т
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018 № 2 (32). С. 164-168. УДК 37.022
А. П. Бугаева, Л. В. Сокорутова
Литературно-художественное чтение как фактор духовно-личностного развития учеников младших классов
В статье описывается проблема становления личности ученика младших классов. Наполнение духовно-нравственными принципами является одной из целей становления личности ученика младших классов. Духовно-нравственное воспитание вырабатывает сознание и чувства ребенка, формирует навыки и манеры правильного поведения. Степень освоения ими у детей разнообразна, что связано с полноценным развитием ребёнка, его насущным опытом. В этом видебольшую роль играют уроки литературного чтения. Читая, ребёнок узнает об окружающей жизни, природе, труде людей, а так же о сверстниках, их радостях, а порой и неудачах. Художественное слово влияет не только на сознание, но и на чувства и действия ребёнка. Чтение помогает понять человеческие взаимоотношения, ознакомить с правилами поведения. Становлению духовно-нравственных представлений, а также нравственного опыта способствует предоставление детям знаний о этических качествах людей.
Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, личность, поведение, характер, урок, литература, качество, ученик
Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018 No. 2 (32). pp. 164-168.
A. p. Bugaeva, L. v. Sokorutova
Literary reading as a factor of spiritual and personal development of younger students
The article describes the problem of formation of the personality of the pupil of lower classes. Filling with spiritual and moral principles is one of the purposes of formation of the personality of the pupil of younger classes. Moral and spiritual education that develops the mind and feelings of the child, forms skills of manners and proper behavior. The degree of their development in children is diverse, which is associated with the full development of the child, his / her experience. In this form, a large role is played by the lessons of literary reading. In reading, the child learns about life, nature, human labor, and also about the peers, their joys, and sometimes failures. Artistic word affects not only the consciousness, but also the feelings and actions of the child. Reading helps to understand human relationships, to get acquainted with the rules of behavior. The formation of spiritual and moral ideas, as well as moral experience contributes to the provision of children with knowledge about the ethical qualities of people.
Keywords: spiritual and moral development, personality, behavior, character, lesson, literature, quality, student
опрос чтения находится на данный мо-Л^ мент в зоне особо сосредоточенного вни-{/^у мания.
Если в самом исчерпывающем плане попытаться понять культурные изменения, происходящие в наше время с чтением, то можно смело говорить: поменялся и текст, и читатель, и социум. В социуме протекает последовательное возрастание влияния информации, знания, а, следовательно, и социального смысла чтения в масштабах информационного общества. Взглядыподрастающего поколения существенно разнятся с взглядами старших.
По данным исследователей Института социологии РАН, 40 процентов наших соотечественников вообще не читают книг. Количество российских семей, у которых есть домашняя библиотека, уменьшилось до минимальных значений. За два последних десятилетия выросло два поколения граждан, которых можно назвать нечитающими. Смысл общественно политических публикаций прессы и телепередач осознают не более 14 процентов жителей нашей страны. Такие печальные выводы ученых обосновываются исследованиями, прово-
димыми в рамках Международной программы оценки качества образования 15-летних подростков. Самые сложные задачи смогли решить лишь 1,7 процента юных россиян. Данный результат примерно в шесть раз меньше, чем в 39 странах, где проводился похожий эксперимент [2].
Дети легче адаптируются и лучше, нежели взрослые, ориентируются в изменяющемся мире. Мы видим и осознаем, что происходит становление новейшего культурного типа личности читателя-школьника. Он все время испытывает на себе большой объем социального и педагогического воздействия, что самозащита становится единственной возможностью для выживания.
Бесценные рукописи, которые писались десятилетиями, и виртуальные гипертексты, быстро рассылаемые по сети, далеки друг от друга, как средневековые книги от современных «юзеров» («юзер» на компьютерном сленге - пользователь новых информационных технологий, от англ. «touse - использовать» - прим. автора). Визуализация в качестве составной части современной культуры, фантастические возможности медиатехнологий активно осваивают современное пространство чтения. В результате этих изменений появляется новая культура чтения, которая может быть названа «открытое чтение».
