Научная статья на тему 'Олонхо в системе этнокультурного образования'

Олонхо в системе этнокультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
OLONKHO / FOLKLORE / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / PEDAGOGY / ETHNOPEDAGOGY / OLONKHO PEDAGOGY / ОЛОНХО / ФОЛЬКЛОР / ЭТНОКУЛЬТУРНОН ОБРАХОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИКА ОЛОНХО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илларионова Т. В.

В статье рассматриваются якутский героический эпос олонхо в сфере этнокультурного образования. В трудах современных исследователей фольклор предстает как уникальное явление народной культуры, действенное средство народной педагогики, в различных аспектах раскрываются педагогические идеи жанров устного народного творчества (В.Ф. Афанасьев, ГН. Волков, И.С. Портнягин, К.Д. Уткин, К.С. Чиряев этнопедагогика); Частные вопросы методики изучения жанров устного народного творчества на уроках якутской литературы освещены методистами Н.И. Филипповой, Е.М. Поликарповой, М.Т Гоголевой, С.К. Колодезниковым и др. В образовательных учреждениях региона накоплен значительный опыт влияния произведений фольклора на процесс социализации ребёнка на различных ступенях его личностного развития. В последнее время активизировалась работа по использованию возможностей фольклора для развития способностей детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Данное направление освещено в трудах А.А. Григорьевой, М.И. Корякиной, Е.М. Поликарповой, Н.И. Филипповой, Е.П. Чехордуной и др. Педагогика олонхо рассмотрены в трудах Е.П. Чехордуна, УМ. Флегонтова, М.Т. Гоголева, Н.И. Филиппова. Философские размышления, мировоззренческие представления, художественный язык якутского героического эпоса олонхо как средства формирования духовно-нравственных ценностей способствуют воспитанию морально-этических, эстетических ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLONKHO IN THE SYSTEM OF ETHNOCULTURAL EDUCATION

The article discusses olonkho, a Yakut heroic epos, in the field of ethnocultural education. In the works of contemporary researchers, folklore appears as a unique phenomenon of folk culture, an effective means of folk pedagogy, in various aspects the pedagogical ideas of oral folklore genres are revealed (V.F. Afanasyev, G.N. Volkov, I. Portnyagin, K.D. Utkin, K.S. Chiryaev ethnopedagogy). Special questions of the methodology of studying the genres of oral folk art in the lessons of Yakut literature are studied by methodologists N.I. Filippova, E.M. Polikarpova, M.T. Gogoleva, S.K. Kolodeznikov, etc. In the educational institutions of the region, considerable experience has been gained in influencing the works of folklore on the child’s socialization process at various levels of his personal development. Recently, the work has intensified to use the potential of folklore to develop abilities of children of preschool and primary school age. This direction is highlighted in the works of A.A. Grigorieva, M.I. Koryakina, E.M. Polikarpova, N.I. Philippova, E.P Chekordunoy and others. Olonkho pedagogy is considered in the works of E.P Chekhorduna, U.M. Flegontova, M.T. Gogoleva, N.I. Filippova. Philosophical reflections, ideological ideas, the artistic language of the Yakut heroic epos as a means of forming spiritual and moral values contribute to the education of moral, ethical and aesthetic values.

Текст научной работы на тему «Олонхо в системе этнокультурного образования»

УДК 378

Illarionova T.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

OLONKHO IN THE SYSTEM OF ETHNOCULTURAL EDUCATION. The article discusses olonkho, a Yakut heroic epos, in the field of ethnocultural education. In the works of contemporary researchers, folklore appears as a unique phenomenon of folk culture, an effective means of folk pedagogy, in various aspects the pedagogical ideas of oral folklore genres are revealed (V.F. Afanasyev, G.N. Volkov, I. Portnyagin, K.D. Utkin, K.S. Chiryaev - ethnopedagogy). Special questions of the methodology of studying the genres of oral folk art in the lessons of Yakut literature are studied by methodologists N.I. Filippova, E.M. Polikarpova, M.T. Gogoleva, S.K. Kolodeznikov, etc. In the educational institutions of the region, considerable experience has been gained in influencing the works of folklore on the child's socialization process at various levels of his personal development. Recently, the work has intensified to use the potential of folklore to develop abilities of children of preschool and primary school age. This direction is highlighted in the works of A.A. Grigorieva, M.I. Koryakina, E.M. Polikarpova, N.I. Philippova, E.P. Chekordunoy and others. Olonkho pedagogy is considered in the works of E.P. Chekhorduna, U.M. Flegontova, M.T. Gogoleva, N.I. Filippova. Philosophical reflections, ideological ideas, the artistic language of the Yakut heroic epos as a means of forming spiritual and moral values contribute to the education of moral, ethical and aesthetic values.

