Научная статья на тему 'Опыт освещения подвига христианских новомучеников в современной школе'

Опыт освещения подвига христианских новомучеников в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новомученик / исповедник / основы светской этики / основы православной культуры / уважительное отношение к религиозным убежданиям. / new martyr / confessor / fundamentals of secular ethics / basis of Orthodox culture / respectful attitude to religious beliefs.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лихоманов Николай Иванович, Макеева Светлана Григорьевна

В статье привлекается внимание к расширяющейся практике использования материалов о христианских новомучениках и подвижниках православной веры с целью духовно-нравственного воспитания школьников. Внимание к этим материалам обусловлено содержанием «Программы духовно-нравственного развития и воспитания» как неотъемлемой части образовательного стандарта, в соответствии с которым следует формировать уважительное отношение к религиозным убеждениям. Авторы статьи разделяют позицию, что Русская православная церковь не обладает более актуальными символами христианской нравственности, чем образы новомучеников и новопрославленых исповедников веры. Намечается выстраивание целой содержательной линии: в учебном курсе «Основы православной культуры» на внеурочных занятиях с региональной проблематикой, во внеклассной работе по православному краеведению. Вместе с тем заостряется проблема научно-педагогической состоятельности выдвигаемых методических рекомендаций. Требует дальнейшего обоснования необходимость включения темы христианского подвижничества в школьное образование: важно, чтобы в ее раскрытии современным школьникам, представляющим самые широкие слои российского общества, доминирующим смыслом выступил не идейно-политический, чреватый гражданским противостоянием, а духовно-нравственный. Критике подвергаются попытки прямолинейного давления на взгляды подрастающего поколения. В числе сложностей, которые могут возникнуть при изучении данной темы, выступают отсутствие у школьников достаточных знаний по истории, повышенная впечатлительность, возможная отрицательная реакция со стороны родителей. Причина противоречивости отдельных рекомендаций видится в недостаточном педагогическом учете социокультурных различий внутреннего мира учащихся, их возрастных особенностей. Принципиальный подход к подаче подобной информации состоит в том, что необходимо использование опубликованных исторически достоверных материалов, изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской с опорой на факты без эмоционально негативной оценки. Следует научить школьников с уважением воспринимать историю собственной страны, даже если эта история содержит неприглядные факты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лихоманов Николай Иванович, Макеева Светлана Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of Offering Insight into Christian New Martyrs’ Act of Moral Courage in Modern School

In the article the attention is drawn to popular practice to use materials about Christian new martyrs and devotees of the Orthodox faith with the purpose of school students’ spiritual and moral education. The attention to these materials is caused by contents of the Programme of spiritual and moral development and education as an integral part of the educational standard according to which it is necessary to create respect for religious beliefs. Authors of the article share the position that the Russian Orthodox Church does not possess more relevant symbols of Christian morality, than images of new martyrs and newly honoured confessors of the faith. Formation of the whole informative line is planned: in a course «The basis of Orthodox culture» at off-hour lessons with a regional problematics, in out-of-class work on Orthodox study of the local lore. At the same time, the problem of scientific and pedagogical correctness of the put-forward methodical recommendations is pointed out. It demands further justification need to include a subject of Christian self-sacrifice in school education: it is important that in its presentation to modern school students representing the widest layers of the Russian society, the dominating sense would be not ideological and political, which may cause civil opposition, but spiritual and moral. Attempts of rectilinear pressure upon views of younger generation are exposed to criticism. Among difficulties which can arise when studying this subject there are such things as absence of school students’ sufficient knowledge on history, the increased impressionability of children, possible negative reaction from parents. The reason of inconsistency of some recommendations seems to be in insufficient pedagogical accounting of sociocultural differences of pupils’ inner world, their age features.The basic approach to present this information consists that it is necessary to use published historically reliable materials, study of new martyrs and confessors’ life and act of moral courage of the Russian Church basing on facts without emotionally negative assessment. It is necessary to teach school students to perceive history of your own country with respect even if this story contains unpleasant facts.

