ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 37.01 DOI: 10.22412/1999-5644-11-4-13
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН И СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Максимов Сергей Николаевич *,
кандидат исторических наук, доцент, [email protected], Степина Елена Геннадиевна*,
кандидат педагогических наук, доцент, [email protected],
*Институт сервисных технологий Российского государственного университета туризма и сервиса, г. Подольск, Московская обл., Российская Федерация
В статье рассматривается военно-историческая реконструкция как одна из форм туристического краеведения и средство патриотического воспитания студенческой молодежи. Данное общественное явление имеет значительный потенциал с точки зрения духовно-нравственного развития личности студентов, поскольку объединяет наиболее значимые составляющие данных процессов: когнитивную, нравственную, духовную, эмоциональную, деятельностную составляющие, соответствующие выделенным авторами этапам формирования патриотического сознания у студенческой молодежи как духовно-нравственного качества личности студентов. Рассматриваемая в контексте туристического краеведения историческая реконструкция расширяет границы туризма как объекта деятельности и науки. Объектом исследования в туристическом краеведении выступает родной край с его географическими, экономическими, историко-культурными особенностями через призму его туристической самобытности. В процессе участия в исторической реконструкции как одной из форм краеведческой деятельности студенты добывают и накапливают знания по истории и культуре родного края; данный вид деятельности способствует формированию у них таких базовых ценностей, как любовь к малой родине, интерес к её истории и культуре, что в итоге способствует формированию у молодых людей этнокультурной идентичности, патриотического сознания и стремления познавать свой родной край. Военно-историческая реконструкция является той формой туристического краеведения, которая отражает характеристики краеведения как целостной системы, функционирующей в мире трехмерных моделей, созданных компонентами пространства, времени и социума.
Ключевые слова: военно-историческая реконструкция, патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие личности, туристическое краеведение, этнокультурная идентичность
Для цитирования: Максимов С. Н., Степина Е. Г. Военно-историческая реконструкция как социокультурный феномен и средство патриотического воспитания студенческой молодежи // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 11. 2017. № 4. С. 104-114. ЮР. 10.22412/1999-5644-11-4-13. Дата поступления статьи: 26.09.2017.
Проблема патриотического воспитания — одна из наиболее обсуждаемых в научной педагогической литературе последних лет. Многие современные ученые уделяют внимание вопросам определения патриотизма и поиска эффективных
средств патриотического воспитания. Приведем некоторые определения: например, В.И. Лутови-нов, определяя патриотизм как любовь к родине, к своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, отмечает также, что
патриотизм есть единство духовности, гражданственности и социальной активности человека, реализующейся в деятельности личности на благо отечества [1]. Данное определение резюмирует и объединяет в себе взгляды нескольких поколений российских деятелей науки на сущность данного феномена. Так, в словаре В.И. Даля мы находим следующее определение:«Патриотизм, любовь к отчизне"1. Определяющим качеством, основной характеристикой патриотического чувства выступает любовь, т.е. духовно-нравственная категория, соответственно, и патриотизм может рассматриваться именно как духовно-нравственная категория. Педагогический энциклопедический словарь также трактует рассматриваемое понятие как любовь к отечеству, включая в этот круг не только любовь к своей земле, но и к собственной культурной среде, из которой человек рождается духовно и нравственно. Данный источник подчеркивает духовные основания патриотизма как обязанности и добродетели, опирающейся на христианскую идею, соединяющую людей, а не разделяющую их 2.
Обращаясь к истории становления отечественной патриотической мысли, мы можем проследить её преемственность и непрерывность, вне зависимости от социально-политических условий или государственного строя.
Классики отечественной педагогической мысли: К. Ушинский, К. Победоносцев, представители русского философского зарубежья, в частности И. Ильин, П. Новгородцев, Г. Федотов, сходятся в том, что православная вера и Отчизна являются теми духовными основаниями, на которых зиждется патриотическая идея русского народа. Так, И. Ильин начало воспитания видел в том, чтобы «вправить душу ребенка в духовный опыт его родины» [2, с. 237]. Главную роль в воспитании здесь играет семья, которая призвана поддерживать и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и отечественную традиции. И. Ильин утверждал, что в основе патриотизма лежит акт духовного самоопределения: «Родина не простое место на земле, где я родился, ... «привык жить», но то духовное место, где я родился духом и откуда я происхожу в моем жизненном творчестве") [2, с. 237]. Известный философ П. Новгородцев отстаивал идею Родины как совокупности духовных благ,
1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского
языка. В 4 томах. М.: АСТ, Астрель, 2007. 420 с.
2 Педагогический энциклопедический словарь // Гл. ред.
Б.М. Бим-Бад, М.: Большая Российская энциклопедия,
2002.
завещанных потомкам предками. Патриотизм, по его мнению, состоит в сохранении этих духовных благ [3, с. 363].
