Научная статья на тему 'Особенности нравственного воспитания младших школьников на уроках чтения'

Особенности нравственного воспитания младших школьников на уроках чтения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2210
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности нравственного воспитания младших школьников на уроках чтения»

УДК 35.034:158

О. В. Шарапова

ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ

Составляющими безопасность любой страны, в том числе и России, являются военная, техническая, экологическая и экономическая. В настоящее время появилась еще одна составляющая - безопасность духовная. Это обусловлено факторами как глобального, так и внутригосударственного характера. Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей учащихся. Эта ситуация порождает внутренние конфликты и проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с другими людьми.

Исходя из этого, повышается актуальность целенаправленного нравственного воспитания в образовательном процессе. На школу ложится ответственность найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы, позволяющие, с одной стороны, убедительно показать детям непреходящий характер «вечных» ценностей и социальных идеалов человека, а с другой - позволяющие целенаправленно формировать опыт и личностные качества, которые обеспечат успешность деятельности в современной жизни. Именно образование обеспечивает целостное воспроизводство человека, формирование и развитие личности. От направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных и нравственных качеств зависит духовная безопасность страны.

Особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно слушают рассказы, любят овладевать новыми умениями и навыками, предпочитают яркое, новое, открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком. У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства - чувства товарищества, ответственности за класс, негодования при чьей-то несправедливости. Они стремятся поступать в соответствии с теми нормами, которые определены требованиями взрослых. Начальная школа является одним из основных этапов формирования этических норм. Нравственное воспитание начинается с первых шагов сознательной жизни ребенка. Именно в младшем школьном возрасте, необходимо раскрывать перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учить их азбуке морали. Овладевая азбукой нравственности, дети начальной школы постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедли-

вости и несправедливости. Одновременно с этими азбучными истинами необходимо раскрывать перед учащимися начальной школы сущность и такие моральные ценности, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость. Мастерство и искусство воспитания заключаются в том, чтобы эти нравственные ценности раскрыть перед юными сердцами в ярких образах, захватывающих мысль и волнующих душу, пробуждающих стремление к нравственному идеалу. Verba docent, exempla trahunt, - говорит мудрая латинская пословица (слова учат, примеры увлекают). Необходимо добиваться, чтобы мир нравственных богатств увлекал детей.

Усвоение нравственных знаний - одно из условий формирования нравственных качеств - требует нравственной активности от самого школьника. Представления детей о нравственности богаче и правильнее, чем их поведение. Личный опыт нравственного поведения детей начальной школы ограничен, не очень богат ситуациями, где дети сами должны решать нравственные вопросы своих взаимоотношений в коллективе. Разрыв в сознании и поведении проявляется в том, что школьник знает, как надо поступать, но не поступает в соответствии со своими знаниями. Этот разрыв выступает как возрастная особенность. Младший школьник еще только учится соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением. Большие возможности нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений изучаемых на уроках чгения, здесь ребенок имеет возможность для самовыражения нравственных суждений для отстаивания своих взглядов и позиций.. В работах К. Д. Уиганского, С. И. Гессена и многих других педагогов раскрыты представления о целостном педагогическом процессе, охватывающем задачи обучения, развития и воспитания учащихся.

В ходе нашего исследования 100% учителей высказали мысли о необходимости нравственного воспитания в образовательном процессе начальной школы: причем 16% из них заметили, что оно возможно, а 60% - что оно обязательно. Однако нами было выявлено, что учителя не имеют целостного представления о том, как организовать работу по нравственному воспитанию, с чего ее начать.

Исходя из полученных данных, мы сделали следующие выводы:

• все учителя едины в понимании необходимости нравственного воспитания в начальной школе;

• большинство учителей понимают возможности нравственного воспитания в начальной школе;

• однако в современных условиях это направление воспитания является, в силу многих причин, серьезной педагогической проблемой, требующей исследования.

Наши исходные положения заключаются в следующем. Мы рассматриваем нравственное воспитание в целостном образовательном процессе.

Целенаправленная и систематическая работа по формированию этических норм должна осуществляться с опорой на те особенности мышления, восприятия, чувств, которые характерны для детей начальной школы и которые изменяются и исчезают с возрастом. “По целостности функционирования психики ребенок стоит на вершине. У взрослого больше знаний и умений, у него больше возможностей, несравнимо большая продуктивность, но нет той целостной психики, которая наблюдается у ребенка” [1].

Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия детей и взрослых как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время. Особенное значение в духовно-нравственном воспитании ребенка начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры имеют произведения литературы. Они предоставляют школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт детей.

В процессе освоения младшими школьниками системы теоретико - литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений при характеристики положительных и отрицательных героев формируется гуманистическое мировоззрение детей, способность к межличностному и межкультурному диалогу. Одно из специфических проявлений этического воздействия литературы в отличие от других видов искусства и состоит в большом богатстве идей и значений образов, в более, глубинном проникновении в действительность и в более широкой связи с духовными и социальными проблемами времени. Вопросы и задания учителя направлены на этическую оценку их действий и поегупков, на выявление личностного отношения учащихся к данному герою, факту, событию.

Г. М. Шакирова показала, что специфика формирования у школьников нравственных убеждений под влиянием уроков чтения определяется работой нескольких взаимосвязанных психологических механизмов: смыслооб-разования (литературные герои приобретают для детей определенный личностный смысл); возникшим в результате этого сопереживанием героям; переключения эмоций сопереживания на нравственные знания, которые лежат в основе мотивов поведения героев; осознания этих знаний в качестве источников сопереживания; отношения к нравственным знаниям, первоначально представленным лишь в эмоциях сопереживания [2].

В процессе знакомства младших школьников с системой теоретико-литературных понятий, освоения языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности возраста для формирования этической культуры, способности к межличностному и межкуль-

турному диалогу Произведения литературы представляют младшим школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт учащихся.

Одной из форм работы по нравственному воспитанию младших школьников является проигрывание литературных произведений на уроках чтения с последующим обсуждением. При отборе произведения учитель выбирает то, которое соответствует ситуации взаимоотношений между детьми в классе. Например, он может выбрать сказку «Петушок и бобовое зернышко», если считает, что дети в классе не понимают преимуществ коллективного преодоления трудностей, не отзывчивы к чужому горю, к просьбе о помощи. Одним из направлений исследовательской работы, проводимой на протяжении 20 лет, была разработка последовательности этапов, которая облегчает усвоение новых нравственных понятий.

Первый этап работы - выявление в классе проблемы нравственного характера. Учитель продумывает, какие случаи и ситуации из жизни детей он может привлечь для работы по сказке. Также на этом этапе нужно продумать, кто из детей кого будет играть, кто будет зрителем.

Работу необходимо начать с прослушивания литературного произведения на аудиокассете. Произведение читают артисты театра, что придает сказке дополнительную яркость и эмоциональную окраску. Далее предполагается пересказ сказки. Затем детям задаются вопросы: о чем сказка, кто главные герои, какие симпатичны, а какие нет и почему.

На следующем этапе предлагаем детям разделиться на группы для проигрывания литературного произведения. Целесообразно разделить класс на три группы. Две группы будут разыгрывать произведение, а третья группа -зрители, которые будут обсуждать, и выбирать лучшую команду.

При обсуждении сказки важно обратить внимание детей на характер героев, выделить характеристики персонажей - это третий этап работы. Детям можно предложить подумать, как бы они поступили, окажись на месте героев литературного произведения, как бы они вели себя в аналогичной жизненной ситуации, чтобы они вспомнили, как они действительно поступили, если такая ситуация с ними случалась. Постепенно детей подводим к сравнению того, как они считают нужным действовать правильно и как они действуют на самом деле.

