Научная статья на тему 'Роль вайнахской сказки в формировании толерантности у младшего школьника'

Роль вайнахской сказки в формировании толерантности у младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / СКАЗКА / ФОЛЬКЛОР / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мукаева Асет Шахидовна

Сказка, фольклорный жанр, рассматривается как одно из наиболее эффективных средств воспитания толерантных качеств у младшего школьника. Статья содержит практический материал для учителей начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль вайнахской сказки в формировании толерантности у младшего школьника»

72

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2010

новными направлениями реформы и создание следующей структуры ме-реализации многоуровневой системы дицинского образования (рис. 4). медицинского образования является

Примечания

1. Гаджиев Р. С. Концепция реформы здравоохранения и высшего медицинского образования Республики Дагестан в условиях перехода к рыночной экономике. Махачкала, 1995. С. 3-4. 2. Гванзилаев М. Г. Теория и практика медицинской педагогики. Махачкала, 2005. 3. Закон РФ об образовании. Раздел 2. От. 8. М., 1992. 4. Лисицын Ю. П., Сахно А. В. Здоровье человека - социальная ценность. М. : Мысль, 1988. С. 28. 5. Лисицын Ю. П. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения. Казань, 1998. С. 448. 6. Панкратьева Н. В., Попов В. Ф., Шилен-ко Ю. В. Здоровье - социальная ценность. М. : Мысль, 1989. С. 66. 7. Петровский Б. В. Деонтология медицины. T. 1. М., 1988. С. 45. 8. Приоритетный национальный проект «Здоровье». М., 2006.

Статья поступила в редакцию 19.02.2010 г.

УДК 373.2.02

РОЛЬ ВАЙНАХСК0Й СКАЗКИ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

©гою мукаева А.Ш.

Чеченский государственный педагогический институт

Сказка, фольклорный жанр, рассматривается как одно из наиболее эффективных средств воспитания толерантных качеств у младшего школьника. Статья содержит практический материал для учителей начальных классов.

Fairy tales, folklore genre, are regarded as one of the most effective means of the development of junior pupils’ tolerant qualities. This article contains practical material for primary school teachers.

Ключевые слова: толерантность, устное народное творчество, сказка, фольклор, младший школьник.

Keywords: tolerance, oral folklore, fairy tale, folklore, junior pupils.

В сокровищнице мировой культуры почетное место занимает устное народное творчество, которое является национальным достоянием каждого народа. Один из обширных разделов народного творчества и самый любимый детьми - сказки. У вайнах-ского народа целая кладовая бесценных жемчужин этого жанра. Сказки обладают огромным потенциалом в воспитании таких черт толерантной

личности, как терпение и снисходительность, доброжелательность и умение владеть собой, доверие и способность к сопереживанию и т.д.

Из практики известно, что знакомство с произведениями устного народного творчества является более эффективным методом воспитания, чем другие методы, направленные на стимулирование чувств детей (поощрение, наказание, порицание, ука-

Психолого-педагогические науки • • •

зание, контроль деятельности и др.) Фольклор легко воспринимается детьми уже с раннего возраста. В нем заложена информация о соблюдении норм морали, соблюдении правил поведения, выработанных человечеством на протяжении веков. Произведения устного народного творчества эмоционально переживаются ребенком, и с их помощью можно эффективно влиять на формирование ценностных представлений - отношение к традициям и обычаям, родителям, к окружающим, природе и т.д.

Здесь уместны слова С. Михалкова, обращенные к детям: «Читайте сказки не только для развлечения, но и для того, чтобы стать добрее и великодушнее. Постарайтесь разглядеть за подчас необычными для вас сегодня традициями и обычаями, словами и поступками то «великое и вечное», что объединяет всех нас -людей, живущих на Земле - человечность» [2].

Сказка может быть использована для того, чтобы предложить человеку способы решения конкретной проблемы. Сказка - это великолепный общий язык для всех. Язык сказки естественным образом сближает самых разных людей. Сказка более информативна, чем обычная речь. Она подает свои идеи через символы, метафоры и аналогии. Она способствует пробуждению творческих сил в самом педагоге, активизирует понимание и желание знать больше о «других».

