Научная статья на тему 'Развития логической памяти у детей младшего школьного возраста'

Развития логической памяти у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3488
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МНЕМИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арскиева Залия Абасовна

В данной статье отражены способы и методы развития логической памяти у детей младшего школьного возраста путем использования мнемических приемов заучивания. Приведение результаты эмперического исследования где подтверждается гипотеза об эффективности использования мнемических приемов для запоминания и логического воспроизведения текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развития логической памяти у детей младшего школьного возраста»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 159.928.235

Арскиева Залия Абасовна

Старший преподаватель кафедры «Педагогика и психология» ЧГУ,

г.Грозный, РФ E-mail: zaliya66@mail.ru

РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В данной статье отражены способы и методы развития логической памяти у детей младшего школьного возраста путем использования мнемических приемов заучивания. Приведение результаты эмперического исследования где подтверждается гипотеза об эффективности использования мнемических приемов для запоминания и логического воспроизведения текста.

Ключевые слова Мнемические приемы, логическая память, эмоциональное состояние.

Хорошая память - является залогом успеха в учебе. Однако полностью определить успехи в учебе память не может. Но она может помочь в учебе, если она хорошая, и затруднит учение, если ученик не умеет управлять своей памятью.

Ребенок всему обязан выучиться в период своего взросления. Развитость памяти характеризуется тем багажом знаний, впечатлений, которые отражают содержание человечного опыта, и которым человек имеет возможность воспользоваться в своей деятельности.

Человек никак не запечатлевает все, что представляется его видению, слышат его уши либо чувствуют его пальцы. И мозг человека никак не сходен с фотографической пластинкой. Человек упускает сотки вещей, человечьих лиц, обрывков беседы, которые воздействуют на его нервную систему, однако хорошо запоминает он только сотые и тысячные части того множество имеющихся предметов и явлений реальности, с которыми он сталкивается. Но, активно фильтруя, «просеивая» девствующие раздражения, он запоминает никак не столько отдельные вещи, насколько целостные ситуации, картины жизни в тех их подробностях, сюжетах и взаимосвязях, которые составляют картину жизни, сохранившуюся в памяти человека.[2]

В младшем школьном возрасте память, как и все остальные психические процессы, испытывает значительные преобразования.

Отсутствует сомнений в том, что интерес ребенка к школьному обучению, его функциональная позиция, высочайшая познавательная мотивировка считаются важными критериями становления памяти.

Улучшение памяти в младшем школьном возрасте обусловлено, в первую очередь, освоением в ходе учебной деятельности разных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и осмыслением запоминаемого материала, например.

Необходимо целенаправленно развивать у младших школьников логическую память, ознакомив их c различными приемами запоминания, которые окажутся наиболее эффективными для каждого ребенка.[1]

Для развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста важно осознать один из аспектов, как овладение в этом возрасте символическими средствами запоминания и это письменная речь. Эффективность формирования письменной речи возможно, если текст будут сочинять, а не просто воспроизводить. Для детей наиболее важным видом словотворчества является - сочинение сказок.

Оказавшись в роле учащегося, ребенок вынужден осваивать ежедневно большой объем учебного материала, что вынуждает отказаться от прежних способов и методов заучивания, которое сопровождалось «зубрешкой» многократно повторяя заучиваемый материал. Данный способ совершенно не эффективен, так как современный процесс обучения остро нуждается в освоении и переработке большого объема учебного материала. Для этого необходимо формировать эффективные мнемические приемы запоминания.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Положительное решение предоставленной задачи может быть, только при научно- аргументированном применении аснов становления высших форм запоминания у младших школьников, в качестве которых, в частности, выступают различные закономерные приемы осмысления содержания и их использование в мнемических целях.

