ИНТЕГРАЦИЯ ФОРМ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
И. А. Лазуткина, старший преподаватель кафедры педагогики МГПИ им. М. Е. Евсевьева
В статье раскрываются сущность гражданского образования младших школьников, его нравственно-этическая основа, направленная на формирование и развитие целостной личности ребенка. Автором предложена собственная система учебной деятельности и внешкольной работы, базирующаяся на сотрудничестве учителей, родителей и общественных организаций, включающая в себя организацию поведения и деятельности учащихся.
Ключевыге слова: гражданское образование, социальная и коммуникативная активность, система учебной деятельности и внешкольной работы, организационные формы гражданского образования.
Модернизация образовательной деятельности современной школы и обозначение приоритета воспитания в последних документах, отражающих государственную политику в образовании, вызывают необходимость осмысления значимости гражданского образования в целостной организации учебно-воспитательного процесса учащихся.
Гражданское образование включает в себя нравственный, правовой и политический компоненты и реализуется через учебные курсы, внеклассную работу, через формирование социальной и коммуникативной активности средствами учебных дисциплин. Среди указанных аспектов центральным, системообразующим, является нравственный, он органично входит в содержание учебного материала и внеурочной деятельности. Важнейшая цель гражданского образования — социализация школьников. Их гражданские знания и умения должны помогать выстраивать взаимоотношения с окружающими, давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, культуры.
Гражданское образование в начальной школе имеет прежде всего нравственно-этическую основу, направлено на формирование и развитие целостной личности ребенка и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, труду, своим обязанностям и к самому себе.
Психологи установили, что для младшего школьного возраста характерны
повышенная восприимчивость к внешним явлениям, вера в истинность того, чему учат, о чем говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении [1]. Перечисленные особенности служат залогом успеха в обучении и воспитании младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического воспитания детей [2].
Учитель начального звена создает благоприятное воспитательное пространство, в котором обеспечиваются условия для приобретения, формирования и развития новых личностных качеств детей.
Благодатную почву для нравственного воспитания представляет собой учебная программа начальных классов. Особенно ценно в ней то, что уже в самом процессе обучения формируются нравственные понятия младших школьников: умение работать в коллективе, выполнять поручения, дружелюбное отношение к одноклассникам. Урок для детей является местом разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Дети пытаются анализировать свой собственный опыт и опыт других людей. Большое влияние на них оказывает чтение художественной литературы.
«Литературное чтение» как учебный предмет имеет большое значение для развития и образования учащихся и играет ключевую роль в деле их воспита-
© Лазуткина И. А., 2008
111!111Й1И1!Ш № 4,
ния, поскольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок и которые способствуют присвоению ими нравственных ценностей, созданных человечеством. На уроках чтения нравственное воспитание выражено системой знаний, основным стержнем которой являются понятие о Родине, представления о человеке-гра-жданине и его отношениях с другими людьми: родными и чужими, близкими и далекими (различных национальностей, из разных стран), в быту и труде, в горе и радости, в праздники и будни, об отношении человека к природе родного края. Детям предлагаются картины природы и общественной жизни; рассказы о дружбе, взаимопомощи народов разных стран.
Читая и анализируя произведение, ребенок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Огромную роль в организации этого процесса играют эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, так как именно сопереживание и оценка — основа формирования нравственных представлений и убеждений личности. Например, в рассказе А. П. Гайдара «Чук и Гек» тема лжи и правды ставится во всей ее остроте. При разборе эпизода с телеграммой ребята на уроке (учитель Е. А. Великанова, Лу-ховский лицей) вначале следят по тексту за размышлением братьев о том, как лучше поступить с исчезнувшей телеграммой: рассказать маме правду о своих проделках или что-нибудь придумать? Чук предлагает не говорить о телеграмме вовсе, но Гек вспоминает, что «врать нельзя», потому что «мама за вранье всегда еще хуже сердится». Затем учитель предлагает детям порассуждать: «А как вы думаете — если ничего не сказать, а скрыть свой поступок, будет ли это обманом?» Учащиеся приходят к выводу, «что лгать опасно, если убедить себя, что ложь — вовсе и не ложь, а зна-
чит, наказания не должно быть и можно солгать».
Оценивая поступки литературных героев, ребенок соотносит свое понятие о том, «что такое хорошо и что такое плохо», с нравственными ценностями своего народа и человечества и в конечном счете получает представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые ложатся в основу развития его личностных качеств и убеждений и являются базой для формирования гражданственности.
