ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Вестник ПСТГУ.
Серия IV: Педагогика. Психология.
2018. Вып. 48. С. 9-18
Урбанович Любовь Николаевна, канд. пед. наук, доцент Смоленская Православная Духовная Семинария Российская Федерация, 214000, г. Смоленск, ул. Тимирязева, 5 [email protected]
ORCID: 0000-0001-7776-8745
Интеграция агиографической литературы в содержание образования как ресурс духовно-нравственного воспитания школьников
Л. Н. Урбанович
Вниманию читателей предлагается проблема интеграции материалов агиографической литературы в содержание школьного образования. Обосновывается актуальность и своевременность обращения к житийной литературе на уроках духовно-нравственных и гуманитарных дисциплин в общеобразовательной школе. Раскрывается воспитательный ресурс жития святого в контексте культурологического образования и духовно-нравственного воспитания в соответствии с требованиями ФГОС.
В работе уделяется внимание специальным характеристикам агиографического материала: жанровым, событийно-биографическим, историко-культурным, нравственно-аксиологическим. Автор приводит критерии отбора житийной литературы для использования на уроках православной культуры, обозначает алгоритм действий учителя при подготовке к уроку с включением житийного материала, делает акцент на решении общепедагогических задач на основе религиозно ориентированного учебного материала.
В статье предлагаются методы и приемы работы с агиографической литературой, которые способствуют достижению предметных, метапредметных и личностных результатов, приводятся конкретные методические рекомендации.
Внимание к проблеме интеграции агиографического материала в курс школьной программы связано с рядом обстоятельств. Во-первых, в рамках культурологической концепции преподавания религиозных знаний в школьном образовании приоритетной задачей является ознакомление учащихся с определяющими культуру ценностями и духовными смыслами, а также воспитание человека в родной культуре и через культуру. По этой причине доминирующими принципами воспитания становятся ориентация на идеал, диалогичность и культуросообразность. Привлечение агиографического материала в учебно-воспитательный процесс оптимально способствует их реализации.
Во-вторых, содержание модуля «Основы православный культуры» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполага-
ет фрагментарное знакомство младших школьников с агиографическими элементами — жизнеописанием апостолов Андрея и Петра, святых просветителей славян Кирилла и Мефодия, святых князей Александра Невского и Дмитрия Донского, святого адмирала Федора Ушакова, святителя Луки (Войно-Ясенецкого и др.)1.
В-третьих, в школьной программе по литературному чтению (4-й класс) и литературе (5-й класс) есть раздел, посвященный древнерусской литературе, который знакомит учащихся с поучениями и летописями, а также с фрагментами жития их авторов — святых, канонизированных Церковью, например святым князем Ярославом Мудрым, преподобными-летописцами Нестором и Никоном и др.2
Особой вехой в развитии школьного образования стало введение по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина историко-культурного стандарта. В стандарте в качестве генеральной линии обозначено формирование у школьников мировоззрения на основе изучения памятников истории и культуры как ценного достояния страны и всего человечества3. Обращает на себя внимание ориентированность документа на личность в истории. Причем, как отмечается, ознакомление с личностью должно происходить не только через изучение биографий выдающихся людей (в том числе и святых), но и «через постижение перипетий "рядовых граждан", сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы»4.
Обозначенные идеи Стандарта уже воплощены в учебно-методической литературе. Даже просмотровое чтение учебника И. Л. Андреева и И. Н. Федорова по истории России с древнейших времен до XVI в. для 6-го класса5 позволяет утверждать, что история православной культуры через агиографический материал системно интегрирована в содержание учебника. Фрагменты текстов житийного характера представлены в качестве основного учебного материала (§ 11—12), в виде эпиграфа к уроку (§ 22), в рубрике «Сведения исторического источника» (§ 23), в разделе «Мнение историка» (§ 19), в иллюстративном материале (§ 22) и пр.
