Научная статья на тему 'Компетентностный подход в развитии аксиологической сферы будущего магистра'

Компетентностный подход в развитии аксиологической сферы будущего магистра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ЦЕННОСТЬ / VALUE / СМЫСЛ / MEANING / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / VALUE-SEMANTIC SPHERE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / СТУДЕНЧЕСТВО / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терсакова А. А.

В статье рассматривается развитие аксиологической сферы будущего педагога, в виде ценностей и смыслов в профессиональной деятельности, в условиях внедрения компетентностного подхода. Раскрывается основные составляющие данного подхода, в условиях образовательного процесса вуза. Автор делает вывод о том, что компетентностный подход в образовании ориентирован на внутреннее изменение ценностных, потребностных, мотивационных структур личности, ее интересов, установок, позиций, личностных смыслов в овладении знаниями, умениями, способами деятельности. Подготовка современного педагога в педагогическом вузе на основе компетентностного подхода рассматривается как процесс становления и развития личности педагога, наделенного потенциалом непрерывного саморазвития и самореализации, благодаря смыслам и ценностям, которыми будущие педагоги руководствуются в своем профессиональном выборе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терсакова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH IN THE DEVELOPMENT OF AXIOLOGICAL SPHERE OF FUTURE MASTER STUDENTS

The research deals with the development of the axiological sphere of the future teacher, in the form of values and meanings in professional activity, in the context of the introduction of a competence approach. The main components of this approach are revealed, in the conditions of the educational process of the university. The author concludes that the competence approach in education is focused on internal change values, necessities, motivational structures of a personality, his interests, attitudes, positions, personal meanings to acquire the knowledge, skills, ways of activity. The education of a modern teacher at a pedagogical university with the help of the competency-based approach is seen as a process of formation and development of the personality of the teacher, with the potential of continuous self-development and self-realization, through the senses and values that future teachers are guided in their professional choices.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в развитии аксиологической сферы будущего магистра»

УДК: 378.046.4

Tersakova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Theory, History of Pedagogy and Educational Practice,

State Educational Establishment"Armavir State Pedagogical University" (Armavir, Russia), E-mail: anna-psiholog@mail.ru

COMPETENCE APPROACH IN THE DEVELOPMENT OF AXIOLOGICAL SPHERE OF FUTURE MASTER STUDENTS. The

research deals with the development of the axiological sphere of the future teacher, in the form of values and meanings in professional activity, in the context of the introduction of a competence approach. The main components of this approach are revealed, in the conditions of the educational process of the university. The author concludes that the competence approach in education is focused on internal change values, necessities, motivational structures of a personality, his interests, attitudes, positions, personal meanings to acquire the knowledge, skills, ways of activity. The education of a modern teacher at a pedagogical university with the help of the competency-based approach is seen as a process of formation and development of the personality of the teacher, with the potential of continuous self-development and self-realization, through the senses and values that future teachers are guided in their professional choices.

Key words: competence approach, value, meaning, value-semantic sphere, vocational education, students.

А.А. Терсакова, канд. пед. наук, зав. каф. теории, истории педагогики и образовательной практики,

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»,

E-mail: anna-psiholog@mail.ru

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ БУДУЩЕГО МАГИСТРА

В статье рассматривается развитие аксиологической сферы будущего педагога, в виде ценностей и смыслов в профессиональной деятельности, в условиях внедрения компетентностного подхода. Раскрывается основные составляющие данного подхода, в условиях образовательного процесса вуза. Автор делает вывод о том, что компетентностный подход в образовании ориентирован на внутреннее изменение ценностных, потребностных, мотивационных структур личности, ее интересов, установок, позиций, личностных смыслов в овладении знаниями, умениями, способами деятельности. Подготовка современного педагога в педагогическом вузе на основе компетентностного подхода рассматривается как процесс становления и развития личности педагога, наделенного потенциалом непрерывного саморазвития и самореализации, благодаря смыслам и ценностям, которыми будущие педагоги руководствуются в своем профессиональном выборе.

Ключевые слова: компетентностный подход, ценность, смысл, ценностно-смысловая сфера, профессиональное образование, студенчество.

