Научная статья на тему 'Совершенствование работы по организации гражданско-патриотического воспитания в образовательных организациях Московской области'

Совершенствование работы по организации гражданско-патриотического воспитания в образовательных организациях Московской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ФОРМЫ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ / CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION / TOURIST AND LOCAL HISTORY ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PRINCIPLES / FORMS OF TOURIST AND LOCAL HISTORY WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлев Денис Евгеньевич

В статье рассматривается туристско-краеведческая деятельность с детьми через призму гражданско-патриотического воспитания. Представлены психолого-педагогические принципы, которые служат руководством при определении содержания, организации, методов обучения и воспитания и отражают, с одной стороны, общие цели и задачи, стоящие перед обществом, с другой стороны, общие закономерности процесса обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of work on the organization of civil and patriotic education in the educational organizations of the Moscow region

The article presents work with children in the spheres of tourism and local history through in terms of civil and patriotic education. There are described psychological and pedagogical principles which serve to determine the contents, organization, training and education methods and reflect, on the one hand, common goals and the tasks the society faces, and on the other hand, the general rules of training and educational process.

Текст научной работы на тему «Совершенствование работы по организации гражданско-патриотического воспитания в образовательных организациях Московской области»

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ТУРИЗМА

УДК 371.485

Д. Е. Яковлев

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматривается туристско-краеведческая деятельность с детьми через призму гражданско-патриотического воспитания. Представлены психолого-педагогические принципы, которые служат руководством при определении содержания, организации, методов обучения и воспитания и отражают, с одной стороны, общие цели и задачи, стоящие перед обществом, с другой стороны, общие закономерности процесса обучения и воспитания.

The article presents work with children in the spheres of tourism and local history through in terms of civil and patriotic education. There are described psychological and pedagogical principles which serve to determine the contents, organization, training and education methods and reflect, on the one hand, common goals and the tasks the society faces, and on the other hand, the general rules of training and educational process.

Ключевые слова; гражданско-патриотическое воспитание, туристско-краеведческая деятельность, психолого-педагогические принципы, формы туристско-краеведческой работы.

Keywords: civil and patriotic education, tourist and local history activity, psychological and pedagogical principles, forms of tourist and local history work.

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.

Очень часто ребенок не может соотнести сухие факты и даты истории, преподаваемые в общеобразовательном учреждении, с его внутренними потребностями, потребностями в личном подвиге, в самосознании своей личности и роли в развитии государства. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Об

этом говорил еще Аврелий Августин Блаженный, отмечая, что никто ничего не делает хорошо, если это против воли, даже если человек делает что-то хорошее. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве обучения верности Отечеству, гуманизму, благородству, гражданской чести, которую невозможно объяснить путем наставлений и рекомендаций. Только собственным примером, «горением души», уважением к людям и земле, взаимопониманием и уважением к воспитаннику можно приобщить ребенка к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям.

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой организованный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие. Воспитатели и учителя должны знать, «кого им нужно воспитывать и выучить, знать не только тот педагогический материал, который сидит или бегает под их руководством, но и тот умственный и нравственный идеал, к которому они обязаны приближать эти вверенные им маленькие живые будущности». Такой вывод сделал выдающийся отечественный историк и педагог В. О. Ключевский, уделявший проблемам воспитания граждан значительное место в своей теоретической и практической деятельности [1].

Говоря о любви к Отечеству, педагогу всегда необходимо помнить, что это качество не должно носить искаженного характера, примесей шовинизма, нездорового национализма, превознесения своей нации над другими. Только любовь, осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства может вызвать в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

Работа по патриотическому воспитанию с детьми должна проводиться комплексно, совместными усилиями родителей, органов государственного управления, образовательных учреждений всех видов и типов.

Интерес к душевным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их поступкам приводит в школьном возрасте к формированию нравственных идеалов, воплощенных в духовном облике человека. Чувство гордости и патриотизма у юного гражданина - это не только знаемая им объективная реконструкция событий и фактов, это - эмоционально ок-

рашенный, внутренне принятый образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.

Педагог дословно с греческого означает «детоводитель», т. е. сопровождающий, рассказывающий ребенку о красоте и устройстве мира, отвечающий на все детские вопросы и открывающий в ребенке нравственно-эстетические качества, которые неразрывно связаны с любовью ко всему живому, к природе, к предкам, истории и Отечеству. Педагог, прежде всего, советник и наставник ребенка [2].

Реализации воспитательной функции не помогут никакие педагогические технологии и учебники, если педагог не отвечает тем качествам, которые он попытается привить детям. И если он сам будет поддерживать проявления антипатриотизма, ксенофобии, экстремизма, искажать действительность, юное поколение не испытает положительного воспитательного воздействия истории -трагической, пусть полной противоречий и катаклизмов, но в целом - славной и богатой.

