Научная статья на тему 'Интеграция форм гражданского образования младших школьников в учебно-воспитательном процессе'

Интеграция форм гражданского образования младших школьников в учебно-воспитательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / СИСТЕМА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CIVIL EDUCATION / SOCIAL AND COMMUNICATIVE ACTIVITY / ACADEMIC AND EXTRA-CURRICULUM WORK SYSTEM / CIVIL EDUCATION ORGANISATIONAL FORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазуткина И. А.

В статье раскрываются сущность гражданского образования младших школьников, его нравственно-этическая основа, направленная на формирование и развитие целостной личности ребенка. Автором предложена собственная система учебной деятельности и внешкольной работы, базирующаяся на сотрудничестве учителей, родителей и общественных организаций, включающая в себя организацию поведения и деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of Civil Education Forms into Academic and Upbringing Process of Juniour High School Students

The article is concerned with the essence of civil education among juniour high school students, its moral and ethic basis directed to form a child's integral personality. The author suggests her own academic and extra-curriculum work system which is based on cooperation between teachers, parents and social organisations and includes the organisation of students' behaviour and activity.

Текст научной работы на тему «Интеграция форм гражданского образования младших школьников в учебно-воспитательном процессе»

ИНТЕГРАЦИЯ ФОРМ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

И. А. Лазуткина, старший преподаватель кафедры педагогики МГПИ им. М. Е. Евсевьева

В статье раскрываются сущность гражданского образования младших школьников, его нравственно-этическая основа, направленная на формирование и развитие целостной личности ребенка. Автором предложена собственная система учебной деятельности и внешкольной работы, базирующаяся на сотрудничестве учителей, родителей и общественных организаций, включающая в себя организацию поведения и деятельности учащихся.

Ключевыге слова: гражданское образование, социальная и коммуникативная активность, система учебной деятельности и внешкольной работы, организационные формы гражданского образования.

Модернизация образовательной деятельности современной школы и обозначение приоритета воспитания в последних документах, отражающих государственную политику в образовании, вызывают необходимость осмысления значимости гражданского образования в целостной организации учебно-воспитательного процесса учащихся.

Гражданское образование включает в себя нравственный, правовой и политический компоненты и реализуется через учебные курсы, внеклассную работу, через формирование социальной и коммуникативной активности средствами учебных дисциплин. Среди указанных аспектов центральным, системообразующим, является нравственный, он органично входит в содержание учебного материала и внеурочной деятельности. Важнейшая цель гражданского образования — социализация школьников. Их гражданские знания и умения должны помогать выстраивать взаимоотношения с окружающими, давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, культуры.

Гражданское образование в начальной школе имеет прежде всего нравственно-этическую основу, направлено на формирование и развитие целостной личности ребенка и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, труду, своим обязанностям и к самому себе.

Психологи установили, что для младшего школьного возраста характерны

повышенная восприимчивость к внешним явлениям, вера в истинность того, чему учат, о чем говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении [1]. Перечисленные особенности служат залогом успеха в обучении и воспитании младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического воспитания детей [2].

Учитель начального звена создает благоприятное воспитательное пространство, в котором обеспечиваются условия для приобретения, формирования и развития новых личностных качеств детей.

Благодатную почву для нравственного воспитания представляет собой учебная программа начальных классов. Особенно ценно в ней то, что уже в самом процессе обучения формируются нравственные понятия младших школьников: умение работать в коллективе, выполнять поручения, дружелюбное отношение к одноклассникам. Урок для детей является местом разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Дети пытаются анализировать свой собственный опыт и опыт других людей. Большое влияние на них оказывает чтение художественной литературы.

«Литературное чтение» как учебный предмет имеет большое значение для развития и образования учащихся и играет ключевую роль в деле их воспита-

© Лазуткина И. А., 2008

111!111Й1И1!Ш № 4,

ния, поскольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок и которые способствуют присвоению ими нравственных ценностей, созданных человечеством. На уроках чтения нравственное воспитание выражено системой знаний, основным стержнем которой являются понятие о Родине, представления о человеке-гра-жданине и его отношениях с другими людьми: родными и чужими, близкими и далекими (различных национальностей, из разных стран), в быту и труде, в горе и радости, в праздники и будни, об отношении человека к природе родного края. Детям предлагаются картины природы и общественной жизни; рассказы о дружбе, взаимопомощи народов разных стран.

