ребятам воспользоваться опорами при организации воссоздания материала (при условии, что данные опоры будут придуманы самими учащимися ).
Принципиальным считается одобрение в детях рвения к творению новейших способов запоминания. Но, творческое решение мнемической задачи детьми данного возраста может быть только в том случае, ежели учащиеся вполне понимают те действия, которые они исполняют в процессе запоминания.
Для осмысленного применения мнемических способов запоминания нужно, чтоб учащиеся проговаривали процесс запоминания, вслух именуя все действия, которые они исполняют.
Это будет содействовать осознанию детьми процесса запоминания, как такового, и приведет к ответственному применению школьниками разных способов запоминания для лучшего усвоения использованного материала, а потом - к креативному преобразованию данных способов самими детьми.
После проведения всех сопутствующих методов и приемов освоения мнемических приемов мы проанализировали на сколько эффективно и быстро участники экспериментальной группы могут логически осмысленно передать текст большого рассказа, не затрачивая много времени, результаты свидетельствуют, что процент эффективности освоения приблизился на 75% - 15 человек а 25% - 5 человек из них тратят больше времени на освоение текста, когда в контрольной группе результат остался без изменения.
Очень важно и необходимо содействие взрослых для закрепления в сознании школьников идею использования логических приемов запоминания.
Применительно к учащимся младших классов это лучше всего делать путем совместного анализа запоминаемого материала и указаний на возможность его избирательного, недословного воспроизведения. Список использованной литературы:
1. Арден Дж. Развитие памяти "для чайников". - М.: Вильямс, 2003. - 351 с.
2. Аткинсон Р., Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.517-546.
3. Блонский П.П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
4. Дубровина И.В. Практическая психология образования. - СПб.: Питер, 2009. -298с.
5. Круглова Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. - СПб: Питер, 2004. - С 78
© Арскиева З.А., 2016
УДК 159.9.07
Костина Любовь Михайловна
канд.психол.наук., доцент РГПУ им. А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: [email protected]
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЯТИКЛАССНИКОВ
Аннотация
В статье приводятся конкретные данные экспериментального исследования структурных компонентов психологической безопасности личности пятиклассников на этапе адаптации к обучению на ступени общего образования. Данной проблема является одной из актуальных в современных научных исследованиях.
Ключевые слова Психологическая безопасность, школьная адаптация, пятиклассники.
В качестве приоритетного направления современных научных исследований можно выделить изучение психологическую безопасность личности учащихся на различных этапах непрерывного
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
образования. На предшествующих этапах работы мы рассматривали проявления структурных элементов психологической безопасности личности на уровне дошкольного и начального образования, что нашло отражения в ряде публикаций [например, 1, 2]. Данная статья посвящена более подробному анализу структурных компонентов психологической безопасности личности пятиклассников при адаптации их к среднему звену школы.
К структурным компонентам психологической безопасности личности обучающихся относятся устойчивость, сопротивляемость, переживание защищенности и эффективность деятельности [3 и др.]. Рассмотрим результаты изучения проявления данных структурных компонентов у пятиклассников, в период адаптации обучающихся на этапе общего непрерывного образования.
Результаты изучения устойчивости, как компонента психологической безопасности личности пятиклассников показали, что средние значения по показателю самооценки в группе пятиклассников с низкой адаптацией достоверно ниже (t=2,79, р=0,01), чем в группе детей с оптимальными показателями адаптации к образовательному процессу. Средние значения испытуемых по параметру самоконтроля поведения в группе пятиклассников с низкой адаптацией достоверно ниже (t=2,93, р=0,01), чем в группе детей с оптимальными показателями адаптации к образовательному процессу. Изучение направленности личности выявило статистические отличия (t=2,13, р=0,05) у пятиклассников с оптимальными показателями адаптации к образовательному процессу. Средние значения испытуемых по показателю коммуникативности в группе пятиклассников с низкой адаптацией к образовательному процессу достоверно ниже (t=3,51, р=0,001), чем у их сверстников с более высокими результатами.
Далее рассматривались такие проявления психологической безопасности личности пятиклассников как сопротивляемость/жизнестойкость. Анализ результатов показал, что средние значения испытуемых по показателю склонности к эмпатии в группе пятиклассников с низкой адаптацией достоверно ниже (t=2,92, р=0,01), чем в группе их сверстников с оптимальными показателями адаптации к образовательному процессу. Данные позволяют говорить о наличии статистических отличий (t=2,21, р=0,05) в результатах пятиклассников обеих групп по показателю вовлеченности, наличия жизненных целей.