После проигрывания произведения обсуждаем, какие по характеру герои получились у детей. Важно обратить внимание детей на то, что в игре доброту героя необходимо показать своими действиями, и попросить детей -зрителей назвать, какие именно действия ребенка, играющего эту роль, можно назвать добрыми. Для облегчения задачи, если она вызывает затруднение, можно попросить детей привести пример из жизни, в котором проявилась доброта в действии, и сыграть это действие. Доброе действие из жизни сравнивается с добрым действием героя произведения, в них выявляется

либо сходство, либо различие. Необходимо, чтобы дети поняли: то, что названо словом, должно быть подтверждено действием и, наоборот, то, что показано в действии, должно быть названо. При проигрывании часто сталкиваешься с необходимостью разъяснения значения привычных понятий. Так, доброту ребенок часто воспринимает как «делать приятное и легкое». Однако добрые дела часто требуют определенных: усилий, и к такому выводу надо детей подвести. Со временем доброе, приятное и легкое в сознании детей начинают различаться [3]. Результат такой работы - дети сами начинают искать соответствие между словами и действиями, сами пробуют характеризовать как действия героев литературных произведений, так и свои. Дети - зрители выбирают лучшую команду, которая, на их взгляд, наиболее удачно показала характер героев литературного произведения. Для закрепления полученных знаний о характерах героев детям можно предложить нарисовать понравившийся персонаж на выбор.

В процессе проигрывания различных нравственных ситуаций (в том числе и на основе литературных произведений) активизируется воображение ребенка. Это имеет важное значение для положительных изменений в самом ребенке, благодаря появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам. Систематическая и целенаправленная работа в этом направлении дает возможность детям к четвертому классу самостоятельно искать новые способы разрешения нравственно-этических ситуаций. Дети могут самостоятельно описать ситуацию и предложить разные варианты действий людей в этой ситуации (например, конфликт в детском коллективе, в семье с родителями).

Результаты работы мы оценивали, исходя из ответов учащихся на вопросы «Как ты поступишь, если...». В конце первого и четвертого классов детям предлагалось ответить на такие вопросы:

Как ты поступишь, если узнаешь, что

1. друг попал в беду;

2. вещь, нужная самому, срочно потребовалась другу;

3. твой друг совершил обман;

4. отправляясь на дачу, друг просит тебя сказать в школе, что заболел.

В конце первого класса ответы детей были следующими: 1 вопрос: 74% -помогу, 8% - нет, 18% - затруднились ответить.

В конце четвертого класса 100% детей дали положительный ответ, причем 82% обосновали свои ответы.

На второй вопрос в первом классе - 63% оставили бы вещь себе, 28% отдали бы другу, 9% затруднились с ответом.

В четвертом классе 92% детей отдали бы вещь другу, причем 44% из них предложили отдать вещь другу без оговорок, 48% предлагали иные пути решения проблемы (ее совместное использование или по очереди, замена другой вещью, покупка аналогичной вещи), 8% отказались отдать вещь.

На третий вопрос дети первого класса ответили так: 90% ответили, что рассказали бы об обмане взрослым, 10% затруднились ответить.

В четвертом классе только 23% рассказали бы взрослым, 87% детей сказали о необходимости честного разговора с другом и дальнейшего его убеждения осознать свой обман и самостоятельно исправить положение.

Четвертый вопрос дал следующие результаты - в первом классе отказа- . лись обмануть учителя 81% учащихся, 19% детей затруднились с ответом.

В четвертом классе 96% детей отказались передать нечестное оправдание отсутствия друга, 92% обосновали свой ответ (типичные обоснования: попробую убедить друга в безнравственности его просьбы, не позволю даже другу использовать меня в своих целях), 4% учащихся предпочли промолчать.

Анализ ответов показал, что систематическая работа по нравственному воспитанию младших школьников на основе литературных произведений позволяет повышать уровень нравственного развития детей, «относительно самого себя». Ответы учащихся четвертого класса отражают накопленный ими нравственный опыт, способность давать нравственную оценку ситуаций, умение выражать свои мысли, обосновывать их, т. е. защищать свою нравственную позицию.

Библиографический список

1. Московская психологическая школа. Т. 2, - С. 142-154. Под ред. Рубцова В. В. - М.: Психологический институт РАО Московский городской психолого-педагогический университет, 2004.

2. Шакирова, Г. М. Методика изучений нравственных убеждений школьников в реальной жизненной ситуации // Вопросы психологии. — 1984. — №2.

3. Развитие способности воображения. Отв. ред. Л. В. Голубцова. - М.: Пушкинский институт, ОАО «Московские учебники», 2005.

УДК 370.18

О. Г. Кондратьева

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

В современных условиях система образования переживает последствия перехода к рыночной экономике. Сложности переходного периода во многом связаны с неподготовленностью значительной части общества к рефор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.