Библиографический список
1. Ахмедова Э.М. Компетентностный подход к формированию ценностно-смысловой ориентации в образовательном пространстве социума магистрантов психолого-педагогического направления. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012; 1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k-formirovaniyu-tsennostno-smyslovoy-orientatsii-v-obrazovatelnom-prostranstve-sotsiuma-magistrantov
2. Лопаткин Е.В. Компетентностный подход в педагогическом образовании будущих учителей. Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2012; 1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-pedagogicheskom-obrazovanii-buduschih-uchiteley
3. Томин В.В. Ценности и ценностные ориентации как основа кросскультурного взаимодействия студентов. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017; 2 (29). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ tsennosti-i-tsennostnye-orientatsii-kak-osnova-krosskulturnogo-vzaimodeystviya-studentov
References
1. Ahmedova 'E.M. Kompetentnostnyj podhod k formirovaniyu cennostno-smyslovoj orientacii v obrazovatel'nom prostranstve sociuma magistrantov psihologo-pedagogicheskogo napravleniya. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2012; 1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k-formirovaniyu-tsennostno-smyslovoy-orientatsii-v-obrazovatelnom-prostranstve-sotsiuma-magistrantov
2. Lopatkin E.V. Kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii buduschih uchitelej. Vestnik Taganrogskogo instituta ime-ni A.P. Chehova. 2012; 1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-pedagogicheskom-obrazovanii-buduschih-uchiteley
3. Tomin V.V. Cennosti i cennostnye orientacii kak osnova krosskul'turnogo vzaimodejstviya studentov. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2017; 2 (29). Available at: http://cyberleninka.ru/article/nrtsennosti-i-tsennostnye-orientatsii-kak-osnova-krosskulturnogo-vzaimodeystviya-studentov
Статья поступила в редакцию 12.12.17
УДК 371
Khasbulatova H.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of TOTTNYO of the DGPU (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedkhanova U.Sh., Cand. of Sciences (Physchology), Deputy Dean for Scientific Work and Informatization of FNK, DGPU (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
POSSIBILITIES OF USING METHODOLOGICAL ADVOCACIES AS MEANS OF DEVELOPMENT OF MEMORY IN YOUNG SCHOOLCHILDREN ON LITERARY READING LESSONS. The article reveals features of the development of memory in junior schoolchildren, methodical techniques that may be used at lessons of literary reading as a means of developing memory. The study shows that lessons of literary reading provide ample opportunities for a teacher to train the memory of younger schoolchildren. Based on psychological research, mnemotechnical techniques for children of primary school age have been identified, with the help of which a better understanding of the material is achieved with a view to its more permanent memorization. Productivity of arbitrary memorization depends primarily on the conditions posed by the teacher: using visibility, repetition, self-control, motivation and comprehension, installation of memorization. The study shows that reading lessons provide good opportunities to train memory in junior high school students.
Key words: memory, methodical techniques, mnemotechnical techniques, involuntary memorization, arbitrary memorization, verbal-logical memory, reading, retelling, story, memorization.
Х.М. Хасбулатова, канд. филол. наук, доц. каф. теоретических основ и технологий начального языкового образования, ФГБОУ «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
У.Ш. Магомедханова, канд. психол. наук, доц. педагогики и психологии начального образования, зам. декана по научной работе и информатизации ФНК, ФГБОУ «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
В статье раскрываются особенности развития памяти младших школьников, методические приемы, используемые на уроках литературного чтения как средства развития памяти. Исследование показало, что уроки литературного чтения предоставляют широкие возможности учителю для тренировки памяти младших школьников. Опираясь на психологические исследования, выделены мнемотехнические приемы для детей младшего школьного возраста, с помощью которых достигается лучшее понимание материала с целью его более прочного запоминания.
Ключевые слова: память, методические приемы, мнемотехнические приемы, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание, словесно-логическая память, чтение, пересказ, рассказ, заучивание.
