Научная статья на тему 'Краеведческая деятельность как средство воспитания гражданской идентичности сельских школьников'

Краеведческая деятельность как средство воспитания гражданской идентичности сельских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1779
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / МУЗЕЙ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / KEWWORDS: A LOCAL ACTIVITY / A CIVIC IDENTITY / A RURAL SECONDARY SCHOOL / A PROJECT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна

В статье обосновывается актуальность воспитания гражданской идентичности школьников, дается краткая характеристика этого качества, особое внимание уделяется краеведческой деятельности как важному средству воспитания гражданской идентичности сельских школьников. Представлен опыт краеведческой деятельности обучающихся Великосельской средней школы Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области. Краеведение пронизывает учебную и внеучебную деятельность детей разного возраста. Представлены разнообразные направления и формы краеведческой деятельности, работы музея, социально значимые проекты школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Local Lore Activity as a Means of Education of the Civil Identity of Rural School Students

Actuality of education of students’ civic identity is justified in the article. A brief description of this characteristic is given. A special attention is devoted to local lore activity as a very important means of education of rural students’ civic identity. The experience of regional activity among students in Velikoselskaya secondary school (Gavrilov-Yam municipal area Yaroslavl Region) is represented in the article. The local activity permeates both educational and extracurricular activities of children of all ages at the school. A variety of directions and forms of local activity as well as socially relevant projects of students are reflected in the article.

Текст научной работы на тему «Краеведческая деятельность как средство воспитания гражданской идентичности сельских школьников»

4. Ветер усиливается и становится порывистым. Обязательно следует проверить, как оправдался прогноз, и записать.

Список литературы

1. Петрова Н. Н., Максимова Н. А. География. Планета Земля. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. 2-е изд., испр. и доп. М. : Мнемози-на, 2013.

2. Петрова Н. Н., Максимова Н. А. География. Природа Земли и человек. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. 2-е изд., испр. и доп. М. : Мнемозина, 2013.

3. Петрова Н. Н., Соловьёва Ю. А. География для настоящего и будущего: методические подходы к совершенствованию школьного географического образования // География в школе. 2014. № 1. С. 47-52.

4. Петрова Н. Н., Базанов А. С. Новые подходы к конструированию содержания географического образования в основной школе // География в школе. 2014. № 2. С. 54-51.

5. Петрова Н. Н., Семенихина А. В. Учебный практикум как одна из форм реализации деятельностного подхода на уроках географии // География в школе. 2012. № 6.

6. Петрова Н. Н., Шатных А. В., Соловьёва Ю. А. Методические особенности конструирования содержания курсов географии в 5 и 6 классах // География в школе. 2012. № 7. С. 45-48.

УДК 908; 351.858

Л. В. Байбородова

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье обосновывается актуальность воспитания гражданской идентичности школьников, дается краткая характеристика этого качества, особое внимание уделяется краеведческой деятельности как важному средству воспитания гражданской идентичности сельских школьников. Представлен опыт краеведческой деятельности обучающихся Великосельской средней школы Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области. Краеведение пронизывает учебную и внеучебную деятельность детей разного возраста. Представлены разнообразные направления и формы краеведческой деятельности, работы музея, социально значимые проекты школьников.

Actuality of education of students' civic identity is justified in the article. A brief description of this characteristic is given. A special attention is devoted to local lore activity as a very important means of education of rural students' civic identity. The experience of regional activity among students in Velikoselskaya secondary school (Gavrilov-Yam municipal area Yaroslavl Region) is represented in the article. The local activity permeates both educational and extracurricular activities of children of all ages at the school. A variety of directions and forms of local activity as well as socially relevant projects of students are reflected in the article.

Ключевые слова: краеведческая деятельность, гражданская идентичность, сельская школа, музей, проектная деятельность.

Kewwords: a local activity, a civic identity, a rural secondary school, a project work.

В современных условиях важно воспитывать молодежь в духе понимания и принятия ценностей гражданского общества, которая уважает, сохраняет и обогащает историко-культурное наследие, приобщается к духовным ценностям и истокам народной культуры. Сегодня требуются личности активные, компетентные в решении жизненных, профессиональных проблем, готовые к исполнению гражданских обязанностей, ответственные за собственное благополучие и благополучие своей страны. Общеобразовательные учреждения должны готовить выпускников, обладающих навыками практической деятельности в правовом государстве. Соответственно на одно из первых мест выдвигается проблема формирования гражданственности учащихся. В то же время у подрастающего поколения наблюдается недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения. Интегра-тивным качеством, определяющим воспитание гражданских качеств, является гражданская идентичность, которая трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Гражданская идентичность не тождественна гражданству, а имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях уважения прав других на свой выбор. Гражданская идентичность характеризуется осознанием принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющим для индивида значимый смысл, основанный на гражданской общности.

