Научная статья на тему 'Проблема новомученичества в исследованиях современных историков'

Проблема новомученичества в исследованиях современных историков Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
900
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОМУЧЕНИКИ / РПЦ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕПРЕССИИ / КАНОНИЗАЦИЯ / ДУХОВНОНРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / NEW MARTYRS / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / STATE AND CHURCH RELATIONS / REPRESSIONS / CANONIZATION / MORAL AND ETHICAL VALUES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Безшлеева Н.Ю.

В статье анализируются исследования, посвященные различным аспектам научной проблемы «история новомученичества в РПЦ», устанавливаются их характерные черты, жанровые и методологические особенности. Отмечается, что всестороннее изучение опыта новомучеников способствует реконструкции системы христианских ценностей в сознании современного человека, в государственной идеологии, в сфере образования и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of new martyrdom in the researches of modern historians

The article studies the researches dealing with the various aspects of the history of New Martyrs of the Russian Orthodox Church, their typical features, genre and methodological peculiarities. The author notes that the in-depth study of the New Martyrs' experience contributes to the reconstruction of the Christian values system in the comprehension of modern people, in the state ideology, in the sphere of education and upbringing.

Текст научной работы на тему «Проблема новомученичества в исследованиях современных историков»

УДК 94(470) + 281.93

Безшлеева Наталия Юрьевна

Bezshleeva Natalia Yurievna

аспирант Института российской истории Российской академии наук

PhD student, Institute of Russian History, Russian Academy of Sciences

ПРОБЛЕМА НОВОМУЧЕНИЧЕСТВА В ИССЛЕДОВАНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ИСТОРИКОВ

THE ISSUE OF NEW MARTYRDOM IN THE RESEARCHES OF MODERN HISTORIANS

Аннотация:

Summary:

В статье анализируются исследования, посвященные различным аспектам научной проблемы «история новомученичества в РПЦ», устанавливаются их характерные черты, жанровые и методологические особенности. Отмечается, что всестороннее изучение опыта новомучеников способствует реконструкции системы христианских ценностей в сознании современного человека, в государственной идеологии, в сфере образования и воспитания.

The article studies the researches dealing with the various aspects of the history of New Martyrs of the Russian Orthodox Church, their typical features, genre and methodological peculiarities. The author notes that the in-depth study of the New Martyrs' experience contributes to the reconstruction of the Christian values system in the comprehension of modern people, in the state ideology, in the sphere of education and upbringing.

Ключевые слова:

новомученики, РПЦ, государственно-церковные отношения, репрессии, канонизация, духовно-нравственные ценности.

New Martyrs, Russian Orthodox Church, state and church relations, repressions, canonization, moral and ethical values.

Keywords:

В статье анализируются исследования, посвященные различным аспектам научно-исторической проблемы «история новомученичества в Русской православной церкви» с целью выявления их характерных особенностей, жанровых и методологических отличий. Изучение данной проблемы является актуальным, так как опыт новомученичества представляет собой «своеобразный религиозно-этический фундамент идеала святой Руси, проецирующий этические категории христианства на современную культуру и научное знание» [1, с. 3], способствующий реконструкции системы христианских ценностей в сознании современного человека, в государственной идеологии, в сфере образования и воспитания. Если XIX век вошел в историю отечества и РПЦ как «золотой век русской святости», когда жизнь светского общества одухотворялась близостью великих русских православных мыслителей, доступностью общения с теми, кто позже пополнил список святых православной церкви [2, c. 19], то начало XX столетия - это время атеизма, террора, новомучеников.

Понятие «новомученики» сравнительно недавно вошло в научно-историческую литературу. Этимология слова «мученик» (греч. jâpTuç, лат. martyr) восходит к категории «свидетель». Для русского церковного сознания понятие «мученичество» определяется как «свидетельство об Истине страданиями за веру» [3]. Большинство авторов публикаций о новомучениках в строгом соответствии с церковной традицией считают, что новым подвиг современных мучеников является потому, что «Русская православная церковь столкнулась с гонениями только в ХХ веке» [4, c. 96].