Key words: olonkho, folklore, ethnocultural education, pedagogy, ethnopedagogy, olonkho pedagogy.

Т.В. Илларионова, канд. филол. наук, доц., Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Е-mail: [email protected]

ОЛОНХО В СИСТЕМЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются якутский героический эпос олонхо в сфере этнокультурного образования. В трудах современных исследователей фольклор предстает как уникальное явление народной культуры, действенное средство народной педагогики, в различных аспектах раскрываются педагогические идеи жанров устного народного творчества (В.Ф. Афанасьев, ПН. Волков, И.С. Портнягин, К.Д. Уткин, К.С. Чиряев - этнопедагогика); Частные вопросы методики изучения жанров устного народного творчества на уроках якутской литературы освещены методистами Н.И. Филипповой, Е.М. Поликарповой, М.Т. Гоголевой, С.К. Колодезниковым и др. В образовательных учреждениях региона накоплен значительный опыт влияния произведений фольклора на процесс социализации ребёнка на различных ступенях его личностного развития. В последнее время активизировалась работа по использованию возможностей фольклора для развития способностей детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Данное направление освещено в трудах А.А. Григорьевой, М.И. Корякиной, Е.М. Поликарповой, Н.И. Филипповой, Е.П. Чехордуной и др. Педагогика олонхо рассмотрены в трудах Е.П. Чехордуна, У.М. Флегонтова, М.Т. Гоголева, Н.И. Филиппова. Философские размышления, мировоззренческие представления, художественный язык якутского героического эпоса олонхо как средства формирования духовно-нравственных ценностей способствуют воспитанию морально-этических, эстетических ценностей.

Ключевые слова: олонхо, фольклор, этнокультурнон обрахование, педагогика, этнопедагогика, педагогика олонхо.

Фольклор - народная мудрость, изначально предназначенная для хранения и передачи опыта поколений, подлинная сокровищница педагогических идей. Первый этнопедагог народа саха В.Ф. Афанасьев на основе всестороннего анализа народных традиций и обычаев отмечал, что в эпосе олонхо у народа издревле существовала и сформировалась своя самобытная этническая система традиционного воспитания [1; 2].

К.С. Чиряева, И.С. Портнягина и др. раскрываются педагогические идеи эпоса олонхо. Академик К. С. Чиряев ввел термин «педагогика олонхо» («олонхо педагогиката»). Он отметил огромное значение исследования педагогического потенциала олонхо в деле воспитания подрастающего поколения [3].

Вывод И.С. Портнягин об актуальности изучения фольклора: «Прогрессивные идеи, традиции, обычаи продолжают жить в современности и оказывают определенное влияние на сознание молодых, на их поведение, быт и различные стороны жизни. Прогрессивное педагогическое наследие прошлого, получившее отражение в фольклоре, должно 20 быть принято в новых условиях как фактор воспитания и развития человека» [4, с. 47].

Педагог В.Р Ларионов только в образе Нюргун Боотура находит восемь идей воспитания личности: физического совершенства, нравственной чистоты, нетерпимости к злу подготовленности к испытаниям, бережного отношения к природе, семейному очагу, женщине, к человеку вообще [5, с. 78 - 82]; а идеал женщины - Туйаарыма Куо может быть примером для девушек своей внешней и внутренней красотой, верностью, умом, чуткостью и человечностью [5, с. 116 -120]. Учитель из Нюрбы В. Ксенофонтов свою статью в газете «Кыым» посвятил педагогическим идеям олонхо в образах женщин [6]. Автор в этой статье подчеркивает идею возвышения женщины и матери, что было крайне важно для выживания этноса.

