научно-методический электронный журнал
Волкова Н. А., Слизкова Е. В. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). -ART 14046. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14046.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 14046
УДК 371.315.5
Волкова Наталья Анатольевна,
студентка педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова», г. Ишим
Слизкова Елена Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и педагогики детства ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова», г. Ишим Пек [email protected]
Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников
Аннотация. В статье представлен авторский подход решения вопроса нравственного развития младших школьников средствами сказкотерапии. Ключевые слова: нравственное развитие, сказкотерапия, нравственные качества, нравственные представления.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Проблема нравственного развития личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение, так как в общественных формациях преобладает: экономическая дезинтеграция; социальная дифференциация общества; девальвация духовных ценностей, что, несомненно, оказывает негативное влияние на общественное сознание молодого поколения. Мы считаем необходимым, начинать решение общественной проблемы, еще тогда, когда что-то можно еще изменить в сознании подрастающего поколения, а именно в аспекте его нравственного развития на первой ступени получения начального общего образования.
Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т. В. Морозова.
Во-первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально-нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность педагога в процессе урочной деятельности, его бесед, внеклассной работе.
Во-вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с педагогом.
В-третьих, в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе - это, прежде всего, формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль
f\j ■Л f\j
научно-методический электронный журнал
Волкова Н. А., Слизкова Е. В. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). -ART 14046. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14046.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 14046
УДК 371.315.5
отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания [1].
Для нравственного развития важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним. Своеобразной школой нравственного развития являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию - природе. Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа.
Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит педагогу, и он должен хорошо владеть словом [2].
Практика показывает, что эффективность работы педагога с детьми младшего школьного возраста относительно их нравственного развития становится продуктивней, если в образовательном процессе начальной школы использовалась сказкотерапия. Сказкотерапию мы видим, как процесс образования связи между сказочными событиями и демонстрацией ребенком внутреннего его мира через действия и поступки [3, 4].
Изучение проблемы использования сказкотерапии для формирования нравственного мира, общечеловеческих ценностей школьников особенно актуально в настоящее время, поскольку:
- во-первых, целостного научного исследования в этом аспекте проблемы в отечественной педагогической науке специально не предпринималось;
- во-вторых, в условиях западнизации отечественной культуры, сведения до минимума традиций семейного чтения, малой степени внимания, уделяемого родителями формированию нравственных представлений у младших школьников;
- в-третьих, использование сказкотерапии для воздействия на эмоциональное состояние ребенка, мотивацию его поступков в условиях социализации личности младшего школьника может представлять не только теоретический, но и практический интерес.
В соответствии с выше представленными аспектами нами выбрана тема научного исследования: «Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников».
«vi О nj
научно-методический электронный журнал
Волкова Н. А., Слизкова Е. В. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). -ART 14046. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14046.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 14046
УДК 371.315.5
Нравственное развитие младшего школьника происходит в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Мы считаем, что система нравственного просвещения на протяжении всех четырех лет воспитания и обучения детей в начальной школе должна строиться концентрически, то есть информация для усвоения ребенком должна быть дозирована и аргументирована в аспекте нравственной грамотности.
В нравственном развитии младших школьников определяющее значение имеет личный пример педагога, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему педагогу. Развитию нравственного сознания младших школьников помогает осмысление своего собственного опыта, опыта взрослого поколения и окружающих его людей. С уверенностью мы говорим о том, что домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему педагогу важно учить родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в освоении предметов начальной школы.
Специфика процесса нравственного развития младших школьников средствами сказкотерапии обусловлена: содержанием сущностных характеристик общественных формаций; своеобразием целей, содержания, проявления нравственной воспитанности, организации и диагностики; включенностью в процесс умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, экономического, правового и экологического образования в урочной и внеурочной деятельности начальной школы [5].
Развитие нравственности (способности выносить моральные суждения) тесно связано с когнитивным развитием. Уровни нравственности (по Кольбергу) имеют следующую градацию: преднравственный уровень, конвенциональный уровень, посткон-векциональный уровень.