Такое смысловое и содержательное наполнение имеет свою мировоззренческую и воспитательную идею, сформулированную генеральным директором издательства «Дрофа», академиком Российской академии образования Александром Киселевым: «Внутренний мир детей надо заполнять святынями. Лампадка святости должна гореть в душе каждого ребенка, будь он православным, мусульманином или иудеем. И зажечь эту лампадку — дело взрослых»6.
1 См.: КураевА. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. М., 2012.
2 См.: Коровина В. Я. Литература. 5-й класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. М., 2012; Литературное чтение. 4-й класс («В океане света».): В 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, сост. 3-е изд., перераб. М., 2013. Ч. 1.
3 См.: Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. URL: http://www.apkpro.ru/doc/koncepn_umk.pdf
4 См.: Там же.
5 См.: История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл.: учебник / И. Л. Андреев, И. Н. Федоров, сост. М., 2016.
6 Религия и СМИ. URL: http://www.religare.ru/20_54557.html
С введением в программу основной школы с 1 сентября 2015 г. предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» открывается еще одна возможность интеграции агиографического материала, имеющего религиозно-культурологическую направленность, в содержание школьных программ по литературе, истории и мировой художественной культуре, что предусмотрено одним из способов реализации данной предметной области.
В контексте духовно-нравственного воспитания житийную литературу можно рассматривать в качестве значимого ресурса воспитания высоконравственного гражданина России. Выделим общепедагогические (воспитательные и дидактические) задачи, которые решаются привлечением текстов агиографической литературы.
1. Приобщение к национальному нравственному идеалу, который олицетворен в образе святого и укоренен в той системе духовно-нравственных ценностей, которая составляла основу его жизни. По мнению историка В. О. Ключевского, ценность жития заключается в том, что, описывая индивидуальную личность, личную жизнь, оно показывает не одно из многообразных проявлений человеческой природы, а воплощение вечного идеала7. Как справедливо замечено, что только ради идеи и идеалов человек оказывается способным отказаться от мира, комфортных условий, своих эгоистических стремлений. Только высокие идеалы вносят цель и осмысленность в жизнь, служат лучшим проявлением присущего человечеству стремления к совершенствованию и развитию своих качеств (М. М. Манасеина)8.
2. Через изучение жизнеописания святых, чей подвиг значим в истории России, происходит формирование гражданско-патриотической позиции школьника. Ученик не только знакомится с еще одной страницей истории Отечества и своего народа, но и постигает смысл духовного и нравственного подвига — ради чего русский человек жертвовал своей жизнью, что помогало выстоять перед лицом вызова, как «силой духа» он побеждал мир. Такой ориентир на значимую в истории личность способствует выработке у молодого человека чувства сопричастности к истории своей страны, укорененности в духовных и культурных традициях многонационального народа России. По мысли историка И. Кологриво-ва, «чтобы понять подлинную русскую духовность, недостаточно знания одних идей и духовных течений.., нужно изучить русскую духовную традицию, дух, насыщающий эту атмосферу, которой дышит русский народ. ...Этот дух выражается в культе, иконах, русском благочестии, .но особенно в жизни святых»9. А выдающийся русский философ И. А. Ильин назвал жития святых национальным сокровищем наряду с русским языком, поэзией, историей10.
Таким образом, через ознакомление с агиографическим материалом происходит формирование у школьников представлений об общей исторической судьбе, национальных духовных и культурных ценностях.
7 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1989.
8 Цит. по: Урбанович Л. Н. М. М. Манасеина о цели и назначении воспитания // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 95.
9 Кологривов Иоанн, иером. Очерки по истории русской святости. М., 1991. С. 7.
10 См.: Ильин И. А. О грядущей России. Избранные статьи. М., 1993. С. 219.
Кроме решения указанных педагогических задач следует заметить, что жития святых для учащихся могут стать определенным ориентиром в трудных жизненных обстоятельствах, в решении межличностных, межнациональных и религиозных проблем, которые актуальны во все времена, послужить примером того, как нужно переживать тяжелые испытания, оставаясь верным своему идеалу.
