Научная статья на тему 'Влияние детской якутской литературы на развитие духовно-нравственной культуры младших школьников'

Влияние детской якутской литературы на развитие духовно-нравственной культуры младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА / NATIVE LITERATURE / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / FOLK PEDAGOGY / КУЛЬТУРА / CULTURE / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / MORAL QUALITIES / ЯКУТСКАЯ ПОЭЗИЯ / YAKUT POETRY / СКАЗКИ / FAIRY TALES / ФОЛЬКЛОР / FOLKLORE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугаева Ая Петровна, Сокорутова Людмила Владимировна

В статье предлагаются пути целенаправленного духовно-нравственного развития младших школьников в процессе литературного чтения. Рассмотрены источники по раскрытию теоретико-методологической основы формирования нравственной культуры младших школьников, изучено литературное чтение как средство нравственного развития детей, выявлены особенности использования произведений якутских писателей в нравственном становлении подрастающего поколения. В работу по развитию духовно-нравственной культуры "Дорогою добра" включены произведения детских якутских писателей по темам: «Билиигэ дьулуЬуу» произведения о книге и пользе чтения и знаний; «Сахам сирэ барахсан» о Родине, о культуре и истории народа саха; «Утуе майгын кетер кынатын» о добре и зле, о совести и чести; «Айыл5а барыбыт дьиэбит» о природе, бережном отношении к природе; «Мин дьиэ кэргэним» о семье, об отношениях в семье. Полученные в ходе работы данные позволили разработать методическую систему с использованием воспитательного потенциала национальной литературы, способствующей духовно-нравственному росту учащихся и повышению качества их знаний по предмету, направленных на стимулирование устойчивых проявлений эмоционально-нравственных чувств, духовного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of Children''s Yakut literature on the Development of the Spiritual and Moral Culture of Younger Schoolchildren

The article suggests ways of purposeful spiritual and moral development of younger schoolchildren in the process of literary reading. The sources for the disclosure of the theoretical and methodological basis for the formation of the moral culture of junior schoolchildren are considered, the literary reading as a means of the moral development of children is studied, the peculiarities of using the works of Yakut writers in the moral formation of the younger generation are revealed. In the work on the development of the spiritual and moral culture "Dear Good" included works of children's Yakut writers on the topics: "Biliighe duluyu" works on the book and the benefits of reading and knowledge; "Sakham sire barakhsan" about the Motherland, about the culture and history of the Sakha people; "Utue Majghin Keter Kynatan" about good and evil, about conscience and honor; "Aiyl5 barybyt dyiebit" about nature, careful attitude to nature; "Min dyie kergeenim" about the family, about the relations in the family. The data obtained in the course of the work allowed the development of a methodical system using the educational potential of national literature that promotes the spiritual and moral growth of students and improving the quality of their knowledge on the subject aimed at stimulating sustainable manifestations of emotional and moral feelings and spiritual behavior.

Текст научной работы на тему «Влияние детской якутской литературы на развитие духовно-нравственной культуры младших школьников»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018

№ 4 (34). С. 189-194. ._. _ _

УДК 378 А. П. Бугаева, Л. В. Сокорутова

Влияние детской якутской литературы на развитие духовно-нравственной культуры младших школьников

В статье предлагаются пути целенаправленного духовно-нравственного развития младших школьников в процессе литературного чтения. Рассмотрены источники по раскрытию теоретико-методологической основы формирования нравственной культуры младших школьников, изучено литературное чтение как средство нравственного развития детей, выявлены особенности использования произведений якутских писателей в нравственном становлении подрастающего поколения. В работу по развитию духовно-нравственной культуры "Дорогою добра" включены произведения детских якутских писателей по темам: «Билиигэ дьулуЬуу» произведения о книге и пользе чтения и знаний; «Сахам сирэ барахсан» - о Родине, о культуре и истории народа саха; «Утуе майгын кетер кынатын» - о добре и зле, о совести и чести; «Айыл5а барыбыт дьиэбит» - о природе, бережном отношении к природе; «Мин дьиэ кэргэним» - о семье, об отношениях в семье. Полученные в ходе работы данные позволили разработать методическую систему с использованием воспитательного потенциала национальной литературы, способствующей духовно-нравственному росту учащихся и повышению качества их знаний по предмету, направленных на стимулирование устойчивых проявлений эмоционально-нравственных чувств, духовного поведения.

Ключевые слова: воспитание, родная литература, народная педагогика, культура, духовно-нравственное развитие, нравственные качества, якутская поэзия, сказки, фольклор

Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 15 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 189-194.

