Научная статья на тему 'Пути формирования гражданственности школьников-подростков во внеурочной работе на примерах изучения истории родного края и социально значимой деятельности'

Пути формирования гражданственности школьников-подростков во внеурочной работе на примерах изучения истории родного края и социально значимой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1071
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРАЕВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CIVIC CONSCIOUSNESS / CIVIC POSITION / ADOLESCENTS / OUT-OF-CLASS ACTIVITIES / LOCAL LORE / SOCIALLY SIGNIFICANT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартыненко Юрий Анатольевич

Указываются пути формирования гражданственности учащихся во внеурочной деятельности. Описываются результаты автора по формированию гражданственности школьников-подростков во внеурочной работе через краеведческую и социально значимую деятельность. Эти результаты получены в рамках деятельности школьного музея, краеведческого кружка, клуба и центра гражданского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS OF FORMING OF CIVIC CONSCIOUSNESS OF SCHOOL-TEENAGERS IN PROCESS OF OUT-OF-CLASS WORK THROUGH THE EXAMPLES OF STUDYING LOCAL HISTORY AND SOCIALLY SIGNIFICANT ACTIVITIES

The article indicates the ways of forming of civic consciousness of pupils in out-of-class activities. It describes the outcomes made buy the author in forming of civic consciousness of school-teenagers in out-of-class work by means of activities such as local lore and socially significant activities. These results are made in the course of work of school museum, local lore circle, club and Centre for Civic Education.

Текст научной работы на тему «Пути формирования гражданственности школьников-подростков во внеурочной работе на примерах изучения истории родного края и социально значимой деятельности»

УДК 374.1.018.7

Ю. А. Мартыненко

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ

ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ НА ПРИМЕРАХ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ И СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Указываются пути формирования гражданственности учащихся во внеурочной деятельности. Описываются результаты автора по формированию гражданственности школьников-подростков во внеурочной работе через краеведческую и социально значимую деятельность. Эти результаты получены в рамках деятельности школьного музея, краеведческого кружка, клуба и центра гражданского образования.

Ключевые слова: гражданственность, гражданская позиция, подростки, внеурочная деятельность, краеведение, социально значимая деятельность.

Говоря о формировании гражданственности школьников-подростков, необходимо иметь в виду два момента. Первый из них связан с довольно четко выраженным негативным отношением подрастающего поколения к понятию общественной деятельности и гражданского долга. Многие подростки считают, что это нормально. В таких условиях создаются опасные предпосылки для формирования поколения нигилистов, разуверившихся в людях и том, что происходит вокруг них. Поэтому именно с этой категорией нужно проводить целенаправленную работу по воспитанию качеств, входящих в понятие «гражданственность» [1]. Второй момент, более оптимистичный, заключается в потребности подростков занять определенное место в обществе, среди взрослых, получить признание, добиться результата [2]. Подростковый возраст является сенситивным для формирования мотивации общественно полезной деятельности. Именно в деятельности, исходящей из общественных интересов и продиктованой возвышенными целями, заключается главный признак гражданственности. В процессе практической работы человека знания превращаются в личностные убеждения, человек проявляет их, формирует необходимые компетентности. Как органическая часть нравственного формирования личности воспитание качеств гражданина представляет собой целенаправленный процесс включения подростков в различные виды деятельности, что стимулирует их активность, вырабатывает моральные качества [1]. Гражданская позиция подростка формируется не только в учебной деятельности, но и в процессе внеурочной работы [3].

Анализ диссертационных работ последних лет свидетельствует о том, что формирование гражданственности учащихся во внеурочной деятельности возможно через работу различных детских объединений и проведение мероприятий социально значимой направленности [4-9]; работу детской прессы [10]; социально значимую деятельность общественного экологического объединения [11];

краеведческую работу [1, 12, 13]; музейную педагогику [14]; социальное проектирование [15].

Немногочисленность диссертаций по изучаемой теме свидетельствует об ее актуальности.

В работе не только используется представленный опыт, но и выявляются новые пути формирования гражданственности подростков на примерах изучения истории родного края. Формирование гражданственности школьников-подростков на примерах истории родного края и социально значимой деятельности - организация такой работы, которая будет способствовать воспитанию патриотизма, гордости и любви к Отечеству и малой родине, уважению к российской государственности и культуре иных народов, толерантности, стремлению к миру; восприятию культурного наследия, сохранению традиций и обычаев предков; воспитанию духовно-нравственных качеств и свойств личности; гармоничному соотнесению личных и общественных интересов, стремлению принести пользу отдельному человеку и обществу в целом; соблюдению законов и правил поведения; стремлению к знаниям, самообразованию и саморазвитию в течение всей жизни [16, 17].

