уровня мотивации, осознанности правильности сделанного профессионального выбора. И позволяет сделать вывод о том, что педагогическими условиями эффективности социально-профессионального ориентирования курсантов являются скоординнированность взглядов, подходов, организационных действий командиров, наставников, воспитательных служб, наличие программнометодического обеспечения, осуществление мониторинга.
Библиографический список
1. Осипов В.А. Ориентация учащихся на военные профессии в условиях обучения в кадетских классах: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2003.
2. Психологический словарь. - Ростов-на-Дону, 2004.
3. Современный словарь иностранных слов. -СПб., 1994.
4. Эффективные технологии профессионального образования. - М., 2005.
УДК 371
Александрова Лариса Юрьевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
aleksan dro valyu@mail. ги
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Анализ опыта социального воспитания, результаты научно-педагогических исследований последних лет, позволяют утверждать, что заложенные во внешкольной среде возможности — эффективное средство формирования активной социально-гражданской позиции сельского школьника. Одним из видов его включения во внешкольную среду может стать краеведческая деятельность. В статье раскрываются педагогические условия эффективности краеведческой деятельности в социальном воспитании сельских школьников, исходя из опыта организации краеведческой деятельности Усть-Ламенской средней школы Голышмановского района Тюменской области.
Ключевые слова: внешкольная среда, сельский школьник, краеведческая деятельность.
Внешкольная среда оказывает серьёзное влияние на весь образ жизни сельского школьника. Столь же непреходяща роль среды в формировании у сельского школьника потребности в социально значимой деятельности (в нашем случае - краеведческой), которая расширяет круг общения и удовлетворяет потребность в общественной активности [1, с. 56-58].
С нашей точки зрения, добиться успеха в социальном воспитании сельских школьников средствами краеведческой деятельности можно при соблюдении следующих педагогических условий. Во-первых, дифференцированный и личностноориентированный подход к каждому участнику краеведческой деятельности при комплексном изучении всех проблем края на местном материале.
При определении краеведческих заданий необходимо постоянно опираться на мотивацию, учитывать побудительные причины краеведческих интересов сельских школьников и отчасти самих учителей. Поэтому если научное краеведение охватывает всё многообразие фактов из жиз-
ни края, стремится к исчерпывающей полноте описания, исследования, то школьное краеведение избирательно, является педагогически оправданным, педагогически целесообразным и организованным [4, с. 65]. Календарный план круглогодичной краеведческой деятельности сельских школьников составлен в строгой последовательности от более простых краеведческих заданий и менее привлекательных к более сложным мероприятиям и более привлекательным.
Исходя из «Положения об итоговой аттестации выпускников средней и основной школы» от 2006 года можно составить «Положение о научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся», на педагогическом совете рассмотреть, а затем утвердить директором школы. Данное положение разрешает сдачу выпускных экзаменов за курс основной школы в форме написания поисково-исследовательской работы или проекта по любому предмету, желательно с использованием национально-регионального компонента. Учащиеся на практике могут убедиться, каким огромным трудом добывается новое
знание. Защита работы в МОУ «Усть-Ламенская СОШ» проходит в четыре этапа. Первый - участие в Дне Науки школы, второй - участие в районной краеведческой олимпиаде «Голышманов-ская земля», третий - выступление на экзамене по предмету, соответствующему теме работы, четвёртый - выход на областную краеведческую олимпиаду «Мы живём в Сибири!» и областную конференцию молодых исследователей «Шаг в будущее». Не редкость участие лучших работ во всероссийских конкурсах «Человек в истории. XX век» и «Малая Родина», в конференциях молодых исследователей «Шаг в будущее».
Направления краеведческой деятельности индивидуальны для каждого объединения сельских школьников, вплоть до отдельного ученика, в зависимости от возможностей и интересов конкретных учащихся и их объединений. Если сельский школьник увлекается астрономией, то в его исследовательской работе тесно переплетается материал исторический, краеведческий и астрономический. Например, в исследовании Сазоновой Ларисы «Огненный след над Сибирью» идет рассказ о Тунгусском метеорите и быте местного народа Сибири. В работе Гребенкина Александра «Во имя спорта на земле» переплетается историческая тема и спортивная, исследование заканчивается проектом «Скалолазание», где автор предлагает создать в школе аналогичный кружок. И весьма существенная сторона краеведческой деятельности - неразрывная связь изучения основ наук с практикой, жизнью, окружающей действительностью. Центр «Берегиня» использует краеведческие исследования по охвату территории: субрегиональные (Голышмановский район); региональные (Тюменская область) и межрегиональные (Сибирь).