Ä. P. Bugaeva, L. v. sokorutova

Influence of Children's Yakut literature on the Development of the Spiritual and Moral Culture of Younger Schoolchildren

The article suggests ways of purposeful spiritual and moral development of younger schoolchildren in the process of literary reading. The sources for the disclosure of the theoretical and methodological basis for the formation of the moral culture of junior schoolchildren are considered, the literary reading as a means of the moral development of children is studied, the peculiarities of using the works of Yakut writers in the moral formation of the younger generation are revealed. In the work on the development of the spiritual and moral culture "Dear Good" included works of children's Yakut writers on the topics: "Biliighe duluyu" works on the book and the benefits of reading and knowledge; "Sakham sire barakhsan" - about the Motherland, about the culture and history of the Sakha people; "Utue Majghin Keter Kynatan" - about good and evil, about conscience and honor; "Aiyl5 barybyt dyiebit" - about nature, careful attitude to nature; "Min dyie kergeenim" - about the family, about the relations in the family. The data obtained in the course of the work allowed the development of a methodical system using the educational potential of national literature that promotes the spiritual and moral growth of students and improving the quality of their knowledge on the subject aimed at stimulating sustainable manifestations of emotional and moral feelings and spiritual behavior.

Key words: education; native literature; folk pedagogy; culture; spiritual and moral development; moral qualities; Yakut poetry; fairy tales; folklore

А ктуальность темы обуславливается // тем, что сегодня, в век глобальных изменений, политического, экономического и социального преобразования, проблема "Каким быть современному человеку?" стала крайне необходимой. Необходимость серьезного внимания к формированию духовно-нравственной культуры подрастающего поколения в последние годы отмечается в нормативных правовых документах органов государственной власти, в которых нравственное воспитание детей и молодежи определяется как одна из важнейших приоритетных задач внутренней политики Российской Федерации.

Именно поэтому перед школой стоят задачи воспитания подрастающего поколения, которые должны помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Решить эти задачи поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

В духовном становлении личности, несомненно, родником, первоисточником является родная литература, духовное сокровище родного народа, его эстетическая и этическая ценность. Только тот человек, который овладел способностями эстетического восприятия произведений искусства слова на родном языке, приобретает возможность духовного познания иноязычной литературы. Поэтому формирование у школьников навыков творческого чтения, личностно значимого освоения произведений родной литературы приобретает первостепенную значимость.

Литература как предмет эстетического цикла, как сокровищница духовных богатств этноса, как зеркало исторического, культурного развития жизни народа играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии учащихся, приобщает их к духовным ценностям национальной и мировой культуры. Быстрое развитие электронных коммуникаций и повышение компьютерной грамотности создали совершенно иные условия для удовлетворения духовных запросов и проведения досуга школьников. Поэтому при определении содержания, принципов, методов и форм литературного образования в современной школе необходимо переосмыслить то, что сделано предыдущими поколениями методистов, на основе их традиций создать новое, отвечающее целям и задачам современного гуманитарного образования образования молодежи. Для этого единственным идейно-эстетическим ориентиром должны служить общечеловеческие, национальные, культурные ценности [3].

Современный этап развития российского многонационального общества характеризуется возрождением интереса к национальной культуре, к традициям народной педагогики, ростом

национального самосознания, стремлением понять и познать историю и культуру своего народа.

Культура каждого народа несет в себе общечеловеческие ценности - те ценности, которые определяют нашу причастность к истории и культуре человечества в целом. Вместе с тем исторический опыт каждого народа своеобразен, его специфика, определяемая природными условиями жизни этноса, взаимоотношениями с соседними народами, особенностями социальной и культурной истории, предопределяет наличие в народном сознании доминирующих идей и представлений, выражающих само существо культуры народа, его «душу». Именно эти идеи и представления формируют, главным образом, облик национальных культур, их самобытность и индивидуальность, они определяют те характерные черты, которые отличают данную культуру от всех других культур.

Важнейшим средством народного воспитания, по убеждению К.Д.Ушинского, является вся народная культура как единое целое. Все элементы народной культуры - язык, сказки, духовная и литературная традиции, - оказывают влияние на формирование базовых качеств личности и свойств национального характера. Но особое место в воспитании он отводит все же родному языку как части народной культуры. Именно родная речь, по мнению К.Д.Ушинского, оказывает наиболее сильное духовное влияние на развитие ребенка: «Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Каждое слово языка, каждая его форма, каждое выражение есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа. Наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства. От всей жизни народа это единственный живой остаток на земле, и мы - наследники этих живых богатств, в которых сложились все результаты духовной жизни народа».