Созданные авторами объединения дополнительного образования играют большую роль в формировании гражданственности подростков. Это Музей истории системы образования Первомайского района при Первомайской школе, краеведческое объединение «Исследователь», центр гражданского образования «Шаги» и клуб «Моя родословная». Особенностями работы этих объединений являются интеграция, смежность, взаимосвязь, взаимозависимость, взаимодействие.

В музее учащиеся изучают и фиксируют собранные ими экспонаты, создают музейные экспозиции, составляют тексты экскурсий и выступают с докладами. На базе музея проводятся различные мероприятия районного и областного уровня, в том числе посвященные праздникам и памятным дням России, встречи со старожилами, бывшими педагогами района. Частыми гостями музея явля-

ются участники Великой Отечественной войны, труженики тыла. Только в ходе акции «Открытка -ветерану» 7-8 мая 2012 г. 25 школьников-подрост-ков поздравили на дому 101 ветерана войны и труженика тыла. Традиционно проводятся акции «Ге -оргиевская ленточка», «Подари музею частичку родного края», «Память». Мероприятия не ограничиваются военной и трудовой тематикой. Так, с февраля 2010 г. в музее после встречи школьников и ветеранов спорта создается экспозиция «Волейбол силен династиями».

Во многом благодаря поиску юных краеведов в музее растет количество экспонатов. На конец 2012 г. здесь собрано и экспонируется 726 предметов. Среди них - интересные вещи и копии документов, рассказывающие об этносах района. Например, жителем с. Первомайское К. Г. Эльвестом в музей подарены учебники начала XX в. и 1930-х гг. на эстонском языке. Есть предметы, принадлежавшие семьям русских, белорусов, украинцев, латышей, чулымских татар и других народов и народностей. Они используются как иллюстративный материал на уроках истории, сибиреведения, во внеклассных мероприятиях, театрализованных постановках.

В краеведческом объединении (кружке) «Исследователь» подростки, с помощью опросников и анкет собирают устный краеведческий материал, консультируются с исследователями района и области (Томского областного краеведческого музея, Томского государственного университета и др.). Отработана система работы в библиотеках (в том числе с картотеками), архивах (например, с описями), в музеях (с инвентарными карточками, коллекциями и т. д.), со старожилами. Участие с 2011 г. во Всероссийском проекте «Наша общая Победа» («Наша Победа») позволило записать на видеокамеру воспоминания участников войны, тружеников тыла, детей войны. Школьный музей стал официальным представителем, координатором данной акции в Первомайском районе. К проекту «Наша общая Победа» привлечены Комсомольская, Беляйская, Ежинская, пос. Новый, Улу -Юльская, Сергеевская, Березовская школы, музей д. Туендат. К 2013 г. видеоархив составил 180 фильмов, благодаря чему район занимает первое место в области по количеству видеороликов. Подавляющее большинство фильмов сделаны краеведами Первомайской школы. Таким образом, активисты музея и «Исследователя», большинство из которых подростки, внесли большой вклад в создание всероссийского видеоархива «41-45.su». И эта работа продолжается.

Подростки занимаются написанием различных творческих работ: исследовательских работ, рефератов, социальных и исследовательских проектов, творческих проектов экспериментального плана,

пособий. При этом отрабатывают умения работы с компьютером и Интернетом. Количество творческих работ с каждым годом увеличивается. Они отличаются научностью, содержат ссылки на архивные источники.

Работы ребят, рассказывающие о музейных предметах, о судьбах представителей разных национальностей, конфессий и культур, несомненно, учат толерантному отношению к тем, кто жил или живет рядом. Одним из примеров здесь служит исследование ученицы 9-го класса Первомайской средней школы Алены Гурьевой «Невольные сибиряки», в которой говорится о сосланных в тайгу астраханских татарах и русских. Став спецпересе-ленцами, они не враждовали, а, наоборот, помогали друг другу в трудную минуту. Ребятами написаны исследовательские работы о православных церквях, находившихся на территории района в прошлом, и о современном храме, открывшемся в 2005 г. Со своими наработками юные граждане выступают на конкурсах и конференциях всех уровней и тем самым участвуют в межкультурном взаимодействии.