Открытое чтение подразумевает под собой новое качество чтения как не простой системы взаимосвязи текста, читателя и социума. Можно увидеть допустимые тенденции: переход от, в основном, вербального общения к сочетанию его разных форм (открытый текст); обновление читательской осведомленности в разнообразии вариантов понимания и порождения текстов разнообразной природы (открытый читатель); повышение роли социального окружения в становлении и развитии культуры чтения (открытое сообщество чтения).
В семь - девять лет ребенок испытывает сложный период своего читательского формирования: переход от слушателя, зрителя к читателю. Освоение техники чтения вначале тормозит творческое понимание школьников. Есть мнение, что определенный спад интереса к книге в этот период - явление не постоянное. Основная педагогическая задача начального этапа самостоятельного чтения - сделать так, чтобы ребенок читал без давления, поскольку насилие и действие из-под палки может навсегда лишить ребенка тяги к книге.
Определенное значение в данном возрасте имеют иллюстрации. Главной формой знакомства с чтением в этом возрасте является взаимодействие со взрослым, основанное на материале книги: беседы, обсуждение прочитанного, рисование, лепка, самостоятельное «писательское» творчество.
Имеются индивидуальные отличия младших школьников по степени чтения, интересам, начитанности, но при этом есть еще общие возрастные качества читательского развития, к ним относят: наивный реализм, «эффект присутствия», обостренное внутреннее восприятие, действенное воображение, отождествление себя с героем книги. Новымнаправлением, обусловленным-становлением визуальной культуры, компьютерных технологий, является особый интерес к книгам, описывающим сюжеты, первично знакомые детям по их экранным вариантам (фильмам, мультфильмам, компьютерным играм.)
Читательская осведомленность в узком понимании дает возможность школьнику благополучно решать различные задачипри помощи взаимодействия с печатным или письменным текстом.
Основными вопросами, с которыми чаще всего встречаются в исследованиях, констатирующих критическое положение в области культуры чтения, являются: подавляющий процент населения, которое вообще не читает; утраченное в двух поколениях умение читать и понимать сложные тексты; плохое умение чтения у нынешних школьников.
На самом деле наши современные подростки читают хуже, чем их сверстники из других стран (данные исследования PISA), не смотря на то, что выпускники начальной школы читают лучше всех в мире. Понятие чтение можно раскрыть разными методами, нопри этом оно будет подразумевать способ взаимоотношения двух сущностей
- текста и читателя; и тот и другой изменяются с течением времени - данные перемены не могут не отразиться в самом чтении.
Подчеркивают два главных пространства становления культуры чтения: семейная атмосфера и школьный урок. Часток чтению детей привлекают библиотекари, руководители кружковых объединений, то есть - другие «значимые взрослые»; однако все-таки, именно семейное окружение и учительское отношение к чтению играют основную как созидательную, так и разрушительную роль; как раз поэтому
- разрабатывая различные программы «развития культуры чтения», необходимо уделять данным пространствам основное внимание.
Безусловно, старания учителей и родителей должны быть направлены не только на развитие умения чтения. Это обязательное условие развития полноценной читательской активности, но развитие только умения читать не может восполнить в полном объеме изменение других, не менее важных качеств читателя. Количество нынешних методистов, приходящих к мысли о том, что нужно основное внимание направить на изменение читательских умений младшего школьника, неизменно растет.
Термин «читательские умения» методисты применяют в двух смыслах. Во-первых, в широком понимании, когда под читательскими
возможностями подразумеваются все умения, относящиеся к литературно-учебной деятельности ученика, как на уроках литературы, так и на других уроках: понимание, анализ и оценка разных текстов, куда входят и художественные, речевые, а также библиографические навыки. В узком смысле это особыенавыки, которые нужны для осознания художественного литературного произведения [4]. Как раз в этом понимании мы и будем применять термин «читательские умения». Недавние изучения психологов, педагогов и методистов указали на то, что квалифицированному читателю необходимо обладать определенными читательскими навыками, без которых сложно в полной мере понять художественный текст. Обсудим первое восприятие художественного текста и опишем определенные читательские навыки, использованные в данном этапе. Определим как причины, которые мешают развитию этих навыков, так и методические средства, помогающие их формированию у учеников. Основным читательским навыком является умение представить в воображении художественные картины, описанные автором с помощью слова. Это связано с тем, что писатель с помощью слова, т.е. условного знака задает лишь некие «вехи», ключевые детали вымышленного мира. Остальное должен дополнить сам читатель с помощью работы своего воображения. Не случайно С. Я. Маршак говорил о том, что талантливый писатель не сможет состояться без талантливого читателя: «Именно на них, на этих чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель». Деятельность читателя - деятельность со-творческая, требующая напряженной работы воображения, как воссоздающего, так и творческого. Однако, выдающийся психолог Л. С. Выготский в своей работе «Воображение и творчество в детском возрасте» отметил, что у ребенка жизненный опыт беднее, чем у взрослого, интересы проще и менее разнообразны, отношения с реальностью лишены той сложности и богатства, которые присущи сознанию взрослого человека.