Программа дополнительного образования «Шаг в XXI век» (на пять лет) охватывает разные направления краеведческой деятельности центра: военно-спортивное, оздоровительное, экологическое, этнографическое, историко-краеведческое и прикладного творчества. Чтобы привлечь сельских школьников к краеведческой деятельности ежемесячно работают микроцентры по интересам. В микроцентре «Я - этимолог» сельские школьники изучают мир насекомых своего района, учатся составлять коллекции. В микроцентре «Каблучок» встречаются со старожилами, которые не только знакомят с народными танцами (например, молодёжный танец «Шестёр-
ка»), но и разучивают. При краеведческом центре работает консультационный пункт, где старшеклассники дают рекомендации по правильному сбору местного материала, помогают договориться о встрече с тем или иным жителем села, района. Только в условиях многопрофильного коллектива, каковым является краеведческое объединение, возникает возможность принимать участие в сборе информации по той или иной проблеме села, проектировать, находить решения по экологическому восстановлению окружающей среды, возрождению местного производства, добиваться их реализации.
Вторым педагогическим условием является умелое сочетание образовательного и воспитательного аспекта краеведческой деятельности через преемственность поколений краеведов и социальную ориентированность заданий.
Краеведческая деятельность включает в себя учебную и внеурочную разновидность краеведческой деятельности. Эти два вида находятся в тесной связи и дополняют друг друга [3, с. 52]. Однако, как показали наблюдения, между ними имеются и различия - по содержанию, формам работы, принципам комплектования группы участников краеведческого кружка. Если в учебной краеведческой деятельности обязаны участвовать все сельские школьники, то во внешкольной -только по желанию. Учебная краеведческая деятельность связана с проведением учебных занятий, уроков, внеурочная опирается на такие формы, как краеведческий центр, походы, экскурсии, экспедиции, вечера и т.д. Таким образом, сельские школьники получают знания по краеведению на уроках, на занятиях краеведческого центра или путешествуя.
Необходимо помнить, что детские краеведческие коллективы бывают одновозрастными и разновозрастными. Практический опыт показывает, что в разновозрастном коллективе больше возможностей полнее использовать возрастные и индивидуальные особенности сельских школьников, быстрее и глубже создавать и закреплять новые традиции, формировать социальный опыт через преемственность от старших к младшим. Старшеклассники, являясь инструкторами, помогают младшим школьникам адаптироваться к палаточным условиям жизни, вести полевую документацию, проводить анкетирование и интервьюирование среди населения села и близь лежащих деревень, овладевать первичными навыками ис-
следовательской деятельности. Краеведческая деятельность будет более эффективной, если ею охвачено всё население села, когда в сборе краеведческого материала участвуют и воспитанники детского сада «Буратино», и сельские школьники, и их родители, и старожилы села Усть-Ламенка.
В краеведческой деятельности широко используются исследовательские и поисковые методы работы сельских школьников. В нашем случае они являются социально-ориентированными, так как направлены на выполнение социальных заказов села, района, области. В преддверии 60-летия Великой Победы члены краеведческого центра «Берегиня» собрали воспоминания очевидцев Великой Отечественной войны и выпустили сборник «Очевидцы войны грядущим поколениям». По социальному заказу администрации района в 2006 году был выпущен сборник произведений местных поэтов и писателей «Рифмой о Родине», а в 2007 году исторический сборник воспоминаний участников детского и молодёжного движения «Песня горна».
При выполнении краеведческих заданий сельские школьники участвуют в разноплановой деятельности. Они могут выступать в роли экскурсоводов, участников или организаторов мероприятий, а также в роли исследователей [2, с. 62]. Сельские школьники осуществляют шефство над памятниками природы и культуры, в частности помогают убирать территорию вокруг них. Школьный музей устанавливает контакты с обществами охраны памятников истории и культуры, охраны природы. Активисты музея в соответствии с планом этих обществ изучают имеющиеся памятники, организуют шефство над ними. Например, в рамках направления «Наследие» шёл сбор информации по культурной ценности архитектурных памятников Слободской площади села. В 2008 году из департамента культуры по защите исторических и культурных памятников получен официальный документ о признании архитектурной ценности Осокинских зданий. В нём упоминается значимость поисково-исследовательской работы «Слободская площадь», выполненной активистами центра «Берегиня». При утверждении данного постановления на федеральном уровне на восстановление Осокинских зданий, относящихся ко второй половины XIX века, будут поступать средства из государственного бюджета.
