Научная статья на тему 'Роль речевого поведения педагога в духовно-нравственном развитии младших школьников'

Роль речевого поведения педагога в духовно-нравственном развитии младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / TEACHER'S PERSONALITY / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / VERBAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тивикова С. К.

В статье рассматривается духовно-нравственное становление младших школьников как эмоционально-оценочная деятельность, в организации которой особую роль играет личность учителя и прежде всего его речевое поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TEACHER’S VERBAL BEHAVIOR IN SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF YOUNG PUPILS

The paper deals with the spiritual and moral formation of younger students seen as emotional and evaluative process. The teacher’s personality and verbal behavior play an important role in children’s spiritual and moral development.

Текст научной работы на тему «Роль речевого поведения педагога в духовно-нравственном развитии младших школьников»

УДК 371.4

РОЛЬ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО -НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С .К .Тивикова

THE ROLE OF TEACHER'S VERBAL BEHAVIOR IN SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF

YOUNG PUPILS

S.K.Tivikova

Нижегородский институт развития образования», svetlanativ@yandex.ru

В статье рассматривается духовно-нравственное становление младших школьников как эмоционально-оценочная деятельность, в организации которой особую роль играет личность учителя и прежде всего его речевое поведение. Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, речевое поведение, личность учителя

The paper deals with the spiritual and moral formation of younger students seen as emotional and evaluative process. The teacher's personality and verbal behavior play an important role in children's spiritual and moral development. Keywords: spiritual and moral education, verbal behavior, teacher's personality

Речевое поведение, обладающее целенаправленностью, мотивированостью, внешней и/или внутренней активностью, может рассматриваться как важнейшая характеристика личности, представляющая собой реализацию ролевых позиций участника

коммуникации в личностном или социальном взаимодействии.

Речевое поведение реализуется с помощью речевых стратегий, среди которых особое место занимают аксиологические (эмоционально-оценочные)

[1]. В процессе реализации данного вида стратегий социальное по своей цели взаимодействие учителя и учеников становится, как правило, личностным, является тем лимитирующим фактором, который позволяет педагогу стать, говоря словами К.Д.Ушинского, «личностью, воспитывающей личность» и связано для учителя с такими важнейшими категориями, как ценности, миссия, служение.

Необходимость выделения в речевом поведении учителя эмоционально-ценностных речевых стратегий обусловлена тем, что цели и задачи профессиональной деятельности реализуются на основе содержащихся в ней ценностей и смыслов. Профессия педагога относится к тем немногим, которые не грозят человеку смыслоутратой, то есть тем экзи-стенциональным вакуумом, о котором пишет В.Франкл в своей книге «Человек в поисках смысла»

[2]. Ценностными ориентациями личности педагога определяется и его понимание своей миссии в культуре, в воспитании личности ребенка.

Развитие у самого педагога эмоционально-ценностных речевых стратегий идет от понимания основных смыслов, целей и задач своей профессии, от позитивного отношения к ней к осознанию самим учителем своей деятельности как миссионерства и стремлению создавать условия для приобретения опыта ценностных ориентаций учащимися; от прямого воздействия на учащихся, выраженного вербально, к латентному, скрытому воздействию на них.

Реализация этого вида стратегий может осуществляется как в учебной, так и во внеурочной деятельности, и прежде всего в тех формах сотрудничества, соработничества педагога и учащихся, где от учителя к детям передается стремление к самосовершенствованию, к духовным поискам и раздумьям. Особую роль в духовно-нравственном развитии детей может занимать совместное чтение художественных текстов на уроках самого личностного предмета — литературы (в начальной школе — литературного чтения). Определенную роль могут играть здесь и программы внеурочной деятельности.

Реализация аксиологических стратегий, направленных на духовно-нравственное развитие младших школьников, на их устремленность к высшим ценностям, требует от педагога личностно-смысловой организации образовательного процесса и использования соответствующих технологий работы, в том числе с художественным текстом и другими видами искусства.

В то же время анализ передового и массового педагогического опыта, работа с учителями в рамках постдипломного образования позволяют утверждать, что с необходимыми для этого технологиями учителя или не знакомы, или используют их редко и вне системы.

