Научная статья на тему 'Использование жизнеописаний новомучеников для духовно-нравственного чтения'

Использование жизнеописаний новомучеников для духовно-нравственного чтения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
283
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОМУЧЕНИКИ / МАРТИРОЛОГ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ / АГИОГРАФИЯ / ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / КАНОН / ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА / ВОЗРАСТНАЯ АДАПТАЦИЯ / NEW MARTYRS / MARTYROLOGY / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / SPIRITUAL AND MORAL READING / HAGIOGRAPHY / HAGIOGRAPHIC LITERATURE / JUNIOR SCHOOL STUDENTS / METHODICAL RECOMMENDATIONS / CANON / LEXICO-SEMANTIC ANALYSIS / STYLISTIC ANALYSIS OF THE TEXT / AGE ADAPTATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лихоманов Николай Иванович

В статье поднимается проблема литературной формы подачи информации о новомучениках-священнослужителях, а также мирянах, пострадавших в годы гонений на веру в 1918-1953 гг. Одной из таких форм является мартиролог как сборник повествований о христианских мучениках. Дается краткая характеристика мартиролога, составленного на материале архивов Ярославского региона. Образовательно-воспитательное значение указанного труда видится в том, чтобы, не ограничивая роли мартирологов данью памяти христианским подвижникам, полнее использовать их культурнопросветительский потенциал для духовно-нравственного воспитания школьников. Средством такого воспитания является литературный курс духовно-нравственного чтения, традиционным компонентом которого выступают жития святых. Рассматриваются жанровые особенности агиографических произведений (в том числе жизнеописания новомучеников), определяющие методические подходы к чтению этого вида литературы в современной школе. Обозначаются трудности восприятия как содержания агиографических текстов, так и формы их языкового выражения. Возможность более широкого использования житийной литературы о новомучениках для духовно-нравственного воспитания школьников связывается, во-первых, с необходимостью возрастной адаптации этого вида литературного материала, а во-вторых, с происходящим в настоящее время развитием агиографического жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of New Martyrs’ Biographies for Spiritual and Moral Reading

In the article the problem of the literary form of information presentation on new martyrs priests, and also the laymen who were injured in the years of persecutions on faith in 1918-1953. One of such forms is martyrology as a collection of narrations about Christian martyrs. A brief characteristic of the martyrology is made on materials of the Yaroslavl region archives. The educational value of the specified work seems in that, without limiting the role of martyrologies with the memory tribute to the Christian devotees, to use their cultural and educational potential for spiritual and moral education of school students more thoroughly. The means of such education is a literary course of spiritual and moral reading and its traditional component is lives of the sacred. The genre features of hagiographical works (including biographies of new martyrs) is considered defining methodical approaches to reading this type of literature in modem school. Difficulties of perception of contents of hagiographical texts, and forms of then-language expression are designated. A possibility of wider use of hagiographic literature on new martyrs for spiritual and moral education of school students is connected, firstly, with the need of age adaptation of this type of literary material, and, secondly, the development of the hagiographical genre nowadays.

Текст научной работы на тему «Использование жизнеописаний новомучеников для духовно-нравственного чтения»

УДК 008.009

Н. И. Лихоманов (Епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин)

Использование жизнеописаний новомучеников для духовно-нравственного чтения

В статье поднимается проблема литературной формы подачи информации о новомучениках-священнослужителях, а также мирянах, пострадавших в годы гонений на веру в 1918-1953 гг. Одной из таких форм является мартиролог как сборник повествований о христианских мучениках. Дается краткая характеристика мартиролога, составленного на материале архивов Ярославского региона. Образовательно-воспитательное значение указанного труда видится в том, чтобы, не ограничивая роли мартирологов данью памяти христианским подвижникам, полнее использовать их культурно-просветительский потенциал для духовно-нравственного воспитания школьников. Средством такого воспитания является литературный курс духовно-нравственного чтения, традиционным компонентом которого выступают жития святых. Рассматриваются жанровые особенности агиографических произведений (в том числе жизнеописания новомучеников), определяющие методические подходы к чтению этого вида литературы в современной школе. Обозначаются трудности восприятия как содержания агиографических текстов, так и формы их языкового выражения. Возможность более широкого использования житийной литературы о новомучениках для духовно-нравственного воспитания школьников связывается, во-первых, с необходимостью возрастной адаптации этого вида литературного материала, а во-вторых, - с происходящим в настоящее время развитием агиографического жанра.