Текст научной работы на тему «Опыт освещения подвига христианских новомучеников в современной школе»

DOI 10.24411/1813-145X-2018-20012

УДК 37

Н. И. Лихоманов (Епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин) https://orcid.org/0000-0001-6979-8354

С. Г. Макеева

https://orcid.org/0000-0002-9851-5971

Опыт освещения подвига христианских новомучеников в современной школе

В статье привлекается внимание к расширяющейся практике использования материалов о христианских новомучениках и подвижниках православной веры с целью духовно-нравственного воспитания школьников. Внимание к этим материалам обусловлено содержанием «Программы духовно-нравственного развития и воспитания» как неотъемлемой части образовательного стандарта, в соответствии с которым следует формировать уважительное отношение к религиозным убеждениям. Авторы статьи разделяют позицию, что Русская православная церковь не обладает более актуальными символами христианской нравственности, чем образы новомучеников и новопрославленых исповедников веры. Намечается выстраивание целой содержательной линии: в учебном курсе «Основы православной культуры» на внеурочных занятиях с региональной проблематикой, во внеклассной работе по православному краеведению. Вместе с тем заостряется проблема научно-педагогической состоятельности выдвигаемых методических рекомендаций. Требует дальнейшего обоснования необходимость включения темы христианского подвижничества в школьное образование: важно, чтобы в ее раскрытии современным школьникам, представляющим самые широкие слои российского общества, доминирующим смыслом выступил не идейно-политический, чреватый гражданским противостоянием, а духовно-нравственный. Критике подвергаются попытки прямолинейного давления на взгляды подрастающего поколения. В числе сложностей, которые могут возникнуть при изучении данной темы, выступают отсутствие у школьников достаточных знаний по истории, повышенная впечатлительность, возможная отрицательная реакция со стороны родителей. Причина противоречивости отдельных рекомендаций видится в недостаточном педагогическом учете социокультурных различий внутреннего мира учащихся, их возрастных особенностей. Принципиальный подход к подаче подобной информации состоит в том, что необходимо использование опубликованных исторически достоверных материалов, изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской с опорой на факты без эмоционально негативной оценки. Следует научить школьников с уважением воспринимать историю собственной страны, даже если эта история содержит неприглядные факты.

Ключевые слова: новомученик, исповедник, основы светской этики, основы православной культуры, уважительное отношение к религиозным убежданиям.

N. I. Likhomanov (the Bishop of Rybinsk and Danilov Veniamin), S. G. Makeeva

Experience of Offering Insight into Christian New Martyrs' Act of Moral Courage in Modern School

In the article the attention is drawn to popular practice to use materials about Christian new martyrs and devotees of the Orthodox faith with the purpose of school students' spiritual and moral education. The attention to these materials is caused by contents of the Programme of spiritual and moral development and education as an integral part of the educational standard according to which it is necessary to create respect for religious beliefs. Authors of the article share the position that the Russian Orthodox Church does not possess more relevant symbols of Christian morality, than images of new martyrs and newly honoured confessors of the faith. Formation of the whole informative line is planned: in a course «The basis of Orthodox culture» at off-hour lessons with a regional problematics, in out-of-class work on Orthodox study of the local lore. At the same time, the problem of scientific and pedagogical correctness of the put-forward methodical recommendations is pointed out. It demands further justification need to include a subject of Christian self-sacrifice in school education: it is important that in its presentation to modern school students representing the widest layers of the Russian society, the dominating sense would be not ideological and political, which may cause civil opposition, but spiritual and moral. Attempts of rectilinear pressure upon views of younger generation are exposed to criticism. Among difficulties which can arise when studying this subject there are such things as absence of school students' sufficient knowledge on history, the increased impressionability of children, possible negative reaction from parents. The reason of inconsistency of some recommendations seems to be in insufficient pedagogical accounting of sociocultural differences of pupils' inner world, their age features.The basic approach to present this information consists that it is necessary to use published historically reliable materials, study of new martyrs and confessors' life and act of moral courage of the Russian Church basing on facts without emotionally negative assessment. It is necessary to teach school students to perceive history of your own country with respect even if this story contains unpleasant facts.

© Лихоманов Н. И. (Епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин), Макеева С. Г., 2018

Keywords: new martyr, confessor, fundamentals of secular ethics, basis of Orthodox culture, respectful attitude to religious beliefs.

Приближение столетнего рубежа, отделяющего современную Россию от социально-политических потрясений начала прошлого века, было отмечено активным прославлением со стороны Русской православной церкви священников и мирян, пострадавших за православную веру, в новейшей российской истории. Подтверждением этого выступили рост количества опубликованных материалов с описанием испытаний, перенесенных христианскими подвижниками, а также вынесение этой темы на широкое общественное обсуждение.

