УДК 373.3:398
ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ш.И. Джанзакова, Н.А. Шагаева, Б.С. Лукпанова
Аннотация. Авторы статье, опираясь на исследования ведущих педагогов, психологов и фольклористов, рассматривают фольклор как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников. В статье уточняются и конкретизируются такие понятия, как «воспитание», «духовно-нравственное воспитание», «духовно-нравственные качества», «фольклор», применительно к реализации воспитывающей функции обучения младших школьников. Авторами описываются результаты экспериментального исследования, направленного на формирование духовно-нравственных качеств младших школьников в процессе изучения одного из жанров фольклора. Педагогические функции фольклора многообразны: в нем выражается отношение народа к воспитанию и его возможностям, задачам, целям. В произведениях фольклора содержатся конкретные педагогические рекомендации. Материалы и результаты исследования способствуют реальному повышению эффективности работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы. Прошедшая опытно-экспериментальную проверку программа формирования духовно-нравственных качеств младших школьников в процессе изучения фольклора используется в учебно-воспитательном процессе начальной школы, также применяется при проведении практических занятий со студентами.
Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственные качества, младший школьник, фольклор.
FOLKLORE AS A MEANS OF SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOL CHILDREN
Sh. Janzakova, N. Shagaeva, B. Lukpanova
Abstract. The authors of the article based on the research of leading educators, psychologists, and folklorists consider folklore as a means of spiritually-moral education of younger students. The article specifies and specifies such concepts as "education", "moral education", "moral", "folklore", in relation to the implementation of the educative function of teaching the younger students. The authors describe the results of an experimental study aimed at the formation of spiritually-moral qualities of younger schoolchildren in the process of learning one of the genres of folklore. Pedagogical functions of folklore is diverse: it expresses the people's attitude to education and its opportunities, objectives and goals. In the works of folklore contains specific pedagogical recommendations. The materials and the results of the study contribute to the real improvement of the effectiveness of spiritually-moral education of primary school students. Passed experimental verification the program of formation of moral qualities of younger students in the study of folklore is used in educational process of elementary school, the same will apply when carrying out practical classes with students.
Keywords: education, spiritually-moral education, spiritually-moral qualities, a Junior high school student, folklore.
Проблема духовно-нравственного
воспитания в современном обществе как никогда актуальна. Большое количество людей понимают, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, полученных через традиционное обучение. Моральные импульсы не могут быть приобретены рационально только благодаря научному образованию.
Вопрос нравственного воспитания был актуален во все времена. Для людей разных исторических эпох, периодов жизни на первый план выходят различные категории нравственности, ценности. Для психологов и педагогов одним из основных вопросом является вопрос о роли и месте нравственности в общей структуре личности.
Огромный вклад в теорию духовного формирования и нравственного развития человека, его высших психических функций был внесен психологами Б.Г. Ананьевым [1], Л.С. Выготским [3], С.Л. Рубинштейном [6], Д.Б. Элькониным [9] и другими. Концепция развития личности с духовно-нравственной стороны изучалась в классических исследованиях теоретиков и практиков отечественной педагогики, В.А. Сухомлинским [7], К.Д. Ушинским [8] и другими.
Основной категорией педагогики является воспитание, так как исконно именно педагогика определяется как «наука о воспитании». А.В. Бабаян полагает, что воспитание необходимо рассматривать как родовое понятие в системе педагогического знания, ввиду того,
что педагогика неизменно определяется как наука о воспитании подрастающего поколения [2].
В современной российской педагогике воспитание определяется как результативное взаимодействие воспитателей и воспитанников, ведущее к достижению поставленной цели. Более детально определяет процесс воспитания И.П. Подласый; он выделяет, что это «процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности». Важным направлением воспитания выступает процесс формирования нравственной культуры личности как компонента элементарной культуры личности. [5]
Духовно-нравственное воспитание детей является главной задачей современной образовательной системы и важным компонентом социального заказа образованию. Основная роль в духовно-нравственном укреплении российского общества отводится образованию. Концепция духовно-
нравственного развития и воспитания является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Она указывает цели и задачи духовно-нравственного воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы её духовно-нравственного развития и воспитания.
Необходимо, чтобы воспитание
ориентировалось на достижение поставленного идеала. Современный национальный воспитательный идеал - это нравственный, креативный, компетентный гражданин Российского общества, понимающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Духовно-нравственное развитие составляют базовые национальные ценности: воспитание и социализации. Данные ценности хранятся в традициях культурны и семьи, передаются из поколения в новое поколение. Опираясь на эти ценности, человек может противостоять любым негативным влияниям.