Литературно-художественное чтение как фактор духовно-личностного развития имеет важное значение для младших школьников, что обусловлено возрастными особенностями [1-3]. Свойственные младшему школьнику повышенная эмоциональность, наивно-реалистический уровень восприятия искусства обеспечивает доверие детей к изображаемому, ощущение своей причастности к нему, активное сопереживание. В отечественной традиции всегда высоко цени-
лись «доброта книги» (Л.Н. Толстой) и «дух отчизны» (К.Д. Ушинский), духовно развивающий потенциал, позволяющий «читать-мыслить, читать-чувствовать, читать-жить».
Наряду с необходимостью формирования навыка чтения и читательских умений в связи с овладением учащимися читательской деятельностью, условиями образовательно-воспитательного процесса на основе курса литературного чтения выступают:
1) устремляющий к идеалу любви, добра, красоты отношенческий потенциал литературно-художественных текстов и систематический характер его реализации;
2) организация регулярного комфортного свободного общения, взаимодействия в многоаспектном понимании (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-автор произведения, ученик-художественный текст, ученик-герой произведения) и встречи читательских позиций учеников, способствующих развитию читательского интереса, а также открытию смыслов своей жизнедеятельности и стремления к самосовершенствованию.
3) способность сознательного сопереживания учащимися при их уровне жизненного опыта и литературно-эстетического развития авторских смыслов произведений в их художественном выражении.
Большое значение в экспериментальной работе уделялось в увеличении материалов художественно-биографического характера авторов-писателей для становления «нравственного авторитета» в складывании человеческого идеала, чтобы ребенок увидел за языковой личностью реальный образ во всей жизненной конкретности [5]. Важно, чтобы учащиеся учились понимать взаимосвязь судьбы личности и судьбы народа, постигать лучшие человеческие черты характера: гуманизм, бескорыстное служение Родине, честность, патриотизм.
В своей работе мы включали детей в диалог о человеческих качествах - и тех, которые являются положительными, и тех, которые разрушительны для окружающих и самого ребенка. Ценностное суждение высказанное «референтной личностью», особенно учителем, обретает силу внутреннего регулятора поведения ребенка. Младший школьный возраст самый благодатный период детской жизни, когда сердечные, и справедливые его наставления, рассуждения, жизненные оценки, попадая в душу ребенка, способствуют внутренней духовной работе.
Огромное значение уделялось усилению воспитательного эффекта вопросов и заданий. В своей работе мы особое внимание уделяли вопросам, направленным на установление причинно-следственной связи и мотивации поступка героя, а также вопросам, направленным на оценку поступка героя (учащиеся выра-
жают свое отношение к героям, оценивают их поступки). Например, к рассказу Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» можно достигнуть осмысления содержания посредством вопросов: «Любили ли Мишины родители дедушку? Почему вы так считаете? Какой пример они показали своему сыну? Стыдно ли стало родителям Миши? Расскажите, как внук заступился за деда, как он ему помог?». После прочтения басни «Два товарища» Л.Н. Толстого задать следующие вопросы: «Как называют людей, которые бросают товарища в беде? Почему их никто не уважает? Можно ли назвать героев хорошими товарищами, друзьями?». Можно дать задание привести пословицы о дружбе. А потом обсудить смысл пословиц: «Сам пропадай, а товарища выручай», «Друг за друга держаться ничего не бояться», «Дружба в делах помощница».