Обращаясь к опыту советской педагогической науки, необходимо отметить крайнюю политизированность и склонность к излишней идеологизации в трактовке столь сложного явления, как патриотизм: в большинстве источников советской эпохи подчеркивается героика и жертвенность патриотизма, необходимая в условиях военного конфликта [4]. Патриот, исходя из определения, данного в Толковом словаре русского языка 1939 г., это человек, преданный своему народу, «который любит свою родину, совершает подвиги во имя интересов своей родины»3. Эти качества, разумеется, необходимы, если стране грозит опасность, но патриотизм не сводится только к героике подвига: это, помимо всего, «стойкое внутреннее состояние, которое порождает повседневную «практическую добродетель» желание и реализованное стремление быть гражданином своей родины там и тогда, где он находится» [5]. В этом смысле уникален опыт Василия Сухомлинского: его видение патриотического воспитания базируется как раз на основе духовно-нравственных ценностей. Он считал, что патриотическое воспитание это сфера духовной жизни, которая проникает во все, что познает, делает, к чему стремится, что любит и ненавидит формирующийся человек.
Приведенные определения помогают нам составить целостную картину для понимания сущности патриотизма и путей его воспитания у современной молодежи. Осмысление понятия патриотизма и воспитание патриотических чувств должно происходить в единстве интеллектуальных, нравственных, духовных усилий со стороны формирующейся личности и выражаться в деятельности. Изучение истории, культуры, природы родного края, готовность к патриотически направленной деятельности — всё это в комплексе может стать эффективным средством патриотического воспитания современной студенческой молодежи.
Данная статья посвящена одному из недавно сложившихся в нашей стране общественному явлению — исторической реконструкции как средству патриотического воспитания молодого поколения. Данное общественное явление, на наш взгляд, имеет значительный потенциал с точки зрения патриотического воспитания
3 Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1939. С. 68.
и духовно-нравственного развития личности студентов, поскольку объединяет наиболее значимые составляющие данных процессов: когнитивную (углубленное изучение истории страны, приобретение и самостоятельный поиск знаний и исторических фактов), нравственную составляющую (воспитание на примере героических подвигов соотечественников, знакомство с обстоятельствами их биографии, нравственная оценка событий тех лет), духовную составляющую (понимание духовной сути событий, знакомство с духовно-нравственной традицией своего народа), эмоциональную (общение со сверстниками), де-ятельностную (подготовка и непосредственное участие в реконструкциях).
В соответствии с выделенными в научной литературе (И. Пастырь) этапами развития патриотического сознания личности и принимая во внимание духовно-культурный компонент патриотизма, мы определили следующие этапы воспитания патриотизма:
1) семейное воспитание;
2) этнокультурная самоидентификация через национальное воспитание;
3) государственно-патриотическое и гражданское воспитание;
4) воспитание толерантного отношения к представителям других народов и религий;
5) воспитание доброжелательного отношения ко всем народам мира.
Обозначенные нами составляющие реконструкции как средства патриотического воспитания студенческой молодежи соответствуют, по нашему мнению, средствам второго и третьего этапов воспитания патриотизма как духовно-нравственного качества личности студентов.
Обратимся теперь к определению и сущности понятия «реконструкция». Данный термин имеет много толкований, одно из них характеризует реконструкцию как «Воссоздание нарушенного первоначального облика... выполненное в натуре или выражающееся в составлении описания, чертежа, рисунка модели. Реконструкция создается на основе сохранившихся частей или фрагментов памятников, исторических источников» [6, с. 230].
Впервые реконструкцию в полном объеме провели во время празднования 600-летия со дня Куликовской битвы. Во время празднования этого события были реконструированы одежда, вооружение воинов той эпохи. Само движение реконструкторов как организованное и самодеятельное направление возникло в конце 80-х
начале 90-х гг. ХХ в. Это была реакция части активного населения на происходящие в нашей стране изменения и пересмотр культурных и политических идеалов и ценностей. Реконструкторы, как первоначально неофициально именуются участники данного движения, расширили понимание реконструкции: она стала пониматься в двух основным аспектах.
Первый аспект — реконструкция материальной культуры, включающей оружие, облачение, военную атрибутику. Второй аспект — театрализованные мероприятия, посвященные различным историческим датам и событиям. Так, ежегодным официальным театрализованным мероприятием в нашей стране стало празднование Дня Бородинской битвы [7]. Первоначально реконструкторы воссоздавали рыцарские доспехи, оружие, не случайно и сейчас существуют много рыцарских клубов — «Романтьеры» (Москва), «Варяг» (Харьков), «Княжеская дружина» (Санкт-Петербург) и мн. др. Впоследствии в связи с празднованием 175-летия бородинского сражения появились клубы, реконструирующие эпоху 1812 г. Сейчас клубы реконструируют и Великую Отечественную войну, и гражданскую, и эпоху войн Ивана Грозного (например, реконструкция битвы 1572 г. у села Молоди). Указанное движение не просто занимается театрализацией: оно объединяет людей различных возрастов, занятых одним делом. Военно-исторические клубы также занимаются патриотическим воспитанием, привлекая школьников, студентов к знакомству с историей нашей страны. Руководитель клуба «Княжеская дружина» говорил по этому поводу: «Круг наших интересов не замыкается только на шоу, мы выполняем еще и военно-патриотическую функцию: привлекая молодых людей к истокам армии, развивая интерес к военному делу»4. Деятельность и состав клубов мы предлагаем рассмотреть на примере клубов, реконструирующих Отечественную войну 1812 г. Война, принесшая славу России, закончилась, по словам М.И. Кутузова, «вследствие полного истребления неприятеля» [8, с. 30—32].