Читая и анализируя произведение, ребенок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Огромную роль в организации этого процесса играют эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, так как именно сопереживание и оценка — основа формирования нравственных представлений и убеждений личности. Например, в рассказе А. П. Гайдара «Чук и Гек» тема лжи и правды ставится во всей ее остроте. При разборе эпизода с телеграммой ребята на уроке (учитель Е. А. Великанова, Лу-ховский лицей) вначале следят по тексту за размышлением братьев о том, как лучше поступить с исчезнувшей телеграммой: рассказать маме правду о своих проделках или что-нибудь придумать? Чук предлагает не говорить о телеграмме вовсе, но Гек вспоминает, что «врать нельзя», потому что «мама за вранье всегда еще хуже сердится». Затем учитель предлагает детям порассуждать: «А как вы думаете — если ничего не сказать, а скрыть свой поступок, будет ли это обманом?» Учащиеся приходят к выводу, «что лгать опасно, если убедить себя, что ложь — вовсе и не ложь, а зна-

чит, наказания не должно быть и можно солгать».

Оценивая поступки литературных героев, ребенок соотносит свое понятие о том, «что такое хорошо и что такое плохо», с нравственными ценностями своего народа и человечества и в конечном счете получает представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые ложатся в основу развития его личностных качеств и убеждений и являются базой для формирования гражданственности.

Младший школьный возраст позволяет обратиться к бесценному с точки зрения формирования нравственных ценностей и идеалов материалу — сказке. Сказки — пища для разговоров о нравственном выборе, нравственных качествах героев, о настоящей дружбе, трудолюбии, терпении. В каждой сказке есть мораль, которая необходима ребенку, ведь он должен сам определять свое место в жизни, усваивать морально-этические нормы поведения в обществе. Для сказок характерно резкое разграничение положительного и отрицательного, и у ребенка никогда не возникает сомнения относительно того или иного сказочного персонажа. Например, учитель Н. Ф. Крапивина (саранская школа № 39) на обобщающем уроке литературного чтения по теме «В гостях у сказки» приглашает ребят в прекрасный мир сказки. «В прочитанных на уроках сказках, — спрашивает учитель, — чьи образы учат нас доброму, разумному?» Детям предлагается подумать о значении сказок, о том, какая мудрость заключена в них. «Учит справедливости, помогает лучше узнавать себя и других», «учит состраданию, понимать чужую беду», «учит верности в дружбе», «учит трудолюбию, смелости, смекалке, выдержке» — такие ответы дают ученики.

Задача учителя на уроках литературного чтения — так организовать работу над текстом, чтобы дети волновались, радовались и огорчались, постигая содержащиеся в нем нравственные уроки.

В процессе чтения произведений и их осмысления закладываются основы развития таких нравственных качеств ребенка, как доброта, сострадание всему живому, решительность, смелость, настойчивость и ответственность.

Нравственное воспитание ребенка происходит и в процессе познания окружающего мира. Учебный предмет «Окружающий мир» не только формирует знания о природе и обществе, но и развивает ценностное отношение к миру, способствует формированию гуманного отношения ко всему живому. Воспитание нравственных чувств школьника невозможно без усвоения правил, регулирующих его поведение в природной и социальной среде. На уроках окружающего мира у ребенка формируются представления о том, как человек должен взаимодействовать с природой, каковы основы взаимоотношений между людьми, что называется культурой поведения и как оценивать положительные и отрицательные поступки. На основе системы правовых и этических знаний у него складываются ценностные ориентации, воспитывается нравственность.

Изучение современной общественной жизни, знакомство с родной страной, оценка исторических событий и фактов на уроках «Окружающий мир» создают условия для воспитания высших нравственных чувств — патриотизма, уважения к разным народам, гордость за культуру родной страны.