Не менее перспективной является экспедиционная деятельность. В августе 2008 г. двое активистов музея впервые приняли участие в археологических раскопках на территории Кожевниковского района Томской области в составе отряда Томского государственного университета. В 2010 г. на полевой краеведческой школе «Сибирика-2010» побывали восемь первомайских исследователей. Раскопки помогли ребятам лучше представить жизнь и быт прошлых поколений, научили бережнее относиться к культуре многочисленных народов и племен, заселявших Томскую область много сотен лет назад. В 2012 г. несколько ребят стали участниками археологической разведки в окрестностях с. Первомайского.

Новой для школы формой работы стали и поездки на места сражений Великой Отечественной войны. В международной Вахте Памяти в августе

2011 г. в Смоленской области приняли участие трое членов «Исследователя». Они привезли в музей экспонаты военной поры - советские каски, лопатки, заглушку и рубашку от гранат, кружку и другие предметы. Неизгладимые впечатления оставило в душах ребят перезахоронение останков погибших советских солдат на Поле памяти в г. Ярце-во. В ходе экспедиции они представили войну лучше, чем написано в любом учебнике истории. На основе привезенных предметов разработана и успешно проходит экскурсия «Военные экспонаты нашего музея», которая вызвала большой интерес у детей и взрослых. В 2012 г. на Вахте Памяти побывали еще двое подростков. Они подняли останки шести бойцов.

Объединение «Исследователь» и музей работают и в каникулярное время. С 2007 г. в июне на их базе действует профильный краеведческий лагерь «Робинзон», который за 4 года посетили 66 учащихся 1-9-х классов. Результатом их деятельности стал сбор экспонатов, оформление новых экспозиций, посадка цветов возле памятника репрессированным землякам «Камень скорби», помощь причту Свято-Троицкого прихода, поездка в Томский областной краеведческий музей, музей истории политических репрессий «Следственная тюрьма НКВД» и другие общественно важные дела. Лагерь развивается, в нем появляются новые формы работы. В июне 2012 г. ребята постигали азы туризма, участвовали в преодолении полосы препятствий. Помощь в этом оказал руководитель клуба «Юный турист» школы А. В. Коробцов.

Социальным проектированием ребята занимаются с октября 2005 г. В центре гражданского образования «Шаги» учащиеся не только разрабатывают и реализуют социальные проекты, связанные с краеведением или решением современных проблем жизни общества, но и выступают на конференциях, добиваются побед. Значимость и уровень проектов подтверждаются тем обстоятельством, что все семь лет ребята выходили на областной этап всероссийской акции «Я - гражданин России» и четырежды, в 2006, 2008, 2010 и 2012 гг., в финал, который проходил во всероссийском детском центре «Орленок» и федеральном детском центре «Смена» на Черном море. Причем в 2008 г. стали призерами этого престижного конкурса, а в 2012 г. - победителями.

За прошедшие годы школьниками реализовано девять инициатив. В 2006 г. благодаря их социально значимой деятельности в с. Первомайском был установлен «Камень скорби» - памятник репрессированным землякам. После этого ребята благоустроили сквер ветеранов (проект «Благое дело», 2007 г.), вместе с предпринимателем открыли детское кафе («Детское кафе», 2008 г.), разработали эскиз пляжа («Оборудованный пляж», 2008 г.), увековечили имя учительницы музыки В. В. Бургер («Мы память о ней сохраним!», 2009 г.), очистили

от мусора березовую рощу и установили детскую площадку («Детская площадка “Дачный городок”», 2010 г.), создали эскизы эмблем для сувениров родного села («Сделаем мир ярче!», 2011 г.), создали в школьном музее экспозицию, посвященную землякам - участникам локальных войн («Нам не надо обелисков славы...», 2012 г.), создали в школе службу для оказания оперативной помощи людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию («Служба “Милосердие”», 2012 г.). Темы и дела -разные, но неизменно одно: проекты способствовали развитию детской одаренности, нравственности, духовному совершенствованию подростков, их самореализации. Всего с 2005 по 2012 гг. в разработке и реализации социальных проектов приняли участие 65 школьников. Из них 48 - учащиеся основной школы. Члены и добровольцы службы «Милосердие» с 1 февраля 2012 г. по 1 февраля

2012 г. пришли на выручку 83 людям, оказавшимся беспомощными в силу разных причин.