Война, в которой «отсталая» и «темная» Россия смогла остановить и разгромить могущественного завоевателя Европы, показала великий моральный подъем и великую силу русских солдат, офицеров и простого народа, в том числе и народов, населяющих Россию — белорусов, башкир, татар, украинцев и других в своей любви
4 Глухарев, И.В. Движение военно-исторической реконструкции как социокультурный феномен: дис. ... канд. культурологи. М., 2000. 132 с.
к отечеству и готовности умереть за него. Война закончилась 200 лет назад, но до сих пор патриотический дух тех событий вдохновляет потомков на воссоздание тех исторических событий. Многие из них собираются и организовывают военно-исторические клубы, которые ежегодно на Бородинском поле и других полях Отечественной войны инсценируют и восстанавливают те великие битвы. Реконструируются оба войска, как наполеоновское, так и российское.
Реконструкторское движение, как было отмечено ранее, зародилось в конце 80-х гг. ХХ в. Уже в 1987 г. на праздновании 175-летия Отечественной войны на Бородинское поле вышли первые реконструкторы. Среди многочисленных клубов есть такие, которые насчитывают многолетнюю историю и достаточно большое количество членов. К подобным клубам можно отнести клуб «2-й швейцарский полк» из города Зеленограда под руководством Франсуа (А. Вилков). Клуб был основан в 1994 г., и уже в сентябре 1994 г. члены клуба вышли на Бородинское поле. В клубе занимаются жители Москвы, Зеленограда, Московской области в возрасте от 12 до 48 лет. При этом все имеют полный комплект военной формы и муляжи оружия. Наличие военной формы, идентичной подлинной, одно из главных условий участия военных клубов в реконструкциях сражений. Подобные клубы существуют и за границей. Но в отличие от российских клубов, за границей (за исключением Польши и Чехии), в реконструкции принимают участие люди, занимающиеся подобным видом активного отдыха в основном на пенсии. В России в реконструкторском движении принимают участие люди практически всех возрастов. 2-й Швейцарский полк участвует во всех реконструкциях битв, выезжая на реконструкции в Германию, Швейцарию, Австрию, Италию. Оплата проезда осуществляется как за счет стороны, приглашающей клубы, так и за счет средств самих клубов. Многие клубы организовывают сбор средств или членские взносы. Но не все клубы являются такими организованными и структурированными, как «швейцарцы», существуют клубы, в которых есть небольшое число постоянных участников, выезжающих на мероприятия. Обычно это происходит во время крупных мероприятий, когда для получения признания и, следовательно, ожидания дальнейших приглашений на подобные мероприятия выступают некоторые клубы, так например поступает клуб Московская купеческая сотня под руководством Рустема. Участие в подобных мероприятиях — реконструкциях требует от участников
огромной любви к истории Отечества. По словам одного из участников клуба «Московская купеческая сотня» Яна, «реконструкция — это не только возможность заглянуть в прошлое нашей страны, но и возможность пообщаться. Завести новых друзей и знакомства». Среди клубов, реконструирующих французскую армию, можно упомянуть «7-й легкий полк» из Казани. Этот полк, наравне с «казанским ополчением», участвовал в реконструкции Бородинской битвы в 2012 — юбилейном году. Руководитель клуба Владислав рассказал, что каждому приходящему в клуб новичку «обещают, что он будет «шиться»: шить форму, штаны, иногда кивера. Не каждый выдерживает подобный прессинг». Многие клубы принимают участие в съемках фильмов, посвященных 1812 г., как, например, один из старейших клубов — «Новик», представляющий 7-й легкий полк из Нижнего Новгорода, 3-я рота московского гренадерского полка, швейцарцы и мн. др.
Большинством клубов руководят мужчины, но есть «2-я рота московских гренадер», которыми успешно руководит заместитель главы управы Восточное Бирюлево Ирина Пастернак. И самое удивительное, что взрослые мужчины ее слушают и собираются по первому зову. Одним из дорогостоящих и, наверное, самым красивым видом войск среди реконстструкторов являются кавалеристы. Реконструкторы Ахтырского гусарского полка из городов Щелково и Красноармейска имеют свою конюшню, лошадей и приезжают на сражения-реконструкции со своим «оружием». Живут они, правда, на Бородино в стороне от основного лагеря на Шевардино.
Реконструкторское движение охватывает не только Россию, но и страны СНГ. Одним из популярных клубов является «Минский пехотный полк» из столицы Республики Беларусь. В данном клубе существует жесткая дисциплина, сбор членских средств, которые в эквиваленте составляют 800—1000 российских рублей в месяц. Клуб редко общается с другими клубами и старается держать нейтральную позицию в различных спорах, часто возникающих между ними. В данном клубе существует четкое распределение обязанностей — командир на поле в звании поручика, в прошлом подполковник армии, как СССР, так и Беларуси. Порядком в лагере заведует другой человек, который следит за тем, чтобы в лагере не было чужаков. В целом многие клубы поддерживают порядок в лагерях, понимая, что тем самым они защищают честь своих мундиров, вернее, мундиров полков которые они представляют. Наиболее простой
по изготовлению и, наверное, самой «мужицкой» является форма московских ратников, состоящая из армяка — перешитого из шинели, сапог и ан-туражных шаровар. Оружие — топор. Но на поле битвы московские ополченцы не пустили войска Наполеона на левом фланге, изрубив французов топорами в лесу [8].