Аккумулируя такие нравственные категории, как ответственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, сопереживание, потребность в добротворческой созидательной деятельности и др., являющиеся необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения человека, народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей. Основу народной педагогики составляют духовная культура, народные обычаи, традиции, социально-этические нормы. [7, с.28]

Язык народа, полагает К.Д.Ушинский, является наиболее полным отражением Родины, «знакомит с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и его стремлениями ... вводит в народные верования, в народную поэзию, он, наконец, дает такие логические понятия и философские

воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».(воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики).

Наиболее эффективным средством для духовно-нравственного воспитания младших школьников является, на наш взгляд, использование воспитательного потенциала национальной литературы.

Она отражает трудовую деятельность народа, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. В произведениях воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. К.Д.Ушинский писал: «В сокровищницу родного языка складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, - словом, весь свой след духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове». Например, отмечая педагогическое значение сказок, он писал: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа» [10, с.48].

К.Д.Ушинский указывал, что бездоказательные утверждения, морализирование, повторяющиеся постоянно глубокомысленные рассуждения не влияют на душу ребенка. Только те литературные произведения и учебники могут считаться значимыми для нравственного воспитания, которые заставляют ребенка искренне полюбить нравственные поступки, проникнуться нравственным чувством и нравственной мыслью.

Особенностью народной литературы является ее ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность.

Факт, что «сценарное программирование» поведения ребенка закладывается именно в детстве, вовсе не является случайным. К.Б.Соколов указывает, что в детстве человек в большей степени расположен к принятию сценариев поведения, он нуждается в них как готовых способах структурирования и упорядочивания своей деятельности. Кроме того, ребенку легче принять сценарий поведения, поскольку его нервная система «сконтруирована» как «программирующаяся система»: «она воспринимает чувственные и социальные стимулы и строит из них устойчивые модели, которыми управляется поведение».

Литературные персонажи - идеальные герои, и поэтому они очень нравятся детям. Таким образом, произведение как бы влюбляет ребенка в добро, показывает радость, испытанную от доброго поступка.

Нравственное воспитание начинается не с усвоения ребенком моральных понятий, а с пробуждением в нем добрых чувств. Задача форми-

рования нравственных качеств решается здесь как бы сама собой, ненавязчиво, без использования назойливого морализаторства. Ведь произведения родились не из потребности рассказать ее детям, а из необходимости закрепления народного опыта в художественном - самом мудром, самом надежном и самом доходчивом способе. В этом заключается и основание особой педагогической эффективности национальной литературы.

Якуты относятся к малочисленным народам планеты. По данным ЮНЕСКО, наш язык входит в список исчезающих языков. В настоящее время перед якутским народом стоит проблема сохранения родного языка. На этом нужно ориентировать внимание детей. Потому что от нравственно-духовного потенциала подрастающего поколения, т.е. их жизнеспособности зависит дальнейшая судьба родного народа.

Воспитательная система якутского народа инициирует самовоспитание, культивирует самоорганизацию, самоконтроль, самооценку, саморегуляцию, самоубеждение. Такая сложная духовно-нравственная работа подразумевает системную работу личности над собой. «Она включает в себе развитие тела трудом, играми, состязаниями; особое внимание уделялось воспитанию и развитию чувства и мысли, одновременно ребенку с малых лет прививали основу духовных ценностей в процессе практической жизнедеятельности посредством устного народного творчества. Учение Айыы в первую очередь предполагает любовь к родной природе, ее неповторимой красоте», - подчеркивает И.С.Портнягин, автор фундаментального труда по якутской этнопедагогике. В системе воспитания якутского народа наряду с такими категориями, как труд, экология, физическое развитие, духовность, имеет место и воспитание чувства красоты, прекрасного, эстетики, вкуса. С прекрасным ребенок соприкасается с малых лет, слушая песни, тойук, олонхо и др. Через зрительное восприятие ребенок сызмальства имел контакт с прекрасными, художественно оформленными вещами быта, домашней утвари, конского убранства, изделиями народных мастеров. Бережное отношение к природе и людям подразумевало не только практически-утилитарный смысл, но органически ассоциировалось с восприятием прекрасного, т.е. в восприятии ребенка происходило слияние в одно целое духовного и материального [1, с. 11].