Проблема развития памяти младших школьников необычайно важна. Постепенно от дошкольного до разных периодов школьного возраста усложняется структура учебной деятельности. Непосредственное и непроизвольное запоминание перерастают в сложную, сознательно регулируемую деятельность, опирающуюся на все более и более сложные способы логической переработки запоминаемого материала. Поэтому важно формировать у младших школьников методические приёмы как средство развития словесно-логической памяти. Выдающийся психолог Л.С. Выготский [1] выделил и обозначил следующие приемы для детей младшего школьного возраста, с помо-
щью которых достигается лучшее понимание материала с целью его более прочного запоминания. Эти приемы успешно можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения: 1. Составление плана, включающее в себя разбивку материала на части, группировка мыслей и выделение смысловых опорных пунктов, содержащих в себе основное, существенное. Деление текста на смысловые части является важнейшим приемом осмысленного запоминания. Это деление требует сложной мыслительной деятельности, представляющее для младших школьников значительную трудность. Для овладения этим приемом нужна специальная организация работы учащихся.
2. Соотнесение содержания текста с имеющимися знаниями, включение нового в систему знаний. Л.С. Выготский ввел три параметра соотнесения. Первый - это богатство знаний, всплывающих в осознании при соотнесении нового с уже известным. Второй - существенность связей, на которые можно опереться при соотнесении. Третий - степень осознанности отношений, устанавливаемых между новым и известным.
3. Соотнесение содержания разных частей текста друг с другом.
4. Использование образов или наглядных представлений (наглядность самое важное в запоминание у младших школьников, т. к. у них наглядно-образное мышление).
5. Перевод содержания текста на свой язык (то, что нужно запомнить, должно быть понятно детям).
6. Использование наглядности. Наглядность обогащает впечатления учащихся, расширяет чувственный опыт. Поэтому для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал. Например: разные пособия макеты, картины.
7. Повторение. Многие учителя считают самым главным средством прочного запоминания любого материала его повторение. Но как практика показывает, большое количество повторений у детей вызывает скуку. Совсем иной эффект получается тогда, когда учитель делает повторения разнообразными, ставит какую-то новую задачу перед учениками. Для заучивания правила, определения надо соответствующие формулировки повторять, однако повторение нельзя сводить к дрессировке
8. Самоконтроль. Для того чтобы закрепить производимое действие, ученик должен знать полученный им результат. Самоконтроль для младших школьников имеет особое значение, потому что у детей воспитывает умение работать и чувство ответственности за выполнение задания.
9. Мотивы и установка. Для запоминания материала ребёнок должен знать, для чего он должен запомнить предлагаемый материал, и хотеть этого добиться. Среди мотивов, побуждающих учеников приложить усилие овладеть учебными материалами, являются познавательные интересы. Это стремление детей к узнаванию нового делает всю их учебную деятельность привлекательной и продуктивной.
10. Осмысливание запоминания. Продуктивность запоминания повышает осмысливание запоминаемого материала. Пути осмысливания запоминаемого различны. Для удержания в памяти какого-либо текста, рассказа, Сказки большое значение имеет составление плана.
Любой прием работы над осмысливанием запоминаемого текста - это средство активизации умственной деятельности учащихся. Все эти приёмы можно эффективно использовать учителю на уроках литературного чтения в начальных классах [1, с. 224].
Существуют рациональные приёмы и для запоминания словарных слов на уроках литературного чтения. Одним из них является приём ассоциаций. О. Михаэлис, указывает, что ассоциации могут быть графические и фонематические [2, с. 72]. Например, изучая слово «хозяйство», школьники могут высказать предположения о том, как можно изобразить сразу две трудные буквы «о» в этом слове, чтобы хорошо их запомнить: похожие на тарелки; в виде колеса или часов и др. Задача учителя - формировать у учащихся определенные установки для развития памяти. Учителю необходимо и обучить младших школьников приемам и средствам запоминания, смысловой группировке материала, составлению и использованию плана текста, как смысловой опоры запоминания, выделению своеобразных опорных пунктов для запоминания, соотнесению, сопоставлению, связыванию отдельных частей.
Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. В этом случае запоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека [3, с. 121].
На уроках литературного чтения в начальных классах, в основном, отрабатывают технику чтения и главная задача учебной деятельности на уроках чтения - научиться быстро и выразительно читать. На уроках литературного чтения учебными действиями являются чтение, пересказ, рассказ, заучивание стихов наизусть и так далее, из которых, собственно, и складывается учебная деятельность.
А.В. Левин подчеркивает, что в ходе учебной деятельности на уроках литературного чтения дети осмысливают матери-
ал, анализируют его, синтезируют, сопоставляют, сравнивают с ранее прочитанным, пройденным материалом, и, тем самым, тренируют свою образную память и логическое мышление, что очень важно для их умственного развития [4, с. 76].
Современные исследования показали, что гипотеза о том, что понимание служит одной из основ обучения и памяти абсолютно верна. Без понимания смысла информации трудно ее запомнить. По мнению В.Я. Ляудиса, для того, чтобы дети лучше запоминали текст, необходимо пробуждать их ум к динамической деятельности: Задавать им вопросы. Упорядочить то, что почерпнули из чтения. Делать пуазы для размышления об основных идеях и творчески пересматривать содержание. Комментировать прочитанный текст, мысленно дополнять его и развивать применительно к личным интересам детей, лучше сразу же после чтения [5, с. 87].
Таким образом, продуктивность запоминания повышается за счет осмысливания запоминаемого материала. Пути осмысливания материала различны. Например, для удержания в памяти какого-то текста, рассказа, сказки большое значение имеет составление плана.
Самым маленьким (первоклассникам) доступно и полезно составлять план в виде последовательного ряда картин. Если нет иллюстраций, то можно лишь называть, какую картину следовало бы нарисовать к началу рассказа, какую потом. Затем картины следует заменить перечнем основных мыслей: «О чем говорится в начале рассказа? На какие части можно разделить весь рассказ? Как назвать первую часть? Что главное?» и т. д.
Запись названий частей рассказа является опорой для его воспроизведения. Дети, таким образом, учатся запоминать не только отдельные факты, события, но и связи между ними.
Методисты Е.А. Адамович, В.И. Яковлева [6] рекомендуют на уроках литературного чтения для лучшего запоминания использовать способ «Планирование». Создание плана - одно из необходимых условий для успешного заполнения текста. И здесь тоже существуют определённые правила:
1. Текст должен быть хорошо прочувствован и ясно осмыслен.
2. Нельзя перегружать план второстепенными деталями, но необходимо более подробно представить в плане то, что запоминается хуже всего.
3. В плане обязательно должна быть выражена главная мысль и основные идеи текста.
Изложение событий в тексте должно иметь чёткую логичную последовательность, так как детям трудно составить план по многим лирическим стихотворениям, к рассказу или статье, где дается недостаточно четкое описание, где изложение событий идет не в простой последовательности [6, с. 29].
Отобрав подходящий текст, можно переходить к обучению ребёнка правильно составлять план. Полезно предложить ряд следующих упражнений:
- Придумывание заголовков к каждой части и картине текста (выполняя это упражнение, ребёнок создает зрительный образ данной части текста, находит основную мысль и на данной основе озаглавливает отрывок текста).
- Нахождение в тексте частей по данным заголовкам (ребёнок запоминает заголовки и находит в тексте предложения, соответствующие теме заголовка, выстраивая содержимое данной части текста в логическую цепочку, что облегчает запоминание).
- Устное рисование картинок к частям рассказа (это упражнение позволяет создать зрительный образ и рассказать о том, что было представлено, способствует развитию образной памяти и воображения).
- Расположение картинок к тексту в правильном порядке, в соответствии с последовательностью изложения (учащийся поступает по принципу киноленты - кадр за кадром). Можно разделить детей на группы и предложить каждой группе нарисовать на память к определённой части текста с соответствующей последовательностью.