Эффективность использования сказки в процессе обучения определяется рядом ее преимуществ:

1) глубинный смысл сказки и ее мораль не дидактичны. В сказках нет прямых нравоучений. Сказка позволяет бессознательно идентифицировать себя со многими персонажами. Значит, появляются возможности: научиться прогнозировать будущие проблемы; своевременно видеть трудности и устранять их; гибко совмещать удовольствия и необходи-

73

мые дела и т.д. Сказка «не учит жить», а помогает приобретать социальный интеллект, «мягко» говоря о проблемах и перспективах развития. Сказки - ненавязчивое воспитательное средство. Они передают нравственные ценности, правила поведения. Образность языка, приключения героев делают даже самую суровую мораль интереснее, приемлемее, безопаснее. Человек может неожиданно осознать связь сказочной истории со своим поведением;

2) сказочные образы собирательны. Неопределенность места действия и имени главного героя, отсутствие жесткой персонификации позволяют человеку с большей мотивацией по собственному желанию идентифицировать себя с главным героем...;

3) сказка является источником жизненного опыта, традиций. Ей присущи многогранность хранимой информации, образность языка. Благодаря своему языку сказки легко запоминаются. Обучаемый, стараясь понять философскую подоплеку сказки, обратит внимание на причины и следствия поступков всех героев сказки. Главное, что, переживая с героями и за героев, наблюдая за их судьбами, проживая сказочные ситуации, человек создает собственную карту нашего мира. На ее основании он будет воспринимать различные ситуации и действовать определенным образом в житейских ситуациях;

4) признак настоящей сказки -счастливый конец, что предопределяет психологическую защищенность, философское, экзистенцио-нальное осмысление действительности;

5) сказка несет ореол тайны и волшебства, формирует способность к децентрации (умению поставить себя на место другого человека), активизирует фантазию, интуицию [6].

Таким образом, рассказывание сказок и историй является полезной техникой обучения. Они представляют собой инструмент обучения и по-

74

Известия ДГПУ, №1, 2010

могают осмыслить, понять информацию, сопоставить ее с собственным опытом и запомнить, позволяют человеку не только услышать некоторые факты, даты, имена, но и почувствовать и увидеть с помощью воображения узнанное, визуализировать сказанное и эмоционально отреагировать на содержание услышанного, что способствует хорошему запоминанию материала. Сказки помогают привлечь внимание детей к актуальной проблеме.

Сказки можно отнести к словесным методам формирования сознания, поскольку основная функция этих методов - «усвоение воспитанниками знаний о правилах и нормах поведения, - вообще знаний этических, эстетических, экологических и других с целью убеждения воспитанников в правильности одних отношений людей к объектам реальности и неправильности других» [5. С. 286].

Большие возможности воспитания толерантной личности заложены в содержании сказок, рассказов, изучаемых на уроках родной литературы, классных часах, где ученик рассуждает, отстаивает свои взгляды, позицию. Как показал опрос, большинство учителей не имеют полного представления об организации работы по формированию толерантности средствами народной педагогики. Одной из форм работы является проигрывание литературных произведений на уроках чтения (классного часа) с последующим обсуждением. Учитель выбирает произведения устного народного творчества, которые соответствуют, например, ситуации взаимоотношений между детьми в классе (не дружны, не отзываются на просьбу о помощи и т.д.).

Обозначим последовательность этапов, обеспечивающих усвоение новых нравственных понятий.

Первый этап работы - выявление в классе проблемы нравственного характера. Учитель продумывает, какие ситуации из жизни детей он

• • •

может отразить, работая над сказкой. Работу лучше начать с прослушивания сказки в аудиозаписи. Далее предлагается пересказ сказки. Затем задаются учащимся вопросы: о чем сказка, кто главные герои, какие понравились, какие нет, почему. При обсуждении сказки важно обратить внимание учащихся на характер героев, выделить характеристики персонажей.

На втором этапе учащиеся делятся на группы для проигрывания произведения: одна группа - зрители, две другие - действующие лица. Детям предлагается подумать, как бы они поступили, окажись на месте героев сказки, как бы они вели себя в аналогичной жизненной ситуации, как бы они действительно поступили, если такая ситуация с ними случилась. Постепенно учеников подводят к сравнению того, как они считают нужным действовать правильно, с тем, как они действуют на самом деле. После проигрывания произведения обсуждаются характеры героев. Важно обратить внимание на то, что, инсценируя сказку, доброту героя необходимо показать своими действиями, и попросить детей-зрителей назвать, какие именно действия можно назвать добрыми. Нужно, чтобы дети поняли: то, что названо словом, должно быть подтверждено действием, и наоборот - то, что показано в действии, должно быть названо. В результате дети сами начинают искать соответствия между словами и действиями, пробуют характеризовать поступки героев произведения и свои. Далее зрители выбирают команду, которая, на их взгляд, наиболее удачно показала характер героев произведения. Для закрепления полученных знаний о характерах героев учащимся предлагается нарисовать понравившихся персонажей. Итогом работы считается умение ребенка применять полученные знания в реальной или воображаемой ситуации.