Ключевые слова: новомученики, мартиролог, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное чтение, агиография, житийная литература, младшие школьники, методические рекомендации, канон, лексико-семантический анализ, стилистический анализ текста, возрастная адаптация.

N. I. Likhomanov (Veniamin, the Bishop for Rybinsk and Danilov)

Use of New Martyrs' Biographies for Spiritual and Moral Reading

In the article the problem of the literary form of information presentation on new martyrs - priests, and also the laymen who were injured in the years of persecutions on faith in 1918-1953. One of such forms is martyrology as a collection of narrations about Christian martyrs. A brief characteristic of the martyrology is made on materials of the Yaroslavl region archives. The educational value of the specified work seems in that, without limiting the role of martyrologies with the memory tribute to the Christian devotees, to use their cultural and educational potential for spiritual and moral education of school students more thoroughly. The means of such education is a literary course of spiritual and moral reading and its traditional component is lives of the sacred. The genre features of hagiographical works (including biographies of new martyrs) is considered defining methodical approaches to reading this type of literature in modern school. Difficulties of perception of contents of hagiographical texts, and forms of their language expression are designated. A possibility of wider use of hagiographic literature on new martyrs for spiritual and moral education of school students is connected, firstly, with the need of age adaptation of this type of literary material, and, secondly, the development of the hagiographical genre nowadays.

Keywords: new martyrs, martyrology, spiritual and moral education, spiritual and moral reading, hagiography, hagiographic literature, junior school students, methodical recommendations, a canon, a lexico-semantic analysis, a stylistic analysis of the text, age adaptation.

Исследование проблемы взаимоотношений Русской православной церкви и светского государства составило в постсоветской России целое научное направление. Достаточно сказать, что в области отечественной историографии по этой проблеме за последние 20 лет было защищено десять докторских диссертаций, а кандидатских -более пятидесяти. Немалая часть из них посвящена трагическому периоду репрессий советской власти в отношении православного духовенства в первой половине XX в. Значимость подобных исследований заключается в том, что их результаты могут, с одной стороны, использоваться для осмысления и выстраивания современной церков-

но-государственной политики, с другой - выступить фактологической основой для методической разработки образовательных курсов и учебных пособий.

Подобные изыскания ведутся и в Ярославском регионе. Это вызвано тем, что в начале 2000-х гг. Русской православной церковью был прославлен целый сонм святых, принявших мученическую кончину или подвергшихся гонениям как раз в тот репрессивный период новейшей российской истории. Прошедший в феврале 2016 г. Освященный Архиерейский Собор Русской православной церкви подтвердил важность дальнейшей работы по сохранению для современников и грядущих поко-

© Лихоманов Н. И. (Епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин), 2016

лений памяти о мученическом и исповедническом подвиге известных и неизвестных по именам угодников Божиих, безвинно убиенных и пострадавших за Христа в годы безбожных гонений на Русскую православную церковь в ХХ в. [8]. «Возвращая истории забытые имена, мы возвращаем их к жизни, воздаем любовью своим дорогим родным и наставникам за муки, перенесенные ради утверждения истины и жизни мира» [1, с. 3]. Собранные материалы находят отражение не только в содержании публикуемых статей [5, 6], но и в издании мартирологов.

