Научная статья на тему 'Реализация программ дополнительного географического образования в Летней выездной школе «я - географ»'

Реализация программ дополнительного географического образования в Летней выездной школе «я - географ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TEACHING AND RESEARCH ACTIVITIES / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / NON-FORMAL EDUCATION / КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА / ПОЛЕВЫЕ (ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ) ИССЛЕДОВАНИЯ / FIELD (EXPEDITIONARY) STUDY / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ADDITIONAL CHILDREN''S EDUCATION / РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ГЕОГРАФИИ / THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST IN GEOGRAPHY / REGIONAL STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русских Галина Анатольевна, Соболева Елена Сергеевна

Компонентами современного качественного образования детей являются не только прочные теоретические знания по предмету, полученные на уроках, но и практические умения и навыки, приобретение которых возможно при реализации программ дополнительного образования. Летняя выездная школа «Я географ» в формате школьной экспедиции является эффективной формой организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках предмета «география». Реализация программы Школы, помимо совершенствования теоретических знаний, способствует формированию предметных и метапредметных умений и навыков, развитию географической культуры, коммуникативных навыков и личностных качеств обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of programs of additional geographic education summer sunday school "I am a Geographer"

The components of modern high-quality education for children is not only a strong theoretical knowledge of the subject, resulting in the classroom, but also practical skills, the acquisition of which is possible with additional education programs. Summer residential schools, "I Geography" in the format of a school expedition is an effective form of organization of teaching and research activities of students in the framework of the subject "Geography". The program of the School, in addition to improving the theoretical knowledge contributes to the formation of subject and metasubject skills, the development of geographical culture, communication skills and personal qualities of students.

Текст научной работы на тему «Реализация программ дополнительного географического образования в Летней выездной школе «я - географ»»

МЕТОДИКА И ОПЫТ

УДК 379.8; 37.033; 908; 910.2; 371.385.4

Г. А. Русских, Е. С. Соболева

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛЕТНЕЙ ВЫЕЗДНОЙ ШКОЛЕ «Я - ГЕОГРАФ»*

Компонентами современного качественного образования детей являются не только прочные теоретические знания по предмету, полученные на уроках, но и практические умения и навыки, приобретение которых возможно при реализации программ дополнительного образования. Летняя выездная школа «Я - географ» в формате школьной экспедиции является эффективной формой организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках предмета «география». Реализация программы Школы, помимо совершенствования теоретических знаний, способствует формированию предметных и метапредметных умений и навыков, развитию географической культуры, коммуникативных навыков и личностных качеств обучающихся.

The components of modern high-quality education for children is not only a strong theoretical knowledge of the subject, resulting in the classroom, but also practical skills, the acquisition of which is possible with additional education programs. Summer residential schools, "I - Geography" in the format of a school expedition is an effective form of organization of teaching and research activities of students in the framework of the subject "Geography". The program of the School, in addition to improving the theoretical knowledge contributes to the formation of subject and metasubject skills, the development of geographical culture, communication skills and personal qualities of students.

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, неформальное образование, краеведческая работа, полевые (экспедиционные) исследования, дополнительное образование детей, развитие познавательного интереса к географии.

* Летняя выездная школа была организована при грантовой поддержке Русского географического общества 124

Keywords: teaching and research activities, non-formal education, regional studies, field (expeditionary) study, additional children's education, the development of cognitive interest in geography.

По словам Президента Русского географического общества С. К. Шойгу, школьная география - «фундаментальная основа для высшего образования и отечественной географической науки» (Всероссийский съезд учителей географии, 28.10.2011 г., Москва) [1]. Следовательно, приоритетным направлением географического образования является повышение его качества, что возможно только благодаря пониманию актуальности и значимости географии всеми участниками образовательного процесса.

К сожалению, в последнее время география не входит в перечень наиболее востребованных школьниками предметов. Вместе с тем содержание курса предоставляет огромные возможности для реализации познавательных, воспитательных и развивающих задач образовательного процесса [2]. Решить сложившуюся проблему можно силами школы и вуза при реализации совместных проектов и программ дополнительного географического образования [3]. Мы считаем, что такое взаимодействие раскроет школьникам глубину и широту применения географических знаний, вызовет интерес к изучению этого предмета и стремление к собственным исследованиям в области географической науки, а также будет способствовать профессиональному самоопределению и социализации.

Одной из форм взаимодействия вуза с обучающимися школ, по нашему мнению, является организация практической учебно-исследовательской деятельности на местности, в ходе которой дети и подростки выходят за рамки географического содержания изучаемого в рамках ФГОС школьного предмета «география». Не ограниченные классно-урочной системой, в формате неформального образования в полевых экспедициях обучающиеся сами открывают новые знания, расширяя представления о возможностях географии как науки [4].