Среди особых направлений воспитания гражданской идентичности следует выделить краеведческую работу. Школьное краеведение помогает воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Изучение краеведения способствует глубокому осознанию исторических процессов. Показ исторических событий через призму местных материалов позволяет наиболее наглядно и убедительно рассказать о многих фактах, облегчить детям восприятие истории. Знакомство со знаменитыми земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край, развивает чувство принадлежности к народу, ответственности за продолжение и честь своего рода.

Большие возможности для организации краеведческой работы имеются на селе. Сельская школа укрепляет связи между поколениями, воспитывает любовь к родному дому, краю, стране, используя в воспитании народную песню, музыку, танец, одежду, развивая традиционные промыслы, изучая историю, проявляя заботу о родной природе, памятниках старины. Очень важно, чтобы история, российские традиции были связаны с настоящим (через родословные семей, проведение аналогий с сегодняшним днем и другими способами). Только будучи сплетенными с настоящим, они становятся эффективной основой и средством воспитания гражданина.

Краеведческая деятельность в сельской школе способствует возрождению русского национального характера, российской духовности, воспитанию чувства малой родины. Изучение исторического прошлого села и возрождение традиций обладают мощным воспитательным потенциалом, основанным на близких ребенку понятиях: любви к родителям, родным местам, родному укладу жизни.

Примером целенаправленной и систематической краеведческой деятельности является Великосельская средняя общеобразовательная школа, которая находится недалеко от районного центра г. Гаврилов-Ям и в 32 километрах от областного центра - города Ярославля. Великосельская школа является одной из старейших школ области, ей около 150 лет. Она расположена в старинном русском селе Великое, богатом историей и традициями. Достопримечательности села: Великосельский кремль, особняк фабриканта Локалова, липовый парк, Черный пруд, вишневые сады. В селе были развиты кузнечное дело, сапожное, швейное, кирпичное, ватное производст-

ва, обработка и переработка льна, садоводство и огородничество. В середине XIX в. село становится центром полотняного льняного производства Ярославской губернии - родиной тончайшего, белейшего полотна, из которого девушки шили себе приданое: сарафаны и другие наряды, вышивали полотенца, украшали шитье и складывали в свои сундуки до особого момента - сватовства [1].

Сегодня Великосельская школа является центром культурной и духовной жизни села. Это достигается благодаря тому, что педагогический коллектив школы проводит целенаправленную работу по воспитанию гражданской идентичности селян, ответственного и творческого отношения молодых людей к сельскохозяйственному труду. Педагоги, учащиеся и их родители активно участвуют в краеведческой деятельности, делах и событиях, направленных на преобразование села, улучшение его жизнедеятельности.

Краеведческая деятельность в школе пронизывает учебный и воспитательный процесс на разных ступенях обучения. Учителя-предметники используют на уроках местный материал, что значительно облегчает усвоение учебного материала, делает знания учащихся более прочными и глубокими. Так, уроки истории проходят на территории Великосельского краеведческого музея, где оборудован специальный учебный класс. Местный краеведческий материал может составлять содержание всего урока или же являться его элементом. На уроках с элементами краеведения местный материал используется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение может быть организовано на любом этапе урока.

Внеурочная деятельность школьников строится по программе «Село мое - источник красоты и доброты». Используются разные формы и методы, практикумы в архиве, местном музее, библиотеке, а также проведение экскурсий, встреч, походов, экспедиций, вечеров, конференций и т. п.

Во внеклассной работе распространены экскурсии, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции, краеведческие игры, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, интересными людьми, поддержание связей с родственниками знаменитых великоселов. На стенах школы установлены 6 мемориальных досок, посвященных знаменитым землякам.

В начальных классах организован кружок «Основы православной культуры», студии: «Волшебная глина», «Льняной лоску-

ток», «Зеленая планета». На занятиях студии «Волшебная глина» школьники работают с местным материалом, пробуют свои силы в изготовлении великосельских фигурок-сувениров и оберегов. Взаимодействуя с клубом «Льняной лоскуток», они создают необычные сувениры.