Задачей духовно-нравственного воспитания в школе является то, что социально обязательные требования общества учитель должен преобразовать в личностные ценности каждого ученика: долг, честь, совесть, достоинство. Следовательно, определяя задачи начального образования, учителю надлежит опираться на положение, что перед ним -личность ученика, значит надо обеспечить целостное развитие этой личности, его
социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника осуществляется прежде всего в процессе обучения. Урок - место, где происходят различные коллективные действия и переживания; накапливается опыт нравственных взаимоотношений. На уроках младшие школьники приучаются к самостоятельной деятельности, для успешной реализации которой надо уметь соотносить собственные усилия с усилиями окружающих, учиться слушать и понимать своих одноклассников, сравнивать свои знания со знаниями остальных, отстаивать свою точку зрения, помогать и принимать помощь. На уроках у школьников есть возможность испытывать вместе глубокое чувство радости от самого процесса приобретения новых знаний, расстройство от неудач и ошибок.
Установившиеся подходы к нравственному воспитанию школьников традиционно складывались на передаче готового нравственного опыта. Перед современными педагогами ставится проблема обогащения нравственного опыта ребенка через введение наиболее результативных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), которые
способствовали бы актуализации деятельности собственно самих школьников по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.
Один из показателей продуктивности системы воспитания является нравственное развитие школьника, значительные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы выражаются в устойчивом нравственном поведении ребенка в обычных и сложных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля - совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.
Психологами было установлено, что младший школьный возраст имеет следующие отличительные особенности: повышенное восприятие внешних влияний, вера в истинность всего окружающего школьника. Данные качества являются гарантией его обучаемости и воспитания. Именно этот возраст имеет большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного
воспитания.
Влиять на человека, стремясь сформировать у него духовно-нравственные качества -проблема, которую исследуют деятели наук уже несколько тысячелетий. За этот период сформировалось более четкое понятие о морали и нравственном поведении человека. Психологами было установлено, что особенно младший школьный возраст обладает высокой восприимчивостью к пониманию нравственных правил и норм. Это дает возможность вовремя положить начало нравственному фундаменту развития личности. Основой воспитания, определяющего нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистических
взаимоотношених детей с опорой на чувства и эмоциональную отзывчивость.
Помимо педагогического воздействия на формирование духовно-нравственных качеств человека, имеют влияние многие другие факторы, это: социальная среда, разнообразные виды деятельности, общение, в то же время каждый возрастной период вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности. Также необходимо отметить, что определенная социальная обстановка, сложившаяся в стране, накладывает отпечаток на формирование личности. Перемены стимулируют подыскивать не только новейшие пути в воспитании будущего поколения, но и оборачиваться к началу народной мудрости, основываясь на изучении народного творчества.
В наше время, вместе с поиском современных технологий воспитания, растет интерес к фольклору; повышен интерес к народной педагогике. Фольклор - является действенным и ярким средством, который содержит большой дидактический потенциал. Приобщение к фольклорным произведениям делает богаче чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, выполняет важную роль во всестороннем развитии.
Изучение фольклора устремлено на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Фольклор является инструментом духовного воспитания детей младшего школьного возраста, способствуя формированию углублённых знаний о духовной культуре народа в его вчерашнем и сегодняшнем. Благодаря фольклору реализуется освоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, которые закреплены в культуре каждого народа. Открывая характеры сказочных героев, осмысливая истину их поступков, ребенок с легкостью может определить свои симпатии и антипатии, освоить представления народа о человеческой красоте. Сказка является
для ребенка не только волшебством, но особой реальностью, помогающей создать для себя область человеческих отношений, ощущений, важных нравственных категорий.
Ф.И. Буслаев одним из первых включил фольклор в учебный процесс. В работе «О преподавании отечественного языка» написанной в 1844 г., Ф.И. Буслаевым особое значение придавалось чтению произведений устного народного творчества для формирования духовно-нравственного
мировоззрения ребенка [4].
Значимость фольклора сводится к тому, что благодаря ему учитель устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. В.А. Сухомлинский считал, что сказки, песни, потешки являются незаменимым средством рождения познавательной активности и выразительной индивидуальности. Собственно, попевки, приговорки, колыбельные и есть первые художественные произведения, которые слышит ребенок; знакомясь с ними ребенок обогащает свой духовный и образный мир, формирует отношение к окружающему миру [7].
Фольклор получает развитие и в настоящее время. Следовательно, проблемы устного народного творчества заслуживают
пристального внимания, а использование малых фольклорных форм в начальной школе актуально и перспективно.
Осваиваемые в начальных классах жанры фольклора представлены в достаточной степени. Множество материала о богатом жизненном опыте народа, его нравственных, социальных, семейных, религиозных воззрениях есть в жанрах фольклора: пословицах, поговорках, загадках, сказках.