Мартиролог (от греческого цартид - 'свидетель, мученик') - собрание кратких сведений, размещенных по календарному принципу, о христианах, пострадавших за веру. «Новый словарь русского языка» определяет мартиролог как, во-первых, сборник повествований о христианских мучениках и вид церковной литературы, распространенной в средние века. Во-вторых, термин «мартиролог» используется и в переносном значении: либо как перечень лиц, перенесших страдания и преследования, либо как перечень пережитых кем-либо страданий и фактов преследования [3]. Такая трактовка позднее утвердилась в светском языке. Под этим названием известна, например, книга дневниковых записок режиссера Андрея Тарковского, который, начав в 1970 г. вести дневник, назвал его «Мартиролог», словно бы предопределяя свою будущую судьбу и свое внутреннее ее осознание. В последнее время актуализировалось применение этого понятия в значении сведений о жертвах репрессий (в основном так называемых «сталинских репрессий»). С изучения этого пласта отечественной истории начали появляться современные мартирологи - списки, составленные по географическому, хронологическому, алфавитному и другим принципам. Именно такой мартиролог представляет собой первый том книги «Все мы Христовы», подготовленный коллективом авторов и содержащий 706 кратких жизнеописаний церковно- и священнослужителей, а также мирян, пострадавших в годы гонений на веру. Материалы оформлены в соответствии с правилами издания исторических документов. Заголовком каждой статьи является фамилия, имя-отчество, сан или вид служения. Статьи располагаются в алфавитном порядке по фамилиям (за исключением новопрославленных святых, архипастырей и монашествующих, сведения о которых включены в общий массив также по алфавиту, но по именам). Каждая биография сопровождается списком использованных документов [1].

Важнейшая педагогическая задача видится в том, чтобы, не ограничивая роли мартирологов данью памяти христианским подвижникам, полнее использовать культурно-просветительский потенциал этого вида литературы, придать ему более широкое образовательно-воспитательное значение. Необходимость этого диктуется введением в школьное образование такого учебного предмета, как «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), включающего в свое содержание учебный модуль «Основы православной культуры». Главной целью учебного предмета ОРКСЭ является духовно-нравственное воспитание школьников на основе их религиозно-культурного просвещения. Достижение этой цели опирается на использование определенных средств. В их поиске мы обратились к изучению педагогического наследия русской школы XIX -начала XX в., содержания ее учебных пособий. Выяснилось, что начальный курс отечественной словесности традиционно способствовал уяснению учащимися «оснований своей религии» (К. Д. Ушинский). Для решения этой задачи учебные хрестоматии включали, в частности, раздел «духовно-нравственное чтение»: 1) церковнославянскую азбуку с чтением на церковнославянском языке Символа Веры и других молитв; 2) отрывки из Священного Писания; 3) сведения по истории Крещения Руси, церковным праздникам, культовым обрядам; 4) фрагменты житий святых; 5) произведения святоотеческой литературы; 6) произведения устного народного творчества и литературные произведения духовно-нравственной направленности.

Возникающие в связи с этим вопросы состоят в том, насколько мартиролог, с его справочным характером подачи информации, применим для современного школьного курса духовно-нравственного чтения и каким образом он может быть включен в его содержание. Положительные ответы на поставленные вопросы предполагают соотнесение мартиролога с житийной литературой, так как многие из тех мучеников, перечень страданий которых составляют страницы мартирологов, уже прославлены как святые и поэтому их жизненный путь и подвиг должен быть описан в житиях этих святых. Жития святых по своей сути - это биографии духовных и светских лиц, прославленных и почитаемых христианской Церковью.

Изучением житийного жанра занимается агиография. Следует заметить, что термин «агиогра-

фия» может употребляться в нескольких значениях:

— написанная по канону биография святого;

— отдел литературы, касающийся жизни и деяний святых;

— научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых, богословскими и историко-церковными аспектами святости [12].