Многолетним руководителем Международной военно-исторической ассоциации, объединяющей военно-исторические клубы из России, Беларуси, Украины является А. Валькович. А. Валькович стал одним из первых реконструкторов и организаторов клуба «Московский гренадер» еще в далеком 1988 г За приверженность делу реконструкции А. Валькович уважительно именуется «сир».
Реконструкция, помимо прочего, является также одним из элементов инноваций в туризме. Инновационный туризм — направление, наглядно демонстрирующее обновление тематики туризма и привлекающее к нему новых людей как участников, так и потенциальных зрителей. Примером могут служить ежегодные мероприятия — Бородино, «День солдатика» и др. Во время проведения исторических реконструкций могут изображаться различные эпизоды сражений, например, захват в плен генерал — майора П.А. Тучкова в сражении под Смоленском 7 (19) августа 1812 г. В данном сражении под Валутиной горой отряд Тучкова 3-го вместе с казачьими полками генерал-майора А.А. Карпова сдерживали наступление французского корпуса маршала Нея. Под натиском превосходящих сил противника русские войска были вынуждены отойти сначала от Валу-тиной горы, затем с позиции на берегу реки Ко-лодня. В ходе боя был убит французский генерал Гюден. Ежегодно под Смоленском на историческом поле в начале августа проходит реконструкции данного сражения. Подобная реконструкция призвана воспитывать патриотические чувства у зрителей, в первую очередь у молодежи. В реконструкции ярко демонстрируется отношение противника и русских солдат друг к другу. Так, подчеркивается человечное отношение к пленным французам и неуважение и жестокость по отношению к русским пленным, особенно простым солдатам и ратникам. Исторически доказано, что отношение к пленным французам было гуманным: им выдавали денежное содержание в зависимости от чина, генералу выдавалось по 3 рубля в сутки. Полковнику и подполковнику по 1 рублю 50 копеек, майору — по 1 рублю. Обер-офицеру по 50 копеек и нижним чинам по 5 копеек. После
войны многие пленные вернулись домой [10, с. 196].
Участие в подобных клубах и выступление в их составе в реконструкциях и различных городских мероприятиях позволяет проникнуться духом далекой эпохи 1812 г., когда в России граждане, охваченные патриотическим подъемом, шли защищать Родину. Как писал поэт Федор Глинка: Теперь ли нам дремать в покое, России верные сыны? Пойдем, сомкнемся в ратном строе, пойдем — и в ужасах войны друзьям, отечеству, народу Отыщем славу и свободу. Иль все падем в родных полях. Историческая реконструкция, по нашему мнению, может также рассматриваться как одна из форм туристического краеведения, поскольку на зрелище, посвященное, историческому событию, съезжаются потенциальные клиенты — туристы. Происходит продажа туристического продукта с сопутствующими формальностями — оформлением путевки, трансфером; одновременно участники и зрители усваивают информацию по истории и культуре (духовной и материальной) родного края. Присущая реконструкции театрализация обеспечивает зрелищность и наглядность усваиваемой информации, а значит, способствует её прочному запоминанию, повышает интерес, создает устойчивую мотивацию обучающихся к изучению истории и культуры родного края. Подобный вид туризма, по нашему глубокому убеждению, расширяет границы туризма как объекта деятельности и науки.
Туристическое краеведение, как отмечают исследователи В. Петрановский и М. Рутинский, формируется на стыке географического, экономического, исторического и этнологического краеведения, а также туризмоведения и рекреало-гии путем междисциплинарного синтеза их теоретико-методологических и прикладных наработок. Объектом исследования в туристическом краеведении выступает родной край с его географическими, экономическими, историко-культурными особенностями через призму его туристической самобытности. Краеведческие исследования включают в себя изучение студентами не только особенностей природных ресурсов родного края, но также особенности материальной и духовной культуры, истории, археологии, фольклора, продуктов хозяйственной деятельности населения в исторической ретроспективе. На основании добытых в процессе краеведческой деятельности
знаний и сведений у студентов формируются географические, исторические, общественно-экономические понятия, формируются навыки самостоятельной научно-поисковой деятельности, происходит формирование таких базовых личностных ценностей, как любовь к малой родине, интерес к её истории и культуре, что в итоге способствует формированию у молодых людей этнокультурной идентичности, патриотического сознания и стремления познавать свой родной край.
Всё это является показателем процесса расширения границ туристического краеведения в направлении использования средств междисциплинарных методических подходов и установления прочных межпредметных связей с такими областями гуманитарного знания как история, социология, археология, лингвистика, этнопсихология, культурология, педагогика и др. Туристическое краеведение, по нашему мнению, имеет достаточный потенциал для того, чтобы заинтересовать студенческую молодежь историко-культурным наследием родного края, привлечь внимание к историческим объектам, музеям и заповедникам, подтолкнуть молодежь к участию в волонтерской деятельности и проектах по их сохранению и восстановлению.