Сведения о судьбах жертв «красного террора» начали публиковаться в первые послереволюционные десятилетия представителями первой волны русской эмиграции. Первым российским автором, применившим словосочетание «новые мученики», стал клирик Русской зарубежной церкви М. Польский [5], широко использовавший в своей книге сведения из вышедшего в 1925 г. в Париже сборника «Черная книга (Штурм небес)», подготовленного А.А. Валентиновым [6], в котором содержались материалы церковной печати, свидетельства очевидцев об участи репрессированных священников и архиереев. Фактологическую ценность этих трудов снижает то обстоятельство, что в ряде случаев авторы некритически отнеслись к субъективным суждениям и слухам, привезенным за рубеж эмигрантами из советской России.

Попытка составления жизнеописаний всех русских церковных иерархов конца XIX - ХХ в., в которых, в силу объективных исторических причин, не приведены какие-либо данные о репрессиях, впервые в отечественной литературе была предпринята митрополитом Мануилом (Леме-шевским) [7].

В отечественной исторической литературе проблема новомученичества начинает активно разрабатываться лишь с начала 90-х гг. прошлого столетия. Первоначально исследования проблемы новомученичества сосредоточивались в основном в области богословия. На этом этапе уточнялись критерии и особенности канонизации святых ХХ в., был начат сравнительный анализ

гонений на верующих в Римской империи и в СССР, предпринимались попытки осмысления русской святости как целостного исторического явления [8].

Первым церковным историком, который привлек к исследованию исторических судеб и роли новомучеников ранее недоступные материалы из более чем 100-тысячного корпуса су-дебно-следственных дел за 1917-1950 гг., документы органов госбезопасности, Архива Президента РФ, центральных и местных архивов, стал к. и. н., игумен Дамаскин (Орловский). Анализ материалов семитомника «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия» игумена Дамаскина (Орловского) [9], в котором содержатся 900 житий новомучеников, а также авторские историко-источниковедческие обзоры, уникальные фотографии, в том числе сделанные в тюрьме после вынесения приговора, документальные публикации послужили основаниями для канонизации новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском соборе 2000 г. [10].

С конца 90-х гг. прошлого века по настоящее время основную работу по сбору сведений о пострадавших за Христа в ХХ в. проводят Синодальная комиссия по канонизации святых РПЦ, епархиальные комиссии по канонизации святых, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ), региональный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». ПСТГУ, в отличие от Синодальной комиссии и Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», собирает и публикует сведения не только о лицах, канонизация которых готовится или уже произошла, но обо всех фактах репрессий по отношению к православному духовенству и мирянам, осужденным за веру по сфабрикованным уголовным делам или даже без суда и следствия. С 1996 г. пополняется база данных ПСТГУ «За Христа пострадавшие» - электронного издания по новомученикам и исповедникам, на основании которого под руководством прот. В. Воробьева была издана монография «За Христа пострадавшие» [11], содержащая в алфавитном порядке более 4 500 биографических справок о пострадавших во время гонений на церковь в СССР [12, с. 17]. Серии издательства ПСТГУ «Слово исповедников ХХ века» (отв. ред. иерей Александр Мазырин) и «Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви» (отв. ред. прот. Владимир Воробьев) включают в себя жизнеописания новомучеников, их труды и письма.

Сохранение памяти о жертвах репрессий за веру, введение в научный оборот новых документов по этой теме являются важными составляющими регионального краеведения. Начиная с 2000 г. вышли в свет жизнеописания мучеников за веру в виде библиографических справочников и краеведческих очерков [13], сборников житий епархиальных соборов святых [14], жизнеописаний и трудов отдельных новомучеников [15].

Проблема новомученичества и связанная с ней проблема канонизации входят в сферу научных интересов не только церковных, но и светских ученых. Роль епископа Гермогена Долга-нева в церковной и общественно-политической жизни России конца XIX - начала XX в. изучают игумен Дамаскин (Орловский) [16] и к. и. н. А.И. Мраморнов [17]; церковно-политический курс Патриарха Тихона и его взаимоотношения с властью анализируют к. и. н., свящ. Дмитрий Сафонов [18] и к. и. н. В.В. Лобанов [19]; духовно-просветительскую деятельность и педагогические идеи священномученика архиепископа Фаддея (Успенского) и их актуальность в настоящее время исследуют свящ. Геннадий Подгорный, К.М. Гринько, М.А. Егорова и др. [20]. Итогом двадцатилетней работы коллектива историков ПСТГУ стала книга-альбом «Пострадавшие за веру и Церковь Христову. 1917-1937» [21], в которой рассмотрены наиболее яркие судьбы собора канонизированных новомучеников, а также тех лиц, кто пострадал за веру, но до этого отпал от Церкви или ушел в раскол.