Весь воспитательный потенциал, заложенный в жизнеописании православных подвижников, нельзя выразить лучше, чем это сделал А. П. Чехов. По его мнению, подвижники нужны, как солнце, потому что их личности — это живые документы, указывающие обществу, что есть еще люди подвига, веры и ясной осознанной цели. «Читая биографию святого, — отмечает А. П. Чехов, — никто не спросит: зачем? почему? какой тут смысл? Но всякий скажет: он прав»11.
Подводя промежуточный вывод о роли и месте житийной литературы в учебно-воспитательном пространстве, следует подчеркнуть, что обращение к истории русских святых князей, монахов, священников, простых мирян в целом обогащает содержание гуманитарного образования ценностной, краеведческой конкретностью и исторической убедительностью.
Привлечение жития святого в качестве учебного материала предполагает знание специфических характеристик данного типа религиозно ориентированной литературы, к которым относятся жанровые особенности, событийно-биографический контекст, историко-культурный фон, нравственно-аксиологическое содержание и духовно-мистический опыт.
Жанровые особенности раскрывают житие как особый литературный жанр, имеющий свой язык, составленный по определенному канону с привлечением символических образов, метафор, иносказаний, аллегории, требующих изучения и анализа. Событийно-биографический контекст включает в себя биографические факты из жизни святого, например характеристику рода, семейный уклад, личностные, психологические и физические данные, жизненные события и обстоятельства. Историко-культурный фон предполагает описание исторических событий, отражение политических и социокультурных условий эпохи, дает представление о национальном культурном наследии. Нравственно-аксиологический потенциал заключается в самом образе святого, который воплощает в себе нравственный идеал, является ценностным ориентиром, примером добродетельной жизни. Духовно-мистический опыт содержит духовные переживания святого и его таинственную связь с Богом.
Для общеобразовательной школы с учетом светского характера образования доступными для изучения являются жанровые особенности, событийно-биографический и нравственно-аксиологические аспекты, а также историко-культурный фон. Однако справедливости ради следует заметить, что раскрытие вышеуказанных характеристик предполагает наличие у учителя специальных филологических, теологических, исторических знаний.
При недостаточном уровне подготовленности учителя сегодня он испытывает определенные трудности при работе с такой литературой. В первую очередь сложно найти «нужный язык», достойный таких тонких и высоких понятий, как
11 Подвижники нужны как солнце. URL: http://www.stoletie.ru/sozidateli/podvizhniki_nu-zhny_kak_solnce_2010-01-29.html
святость, но в то же время понятный, доступный детской аудитории. В противном же случае возникает опасность спровоцировать невнимательность учащихся или, что еще хуже, вызвать скуку и безразличие к предлагаемому материалу.
Также присутствует большой риск превратить занятие либо в проповедь и сплошное морализаторство, либо в театр, демонстрирующий исторический спектакль или этнокультурный музейный экспонат. И связано это прежде всего с устоявшимся стереотипом, что святые жили когда-то, где-то, в те далекие времена, когда еще случались чудеса и люди еще верили в Бога. Сами эти люди не знали никаких колебаний ни в своей вере, ни в добродетели. Словом, протекала эта жизнь где-то далеко и когда-то давно, и отношения к нашей современности она никакого не имеет.
В связи с обозначенными проблемами нам представляется важным обратить внимание на критерии отбора материала житийной литературы для использования на уроке православной культуры.
1. Наличие в житии святого нравственной проблематики, актуальной для современности, оставив при этом описание сложных переживаний близости святого к Божественному и эпизоды с чудесами предпочтительней для конфессиональной школы.
2. Привлечение в качестве учебного материала жития святых, чей подвиг школьникам понятен и душевно близок.
3. Обращение внимания на святых близких по месту их подвига для обеспечения связи с духовным краеведением и воспитания любви к истории малой родины.
4. Временная соотнесенность жизни святого с настоящим моментом, то есть близость по времени жизни святого к современному читателю.
5. Учет возрастных особенностей, социокультурного опыта учащихся, уровня их подготовленности к принятию данного материала.