Современная социокультурная ситуация выдвигает новые требования к уровню образования, качеству подготовки специалиста, что в свою очередь требует существенных изменений в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Важной предпосылкой создания системы профессионального образования, отвечающей всем требованиям на основе качества, является компетентностный подход, который выступает базой для построения содержания и технологии его реализации в учебно-воспитательном процессе вуза, поскольку отражает в формируемых компетенциях у студентов передовые достижения в теории и практике профессиональной деятельности. Компетентностный подход даст возможность вывести на новый качественный уровень систему профессионального образования России при условии опоры на теорию и практику отечественной системы образования, на её многолетний опыт в процессе подготовки специалистов.

В современном отечественном образовании при осмыслении его целей, задач, содержания и результатов компетентност-ному подходу отводится приоритетная роль. Это связано с поиском продуктивных концептуально-методологических оснований, моделей подготовки специалистов с высшим образованием [1].

В основе компетентностного подхода лежат идеи общего и личностного развития, сформулированные в контексте психолого-педагогических концепций развивающего и личностно-ориен-тированного образования. Компетентностный подход наиболее точно отражает суть модернизационных процессов в сфере образования, т. к. характеризуется такими умениями, способностями, личностными характеристиками, которые должны непосредственно использоваться в практической деятельности и формироваться через личностный опыт обучающихся [1].

Компетентностный подход в образовании ориентирован на внутреннее изменение ценностных, потребностных, мотивацион-ных структур личности, её интересов, установок, позиций, личностных смыслов в овладении знаниями, умениями, способами деятельности. Актуализируя личностные смыслы и ценности образования, компетентностный подход, обеспечивая приоритет в сознании обучающегося личностных целей и смыслов, одновременно выводит на более высокий уровень социальные ценности и социальные смыслы овладения системой компетентностей.

Особо подчеркнем, что подготовка современного педагога в педагогическом вузе на основе компетентностного подхода рассматривается как процесс становления и развития личности педагога, наделенного потенциалом непрерывного саморазвития и самореализации, благодаря смыслам и ценностям, которыми будущие педагоги руководствуются в своем профессиональном выборе.

Студенчество - это период в становлении человека, когда личность выходит на новые рубежи осмысления мира, активно усваивает, воспроизводит социальные содержания (нормы, социальные роли), что соответствует процессу социализации, и одновременно трансформирует эти содержания в смысловые (вначале на уровне личностных смыслов, далее на уровне более устойчивых смысловых образований - смысловых конструктов и диспозиции).

Эти трансформации осуществляются в процессе нормотворчества, социально-ролевого экспериментирования, результатом которого является индивидуальная система смыслов, конструирующая самобытность, неповторимость, уникальность личности. Особенно ярко проявляются эти процессы при обучении в магистратуре.

Важным условием в достижении жизненного и профессионального самоопределения студента магистратуры становится формирование смысложизненных ориентаций в системе образования.

Значительный вклад в развитие отечественной теории педагогической аксиологии внесла А.В. Кирьякова, которая характеризует ценностные ориентации как имманентные индивидуальные ценности, иерархию целеполагания в совокупности с личностными интересами, детерминирующими приоритетность, обусловленность и мотивированность стремлений и желаний [2].

Таким образом, будучи сформированными в определенной социокультурной среде и под влиянием нравственного сознания глобального социума, ценностные ориентации будущих магистров образования являются важнейшей частью ядра системы знаний, чувств, убеждений и привычек, выполняя нормативную и регулятивную функцию в выборе поведенческой стратегии личности и ее практической реализации в будущей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Ахмедова Э.М. Компетентностный подход к формированию ценностно-смысловой ориентации в образовательном пространстве социума магистрантов психолого-педагогического направления. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012; 1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k-formirovaniyu-tsennostno-smyslovoy-orientatsii-v-obrazovatelnom-prostranstve-sotsiuma-magistrantov

2. Лопаткин Е.В. Компетентностный подход в педагогическом образовании будущих учителей. Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2012; 1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-pedagogicheskom-obrazovanii-buduschih-uchiteley

3. Томин В.В. Ценности и ценностные ориентации как основа кросскультурного взаимодействия студентов. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017; 2 (29). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ tsennosti-i-tsennostnye-orientatsii-kak-osnova-krosskulturnogo-vzaimodeystviya-studentov