Гражданско-патриотическое воспитание детей происходит в процессе обучения школьным предметам (воспитание как составляющая урока); во время занятий в кружках, секциях, студиях, в том числе в учреждениях дополнительного образования, куда ребенок приходит по своему личному выбору и ждет от педагога не столько количества информации, сколько ответов на его вопросы и поддержки.

На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Отсюда, ведущей целью воспитания является - учить миру. А это значит:

- помочь детям увидеть, что можно изменить мир к лучшему - группу, семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету;

- вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, в работу по улучшению жизни для всех;

- поддерживать молодых и старых в их работе за лучшую жизнь - для близких, для более широкого круга людей, человечества в целом, природы;

- помогать пониманию того, что плохо, а что хорошо; что содействует добру, а что нет;

- помочь молодым и старым видеть угрозу добру, а затем каждому человеку, группе - научиться содействовать необходимым переменам, в том числе подготовить молодых людей к защите Отечества, к службе в Вооруженных Силах.

Эти задачи решаются совместными усилиями образовательных организаций (школы, дошкольных организаций и организаций дополнительного образования детей), семьи и других организаций.

Программы гражданско-патриотического воспитания общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования пересекаются в двух направлениях:

1. Изучение истории России, в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант, лучших сынов Отечества. Изучение мировой истории и развития геополитики. Ознакомление с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризация (на основе законов «О Государственном флаге РФ», «О Государственном гербе РФ», «О Государственном гимне РФ» и приказа Минобразования России «Об объявлении Федеральных конституционных законов РФ об официальных государственных символах России» от 1 февраля 2002 г. № 271). Изучение истории государственных символов России имеет большое значение в деле воспитания нового поколения людей, любящих Родину, ощущающих духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России.

2. Изучение литературы, музыки, живописи, способствующих эстетическому развитию ребенка. Например, на уроках чтения в начальной школе можно использовать рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество».

В рамках предметного обучения невозможно осуществить все направления гражданско-патриотического воспитания. За пределами урока находятся краеведческая работа, эколого-туристическая деятельность, работа музея, этнографический и археологический поиск.

Эффективность гражданско-патриотического воспитания определяется, прежде всего, деловым сотрудничеством всех взрослых, учреждений и организаций, участвующих в воспитательном процессе, то есть взаимодействием школьной и внешкольной воспитательных сред для нравственного и гражданского формирования личности.

Сегодня воспитательная работа организуется и проводится на единой основе с учетом профиля, назначения и воспитательных возможностей каждого учреждения, возрастных особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и подростков, тесной взаимосвязи патриотических и других мероприятий с учебно-воспитательным процессом.

Одним из действенных направлений патриотического воспитания можно считать туристско-краеведческую работу образовательных учреждений.

Туризм и краеведение в современном их понимании - это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование ценных духовных качеств личности. Теория физического воспитания рассматривает туризм как одно из средств воспитывающего воздействия на подрастающее поколение наряду с физической культурой и спортом.

Передовой педагогический опыт показывает, что воспитание подрастающего поколения в туристско-краеведческой деятельности успешно решается при условии комплексного подхода к этой проблеме. Это означает, что процесс воспитания детей и подростков тем эффективнее, чем полнее отражены в туристско-краевед-ческой деятельности принципы педагогики, научно обоснованы её содержание и методы.

Организация и развитие туристско-краеведческой деятельности учащихся строятся на психолого-педагогических принципах, которые служат руководством при определении содержания, организации, методов обучения и воспитания и отражают, с одной стороны, общие цели и задачи, стоящие перед обществом, с другой стороны, общие закономерности процесса обучения и воспитания.

Принцип целеустремленности предполагает подчинение туристско-краеведческой деятельности задачам воспитания, формирования ценных качеств личности подростка, определяющих мотивы его поведения.

Связь воспитания с жизнью предполагает систематическое ознакомление учащихся с окружающей действительностью, которое в походных условиях достигается путем регулярного проведения политинформаций, бесед, чтения газет и журналов, прослушивания радио, организации диспутов или лекций политического, правового, эстетического, экономического, культурного содержа-

ния. Важно, чтобы юные туристы были в курсе происходящих в стране событий и не замыкались в кругу повседневных дел.

Участие юных туристов в туристско-краеведческих экспедициях, выставках, слетах и др., их трудовая деятельность становятся школой общественного служения, составной частью общенародной борьбы за восстановление духовных ценностей.