Большой воспитательный потенциал заложен в учебнике истории «Человек и человечество» (под редакцией Д. Д. Данилова). Изучение таких тем, как «Единый мир людей», «Как жить в мире людей?», «Права человека в обществе», «Короли, президенты и граждане», «Кто во что верит?» и т. д., закладывает основы гражданственности младшего школьника. Знания, полученные на уроках истории, не только расширяют кругозор детей, но и формируют у них национальное самосознание. Так, например, на уроке «Расы и народы земли» учащиеся

саранской гимназии № 19 (учитель О. А. Усанова) знакомятся с обычаями, преданиями, легендами татарской, мордовской, русской, украинской национальностей. Ребята демонстрируют костюмы своих народов, исполняют песни и танцы. Такое общение обогащает жизнь многонационального классного коллектива, помогает детям ближе узнать друг друга, культуру разных народов.

Познавая историю Родины, переживая чувство любви к ней, ребенок стремится быть похожим на лучших людей страны. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за свободу, правду и справедливость.

Безусловно, содержание учебников имеет большое значение для формирования гражданственности, для нравственного воспитания младших школьников. Но в учебно-воспитательном процессе современной школы необходимы специальные дополнительные занятия, систематизирующие и углубляющие нравственные представления учащихся. В ряде школ Республики Мордовия (саранских № 38, 39, лицее № 7) в учебновоспитательный процесс введен специальный региональный курс «Гражданское образование в начальных классах», создающий условия для нравственного развития ребенка, становления его духовной основы, воспитания толерантности [3].

В основе программы курса лежит идея сочетания трех составляющих культуры гражданина — нравственной, правовой и политической. Специфика курса определяется тем, что в нем ведущую содержательную роль играет опыт ценностных ориентаций. В процессе преподавания осуществляется тесная связь урочной деятельности с внеклассной работой и семейным воспитанием.

Для реализации программы создан учебно-методический комплект: учебники «Кораблик» (в двух частях) для пер-

111!111Й1И1!Ш № 4,

вого года обучения и «Жар-птица» (в двух частях) для второго. Для учителя подготовлены методические пособия «Уроки гражданского образования в начальных классах» с подробными рекомендациями для проведения каждого занятия.

Формирование нравственных позиций является центральным содержательным компонентом курса. Для того чтобы нравственные понятия были осознаны детьми, авторами продуман подбор учебного материала: фольклорные произведения, библейские легенды, притчи, заповеди, художественные произведения, научно-популярные тексты, включены вопросы и задания для учащихся (практические, коммуникативные, проблемные).

На занятиях актуализируются имеющиеся у учащихся знания о таких нравственных категориях, как добро, дружба, взаимопомощь. Расширяются, обогащаются представления младших школьников о нравственных качествах человека: доброте, трудолюбии, вежливости, справедливости, честности, ответственности, бескорыстии, мудрости и др. Эта терминология вводится в активный словарь учащихся, анализируется и объясняется ими на примерах литературных героев, исходя из наблюдений за поведением одноклассников, а также в процессе самопознания.

Большое значение отводится социальным умениям: общаться со сверстниками в учебной, игровой, общественно полезной деятельности на основе нравственных отношений; высказывать свою точку зрения и воспринимать мнение другого человека; быть доброжелательными, внимательными, вежливыми в общении с людьми, выбирать модели нравственного поведения в конкретной ситуации, опираясь на знания нравственных принципов.

На уроках используются специальные технологии: учебный диалог, педагогические ситуации морального выбора, ролевые игры, позволяющие осуще-

ствлять переход от информационной педагогики к творческо-деятельностной. Учебный диалог понимается не только как процесс, но и как содержание, источник личностного опыта, фактор актуализации этических знаний. Введение педагогических ситуаций морального выбора: «Твой друг обижен на тебя, попробуй помириться»; «Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг пришел последним»; «Твой одноклассник играл твоей игрушкой, а отдал ее сломанной» и т. д., связанных с содержанием учебного материала по теме урока, способствует проявлению активности, самостоятельности, развитию мышления, воображения, нравственных чувств учащихся. Игры «Тайный друг», «Окажи внимание другому», «Знаешь ли ты своего соседа?» помогают детям включиться в систему разнообразных нравственных отношений, приобрести личный опыт поведения в процессе общения с другими людьми.