В работах некоторых авторов краеведение представлено как целостная система, функционирующая в мире трехмерных моделей, основу которой составляют компоненты пространства (географическое краеведение), времени (историческое краеведение) и социума (социальное краеведение) [9, с. 5]. Все перечисленные компоненты краеведения присущи, по нашему мнению, туристическому краеведению как отрасли науки и воспитания, в частности, патриотического. Наиболее значимыми для процесса патриотического воспитания студентов вузов мы считаем средства исторического краеведения, задача которого состоит в познании тех или иных исторических явлений, событий, процессов, относящихся к различным этапам истории края. Как отмечают многие российские ученые, современные процессы глобализации и регионализации делают актуальными и востребованными краеведческие и туристско-краеведческие изыскания, в немалой степени актуализации данных исследований способствует недостаток научных работ, основанных на локальных исследованиях исторических памятников и объектов. В исторической науке в целом уже наметился переход от глобальных исследований к региональным, локальным: всё большее внимание уделяется изучению регионов России.
Локальный подход, по мнению исследователей, помогает исторической науке преодолеть схематизированное восприятие прошлого, углубляет историческое знание, придет ему комплексность; основываясь на бережном отношении к прошлому народа и уважении к отдельной человеческой личности, способствует процессу приобщения к общечеловеческим ценностям. Краеведение, как отмечают исследователи, имеет глубокие корни в человеческой истории, поскольку люди всегда стремились познавать и исследовать место своего проживания, изучать его историю и осваивать природные богатства. Исходя из этого, можно утверждать, что сущность краеведения заключается в познании своего края с целью его развития.
Исходя из приведенных нами мнений ученых и исследователей, можем констатировать, что, участвуя в исторической реконструкции как одной из форм туристско-краеведческой деятельности, студенты добывают и накапливают знания по истории и культуре родного края. Данный вид деятельности способствует формированию у них таких базовых ценностей, как любовь к малой родине, интерес к её истории и культуре, что в итоге способствует формированию у молодых людей этнокультурной идентичности, патриотического сознания и стремления познавать родной край. Военно-историческая реконструкция является той формой туристического краеведения, которая отражает характеристики краеведения как целостной системы, функционирующей в мире трехмерных моделей, созданных компонентами пространства, времени и социума. В таком контексте раскрывается потенциал исторической реконструкции не только как одной из форм туристического краеведения, но и как средства патриотического воспитания и формирования этнокультурной идентичности современной молодежи.
Российский психолог Н. Лебедева доказывает, что позитивная этническая идентичность является основой этнической толерантности [11, с. 15]. Это означает, что сформированная позитивная этническая идентичность на уровне личности может помочь избежать проявления этнической интолерантности как на личностном, так и на групповом уровне. Н. Иванова говорит о ведущей роли образования как элемента культуры в формировании социальной идентичности и становлении личности студентов [12, с. 55], подчеркивая значение воспитания в вузах в процессе формирования этнокультурной идентичности молодежи, являющейся, по нашему мнению, важной
составляющей процесса патриотического воспитания. Выше мы описывали этапы патриотического воспитания молодого поколения и обозначили место этнической идентичности в данном процессе: этнокультурная самоидентификация личности через национальное воспитание соответствует второму этапу патриотического воспитания студенческой молодежи. Третьим этапом является государственно-патриотическое и гражданское воспитание молодого поколения, то есть, формирование гражданской идентичности.
Рассмотрим подробнее, как соотносятся эти этапы воспитательного процесса. В научной литературе не подвергается сомнению наличие тесной взаимосвязи между процессами формирования этих двух типов идентичности. Однако, по мнению некоторых ученых, в условиях глобализации и кризиса общегражданской идентичности этническая идентичность может конкурировать с общегражданской, способствовать процессу децентрализации страны [13, с. 217]. Оптимальным с точки зрения патриотического воспитания является такое сочетание этнической и гражданской идентич-ностей, при котором человек осознает принадлежность к своему этносу, его культуре и духовной традиции и одновременно ощущает общность со всеми гражданами своего государства как со своими соотечественниками. На этом этапе патриотического воспитания личность выходит на уровень «некой наднациональной или надэтнической самоидентификации граждан» [14].
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»5 дается следующее определение понятий «национальное самосознание» и «формирование национальной идентичности»: национальное самосознание — разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, включающее чувство принадлежности к своей стране и народу, а также общность исторической судьбы и базовых ценностей. Процесс формирования национальной идентичности предполагает формирование представления о гражданской нации, т.е. многонациональном народе Российской Федерации и воспитание патриотизма.
При этом патриотизм определяется, с одной стороны, как чувство (гордости за страну в целом
5 Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Городской методический центр. 2014. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/ fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html (дата обращения: 15.05.2017).
и малую родину, край, место, где родился, в частности) и, с другой стороны, как позиция верности стране и солидарности с её народом, предполагающая активную гражданскую позицию и готовность к служению Отечеству.
Понимание патриотизма в таком контексте требует выбора соответствующих воспитательных средств. По нашему мнению, историческая реконструкция является именно таким средством патриотического воспитания, которое способствует формированию этнической и одновременно гражданской идентичности студентов, являясь средством одновременно второго и третьего этапов патриотического воспитания молодого поколения.