На первом этапе обучения составлению плана предлагается давать карточки с деформированным текстом (можно написать такой текст на доске), попросить учеников разделить текст по картинкам, озаглавить картинки (или группы картинок), подобрать части текста к данным заголовкам.
Очень важно научить детей пересказу своими словами и особенно творческому пересказу. Пересказывая своими словами, ребёнок учится не только правильно говорить, но и тренирует свою память. Лучше всего начинать обучение пересказу своими
словами с первого класса. Эффективным видом работы является пересказ от первого или третьего лица (творческий пересказ). Он является более сложным, но и более интересным, развивает образную память, воображение и является средством передачи описанных в рассказе событий от имени одного из действующих лиц [1, с. 76].
На уроках литературного чтения часто используется пересказ текста, поэтому, при обучении детей мнемическим приёмам, Д. Лапп предлагает следующие способы запоминания текстов:
1. Чтение с ответами на вопросы: (Что? Где? Когда?).
Это очень простой метод, который помогает улавливать основные идеи всякого рода текстов, а также фильмов, пьес и так далее. Чтобы чтение сделать эффективным, нужно предложить детям ответить на шесть простых вопросов: кто делает, что, когда, почему, где и как? При использовании этого метода не ускользает не один аспект какого-либо события, явления, описанного в тексте.
2. Способ «Просмотр».
Этот способ применяется для быстрого развития способностей к учебе. Он противодействует забыванию, и, заостряя внимание обучаемого на сути, позволяет сразу выделить основные идеи и при повторном просмотре текста уже держать в уме его структурную композицию. Алгоритм запоминания:
1. Бегло ознакомиться.
2. Задавать вопросы.
3. Делать отметки при чтении.
4. Пересказать своими словами.
5. Просмотреть повторно.
Осмысленное чтение:
1. В общих чертах перескажите содержание.
2. Возвращайтесь к неясным местам после прочтения текста и перечитывайте их.
3. Извлекайте из памяти информацию, дополняющую текст (личные ассоциации с другим материалом).
4. Достигайте полного понимания (задавайте вопросы, справляйтесь в словарях, обсуждайте с другими людьми основные мысли произведения с целью прояснить все темные места).
Активное восприятие:
1. Читайте текст активно (не бездумно).
2. Пробуйте задавать себе вопросы до, во время и после чтения.
3. Постоянно рисуйте в уме картины, отражающие содержание текста. Задавайте себе вопросы для вовлечения в процесс восприятия эмоций и интеллекта.
4. Подумайте над наиболее интересными местами и сделайте внутренние комментарии к ним, которые потом пригодятся при вспоминании.
Формула ОВОД:
1. Основные мысли.
Прочитайте текст с целью восприятия основных мыслей в их взаимосвязи. Если необходимо, подчеркните основные мысли или выпишите их.
2. Внимательное чтение.
Прочитайте текст очень внимательно, но на этот раз в обратном порядке. Проверьте, правильно ли вы связали главные мысли с вторичными. Повторите по памяти текст как можно подробнее.
3. Обзор.
Бегло просмотрите текст еще раз, но в обратном порядке. Задайте вопросы по существующим пунктам.
4. Наводка.
На уроках литературного чтения очень часто ученикам предлагается выучить какое-либо стихотворение. Традиционный способ заучивания стихотворений - заучивание каждого четверостишия по отдельности, а потом соединение их в единое целое. Но, в таком случае, ученик, рассказывая стихотворение, «запинается» между четверостишиями и не может рассказать его в целом,
Библиографический список
без запинок. Запомнить стихи будет гораздо легче, если вместо текста запоминать мысленные образы, так как стихи построены из образов и метафор, способствующих активации воображения. А.И. Розов предлагает следующие способы запоминания стихотворений:
Способ «Фотоаппарат»:
1. Прочитайте стихотворение.
2. Переводите текст в образную форму:
- Прочитайте вслух первую строку стихотворения, концентрируя внимание на содержащихся в ней образах.
- Закройте глаза и попробуйте зримо представить смысл этой фразы в уме. Если возможно, вовлекайте наряду со зрением и другие чувства.