Дидактический принцип научности следует рассматривать как единую систему деятельности, управляемую целями и задачами воспитания. Дидактический принцип научности осуществляется в планировании туристско-краеведческой и экскурсионной работы, в системном подходе к ней, а также в предварительном изучении района путешествия, подготовке к выполнению соответствующей работы в походе, обработке собранных материалов.

Принцип коллективизма имеет особое значение в трудовом и нравственном воспитании юных туристов. Только сплоченный туристский коллектив способен пройти сложный маршрут и выполнить поставленные задачи без травм и несчастных случаев.

Туристский коллектив, временный или постоянный, является составной частью общества, отражает его идейную направленность, объединяется на его принципах. Цель туристского коллектива - формирование гармонично развитой личности.

Детские туристские коллективы бывают одновозрастными, например в классе общеобразовательной школы, и разновозрастными, например в общешкольном туристском кружке или в туристском кружке воспитательного учреждения дополнительного образования (Дворца или Дома творчества юных туристов, областной туристской станции, центра юных туристов, туристского клуба и т. д.). В разновозрастном коллективе больше возможностей использовать индивидуальные особенности ребят, закреплять традиции, накапливать опыт совместной деятельности через его преемственность - от старших к младшим.

Принцип сочетания педагогического руководства с развитием самодеятельности и инициативы учащихся имеет важное значение в туристско-краеведческой деятельности. Опыт показывает, как отношения взаимозависимости, рожденные в процессе туристской деятельности, усложняются: учащиеся первоначально исполняют распоряжения руководителя похода, а затем постепенно и сознательно включаются в решение отрядных дел. Коллектив вступает в новую стадию своего развития, которая определяется

более высоким уровнем взаимоотношений - товарищества, долга, ответственности.

Характерной чертой туристской деятельности является насыщенность общественно полезным трудом. В период разработки маршрута, предварительного распределения обязанностей в походе, оформления материалов похода учащиеся оказываются в разных зависимостях по отношению друг к другу. Каждый может активно участвовать в хозяйственных, культурно-просветительных, санитарно-гигиенических и других общих мероприятиях. Это достигается организацией самоуправления, основанного на сочетании единоначалия и демократизма. Каждый участник похода имеет свой участок работы (исследовательской, административно-хозяйственной), за который он полностью отвечает и регулярно отчитывается перед товарищами.

Принципы последовательности, постепенности, систематичности имеют большое значение в туристской работе со школьниками. Соблюдение этих принципов предполагает построение педагогической системы, составные части которой органично взаимосвязаны, образуют целостное единство. Реализация этих принципов предполагает непрерывность педагогического процесса в туристской работе, требует преемственности в воспитательных воздействиях. Важно, чтобы воспитание во время похода (экскурсии, экспедиции) являлось продолжением работы с подростками в течение учебного года в школе и, представляя качественно новый этап, способствовало закреплению ранее полученных знаний, умений, навыков.

Бессистемность в организации и проведении туристских мероприятий, как правило, не дает желаемого воспитательного эффекта. Непродуманность системы туристской работы, игнорирование системы спортивного стимулирования и Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися (приказ Министерства образования РСФСР от 13 июля 1992 г. № 293), нарушение принципа постепенного нарастания допустимой трудности и сложности походов могут привести к перегрузкам, травматизму на маршруте [3].

Принцип доступности туристско-краеведческой деятельности реализуется через её содержание. Туристско-краеведческой деятельности присуща демократичность: в ней не происходит деления подростков на способных и неспособных, одарённых и не-

одарённых. Демократичность туристско-краеведческой деятельности предполагает успешное участие в ней школьников с любым уровнем физического, интеллектуального и эмоционального развития, так как не требует достижения высоких показателей в физической и волевой подготовке, как в спорте, и не предполагает исключительно эмоциональной и интеллектуальной одарённости, как, например, в художественном творчестве.

Краеведческий принцип. Основы краеведческой работы с детьми закладываются в старших группах детского сада и в начальных классах общеобразовательной школы, когда дети начинают знакомиться с природой (прогулки в лес, сбор гербариев и т. д.), историей и культурой родного края (знакомство с местными достопримечательностями).

Собранные в походе и систематизированные краеведческие материалы (таблицы, диаграммы, фотографии, кинокадры, видеофильмы и т. д.) помогают школьникам закреплять знания, полученные на уроках, а учителям - использовать их в учебно-воспитательных целях. Единство учебных и внеурочных занятий обогащает содержание уроков и внеурочной туристско-краеведческой деятельности преподавателей по всем предметам общеобразовательной школы.