Главной целью в работе с житийными текстами на уроке является включение учеников в процесс постижения ценностей и смыслов жизненного пути святого, чтобы они смогли извлечь для себя уроки духовности и нравственности. Поэтому при изучении житийной литературы достигаются и такие цели, как восполнение у учащихся недостатка представлений о нравственной и духовной жизни, о вневременном понимании человеческого счастья и успешности; открытие на примере жизни святого неизвестных ученику смыслов нравственных категорий — смирения, подвига, трудолюбия, милосердия и др.; обогащение эмоциональной и духовно-нравственной сферы школьника.
Для достижения указанных целей может быть предложен следующий алгоритм действий учителя при подготовке к уроку.
На первом этапе важно подобрать адаптированный, доступный возрасту и уровню подготовленности текст жития святого, ориентируясь на православную или научно-историческую литературу.
Второй этап — это определение основной идеи урока. Изучив и проанализировав жизнь и деятельность святого, найти и обозначить основную духовно-нравственную проблематику, которая красной нитью пройдет через все содержание урока.
Третий этап представляет непосредственно проектирование урока. Сначала необходимо продумать его цели и задачи. Обратить внимание на то, что для учащихся должно быть самым значимым, к каким достижимым результатам следует стремиться. Выстроить логику урока: от частного к общему, например от моментов личной жизни к общецерковному делу и историческому значению. В качестве конкретных примеров можно привести развитие урока от личного крещения св. князя Владимира к Крещению Руси12.
На завершающем этапе продумать актуализацию учебного материала к современной жизни и личному опыту учащихся. При этом возможна постановка вспомогательных, побуждающих вопросов. Например, какие поступки, слова заставили задуматься о жизни, о себе, о людях? Что взволновало при чтении этого текста? Какие вопросы вы хотели бы задать своему «книжному собеседнику»?
В ходе урока может быть предложен следующий примерный план работы с текстом жития святого.
1. Определение значения личности святого в истории Церкви и Отечества.
2. Перечисление нравственных качеств святого и актуализация их для современного читателя.
3. Отбор ярких значимых сюжетов из жития и их объяснение в историческом, нравственном, религиозном, культурном контекстах.
4. Определение сути духовного подвига святого и его значения для истории и современности.
5. Обоснование тезиса на примере предложенного жития, что «святые — это люди подвига, веры и ясно осознанной цели, которые являются духовно-нравственным ориентиром обществу».
6. Рефлексия учащихся — выражение эмоционально-личностного отношения к изученному материалу13.
Следует отметить, что одна из основных задач предметов гуманитарной и духовно-нравственной направленности — это приучение к внимательной, вдумчивой работе с содержанием текста, выработка, развитие и закрепление умения читать и понимать тексты, аргументировать выбираемую или занимаемую позицию, делать выводы и обобщения.
Обозначим основные виды чтения, которые могут быть использованы при работе с житийной литературой: просмотровое (поисковое) чтение — нахождение нужной информации, конкретного факта; ознакомительное чтение — ориентировано на извлечение из текста основной информации; смысловое чтение, или «чтение-погружение», имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; рефлексивное чтение, предполагающее чтение с опорой на предыдущий опыт и анализ изменений собственного эмоционального состояния в процессе чтения.
12 См.: Лукашенкова Ж. В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроке и во внеурочной деятельности. Смоленск, 2013. С. 40.
13 См.: Урбанович Л. Н. Преподавание религиозно-культурологических дисциплин в контексте школьного образования: теория и методика: Учебное пособие. Смоленск, 2016. С. 107-108.
Из-за сложности религиозно ориентированного содержания можно рекомендовать комментированное, с остановками и с пояснениями прочтение текста. Остановки необходимо делать тогда, когда ученику что-то непонятно. При использовании данного приема чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и прогнозируется его продолжение. Отвечая на вопросы, учащиеся могут делиться своими предположениями о содержании, рассказать о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что не подтвердилось. У педагога есть огромный выбор дидактических методов и приемов работы с текстом, например словарная работа, составление конспекта, аналитического плана текста, чтение с «пометками» или прием «инсерт».
