Научная статья на тему 'Социальное проектирование как средство формирования гражданской позиции школьников'

Социальное проектирование как средство формирования гражданской позиции школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
721
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / КОГНИТИВНАЯ ФУНКЦИЯ / ПРОЕКТИВНАЯ ФУНКЦИЯ / АКТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРАЕВЕДЕНИЕ / SOCIAL COMPETENCE / CIVIC POSITION / FORMATION / COGNITIVE FUNCTION / PROJECTIVE FUNCTION / ACTUALIZATION OF SOCIAL PROBLEMS / SOCIALLY SIGNIFICANT DESIGN ACTIVITY / REGIONAL STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Криницкая Галина Михайловна

В быстро изменяющемся обществе необходимо помочь ребенку в выстраивании системы отношений к обществу и самому себе на основе ценностных ориентаций. Важно сделать процесс становления гражданской позиции осознанным и целенаправленным для учащихся. Большую роль в этом процессе играет социальная компетентность как совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, позволяющих делать социальный выбор и решать возникающие проблемы. Развитие социальной компетентности обеспечивают следующие функции: актуализация социальных проблем, когнитивная, проективная. Социальное проектирование является ведущей технологией при формировании социальной компетенции. В модели процесса формирования гражданской позиции учащихся в социально-проектной деятельности выделяют следующие компоненты: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, результативный. Можно выделить следующие основные принципы проектной деятельности: прогностичности, пошаговости, нормирования, обратной связи, продуктивности, культурной аналогии. Социально-проектировочная деятельность позволяет учащимся стать участниками выбора траектории движения в своем образовательном маршруте. При работе с учащимися необходимо учитывать уровень их развития, в соответствии с которым подбираются методы включения в проектировочную деятельность. При развитии гражданской позиции школьников необходимо уделить внимание включению учащихся в краеведческую работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Design as a Means of Formation of School Students’ Civic Stand

In a rapidly changing society it is necessary to help the child in building a system of relations to society and himself on the basis of value orientations. It is important to make the process of developing a civic attitude conscious and goal-oriented for students. An important role in this process is played by social competence, as an aggregate of spiritual and moral values and personal attitudes that makes it possible to make social choices and solve emerging problems. The functions that ensure the development of the social competence are the following ones: the actualization of social problems, cognitive, projective. Social design is the leading technology in the formation of the social competence. In the model of the formation process of students’ civic stand in social and design activity there can be defined the following components: target, substantial, organizational and activity, productive. The basic principles of design activity can be the following ones: predictability, step-by-step, rationing, feedback, efficiency, cultural analogy. The social and design activity allows pupils to be participants choosing the trajectory of the movement in the educational route. During the work with students it is necessary to consider the level of their development and according to it to choose methods of inclusion in design activity. When developing schoolchildren’s civic position, it is necessary to pay attention to the inclusion of students in the methods of local history work.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование как средство формирования гражданской позиции школьников»

УДК 374.32

Г. М. Криницкая

Социальное проектирование как средство формирования гражданской позиции школьников

В быстро изменяющемся обществе необходимо помочь ребенку в выстраивании системы отношений к обществу и самому себе на основе ценностных ориентаций. Важно сделать процесс становления гражданской позиции осознанным и целенаправленным для учащихся. Большую роль в этом процессе играет социальная компетентность как совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, позволяющих делать социальный выбор и решать возникающие проблемы. Развитие социальной компетентности обеспечивают следующие функции: актуализация социальных проблем, когнитивная, проективная. Социальное проектирование является ведущей технологией при формировании социальной компетенции.

В модели процесса формирования гражданской позиции учащихся в социально-проектной деятельности выделяют следующие компоненты: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, результативный.

Можно выделить следующие основные принципы проектной деятельности: прогностичности, пошаговости, нормирования, обратной связи, продуктивности, культурной аналогии. Социально-проектировочная деятельность позволяет учащимся стать участниками выбора траектории движения в своем образовательном маршруте. При работе с учащимися необходимо учитывать уровень их развития, в соответствии с которым подбираются методы включения в проектировочную деятельность.

При развитии гражданской позиции школьников необходимо уделить внимание включению учащихся в краеведческую работу.

Ключевые слова: социальная компетентность, гражданская позиция, формирование, когнитивная функция, проективная функция, актуализация социальных проблем, социально значимая проектировочная деятельность, краеведение.