Третьим педагогическим условием является привлечение воспитательных возможностей
школьного музея не только в урочное и внеурочное время, но и в каникулярное. Спектр воздействия школьного музея на социальное воспитание сельских школьников возрастает из-за участия в поисково-исследовательской и научной работе, которая возможна при использовании краеведческой деятельности.
Во-первых, это совместная деятельность в условиях постоянно меняющейся среды общения -сегодня это сельская среда, завтра - окультуренная природа, затем - музейная среда. Во-вторых; использование постоянно меняющиеся формы освоения этой среды общения (экскурсии, краеведческие походы, слеты, археологические изыскания, краеведческие чтения, конкурсы, поисковые экспедиции, полевые лагеря). В-третьих, как необходимое условие соединения формы освоения со средой общения, непременное наличие нормы общения, выступающей в виде нравственно-практического императива - «Кодекс краеведа». В-четвёртых, обязательное для всех форм краеведческой деятельности последействие, выполняющее функции выявления обратной связи и диагностики результатов конкретной работы. В-пятых, реальная возможность создания детских движений и организаций. В-шестых, универсальное средство расширения мировоззрения учащихся, их патриотического воспитания, физической и моральной закалки. В-седьмых, сочетание учебно-воспитательных целей с общественнополезной деятельностью учащихся по изучению истории и природы родного края, выявлению и охране объектов природы, памятников истории и культуры, пополнению предметных кабинетов наглядными пособиями, созданию краеведческих уголков, комнат, школьных музеев, тем более диапазон практической деятельности юных краеведов чрезвычайно широк [6, с. 87-92].
Педагогически целесообразное, методически грамотное использование социализирующих потенциалов школьного музея в краеведческой деятельности повысит эффективность социального воспитания сельских школьников. Овеществлённая историческая память народа, магия подлинности, умение просвещать, не поучая, делает их объективно востребованными обществом. В населенных пунктах, где нет государственных музеев, школьный музей берет на себя обязанности работы с населением сельской местности. Так, в школьном музее организуются чтения по истории края. Активными участниками их являются
учителя, местные краеведы, а также учащиеся старших классов. Само собой разумеется, эти сообщения сопровождаются показом экспозиции музея.
В 2007 году решили использовать методы музейной педагогики и предложили классам вместо поисковых заданий создать мини-музеи и провести по ним экскурсии. Классы выбрали следующие темы мини-музеев: «Игрушки-забавы», «Народные промыслы», «Экология и мы», «Горница» и т.д. Получилось достаточно интересно и увлекательно. Сельские школьники не только включились в поисково-исследовательскую деятельность, но и познакомились с правилами оформления экспозиций и проведения по ним экскурсий.
Необходимый этап в работе школьников-ак-тивистов - выполнение заданий местного музея. Например, пять лет назад появилась муниципальная целевая программа «Не исчезай, моё село!», финансирование которой осуществляется из целевой федеральной программы «Молодёжь России». Группа «Юный экскурсовод» ежегодно выезжает на места исчезнувших деревень и изучает их историю. Итог работы - своеобразная летопись ушедших деревень, достоверная, правдивая, образная.
Отлажена система сбора информации. В начале каждого учебного года собирается актив центра и разрабатывает поисковые задания. Ребята стараются выяснить, а какие проблемы ещё не освещены в экспозициях музея, какие требуют доработки. Первого сентября на торжественной линейке открытия учебного года подводятся итоги поиска за предыдущий год, проходит награждение лучших поисковых групп, раздаются новые поисковые задания. Контроль за выполнением поисковых заданий классами осуществляется через следопытов, это два представителя от класса, которые входят в актив центра.
В школьном музее проводятся мероприятия и для родителей, иногда с приглашением жителей из других сел. Им тоже интересно узнать результаты работы своих детей, подробности истории своего района или улицы. Итогом поисково-исследовательской работы музея за год является историко-краеведческая игра «Наследники».