Участие в этом обсуждении педагогов и учителей осуществлялось через образовательные чтения, семинары, конференции. Результатом стало возрастание педагогического внимания к теме но-вомучеников и исповедников российских не только в православных гимназиях, воскресных школах, но и в общеобразовательных школах светского характера. Практические шаги школы в поддержке инициированных церковью памятных акций выразились в их дидактическом оснащении.

Накопление опыта этой работы сопровождалось выдвижением - в первую очередь, со стороны епархиальных отделов религиозного образования и катехизации и сотрудничающих с ними православных педагогов - методических рекомендаций. Более того, в последние годы появился ряд учебно-методических пособий, рекомендованных Синодальным отделом РПЦ в помощь педагогам и учителям для ознакомления школьников с одной из самых трагических страниц истории отечественного православия. В них сделана попытка обосновать необходимость изучения в школе жизни и подвига новомучеников и исповедников как направления формирования «духовно-нравственной личности», предложить определенные методы и формы этой работы, выдвинуть дидактические требования к включению материалов подобной учебной тематики в образовательную практику.

Налицо стремление представителей православно ориентированной педагогики выстроить целую содержательную линию в школьном образовании. Как же можно оценить ее существующее состояние?

Прежде всего, на наш взгляд, требует дальнейшего обоснования необходимость включения темы христианских новомучеников в школьное образование. Изначальный посыл в ее актуализа-84

ции Русской православной церковью состоял в установлении исторической справедливости по отношению к безвинно пострадавшим ее верным чадом и возвращении в память потомков их незаслуженно забытых имен. Важно, чтобы в донесении информации о тех событиях до школьников, представляющих самые широкие слои российского общества (в том числе, отстоящие от церкви), доминирующим смыслом выступил не идейно-политический, чреватый в перспективе гражданским противостоянием, а духовно-нравственный.

Известно, что «без памяти нет совести» (Д. С. Лихачев). Историческая память есть не что иное, как социальный механизм совести в значении «со-вестия» поколений. Она обеспечивает их связь, духовно-нравственную преемственность и тем самым поступательное развитие общества на основе нравственной саморегуляции. Ее функционирование на социальном уровне опирается на общественную мораль, поддержка которой на индивидуальном уровне осуществляется апеллированием по ее соблюдению к личной совести граждан. Проблема, как ее формулируют социологи и психологи, заключается в следующем: «Если сопоставить нынешнюю ситуацию с наблюдавшейся и в православной, и в советской России, то можно констатировать, что относительное единство нравственных позиций, характерное для тех времен, сменилось их принципиальным расхождением по подавляющему большинству моральных вопросов» [5, с. 20].

Педагогическому исправлению ситуации должно послужить включение в содержание школьных ФГОС «Программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся», предполагающей формирование нравственного сознания подрастающего поколения на основе традиционных духовных ценностей. Основанием для выстраивания обозначенного педагогического вектора выступают учебные предметы «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Именно с этими учебными предметами и связываются чаяния церкви по ознакомлению школьников с явлениями христианского подвижничества.

Однако по результатам нашего исследования, проведенного среди ярославских педагогов, пре-

подающих учебные предметы ОРКСЭ и ОДНКР, большинство из них неоднозначно относится к включению в учебный материал информации о новомучениках. Основная причина - неосведомленность педагогов в сфере агиологических и церковно-исторических вопросов, их методическая некомпетентность. Даже после соответствующей ориентировки в указанной проблематике отношение к ней остается неоднозначным. Хотя среди «плюсов» школьного обращения к информации по новопрославленным исповедникам и христианским мученикам учителями выделяются нравственный потенциал, возможность освещения на микротерриториальном уровне, сила эмоционального воздействия на детей, все же «минусов», по мнению педагогов, оказывается больше. В числе сложностей, которые могут возникнуть при изучении данной темы, называются отсутствие у детей 4-5 класса достаточных знаний по истории, нацеленность на комфортную жизнь и удовольствия, повышенная впечатлительность («сложно говорить о страдании, смерти с детьми»), возможная отрицательная реакция со стороны родителей.

Действительно, посещение нами уроков и внеурочных занятий, проводимых отдельными учителями по этой тематике, показало, что на вопросы педагогов о причинах запустения православных храмов, их разрушения четвероклассники дают такие ответы: «была война», «их разбомбили самолеты», «шли сражения».