Якутский фольклор и литература ценны тем, что учат нас понимать как явный, так и скрытый процесс работы своего сознания. Якутская литература учит детей осознать свои особенности и реакцию на них как и коллектива, так и собственную. Таким образом, якутские сказки, предания, народные песни, олонхо и другие жанры воспитывают любовь и правильный образ мышления, ибо они имеют специфику нейтрализовать нена-

висть, жадность, зависть, развивать способность к сумблимированию негативных явлений жизни. В них аккумулирована сила, способная смягчить сердце, очеловечить ум, пробудить добрую волю, внутренне преобразовать, создать самосознание [1, с. 38].

Учащиеся национальных школ изучают родную и русскую литературы. Через родную литературу они приобщаются к литературе малых народов Якутии, а через русскую - к литературе народов России и зарубежной. Изучение истории литературы, чтение произведений якутских и русских писателей, знакомство с литературоведческими понятиями и терминами на разных языках создают хорошую основу для общего литературного образования. Ученики осознают, что якутская литература является частицей мировой художественной литературы и развивается по общим законам словесного искусства, имеющего многовековую традицию.

Программой курса родной литературы для якутских школ предусмотрены требования по развитию устной и письменной речи учащихся. В этнопедагогике народа саха очень продуктивно использовалась техника развития устной речи учащихся. Дети, обучающиеся в национальных школах, к 9-10 годам становятся прекрасными исполнителями различных жанров народных произведений.

Е.К.Иевлев в пособии «Этические направления урока литературы» показывает использование средств художественной литературы в этическом воспитании учащихся. Он во главу угла анализа художественных текстов ставит этические проблемы, поставленные писателем, и показывает пути их раскрытия.

В произведениях для младших школьников должны быть ясно представлены впечатляющая сила добра и зла, ясность действия, тонко и глубоко разработанные образы и чистота морали, способная прививать лучшие нравственные качества.

Известный педагог-гуманист В. А. Сухомлин-ский отмечал, что «годы начального школьного обучения - наиболее ответственный период становления той грани человеческой воспиту-емости, которая заключается в формировании потребности в человеке». В младшем школьном возрасте дети особое внимание уделяют нравственной стороне поведения, им свойственно желание получить положительную оценку окружающих, т.е. этот период является сензитивным для усвоения правил культурного общения. А так как у ребенка в начальной школе небогатый личный опыт взаимодействия с разными людьми, целесообразно использовать воспитательный потенциал родной литературы, в котором заложены духовно-нравственные ценности.

Замечательным подтверждением глубоких педагогических мыслей древности может служить героический эпос-олонхо. Такие общеизвестные олонхо, как «Нюргун Боотур Стремительный»,

«Строптивый Кулун Куллустуур», «Эрбэхтэй Бэр-гэн», «Эр со5отох» отражают национальное своеобразие исторического общественного развития якутов, особенности географических условий их жизни, специфику быта и идеологии. Наши предки ставили перед собой важнейшие жизненные и нравственные проблемы. Главной идеей, которая развивается в бытующих до сих пор олонхо, является идея установления счастливой жизни и устранения зла на земле, воспитания молодого поколения в духе преданности, любви к родной земле - айыы. Развитие этих идей отражается на характере борьбы героев олонхо - богатырей племени айыы против зла - абаасы. Любовь к Родине и народу - одно из наиболее глубоких чувств, которое прививается детям с ранних лет [4, с. 47].

Основной проблемой, затронутой в произведениях зачинателей якутской литературы

A.Е.Кулаковского, А.И.Софронова, Н.Д.Неустроева,

B.В.Никифорова является гуманизм, человеколюбие. В их произведениях на фоне освещения социально-ценностной и нравственно-психологической картины жизни современников раскрыты духовно-нравственные постулаты, пронизанные идеей просветительства, стремлением освобождения человека от рутины невежества, от порабощения его ума и сердца [1, с.3].

Развитию и укреплению у детей чувства дружбы и мира между народами особенно способствуют исторические сказки. В ряде сказок можно встретить одобрительные высказывания о соседних народах.

Материалом для сказок служила жизнь народа, его борьба за счастье, его стремление жить в мире, в ладу с другими национальными, религиозными, социальными группами, стремление к нахождению компромиссов, сотрудничество в решении общих проблем, его верования, обычаи, окружающая природа. Сказки пропитаны атмосферой добра, любви, мира, красоты, мудрости. Они раскрывают лучшие нравственные черты народа, говорят беззлобности народной души и ее способности прощать.