Е.П. Чехордуна в монографии «Этнокультурные основы педагогики олонхо» изложены результаты педагогического исследования воспитательного потенциала героического эпоса олонхо, как ресурса сохранения духовно-нравственной самобытности народа, раскрыты практические направления педагогики олонхо как этнокультурной составляющей регионального образования [7]. В современных условиях система педагогики олонхо отражаются в проведении национального праздника Ь^ыах, Дней Олонхо, Хомуса, Матери, Отца, Семьи, Народных мастеров, Охотника. Ведь сохранение специфики этнической культуры возможно только тогда, когда в процесс этнокультурного образования будут вовлечены семья, общественные организации, культурные учреждения и всё население социума.

Е.П. Чехордуна в системе педагогики олонхо выделяет составляющие этнокультурного образования: 1) дошкольные образовательные учреждения - это предметно-развивающая этнокультурная среда; 2) школа-института - формируют основы духовно-нравстенного воспитания в гражданском обществе; 3) учреждении дополнительного образования - это среда социализации личности ребёнка по приобретенным знаниям и навыкам по этнокультуре.

Е.П. Чехордуна в монографии выделила 4 вида деятельности для обеспечения духовно-нравственного развития посредством героического эпоса олонхо: 1) Урочная деятельность. Героический эпос олонхо как крупный жанр устного народного творчества преподается по родной литературе курсами «Устное на-

родное творчество и художественное слово» для 1-9 классов и «Профильное образование» для 10 - 11 классов. Кроме того, в начальных классах можно ввести урок по языку олонхо, а в среднем звене — факультатив или элективный курс по его духовно-гуманистической, ценностно-ориентационной, героико-па-триотической составляющей. 2) Внеурочная деятельность. Основными формами являются: детский театр, студии, кружки по олонхо, секции по национальным играм, научно-исследовательские объединения, детско-взрослые сообщества по педагогике олонхо. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика - совместная культурная деятельность детей и взрослых. 3) Внешкольная деятельность. Организуются в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства различные формы внешкольной деятельности по формированию духовно-нравственного развития и воспитания посредством якутского героического эпоса олонхо: экскурсии, походы, национальный праздник ысыах, конные скачки; физкультурно-оздоровительные, героико-патриотические, экологические, благотворительные и другие мероприятия. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности по педагогике олонхо является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно значимая задача созидательного труда. 4) Семейное воспитание. Практико-ориентированные процессы по эффективному использованию педагогического потенциала героического эпоса олонхо помогают родителям выстраивать содержательно наполненную и ценностно-ориентированную деятельность. Взаимодействие семьи, детского сада и школы содействует духовно-нравственному развитию, этнокультурному образованию и гражданскому воспитанию не только детей, но и их родителей [7].

Е.П. Чехордуна выявила «что в результате внедрения педагогики Олонхо у учащихся повышается мотивация к изучению героического эпоса олонхо, воспитывается чувство любви к Родине и патриотизма, способность восприятия, понимания и уважения иных культурных позиций и ценностей. Внедрение системы педагогики олонхо способствует удовлетворению этнокультурных потребностей у участников образовательного процесса» [8, с. 221].

Ведущий специалист Дома дружбы народов им. А.Е. Кулаковского У.М. Флегонтова в статье «О роли олонхо в непрерывном этнокультурном образовании» отмечает, что «целостность непрерывного этнокультурного образования достигается взаимосвязанной деятельностью как вертикальных (дошкольное, среднее общее образование, профессиональное образование, постдипломное образование), так и горизонтальных его структурных компонентов: формального, неформального и информального образования через все учебные предметы, курсы и внеурочные, внешкольные занятия и мероприятия» [9].

М.Т Гоголева в монографии «Якутский фольклор: образовательный потенциал» раскрывает образовательный потенциал якутского фольклора, востребованный в современном поликультурном обществе. Утверждается, что в жанровой специфике якутского фольклора от малых форм до героического эпоса олонхо представлена целостная образовательная система, в целях актуализации которой автор предлагает сопряженную методику изучения фольклора на уроках литературы, основанную на народных традициях обучения и методам, приемам изучения художественного текста [10].