В Кировской области в 2015 г. при финансовой поддержке РГО был запущен образовательный проект Летняя выездная школа «Я - географ», который является практико-ориентированной формой дополнительного географического образования и способствует более полному усвоению географических знаний и формированию предметных и специальных умений и навыков, обеспечивая не

только повышение качества усвоения содержания образовательной программы по географии и смежным учебным дисциплинам, но и формирование географической культуры обучающихся, приобретение и совершенствование метапредметных умений и географической компетентности. Руководителем проекта является д. с.-х. н., профессор кафедры географии ВятГГУ, председатель Кировского областного отделения РГО А. М. Прокашев. Курирует организацию и проведение Летней выездной школы ст. преп. кафедры географии ВятГГУ Е. С. Соболева. Непосредственными участниками проекта в 2015 г. стали учащиеся 5-7-х классов основной общеобразовательной школы с. Тат-Верх-Гоньба Малмыжского района Кировской области.

Деятельность Летней школы «Я - географ», направленная на познание природы своего края непосредственно на местности, обеспечивает, как показывает опыт, решение задачи интеграции основного и дополнительного (практико-ориентированного) географического образования.

Работа Школы «Я - географ» начинается с выбора каждым школьником-участником темы учебно-исследовательского проекта, прикреплением научного руководителя - компетентного ученого, специалиста. Затем каждый ученик конструирует свой индивидуальный образовательный маршрут, используя в качестве матрицы план-программу работы Школы (см. таблицу).

Участники проекта на рекогносцировочной экскурсии

План-сетка программы работы Летней выездной школы __«Я - Географ»_

Название Место Время проведения Краткое описание

мероприятия проведения и цель проведения

-й день

Обязательная часть

Экспедиция Окрестности 8.00- Знакомство с ландшафтами

«Тайны природы села (долина р. 12.00 своей местности и правилами

родного края» (обзорная экскурсия) Гоньбинка) поведения в природной среде [5]

Практикум «Ос- Школа 13.00- Знакомство со спецификой гео-

новы проект- 13.45 графических исследований, ор-

но-исследователь ганизация работы над проектом

ской деятельно- [6]

сти»

Вариативная часть

Виртуальное пу- Школа 14.00- Знакомство с мировыми объек-

тешествие «При- 14.45 тами природного и культурного

родное и куль- наследия [7]

турное наследие планеты Земля»

2-й день

Обязательная часть

Экспедиция Окрестности 8.00- Геоморфологические и геоло-

«Тайны природы родного края» села (долина р. Гоньбинка) 12.00 гические исследования: изучение форм рельефа долины реки (овраг, склон долины) и геологического строения территории (обнажение в овраге). Оценка внешнего антропогенного воздействия на природный комплекс долины р. Гоньбинка [8]

Вариативная часть

Практикум «За- Школа 13.00- Знакомство с методами состав-

нимательная картография» 13.45 ления географических карт; классификация и чтение карт различного содержания [9]

Круглый стол Школа 14.00- Знакомство с биографией и на-

«Имя на карте» 14.45 учными достижениями путешественников-первооткрывателей

Название Место Время проведения Краткое описание

мероприятия проведения и цель проведения

3-й день

Обязательная часть

Экспедиция «Тайны природы Окрестности села(долина 8.0012.00 Гидрологические исследования: изучение р. Гоньбинка,

родного края» р. Гоньбинка) оценка её экологического состояния [10]

Вариативная часть

Творческая мас- Школа 13.00- Знакомство с геологической

терская «Прошлое Земли» 13.45 историей Земли, моделирование облика планеты в разные периоды развития

Краеведческий семинар «Эконо- Школа 14.0014.45 Изучение экономических аспектов Кировской области,

мика родного перспектив развития экономи-

края: проблемы и ки региона и связанных с ними

перспективы» путей решения региональных экологических проблем

4 -й день

Обязательная часть

Экспедиция Окрестности 8.00- Почвенно-ботанические иссле-

«Тайны природы села (долина 12.00 дования: изучение почвен-

родного края» р. Гоньбинка) но-растительного покрова долины реки. Оценка воздействия человека на почвенно-растите-льный покров [11]

Вариативная часть

Дискуссия «Роль РГО в развитии географической Школа 13.0013.45 Знакомство с организацией «Русское географическое общество», её историей и дея-

науки» тельностью в настоящее время [12]

Библиотечный Школьная 14.00- Знакомство с наиболее инте-

урок «В мире гео- библиотека 14.45 ресными географическими из-

графической ли- даниями и книгами по геогра-

тературы» фии для формирования представлений о разнообразии источников географической информации