В монографии игумена Ианнуария (Недачина) «Духовенство Смоленской епархии в гонениях 1917 - начала 1919 года» на примере Смоленской епархии проводится подробный сравнительный анализ характера и причин преследования духовенства, его форм, поводов к преследованию и поведения преследуемого духовенства. Как отмечает проф. Святозарский в предисловии к работе игумена Ианнуария, «автору удалось избежать крайностей как квазиклерикального подхода, "когда все пострадавшие от безбожной... власти автоматически зачисляются в сонм пострадавших за Христа", так и либерального светского, "согласно которому за Христа пострадавшие - просто жертвы эксцессов бурного революционного времени"» [22, с. 5].

С позиций историко-архивоведческого подхода феномен новомучеников впервые был охарактеризован в статьях к. и. н. З.П. Иноземцевой и к. и. н. С.Н. Романовой [23]. Отмечается, что агиографические исследования документов Архивного фонда Российской Федерации являются фундаментальной основой канонизации новомучеников и составления их житий, а задача исследователя заключается в выходе на межфондовый и межархивный уровень с целью комплексного анализа всей совокупности выявленных документов [24].

Профессор О.Ю. Васильева подчеркивает, что главной трудностью в канонизации новомучеников является включенность чисто церковного вопроса в контекст политической и идеологической борьбы, связанной с оценкой трагических событий истории России в ХХ в. [25]. Особенностью современной канонизации святых д. и. н. И.В. Семененко-Басин и исследователь К.С. Емельянов считают то обстоятельство, что канонизации не предшествовало продолжительное, реально существующее народное почитание, наоборот, церковь сначала познакомила общество с подвигом новомучеников и только после этого они стали почитаться верующими [26]. Необходимо заметить, что наряду с этим фиксируется и обратный процесс - от народного почитания к канонизации. Об этом свидетельствуют, в частности, публикация «Житий святых Екатеринбургской епархии», где кроме житий 65 святых, представленных в первой части, во второй части опубликованы биографии еще 11 известных, но не канонизированных пока подвижников [27].

Исследователь Е.К. Макаренко обращает внимание на то, что жития святых перестают восприниматься как жанр исключительно церковной литературы, так как в настоящее время многие области гуманитарного научного знания расширяют свои границы и «современная житийная литература никак не нарушает эту тенденцию» [28, с. 97].

К недостаткам отдельных работ по проблеме новомученичества можно отнести то, что «вместо научного комментария авторы применяют метод психологического сопровождения текста собственными эмоциональными переживаниями» [29]. Необходимо упомянуть и о таком явлении в церковной среде, как попытки канонизации и издания «житий» псевдосвятых [30]. Подобная печатная продукция, несущая потенциальную опасность церковных расколов, остается малоизученной, так как не привлекает внимания ученых в силу своего крайне низкого уровня, и только ждет своих исследователей [31].

Работа историков была значительно затруднена, а процесс канонизации новомучеников фактически остановлен с принятием Федерального закона № 152 от 27 июня 2006 г. (ФЗ «О персональных данных»). Без детального изучения и анализа материалов следственных дел невозможна канонизации святых РПЦ, поэтому ученые и большая часть православной общественности ратуют за обеспечение доступа исследователей к данной засекреченной информации. О несовершенстве современных правовых норм доступа к документам судебно-следственного производства рассуждают игумен Дамаскин (Орловский), прот. Георгий Митрофанов, к. и. н. И.А. Кур-ляндский и др. [32].

На основании изложенного выше сформулируем следующие выводы:

1. Изучение трудов по проблеме новомученичества в истории России и РПЦ позволило выделить следующие тематические группы исследований: во-первых, работы, в которых рассматриваются проблемы взаимоотношений государства и РПЦ в разные периоды существования советской власти, репрессии и гонения на верующих в СССР; во-вторых, исследования, анализирующие различные аспекты канонизации новых святых (юридические, методологические, ис-торико-архивоведческие, социальные, культурологические); в-третьих, работы, посвященные подвигам конкретных святых в контексте государственно-церковных отношений в советской России и Советском Союзе.

2. Исследования представлены в виде: житий и жизнеописаний; монографий, статей, докладов и диссертаций по проблеме феномена новомучеников.