Сказки вводят детей в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Само построение сказки, ее композиция, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамичность событий - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. Сказка пробуждает активность ребенка, так как настраивает его на сопереживание и сочувствие.

Приобщение младших школьников к поэзии создает благоприятные условия для формирования у них эстетического вкуса. На уроках ли-

тературного чтения изучаются произведения К.Урастырова, С.Данилова, П.Тобурокова, с чьими именами связано зарождение и развитие якутской поэзии. В зависимости от жанра, художественных особенностей стихотворения, стиля поэта, учитель на каждом этапе работы применяет различные приемы, стимулирует познавательную деятельность учащихся, развивает их эстетический вкус и формирует устойчивые интересы к родной поэзии [3, с.80].

В методике преподавания якутской литературы вопросы изучения лирических произведений освещены в трудах Н.И.Филипповой, С.К.Колодезникова, Е.М.Поликарповой,

И.Н.Рожина, и т.д. Для того чтобы привить любовь к лирическим произведениям, необходимо учить детей тонко ощущать красоту эмоционально насыщенной стихотворной речи, правильно воспринимать художественную идею стихотворения, сопереживать вместе с лирическим героем.

В литературных сказках «Чурум-Чурумчуку» Эллэя, «Жаворонок» Т.Е.Сметанина, в рассказах А.Д.Неустроевой, И.Г.Иванова - Нолура, С.Тумата отражена далекая действительность. Перед знакомством с ними необходим краткий исторический, культуроведческий и лингвистический комментарий, обуславливающий целостное, эмоциональное восприятие их идейно-эстетического содержания. В текстах имеются архаические и полуустаревшие слова, которые или совсем незнакомы, или частично знакомы современным учащимся [7, с. 101].

Учитель во вступительном слове кратко комментирует историческую эпоху, изображенную в изучаемом произведении. Перед чтением текста объясняет слова, которые требуют толкования. Для этого он задает ученикам заранее продуманную систему вопросов-заданий, воздействующих на воображение детей. Учащиеся на основе ассоциаций, полученных знаний, воссоздают образ, соответствующий той исторической эпохе.

Современные якутские писатели своими лучшими произведениями воспитывают подрастающее поколение в духе патриотизма, дружбы народов нашей страны, интернациональной солидарности.

В детских произведениях наблюдается стремление к более глубокому проникновению в психологию детей различных возрастных групп, к художественной простоте, отвечающей эстетическому вкусу юных читателей.

Методистами якутской литературы Г. Р. Карда-шевским, Е. М. Поликарповой, В. Н. Протодьяко-новым, Н. И. Филипповой, В. Р. Шишигиной и учителями якутской литературы В. Ф. Афанасьевым, М. Т. Гоголевой, Е. К. Иевлевым, А. А. Кондратьевым, М. Е. Максимовой, П. И. Оконешниковой, И. Н. Рожиным, В. Скрябиным и др.созданы новые программы, учебники-хрестоматии, хрестоматии, учебники, пособия, методические рекомендации для учителей, научно-популярные книги для чтения [3, с. 4].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. В духовном становлении личности, несомненно, родником, первоисточником является родная литература, духовное сокровище родного народа, его эстетическая и этическая ценность. Только тот человек, который овладел способностями эстетического восприятия произведений искусства слова на родном языке, приобретает возможность духовного познания иноязычной литературы. Поэтому формирование у школьников навыков творческого чтения, личностно значимого освоения произведений родной литературы приобретает первостепенную значимость.

2. Эффективность воспитательной работы по формированию духовно-нравственной культуры младших школьников на основе детской якутской литературы обеспечивается соблюдением следующих педагогичесеких условий: осуществлять отбора произведений детской якутской литературы с учетом их духовно-нравственного содержания и психолого-педагогических особенностей восприятия младших школьников; предусматривать использование приемов и способов, позволяющих обеспечить формирование нравственных качеств детей; разработать и внедрить программу внеклассного чтения детской якутской литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иевлев Е.К. Актуализация нравственно-духовного аспекта произведений в процессе изучения якутской литературы в школе. М., 2004. 138 с.

2. Колодезников С.К. Актуальные вопросы литературного образования в общеобразовательной школе: учебное пособие. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2009. 207 с.

3. Колодезников С.К. Теоретические основы литературного образования в якутской школе. Москва., 2000. 168 с.

4. Поликарпова Евдокия Михайловна. Литературное чтение: Пособие для учителя (1-4 класс) / Е.М.Поликарпова, Л.В.Захарова, У.М.Флегонтова. Якутск: Бичик, 2014. 144 с.