На уроках составляются правила жизни класса: «Правила доброты (честности, вежливости, дружбы и т. д.)».

В данном курсе учащиеся получают максимально конкретные представления о государстве, его символах, конституции как основном законе государства, о правах и обязанностях. В содержание программы включено знакомство с важнейшими международными правовыми документами — статьями Конвенции о правах ребенка, Всеобщей декларации прав человека, сопровождающиеся их осмыслением, становлением правового самосознания у детей.

К условиям реализации правового образования младших школьников следует отнести определенную организацию обучения, использование адекватных приемов. Прежде всего это учебное сотрудничество, работа в парах и группах, сопереживание героям литературных произведений, ролевые игры («Трон», «Первый указ короля»), индивидуальное и групповое составление проектов, законов, а также овладение различными спо-

собами поиска информации, приглашение на урок работников библиотеки, родителей, учителей старших классов.

Предлагаемые подходы к правовому воспитанию младших школьников позволяют создать условия для того, чтобы дети могли эмоционально прочувствовать свои права и обязанности, осознать такие понятия, как добрососедство, милосердие и доброта, дружба и ответственность. Вся проводимая со школьниками работа учит их чуткости, доброте, отзывчивости, служит сплочению коллектива, развивает активность, творческие способности.

Нравственные взаимоотношения, которые формируются в процессе обучения, закрепляются во внеклассной деятельности, которая богата самыми разнообразными формами и содержанием деятельности учащихся, включая экскурсии, сотрудничество с библиотеками, музеями, занятия в кружках, клубах, участие в конкурсах сочинений, рисунков, фотовыставках.

Но формирование представлений об основных социальных ролях человека, необходимых для успешной адаптации в обществе, активной гражданской позиции, безусловно, должно начинаться в семье. В процессе семейного воспитания закладывается целый ряд таких нравственных качеств личности, которые другими участниками воспитания детей не могут быть развиты столь успешно. К ним относятся гуманизм, внимательность, сострадание, сопереживание, культура общения, обязательность, благодарность. Большое значение имеет личный пример родителей, через который можно сформировать ответственное отношение к делу, гражданственность, отзывчивость к окружающим, честность и правдивость. Все это отражается затем в делах, поведении, общении детей.

Достичь успеха в воспитании учеников помогают родители — в том случае,

если они выступают как союзники учителя. Формы участия родителей в жизни класса разнообразны: проведение совместных праздников, организация экскурсий, выставок, интересных встреч. Для ребенка естественно желание гордиться своими родителями, предками, поэтому одной из эффективных форм работы является составление родословной семьи — генеалогического древа. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых и детей, но и служит первым шагом в познании традиций.

Актуальность и жизненная потребность младших школьников в приобретении нравственных представлений об окружающем мире и о себе очевидны. Нельзя не согласиться с тем, что ценностное отношение ребенка к окружающей действительности в корне преобразует поведение: при нравственном отношении к тому, что ценностно для всех и для него самого, становятся излишними напоминания о нормах поведения и контроль за поведением.

Главный результат гражданского образования заключается в том, что оно формирует уважение к людям, терпимость к противоположной точке зрения. Гражданское образование направлено на воспитание внутренней свободы ребенка, создание условий для раскрытия его личностного творческого потенциала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий. — М. : Просвещение, 1972. — 255 с.

2. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) : учеб. пособие / И. Ю. Кулагина. — М. : Изд-во РОУ, 1996. — 180 с.

3. Тивикова, С. К. Гражданское образование в начальных классах : метод. пособие / С. К. Тивикова, Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова, Н. Ю. Яшина. — Н. Новгород : Нижегород. гуманитар. центр, 1998. — 254 с.

Поступила 20.03.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.