В привлечении учащихся к процессу рекон-структорской деятельности пример педагога является решающим. Многие исторические клубы стремятся проводить воспитательную работу по привлечению новых членов из среды учащейся молодежи и преподавательского состава. Например, подольский военно-исторический клуб «Подольский пехотный полк» под руководством И. Власкина проводит патриотические мероприятия среди учащихся колледжа ИСТ РГУТИС, особенно среди студентов направления «Туризм», избравших своей будущей работой развитие туризма и привлечение потенциальных гостей в нашу страну. На собраниях клуба студентам рассказывают о героическом прошлом пехотного полка, учащихся вовлекают в работу по поиску материала об истории полка, его солдатах и офицерах, особенно уроженцах Подольска и Подольского района. В городском парке проводятся показательные реконструкции, сопровождающиеся демонстрацией военной исторической формы, видов оружия. В День города Подольска практически ежегодно силами клуба «Подольский пехотный полк» проводятся показательные выступления: форма и оружие участников близки к оригинальным или отреставрированы с учетом требований законодательства по образцам, найденным на полях сражений времен Великой Отечественной войны. Мероприятия проводятся в местном Парке культуры и отдыха им. В. Талалихина.
Одним из интересных мероприятий, в котором также были задействованы студенты колледжа ИСТ РГУТИС, было открытие выставки, посвященной 75-летию победы Красной Армии под Москвой в Подольском выставочном зале. В ходе мероприятия члены клуба, одетые в форму солдат и офицеров времен войны, выступали с речами о значении битвы и победы в ней. Формой учащихся обеспечивал клуб, хотя, как мы упоминали ранее,
реконструкторам зачастую самим приходится обеспечивать себя формой и оружием.
В 2016 году заместитель по работе с молодежью московского района Восточное Бирюлево, по совместительству руководитель военно-исторического клуба «2-я рота Московских гренадер» Ирина Пастернак проводила мероприятие в местном парке, посвященное Отечественной войне 1812 г. В мероприятии были задействованы члены военно-исторических клубов: реконструировалась сцена нападения партизан и русских солдат на обоз отступающих французов. Стрельба холостыми патронами и пистонами привлекала горожан, особенно молодых людей. Нужно отметить, что в реконструкции вовлекаются не только молодые люди, но и девушки. Многие из них изображают солдат, артиллеристов, некоторые маркитанток. Реконструкция была направлена на привлечение интереса молодежи к истории родного края.
Активное участие студенты принимают в ежегодных реконструкциях на День города Москва: в этот день на площади рядом с памятником его основателю Юрию Долгорукому, напротив городской Думы, члены военно-исторических клубов в течение дня демонстрируют форму, разыгрывают сцены боя между французскими и русскими войсками. Участников мероприятия кормят, им обеспечиваются палатки для отдыха и переодевания. Мероприятие обычно проводится весело и интересно, оно рассчитано на молодежь и, судя по количеству и составу участников, достигает своей цели.
Осенью проводится военно-историческая реконструкция под Тарутино, где на «поле боя» разыгрывается увлекательное действо: участники ходят друг на друга в «штыковые» атаки, стреляют холостыми патронами, берут друг друга в плен. Создается впечатление реальности происходящего. С 21 по 23 апреля на Бородинском поле проводятся ежегодные маневры, посвященные Бородинской битве для экскурсий из московских и можайских школ.
Элементы реконструкции применяются и в проведении учебных мероприятий, посвященных истории родного города с целью воспитания патриотизма и любви к малой родине; они рассчитаны на студентов 1 курса колледжа, чей возраст соответствует возрасту учащихся 10 11 классов школы. Тема одного из таких мероприятий, проводившихся в текущем учебном году «Подольск — мой родной город». В выступлении «Подольск в войне 1812 г.» участвовали ребята, одетые в форму подольского ополчения, созданного Д.
Мамоновым осенью 1812 г. Показывались слайды исторических мест города и памятных мест, связанных с войной 1812 г.
Во второй части мероприятия, посвященной Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. звучала мелодия песни «Вставай, страна огромная», затем следовал рассказ об участии подольчан в Великой Отечественной войне, особое внимание было уделено истории Подольских курсантов. Перед началом выступающий в форме подольского курсанта прочел стихи об их подвиге. И память, словно вестовой, Меня ведет в тот страшный бой. Гляжу вперед: враги идут, Асфальт кромсают их подковы. Но их в селе курсанты ждут, Сердца их к подвигу готовы. По нашему глубокому убеждению, военно-историческая реконструкция имеет огромный, ещё недостаточно изученный потенциал как средство воспитания патриотизма у молодого поколения. Дальнейшие изыскания в этом направлении нам видятся перспективными с точки зрения формирования патриотического сознания у студенческой молодежи и привлечения её к изучению истории своей страны и родного края, поскольку в процессе изучения истории студенты не только приобретают знания, но и «усваивают общечеловеческие ценности, приобщаются к культуре своей страны, своего родного края, к мировому культурному и историческому наследию» [15, с. 23]. Кроме того, как отмечают Л. В. Щеглова и Н. Р. Саенко, сравнивая реконструкции сражений с игрой в рыцарство, «подобные инсценировки безусловно имеют мощный воспитательный характер — самовоспитание и самодеятельность являются основным принципом, а грандиозность игры и ее серьезность являются могучими стимулами к самопреодолению и самосовершенствоанию молодого человека» [16, с. 140].