G. M. Krinitskaya

Social Design as a Means of Formation of School Students' Civic Stand

In a rapidly changing society it is necessary to help the child in building a system of relations to society and himself on the basis of value orientations. It is important to make the process of developing a civic attitude conscious and goal-oriented for students. An important role in this process is played by social competence, as an aggregate of spiritual and moral values and personal attitudes that makes it possible to make social choices and solve emerging problems. The functions that ensure the development of the social competence are the following ones: the actualization of social problems, cognitive, projective. Social design is the leading technology in the formation of the social competence.

In the model of the formation process of students' civic stand in social and design activity there can be defined the following components: target, substantial, organizational and activity, productive.

The basic principles of design activity can be the following ones: predictability, step-by-step, rationing, feedback, efficiency, cultural analogy. The social and design activity allows pupils to be participants choosing the trajectory of the movement in the educational route. During the work with students it is necessary to consider the level of their development and according to it to choose methods of inclusion in design activity.

When developing schoolchildren's civic position, it is necessary to pay attention to the inclusion of students in the methods of local history work.

Keywords: social competence, civic position, formation, cognitive function, projective function, actualization of social problems, socially significant design activity, regional studies.

Экономические преобразования в стране и изменившийся характер функционирования институтов социализации предъявляют все возрастающие требования к образованию по созданию условий для жизненного, профессионального, личностного самоопределения, конкурентоспособности, мобильности в условиях многообразия мнений и укладов жизни, ценностных ориентаций. Воспитание личности, готовой к жизни при таком стечении обстоятельств, специалистами также связывается с наличием и степенью выраженности у нее социальной компетентности и

гражданской позиции. В современной Российской системе образования воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, а одним из приоритетов государственной политики в области воспитания является формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности [4]. Это предполагает формирование у подрастающего поколения системы отношений личности к обществу и самому себе на основе ценностных ориентаций. Все это требует от современной российской педагогиче-

© Криницкая Г. М., 2018

ской науки осмысления накопленных теоретических знаний по вопросам воспитания социально компетентной личности с активной гражданской позицией.

В психологическом словаре «позиция» рассматривается как «устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках; как интегральная, наиболее обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре». Позиция есть наиболее целостная, интегративная характеристика всего образа жизни человека, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности; это способ реализации базовых ценностей личности в ее взаимоотношениях с другими, единство сознания и деятельности (А. И. Григорьева, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков). В связи с этим обретение позиции - не одноразовое событие, а непрерывный процесс ее становления в деятельности человека.

В философских работах понятие «гражданин» определяется через комплекс нравственных качеств: «гражданин» - это цивилизованный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные интересы. Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях.

В гражданской позиции личности выделяют основные аспекты: общечеловеческие ценности, осознанность деятельности в жизни общества и готовность нести за нее ответственность, разумное соотношение личностного и общественного.

Формирование гражданской позиции тесно связано с воздействием массовой информации и переживанием личного опыта участия в гражданских отношениях. В отличие от многих случайных, неупорядоченных воздействий, именно школа и дополнительное образование детей могут осуществлять целостностное, систематическое влияние на формирование активной гражданской позиции обучающихся. Таким образом, формирование гражданской позиции обучающихся должно быть целенаправленным процессом воспитания учащихся, который будет активно способствовать формированию у них гражданской ответственности и долга.

Активная гражданская позиция - это осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные

действия в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.

Формирование активной гражданской позиции включает развитие основ социализации и самоопределения личности, ее включенности в социальные процессы общественной жизни. Для этого необходимы социальные компетентности как развитие основ социализации (как способность к жизнедеятельности в обществе, присвоение ценностей, знание норм, прав и обязанностей и др.).

Социальная компетентность - это совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, а также знание проблем социальных отношений и умение делать свой социальный выбор, решать возникающие проблемы [3].

Социальная компетентность заключается в том, что человек, реализуя множество социальных ролей, выступает как участник политических процессов, он должен владеть элементарными политическими знаниями; являясь субъектом права и объектом правового воздействия, должен иметь правовые знания; являясь членом общества, он предстает носителем общечеловеческих ценностей и норм; как член семьи он должен понимать особенности ее существования. Реализация социальных ролей предполагает осознанность деятельности и готовность нести ответственность за свой выбор.

Формирование социальной компетентности предполагает приобретение знаний о социальной действительности, о способах решения социальных проблем, об эталонах взаимодействия с людьми.