3. Несмотря на то что за прошедшие десятилетия накоплен обширный материал о христианах, пострадавших в условиях гонений со стороны советской власти в XX в., до настоящего времени в современной исторической науке остается не исследованным до конца феномен но-вомученичества; отсутствуют комплексные исследования, освящающие подвиг святых ХХ в. в контексте государственно-церковных отношений; проведено недостаточно региональных исследований для определения социально-исторической роли новых святых; нет ни одного монографического исследования, полностью посвященного историографии проблемы.

4. Для того чтобы память о новомучениках укреплялась в современном обществе как пример патриотизма и стойкости веры, необходима дальнейшая продолжительная и тщательная работа по изучению и осмыслению деятельности и подвигов конкретных новомучеников и их духовного наследия.

Ссылки:

1. Капура Н.В. Опыт новомученичества в Русской православной церкви ХХ века: религиозно-этический анализ (по трудам игумена Дамаскина (Орловского)) : дис. ... канд. филос. наук. Тула, 2004. 132 с.

2. Зубанова С.Г. Влияние Русской Православной Церкви на развитие культуры российского общества в XIX веке // История государства и права. 2009. № 14. С. 18-22.

3. Мученики ХХ века - новому тысячелетию [Электронный ресурс] : выступление митр. Ювеналия на конф. 11.09.2001 // Московские епархиальные ведомости. 2001. № 11-12. URL: http://vedomosti.meparh.ru/2001_11_12/6.htm (дата обращения: 04.04.2016).

4. Макаренко Е.К. Агиография XX века. Проблема жанра и методов его исследования // Сибирский филологический журнал. Институт филологии СО РАН. 2011. № 1. С. 95-102.

5. Польский М., прот. Новые мученики Российские : в 2 т. Джорданвилль, 1949-1957.

6. Валентинов А.А. Черная книга (Штурм небес). Париж, 1925. 294 с.

7. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 г. : в 6 т. Эрланген, 19791989.

8. Александр Шаргунов, прот. Новые мученики российские и чистота православия. М., 2000. 31 с. ; Георгий (Тертышни-ков), архим. Критерии канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви // Альфа и Омега. 1999. № 3 (21). С. 186-193 ; Цыпин В., прот. О канонизации святых в XX веке (до 1988 г.). М., 1999. С. 12-17 ; Ювеналий (Поярков), митр. На смерть - как на пир : докл. на Междунар. конф. памяти прот. А. Меня «Мученики века двадцатого» // Труды. Вып. 1. Новомученики XX века. М., 2004. С. 24-37.

9. Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним : в 7 кн. Тверь, 1992-2002.

10. Деяние Юбилейного Архиерейского Собора о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/423849.html (дата обращения: 04.04.2016).

11. За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917-1956 : биогр. справ. Кн. 1. А-К. М., 1997. 704 с.

12. Иерархия Русской Православной Церкви, Патриаршество и государство в революционную эпоху / В.М. Лавров, В.В. Лобанов, И.В. Лобанова, А.В. Мазырин. М., 2008. 376 c.

13. Коркунов В.И. Это было, было... К 10-летию канонизации кимрских новомучеников : краевед. очерки. Тверь, 2008. 115 с. ; Новомученики земли Дмитровской / авт.-сост. Т.Д. Шолохова. Дмитров, 2010. 79 с. ; Новомученики и исповедники земли Кузнецкой. Кемерово, 2011. 408 с.

14. Жития новомучеников и исповедников Владимирских ХХ века / авт.-сост. С.А. Мартьянова, М.Я. Федотова. Владимир, 2012. 93 с. ; Жития святых, в земле Российской просиявших: Новомученики и исповедники ХХ в.: Жития, чудеса, поучения. СПб., 2001. 700 с. ; Новомученики Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2003. 256 с. ; Священнослужители, монашествующие и миряне Тамбовской митрополии, пострадавшие за Христа : в 3 т. / сост. прот. Александр Сары-чев. Тамбов, 2014 ; Умолкнувшие колокола. Новомученики Российские: Жизнеописание : сборник. М., 2002. 445 с.

15. Журавский А.В. Священномученик Кирилл, митрополит Казанский и Свияжский (Смирнов). М., 2004. 864 с. ; Сикор-ская Л.Е. Святитель Виктор (Островидов). Жизнеописание и труды. М., 2010. 512 с. ; Чельцов А.В. Мы вправе знать. СПб., 2011. 252 с.