Младший школьный возраст позволяет обратиться к бесценному с точки зрения формирования нравственных ценностей и идеалов материалу — сказке. Сказки — пища для разговоров о нравственном выборе, нравственных качествах героев, о настоящей дружбе, трудолюбии, терпении. В каждой сказке есть мораль, которая необходима ребенку, ведь он должен сам определять свое место в жизни, усваивать морально-этические нормы поведения в обществе. Для сказок характерно резкое разграничение положительного и отрицательного, и у ребенка никогда не возникает сомнения относительно того или иного сказочного персонажа. Например, учитель Н. Ф. Крапивина (саранская школа № 39) на обобщающем уроке литературного чтения по теме «В гостях у сказки» приглашает ребят в прекрасный мир сказки. «В прочитанных на уроках сказках, — спрашивает учитель, — чьи образы учат нас доброму, разумному?» Детям предлагается подумать о значении сказок, о том, какая мудрость заключена в них. «Учит справедливости, помогает лучше узнавать себя и других», «учит состраданию, понимать чужую беду», «учит верности в дружбе», «учит трудолюбию, смелости, смекалке, выдержке» — такие ответы дают ученики.
Задача учителя на уроках литературного чтения — так организовать работу над текстом, чтобы дети волновались, радовались и огорчались, постигая содержащиеся в нем нравственные уроки.
В процессе чтения произведений и их осмысления закладываются основы развития таких нравственных качеств ребенка, как доброта, сострадание всему живому, решительность, смелость, настойчивость и ответственность.
Нравственное воспитание ребенка происходит и в процессе познания окружающего мира. Учебный предмет «Окружающий мир» не только формирует знания о природе и обществе, но и развивает ценностное отношение к миру, способствует формированию гуманного отношения ко всему живому. Воспитание нравственных чувств школьника невозможно без усвоения правил, регулирующих его поведение в природной и социальной среде. На уроках окружающего мира у ребенка формируются представления о том, как человек должен взаимодействовать с природой, каковы основы взаимоотношений между людьми, что называется культурой поведения и как оценивать положительные и отрицательные поступки. На основе системы правовых и этических знаний у него складываются ценностные ориентации, воспитывается нравственность.
Изучение современной общественной жизни, знакомство с родной страной, оценка исторических событий и фактов на уроках «Окружающий мир» создают условия для воспитания высших нравственных чувств — патриотизма, уважения к разным народам, гордость за культуру родной страны.
Большой воспитательный потенциал заложен в учебнике истории «Человек и человечество» (под редакцией Д. Д. Данилова). Изучение таких тем, как «Единый мир людей», «Как жить в мире людей?», «Права человека в обществе», «Короли, президенты и граждане», «Кто во что верит?» и т. д., закладывает основы гражданственности младшего школьника. Знания, полученные на уроках истории, не только расширяют кругозор детей, но и формируют у них национальное самосознание. Так, например, на уроке «Расы и народы земли» учащиеся
саранской гимназии № 19 (учитель О. А. Усанова) знакомятся с обычаями, преданиями, легендами татарской, мордовской, русской, украинской национальностей. Ребята демонстрируют костюмы своих народов, исполняют песни и танцы. Такое общение обогащает жизнь многонационального классного коллектива, помогает детям ближе узнать друг друга, культуру разных народов.
Познавая историю Родины, переживая чувство любви к ней, ребенок стремится быть похожим на лучших людей страны. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за свободу, правду и справедливость.
Безусловно, содержание учебников имеет большое значение для формирования гражданственности, для нравственного воспитания младших школьников. Но в учебно-воспитательном процессе современной школы необходимы специальные дополнительные занятия, систематизирующие и углубляющие нравственные представления учащихся. В ряде школ Республики Мордовия (саранских № 38, 39, лицее № 7) в учебновоспитательный процесс введен специальный региональный курс «Гражданское образование в начальных классах», создающий условия для нравственного развития ребенка, становления его духовной основы, воспитания толерантности [3].
В основе программы курса лежит идея сочетания трех составляющих культуры гражданина — нравственной, правовой и политической. Специфика курса определяется тем, что в нем ведущую содержательную роль играет опыт ценностных ориентаций. В процессе преподавания осуществляется тесная связь урочной деятельности с внеклассной работой и семейным воспитанием.
Для реализации программы создан учебно-методический комплект: учебники «Кораблик» (в двух частях) для пер-
111!111Й1И1!Ш № 4,
вого года обучения и «Жар-птица» (в двух частях) для второго. Для учителя подготовлены методические пособия «Уроки гражданского образования в начальных классах» с подробными рекомендациями для проведения каждого занятия.
Формирование нравственных позиций является центральным содержательным компонентом курса. Для того чтобы нравственные понятия были осознаны детьми, авторами продуман подбор учебного материала: фольклорные произведения, библейские легенды, притчи, заповеди, художественные произведения, научно-популярные тексты, включены вопросы и задания для учащихся (практические, коммуникативные, проблемные).
На занятиях актуализируются имеющиеся у учащихся знания о таких нравственных категориях, как добро, дружба, взаимопомощь. Расширяются, обогащаются представления младших школьников о нравственных качествах человека: доброте, трудолюбии, вежливости, справедливости, честности, ответственности, бескорыстии, мудрости и др. Эта терминология вводится в активный словарь учащихся, анализируется и объясняется ими на примерах литературных героев, исходя из наблюдений за поведением одноклассников, а также в процессе самопознания.