Название Место Время проведения Краткое описание

мероприятия проведения и цель проведения

5-й день

Обязательная часть

Групповая и ин- Школа 8.00- Камеральная обработка мате-

дивидуальные 12.00 риалов исследований, консуль-

консультации тирование по оформлению результатов [13]

Вариативная часть

Игра «Знаток гео- Школа 13.00- Конкурсное испытание для вы-

графии» 13.45 явления учащихся, наиболее эрудированных в области географии

План-программа работы школы «Я - географ» содержит инвариантную и вариативную части. Инвариантной (обязательной для всех) частью являются полевые (экспедиционные) исследования, необходимые для написания индивидуального или группового проекта. Вариативная часть включает формы работы, в которых школьники участвуют по желанию. Так, сочетая полевые учебные исследования и занятия вариативного блока, каждый участник Школы создаёт свой индивидуальный образовательный маршрут [14].

В процессе полевых (экспедиционных) исследований обучающиеся осваивают в системе должностно-ролевого самоуправления, на которой базируется работы школы «Я - географ», тури-стско-бытовые (хозяйственные по самообслуживанию лагеря), ис-следовательско-краеведческие (собственно географические) и социальные (управленческие, организаторские, исполнительские) роли, которые сущностно выполняют функцию социально-профессиональных проб [15].

В Летней выездной школе «Я - географ», как правило, обучающиеся выбирают следующие географические «специализации», в которых проходят социально-профессиональные пробы: геология, геоморфология, гидрология, почвоведение, география почв и др.

Изучение рельефа дна р. Гоньбинка

Приводим некоторые наиболее интересные примеры тематики учебных исследований Школы 2015 г.: «Особенности рельефа долины р. Гоньбинка в окрестностях с. Тат-Верх-Гоньба», «Мор-фолого-генетические особенности почв долины среднего течения р. Гоньбинка», «Свойства почв окрестностей с. Тат-Верх-Гоньба», «Геоморфологические исследования овражно-балочной сети левого коренного берега р. Гоньбинка», «Изучение р. Гоньбинка в окрестностях с. Тат-Верх-Гоньба».

Научно-методическое сопровождение Летней выездной школы «Я - географ» обеспечивают преподаватели ВятГГУ и студенты-географы старших курсов.

Проведение ватерпасовки склона долины р. Гоньбинка

Кроме учебно-исследовательской деятельности обучающихся в Летней выездной школе «Я - географ» обязательно предполагается включение детей и подростков в различные формы и виды активного отдыха и досуга, общественно полезной деятельности, преследующих задачи развития навыков межличностной коммуникации, воспитания патриотизма как формы любви к родному краю, ответственности за сохранение природного и культурного наследия. Сочетание образовательной и других видов активной деятельности создаёт благоприятный психологический климат и способствует созданию оптимальной среды для всестороннего развития личности школьников.

Результатом освоения дополнительного географического образования в Летней школе «Я - географ» являются образовательные продукты - проекты, которые школьники презентуют в своих школах, на конференциях, конкурсах. Например, в 2015 г. ребята представляли свои проекты в рамках III ежегодной областной научно-практической конференции школьников, студентов и учителей «Природа и общество», проводимой на базе ВятГГУ, в секции «Физико-географические исследования».

Результатом реализации проекта школы «Я - географ» является формирование у обучающихся: а) устойчивого интереса к изучению географии; б) представлений о географии как комплексной, динамично развивающейся науке, способной решать самые разные естественнонаучные и социально значимые задачи; в) основ культуры поведения в природной среде; г) представлений о многообразии сфер применения и востребованности географических знаний в современном мире. Все указанные положения находятся в соответствии со стратегией РГО по направлению «образовательная и просветительская деятельность» и в конечном итоге служат цели популяризации и поднятию престижа географической науки среди подрастающего поколения, что является важным фактором её дальнейшего развития [16].

Примечания

[1. Экологическое образование: концепции и методические подходы / отв. ред. Н. М. Мамедов. М.: «Агентство «Технотрон», 1996. 136 с.

2. Баринова И. И., Елховская Л. И., Николина В. В. Внеурочная работа по географии / под ред. И. И. Бариновой. М.: Просвещение, 1988. 157 с.; Введение в географию: метод. рекомендации / авт.-сост. Г. А. Русских, А. М. Прокашев. Киров: Изд-во МЦИТО, 2015. 112 с.; Внеклассная работа

131

по географии: метод. рекомендации / авт.-сост. Г. А. Русских, Е. С. Соболева. Киров: ООО «ПКФ «Сатурн», 2015. 64 с.; По страницам Красной книги Кировской области: учеб. пособие по экологии для дополнительного чтения учащихся (6-11 классы). Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. 144 с.