В свою очередь, сама агиография выступает предметом исследования исторических, богословских и многих других наук [2], включая лингвистику, литературоведение и педагогику.

Литературное изложение биографических сведений о новомучениках в агиографическом жанре требует учета того, что агиография является частью жанра биографической литературы, но со своими особенностями, содержательными и стилистическими ограничениями. Это делает агиографические тексты одним из самых формализованных жанров, основной характеристикой которого является следование канону, проявляющееся на всех уровнях произведения: структурном, стилистическом, идейном и символико-богословском. Если на структурном уровне следование художественному канону выражается в наличии строгой композиционной схемы жития, то на стилистическом уровне - в использовании определенных поэтических средств, а на идейном и символико-богословском уровне - в ориентации на уподобление сакральным образцам [9].

Педагогический аспект оценки житийной литературы связан с тем, что она, при всей своей формализации, является основным источником знаний о подвигах и страданиях за веру, рассказывая о примерах праведной жизни, передавая через описания жизни святых, мучеников, подвижников основные ценности христианства. Находясь в догматических церковных рамках, она призвана разъяснять и напоминать слушателю и читателю христианские истины, опровергать ложные мысли, суеверия, сомнения, затемняющие чистоту веры, а также обличать пороки и побуждать к благочестивой жизни. Назидательность чтения житий святых отмечали многие православные богословы. Святитель Феофан Затворник так определял их место в духовном чтении: «...плодоносное слово Божие, за ним отеческие писания и жития святых. Впрочем, нужно знать, что жития святых лучше для начинающих, отеческие писания - для средних, Божие же слово - для совершенных» [10, с. 233]. Тем самым подразумевается, говоря педагогическим языком, осуществление преемствен-

ности в духовно-нравственном чтении с учетом готовности к этому учеников.

Согласно возрастной психологии, духовно-нравственное чтение как фактор личностного развития имеет значение прежде всего для младших школьников. Нравственную опору ребенка составляют преимущественно наглядно-образные представления, а не абстрактные идеи. Свойственные указанному возрасту повышенная эмоциональность, наивно-реалистический уровень восприятия текстовой информации обеспечивают доверие к изображаемому, ощущение своей причастности к нему, активное сопереживание. Подражательность детей благоприятствует принятию ими литературных образов в качестве нравственных ориентиров. Во многом сохраняющаяся с дошкольного детства неконвенциальность отношения к слову, неотрывность его от чувственных представлений и отзывчивость на выразительность формы обусловливают глубину читательских впечатлений.

Нравственно ориентирующее назначение житийной литературы не остается без внимания в современном начальном образовании. Жанр агиографии представлен, пусть даже весьма ограниченно, в некоторых литературных курсах для начальной школы. Однако чтение агиографических произведений вызывает, как об этом свидетельствует научно-методическая печать, значительные трудности: «Не так давно в книгах для начальной школы появились отрывки "Повести о Петре и Февронии Муромских", "Жития Сергия Радонежского", и учитель сразу столкнулся с определенными проблемами концептуально-мировоззренческого и чисто методического характера. Литература о святых обогатила содержание уроков нравственно, эстетически, познавательно, но, с другой стороны, показала, что и методист бывает беспомощен, когда надо четко выделить приоритеты, указать смысловые ориентиры, развернуть литературоведческие комментарии» [11, с. 25].

Отдельные методические рекомендации все же высказываются: «Чтение агиографических произведений дает детям образцы праведной жизни, нравственного облика: "тихъ, увьетливъ, кротокъ, съмиренъ" (Из "Повести о житии великого князя Александра")» [7, с. 257]. При этом не оговариваются психологические барьеры в принятии этих образов. Между тем, воспитательный потенциал восприятия любого литературного произведения неотделим от его читательского впечатления и основывается на возникающих при чтении «эмоциях

содержания» и «эмоциях формы» (Л. С. Выготский).