Психолого-педагогические науки

75

• • •

Использование в работе с учащимися национального фольклора позволяет учителю приобщить ребят к культуре своего народа, знакомить их с богатым образным родным языком, дать возможность ярче и полнее передать свои чувства. Учащихся нужно познакомить с различными видами сказок - бытовыми, волшебными, сказками о животных. Прежде чем использовать сказку, учителю необходимо самостоятельно изучить ее, познакомиться с историей возникновения, научиться выразительно читать, рассказывать. Важно не только доставлять детям радость, но и довести до их сознания главную идею произведения, научить не только оценивать поступки героев, но и понимать их мотивы, показывать свое отношение к тем или иным проявлениям поведения и т.д.

Педагогу следует сопровождать работу красочными иллюстрациями,

подчеркивая национальный колорит предметов быта, одежды, обстановки, в которой действуют герои, обогащать их словарный запас. Можно использовать сами предметы или их изображения. Рассказывание сказок включается в ход уроков родной литературы, во внеклассную работу. Отобранные произведения должны быть доступны, небольшими по содержанию и способствовать развитию у детей основ толерантности. Впечатления, полученные от сказок, дети отражают в общении, своем поведении, играх, рисунках. Соответственно тематике произведения предлагаются игровые задания и тестирование.

В процессе работы по формированию толерантности у младших школьников в школе №34 г. Грозного нами были использованы чеченские народные сказки (табл. 1) и сказки народов Кавказа (табл. 2).

Таблица 1

Чеченские народные сказки

Название сказки Педагогические цели

«Мы села не обоснуем» Согласие и мир. Всякое общее доброе дело требует согласия.

«Про Чору» Терпение. Снисходительность.

«Как молла доказал свою правоту» Правдивость.

«Сирая вдова и нарт-ортсхойцы» Осуждение зла и насилия.

«Сулейман-пророк и муравей» Сдержанность, благородство, ум.

«Мавсур и Магомед» Дружба. Почитание и уважение старших. Гостеприимство.

«Судья» Находчивость и ум в разрешении спора.

«Лиса и лев» Уважение прав и свобод других.

«Мышка пришла к мышке» Все разные - все равны!

«Волк, лиса и еж» Насмешка. Умение владеть собой.

«Осел и бык» Способность к сопереживанию. Доброжелательность.

Сказки народов Кавказа

Таблица 2

Название сказки

Педагогические цели

«Куцый хвост» (абхазская)

«Повесть о дженгутаевце и чеченце» (аварская)

«Отец и сын» (аварская)

«Сказка о соловье» (азербайджанская)

«Лысый и волосатый» (армянская)

«Вор» (армянская)

«Намус» (балкарская)

«Огонь и вода» (балкарская)

«Любовь к отцу и любовь к сыну» (даргинская)

«Золотой рубль» (ингушская)

«О человеке по имени Карча, о его друзьях и о стране, ими открытой» (карачаевская)

Толерантность. Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой.

Благородство. Дружба между народами.

Терпимость к старшим. Отношение к родителям. Пример старшего.

Уважение чужих прав и свобод.

Высмеивание другого человека.

Ненасилие. Справедливость.

Дружба. Согласие. Счастье.

Единство и равноправие.

Уважение к окружающим. Терпимость к старикам. Терпимость.

Дружба народов, добрососедство.

76

Таблица 3

Взаимосвязь содержания сказки и малой фольклорной формы

Название сказки (чеченские) Малая фольклорная форма (чеченские пословицы)

«Мы села не обоснуем» «Про Чору» «Как молла доказал свою правоту» «Сирая вдова и нарт-орстхойцы» «Сулейман-пророк и муравей» «Мавсур и Магомед» «Судья» «Лиса и лев» «Волк, лиса и еж» «Осел и бык» Аул без согласия и семья без согласия - погибли. Торопливость душу взяла, терпение - гору взяло. Несдержанность - глупость, терпение - ум. Ищущий зло не избавится от плохого. Непорядочность или благородство в самом человеке, как родник. С другом и толокно кажется халвой. Худой мир лучше доброй ссоры. В яму, вырытую для других, попадешь сам. Ум силу победил. Доброе слово гору с места сдвинуло.

Анализ содержания сказки и установление связи содержания с каким-либо метким выражением (пословицей, поговоркой) учит детей определять значение произведения, что может служить, в свою очередь, разъяснением нравственных основ толерантности. В работе с учащимися целесообразно проводить аналогию между сказкой, малой фольклорной формой и жизненными ситуациями (табл. 3).

Темы чеченских сказок неожиданны, иные неповторимы. Много дней и ночей сидит в дозоре чеченец. На его коленях сабля - острием к лицу. Заснет на миг, лицом ударяется об острую саблю и ранится - течет кровь. Раны не дают ему уснуть. Истекая кровью, он не пропустит врага.