В среднем и старшем звене действуют клубы: «Истоки», «Историки-краеведы», «Селяне». С 7-го класса начинается работа на предпрофильных курсах по экскурсоведению, а в старших классах ведутся элективные курсы «Путешествие в мир музея», «Мир истории» и др.

В школе созданы два хореографических кружка: «Росинка» и «Веснушки», которые не только выступают на школьных праздниках, но и встречают группы туристов, демонстрируя сельские традиции гостеприимства.

Работа школьных клубов и кружков базируется на материалах, которые учащиеся освоили на уроках. Такая деятельность помогает учащимся стать активными помощниками учителя при проведении внеклассных мероприятий и уроков.

Любовь к родному краю воспитывается на занятиях по ланд-шафтоведению, в рамках которого дети занимаются эстетическим оформлением территорий вокруг школы и в центре села. В результате этой деятельности школа ежегодно занимает призовые места в конкурсах в номинации «Дизайн школьной территории».

Особое внимание уделяется волонтерской деятельности. Учащиеся заботятся не только о школьной территории, но и приводят в порядок липовый парк, заложенный в начале XX в. Ильей Дмитриевичем Писаревым вместе с учителями и детьми тех лет. Дети ухаживают за центральной частью села и благоустраивают ее; проводят экологические рейды вокруг Черного и Белого прудов, у здания Великосельского музея.

Участвуя в патриотической туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - Ярославия», посещая государственные и школьные музеи, дети расширяют свои знания по истории родного края.

Краеведческая работа включает организацию индивидуальной деятельности школьников. Это может быть чтение литературы об исторических событиях, работа с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовка рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, ведение музейной документации, наблюдение за жизнью

и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др. Учащиеся разрабатывают тексты экскурсий, проводят поисковую и исследовательскую работу, осуществляют запросы в Государственный архив, различные музеи, например в Государственный исторический музей, Музей флота и истории Риги и др.

По итогам определенного периода исследовательской работы обычно проводятся историко-краеведческие конференции. Ежегодно учащиеся выступают с докладами, рефератами, исследованиями и презентациями на школьных научно-практических конференциях, районных и областных конкурсах. Так, например, на областном конкурсе «От Петра до наших дней» ученицы школы представляли творческую работу «Красота и история вокруг нас», исследовательскую работу «Царский подарок» и заняли первые места.

Важнейшим средством воспитания гражданской идентичности сельских школьников является проектная деятельность. В школе определены приоритетные направления деятельности, которые реализуются через социально значимые проекты и ориентированы на непосредственное приобщение учащихся к жизни в обществе, формирование их гражданской позиции. Многие проекты носят комплексный характер, то есть решают комплекс воспитательных и образовательных задач, предусматривают участие детей в различных видах деятельности [2]. Остановимся на некоторых из них.

Один из проектов - «Первая Виктория». В нем каждый ребенок находит свою роль, форму участия и способ реализации своих возможностей. Так, на территории села проводится реконструкция Полтавской битвы, и школьники принимают в ней непосредственное участие. Ученики воссоздают события Полтавской битвы, что предусматривает проживание учащихся в полевых условиях. Учащиеся могут попробовать себя в роли защитников Отечества, прочувствовать дух и атмосферу того времени, осознать такие ценности, как героизм, доблесть, отвага, патриотизм.

Другие учащиеся проводят у школы интерактивные экскурсии «Царский подарок» с участием исторических личностей: Петра I, Меншикова, Репнина, роли которых исполняют ученики школы.

Учащиеся организуют научно-практическую конференцию «Славою предков мы можем гордиться...», концерт патриотической песни «На привале», мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины:

- общепоселковый праздник День Победы,

- традиционную ежегодную Вахту памяти у монумента Неизвестному Солдату 9 мая,

- митинг «Свеча Памяти»,

- уроки Мужества, классные часы к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны,

- поздравления и концерты для ветеранов войны и труда Вели-косельского поселения, церемонию вручения юбилейных медалей.

Результатами выполненных проектов явились: озеленение территории села, обустройство пешеходной аллеи, поддержание порядка в липовом парке (липовый парк, находящийся на территории с. Великое, является памятником природы и существует уже более 100 лет); создание клумб долгосрочного цветения в центре села; озеленение и дизайн школьной территории.