Направленность младших школьников в главном на буквальное запечатление который был использован является ряд обстоятельств. Посреди них - интеллектуальная отсталость и заторможенность детей, недостающее формирование речи, неумение хорошо ставить и решать мнемические задачки. Но, основной предпосылкой считается, на наш взгляд, неведение детьми эффективных способов организации мнемической деловитости. Школьная программа составлена таковым образом, что не предусматривает особого способа изучения детей логическим способам запоминания используемого материала. Существует конкретное противоречие между потребностью изучения детей разным способам и закономерностям запоминания и воссозданья использованного материала, и его реальным отсутствием в практике начального школьного образования. Это связано с тем, что опыт психологической науки как оказалось мало востребованным современной школой. В первую очередность это связано с логической памятью, которая владеет максимальными возможностями в усвоении учебной программы. Для подтверждения данной гипотезы мы провели небольшое исследование среди учащихся 3 классов в количестве 60 человек и выяснили, что 66% учащихся тратят много времени для заучивания текста на пересказ. С учетом данного исследования мы провели развивающую работу с данным контингентом учащихся разделив их на контрольную и экспериментальную группы, где контрольная группа составляла 20 человек, а в экспериментальную группу входило оставшиеся 20 человек. По отношению к экспериментальной группе была предпринята попытка развития мнемических приемов запоминания по методике К.П. Мальцевой.

Она заключается в том, что перед учеником ставится задача выделить главное в тексте (т.е. создать мнемические опоры), для этого используются следующие правила выделения мнемических опор.

1. Внимательно прочесть текст, после этого задать два вопроса к тексту - о ком (о чем) говорится в тексте, и что об этом говорится.

2. Текст предварительно не разбивается на части.

3. Главные мысли выделяются по ходу чтения материала.

4. Части формируются сами собой вокруг главных мыслей.

5. Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь - «ручеек».

6. Правильно выделенные основные мысли должны составить короткий рассказ.

7. Если какое - то предложение не соответствует остальным, значить, выделено не основное, и нужно вернуться к этому месту в тексте.

8. Мнемические опорные пункты (главные мысли) должны представлять собой развернутые, самостоятельно составленные или взятые из текста предложения.

Таким образом, выделенные основные вопросы начинают отражать в качестве плана. Затем, как план составлен, необходимо еще раз прочесть текст, потом прикрыть учебник и испытать себя рассказать вслух все, что запомнилось, подглядывая в план (однако никак не в учебник). Потом еще раз прочесть текст, отмечая, что забылось при пересказе, а что как припоминается (т.е. использовать самоконтроль), и еще раз рассказать вслух.

Чтобы осознать, что плохо запомнилось необходимо сложный материал воспроизводить вслух, т.е. задействовать внешний контроль.

Не следует повторять больше двух - трех раз. При каждом повторении следует отмечать допущенные ошибки и трудные места.[5]

Овладение мнемической деятельностью является наиболее целесообразной в период младшего школьного возраста, что именуется сензетивным для становления высших форм произвольного запоминания.

Мастерством отбирать подходящий материал, его внимательно воспринимать, группировать дети никак не умеют. Однако несовершенство детской памяти находится и в том, что ребенок запоминает. П. П. Блонский считал, будто на различных возрастных уровнях ребятам делается легкодоступным различное

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

содержание. Так, раньше только дети сохраняют в памяти выполненные ими действия, потом запоминаются пережитые ощущения и чувственные состояния. На следующем шаге легкодоступными сохранению становятся образы вещей, и только на самом высочайшем, крайнем уровне ребенок имеет возможность запомнить и воспроизвести смысловое оглавление воспринятого, выраженное в словах. С маленькими расхождениями такой путь становления памяти подтверждается и некими иными специалистами по психологии. Но он вызывает уверенные отрицания при особом исследовании данной нам стороны проблемы. [3]

В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Наиболее эффективными будут те мнемические опоры, которые будут отражать главные мысли какого - либо материала, они и приставляют собой укрепленные смысловые единицы. Поэтому пути коррекции слаборазвитой памяти лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять главные мысли.

Дети начальных классов в большинстве случаев не владеют приемами заучивания: не осознают плана изложения текста, не умеют разбивать его на части для заучивания, не умеют передавать главного из прочитанного, не владеют приемами сравнения. В процессе запоминания слабые ученики только читают текст, однообразно повторяя чтение. У них отсутствует мысленное воспроизведение текста, рассказа самому себе. Но, а сильные ученики, хорошо читая, вносят в запоминание некоторое разнообразие, но и они лишь отчасти используют разнообразные приемы заучивания. Из этого следует, что в младших классах необходимо научить детей приемам заучивания.