16. Дамаскин (Орловский), игум. Епископ Гермоген (Долганев). М., 2010. 400 с.

17. Мраморнов А.И. Церковная и общественно-политическая деятельность епископа Гермогена (Долганова, 1858-1918). Саратов, 2006. 366 с.

18. Сафонов Д.В. Патриарх Тихон и советская власть (К проблеме государственно-церковных отношений в 1922-1925 гг.) : дис. ... канд. ист. наук. М., 2004. 277 c.

19. Лобанов В.В. Патриарх Тихон и советская власть (1917-1925 гг.). М., 2008. 352 с.

20. Гринько К.М. Духовно-просветительская деятельность архиепископа Фаддея (Успенского) в конце XIX - первом десятилетии ХХ века // Вестник ВятГГУ. 2012. № 3-1. С. 54-57 ; Егорова М.А. Учитель учителей. Педагогические идеи священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2007. № 5. С. 179-184 ; Подгорный Г., свящ. Жизнь, труды и подвиг новомучеников и исповедников российских как предмет современного осмысления (на примере священномучеников Фаддея (Успенского) и Илии (Громогла-сова)) // Вестник ТулГУ. Серия «Теология». 2011. № 1. С. 161-164.

21. Головкова Л.А., Хайлова О.И. Пострадавшие за веру и Церковь Христову : лит.-художеств. альбом. М., 2012. 656 с.

22. Ианнуарий (Недачин), архим. Духовенство Смоленской епархии в гонениях 1917 - начала 1919 года. М., 2013. 431 с.

23. Иноземцева З.П., Романова С.Н. Дела по обвинению православного духовенства и мирян как исторический источник // 2000-летию Рождества Христова посвящается. М., 2000. С. 113-131 ; Иноземцева З.П. Имеют ли историческую ценность судебно-следственные дела? // Труды. Вып. 1. Новомученики XX века. М., 2004. С. 61-64 ; Ее же. Совместимы ли эмоциональные идеологемы с научной критикой исторического источника? // Духовное обозрение. Реутов Православный. 2004. № 3 (5). С. 3-8.

24. Иноземцева З.П. Архивный документ в агиографических исследованиях. Источниковедческий аспект [Электронный ресурс] : докл. на конф. «Прославление и почитание святых» XXII Междунар. Рождествен. образоват. чтений (28 января 2014 г.). URL: http://mroc.pravobraz.ru/inozemceva-zinaida-petrovna-arxivnyj-dokument-v-agiograficheskix-issledo-vaniyax-istochnikovedcheskij-aspekt/ (дата обращения: 04.04.2016).

25. Васильева О.Ю. Прославление новомучеников и исповедников российских ХХ в.: 10-летие исторического Деяния Юбилейного Архиерейского Собора // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2010. № 4. С. 134-137.

26. Емельянов К.С. Канонизация святых русской церкви как объект социологического исследования : дис. ... канд. со-циол. наук. М., 2005. 154 c. ; Семененко-Басин И.В. Канонизация российских новомучеников и новые проблемы истории Церкви // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2010. № 4. С. 138-143.

27. Жития святых Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2008. 804 с.

28. Макаренко Е.К. Указ. соч. С. 97.

29. Иноземцева З.П. Архивный документ в агиографических исследованиях.

30. Протоиерей Георгий Митрофанов: «Предложение канонизировать Сталина можно расценивать как проявление канонического невежества и исторического цинизма» [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriar-chia.ru/db/text/439538.html (дата обращения: 23.01.2016).

31. Лоевская М.М. Русская агиография в культурно-историческом контексте переходных эпох : дис. ... д-ра культурологии. М., 2005. 366 с.

32. Бобровников В.Г. Историко-методические аспекты подготовки материалов к канонизации // Грамота. 2013. № 4 (30) : в 3 ч. Ч. I. C. 37-39 ; Дамаскин (Орловский), игум. Правовые аспекты в изучении материалов судебно-следственного производства в целях канонизации святых Русской Православной Церкви // История государства и права. 2012. № 14. С. 12-16 ; Начала работу конференция «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий» [Электронный ресурс]. URL: http://e-vestnik.ru/news/nauchno-bogoslovskoe_osmysle-nie_muchenichestva_7410/ (дата обращения: 18.01.2016).