В селе Великое более 150 памятников архитектуры и природы, которые охраняются государством. Это послужило основой для инициирования проекта «Горжусь тобой, мое село». При работе над проектом использовались материалы газет «Гаврилов-Ямский вестник» и «Великосельский благовест», книги о родном крае. Обучающиеся готовили рассказы об улицах, достопримечательностях, памятниках природы, рассказывали об этом одноклассникам. Много интересной информации школьники получили при посещении клуба «Ветеран», детского приходского центра, во время встреч с интересными людьми села Великое. Учащиеся совершили экскурсии на 21 улицу села, узнали, как они называются и почему. Были на экскурсиях в липовом парке, у Черного, Белого, Красного прудов, Локаловского особняка. Много интересной и полезной информации получили в местном краеведческом музее, в Великосельской библиотеке. Собранные материалы легли в основу интерактивных экскурсий, выставок, презентаций, включены в пособия для обучающихся.

Как правило, каждый проект решает комплекс задач и охватывает различные направления и виды деятельности детей, способствует формированию гражданственности и патриотизма у сельских детей. Проектная деятельность является системообразующей, она тесно связана с экскурсионной и краеведческой работой учащихся, которая пронизывает учебный и внеучебный процесс, всю жизнедеятельность коллектива.

Разносторонняя краеведческая деятельность привела к созданию школьного музея «Светелка». Эта инициатива стала коллек-

тивным проектом, который дети сами разрабатывали и реализовы-вали под руководством преподавателя технологии по программе «Хозяин и хозяйка сельского дома». Мальчики работали с деревом, а внутреннее убранство выполнено руками девочек с использованием льняного полотна.

В нынешних условиях очень важна работа школьного музея, поскольку историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских качеств.

Деятельность школьного музея - это одна из составляющих общешкольной программы «Село моё - источник красоты и доброты». Краеведческая деятельность объединяет тех учащихся, которые стремятся к самостоятельному приобретению знаний на основе углубленного знакомства с документальными материалами местных архивов, музеев, научной и художественной краеведческой литературой, готовы к проведению краеведческих исследований в экспедициях. Подобранный материал обобщается и представляется в виде интерактивных сезонных экскурсий для учащихся школы и гостей села:

«Ярмарочная карусель», «Сватовство по-великосельски», «Великосельские посиделки», «Новогодние забавы», «Рождественские святки-колядки», «Широкая Масленица», «Весенние забавы», «Царский подарок».

Музей «Светёлка» паспортизирован в декабре 2008 г. как школьный историко-этнографический музей. Его деятельность не ограничивается интерактивными программами для детей и взрослых. Учащиеся ведут постоянную поисково-исследовательскую работу, оказывают практическую помощь своим социальным партнёрам, занимаются в краеведческих школьных клубах «Юные историки-краеведы» и «Селяне».

Школьники-краеведы встречают гостей из самых разных уголков России и даже ближнего и дальнего зарубежья. С мая 2007 г. гостями школьного музея «Светёлка» стали более 7000 экскурсантов. Среди них - школьники и студенты, преподаватели и студенты МГУ им. М. В. Ломоносова, университета Дружбы народов,

гимназисты из ФРГ и коллективы московских НИИ «Техатом» и «Атомэкспорт», туроператоры, участники районных, областных и зональных семинаров учителей общеобразовательных школ и многие другие. Активисты школьного музея предлагают гостям разнообразные интерактивные программы, объединённые в общий проект под названием «Льняная сказка». Название проекта выбрано не случайно, ведь именно селу Великому суждено было стать родиной тончайшего льняного полотна, которое вошло в производство льняной ткани как «Ярославское полотно».

Школьный музей не может существовать изолированно, быть вне социума. Социальное партнёрство - это один из признаков деятельности школьного музея. Великосельская школа сотрудничает с большим числом организаций. Социальными партнёрами школы являются турфирма «Ярославские путешествия», школы района и области, Сельский краеведческий музей и Музей ямщика г. Гаври-лов-Яма, центральная районная и сельская библиотеки, клуб «Ветеран», православные храмы села, школьный детский дом и детский сад, Великосельский аграрный техникум, областной Центр детского и юношеского туризма.

Организуются встречи в клубе «Ветеран». Ветераны выступают на уроках мужества, их рассказы часто служат толчком к началу поисковой работы. Традиционным стало и приглашение ветеранов на праздничный концерт, посвященный Дню Победы, сбор материалов о судьбе своих предков, родственников - участников Великой Отечественной войны, знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о Великой Отечественной войне. Школьники проявляют постоянную заботу о ветеранах и оказывают им посильную помощь.