В статье Е.П. Никифоровой, С.П. Черноградской "Внедрение педагогики олонхо в образовательные учреждения республики" проанализированы показатели эффективности реализации подпрограммы "Олонхо и будущие поколения" [11, с. 11]: 1) В статье проанализированы опыт внедрения педагогики олонхо в дошкольные учреждения Горного, Вилюйского, Таттинского, Чурапчинского, Верхоянского, Амгинского, Кобяйского улусов, научные сотрудники ФГНУ «Институт национальных школ» разработали модели «Детский сад педагогики олонхо», «Школа педагогики олонхо». Введение педагогики олонхо в дошкольные образовательные учреждения республики позволяет создать развивающую среду с этнокультурным содержанием, а также организовать деятельность детского сада согласно естественному годичному циклу. 2) В Горном и Чурапчинском улусах также созданы культурные центры для родителей. Центры педагогики олонхо помогают проводить систематическую работу по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений с социумом. 3) Из года в год расширяется география организации летних лагерей по педагогике олонхо. Организация летних лагерей для детей, молодых исполнителей олонхо, позволяет не только обеспечить полноценный летний отдых, но и создает условия для эстетического, патриотического воспитания детей на лучших образцах родной культуры. В результате работы летних лагерей педагогики олонхо у воспитанников формируется устойчивый интерес и чувство уважения к истории, языку и культуре родного края; обеспечивается преемственность в передаче эпических традиций [11, с. 12].

Библиографический список

С целью выявления и сбора информации об одаренных детях в сфере эпического сказительства, исследователях и исполнителях олонхо создан Банк данных. По статистическим данным, число учащихся-исполнителей олонхо в республике достигло 265 детей, в детских образовательных учреждениях педагогикой олонхо занимаются 198 педагогов, учителей и воспитателей. По материалам банка данных издан справочник «Олонхо утума - уерэх эйгэтигэр (Олонхо в сфере образования)» составленный Н.И. Филипповой, Е.П. Чехордуной, Д.Г Ефимовой.

Ежегодно в республике проводятся республиканские конкурсы среди дошкольников и школьников "Я - дитя олонхо", среди студентов и молодежи: "Мун-ха олонхото и "Уруйдан, улуу олонхобут!" среди исполнителей олонхо людьми старшего возраста. Данные проекты преемственны. Те маленькие дети, участвовавшие на первом конкурсе, дальше развивая свои способности, свой талант, становятся конкурсантами других проектов, демонстрируя непрерывное этнокультурное образование на протяжении всей жизни.

Использование материалов героического эпоса олонхо в этнокультурном образовании способствует формированию у детей не только углубленных знаний конкретно по предмету, а прежде всего новой гуманистической культуры. Философские размышления, мировоззренческие представления, художественный язык якутского героического эпоса олонхо как средства формирования духовно-нравственных ценностей способствуют воспитанию морально-этических, эстетических ценностей.

1. Афанасьев В.Ф. Педагогические идеи в якутском народном творчестве. Якутск: Кн изд-во, 1960.

2. Афанасьев, В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Кн изд-во, 1979.

3. Чиряев К.С. Педагогика жизни. Якутск: Бичик, 1998.

4. Портнягин И.С. Педагогические мысли о народной педагогике. Якутск: Изд-во ДН и СПО МО РС (Я), 2001.

5. Ларионов В.Р Якут - человек айыы. Якутск: Кудук, 1998.

6. Ксенофонтов В. Прекрасные женщины в олонхо Ойунского. Кыым. 1993; 31 марта.

7. Чехордуна Е.П. Этнокультурные основы педагогики олонхо. Якутск: МЦНИП, 2013.

8. Чехордуна Е.П. Педагогика олонхо в системе регионального этнокультурного образования. Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации. Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2015: 210 - 222.

9. Флегонтова У.М. О роли олонхо в непрерывном этнокультурном образовании. Сосновый бор: образовательный сайт. http://sosnovybor-ykt.ru/o-roli-olonxo-v-nepreryvnom-etnokulturnomobrazovanii/

10. Гоголева М.Т. Якутский фольклор: образовательный потенциал. Краснодар «Научно-издательский центр Априори», 2014.