Увлекательным для учащихся начальной школы может быть прием «Воображаемая встреча», который помогает активизировать интерес к содержанию православной культуры и к обсуждаемым проблемам. Например, можно предложить обдумать тему и содержание разговора со святыми-просветителями славян, или мучеником, идущим на смерть за свои христианские убеждения, или христианином-врачом, который посвятил свою жизнь спасению жизни людей, и т. д. Такие диалоги способствуют усвоению и присвоению духовно-нравственных ценностей, делают образ святого личностно значимым для учащихся, обогащают воображение, помогают ощутить дух времени и приобщиться к историческому и культурному опыту человечества.
Обозначенные методические приемы ориентированы на достижение не только предметных, но и метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Напомним, что к ним относятся: смысловое чтение текстов, осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; готовность вести диалог и признавать различные точки зрения, уважать право каждого человека иметь собственное мнение; умение понимать тему сообщения, логику развития мысли автора, извлекать нужную информацию (полно или частично), систематизировать материал, составлять простой и развернутый план, выделять основную мысль и сопоставлять различные точки зрения и источники информации по изучаемой теме; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения и осмысления текста.
Существует мнение, что предлагаемые агиографические тексты сложны для восприятия школьников. Увлеченность такого рода опасениями приводит к занижению возрастных возможностей учащихся, что является распространенной педагогической ошибкой. Вместе с тем известно, что пытливый ум интересуется тем, что требует открытия, объяснения, узнавания правды. Рассмотрение сложных мировоззренческих и морально-религиозных вопросов не только расширяет кругозор современного школьника и способствует его духовно-нравственному становлению, но и развивает интеллектуальные возможности. Получив опыт работы с текстами богатого ценностно-смыслового содержания, ученик и в дальнейшем сможет проникать в литературный текст глубже поверхности художественно-сюжетной линии и постигать смысл человеческого бытия через погружение в мир вечных ценностей.
Таким образом, агиографический текст на уроке при правильной методологической установке и методической проработанности может служить не только информационно-познавательным учебным материалом, но и ресурсом для духовно-нравственного развития и воспитания современного школьника. От профессионализма учителя будет зависеть степень заинтересованности учащихся и вовлеченность их в мир религиозных представлений и знаний.
В заключение приведем слова А. Маслоу, которые сегодня, в эпоху поиска воспитательного ориентира, звучат особенно актуально: «Так давайте же изучать не калек, а наиболее, какое сможем найти, приближение к целостному, здоровому человеку. Мы найдем у таких людей качественные отличия — другую систему мотивации, другие эмоции и ценности, другое мышление и восприятие. В некотором смысле только святые представляют собой человечество»14.
Ключевые слова: агиография, житийная литература, житие святого, духовные ценности, историко-культурный стандарт, православная культура, религиозно ориентированные дисциплины, духовно-нравственное воспитание.
Список литературы
А. Маслоу и психология самоактуализации. URL: http://www.jourclub.ru/6/74/2/ Ильин И. А. О грядущей России. Избранные статьи. М., 1993.
История России с древнейших времен до XVI в. 6-й кл.: учебник / И. Л. Андреев,
И. Н. Федоров, сост. М., 2016. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1989. Кологривов Иоанн, иером. Очерки по истории русской святости. М., 1991. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. URL:
http://www.apkpro.ru/doc/koncepn_umk.pdf. Коровина В. Я. Литература. 5-й класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на
электрон. носителе: В 2 ч. М., 2012. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. М., 2012. Литературное чтение. 4-й класс («В океане света»): В 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева,
сост. 3-е изд., перераб. М., 2013. Ч. 1. Лукашенкова Ж. В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на
уроке и во внеурочной деятельности. Смоленск, 2013. Подвижники нужны как солнце. URL: http://www.stoletie.ru/sozidateli/podvizhniki_
nuzhny_kak_solnce_2010-01-29.html Религия и СМИ. URL: http://www.religare.ru/20_54557.html
Урбанович Л. Н. М. М. Манасеина о цели и назначении воспитания // Вестник ПСТГУ.