Условием возникновения стремления к нравственному совершенствованию при чтении житийной литературы на основе «эмоций содержания» является соответствие (или, в крайнем случае, непротиворечие) поведенческого образца, задаваемого агиографическим произведением тому идеалу человека, который складывается у подрастающего ребенка в результате социально-культурного влияния. В нравственном сознании современного россиянина образ Александра Невского складывается прежде всего через его характеристики мужественного героя-воина и защитника Отечества, что не может не сказываться на привлекательности этого образа для детей. Поэтому необходимо найти пути соединения нравственных достоинств и качеств полководца Александра Невского в целостном образе православного святого. Подобная проблема героизации литературного образа для младшего школьника не может не возникнуть при включении в духовно-нравственное чтение материала о новомучениках. Новопрославленные святые должны быть восприняты не как жертвы, страдальцы, а как носители высоконравственного и героического поведения, чей подвиг имеет особое значение для духовного возрождения России.

Возникновение «эмоций формы» при чтении житий святых-новомучеников затрудняется сложностью этого вида литературы для восприятия детьми со стороны художественной формы. Однако в настоящее время отмечается тенденция развития житийного жанра. Жизнеописания составляются с соблюдением агиографического канона, но при этом содержат в себе элементы других жанров (воспоминания, письма, протоколы) [4], чем и отличаются от тех примеров житийной литературы, которые исторически сложились в жития святых. Хотя структура жизнеописаний в целом соответствует структуре древнерусских житий, однако жизнеописания новопрославленных святых написаны не на церковнославянском языке, а на одной из подсистем современного русского литературного языка - подъязыке православия, который обладает рядом характерных особенностей, что и отличает эти тексты от светской литературы на разных языковых уровнях (фонетическом, словообразовательном, морфологическом, лексическом). При двух разновидностях подъязыка православия: книжного, имеющего несколько функциональных стилей, и разговорного (православного социолекта) - только первый использу-

ется для создания текстов церковной литературы, в частности, для составления жизнеописаний новопрославленных святых [4].

Очевидно, что включение такого литературного материала в духовно-нравственное чтение требует дополнительной лингвометодической подготовки педагогов для проведения с детьми необходимого лексико-семантического и стилистического анализа текста. При этом остается открытым вопрос о допустимости адаптации житийного текста.

Библиографический список

1. Все мы Христовы. Священнослужители и миряне земли Ярославской, пострадавшие в годы гонений за веру православную. 1918-1953. Краткие биографические сведения. Часть первая [Текст] / Предисл. Еп. Вениамина (Лихоманова) ; сост. : Еп. Вениамин (Лихоманов) и др. - Ярославль, 2012. -568 с.

2. Гжибовская, О. В. Жития святых в российской историографии XIX - начала XX вв. [Текст] : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Казань : КГУ, 2009. - 27 с.

3. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: св. 136 000 словар. ст., ок. 250 000 семант. ед. [Текст] : в 2 т. - М. : Рус. яз., 2000. - Т. 1: А-О. - 1208 с.; Т. 2: П-Я. - 1084 с.

4. Иванова, Т. А. Лексические особенности жизнеописаний новопрославленных святых Русской Православной Церкви [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М. : МПГУ, 2004. - 16 с.

5. Лихоманов, Н. И. Репрессии священнослужителей Ярославской области в первые годы после октябрьского переворота [Текст] // Вопросы отечественной и зарубежной истории, политологии, теологии, образования : материалы конференции «Чтения Ушинского». - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2008. - С. 285-295

6. Лихоманов, Н. И. (Епископ Рыбинский и Угличский Вениамин) Отношение власти и Церкви в начале советского периода (1919-1922 гг.) [Текст] // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 4. -Т. I (Гуманитарные науки). - С. 310-312.

7. Макеева, С. Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета [Текст] : монография. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2002. -331 с.

8. Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2016 года). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://sobor.patriarchia. ru/db/text/4367700.html

9. Православная энциклопедия. Том 19 (Еф - Зв). [Текст]. - М., 2008. - 752 с.

10. Святитель Феофан Затворник «Путь ко спасению» [Текст]. - М. : Из-во Сретенского монастыря, 2011. - 464 с.

11. Филолого-методический компонент образовательной магистерской программы «преподавание основ религиозных культур и светской этики»: коллективная монография [Текст] / С. Г. Макеева, Н. Н. Иванов и др. ; под науч. ред. С. Г. Макеевой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2014. - 87 с.

12. Энциклопедический словарь. Философия и литература. Миф и религия. Язык и культура [Текст] / по материалам словаря Брокгауза и Ефрона. - М. : ЭКСМО, 2003. - 592 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Vse my Hristovy. Svjashhennosluzhiteli i miijane zemli Jaroslavskoj, postradavshie v gody gonenij za veru pravoslavnuju. 1918-1953. Kratkie biograficheskie svedenija. Chast' pervaja [Tekst] / Predisl. Ep. Veniamina (Lihomanova) ; sost. i Ep. Veniamin (Lihomanov) i dr. -Jaroslavl', 2012. - 568 s.

2. Gzhibovskaja, O. V. Zhitija svjatyh v rossijskoj istoriografii XIX - nachala XX vv. [Tekst] i avtoref. dis. ... kand. ist. Nauk. - Kazan' : KGU, 2009. - 27 s.

3. Efremova, T. F. Novyj slovar' russkogo jazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyj: sv. 136 000 slovar. st., ok. 250 000 semant. ed. [Tekst] : v 2 t. - M. : Rus. jaz., 2000. - T. 1: A-O. - 1208 s.; T. 2: P-Ja. - 1084 s.

4. Ivanova, T. A. Leksicheskie osobennosti zhizneopisanij novoproslavlennyh svjatyh Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - M. : MPGU, 2004. - 16 s.

5. Lihomanov, N. I. Repressii svjashhennosluzhitelej Jaroslavskoj oblasti v pervye gody posle oktjabr'skogo perevorota [Tekst] // Voprosy otechestvennoj i

zarubezhnoj istorii, politologii, teologii, obrazovanija: materialy konferencii «Chtenija Ushinskogo». -Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2008. - S. 285-295

6. Lihomanov, N. I. (Episkop Rybinskij i Uglichskij Veniamin) Otnoshenie vlasti i Cerkvi v nachale sovetskogo perioda (1919-1922 gg.) [Tekst] // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2014. - № 4. -T. I (Gumanitarnye nauki). - S. 310-312.

7. Makeeva, S. G. Duhovno-nravstvennoe vospitanie mladshih shkol'nikov sredstvami russkogo jazyka kak uchebnogo predmeta [Tekst] : monografija. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2002. - 331 s.

8. Postanovlenija Osvjashhennogo Arhierejskogo Sobora Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi (2-3 fevralja 2016 goda). [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http ://sobor.patriarchia. ru/db/text/4367700.html

9. Pravoslavnaja jenciklopedija. Tom 19 (Ef - Zv). [Tekst]. - M., 2008. - 752 s.

10. Svjatitel' Feofan Zatvornik «Put' ko spaseniju» [Tekst]. - M. : Iz-vo Sretenskogo monastyrja, 2011. -464 s.

11. Filologo-metodicheskij komponent obrazovatel'noj magisterskoj programmy «prepodavanie osnov religioznyh kul'tur i svetskoj jetiki»: kollektivnaja monografija [Tekst] / S. G. Makeeva, N. N. Ivanov i dr. ; pod nauch. red. S. G. Makeevoj. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2014. - 87 s.

12. Jenciklopedicheskij slovar'. Filosofija i literatura. Mif i religija. Jazyk i kul'tura [Tekst] / po materialam slovaija Brokgauza i Efrona. - M. : JeKSMO, 2003. -592 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.