Инсценировки реконструкторов, считают исследователи, имеют собственные культурные коды, их внешняя, презентативная сторона привлекает новых сторонников, а усваивая содержащиеся в них теоретический образ мира и моральную доктрину, участники одновременно усваивают нравственные нормы и ценности. Кроме того, большинство концепций игровых реальностей, воплощенных в виде реконструкций и инсценировок исторических сражений, по мнению авторов, «стремятся к балансу между силами тела, духа и ума. Наглядные примеры таких взаимодействий выполняют воспитательную
функцию, их результаты заставляют игроков переосмыслить свое отношение к насильственным методам воздействия на ситуацию, и относят их на определенное место в структуре реальности» [16, с. 141]. Таким образом, историческая реконструкция как средство патриотического
Литература:
воспитания оказывает позитивное влияние на процесс формирования системы нравственных ценностей и патриотического сознания у современной молодежи.
1. Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направ-
ления // Studia Humanitatis (Международный электронный научный журнал). 2013. № 2. Свидетельство о регистрации электронного ресурса ЭЛ № ФС 77-52598. http://st-hum.ru/content/ lutovinov-vi-sovremennyy-rossiyskiy-patriotizm-sushchnost-osobennosti-osnovnye-napravleniya (дата обращения 15.05.2017).
2. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 431 с.
3. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. 638 с.
4. Степина Е.Г., Малясова Н.Б. Изучение истории подпольной молодежной организации «Моло-
дая гвардия» как средство патриотического воспитания современной студенческой молодежи // Сборник материалов II Международной научно-практической конференции (электронный журнал). 2012. С. 8. URL: http://razom.znaimo.com.ua/docs/33399/index-133047.html?page=8#426740 (дата обращения 15.05.2017)
5. Вульфов Б.З. К вопросу о подготовке кадров для организации и проведения воспитательной работы
по развитию патриотизма. URL: http://cipv.ru/static.php?mode=bz& PHPSESSID (дата обращения 07.03.2017)
6. Абрамзон Р.Я., Горелик М.В. Научная реконструкция комплекса вооружений русского воина Х1У
века и его использование в музейных экспозициях // Из материалов юбилейной научно-исследовательской конференции. Куликовская битва в истории и культуры нашей Родины. М.: МГУ, 1983. С. 230.
7. Бородино // 100 битв, которые изменили мир. 2011. № 1. 27 с.
8. Приказ генерал-фельдмаршала М.И. Кутузова 21 декабря 1812 г. / 2 января 1813 г. // Исторический,
статистический и географический журнал. 1813. Ч. 1. Кн. 1-2. январь февраль. С. 30—32.
9. Жупанский Я., Круль В. Про объект и предмет изучения национального краеведения // Краеведение.
1994. № 1-2. С. 3-6.
10. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы её изучения // Этнос. Идентичность. Образование: Труды по социологии образования / Под ред. В.С. Собкина. М.: Наука, 1998. 270 с.
11. Лебедева Н.М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ // Идентичность и толерантность / Под ред. Н.М. Лебедевой. М.: Изд-во Ин-та этнологии и антропологии РАН. 2002. С. 10-35.
12. Иванова Н.Л. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов // Вопросы психологи. 2004. № 6. С. 54-63.
13. Еремина Е.В. Региональная идентичность в контексте социологического анализа // Регионология. 2011. № 3. С. 217.
14. Максимова С.Г., Авдеева Г.С., Омельченко Д.А. Гражданская и этническая идентичность населения приграничных регионов России: особенности современного состояния, факторы и актуальные проблемы формирования // Известия Алтайского государственного университета. 2015. №3 (87). Т 1. С. 175-179. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskaya-i-etnicheskaya-identichnost-naseleniya-prigranichnyh-regionov-rossii-osobennosti-sovremennogo-sostoyaniya-faktory-i (дата обращения: 21.05.2017).
15. Степина Е.Г., Смирнова Н.Б. Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи в процессе преподавания исторических дисциплин // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». 2016. №2 (8). С. 22-24.
16. Щеглова Л.В., Саенко Н.Р. Образ благородного всадника: культурные модели: монография. М.: Изд-во МГОУ, 2010. 184 с.
и средство патриотического воспитания студенческой молодежи С. 104-114. DOI: 10.22412/1999-5644-11-4-13.