В качестве основных направлений решения этой задачи можно выделить следующие:

- формирование у молодых людей базовых правовых, политических, психологических и других знаний, необходимых для реализации себя как члена общества и гражданина страны;

- знакомство с возможными вариантами социального выбора;

- формирование прогностической готовности к оценке возможных последствий своего социального поведения.

Каждой из перечисленных выше задач соответствуют доминирующие функции программ направленности социально-педагогической деятельности, реализация которых в большей степени будет способствовать их решению.

Формирование социальной компетентности осуществляется через социальное обучение, содействие в преодолении трудностей социализации. Решение данной задачи обеспечивают следующие функции:

— актуализация социальных проблем: комплекс педагогических действий, направленных на формирование потребности в понимании смысла возникающих проблем на основе анализа противоречий в отношениях между людьми и поиск решения этих проблем;

— когнитивная функция: усвоение молодыми людьми информации, достаточной для принятия решений в отношениях с людьми;

— проективная функция: разработка проектов решения той или иной социальной проблемы в зависимости от ценностных ориентаций и экзистенциального выбора каждого человека.

Социальные компетенции позволяют учащимся стать полноценными субъектами собственной деятельности. Они учатся определять проблемы, ставить, исходя из них, цели и задачи по их решению, находить недостающие знания и овладевать недостающими методами работы, владеть методами коммуникации, отслеживать результативность своей деятельности.

Формирование социальных компетенций осуществляется разными методами, но приоритетом должно быть включение детей в общественно полезную деятельность, которая позволяла бы осмыслить позицию и ценностные установки учащихся, сконцентрировать их на поставленных целях, апробировать новые идеи и замыслы, развить творческие способности. Таким видом деятельности является социально значимая проектировочная деятельность. Основная цель социального проектирования - предоставление учащимся возможности самим творить знания, создавать новые продукты, самостоятельно решать возникающие проблемы. В ходе разработки и реализации проекта происходит социализация ребенка, формируются важные качества личности для жизни в обществе, идет становление гражданской позиции.

Формирование гражданской позиции может стать целевой функцией участников социального проектирования. Тогда в модели процесса формирования гражданской позиции учащихся в процессе социально-проектной деятельности выделяют

— целевой компонент - оказание педагогической помощи учащимся в осознании личностной значимости при решении общественных проблем;

— содержательный компонент - формирова-

ние социальных компетенций, включение школьников в социально-проектную деятельность;

— организационно-деятельностный компонент - обеспечение педагогического сопровождения социально-проектной деятельности учащихся на всех ее этапах через предоставление образовательных услуг, предполагающих развитие всех сущностных сфер молодого человека, стимулирующих его рефлексивную деятельность;

— результативный компонент - сознательно выбранная гражданская позиция.

Существенной особенностью социального проектирования учащихся является то, что обучение может проходить одновременно на трех уровнях: теоретическом, технологическом и рефлексивном. Рассмотрев теоретические аспекты проектирования и закономерностей общественного развития, учащиеся применяют технологию по решению реальных проблем и осмысливают процесс и результат собственной деятельности. Социально-проектировочная деятельность дает им возможность

— выделить типовые проблемы и задачи, решение которых требует времени;

— использовать полученные знания и умения, чтобы продумать лучшие варианты изменений и осуществить данные изменения поэтапно в реальные сроки;

— понять, с какими затруднениями они могут столкнуться на практике при попытке реализации проекта;

— объединить ресурсы и усилия в совместной деятельности;

— активизировать свою деятельность и осуществлять ее на творческом уровне [2].

Учащиеся оказываются в ситуации самостоятельного определения траектории движения в образовательном маршруте, проектирования содержания образования, учебных материалов, образовательной среды, что способствует расширению их опыта, воспроизводству культурных образцов, сопоставлению личного образовательного результата с культурными аналогами, проживанию в творчестве.

Проектная деятельность строится на принципах прогностичности, пошаговости, нормирования, обратной связи, продуктивности, культурной аналогии.

В процессе проектирования

— обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;

— отрабатываются умения по анализу и сбору информации, построению дерева целей и про-

граммы действий в виде выбора средств достижения поставленной цели в заданных параметрах, определяется система ограничений, возможных вариантов, сроков, основных этапов и последовательности выполнения операций;

— осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику проектировочной деятельности, отслеживаются позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого ученика.

Основными этапами проектной деятельности являются

— выделение проблемы и ее анализ;

— концептуализация;

— планирование и ресурсное обеспечение проекта;

— реализация проекта;

— рефлексия.