11. Никифорова Е.П., Черноградская С.П. Внедрение педагогики олонхо в образовательные учреждения республики. Народное образование Якутии. 2012; 1 (81): 11 - 15. References

1. Afanas'ev V.F. Pedagogicheskie idei v yakutskom narodnom tvorchestve. Yakutsk: Kn izd-vo, 1960.

2. Afanas'ev, V.F. 'Etnopedagogika nerusskih narodov Sibiri i Dal'nego Vostoka. Yakutsk: Kn izd-vo, 1979.

3. Chiryaev K.S. Pedagogika zhizni. Yakutsk: Bichik, 1998.

4. Portnyagin I.S. Pedagogicheskie myslio narodnojpedagogike. Yakutsk: Izd-vo DN i SPO MO RS (Ya), 2001.

5. Larionov V.R. Yakut - chelovek ajyy. Yakutsk: Kuduk, 1998.

6. Ksenofontov V. Prekrasnye zhenschiny v olonho Ojunskogo. Kyym. 1993; 31 marta.

7. Chehorduna E.P. 'Etnokul'turnye osnovy pedagogiki olonho. Yakutsk: MCNIP, 2013.

8. Chehorduna E.P. Pedagogika olonho v sisteme regional'nogo 'etnokul'turnogo obrazovaniya. 'Etnokul'turnoe obrazovanie v Dal'nevostochnom federal'nom okruge Rossijskoj Federacii. Yakutsk: Media-holding «Yakutiya», 2015: 210 - 222.

9. Flegontova U.M. O roli olonho v nepreryvnom 'etnokul'turnom obrazovanii. Sosnovyj bor: obrazovatel'nyj sajt. http://sosnovybor-ykt.ru/o-roli-olonxo-v-nepreryvnom-etnokulturnomobrazovanii/

10. Gogoleva M.T. Yakutskij fol'klor: obrazovatel'nyjpotencial. Krasnodar «Nauchno-izdatel'skij centr Apriori», 2014.

11. Nikiforova E.P., Chernogradskaya S.P. Vnedrenie pedagogiki olonho v obrazovatel'nye uchrezhdeniya respubliki. Narodnoe obrazovanie Yakutii. 2012; 1 (81): 11 - 15.

Статья поступила в редакцию 23.10.18

УДК 792

Illarionova T.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected] Muchopleva V.G., MA student, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

PEOPLE'S THEATERS OF YAKUTIA: TRADITIONS AND MODERNITY. The article deals with a study of formation of folk theaters and their contribution to the preservation and development of traditional artistic culture and theatrical art of the Sakha Republic (Yakutia) as a whole. Today the Republic of Sakha is one of the theater republics of Russia. At the same time, such rare phenomenon remains understudied. It can be stated that the study of theatrical art, in particular the folk theaters, at the present stage, is an urgent scientific task. The history of folk theater does not go back hundreds of years, but the accumulated questions are enough. There are quite a few informational notes, reviews of performances, biographies of prominent representatives of the theater community, books devoted to the history of creating individual theaters, but there are no generalized studies that would be specially dedicated to the study of the National Theaters of Yakutia. Therefore, the research of the publication is of much relevance.

Key words: folk theater, tradition, modernity, olonkho, folklore.

Т.В. Илларионова, канд. филол. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected] В.Г. Мухоплееа, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]

НАРОДНЫЕ ТЕАТРЫ ЯКУТИИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье рассматриваются вопросы изучении становления народных театров и их вклад в сохранение и развитие традиционной художественной культуры и театрального искусства республики Саха (Якутия) в целом. Республика Саха (Якутия) в наши дни является одним из театральных республик России. В то же время такой редкий феномен остается недостаточно изученным. В силу этого можно сказать, что исследование театрального искусство, в частности Народных театров, в современном этапе, является актуальной научной задачей. История Народных театров не насчитывает и сотни лет, но накопившихся вопросов достаточно. Существует немало информационных заметок, рецензий на спектакли, биографий ярких представителей театральной общественности, книг посвященных истории создания отдельных театров, но обобщающих исследований, посвященных изучению исключительно Народных театров Якутии нет Поэтому, мы обратились изучению истории Народных театров.

Ключевые слова: народный театр, традиция, современность, олонхо, фольклор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.