На базе школьного музея может быть создана методическая служба по изучению национально-регионального компонента на уроках в школе и районе. По стандарту общешкольного образования РФ десять - пятнадцать процентов отводится на изучение НРК. По национально-регио-
нальному материалу села или деревни не выпускаются печатные сборники. Данный материал хранится в фондах школьных музеев. На протяжении тринадцати лет в результате плодотворной краеведческой деятельности школьный музей имеет богатый архив. Здесь собраны статьи из средств массовой информации, воспоминания старожилов села, района, зарисовки местности села и района, статистика из фондов народного музея районного посёлка Голышманово, наиболее удачные разработки уроков с использованием НРК. В результате взаимообмена и сотрудничества музеев района копилка на базе Усть-Ла-менского музея пополняется.
Диалектическая взаимосвязь туризма и краеведения осуществляется через использование экспедиции и краеведческих походов, как одних из форм краеведческой деятельности школьного музея. Для сельских школьников старших классов основу цикла составляют экспедиции, которые, как правило, требуют более длительной подготовки: от нескольких дней до нескольких недель и от одного до двух месяцев и более. Для сельских школьников средних классов основу краеведческих циклов образуют походы от одного до трёх дней, а также многодневные. Для младших классов основу краеведческих циклов составляют экскурсии, прогулки и однодневные походы. Причем проводятся они в ближайшем природно-социальном окружении. Экспедиции могут включать не только передвижение, изучение окружающей среды, но и досуговую часть - викторины, конкурсы и т.д. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Экспедиция предусматривает передвижение активным способом по заранее проложенному маршруту, который может проходить по территории, как родного края, так и отдаленных районов региона. В последнем случае необходимо согласовывать деятельность краеведческого центра с центром дополнительного образования и получить маршрутную карту. Краеведческие экспедиции, как правило, являются дальними экскурсиями, проводимыми в исследовательских целях или с намерением выполнить определенную общественно полезную работу [5, с. 25].
В летнее время сельские школьники осуществляют пешие экспедиции и на велосипедах, а зимой помимо пеших походов, на лыжах. Сельские школьники не только выполняют исследователь-
ские задания по краеведению, но и улучшают техническую подготовку. Педагогически правильно организованная краеведческая деятельность не ограничивается экспедицией, а включает их подготовку и подведение итогов: обработку собранных материалов, организацию и проведение вечеров-отчетов, подготовку выставок и экспозиций. Это позволяет краеведческую работу сделать непрерывным, целостным процессом.
Исходя из выше изложенного предполагается, что школьный музей является своеобразным образовательно-воспитательным центром, поскольку он ведёт в меру своих возможностей поисково-собирательскую и экспедиционную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы. В учебное время здесь проходят экскурсии, уроки, конференции, встречи. Но как показывает практика, в летнее время большинство школьных музеев бездействует, или работает не в полную силу. В то же время для всех не секрет, что лето - самое плодотворное время года для организации краеведческой научно-исследовательской и экспедиционной работы школьников. Школьный музей играет большую роль в организации летнего отдыха сельских школьников. Это непросто экскурсии, а работа профильного - эколого-этнографо-краеведческо-го и военно-спортивного лагеря «Берегиня».
Таким образом, организующую и направляющую роль в краеведческой деятельности сельской школы может выполнять школьный музей. Они не только оттачивают навыки краеведческой работы, но и выполняют социальный заказ по сбору, оформлению и сохранению информации
о малой родине, что облегчает с одной стороны, решение задачи организации национально-регионального образования в общеобразовательном учреждении, а с другой стороны способствует успешному формированию социального опыта. Только при осуществлении всех выявленных педагогических условий происходит глубокое осознание социальной значимости краеведческой деятельности и проявление социально-гражданской активности юных краеведов при достижении результатов взаимодействия.
Библиографический список
1. Байбородова Л.В. Сопровождение образовательной деятельности сельских школьников. -Ярославль; М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. - 86 с.
2. Бурдова Л.В. Родники творчества // Внешкольник. - 2009. - №1. - С. 61-63.
3. Гуманистические ценности педагогического краеведения: Тез. докл. межрегион. науч.-метод. конф., 28-29 марта 2000 г. / Отв. ред. Е.М. Аджиева. - Рязань: РГПУ, 2000. - 167 с.
4. Долгов С.А. Социально-культурные условия воспитания гражданственности подростков в процессе деятельности клубов краеведческой направленности: Дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2009. - 171 с.
5. Остапец А.А. Могучее средство развития личности // Дополнительное образование. -2000. - №2. - С. 23-27.
6. Патрушева Е.А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у подростков в историко-краеведческой деятельности школы: Дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2009. - 215 с.