Учитывая, что каждый учащийся имеет свой уровень развития, свои проблемы и потребности в развитии социальных компетенций и становлении гражданской позиции, на наш взгляд, необходимо обеспечить возможность индивидуального продвижения ребенка в проектировочной деятельности.

Мы отметили, что учащиеся, находящиеся на интуитивно-практическом уровне, связывают свое развитие, прежде всего, с необходимостью репродуктивного получения знаний о существующих технологиях и методах проектирования, информации о законах и устройстве общества. Они учатся действовать по образцу, выполняют типовые действия. Их доминирующий мотив -выполнение учебного минимума. Школьники частично-моделирующего уровня более осознанны в своей деятельности, им необходимо пополнение имеющихся знаний, превращение знаний в устойчивые умения, стремление понять сущность явлений, поиск оптимальных средств решения поставленных проблем. Учащиеся, приближающиеся к системно-моделирующему уровню, осуществляют поиск новых способов решения проблем, применяют имеющиеся знания, умения, навыки в новых видах деятельности, творчески подходят к решению поставленных задач. Это самореализующиеся личности, их учебные достижения обусловливают личностный рост.

Работая с проектными группами учащихся, мы можем учитывать уровень их развития, потребности, прогнозировать дальнейшее развитие. Всем ребятам интуитивно-практического уровня нужно предлагать больше заданий на применение готовых теоретических знаний, на решение поставленных задач по образцу, на получение

информации о существующем опыте проектирования по реализации проблем, стоящих перед ними. Учащихся частично-моделирующего уровня необходимо включать в реализацию активных методов работы по анализу и решению стоящих при проектировании проблем. Учащимся системно-моделирующего уровня, нужно осуществлять поиск недостающих знаний и применение их при прогнозировании и моделировании ситуаций, при обобщении накопленного опыта, при реализации результатов проектной деятельности. Завершая работу, ребята должны оценить и отобрать проекты, которые практически реализуемы и могут иметь значимый социальный эффект, объединиться для их реализации в команды.

Особенностью обучающего процесса нужно назвать построение субъект-субъектных отношений как «со-бытийность» педагога и учащихся, как их личностную отнесенность к обучающему процессу, понимание человека в его субъектных характеристиках (мотивы, цели, способы деятельности и т. д.). Особо при этом выделим роль личности педагога, его самосознание, позиции, установки, ценностные ориентации и способности как основной компонент дидактической системы, связывающий воедино все компоненты системы и влияющий на успешность их взаимодействия [1].

Следует учитывать, что вся система учебно-воспитательной работы образовательных учреждений влияет на становление гражданской позиции учащихся. В то же время необходимо предусмотреть специальную работу по ее формированию. И процесс этот должен быть целенаправленным.

Из всего сказанного очевидно, что для формирования активной гражданской позиции учащихся педагог прежде всего сам должен быть социально активным, обладать гражданскими качествами, иметь гражданское самосознание, знать особенности формирования социальной компетентности и гражданской позиции, уметь создавать учебные ситуации по становлению гражданской позиции.

На сегодняшний день по результатам проектировочной деятельности в регионах проводится всероссийский конкурс для детей: «Я гражданин». Целью данного конкурса является вовлечение детей и молодежи в общественно полезную социальную практику, формирование активной гражданской позиции, интеллектуальное и личностное развитие средствами проектной деятельности. Конкурс также содействует профессиональному росту педагогов.

С 2017 г. в рамках конкурса «Моя страна - моя Россия» проведен первый всероссийский конкурс для педагогов и проектных команд обучающихся «Школьная проектная олимпиада». Задачи конкурса включают

— привлечение внимания школьников к проблемам социально-экономического развития российских территорий;

— формирование у подрастающего поколения активной и ответственной позиции относительно вопросов личного участия в решении проблем местного сообщества, региона, России в целом и др.

Результатами конкурса, можно смело сказать, являются развитие и реализация гражданского потенциала школьников, рост социальной активности и ответственности.

Детско-юношеский туризм и краеведение также содержат громадный потенциал для формирования гражданской идентичности и позиции у школьников, приобщают их к народной культуре.