Преднравственный уровень (до 10 лет) включает стадии: на первой стадии ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, склонен судить о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека («гетерономная мораль»), суждения выносятся в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой этот поступок.
Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет) - ориентация на принципы других людей и на законы. На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет. На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества.
Постконвекциональный уровень (с 13 лет) - человек судит о поведении, исходя из собственных критериев и показателей.
Сказкотерапия в нашем исследовании рассматривается как инструмент нравственного развития, через слушанье текстов, придумывание и обсуждение сказок разных жанров, в этот момент у ребенка развиваются фантазия и творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия поведенческого решения, стремиться осуществить выбор, оставляя за собой право пояснять выбранную им линию поведения.
Специфика использования сказкотерапии в учебно-воспитательном процессе начальной школы, нацеленную на нравственное развитие детей младшего школьного возраста определяется последовательностью и правильностью выстраивания текстового материала, в содержании которого предусмотрены ситуативные действия и поступки героев, где на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов в смысловой перспективе определена художественная идея. Как форма познания действительности художественное издание обогащает жизненный опыт ребенка, создает для него такую духовно-эмоциональную среду, в
ru о м
научно-методический электронный журнал
Волкова Н. А., Слизкова Е. В. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). -ART 14046. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14046.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 14046
УДК 371.315.5
которой органическая соединяются его эстетических и нравственных переживаний и тем самым происходит обогащение и духовно-нравственное его развитие.
Многократно перечитывая сказки, совместно с педагогом дети знакомятся с различными нравственными понятиями, такими как добро, долг, взаимопомощь, благодарность, справедливость, совесть, честь, смелость и др.
В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т. Д. Зин-кевич-Евстигнеевой, которая включает в себя художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.
В понимании Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия - это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.
В связи с этим ею выделяются четыре этапа в развитии сказкотерапии (в историческом контексте):
1 этап - устное народное творчество;
2 этап - собирание и исследование сказок и мифов (К. Г. Юнг, М. Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др.);
3 этап - психотехнический (применение сказки как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности);
4 этап - интегративный, связанный с «формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как при-родосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков» [6].
Сказкотерапия, с нашей точки зрения, является не только перспективным и продуктивным направлением в нравственном развитии молодого поколения, но и является источником формирования мировоззренческих линий и установок. Это в свою очередь объясняется наличием метафорических ресурсов у сказки, которые позволяют детям развить самосознание, осознано совершать поступки, разъяснять окружающим свой выбор, становиться самими собой, и построить особые доверительные, и близкие отношения с окружающими людьми вне зависимости от их статуса, и обстоятельств взаимодействия.
Практическим выходом представленных нами методологических основ является программа нравственного развития младших школьников средствами сказкотерапии «Несу добро в мир», целью которой является коррекция нравственного развития младших школьников в урочное и внеурочное время.
Разработанная нами программа предполагает последовательное достижение возрастающих уровней нравственного развития. Занятия, включенные в программу, разделяются на 3 последовательных курса: достижение мира с самим собой; достижение мира с другими людьми; достижение мира со всем человечеством.
Содержательная часть занятий предполагает вариативность решения проблем, возникающих при нравственном развитии ребенка, а именно через беседы о духовно-нравственном взаимодействии людей разного возраста происходит развитие рефлексивного начало в оценки детьми своих поступков, отношений к миру, окружающим людям. Занятия дают возможность расширить представление детей о понятиях «добро» и «зло», моральной стороне поступков людей, развитие стремления проявлять сочувствие и сопереживание ко всем тем, кто в этом нуждается.
Срок реализации программы шесть месяцев. Тематика наших девяти занятий отражает постепенное вовлечение обучающихся в мир осознания собственных действий и поступков.
ГУ r\J
научно-методический электронный журнал
Волкова Н. А., Слизкова Е. В. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). -ART 14046. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14046.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 14046
УДК 371.315.5
Целью первого занятия «Мой мир» является знакомство с классом, актуализация представлений детей об окружающем их мире, осознание детьми себя в системе общественных отношений.
Второе занятие «Добрые и злые дела человека» призвано сформировать у детей представления о моральной стороне поступков, научить различать понятия «добро» и «зло», побудить к проявлению сочувствия и сопереживания к окружающим людям.