- Перейдите к следующей строфе и сделайте то же самое. Поступайте так со всеми строфами.
- Ясно представьте себе картину образов, содержащихся в стихотворении. Проверьте, так ли это, читая стихотворение вслух, без остановки.
- Попробуйте воссоздать стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. Закройте глаза и попытайтесь воспроизвести образы, которые вам запомнились, опишите их словами, приходящими на ум.
- Проверьте себя, перечитывая стихотворение вслух. Если надо, подправьте образы, перечитывая стихотворение очень внимательно. Исправьте также последовательность, в которой у вас эти образы возникают.
- Вслушивайтесь в звучание слов. Обращайте внимание на ритм и рифмы.
3. Расскажите другу или родственнику о стихотворении; сначала опишите и охарактеризуйте стихи, а потом поделитесь впечатлениями от самого текста.
Можно предложить детям и другой способ запоминания стихов:
Способ «Повторение»:
- Повторяйте каждую фразу не более двух-трех раз. После длительного перерыва вновь повторите ее два-три раза.
- Если стихотворение большое - заучите примерно половину, а потом - все остальное.
- Если стих маленький, то лучше всего постараться запомнить его целиком [7].
В современной педагогике новаторы широко использует игровые ситуации, игровые элементы и игры на уроке. Игры, используемые в обучении, позволяют определить пробелы в конкретных знаниях, умениях и навыках, а также осуществить проектирование эффективного педагогического вмешательства. Тренинговые игры позволяют активизировать непроизвольное запоминание и в тоже время не исключают произвольное запоминание. Так, на уроках чтения можно предложить детям следующие игры и задания, способствующие развитию памяти:
- Найди лишнее слово: река слон мала речка лев моль ручей мак мела
- Из какого произведения слова? Кто автор?
«Братец мой, - отвечает месяц ясный, - не видал я девы красной».
«Замяукали котята: «Надоело нам мяукать...!»
«Тихонько к ней подкрался щенок, прыг - и ухватил за хвост».
Таким образом, учебная деятельность младших школьников требует волевых усилий для того, чтобы удержать в памяти определенный учебный материал. Продуктивность произвольного запоминания зависит, прежде всего, от условий, которые создает учитель: использование наглядности, повторение, самоконтроль, мотивы и установка, осмысливание запоминания. Исследование показало, что уроки чтения предоставляют широкие возможности учителю для тренировки памяти младших школьников.
1. Выготский Л.С. Культурное развитие специальных функций: память. Москва, 2010.
2. Михаэлис О.Н. Сжатый пересказ как условие развития связной речи младших школьников на уроках чтения. Екатеринбург, 2010.
3. Лурия А.Р. Улучшаем память - в любом возрасте. Москва, 1993.
4. Левин А.В. Развитие речи на уроках чтения. Москва, 2007.
5. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. Москва, 2016
6. Адамович Е.А, Яковлева В.И. Чтение в начальных классах. Москва, 2007.
7. Розов А.И. Память. Москва, 2012.
References
1. Vygotskij L.S. Kul'turnoe razvitie special'nyh funkcij: pamyat'. Moskva, 2010.
2. Miha'elis O.N. Szhatyjpereskaz kak uslovie razvitiya svyaznojrechi mladshih Shkolnikovna urokah chteniya. Ekaterinburg, 2010.