5. Попова Г.С. Воспитание детей у народа саха. Якутск, Бичик, 1998. 80 с.

6. Портнягин И.С. Этнопедагогическое учение - айыы. Школа кут-сюр: Учебное пособие. Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 1994. 70 с.

7. Основы педагогики олонхо / [Е.П.Чехордуна, Н.И.Филиппова, Д.Г.Ефимова, Н.П.Карпова]; «Институт нац-х школ Республики Саха». Якутск: Компания «Дани Алмас», 2010. 248 с.

8. Романова Е.Н. Детский фольклор якутов: текст и метатекст// Культурное наследие народов Сибири и Севера.

Материалы Четвертых Сибирских чтений. СПб., 1998. С. 193-197.

9. Федорова Л.И. Этнопедагогические традиции нравственного воспитания. Якутск: Изд-во ИПКРО, 1997. 104 с.

10. Филиппова Н.И. Методика внеклассного чтения по родной литературе 5-9 классах якутской школы. Пособие для учителя. Якутск: Книжное изд-во, 1991. 72 с.

11. Филиппов Г.Г. Виды внеклассной работы по якутскому языку: Пособие для учителя. Якутск: Книжное изд-во, 1982. 88 с.

12. Филиппова Н.И. Преподавание родной литературы в 4-7 классах. Якутск: Книжное изд-во, 1985. 144 с.

1. levlev E.K. Actualization of the moral and spiritual aspect of works in the process of studying Yakut literature at school. Moscow, 2004. 138 p. (in Russian)

2. Kolodeznikov S.K. Actual questions of literary education in the general education school: a textbook. Yakutsk, Publishing House of the Yakut University, 2009. 207 p. (in Russian)

3. Kolodeznikov S.K. Theoretical foundations of literary education in the Yakut school. Moscow., 2000. 168 pp. (in Russian)

4. Polikarpova Evdokia Mikhailovna. Literary reading: A handbook for teachers (grades 1-4) / E.M. Polikarpova, L.V. Zakharova, U.M. Flegontova. Yakutsk, Bichik Publ., 2014. 144 p. (in Russian)

5. Popova G.S. Raising the children of the Sakha people. Yakutsk, Bichik, 1998. 80 p.(in Russian)

6. Portnyagin I.S. Ethnopedagogical teaching - ayyy. School kut-sur: Study Guide. Yakutsk, Publishing House of the Yakut State University, 1994. 70 p. (in Russian)

7. Fundamentals of pedagogy olonkho / [E. P. Chehorduna, N. I. Filippova, D. G. Efimov, N. P. Karpova]; "Institute of National Schools of the Republic of Sakha". Yakutsk, The company "Dani Almas", 2010. 248 p. (in Russian)

8. Romanova E.N. Children's folklore of the Yakuts: text and metatext // Cultural heritage of the peoples of Siberia and the North. Materials of the Fourth Siberian Readings. Saint-Petersburg, 1998. pp. 193-197. (in Russian)

9. Fedorova LI Ethno-pedagogical traditions of moral education. Yakutsk, Publishing house IPKRO, 1997. 104 p. (in Russian)

10. Filippova N.I. Method of extracurricular reading according to native literature of grades 5-9 of the Yakut school. A handbook for teachers. Yakutsk, Book Publishing House, 1991. 72 p. (in Russian)

11. Filippov G.G. Types of extracurricular work in the Yakut language: A Handbook for Teachers. Yakutsk, Book Publishing House, 1982. 88 p. (in Russian)

12. Filippova N.I. Teaching native literature in grades 4-7. Yakutsk, Book Publishing House, 1985. 144 p. (in Russian)

REFERENCES

Информация об авторах Бугаева Ая Петровна

(Россия, г. Якутск) Доцент, кандидат педагогических наук Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова E-mail: ivaya@mail.ru

Information about the authors Aya P. Bugaeva

(Russia, Yakutsk) PhD in Pedagogical Sciences Associate Professor North-Eastern Federal University in Yakutsk (NEFU)E-mail: ivaya@mail.ru

Сокорутова Людмила Владимировна

(Россия, г. Якутск) Доцент, кандидат педагогических наук Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова E-mail: sok.lyda@mail.ru

Lyudmila V. Sokorutova

(Russia, Yakutsk) PhD in Pedagogical Sciences Associate Professor North-Eastern Federal University in Yakutsk (NEFU) E-mail: sok.lyda@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.