В центральной районной библиотеке ежегодно проходят краеведческие чтения, где с докладами выступают учителя и учащиеся школы. Кроме того, на базе библиотеки работает районный музей, где организуются тематические экскурсии. Сельская библиотека оказывает помощь в подборе краеведческого материала. Как дети, так и библиотекари - частые гости друг у друга. Работники библиотеки организуют библиотечные занятия по истории малой родины, оказывают помощь активистам музея при подборе материалов к краеведческим конкурсам и проектам.

Социальный партнер школы - Великосельский аграрный техникум, где проводятся ежегодные православные олимпиады по

истории России. Активисты школьного музея являются их постоянными участниками.

В кружках Центра детского досуга села дети занимаются творческой работой (рисование, изготовление изделий из глины, роспись глиняных изделий), в которой находит отражение история села Великого и его традиций.

Три православных храма села занимают важное место в духовно-нравственном воспитании обучающихся школы. Активисты школьного музея принимают участие в православных праздниках, встречаются со священнослужителями для обсуждения нравственных проблем, оказывают необходимую помощь храмам. В школе разработана программа по основам православной культуры «Русь. Россия. Родина моя» для начального и среднего звена. В рамках программы изучаются местные достопримечательности, православные праздники.

Один из главных социальных партнёров школы - сельский краеведческий музей. Здесь черпается богатый материал при разработке различных краеведческих проектов, при подготовке к районным и областным краеведческим конкурсам и чтениям. Совместно с сельским музеем разработаны и реализуются программы интерактивных экскурсий на базе двух музеев. Эти программы пользуются успехом у наших экскурсантов, а активисты школьного музея имеют возможность профессиональных проб в качестве экскурсоводов и аниматоров. Работа в школьном музее даёт возможность ученикам осваивать различные социальные роли.

Большие возможностей открыл для учащихся школы областной Центр детского и юношеского туризма: участие в различных интеллектуальных и спортивных конкурсах и играх, организация различных встреч и экскурсий, поездки по историческим местам и городам России. Учащиеся путешествуют по многим местах нашей страны, что позволяет детям знакомиться с историко-краевед-ческими объектами в их естественных условиях. Одна из задач этих поездок - установление связи материала, изложенного в учебниках и книгах, с современностью.

Результативность краеведческой деятельности детей очевидна. Это успешные выступления учащихся на ежегодных областных конкурсах «Юные краеведы Ярославии» и «Активисты школьных музеев», где команды школы стабильно занимают призовые места.

С большим чувством ответственности школьники представляют Ярославскую область на международной туристской ярмарке «ЬеаБиге» своими интерактивными программами «Первая Виктория» и «Ярмарочная карусель», Гаврилов-Ямский муниципальный район - на областной выставке «ЯрАгро». Дети участвуют в конкурсе туристско-краеведческого движения «Отечество». С 2007 г. они занимают призовые места в номинациях «Литературное краеведение» и «Наши земляки», «Военная история», «Культурное наследие», «История образования».

Главный результат краеведческой работы - это осознание ответственности учеников за судьбу села, его настоящее и будущее, их созидательное отношение к происходящим событиям, активное участие школьников в делах по благоустройству села, забота об окружающих людях, бережное отношение к природе.

Примечания

1. Воспитание гражданской идентичности сельских школьников: опыт региональной инновационной площадки: учебно-методическое пособие / под ред. Л. В. Байбородовой, А. В. Репиной. Ярославль : Департамент образования Ярославской области, 2013. С. 40-73.

2. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах. М. : Просвещение, 2013. С. 67-108.

УДК 371.233.2; 371.233.4

А. В. Наумов, Ю. Е. Алехина

«ТРИ ДНЯ В СТОЛИЦЕ СКОРОСТЕЙ» -ЭКСКУРСИОННАЯ ПРОГРАММА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ

В статье рассматриваются исторические предпосылки для создания нового ракурса в продвижении Нижегородского региона, который позволит «освежить» образ Нижнего и привлечь интерес молодой аудитории. Авторами разработан тур «Три дня в столице скоростей», ориентированный на учащихся 5-11-х классов. Тур показывает значимость региона в становлении промышленной и научной мощи нашей страны, включает в себя развлекательную составляющую, основанную на высоких технологиях (например, гонки дронов на воде или мастер-класс по робототехнике).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.