Обязательно при чтении должен обеспечиваться принцип связи читаемого с жизнью, с реальным опытом ребенка. Например, читая рассказ «Плохо» В. Осеевой в ходе обсуждения можно задать вопросы: «Какими словами можно заменить слово «яростно»? Почему котенок был взъерошенный? Что делали мальчики? Почему женщина выбежала, а не вышла из дома? Как вы оцениваете поступок мальчиков? Как должны были поступить мальчики?» Необходимо подвести детей к выводу, что есть ситуации, в которых нельзя бездействовать. После обсуждения можно обсудить некоторые ситуации.
1. Дети сидят за столом и рисуют. Вдруг у Маши упали карандаши. Как вы поступите? Что вы скажете? Что скажет вам Маша?
2. Два мальчика играют водой. Один нечаянно пролил воду на товарища. Как они должны поступить? В опытно-экспериментальной работе учителя знакомили младших школьников с историческими рассказами и повестями С. Алексеева. С удовольствием дети знакомились с книгой, посвященной Петру Великому («Небывалое бывает»), о военных походах Суворова («Рассказы о Суворове и русских солдатах»), о войне с Наполеоном в 1812 году («Птица - слава»), о Великой Отечественной войне («Богатырские фамилии»). Чтение таких произведений, когда дети соприкасаются с историей нашей страны, великими именами России, формирует умение дорожить Отечеством и болеть за него душой. Важно воспитывать в детях стремление стать достойными столь славных предшественников, избирая их как идеал, пример для подражания.
Восприятие художественных текстов в процессе чтения, смысловая обработка осуществлялись через взаимосвязь всех видов речевой деятельности: говорение, слушание, чтение и письмо [7]. В России уже более столетия существует прекрасная традиция художественной детской книги, поднявшая ее на уровень большого искусства. Богатое и многогранное твор-
чество А. Бенуа, Ю. Васнецова, В. Конашевича, В. Лебедева, Т. Мавриной, А. Пахомова, Е. Ро-гачева, Е. Чарушина и других русских художников является нашим национальным достоянием, к которому необходимо приобщать детей с раннего возраста.
Дети учатся интерпретировать художественное произведение через различного рода пересказы (в устной речи) и сочинения (в письменной речи). Это является подготовительной работой к обучению для дальнейшего написания сочинений на литературные темы. В нашей работе дети вели творческие тетради, где выписывали наиболее понравившиеся яркие образные выражения оставившие след в душе, сосредотачивая внимание на красоте слова, на его мудрости. С 3 класса добавляется один из видов сочинения - свободное сочинение отзыв о книге. Дети не только формулировали основную мысль произведения, выражали свое отношение к прочитанному, соотносили с аналогичными жизненными ситуациями, выражали «согласие-несогласие» с позицией автора, но и отчетливее уясняли эстетическую направленность, отражая в своей речи богатство литературного языка.
За преданиями, легендами и былинками или их аналогами стоят различный исторический опыт. Так, дети отмечали, что Пушкин А.С. в своих произведениях использовал самые различные жанры фольклора. Он ввел в русскую литературу мотивы народных казачьих, ямщицких, разбойничьих песен («Казак», «Узник», «Зимняя дорога», поэма «Братья-разбойники»). В опытно-экспериментальной работе дети знакомились не только с фольклором русского народа, но широко использовались пословицы, поговорки, сказки народов России, в том числе Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также народов мира. Основная мысль сказок всех народов - победа добра над злом, на земле не должно быть места страданиям и бедности, обман и зло должны быть наказаны.
Большое место в фольклоре народов Севера занимают сказки о животных. Диалоги животных, обилие трогательных бытовых деталей, напоминающих человеческие, заставляет воспринимать героев этих сказок как вполне равных людям, нуждающихся в уважении. Волшебные превращения людей в зверей («Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Женщина - лисица» алеутская сказка).
В волшебной сказке интересно присутствие двух реальностей - обыденной и необычной, присущей другому измерению с иными законами. Звери, птицы, деревья, как видно из анализа текстов, владеют тайными знаниями, могут стать помощниками человека, породниться с ним или принять его облик - это пробуждает необходимость равного, исходящего из человеческой морали отношения к объектам природы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 2007. С. 96 с. (324 с.)
1 Шапранова Н.Н., Байдина Е.В. Духовно-нравственное воспитание учащихся младших классов - основа формирования личности ребенка (из опыта работы в МБОУ Гимназии № 7 с. Донского, Ставропольский край) // Таврический научный обозреватель. 2015. №5-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-uchaschihsya-mladshih-klassov-osnova-formirovaniya-lichnosti-rebenka-iz-opyta-raboty-v-mbou-gimnazii-7-s (дата обращения: 27.04.2018).