У каждого жанра имеется своя функция: дается народная трактовка исторических явлений, содержится нравственный потенциал, который необходим для формирования личности, имеется материал, расширяющий кругозор, создается требующийся
эмоциональный настрой.
Сказки являются сокровищницей народной педагогики, потому как многие из них содержат педагогические идеи. Педагоги-исследователи высоко ценили воспитательное и образовательное значение народных сказок и говорили о необходимости широко их использовать в педагогической деятельности. В.Г. Белинский признавал ценность сказок, а именно их народность, их национальные черты. Он считал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоят реальная жизнь, действительные социальные отношения. Автор, хорошо знавший природу ребенка, полагал, что
у детей более развит интерес ко всему фантастическому, им необходимы точные образы, краски, звуки, а не абстрактные представления.
В свою очередь народные сказки были включены в педагогическую систему К.Д. Ушинского. Источник признания сказок у детей Константин Дмитриевич видел в простоте и непосредственности народного творчества, которая характерна детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы» [8].
На современном этапе необходимость в сказке является особенно актуальной. Ребенок на самом деле весь наполняется неиссякаемым огромным потоком информации. Даже если восприимчивость психики у детей огромна, но и она имеет предел. Такой поток переутомляет ребенка, делает его нервным, а именно сказка очищает его сознание от всего второстепенного.
Большинство сказок дают полную убежденность в торжестве правды и в том, что добро побеждает зло. Оптимистичность в сказках очень по душе детям, что увеличивает воспитательную ценность этого средства. В сказке, несмотря ни на что, торжествуют истина и добро. О чем бы не рассказывалось в сказке, она всегда занимает сторону обиженных и притесненных. В ней наглядно демонстрируется, где следует искать верные жизненные пути человека, где его счастье и несчастье, какая его ждет расплата за промахи, и что отличает человека от животных. Каждое действие героя сказки приводит к цели, к финальной победе. За ошибки необходимо расплатиться, а расплатившись, герою вновь дается право на успех. Так в движении сказочного вымысла выражается важная черта мироощущения народа - крепкая вера в истинность, в то, что доброе начало в человеке обязательно преодолевает все, что ему противостоит.
Использование сказки на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальных классах способствует созданию атмосферы созидания и сотрудничества, что рождает за собой развитие чувства уверенности в собственных силах и стремление показать себя, является стимулом к дальнейшему развитию учебно-познавательных интересов и улучшению успеваемости в школе. Из этого следует, что применение сказки на уроках в начальной школе формирует личностные, ценностно-смысловые и учебно-познавательные компетенции школьников.
Нами была проведена исследовательская работа, цель которой заключалась в изучении и совершенствовании духовно-нравственных качеств учащихся начальной школы в процессе изучения фольклора, на базе МОБУ СОШ п. Молодежный Яшкульского района.
Эксперимент был организован и проведен в рамках классно-внеклассной работы под руководством учителя начальных классов Уразалиевой К.Г. в 1 классе. Исследование состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Целью констатирующего этапа являлось выявление уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников.
Диагностика уровня духовно-нравственных качеств необходима для отслеживания эффективности принятых методов духовно-нравственного воспитания и, в случае необходимости, последующей их
корректировки. Основными методами исследования были наблюдение, анкетирование, беседа, индивидуальный опрос.
Анализируя полученные материалы, детские сочинения, высказывания, мы пришли к выводу, что для младших школьников примером являются люди, обладающие сильно выраженными положительными качествами.
Проведенный комплекс диагностик сформированности нравственных качеств детей младшего школьного возраста показал, что у обучающихся контрольной и экспериментальной групп доминируют признаки,
характеризующиеся: наличием некоторого объема знаний о нравственных качествах; умением приводить примеры из жизни; размытостью соответственных суждений; недостаточной развитостью нравственных чувств; ситуативностью в поведении; ребенок мало самостоятелен, и не всегда саморегулирует свою деятельность, активную нравственную позицию. Преимущественно выразительными качествами формирующейся нравственности у младших школьников являются отношение к обществу, отношение к труду, отношение к близкому окружению.
Анализируя результаты методик, мы пришли к выводу, что для полного развития младшего школьника нужна целенаправленная
воспитательная работа педагога, так как данный возраст является сенситивным для усвоения моральных норм нравственного развития, установления правильной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей.
Следующий, формирующий этап нашего исследования был осуществлен в классной и внеклассной деятельности. Огромное значение в формирование нравственных качеств у детей имеет знакомство с народными сказками, приданиями и легендами. На данном этапе была разработана программа, где использовались средства фольклора, активно использовались материалы устного народного творчества (сказки, их анализ).