Большое значение отводится социальным умениям: общаться со сверстниками в учебной, игровой, общественно полезной деятельности на основе нравственных отношений; высказывать свою точку зрения и воспринимать мнение другого человека; быть доброжелательными, внимательными, вежливыми в общении с людьми, выбирать модели нравственного поведения в конкретной ситуации, опираясь на знания нравственных принципов.
На уроках используются специальные технологии: учебный диалог, педагогические ситуации морального выбора, ролевые игры, позволяющие осуще-
ствлять переход от информационной педагогики к творческо-деятельностной. Учебный диалог понимается не только как процесс, но и как содержание, источник личностного опыта, фактор актуализации этических знаний. Введение педагогических ситуаций морального выбора: «Твой друг обижен на тебя, попробуй помириться»; «Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг пришел последним»; «Твой одноклассник играл твоей игрушкой, а отдал ее сломанной» и т. д., связанных с содержанием учебного материала по теме урока, способствует проявлению активности, самостоятельности, развитию мышления, воображения, нравственных чувств учащихся. Игры «Тайный друг», «Окажи внимание другому», «Знаешь ли ты своего соседа?» помогают детям включиться в систему разнообразных нравственных отношений, приобрести личный опыт поведения в процессе общения с другими людьми.
На уроках составляются правила жизни класса: «Правила доброты (честности, вежливости, дружбы и т. д.)».
В данном курсе учащиеся получают максимально конкретные представления о государстве, его символах, конституции как основном законе государства, о правах и обязанностях. В содержание программы включено знакомство с важнейшими международными правовыми документами — статьями Конвенции о правах ребенка, Всеобщей декларации прав человека, сопровождающиеся их осмыслением, становлением правового самосознания у детей.
К условиям реализации правового образования младших школьников следует отнести определенную организацию обучения, использование адекватных приемов. Прежде всего это учебное сотрудничество, работа в парах и группах, сопереживание героям литературных произведений, ролевые игры («Трон», «Первый указ короля»), индивидуальное и групповое составление проектов, законов, а также овладение различными спо-
собами поиска информации, приглашение на урок работников библиотеки, родителей, учителей старших классов.
Предлагаемые подходы к правовому воспитанию младших школьников позволяют создать условия для того, чтобы дети могли эмоционально прочувствовать свои права и обязанности, осознать такие понятия, как добрососедство, милосердие и доброта, дружба и ответственность. Вся проводимая со школьниками работа учит их чуткости, доброте, отзывчивости, служит сплочению коллектива, развивает активность, творческие способности.
Нравственные взаимоотношения, которые формируются в процессе обучения, закрепляются во внеклассной деятельности, которая богата самыми разнообразными формами и содержанием деятельности учащихся, включая экскурсии, сотрудничество с библиотеками, музеями, занятия в кружках, клубах, участие в конкурсах сочинений, рисунков, фотовыставках.
Но формирование представлений об основных социальных ролях человека, необходимых для успешной адаптации в обществе, активной гражданской позиции, безусловно, должно начинаться в семье. В процессе семейного воспитания закладывается целый ряд таких нравственных качеств личности, которые другими участниками воспитания детей не могут быть развиты столь успешно. К ним относятся гуманизм, внимательность, сострадание, сопереживание, культура общения, обязательность, благодарность. Большое значение имеет личный пример родителей, через который можно сформировать ответственное отношение к делу, гражданственность, отзывчивость к окружающим, честность и правдивость. Все это отражается затем в делах, поведении, общении детей.
Достичь успеха в воспитании учеников помогают родители — в том случае,
если они выступают как союзники учителя. Формы участия родителей в жизни класса разнообразны: проведение совместных праздников, организация экскурсий, выставок, интересных встреч. Для ребенка естественно желание гордиться своими родителями, предками, поэтому одной из эффективных форм работы является составление родословной семьи — генеалогического древа. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых и детей, но и служит первым шагом в познании традиций.
Актуальность и жизненная потребность младших школьников в приобретении нравственных представлений об окружающем мире и о себе очевидны. Нельзя не согласиться с тем, что ценностное отношение ребенка к окружающей действительности в корне преобразует поведение: при нравственном отношении к тому, что ценностно для всех и для него самого, становятся излишними напоминания о нормах поведения и контроль за поведением.
Главный результат гражданского образования заключается в том, что оно формирует уважение к людям, терпимость к противоположной точке зрения. Гражданское образование направлено на воспитание внутренней свободы ребенка, создание условий для раскрытия его личностного творческого потенциала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий. — М. : Просвещение, 1972. — 255 с.
2. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) : учеб. пособие / И. Ю. Кулагина. — М. : Изд-во РОУ, 1996. — 180 с.
3. Тивикова, С. К. Гражданское образование в начальных классах : метод. пособие / С. К. Тивикова, Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова, Н. Ю. Яшина. — Н. Новгород : Нижегород. гуманитар. центр, 1998. — 254 с.
Поступила 20.03.08.