3. Маштакова Л.Ю., Валитова Г.А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения // Гуманизация образования. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-na-urokah-literaturnogo-chteniya-2 (дата обращения: 27.04.2018).
4. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. М.: Академия, 2007. 368 с.
5. Васильева М.С., Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. М.: Педагогика, 2007. С.215.
6. Колесникова О.И. Филологические основы работы над произведением на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2007. № 11. С.6-13.
7. Рожина Л.Н. Психология восприятия литературного героя школьниками. М., 2007. С. 203.
8. Афонина М. С. Анализ и интерпретация художественного текста на уроках литературного чтения в начальных классах // Интеграция образования. 2008. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-interpretatsiya-hudozhestvennogo-teksta-na-urokah-literaturnogo-chteniya-v-nachalnyh-klassah (дата обращения: 27.04.2018).
9. Зайцева Е.А, Коротаева Е.В. Возможности учебного диалога в обучении и развитии младшего школьника // Педагогическое образование в России. 2014. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-uchebnogo-dialoga-v-obuchenii-i-razvitii-mladshego-shkolnika (дата обращения: 27.04.2018).
1. Vygotsky L.S. Imagination and creativity in childhood. Saint-Petersburg, UNION Publ., 2007. 96 p. (in Russian)
2. Shapranova N.N., Baidina E.V. Spiritual and moral upbringing of primary schoolchildren is the basis for the formation of the child's personality (from the experience of work at the Grammar School no. 7 in Donskoy, Stavropol Territory). Tavrichesky scientific observer. 2015. no. 5-2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-uchaschihsya-mladshih-klassov-osnova-formirovaniya-lichnosti-rebenka-iz-opyta-raboty-v-mbou-gimnazii-7-s (accessed 27 April 2018). (in Russian)
3. Mashtakova L.Yu., Valitova G.A. Spiritual and moral education of younger schoolchildren at the lessons of literary readings Humanization of education. 2016. no. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-na-urokah-literaturnogo-chteniya-2 (accessed 27 April 2018). (in Russian)
4. Lvov M.R. Methods of teaching the Russian language in primary grades. Moscow, Academy Publ., 2007. 368 p. (in Russian)
5. Vasilyeva M.S. Actual problems of teaching methods for reading in primary grades / Vasilieva M.S., Omorokova M.I., Svetlovskaya N.N. Moscow, Pedagogy Publ., 2007. p. 215.
6. Kolesnikova O.I. Philological basis of work on the work at the lessons of literary reading. Primary school. 2007. no. 11. pp. 6-13. (in Russian)
7. Rozhina L.N. Psychology of perception of a literary hero by schoolchildren. Moscow, 2007. p. 203. (in Russian)
8. Afonina M.S. Analysis and interpretation of the literary text at the lessons of literary reading in the elementary grades. Integration of education. 2008. no. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-interpretatsiya-hudozhestvennogo-teksta-na-urokah-literaturnogo-chteniya-v-nachalnyh-klassah (date of circulation: 04/27/2018). (in Russian)
9. Zaitseva E.A., Korotaeva E.V. Opportunities of the educational dialogue in the training and development of the younger schoolboy. Pedagogical Education in Russia. 2014. № 12. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-uchebnogo-dialoga-v-obuchenii-i-razvitii-mladshego-shkolnika (date of circulation: 04/27/2018). (in Russian)
REFERENCES
Информация об авторах Бугаева Ая Петровна
(Россия, Якутск) Доцент, кандидат педагогических наук Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова E-mail: ivaya@mail.ru
Information about the authors
Bugaev Aya Petrovna
(Russia, Yakutsk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences North-Eastern Federal University (NEFU) E-mail: ivaya@mail.ru
Сокорутова Людмила Владимировна
(Россия, Якутск) Доцент, кандидат педагогических наук Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова E-mail: sok.lyda@mail.ru
Sokorutova Lyudmila Vladimirovna
(Russia, Yakutsk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences North-Eastern Federal University (NEFU) E-mail: sok.lyda@mail.ru