Указанные сложности не игнорируются Русской православной церковью: «Изучение жизни новомучеников и исповедников Церкви Русской, осмысление значимости их духовного подвига без опоры на имеющиеся у школьников знания рождает у большинства растерянность, непонимание предмета разговора и, как следствие, нежелание изучать тему, так как она достаточно сложна для восприятия современной молодежью в силу господства в обществе совсем иных, по сравнению с православными идеалами, ценностей, из-за отсутствия во многих молодых семьях опыта духовной жизни» [2, с. 23]. Вместе с тем педагогическая позиция церкви состоит в том, что следует тщательнее использовать предоставляемые государством возможности религиозно-культурного просвещения детей.

Среди духовно-нравственных ценностей, указанных в «Программе духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся», в качестве целевых ориентиров выделен и такой, как «фор-

мирование уважительного отношения к религиозным убеждениям» [1, с. 16]. Их носителями в глазах молодого поколения россиян и могут выступить соотечественники - христианские новомуче-ники и православные исповедники. Для этого необходимо выявить возможности, которыми располагают школьные учебники. Например, в учебном модуле «Основы светской этики» из текста учебника учащиеся узнают: «Каждый человек имеет право свободно выражать свое мнение. И другие люди должны уважать это право... у каждого человека есть свои убеждения, мнение. И нельзя преследовать, унижать, осуждать или оскорблять человека, а тем более принуждать его отказаться от своих убеждений, если они не совпадают с вашими» [4, с. 26]. Предложенная в подтверждении этой мысли информация о допущенных гонениях на христиан в недавней российской истории позволит дать их оценку школьникам как несправедливых, неправомерных.

Более глубокой может стать такая оценка у школьников, изучающих модуль «Основы православной культуры» и получающих из текстов школьного учебника А. Кураева представление о подвиге как жертве и страдании как жертвенном служении правде: «Жертва Богу, приносимая христианином, - это память о Боге и Его заповедях и стремление жить по ним» [3, с. 63]. В этом контексте понятие о мученичестве наполняется смыслами «свидетельство», «праведничество», «подвижничество», которые, в свою очередь, входят в понятие «святость» и объясняют причину причисления христианских новомучеников к лику святых.

Так, на одном из пробных экспериментальных уроков по изучению курса «Основы православной культуры» в 4 классе учитель рассказал о закрытии богоборцами в городе Тутаеве Воскресенского храма, который позже был взорван: «Священник Отец Михаил Белороссов, служивший там, решил перебраться в Ярославль. Сначала он отправил свою семью, а потом поехал сам. В это время опасно было на дорогах, кругом были враждебно настроенные вооруженные отряды. Друзья убеждали его ехать в обычной одежде, но он поехал в священнической одежде и с крестом на груди. По дороге он был остановлен и расстрелян за то, не захотел снять облачения священника и креста».

Ответы детей на вопрос, заданный после рассказа, почему священник отказался так поступить,

85

показали понимание учащимися смысла его духовного подвига: «Он не хотел предать свою веру», «Священник без своей одежды - как солдат без формы», «Если бы он снял крест, то этим бы отказался от Христа».

Конструктивность позиции РПЦ в ее образовательных устремлениях выражается, в частности, в том, что необходимо использование опубликованных исторически достоверных материалов, изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской с опорой на факты без эмоционально негативной оценки. «Следует научить школьников с уважением воспринимать историю собственной страны, даже если эта история содержит неприглядные факты. При передаче исторической канвы эпохи нельзя заслонять главную цель изучения - осмысление духовного подвига мучеников и исповедников XX века» [2, с. 21].

С учетом предлагаемых на сегодняшний день рекомендаций по освоению школьниками данной темы нельзя не согласиться с тем, что необходима опора на известные им сведения из учебных курсов не только истории, но и литературы, мировой художественной культуры. Востребован интерактивный характер обучения, требуется более тщательная работа с терминами, использование материалов общероссийской и региональной тематики. Привлечение краеведческого материала особенно полезно для организации учебно-исследовательской практической деятельности школьников.

Вместе с тем методические положения, выдвигаемые сотрудниками религиозно-образовательных структур, порой носят достаточно обобщенный характер, нуждаются в дополнении и корректировке. Размытой выглядит рекомендация по «особому стилю изложения материала»: выдвигаются требования и «высокого стиля», и «приближенности к научной речи», и «невозможности рассказа без бытовых подробностей». Стилистическая вариативность изложения информации о христианских подвижниках зависит от учебных задач (информирование, эмоциональная реакция, образное впечатление, побуждение к размышлению), от специфики образовательной области (православная культура, окружающий мир, литература), от разновидности привлекаемого литературного материала (научно-познавательная статья, биографической очерк, житие).