Третье занятие «Отношение к родителям» разработано с целью воспитания у детей уважительного отношения к родителям, развития осознанного отношения к проявлению сочувствия и оказанию помощи близким людям.
Цель четвертого занятия «Братья и сестры» - воспитание доброжелательного отношения к братьям и сестрам, развитие осознанного отношения к причинам детских ссор.
Пятое занятие «Наши бабушки и дедушки» посвящено воспитанию уважительного отношения к пожилым людям, формированию эмоционального отклика к оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам.
Шестое занятие «Друзья. Друг и в радости, и в горе всегда рядом» призвано расширить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим людям, сформировать представления о важности оказания моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии, побудить детей к проявлению внимания и заботы о своих товарищах
Тема седьмого занятия - «Трудолюбие». На этом занятии целью педагога является воспитание осознанного и уважительного отношения к труду, человеку труда, формирование представлений о вреде лени и способах борьбы с ней.
На восьмом занятии на тему «Зависть» центральным моментом является формирование осознанного отношения к причинам возникновения зависти, развитие способности радоваться успехам других людей.
Девятое занятие «Жадность» разработано с целью формирования у детей осознанного отношения к этому пороку, обучения способам совладения с жадностью.
Продуктивность апробации программы нравственного развития младших школьников средствами сказкотерапии обусловлена снижением напряженности в детском коллективе, увеличением работоспособности детей, концентрации внимания, умением максимально сосредоточиваться и совершенствовать свои позиции при решении ситуаций и задач.
Опытно-экспериментальная часть нашего исследования на этапе контрольного среза показала, что после реализации программы нравственного развития младших школьников с помощью сказкотерапии из 30 человек (100%) экспериментального класса понимают смысл сказки 83,3% (25 человек), пересказывают фрагментарно отрывки сказки демонстрирующие поступки героев, дают им оценку, предлагают свои варианты решения ситуации, при этом актуализирую собственную позицию и мнение относительно действий и поступков героев сказки, в 16,7% (5 человек) результата дети понимают неправильное поведение героев, но чаще всего стараются такое поведение оправдать, чем понять его неправильность и отрицательность для окружающих его людей.
Мы пришли к выводу о том, что сказкотерапия представляет собой одно из важнейших средств нравственного развития детей младшего школьного возраста, а использование художественных текстов сказок в урочное и внеурочное время повышает процент положительно актуализирующихся поступков в образовательном процессе начальной школы. Не следует забывать, что произведения выстраиваются на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов в
PU г М
научно-методический электронный журнал
Волкова Н. А., Слизкова Е. В. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). -ART 14046. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14046.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 14046
УДК 371.315.5
смысловой перспективе художественной идеи. Как форма познания действительности такой подход к решению проблемы расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащается его духовно-нравственная сфера.
Ссылки на источники
1. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение, 2005. - 291 с.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М.: Академический проект, 2011. - 119 с.
3. Мальцева Н. В., Слизкова Е. В. Нравственные поступки школьников: условия и средства их выбора и мотивации. - СПб., 2009. - 144 с.
4. Фадич Е. В. Педагогические условия актуализации нравственных поступков школьников (3-5 классы): дисс. ... канд. пед. наук. - Омск, 2001. - 187 с.
5. Слизкова Е. В. Экологическое образование младших школьников во внеурочной деятельности // Экологический мониторинг и биоразнообразие: материалы IV международной научно-практической конференции. - Ишим, 2012. - С.247-252.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с.
Natalia Volkova, issn 2304-120Х
student of the Pedagogical Faculty Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "Ishim State Pedagogical Institute named P. P. Yershov", Ishim Elena Slizkova,
Ph.D., assistant professor of social pedagogy and pedagogy of childhood Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "Ishim State Pedagogical Institute named P. P. Yershov", Ishim lick [email protected]
Fairy-tales as the factor of primary school children moral evolution
Abstract. The article presents the author's approach to address the issue of moral development of younger schoolboys means of fairy-tales.
Key words: moral development fairy-tales, moral qualities, moral concepts. Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
977230412014202