References:

1. Kapura, NV 2004, Experience of new martyrdom in the Russian Orthodox Church of the twentieth century: the religious and ethical analysis (on the works of Abbot Damascene (Orlovsky)), PhD thesis, Tula, 132 p.

2. Zubanova, SG 2009, 'The impact of the Russian Orthodox Church in the development of culture of the Russian society in the XIX century', History of State and Law, no. 14, p. 18-22.

3. 'The martyrs of the twentieth century - the new millennium: speech of Metropolitan. Juvenal on conf. 11.09.2001' 2001, The Moscow diocesan statements, no. 11-12, retrieved 04 April 2016, <http://vedomosti.meparh.ru/2001_11_12/6.htm>.

4. Makarenko, EK 2011, 'Hagiography of the XX century. The problem of the genre and its research methods', Siberian Journal of Philology. Institute of Philology of the SB RAS, no. 1, p. 95-102.

5. Polskiy, M prot. 1949-1957, New Russian Martyrs: 2 vols., Jordanville.

6. Valentinov, AA 1925, Black Book (Storming Heaven), Paris, 294 p.

7. Manuel (Lemeshevsky, VV) 1979-1989, Russian Orthodox hierarchs of the period from 1893 to 1965: 6 vol., Erlangen.

8. Alexander Shargunov, prot. 2000, New Martyrs Russian orthodoxy and purity, Moscow, 31 p.; George (Tertyshnikov), Archimandrite 1999, 'Criteria for the canonization of locally venerated saints in the Russian Orthodox Church', Alpha and Omega, no. 3 (21), p. 186-193; Tsypin, V prot. 1999, On the Causes of Saints in the XX century (until 1988), Moscow, p. 12-17; Juvenaliy (Poyarkov), Met. 2004, 'On the death - like a feast: rep. on Internat. Conf.', Works. Vol. 1. The New Martyrs of the XX century, Moscow, p. 24-37.

9. Damascene (Orlovsky), Abbot. 1992-2002, Martyrs, confessors and devotees of piety of the Russian Orthodox Church of the twentieth century: Lives and materials to them: 7 bks., Tver.

10. The conduct of the Jubilee Bishops' Council of the cathedral praising New Martyrs and Confessors Russian twentieth century 2016, retrieved 04 April 2016, <http://www.patriarchia.ru/db/text/423849.html>.

11. For Christ suffered: The persecution of the Russian Orthodox Church, 1917-1956 1997, bk. 1, Moscow, 704 p.

12. Lavrov, VM, Lobanov, VV, Lobanov, IV & Mazyrin, AV 2008, The hierarchy of the Russian Orthodox Church, the Patriarchate and the state in a revolutionary epoch, Moscow, 376 p.

13. Korkunov, VI 2008, It was ... it was the 10th anniversary of the canonization of the martyrs Kimry: ethnograph. Essays, Tver, 115 p.; Sholokhova, TD 2010, New Martyrs land Dmitrov, Dmitrov, 79 p.; New Martyrs and Confessors of Kuznetsk land 2011, Kemerovo, 408 p.

14. Martyanova, SA & Fedotov, MY 2012, Lives of the martyrs and confessors of the twentieth century Vladimirsky, Vladimir, 93 p.; Lives of the Saints in the Russian Land Beamed: martyrs and confessors of the twentieth century: The Life, miracles, teachings 2001, St. Petersburg, 700 p.; New Martyrs of the St. Petersburg diocese 2003, St. Petersburg, 256 p.; Sarychev, Alexander prot. 2014, Priests, religious and laity of the Archdiocese of Tambov, suffered for Christ. 3 vols. Tambov; Silenced bell. New Martyrs of Russia: A Biography: collection 2002, Moscow, 445 p.

15. Zhuravsky, AV 2004, Hieromartyr Kirill, Metropolitan of Kazan and Sviyazhsk (Smirnov), Moscow, 864 p.; Sikorskaya, LE 2010, St Victor (Ostrovidov). The Life and Works, Moscow, 512 p.; Tcheltsov, AV 2011, We have a right to know, St. Petersburg, 252 p.

16. Damascene (Orlovsky), Abbot 2010, Bishop Hermogenes (Dolganev), Moscow, 400 p.

17. Mramornov, Ai 2006, Religious and political activity of Bishop Hermogenes (Dolganova, 1858-1918), Saratov, 366 p.

18. Safonov, DV 2004, Patriarch Tikhon and the Soviet power (On the problem of church-state relations in 1922-1925), PhD thesis, Moscow, 277 p.