Задачи программы:
1. Увеличивать понимание младших школьников об окружающем мире путем ознакомления их с устным народным творчеством (сказкой).
2. Помогать развивать речь у детей, обогащать словарный словарь, развивать образный строй и навыки связной речи.
3. Способствовать овладению детьми нравственными категориями: добро - зло; трудолюбие - лень; бескорыстие - жадность; простота - хитрость; послушание - упрямство.
4. Содействовать развитию мотивационной сферы младших школьников, формированию стремления подражать положительным героям сказок.
5. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
6. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.
Произведения фольклора использовались нами не только на уроках литературного чтения, но и на других уроках, что позволило осуществлять разнообразную интеграцию учебных предметов. Например, на уроках музыки и изобразительного искусства были включены произведения устного народного творчества - сказки, легенды, былины.
Также нами было затронуто творчество родного края, которое сообщает детям сведения об исторических событиях, традициях, обычаях, жизненном укладе наших предков, определяет отношение народа к событиям, к моделям поведения в различных жизненных ситуациях.
Следующим этапом был контрольный эксперимент, задачей которого была поставлена задача выявления влияния разработанной и
реализованной программы на основе фольклора (сказки), направленной на формирование духовно-нравственных качеств младших школьников.
Нами была проведена повторно диагностика нравственных качеств младших школьников, которая показала, что качественные изменения в деятельности детей характеризуются следующим: увеличением определенного объема знаний о нравственности; изменением количества примеров из жизни в соответствии с определенным нравственным качеством; возрастающей тонкостью анализа,
осмысленностью нравственных чувств, возможностью использования народных традиций в собственной жизни и жизни окружающих, наличием собственных суждений.
У небольшой части испытуемых упоминались и отдельные качественные свойства нравственного опыта. Главное, что школьники аргументировали свои ответы, стали лучше ориентироваться на содержание нравственной нормы. Усилилось умение акцентировать нравственную проблему в ситуациях нравственного выбора. Восприятие поступков стали более обсуждаемы не только по отношению к другому человеку, но и к самому себе. Ребята с удовольствием стали читать сказки, при этом отождествляя себя с героями сказок, научились развивать сюжет сказки и прогнозировать возможные результаты событий в сказке. Младшие школьники с удовольствием сочиняют сказки, это стало одним из любимых занятий не только на уроках чтения, но и во внеурочные занятия.
Мы считаем, что фольклор обеспечивает очевидный положительный результат как в обучении, так и в воспитании младших школьников, развивает их творческие способности, учит осмысливать жизненные события, прививает моральные ценности, формирует всесторонне развитую личность. Поэтому так важно использовать произведения фольклора не только в учебной работе, но и во внеурочной деятельности как незаменимое средство воспитания. В процессе целенаправленной деятельности возможно преобразовать сказку в средство развития не только речи, но и в процесс формирования нравственных качеств младших школьников.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы 2. Бабаян А.В. О нравственности и
человекознания. - М.: Изд-во «Институт нравственном воспитании / А.В. Бабаян //
практической психологии»; Воронеж: НПО Педагогика. - 2005. - № 2.
«МОДЭК», 1996. - 384 с. 3. Выготский Л.С. Словарь Л.С. Выготского /
Под ред. А.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2007.
4. Дейкина А.Д. Книга Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://refdb.ru/look/1765404.html
5. Подласый И.П. Процессы воспитания. -Москва. Феникс. 2006.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 713с.: ил.-(Серия «Мастера психологии»).
Сведения об авторах:
Джанзакова Шолпан Исагалиевна (г. Атырау, Казахстан), доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Атырауского государственного университета имени Х. Досмухамедова Республики Казахстан, e-mail: [email protected]
Шагаева Наталья Аркадьевна (г. Элиста, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова», e-mail: [email protected]
Лукпанова Бибигуль Саныповна (г. Элиста, Россия), магистр «Педагогический менеджмент» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», e-mail: [email protected]
Data about the authors:
Sh. Janzakova (Atyrau, Kazakhstan), doctor of pedagogics, professor of the Pedagogic Department of Atyrau State University named after Kh. Dosmukhamedov, Kazakhstan, e-mail: sholpan. dzhanzakova@mail. ru
N. Shagaeva (Elista, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor of Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, e-mail: [email protected]
B. Lukpanova (Elista, Russia), master's Programme Student "Educational management" Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, e-mail: [email protected]
7. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1989. - 288 с.
8. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании / К.Д. Ушинский // Собр. пед. соч. Т. 1. - СПб.: 1909.
9. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2004. - 384 с.