В центре «Шаги» подростки активно занимаются добровольческой работой, повышают свои знания об обществе, правах граждан Российской Федерации. В 2012 г. победителями областного конкурса «Доброволец года» стали Д. Никитин и В. Алферов. В 2008 и 2012 гг. Т. Петракевич и К. Плиткина стали лауреатами премии Президента РФ по поддержке талантливой молодежи.

Важной для формирования гражданственности школьников-подростков является и деятельность клуба «Моя родословная», открывшегося в 2009 г. Ребята рассказывают о своих предках, составляют родословные деревья, собирают семейные фотографии и документы, знакомятся с культурными, религиозными и этнонациональными традициями родного края. Это способствует формированию ценностных ориентаций, их трансляции в полиэт-ничном обществе, учит толерантности.

Полученный педагогический опыт доказывает, что осуществление общественно полезной деятельности в краеведческих объединениях школы позволяет формировать у подростков гражданственность. Это подтвердила экспериментальная работа.

Список литературы

1. Долгов С. А. Социально-культурные условия воспитания гражданственности подростков в процессе деятельности клубов краеведческой направленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2009.

2. Программа формирования гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проектирования «Твоя позиция, Гражданин»: методические рекомендации для учителей граждановедения и обществознания / сост. Т. И. Кобелева. Самара: Изд-во СГПУ, 2006. 56 с.

3. Резник А. Б. Гражданское становление школьников. М.: Педагогика, 1985. 80 с.

4. Козлова Н. Ю. Формирование гражданственности подростков в системе дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Кемерово, 2011.

5. Корякина Ф. И. Формирование гражданственности у старшеклассников в процессе общественно значимой деятельности: дис. . канд. пед. наук. Якутск, 2004. 170 с.

6. Мартынова В. В. Формирование гражданственности у подростков в процессе освоения социальных ролей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Минск, 1993.

7. Нам М. В. Формирование социальной и гражданской активности старших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2006.

8. Орлова И. К. Формирование гражданственности подростков в условиях взаимодействия общественных объединений и воинских частей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2006. 22 с.

9. Петрич О. И. Воспитание гражданственности у подростков в современных детских общественных объединениях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2011.

10. Доржиева Л. Б. Формирование гражданственности школьников в процессе деятельности детской прессы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2006. 18 с.

11. Божко Н. В. Воспитание гражданственности подростков в процессе социально значимой деятельности общественного экологического объединения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Сургут, 2006. 25 с.

12. Цибизова Е. Б. Гражданское образование школьников крупного города средствами краеведения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2009. 22 с.

13. Патрушева Е. А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у подростков в историко-краеведческой деятельности школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.

14. Чесняк М. Г. Гражданское воспитание старшеклассников средствами музейной педагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2006. 23 с.

15. Кобелева Т. И. Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проектирования: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2006. 186 с.

16. Земцова А. Л. Формирование гражданственности студентов ссуза (на материале экономических дисциплин): дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2010. 157 с.

17. Шайдо М. А. Профильные смены гражданско-патриотической направленности как одно из важнейших средств патриотического воспитания // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 5 (68). С. 70-74.

Мартыненко Ю. А., аспирант.

Федеральное государственное научное учреждение «Институт развития образовательных систем»

Российской академии образования.

Пр. Комсомольский, 75, Томск, Россия, 634041.

E-mail:[email protected], [email protected]

Материал поступил в редакцию 21.02.2013.

Y. A. Martynenko

THE WAYS OF FORMING OF CIVIC CONSCIOUSNESS OF SCHOOL-TEENAGERS IN PROCESS OF OUT-OF-CLASS WORK THROUGH THE EXAMPLES OF STUDYING LOCAL HISTORY AND SOCIALLY SIGNIFICANT ACTIVITIES

The article indicates the ways of forming of civic consciousness of pupils in out-of-class activities. It describes the outcomes made buy the author in forming of civic consciousness of school-teenagers in out-of-class work by means of activities such as local lore and socially significant activities. These results are made in the course of work of school museum, local lore circle, club and Centre for Civic Education.

Key words: civic consciousness, civic position, adolescents, out-of-class activities, local lore, socially significant activities.

Federal State Research Institution “Institute for the Development of Educational Systems” of Russian Academy of Education.

Pr. Komsomolskiy, 75, Tomsk, Russia, 634041.

E-mail:[email protected], [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.