Вот другая сказка. «Жили два друга - Мавсур и Магомед. Сдружились они еще мальчиками, миновали годы, Мавсур и Магомед выросли, вместе с ними окрепла и дружба»... Так начинается сказка, а заканчивается: «Магомеда мог спасти только друг, готовый погибнуть вместе с ним. Мавсур доказал это и спас Магомеда. И стали они жить да поживать, никогда уже не разлучались. И крепче их дружбы никто не знал». Погибнуть вместе с другом, за друга - типичное для чеченцев проявление дружбы.

Преданность в дружбе - высшая человеческая ценность для чеченца. Тема другой сказки - помощь героя другу отца. Сыновья сказали отцу в один голос: «Если есть между небом

и землей то, чем можно помочь твоему другу, мы достанем это и выручим твоего друга из беды».

Итак, содержание сказки выполняет функцию положительного примера в воспитании. Эффективность воспитательного воздействия будет достигнута при соблюдении следующих условий:

- содержание сказки должно быть доступно, соответствовать переживаниям детей;

- сказку следует сопровождать иллюстрациями;

- соответствующее эмоциональное воздействие должна оказывать окружающая обстановка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- следует знакомить со сказкой в профессиональном исполнении;

- сказки должны переживаться слушателями;

- учителю нужно позаботиться о том, чтобы впечатления от сказки сохранились как можно дольше.

Возможно проведение работы со сказкой в следующих направлениях [3]:

Первое - ситуативно-расширитель-ное. В нем герои современных мультфильмов попадают в различные мирные жизненные ситуации.

Второе - аналитическое. Учитель ставит перед учащимися задачу: сопоставить образы героев услышанных сказок, их внешние и внутренние качества, поступки с героями известных сказок. Дети находят подобие и различие, оценивают поступки геро-

Психолого-педагогические науки • • •

ев. Продуктивно сопоставление близких сюжетов или образов различных сказок, например, чеченских и дагестанских и т.д. Учащиеся упражняются в нахождении общего и отличительного, отражающего национальный колорит и культуру разных народов.

Третье - собирательное. Сочиняются сказки, в которых герои мультфильмов объединяются с героями других сказок, оказываются в новых ситуациях или попадают в известную сказку и изменяют ее ход.

Урок по сказке может иметь следующую структуру:

1. Подготовка к восприятию сказки.

2. Первичное восприятие (рассказывание или чтение сказки учителем).

3. Проверка первичного восприятия:

- понравилась ли сказка?

- какое настроение вызвала у вас сказка?

- какие вопросы вам хотелось бы обсудить?

4. Чтение и анализ сказки:

- прочитайте начало сказки

- с какими героями мы знакомимся и где?

- как вы понимаете выражение ...? слово...?

- что имел в виду автор, употребляя это слово, выражение...?

- с какой интонацией следует прочитать реплику?

Примечания

77

5. Постановка учебной задачи (например, действительно ли наш герой глуп, умен, добр, справедлив; охарактеризуем наших персонажей).

Задание: замена слов синонимами.

6. Продолжение анализа. Примерные вопросы для обсуждения:

- чему научила вас сказка?

- какие слова использует сказитель, описывая героя?

- опишите, каким вы представляете себе героя (внешность, манеры, речь, черты характера, чувства, которые он (она) испытывает по отношению к другому герою).

При наличии иллюстраций к сказке дается задание внимательно их рассмотреть. Далее можно поставить вопросы:

- кого узнаете на этом рисунке?

- какие черты отразились в этом рисунке?

- какие краски понадобились бы вам для того, чтобы нарисовать эту картину? Почему?

Таким образом, использование потенциала народных сказок в воспитании младших школьников помогает духовно-нравственному развитию ребенка. Приобщение детей к народным истокам позволяет связать традиционное и современное, расширить мировосприятие ребенка, ощутить преемственность культурных слоев.

1. Алироев И. Ю. Кувшин мудростей // Чеченские пословицы и поговорки. М. : Изд-во «Книга», 1990. 2. Алиева А. И. Чеченские и ингушские сказки. М. : Российский архив, 2003. 3. Афанасьева А. Роль сказкотерапии в коррекции влияния массовой культуры на детей // Материалы V Ме-ждунар. конф. «Ребенок в современном мире: права ребенка». СПб., 1998. 4. Дзейтова М. X. Культура мира в фольклоре народов Кавказа. Назрань : Изд-во ООО «Пилигрим», 2006. 5. Селиванов В. С. Основы общей педагогики // Теория и методика воспитания. 3-е издание. М. : Academia, 2004. С. 286. 6. Скрипюк И. И. 111 баек для тренеров. СПб. : Питер, 2005.

Статья поступила в редакцию 09.03.2010 г.

УДК 370.153.4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.