Далее исследовалось переживание защищенности как компонент психологической безопасности личности пятиклассников. Результаты показывают преобладание у испытуемых с более высоким уровнем адаптации к образовательному процессу показателей позитивных эмоциональных состояний (t=3,91, р=0,01). В процессе изучения эмоционального беспокойства, тревожности были получены данные статистически достоверных отличий (t=2,85, р=0,01) в исследуемом показатели у учащихся пятых классов.
В качестве следующего компонента психологическая безопасность личности пятиклассников рассматривается эффективность деятельности. Результаты показывают наличие статистически достоверных отличий (t=2,97, р=0,01) по показателю успеваемости у учащихся пятых классов с более высоким уровнем адаптации к образовательному процессу.
Результаты изучения компонентов психологической безопасности личности учащихся пятых классов с более высоким уровнем адаптации к образовательном процессу позволяют говорить о наличии статистически значимых отличий (от р=0,05 до р=0,001) по показателям психологической устойчивости (самоконтроль, направленность и коммуникативность личности); сопротивляемости/жизнестойкости (эмпатия, вовлеченность, наличие представлений о конструктивном поведении и позитивного опыта решения проблем); переживания защищенности (эмоциональные состояния и тревожность); эффективности деятельности (успеваемости).
Список использованной литературы:
1. Костина Л.М. Индивидуально-психологические характеристики психологической безопасности личности младших школьников в непрерывном образовательном процессе / Л.М. Костина // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2015. - № 1. - С. 56-57.
2. Костина Л.М. Стратегические направления формирования психологической безопасности личности дошкольника // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013.№ 155. С. 66-71.
3. Костина Л.М., Хоменко И.А. Продуктивная социально востребованная деятельность - основа
психологической безопасности личности / Л.М. Костина, И.А. Хоменко // Народное образование. - 2012. -№ 7. - С. 267-272.
© Костина Л.М., 2016
УДК 159.9
Палицкая Алена Сергеевна
студентка 3 курса, направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология образования» Института психологии и педагогики ФГБОУ ВПО Сахалинского
государственного университета, г. Южно-Сахалинск, РФ
E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА НА АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
Аннотация
В данной статье раскрывается роль психологических факторов в становлении аддиктивного ритма у подростков. Статья посвящена результатам эмпирического исследования по изучению влияния акцентуации характера подростков на формирование у них зависимых форм поведения.
Ключевые слова Зависимость, акцентуация характера, подростки, аддикция.
Проблема различного рода зависимостей в современном обществе стоит в ряду наиболее острых социальных проблем. Колоссальное влияние на жизнь современного человека оказывают зависимости от психоактивных веществ - алкогольная, наркотическая, которые, за счёт своей масштабности, способны нанести непоправимый вред всем поколениям. Учитывая то, что в группе риска по употреблению психоактивных находятся личности, изначально предрасположенные к аддиктивному поведению, мы в своей работе решили обратиться к одному из факторов предрасположенности к аддиктивному поведению -акцентуации характера.
Изучением акцентуаций характера занимались А. Е. Личко, А.А. Реан, Э. Кречмер и другие учёные. Наиболее известной является теория акцентуированных личностей Карла Леонгарда, который и ввёл понятие «акцентуация характера», означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.
Исследования по проблеме аддиктивного поведения содержат работы В. Д. Менделевича, Г. В. Старшенбаума, А. В. Гоголевой, В. Д. Москаленко и других учёных. А. В. Гоголева определяет аддиктивное поведение, как одну из форм отклоняющегося поведения, с формированием стремления к уходу от реальности путём изменения своего психического состояния.
Анализ научных источников показал, что многочисленные исследования (А.Е. Личко, Э. Кречмера, М.Е. Бурно и др.) установили взаимосвязь акцентуации характера в подростковом возрасте с предрасположенностью к аддиктивному поведению, т.е. акцентуация характера у подростков является одним из факторов риска, на ряду с другими личностными особенностями, в предрасположенности подростка к аддиктивному поведению. Наиболее предрасположенными к аддиктивному поведению исследователи называют подростков с гипертимной, демонстративной, неустойчивой, эпилептоидной, конформной акцентуациями. Исследователи объясняют такую связь тем, что социальная дезадаптация данных подростков, которая является одной из причин обращения к аддиктивному поведению, во-первых, способствует формированию большинства типов акцентуаций, во-вторых, закрепление некоторых патологических черт характера затрудняет адаптацию, т.е. явление двухстороннее.
С целью эмпирического изучения данной темы, мы провели исследование, в котором приняли участие