Сер. IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 89-102. Урбанович Л. Н. Преподавание религиозно-культурологических дисциплин в контексте школьного образования: теория и методика: Учебное пособие. Смоленск, 2016.
14 А. Маслоу и психология самоактуализации. URL: http://www.jourclub.ru/6/74/2/
16
St. Tikhon's University Review. Liubov' Urbanovich,
Series IV: Pedagogy. Psychology. Candidate of Sciences in Education,
2018. Vol. 48. P. 9-18 Associate Professor,
Smolensk Orthodox Seminary 5 Timiriazeva Str., Smolensk 214000, Russian Federation [email protected]
ORCID: 0000-0001-7776-8745
Integration of Hagiographic Literature with the Content of Education as a Resource of Spiritual and Moral Education of Schoolchildren
L. Urbanovich
This article deals with the problem of integrating hagiographic literature into the content of school education. It gives reasons for the topicality and relevance of addressing hagiographic literature in teaching the humanities and spiritual and religious disciplines in the secondary school. The article reveals the aspect of moral education of a saint's life in the context of culturological education and spiritual upbringing in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard. It pays attention to specific features of hagiographic material, namely its genre-related, eventrange, biographical, historical and cultural, moral and axiological parameters. The article gives criteria for selecting hagiographic literature that can be used in classes of Orthodox culture, suggests the algorithm of the teacher's activity in preparing for a teaching session that involves hagiographic material, emphasises the solution of general tasks of pedagogy on the basis of religion-oriented study material. The article also sets out methods and techniques of work with hagiographic literature which support the achievement of subject-related, interdisciplinary and personality-related results. Specific methodological recommendations are offered as well.
Keywords: hagiography, life of saint, spiritual values, historical and cultural standard, Orthodox culture, religion-oriented disciplines, spiritual and moral education.
References
A. Maslou i psihologija samoaktualizacii, available at: http://www.jourclub.ru/6/74/2/ Andreev I. L., Fedorov I. N., eds., Istorja Rossii s drevnejshih vremen do XVI v. 6 kl.: uchebnik, Moscow, 2016. Buneev R. N., Buneeva E. V., eds., Literaturnoe chtenie. 4 klass. («Vokeane sveta»). V 2 ch. / 3-e izd., pererab. Moscow, 2013, 1.
Il'in I. A., OgrjadushhejRossii. Izbrannye stat'i, Moscow, 1993.
Kljuchevskij V. O., Drevnerusskie zhitija svjatyh kak istoricheskj istochnik, Moscow, 1989.
Kologrivov Ioann, ierom., Ocherki po istorii russkoj svjatosti, Moscow, 1991.
Koncepcja novogo uchebno-metodicheskogo kompleksa po otechestvennoj istorii, available
at: http ://www. apkpro. ru/ doc/koncepn_ umk.pdf
Korovina V. Ja., Literatura. 5 klass: ucheb. dlja obshheobrazovat. uchrezhdenj s pril. na jelektron. nositele: v 2 ch., Moscow, 2012.
Kuraev A. V., Osnovy duhovno-nravstvennoj kul'tury narodov Rossii. Osnovy pravoslavnoj kul'tury, Moscow, 2012.
Lukashenkova Zh. V., Formirovanie duhovno-nravstvennyh cennostej u shkol'nikovna uroke i vo vneurochnojdejatel'nosti, Smolensk, 2013.
Podvizhniki nuzhny kak solnce, available at: http://www.stoletie.ru/sozidateli/podvizh-niki_nuzhny_kak_solnce_2010-01-29.htm.
Religja i SMI, available at: http://www.religare. ru/20_54557.html.
Urbanovich L. N., "M. M. Manaseina o celi i naznachenii vospitanija", in: Vestnik PSTGU. Ser. IV: Pedagogika. Psihologja, 2013, 4 (31), 89-102.
Urbanovich L. N., Prepodavanie religiozno-kul'turologicheskih disciplin v kontekste shkolnogo obrazovanija: teorija i metodika: uchebnoeposobie, Smolensk, 2016.