Некоторые из рекомендаций просто неприемлемы. В частности, осуществляя восприятие материала о новопрославленых мучениках и христианских исповедниках, педагогу не стоит «обращаться к личному опыту» школьников и направлять их на размышления вопросами: «А как бы я поступил? Не струсил бы, не смалодушничал?». Такой подход представляется педагогически прямолинейным, допускающим легковесность ответов детей, так как на месте новомученика обычный учащийся вряд ли окажется. Не исключается переадресование подобных вопросов педагогу -особенно, если в этом качестве выступает священнослужитель. Мы наблюдали на экспериментальных уроках ситуации, когда ответы на встречные детские вопросы давались с трудом педагогами-взрослыми.

На XXVI Международных образовательных чтениях патриарх Кирилл подчеркнул: «Надо признать, что подвиг новомучеников имел существенное значение в сохранении русской культуры, потому что Церковь во многом оставалась носителем традиционных ценностей в то время, когда прошлое безумно уничтожалось. Благодаря людям, которые до конца оставались верными своим ценностям, своим идеалам, - в России сохранилась Церковь, православная вера, а во многом и традиции русской народной культуры» (http://www.patriarchia.ru/). Представляется, что патриархом обозначена перспективность дальнейшей разработки методических основ педагогического освещения феномена христианского подвижничества в школьном образовании.

Библиографический список

1. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2010. - 24 с.

2. Ильина, З. Д., Пигорева, О. В. Жизнь и подвиг новомучеников Церкви Русской (учебно-методическое пособие) [Текст] / З. Д. Ильина, О. В. Пигорева. - М. : Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, 2016. - 136 с.

3. Кураев, А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры, 4-5 классы [Текст] / А. В. Кураев. - М., 2012 - 96 с.

4. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4-5 классы [Текст]. - М., 2010 - 64 с.

5. Юревич, А. В. Три источника и три составные части поддержания нравственности в обществе

[Текст] / А. В. Юревич // Вопросы психологии. -2012. - № 6 - С. 20-34.

Bibliograficheskij spisok

1. Daniljuk, A. Ja., Kondakov, A. M., Tishkov, V. A. Programma duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii [Tekst] / A. Ja. Daniljuk, A. M. Kondakov, V. A. Tishkov. - M. : Prosveshhenie, 2010. - 24 s.

2. Il'ina, Z. D., Pigoreva, O. V. Zhizn' i podvig novo-muchenikov Cerkvi Russkoj (uchebno-metodicheskoe posobie) [Tekst] / Z. D. Il'ina, O. V Pigoreva. - M. : Si-nodal'nyj otdel religioznogo obrazovanija i katehizacii, 2016. - 136 s.

3. Kuraev, A. V. Osnovy religioznyh kul'tur i svetskoj jetiki. Osnovy pravoslavnoj kul'tury, 4-5 klassy [Tekst] / A. V. Kuraev. - M., 2012 - 96 s.

4. Osnovy religioznyh kul'tur i svetskoj jetiki. Osnovy svetskoj jetiki 4-5 klassy [Tekst]. - M., 2010 - 64 s.

5. Jurevich, A. V. Tri istochnika i tri sostavnye chasti podderzhanija nravstvennosti v obshhestve [Tekst] / A. V. Jurevich // Voprosy psihologii. - 2012. - № 6 -S. 20-34.

Reference List

1. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Programme of spiritual and moral development and education of the identity of Russian citizen / A. Ya. Danilyuk, A. M. Kondakov, V. A. Tishkov. - M. : Prosveshchenie, 2010. - 24 pages.

2. Iliina Z. D, Pigoreva O. V. Life and feat of new martyrs of the Russian Church (educational and methodical book) / Z. D. Iliina, O. V. Pigorev. - M. : Synod department of religious education and catechization, 2016. -136 pages.

3. Kuraev A. V. Bases of religious cultures and secular ethics. Bases of Orthodox culture in 4-5 classes / A. V. Kuraev. - M., 2012 - 96 pages.

4. Bases of religious cultures and secular ethics. Fundamentals of secular ethics in 4-5 classes. - M., 2010 -64 pages.

5. Yurevich A. V. Three sources and three components of supporting morality in society / A. V. Yurevich // Psychology Questions. - 2012. - № 6 - Page 20-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.