Поскольку туристско-краеведческая деятельность является обучающей, ей свойственны такие дидактические принципы, как принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков, а также принцип соединения наглядности обучения с развитием абстрактного мышления.

Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков в туристско-краеведческой деятельности реализуется в том, что участник похода трижды проходит маршрут:

1) когда готовится к нему и изучает особенности края;

2) когда совершает поход;

3) когда обрабатывает собранный перед походом, в походе и после него материал.

В такой интенсивной системе изучения края прочность знаний достаточно высока.

Прочность усвоения знаний, умений и навыков обеспечивает также непрерывная деятельность в походе, связанная с выполнением дежурных обязанностей (повара, кострового, дежурного командира, дежурного штурмана и т. д.), качество которых контролируется и оценивается товарищами.

Принцип соединения наглядности обучения с развитием абстрактного мышления имеет важное значение в туристско-кра-еведческой деятельности. Наглядное познание окружающей действительности даёт возможность воочию видеть объекты, которые трудно, а иногда и невозможно представить по описанию, объяснению, фотографии. Наглядность значительно увеличивает глубину восприятия объекта, что важно для детей и подростков, особенно для тех, мышление которых характеризуется как предметное.

Принцип целостности воспитательного процесса и единства педагогического влияния является одним из важнейших принципов педагогики, особенно успешно осуществляемым в туристско-краеведческой деятельности. Реализация этого принципа способствует одномоментному воздействию на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы подростка, осуществлению органичного слияния образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов.

Принцип единства взглядов, требований и действий со стороны педагогов, родителей, представителей общественности является важным условием успешного воспитания подростков в туристской деятельности. Это условие обеспечивается соблюдением принципов воспитания, использованием форм и методов, применяемых педагогами в различных видах деятельности, в том числе в туристско-краеведческой. Реализация принципа единства взглядов, требований и действий со стороны педагогов, родителей, представителей общественности особенно важна по отношению к учащимся начальных классов, которых родители сопровождают на экскурсии, туристской прогулке, в походе. Передовой педагогический опыт организации совместных мероприятий воспитательного характера показывает высокую активность не только учащихся, но и родителей. Родители, получившие задание провести на привале игру (конкурс, викторину), участвуют в педагогическом процессе вместе с учителем, а не являются объектом воспитательного воздействия, как на родительском собрании. Туристско-краеведческая деятельность даёт возможность активно включать родителей в воспитательный процесс [4].

Школьные музеи занимают особое место в туристско-крае-ведческой деятельности. Основная задача музея - политико-массовая и воспитательная работа с учащимися. В музее можно проводить экскурсии, уроки мужества, занятия кружков, торжественные

линейки, тематические вечера, встречи с участниками Великой Отечественной войны, Героями Советского Союза, Героями Социалистического Труда, Героями России, с деятелями науки, культуры и искусства, знаменитыми земляками, интересными людьми.

Музеи могут быть различной направленности: общекраеведческие, исторические, художественные, этнографические, мемориально-биографические, биологические и др.

Важную роль в патриотическом воспитании учащихся играют музей истории школы, музей боевых частей или боевых событий, музей знаменитого земляка, музей градообразующих предприятий и организаций, этнографический музей, музей местных промыслов и ремесел, музей быта и т п.

Наиболее распространенными в школах являются краеведческие музеи. Следует помнить, что такие музеи отличаются от тури-стско-краеведческого уголка или выставки, организуемых в школе, наличием подлинных материалов. Традиционный путь создания краеведческого музея - сбор материалов во время экскурсий, походов, экспедиций. Частично музей можно пополнить путём пассивного краеведческого поиска (работа с литературными источниками, переписка и т. д.) [5].

Традиции туристской группы как устойчиво повторяющиеся формы поведения и отношений составляют содержательную сторону туристско-краеведческой деятельности. Традиции туристской группы выполняют регулятивные функции. Их сила в определенной инерционности, в преподнесении членам группы в готовом виде апробированных форм и способов поведения в тождественных ситуациях. Традиции экономят время и силы школьников, позволяют им, не задумываясь, действовать соответствующим образом в рамках однажды найденных, опробованных, удобных для данной туристской группы норм поведения. Это еще одно свойство традиции - накапливать и передавать опыт.

Участие в общественно полезной работе - одна из важных туристских традиций. В последние годы значительно усилилась природоохранная и исследовательская работа туристских отрядов. Каждый коллектив проходит несколько этапов освоения общественно полезной деятельности. Для начинающих туристов, как правило, она ограничивается рамками отряда и не представляет ценности для общества. Эта деятельность приучает юношей и девушек участвовать в общественно полезном труде, общественная

значимость которого возрастает со сбором краеведческих материалов, необходимых для создания новых экспозиций в краеведческом музее.