References

1. Ahmedova 'E.M. Kompetentnostnyj podhod k formirovaniyu cennostno-smyslovoj orientacii v obrazovatel'nom prostranstve sociuma magistrantov psihologo-pedagogicheskogo napravleniya. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2012; 1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k-formirovaniyu-tsennostno-smyslovoy-orientatsii-v-obrazovatelnom-prostranstve-sotsiuma-magistrantov

2. Lopatkin E.V. Kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii buduschih uchitelej. Vestnik Taganrogskogo instituta ime-ni A.P. Chehova. 2012; 1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-pedagogicheskom-obrazovanii-buduschih-uchiteley

3. Tomin V.V. Cennosti i cennostnye orientacii kak osnova krosskul'turnogo vzaimodejstviya studentov. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2017; 2 (29). Available at: http://cyberleninka.ru/article/nrtsennosti-i-tsennostnye-orientatsii-kak-osnova-krosskulturnogo-vzaimodeystviya-studentov

Статья поступила в редакцию 12.12.17

УДК 371

Khasbulatova H.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of TOTTNYO of the DGPU (Makhachkala, Russia), E-mail: Uma-sh@mail.ru

Magomedkhanova U.Sh., Cand. of Sciences (Physchology), Deputy Dean for Scientific Work and Informatization of FNK, DGPU (Makhachkala, Russia), E-mail: Uma-sh@mail.ru

POSSIBILITIES OF USING METHODOLOGICAL ADVOCACIES AS MEANS OF DEVELOPMENT OF MEMORY IN YOUNG SCHOOLCHILDREN ON LITERARY READING LESSONS. The article reveals features of the development of memory in junior schoolchildren, methodical techniques that may be used at lessons of literary reading as a means of developing memory. The study shows that lessons of literary reading provide ample opportunities for a teacher to train the memory of younger schoolchildren. Based on psychological research, mnemotechnical techniques for children of primary school age have been identified, with the help of which a better understanding of the material is achieved with a view to its more permanent memorization. Productivity of arbitrary memorization depends primarily on the conditions posed by the teacher: using visibility, repetition, self-control, motivation and comprehension, installation of memorization. The study shows that reading lessons provide good opportunities to train memory in junior high school students.

Key words: memory, methodical techniques, mnemotechnical techniques, involuntary memorization, arbitrary memorization, verbal-logical memory, reading, retelling, story, memorization.

Х.М. Хасбулатова, канд. филол. наук, доц. каф. теоретических основ и технологий начального языкового образования, ФГБОУ «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: Uma-sh@mail.ru

У.Ш. Магомедханова, канд. психол. наук, доц. педагогики и психологии начального образования, зам. декана по научной работе и информатизации ФНК, ФГБОУ «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: Uma-sh@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

В статье раскрываются особенности развития памяти младших школьников, методические приемы, используемые на уроках литературного чтения как средства развития памяти. Исследование показало, что уроки литературного чтения предоставляют широкие возможности учителю для тренировки памяти младших школьников. Опираясь на психологические исследования, выделены мнемотехнические приемы для детей младшего школьного возраста, с помощью которых достигается лучшее понимание материала с целью его более прочного запоминания.

Ключевые слова: память, методические приемы, мнемотехнические приемы, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание, словесно-логическая память, чтение, пересказ, рассказ, заучивание.

Проблема развития памяти младших школьников необычайно важна. Постепенно от дошкольного до разных периодов школьного возраста усложняется структура учебной деятельности. Непосредственное и непроизвольное запоминание перерастают в сложную, сознательно регулируемую деятельность, опирающуюся на все более и более сложные способы логической переработки запоминаемого материала. Поэтому важно формировать у младших школьников методические приёмы как средство развития словесно-логической памяти. Выдающийся психолог Л.С. Выготский [1] выделил и обозначил следующие приемы для детей младшего школьного возраста, с помо-

щью которых достигается лучшее понимание материала с целью его более прочного запоминания. Эти приемы успешно можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения: 1. Составление плана, включающее в себя разбивку материала на части, группировка мыслей и выделение смысловых опорных пунктов, содержащих в себе основное, существенное. Деление текста на смысловые части является важнейшим приемом осмысленного запоминания. Это деление требует сложной мыслительной деятельности, представляющее для младших школьников значительную трудность. Для овладения этим приемом нужна специальная организация работы учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.