MILITARY-HISTORICAL RECONSTRUCTION AS A SOCIAL AND CULTURAL PHENOMENON AND A MEANS OF PATRIOTIC UPBRINGING OF STUDENT YOUTH
Sergei N. Maksimov,
Cand. Sc. (History), Associate Prof., [email protected]
Institute of service technologies (branch), Russian state university of tourism and service, Podolsk, Moscow region, Russian Federation
Elena G. Stepina,
Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Prof., [email protected]
Institute of service technologies (branch), Russian state university of tourism and service, Podolsk, Moscow region, Russian Federation
The article discusses the military-historical reconstruction as a form of tourist study of local lore and a means of Patriotic upbringing of students. This social phenomenon has a significant potential from the point of view of spiritual and moral development of a student's personality, because it brings together the most significant components of these processes: cognitive, moral, spiritual, emotional and activity components, corresponding to selected stages, which are selected by authors, of formation of Patriotic consciousness of the student youth as spiritually-moral qualities of students' personality. Historical reconstruction, which is researched in the context of a tourist study of local lore, expands the boundaries of tourism as object of activity and science. The object of the research in tourist study of local lore is the native land, with its geographical, economic, historical and cultural characteristics through the lens of the tourist identity. In the process of participation in the historical reconstruction as a form of regional activities students produce and accumulate knowledge of the history and culture of their native land; this activity contributes to the formation of such basic values as love for the native land, interest in its history and culture, which ultimately contributes to young people's ethnic and cultural identity, Patriotic consciousness and desire to know their native land. Military-historical reconstruction is the form of tourist study of local lore, which reflects the characteristics of local history as an integral system functioning in the world of three-dimensional models generated by space components, time and society.
Keywords: military-historical reconstruction, Patriotic upbringing, spiritual and moral development of a personality, tourist study of local lore, ethnic and cultural identity
For citations: Maksimov S. N., Stepina E. G., Military-historical reconstruction as a social and cultural phenomenon and a means of Patriotic upbringing of student youth. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, 2017, vol. 11, no. 4, pp. 104-114 (In Russ.). DOI: 10.22412/1999-5644-11-4-13.
References:
1. Lutovinov V.I., Current russian patriotism: matter, features, main directions. Studia Humanitatis (International
scientific electronic journal), no. 2, 2013. (In Russ.) Available at: http://st-hum.ru/content/lutovinov-vi-sovremennyy-rossiyskiy-patriotizm-sushchnost-osobennosti-osnovnye-napravleniya (Accessed on May 15, 2017).
2. Hin I.A., The way to the evidence. Moscow: Respublika, 1993, 431 p. (In Russ.).
3. NovgorodtsevP.I., Social ideals. Moscow: Pressa, 1991, 638 p. (In Russ.).
4. Stepina E.G., Malyasova N.B., The study of the history ofthe underground youth organization "Young guard"
as a means of Patriotic upbringing of modern students. The proceedings of II International scientific-practical conference (electronic journal), 2012, pp. 8. (In Russ.) Available at: http://razom.znaimo.com. ua/docs/33399/index-133047.html?page=8#426740 (Accessed on May 15, 2017) .
5. Vul'fov B.Z., The issue of training for the organization and carrying out of upbringing work on patriotism
development. (In Russ.) Available at: http://cipv.ru/static.php?mode=bz& PHPSESSID (Accessed on March 07, 2017).
6. Abramzon R.Ya., GorelikM.V., Scientific reconstruction of arm complex of a Russian soldier in XIV century
and its use in a Museum exhibition. Proceedings of the anniversary scientific conference. Kulikovo battle in the history and culture of our country. Moscow: MGU, 1983, pp. 2—30. (In Russ.).
7. Borodino. 100 bitv, kotorye izmenili mir, no. 1, 2011, 27 p. (In Russ.).
8. The order of Field Marshal M. I. Kutuzov on December 21, 1812 / January 2, 1813. Istoricheskii, statisticheskii
i geograficheskii zhurnal, vol.1, no. 1-2, 1813, pp. 30 32. (In Russ.).
9. Zhupanskii Ya., Krul'V., Про объект и предмет изучения национального краеведения. Kraevedenie, no.
1-2, 1994, pp. 3-6. (In Russ.).
10. Stefanenko T.G., Ethnic identity and some problems of its study. Ethnicity. Identity. Education: Works on sociology of education. Moscow: Nauka, 1998, 270 p. (In Russ.).
11. Lebedeva N.M., Theoretical-methodological bases of research of ethnic identity and tolerance in multicultural regions of Russia and CIS. Identity and tolerance. Moscow: Izd-vo In-ta etnologii i antropologii RAN, 2002, pp. 10-35. (In Russ.).
12. Ivanova N.L., Identity and tolerance: correlation of ethnic and professional stereotypes. Voprosy psikhologi, no. 6, 2004, pp. 54-63. (In Russ.).
13. EreminaE.V., Regional identity in the context of the sociological analysis. Regionologiya, no. 3, 2011, pp. 217. (In Russ.).
14. Maksimova S.G., Avdeeva G.S., Omel'chenko D.A., Civil and ethnic identity of population in bordering regions of Russia: peculiarities of contemporary condition, factors and topical problems of formation. Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta, vol. 1, no. 3 (87), 2015, pp. 175-179. (In Russ.) .Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskaya-i-etnicheskaya-identichnost-naseleniya-prigranichnyh-regionov-rossii-osobennosti-sovremennogo-sostoyaniya-faktory-i (Accessed on May 21, 2017).
15. StepinaE.G., Smirnova N.B., Formation of valuable orientations of student youth in the process of teaching historical disciplines. Pedagogicheskoe masterstvo i pedagogicheskie tekhnologii, no. 2 (8), 2016, pp. 2224. (In Russ.).
16. ShcheglovaL.V., SaenkoN.R., The image of the noble rider: the cultural model: the monograph. Moscow: Izd-vo MGOU, 2010, 184 p. (In Russ.).