PEDAGOGICAL SCIENCES
Features memory in schoolchildren Turkenev T. , Zhapanova R. , Hazirova M. (Republic of Kazakhstan) Особенности запоминания у младших школьников Туркенев Т. К.1, Жапанова Р. Н.2, Хазирова М. Ж.3 (Республика Казахстан)
2Туркенев Талгат Куанышевич / Turkenev Talgat - кандидат педагогических наук, доцент;
2Жапанова Риза Набиевна /Zhapanova Riza - старший преподаватель;
3Хазирова Мерей Жангелдикызы /Hazirova Merei - студент, кафедра педагогики и психологии,
Академия «Болашак», г. Карагандa, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассмотрена деятельность педагога, направленная на развития памяти учащихся.
Abstract: in the article the activities of teachers aimed at developing students’ memory.
Ключевые слова: память, непроизвольная память, произвольная память,
запоминание, воспроизведение, систематизация, осмысливание.
Keywords: memory, involuntary memory, arbitrary memory, storage, playback,
systematization, comprehension.
Начальная школа - наиболее ответственный период в жизни человека.
В начальных классах закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Поэтому учить и воспитывать младшего школьника - очень ответственная задача.
Учитель всех детей своего класса одинаково знакомит с порядками в школе, старательно учит тому, что предусмотрено программой, водит всех на одни и те же экскурсии. Дети занимаются по одним и тем же учебникам, читают одни и те же книжки, обсуждают одни и те же школьные и классные новости, события в стране и в мире. Но с каждым днем учитель все больше и больше убеждается в том, что дети очень отличаются друг от друга. Дети по-разному включаются в работу, воспринимают и осознают объясняемый на уроке материал, у них свой, индивидуальный стиль познавательной деятельности, свои особенности внимания, восприятия, памяти, воображения. Они различаются по умственному развитию и способностям, характеру, склонностям, устойчивости интересов, вкусам, привычкам, привязанностям, идеалам, мотивам учения, свойствам темперамента.
Особенную роль в системе развития памяти младших школьников играет такой компонент, как запоминание. Уже в младшем школьном возрасте необходимо формировать рациональные приемы запоминания информации, которые позволили бы добиваться стойкого мнемического эффекта, и в старших классах школы для этого очень важно выделить такие виды запоминания, как произвольное и непроизвольное.
Изучение произвольной и, в особенной степени, непроизвольной памяти имеет, прежде всего, важное практическое значение. Эта форма памяти занимает большое место в жизни и деятельности людей. Она является сначала единственной, а затем ведущей формой памяти у детей на протяжении всего младшего школьного возраста и непосредственно связана с усвоением учениками знаний, с формированием навыков и умений.
Придя в школу, дети уже умеют запоминать произвольно, однако это умение несовершенно. Так, первоклассник часто не помнит, что было задано на дом (для этого требуется произвольное запоминание), хотя легко и быстро запоминает то, что интересно, что вызывает сильные чувства (непроизвольно). Чувства оказывают очень
71 ■ European science № 2(12)
большое влияние на быстроту и прочность запоминания. Поэтому дети легко запоминают песни, стихи, сказки, которые вызывают яркие образы и сильные переживания.
Непроизвольное запоминание играет большую роль в учебной деятельности младшего школьника. Как показывают исследования А. А. Смирнова, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьева, дети без особых усилий запоминают материал, с которым они действуют [1, с. 65].
Важнейшим приемом осмысленного запоминания является деление текста на смысловые части. При этом деление на части при заучивании учебного материала производится младшими школьниками не с целью вычленения основного, существенного, главного, а с целью последовательного заучивания каждой из этих частей в отдельности. Это чисто техническое деление текста. Его основная задача -наметить порядок заучивания отдельных частей и установить объем того, что надо запомнить в один прием [2, с. 65].
В младшем школьном возрасте воспроизведение представляет большие трудности в связи с тем, что оно требует умения ставить цель, активизировать мышление. К этому учащиеся приходят постепенно. Потребность в повторении при заучивании у них возникает раньше, и они реализуют ее в узнавании, заглядывая в текст. Со временем ученики под влиянием учителя убеждаются в необходимости воспроизведения. Воспроизведением младшие школьники начинают пользоваться при заучивании наизусть. При этом чаще всего они воспроизводят с опорой на текст. К припоминанию они прибегают реже, так как оно связано с напряжением. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что младшие школьники не любят припоминать того, что позабыли, они охотнее передают то, что свежо сохранилось в их памяти [3, с. 121].
С возрастом дети при воспроизведении учебного материала усиливают его мыслительную обработку в плане систематизации и обобщения. В результате они воспроизводят учебный материал более свободно и связно.
Все процессы памяти имеют ярко выраженные возрастные особенности, знание которых помогает учителю правильно организовать обучение. Конкретно-образный характер памяти младших школьников проявляется в том, что дети справляются даже с такими трудными приемами запоминания, как соотнесении, деление на части текста, если при этом есть опора на наглядность, например, на соответствующие иллюстрации. Это особенно надо знать и учитывать педагогу при организации учебного процесса.
Таким образом, можно сделать вывод, что с первого дня обучения в школе ребёнок должен многое заучить. Однако он ещё не знает «техники» заучивания, не знает приёмов, облегчающих запоминание, не умеет проверять степень запоминания. Как правило, не зная всего этого, ученик идёт по пути «наименьшего сопротивления», заключающегося в дословном механическом заучивании, исключающем осмысливание логических связей в содержании, в частях материала. Поэтому важной задачей учителя является обучение школьников запоминанию, ознакомление их с приёмами, схемами осмысленного заучивания. Это значительно повышает эффективность запоминания и последующего его воспроизведения. Дети с плохой памятью нередко просто не умеют запоминать и не учитывают условия, необходимые для успешного запоминания.
Литература
1. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 304 с.
2. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ.
психол. фак. университетов / Р. В. Овчарова. - М.: Издательский центр Академия,
2003. - 448 с.
3. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.
заведений / Н. Ф. Талызина. - М.: Издательский центр Академия, 2008. - 288 с.
European science № 2(12) ■ 72