Для младших школьников процесс восхождения к идее произведения требует особых приемов, в качестве которых могут выступать «контекстуальные ключи», «слово-магнит», методика дополнения, стилистический эксперимент, проблемные вопросы и др.

На уроках литературного чтения особую роль может приобретать технология «контекстуальных

ключей», позволяющая обогащать опыт ценностных ориентаций и у педагогов, и у их воспитанников. «Контекстуальные ключи», в качестве которых могут выступать этапные предложения или отдельные абзацы текста, ключевые слова, символы, образы, числа, используются не только в рамках когнитивных речевых стратегий, направленных на понимание значений отдельного слова или текста в целом, но и для выделения той нравственной проблемы, которая волнует в данный момент и воспитанников, и педагога.

Это позволяет создавать необходимый эмоционально-нравственный фон урока или занятия, помочь детям обрести то понимание, те знания, от которых порою зависит их нравственная судьба. Говоря словами В.А.Сухомлинского, «чтение есть прежде всего человеческие отношения, а подлинное обучение характеризуется обстановкой эмоционального пробуждения разума».

В начальных классах, где используются, как правило, произведения небольшого объема, это дает возможность более целостно воспринимать ту или иную нравственную проблему, связанную прежде всего со становлением личности героя, с его взаимоотношениями с людьми, с окружающим миром.

Несомненно, особое место в таком анализе должны занимать взаимоотношения с родителями. Эта проблема ставится так или иначе во многих произведениях, относящихся к кругу детского чтения, однако редко служит основой для интерпретации в начальной школе.

Так, в процессе чтения сказки А.М.Горького «Воробьишко» можно выделить три контекстуальных ключа, позволяющих детям совместно с учителем выйти на важные для них нравственные проблемы: фрагмент первого абзаца рассказа «...а молодежь живет своим умом», предложение «Пудик не верил маме; он еще не знал, что, если маме не верить, это плохо кончится» (здесь ключевым становится слово «еще») и вывод Пудика: «Всему сразу не научишься!». От забавного сюжета осуществляется переход к пониманию важнейших основ во взаимоотношениях взрослых и детей. Сравнение сказки с рассказом И.С.Тургенева «Воробей» — при некотором сюжетном сходстве — помогает рассмотреть эту проблему с иной точки зрения, и в жертвенности маленького воробья увидеть силу любви, которая «сильнее смерти и страха смерти», которою только «держится и движется жизнь».

Необычайно важно увидеть проблему взаимоотношений с родителями и в рассказе Л.Н.Толстого «Прыжок», который может служить основой для постановки проблемы любви и ответственности между детьми и родителями. «Контекстуальными ключами» в этом случае служат характеристики главных героев рассказа: о мальчике сказано лишь то, что он «сын капитана» и что ему «двенадцать лет», а о капитане то, что он — «отец мальчика». Эти «ключи» дополняются проблемными вопросами, например: «Какое значение имеет слово «прыжок» в тексте? Совпадает ли оно со значением, зафиксированным в словарях?», «Испытывает ли мальчик ответственность за свои поступки перед отцом? Надо ли испытывать ответст-

венность за свои поступки перед теми, кто тебя любит?», «От чего спасло мальчика умение его отца мгновенно принимать единственно правильные решения ? От какого горя спас отца прыжок его сына?» и др.

Несомненно, данные технологии помогают каждому педагогу видеть нравственные проблемы, «контекстуальные ключи» художественного произве-дения, с помощью которых может возникать плодо -творное соразмышление учителя и его учеников.

Таким образом, использование аксиологических, эмоционально-ценностных стратегий речевого поведения позволяет учителю решать одну из основных задач современного образования, связанную с духовно-нравственным развитием подрастающего поколения.

1. Тивикова С.К. Профессиональное саморазвитие педагога в системе постдипломного образования: коммуникатив-но-деятельностный подход. Н.Новгород, 2013. 212 с.

2. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 395 с.

References

1. Tivikova S.K. Professionalnoe samorazvitie pedagoga v sisteme postdiplomnogo obrazovaniia: kommunikativno-deiatelnostnyi podhod [Professional self-development of a teacher in postgraduate education: communicative and activity approach]. Nizhniy Novgorod, 2013, 212 p.

2. Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla [Man's search for Meaning]. Moscow, 1990, 395 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.