3. Горский В. А., Смирнов Д. В., Русских Г. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников: монография. М.: Учреждение РАО «Ин-т содерж. и методов обучения», 2010. 151 с.; Смирнов Д. В. География в дополнительном образовании детей туристско-краеведческого профиля // География в школе: теорет. и науч.-метод. журн. 2008. № 4. С. 49-50; Смирнов Д. В., Тымко Н. В. Географическое образование: взаимодействие и преемственность формального и неформального образования // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова: сер. психол. науки «Акмеология образования». Т. 15 (2009). 2009. № 1. С. 166-171.

4. Верба И. А., Галкин Я. Б., Радищев А. П. Туристско-краеведческие кружки в школе: метод. указания для руководителей / под ред. В. В. Титова. М.: Просвещение, 1988. - 160 с.; Инновационные технологии в детском туризме: сб. статей и авторских образовательных программ дополнительного образования детей. Приложение к Вестнику «Русское Поле» Координационного совета по туристско-краеведческому дополнительному образованию Восточного окружного управления образования. М.: Изд-во ООО «Ритм». 2008. 256 с.; Управление познавательной деятельностью школьников в условиях открытой профессиональной научно-методической среды / авт.-сост. Г. Н. Карсакова, Г. А. Русских. Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2015. 279 с.

4. Смирнов Д. В. Персонифицированные спортивно-туристские маршруты // Междунар. форум «Молодежь - спорт - туризм»: Квартальновские науч. чтения под эгидой UNESKO: науч. альманах (г. Москва, 18-20 февраля 2004 г.) / РАН, РАО, РМАТ. М.: Сов. спорт, 2004. - С. 145-149.

5. Русских Г. А., Михайлова К. В. Ландшафтоведение в школе: метод. рекомендации. Киров: Изд-во МЦИТО, 2014. 29 с.

6. Методика полевых физико-географических исследований: учеб. пособие для ун-тов и педвузов / под ред. А. М. Архангельского. М.: Высш. шк., 1972. 304 с.; Никонова М. А. Практикум по географическому краеведению: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. «География». М.: Просвещение, 1985. 127 с.

7. Управление познавательной деятельностью школьников в условиях открытой профессиональной научно-методической среды; URL: http://www. runature. ги/ (Всероссийское общество охраны природы)

8. Комиссарова Т. С., Макарский А. М. Полевые уроки по геоэкологии: Кн. 1. Опыт работы летнего школьного лагеря. СПб., 1995. 163 с.; Методика полевых физико-географических исследований; Нехлюдова А. С., Севастьянов В. И., Филоненко-Алексеева А. Л. Полевая практика по природоведению: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. 224 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Методика полевых физико-географических исследований; Инновационные технологии в детском туризме.

10. Комиссарова Т. С., Макарский А. М. Указ. соч.; Нехлюдова А. С., Севастьянов В. И., Филоненко-Алексеева А. Л. Указ. соч.; Никонова М. А. Указ. соч.

11. Польский Б. Н. Методика почвенных исследований в школе: пособие для учителей сред. школ. М.: Учпедгиз, 1960. 148 с.; Прокашев А. М. Руководство по полевой диагностике и экологической оценке почв Кировской области: пособие для учителей географии, биологии и экологии. Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. 68 с.; Прокашев А. М. Почвы Вятского края: учеб. пособие для учителей географии и биологии. Киров: Изд-во КГПИ, 1992. 88 с.; Экологическое образование: концепции и методические подходы.

12. URL: http://www. rgo. ru (Русское географическое общество)

13. Комиссарова Т. С., Макарский А. М. Указ. соч.; Методика полевых физико-географических исследований.

14. Смирнов Д. В., Холодцова И. И. Социально-педагогические предпосылки саморазвития и самореализации подростков и молодежи средствами учебно-исследовательской деятельности // Образование и саморазвитие: науч. журн. Казань, 2008. № 2(8). С. 166-171;

15. Смирнов Д. В. Социально-профессиональные пробы учащихся в ту-ристско-краеведческой деятельности // Педагогическое образование и наука: науч.-метод. журн. 2008. № 8. С. 59-64.

16. URL: http://www. rgo. ru (Русское географическое общество)

УДК 908; 37.025; 351.858

О. С. Груздова

КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ КАК КОМПОНЕНТ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Представлен опыт изучения истории и культуры родного края как метод расширения кругозора школьника и средство формирования чувств патриотизма, сопричастности к истории. Историческое краеведение в школе характеризуется как один из источников обогащения учащихся знаниями и понятиями о родном крае, воспитывает любовь к нему, формирует гражданскую позицию. На примерах опыта педагогической деятельности автор раскрывает неразрывную связь обучения и воспитания на уроках истории и во внеурочной деятельности.

The experience of the study of the history and culture of his native land is presented as a method to expand the horizons of the student, and means forming a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.