3. Luriya A.R. Uluchshaem pamyat'- vlyubom vozraste. Moskva, 1993.
4. Levin A.V. Razvitie rechi na urokah chteniya. Moskva, 2007.
5. Lyaudis V.Ya. Pamyat' vprocesse razvitiya. Moskva, 2016
6. Adamovich E.A, Yakovleva V.I. Chtenie vnachal'nyh klassah. Moskva, 2007.
7. Rozov A.I. Pamyat'. Moskva, 2012.
Статья поступила в редакцию 11.12.17
УДК 378
Shibaev V.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics, Stavropol State Agrarian University
(Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
THE USE OF INTERACTIVE METHODS IN TEACHING MATHEMATICAL DISCIPLINES TO STUDENTS OF NON-MATHEMATICAL SPECIALTIES. This article considers an actual problem of studying of mathematical disciplines by higher education students of non-mathematical specialties. Interactive technologies help students to form logical thinking, contribute to the development of the students skills to independently expand their mathematical knowledge. In the process of implementation of interactive technologies among teacher and students establishes a subject-subject relationship, the emphasis is on dialog interaction. This selection changes the function of the teacher and the student: teacher is now a counselor and a coordinator, he doesn't just take an informative and controlling function, and students, respectively, have more opportunities for independent choice of ways of mastering of a studied material.
Key words: mathematical disciplines, interactive methods, carrying out of lessons of mathematics at higher educational institutions.
В.П. Шибаев, канд. пед. наук, доц. каф. математики, Ставропольский государственный аграрный университет,
г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМ НЕМАТЕМАТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В данной статье рассматривается актуальная проблема изучения математических дисциплин в высших учебных заведениях студентами, обучающимися на нематематических специальностях. Интерактивные технологии помогают формировать у студентов логическое мышление; способствуют выработке у студентов умения самостоятельно расширять свои математические знания. В процессе реализации интерактивных технологий между преподавателем и студентом устанавливаются субъект-субъектные отношения, акцент делается на диалоговое взаимодействие. При этом меняются функции преподавателя и студента: преподаватель теперь является консультантом-координатором, а не просто исполняет информирующе-кон-тролирующую функцию, и у студентов соответственно появляется больше возможностей для самостоятельного выбора путей усвоения изучаемого материала.
Ключевые слова: математические дисциплины, интерактивные методы, проведение занятий по математике в высших учебных заведениях.
Современная ситуация в системе высшего образования обусловила и переосмысление методов и приемов обучения в вузах и определила стремление к инвариативным технологиям обучения и управления знаниями. Тем самым от преподавателя требуется инновационное поведение, то есть максимальное развитие индивидуальности каждого студента и личностного потенциала. Между тем, традиционная подготовка специалистов, ориентированная на репродуктивные методы обучения и формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Поэтому совершенно справедливо утверждение о том, что «основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий» [1].
В этой связи, в процессе обучения важно развивать у студентов такие способности, как творческая активность, креативное мышление, умение быстро адаптироваться к изменчивым потребностям рынка.
Современные инновационные разработки в обучении студентов в большой степени продиктованы применением интерактивных методов, потому что, согласно стандарту, преподаватель в интерактивной форме должен вести теперь не менее двадцати процентов аудиторных занятий по каждой дисциплине. Поэтому ведущее место в современной системе обучения должны занимать инновационные методы подготовки специалистов, от которых в будущем потребуется формирование и реализация инновационной политики. К сожалению, инновации в образовательной деятельности, т. е. использование новых знаний, при-
ёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью [2].
Особого внимания заслуживают активная и интерактивная модели обучения, построенные на взаимодействии преподавателя и студента с учетом принципов индивидуализации, гибкости, контекстного подхода, развития сотрудничества. Между преподавателем и студентом устанавливаются субъект-субъектные отношения, акцент делается на диалоговое взаимодействие. При этом меняются функции преподавателя и студента: преподаватель теперь является консультантом- координатором, а не просто исполняет информирующе-контролирующую функцию, и у студентов соответственно появляется больше возможностей для самостоятельного выбора путей усвоения изучаемого материала [3]. Несомненным достоинством инновационного обучения является и то, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания.
Вузовская программа по математике для разных специальностей имеет свои особенности, курсы сориентированы на потребности смежных дисциплин, но математическое ядро, как правило, общее для всех. Существенную часть государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Математика» составляет изучение её оснований, к которым традиционно относят, в том числе, математическую логику.
Для комплексного изучения такой трудной и многогранной науки как математика необходимы различные методы проведения лекционных и практических занятий в высших учебных заведениях. Их можно осуществлять с помощью: