туристские навыки, поход, воспитание, поисковая экспедиция, безопасность, экстремальные ситуации.