Выступления агитбригад перед трудовыми коллективами, воинами, учащимися стали традицией. Это даёт юным туристам возможность войти в тесное общение с рабочими, фермерами, интеллигенцией, работающей и учащейся молодежью. Одно дело, когда туристы посещают предприятие, воинскую часть как экскурсанты, и совсем другое, когда эти же объекты они осматривают после концерта вместе с людьми, которые там работают, служат, учатся. У членов агитбригады появляется чувство ответственности и гордости за свой труд.

Охрана природы, памятников истории и культуры, экологическая деятельность на маршрутах - важное содержание ту-ристско-краеведческой работы и добрая традиция.

Существуют различные виды, формы и методы туристс-ко-краеведческой и экскурсионной деятельности. Они определены Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися, предусматривающей неукоснительное выполнение изложенных в ней требований и являющейся законом для туристов и всех туристских организаций страны. В Инструкции отражены важнейшие принципы педагогики, обеспечивающие гармоничное развитие туриста, безопасность его занятий туризмом и общественно полезной деятельностью [6].

Основными видами туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности являются: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеологический, мотоциклетный, автомобильный.

Для детских туристских групп разрешены походы: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеологический. Возможно сочетание нескольких видов детской туристско-краевед-ческой деятельности.

Основными формами туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности являются:

Прогулка - простейшая форма туристско-краеведческой деятельности, доступная для детей любого возраста и связанная с наблюдением за окружающим миром, как природным, так и социальным.

Экскурсия - посещение объекта с научными, учебными или общекультурными целями.

Поход - передвижение туристской группы активным способом по заранее составленному маршруту по территории родного края, отдалённому району страны или за её пределами. Продолжительность похода может составлять от одного до нескольких дней.

По содержанию поход может быть: учебно-тренировочным и тематическим. В походе возможно сочетание указанных направлений деятельности.

По характеру организации поход может быть:

• плановым (по путевкам туристских организаций),

• самодеятельным (по маршрутам, выбранным и разработанным туристской группой).

Экспедиция - многодневный поход или дальняя многодневная экскурсия, проводимая в исследовательских целях или с намерением выполнить определённую общественно полезную работу.

Занятия в туристическом кружке (секции, клубе) - предполагают усвоение теории, методики и практических навыков тури-стско-краеведческой работы.

Прогулка и экскурсия могут быть самостоятельным мероприятием или составной частью программы туристского похода или экспедиции.

Наряду с основными формами получили распространение и такие формы туристско-краеведческой деятельности, как слёт, соревнование, конференция, вечер, сбор и др.

К типичным направлениям детского краеведческого поиска относятся:

• история (дореволюционного периода, революционного периода, Великой Отечественной войны и т. д.);

• география (физическая, экономическая по сельскому хозяйству, экономическая по промышленности и др.);

• ботаника (наблюдения и исследования местной флоры);

• зоология (наблюдения и исследования местной фауны).

При этом дети могут сплачиваться в коллективы по интересу

к той или иной профессиональной сфере. Так, зоологическими экскурсиями и походами заинтересуются дети, мечтающие стать ветеринаром, ихтиологом, энтомологом. В процессе путешествия и обработки материалов ребенок сможет попробовать себя в роли такого специалиста, приняв на себя обязанности так называемой «походной должности».

Задача педагога-организатора туристско-краеведческой работы с учащимися состоит в умении раскрыть общественную значимость каждой походной должности, показать её прямую связь с предметами школьного учебного процесса. Именно система тури-стско-краеведческих должностей помогает осуществлять краеведческий принцип в обучении.

Приложение

1. Детский туризм в России: очерки истории 1918-1998 гг. / под ред. Ю. С. Константинова. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.

2. Константинов Ю. С., Куликов В. М. Педагогика школьного туризма. М., 2006.

3. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи. М., 1999.

4. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. М., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Персин А. И. Краеведение и школьные музеи. М., 2006.

6. Сборник официальных документов... М., 1999.

УДК 371.4; 371.8

М. П. Нечаев

ТЕХНОЛОГИИ СКАУТСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ

В статье рассматриваются возможности использования технологий скаутского воспитания в гражданском становлении личности школьника. Представляется программа «Патриот», даются методические рекомендации по ее реализации в образовательной среде школы.

The author considers possibilities of use of scout training technologies in civil formation of the pupil personality. The "Patriot" programme is submitted, there are also provided methodical recommendations on its realization in the educational environment of school.

Ключевые слова: воспитание, скаутское воспитание, патриот, гражданственность.

Keywords: education, scout training, patriot, civic consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.