Например, можно предложить детям игру на лучшее умение выделять основную мысль и лучший пересказ текста. Игра проводится на личное первенство (можно проводить эту игру и на командное первенство). Детям предлагается текст, который они должны внимательно прочесть. Затем к каждому абзацу прочитанного текста дети должны придумать либо слово, либо фразу, либо картинку, т. е. мнемические символы. Однако, данные символы должны отражать основное содержание каждого абзаца. Дети пересказывают текст по составленным им мнемическим опорам и сами оценивают, кто точнее и лучше передал содержание текста.

Заучивание учебного материала в начальных классах осуществляется главным образом на уроке, под непосредственным руководством учителя. При организации дословного заучивания различного по содержанию учебного материала учитель, прежде всего, добивается сознательности усвоения, используя разнообразные приемы работы (деление целого на логически законченные части, анализ рисунков к тексту и др.).

С этой целью проводится подготовительная работа, предшествующая заучиванию, которая направлена на воспроизведение знаний, необходимых для сознательного восприятия нового, привлекается личный опыт ребенка, демонстрируются наглядные пособия и т. д. Учитель стремится объяснить смысловое значение слов и выражений, которые могут затруднить понимание содержания текста.

Заучивание правил, в отличие от стихотворений, проводится в сочетании с практическими заданиями (придумыванием примеров, выполнение заданий), что способствует лучшему осознанию и прочному запоминанию их учащимися.

Организуя заучивание на уроках, учитель заботится не только о прочности запоминания, но и об овладении учащимися правильными приемами заучивания, о выработке у них навыков самостоятельного заучивания материала из учебника.

Нужно преднамеренно и преднамеренно создавать условия для практичного применения детьми разных способов обработки используемого материала в мнемических целях, как в процессе учебной деятельности, так и в повседневной жизни.

В практике работы школы надлежит свести к минимальному количеству использование установки на дословное запечатление. Целесообразнее поощрять передачу содержания запоминаемого материала собственными словами.

Нужно как позволительно чаще давать ребятам вариативные задания на воссозданье содержания текста. В рамках хорошей мнемической организации учебного процесса мы считаем подходящим дозволять

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х

ребятам воспользоваться опорами при организации воссоздания материала (при условии, что данные опоры будут придуманы самими учащимися ).

Принципиальным считается одобрение в детях рвения к творению новейших способов запоминания. Но, творческое решение мнемической задачи детьми данного возраста может быть только в том случае, ежели учащиеся вполне понимают те действия, которые они исполняют в процессе запоминания.

Для осмысленного применения мнемических способов запоминания нужно, чтоб учащиеся проговаривали процесс запоминания, вслух именуя все действия, которые они исполняют.

Это будет содействовать осознанию детьми процесса запоминания, как такового, и приведет к ответственному применению школьниками разных способов запоминания для лучшего усвоения использованного материала, а потом - к креативному преобразованию данных способов самими детьми.

После проведения всех сопутствующих методов и приемов освоения мнемических приемов мы проанализировали на сколько эффективно и быстро участники экспериментальной группы могут логически осмысленно передать текст большого рассказа, не затрачивая много времени, результаты свидетельствуют, что процент эффективности освоения приблизился на 75% - 15 человек а 25% - 5 человек из них тратят больше времени на освоение текста, когда в контрольной группе результат остался без изменения.

Очень важно и необходимо содействие взрослых для закрепления в сознании школьников идею использования логических приемов запоминания.

Применительно к учащимся младших классов это лучше всего делать путем совместного анализа запоминаемого материала и указаний на возможность его избирательного, недословного воспроизведения. Список использованной литературы:

1. Арден Дж. Развитие памяти "для чайников". - М.: Вильямс, 2003. - 351 с.

2. Аткинсон Р., Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.517-546.

3. Блонский П.П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

4. Дубровина И.В. Практическая психология образования. - СПб.: Питер, 2009. -298с.

5. Круглова Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. - СПб: Питер, 2004. - С 78

© Арскиева З.А., 2016

УДК 159.9.07

Костина Любовь Михайловна

канд.психол.наук., доцент РГПУ им. А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: lumiko@mail.ru

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Аннотация

В статье приводятся конкретные данные экспериментального исследования структурных компонентов психологической безопасности личности пятиклассников на этапе адаптации к обучению на ступени общего образования. Данной проблема является одной из актуальных в современных научных исследованиях.

Ключевые слова Психологическая безопасность, школьная адаптация, пятиклассники.

В качестве приоритетного направления современных научных исследований можно выделить изучение психологическую безопасность личности учащихся на различных этапах непрерывного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.