19. Lobanov, VV 2008, Patriarch Tikhon and the Soviet power (1917-1925), Moscow, 352 p.

20. Grinko, KM 2012, 'Spiritual and educational activities of Archbishop Thaddeus (Assumption) in the end of XIX - the first decade of the twentieth century', Herald VyatGGU, no. 3-1, p. 54-57; Egorova, MA 2007, 'Master teachers. Pedagogical ideas Hieromartyr Thaddeus (Assumption), Archbishop of Tver', Herald PSTGU. Series 4: Pedagogy. Psychology, no. 5, p. 179-184; Podgorny, G 2011, 'Life, work and heroism of the martyrs and confessors of the Russian as a subject of modern thinking (for example, martyr Thaddeus (Assumption) and Elijah (Gromoglasova))', Herald of TSU. "Theology" series, no. 1, p. 161-164.

21. Golovkova, LA & Haylova, OI 2012, The victims of the faith and the Church of Christ: literary and arts album, Moscow, 656 p.

22. lannuary (Nedachin), Archimandrite 2013, Clergy of the Diocese of Smolensk in the persecution of 1917 - beginning of 1919, Moscow, 431 p.

23. Inozemtseva, ZP & Romanova, SN 2000, 'Case against the Orthodox clergy and laity as a historical source', 2000 anniversary of the birth of Christ is dedicated, Moscow, p. 113-131; Inozemtseva, ZP 2004a, 'Are the historical value of forensic investigation going?', Works. Vol. 1. The New Martyrs of the XX century, Moscow, p. 61-64; Inozemtseva, ZP 2004b, 'Will my emotional ideologies scientific criticism of historical sources?', Theological Review. Reutov Orthodox, no. 3 (5), p. 3-8.

24. Inozemtseva, ZP 2014, Archival documents in hagiographic studies. Source study aspect: the report, retrieved 04 April 2016, <http://mroc.pravobraz.ru/inozemceva-zinaida-petrovna-arxivnyj-dokument-v-agiograficheskix-issledovaniyax-istochni-kovedcheskij-aspekt/>.

25. Vasilyeva, OY 2010, 'The glorification of the new martyrs and confessors of the Russian twentieth century: the 10th anniversary of the historic Acts Jubilee Bishops' Council', State, religion, the Church in Russia and abroad, no. 4, p. 134-137.

26. Emelyanov, KS 2005, The canonization of saints of the Russian Church as an object of sociological research, PhD thesis, Moscow, 154 p.; Semenenko-Basin, IV 2010, 'The canonization of Russian new martyrs and new challenges of the Church History', State, religion, the church in Russia and abroad, no. 4, p. 138-143.

27. Lives of the Saints of the Yekaterinburg diocese 2008, Ekaterinburg, 804 p.

28. Makarenko, EK 2011, 'Hagiography of the XX century. The problem of the genre and its research methods', Siberian Journal of Philology. Institute of Philology of the SB RAS, no. 1, p. 95-102.

29. Inozemtseva, ZP 2014, Archival documents in hagiographic studies. Source study aspect: the report, retrieved 04 April 2016, <http://mroc.pravobraz.ru/inozemceva-zinaida-petrovna-arxivnyj-dokument-v-agiograficheskix-issledovaniyax-istochni-kovedcheskij-aspekt/>.

30. Archpriest Georgy Mitrofanov: "The proposal to canonize Stalin can be seen as a manifestation of the ignorance of the canonical and historical cynicism" 2016, retrieved 23 January 2016, <http://www.patriarchia.ru/db/text/439538.html>.

31. Loevskaya, M 2005, Russian hagiography in the cultural and historical context of transition periods, D.Phil. thesis, Moscow, 366 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Bobrovnikov, VG 2013, 'Historical and methodological aspects of the preparation of materials for canonization', Diploma, no. 4 (30): 3 parts, part I, p. 37-39; Damascene (Orlovsky), Abbot 2012, 'Legal aspects in the study of materials forensic investigative proceedings for the Causes of Saints of the Russian Orthodox Church', History of State and Law, no. 14, p. 12-16; Beginning of the conference "Scientific and theological interpretation of martyrdom, confession and mass repression" 2016, retrieved 18 January 2016, <http://e-vestnik.ru/news/nauchno-bogoslovskoe_osmyslenie_muchenichestva_7410/>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.