Понимая важность и значимость школьного краеведения для развития духовно-нравственных и патриотических качеств ребенка, для вхождения ребенка в культуру родного края, отечественному краеведению уделялись большое внимание и в советский период. В 90-е гг. произошел всплеск активности юных краеведов благодаря организации туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество». Вот уже 23 года действует комплексная программа туристско-краеведческого движения «Отечество», разработанная совместно Центром детско-юношеского туризма и краеведения Минобразования России, Союзом краеведов России. Программа «Отечество» помогает свободному проявлению творчества юных краеведов, дает новые возможности раскрыться как самим участникам, так и их педагогам. Федеральная программа предполагает и стимулирует разработку региональных и местных туристско-краеведческих программ. Так, в движение «Отечество» входят фестиваль юных краеведов; конкурс музеев, конкурс исследовательских работ, конференция участников движения «Отечество», слет юных краеведов-туристов. С 2016 г. возобновили конкурс на знание символов и атрибутов государственной власти Российской Федерации. Движение «Отечество» проводится с 1992 г. по 11 номинациям: археология, военная история, культурное наследие, природное наследие, родословие, школьные музеи, земляки, летопись родного края, литературное краеведение, экологическое краеведение, этнография.

Важнейшими особенностями краеведения на современном этапе являются его общественно полезная направленность и поисково-исследовательская деятельность, способствующие формированию гражданского самосознания, гражданской идентичности и позиции у школьников. Краеведение является средством общения людей разных поколений, оно воспитывает уважение к традициям предков, родной земле, помогает понять окружающий мир и создать общие представления о природе, обществе, об исторических событиях, о связи явлений и времен, составляет основу туристско-краеведческой деятельности. Туристско-краеведческая деятельность вводит подрастающее поколение в социальную и культурную среду, знакомит с ней, значительно ускоряя процесс воспитания.

Во всероссийском конкурсе «Отечество» ежегодно принимают участие на школьном уровне более 1 млн учащихся из самых дальних уголков России. В 2016 г. на региональные этапы конкурса вышло более 10 тыс. человек из 56 регионов. На финальный этап конкурса поступило 586 работ. Такой охват детей показывает интерес учащихся к исследованию своей малой Родины, заботу педагогов по сопровождению детей в этом процессе и поддержку данного направления Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения.

Причем это количество отражается и на качестве работ. Ребята, которые вовлечены в исследование родного края, из года в год продолжают углубляться в работу и расширяют свои знания, образуется причастность к истокам малой родины. Особенно хочется отметить работу краеведческих объединений в учреждениях дополнительного образования. Благодаря энтузиазму педагогов ведется кропотливая исследовательская работа совместно с ребенком.

Подводя итог сказанному, мы видим, что формированию гражданской позиции способствует принятие ведущих межнациональных культурных ценностей и ценностей гражданского общества, осознание своей сопричастности к судьбе страны, социально значимая деятельность и самореализация личности в ней. Значимая социально-проектная деятельность и краеведение создают условия для социализации и воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.

Библиографический список

1. Золотарева, А. В., Методика дополнительного образования детей [Текст] / А. В. Золотарева, Г. М. Криницкая, А. Л. Пикина. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2014. - 398 с.

2. Криницкая, Г. М. Формирование предпринимательских компетенций студентов - менеджеров вуза [Текст] / Г. М. Криницкая // Чтения Ушинского : материалы конференции. Ч. 2. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ,

2013.

3. Рожков, М. И. Социальная педагогика [Текст] / М. И. Рожков, Т. В. Макеева. - Юрайт, 2017. - 247 с.

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» № 996-р от 29.05.2015 г.

Bibliograficheskij spisok

1. Zolotareva, A. V., Metodika dopolnitel'nogo obrazovanija detej [Tekst] / A. V. Zolotareva, G. M. Krinickaja, A. L. Pikina. - Jaroslavl' : RIO JaGPU,

2014. - 398 s.

2. Krinickaja, G. M. Formirovanie predprinimatel'skih kompetencij studentov - menedzherov vuza [Tekst] / G. M. Krinickaja // Chtenija Ushinskogo : materialy kon-ferencii. Ch. 2. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2013.

3. Rozhkov, M. I. Social'naja pedagogika [Tekst] / M. I. Rozhkov, T. V. Makeeva. - Jurajt, 2017. - 247 s.

4. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Feder-acii na period do 2025 goda» № 996-r ot 29.05.2015 g.

Reference List

1. Zolotareva A. V., Technique of children's additional education. - Yaroslavl : RIO YSPU, 2014. - 398 pages.

2. Krinitskaya G. M. Formation of enterprise competences of higher education institution studentmanagers // Ushinsky's Readings: conference materials. P. 2. - Yaroslavl : YSPU Publishing House, 2013.

3. Rozhkov M. I. Social pedagogics. - Urite, 2017. -247 pages.

4. The strategy of education development in the Russian Federation until 2025» № 996-r dated from 29.05.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.