Научная статья на тему 'Проблема формирования готовности студентов к духовно-нравственному воспитанию младших школьников в процессе начального иноязычного образования'

Проблема формирования готовности студентов к духовно-нравственному воспитанию младших школьников в процессе начального иноязычного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / РАННЕЕ ШКОЛЬНОЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / METHODICAL TRAINING / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / EDUCATIONAL PROCESS / EARLY-SCHOOL FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саперова Диана Анатольевна

В статье ставится проблема методической подготовки будущих учителей иностранного языка к раннему школьному иноязычному образованию. Отмечается, что наметились позитивные тенденции в данной области. Подчеркивается необходимость внедрения аксиологической тематики в образовательный процесс высшей школы. Также дается краткий обзор дисциплин в педагогических вузах, освещающих вопросы духовно-нравственных ценностей и подчеркивается как важность обеспечения студентов теоретическим материалом по данной тематике, так и значимость начальной ступени для нравственного становления младших школьников. Обосновывается актуальность формирования способности студентов будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников в процессе начального иноязычного образования. Проведенный анализ литературы по теме данного исследования показал, что вопросы формирования готовности учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников изучались применительно к различным школьным предметам, однако не были достаточно исследованы в сфере иноязычного образования на начальной ступени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMATION OF STUDENTS'' READINESS TO SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE COURSE OF PRIMARY FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

The article dwells upon the problem of methodical preparation of future foreign language teachers to early-school foreign language teaching. It is noted that there have been positive trends in this area. The author stresses the necessity of introducing ethical issues in the educational process of higher school. The article also gives a brief overview of the disciplines in pedagogical universities, covering the issues of spiritual and moral values. It stresses both the importance of providing students with theoretical material on the subject and the importance of primary education for moral development of younger learners, as well as the urgency of formation of future teachers’ skills to spiritually educate pupils in the process of primary foreign language teaching. The analysis of the literature on the topic showed that the issues of formation of teacher’s readiness to spiritually-moral education of schoolchildren were studied in relation to different school subjects, however, were not sufficiently investigated in the field of foreign language education at primary school.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования готовности студентов к духовно-нравственному воспитанию младших школьников в процессе начального иноязычного образования»

УДК 37.02 ББК 74

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

I Д.А. Саперова

Аннотация. В статье ставится проблема методической подготовки будущих учителей иностранного языка к раннему школьному иноязычному образованию. Отмечается, что наметились позитивные тенденции в данной области. Подчеркивается необходимость внедрения аксиологической тематики в образовательный процесс высшей школы. Также дается краткий обзор дисциплин в педагогических вузах, освещающих вопросы духовно-нравственных ценностей и подчеркивается как важность обеспечения студентов теоретическим материалом по данной тематике, так и значимость начальной ступени для нравственного становления младших школьников. Обосновывается актуальность формирования способности студентов - будущих учителей - к духовно-нравственному воспитанию школьников в процессе начального иноязычного образования. Проведенный анализ литерату-100 ры по теме данного исследования показал, что вопросы формирования готовности учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников изучались применительно к различным школьным предметам, однако не были достаточно исследованы в сфере иноязычного образования на начальной ступени.

Ключевые слова: методическая подготовка, духовно-нравственные ценности, образовательный процесс, раннее школьное иноязычное образование.

THE PROBLEM OF FORMATION OF STUDENTS' READINESS TO SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE COURSE OF PRIMARY FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

I D.A. Saperova

Abstract. The article dwells upon the problem of methodical preparation of future foreign language teachers to early-school foreign language teaching. It is noted that there have been positive trends in this area. The author stresses the necessity of introducing ethical issues in the educational process of higher school. The article also gives a brief overview of the disciplines in pedagogical universities, covering the issues of spiritual and moral values. It stresses both the importance of providing students with theoretical material on the subject and the importance of primary education for moral development of younger learners, as well as the urgency of formation of future teachers' skills to spiritually educate pupils in the process of primary foreign language teaching. The analysis of the literature on the topic showed that the issues of formation of teacher's readiness to spiritually-moral education of schoolchildren were studied in relation to different school subjects, however, were not sufficiently investigated in the field of foreign language education at primary school.

Keywords: Methodical training, spiritual and moral values, educational process, early-school foreign language education.

В современных условиях, когда решаются сущностные вопросы выбора ценностных ориентаций дальнейшего пути развития нашего общества, и когда важно объединить всех участников образовательного процесса общими ценностями, определение аксиологической доминанты методической подготовки будущих учителей иностранного языка, способных и готовых к духовно-нравственному воспитанию школьников, является актуальной проблемой, требующей своего решения. Данная проблема обусловлена и потребностями практики, поскольку в программах педагогических институтов и в учебниках по методике обучения

иностранному языку (ИЯ), как показал их анализ, не представлена содержательная основа для формирования способности студентов решать задачи духовно-нравственного воспитания учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

Роль учителя иностранного языка в решении поставленной задачи неоценима. Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ утверждён новый ФГОС ВПО (Приказ МО и науки РФ от 17.01.2011 г. № 46 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), где в качестве одной из

101

ВЕК

102

целей подготовки выпускника вуза отмечается необходимость овладеть рядом компетенций, позволяющих ему решать задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьника: «выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):... - способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся» [1].

Многие выпускники связывают духовно-нравственную (или воспитательную) деятельность педагога только с организацией культурно-образовательных мероприятий, в то время как границы ее гораздо шире. Именно от учителя иностранного языка сегодня зависит уровень сфор-мированности духовно-нравственных ценностей школьника. Более того, учитель сегодня должен не только заложить основы нравственного воспитания, но и сформировать вектор направленности поведения школьника сообразно с понятиями нравственности, а также сам стать примером правильного духовно-нравственного поведения.

С вопросами духовно-нравственных ценностей студенты педагогических вузов знакомятся в ходе изучения таких дисциплин, как философия, культурология, психология, которые имеют свои специфические цели и задачи. Поэтому представляется целесообразным сфокусировать внимание на формировании готовности студентов к духовно-нравственному воспитанию школьников средствами дисциплины «Практический курс иностранного языка» и «Методика преподавания иностранного языка».

В последнее десятилетие проведен ряд диссертационных исследований,

направленных на совершенствование профессиональной методической компетенции учителя иностранного языка (Н.Л. Байдикова, К.Э. Безукладников, Ю.С. Данилова, О.Н. Игнатова, В.Н. Карташова, М.Ю. Клименкова, О.Е. Ломакина, И.Л. Колесникова, Л.А. Романенко, К.И. Саломатов, Н.В. Языкова и др.); ряд исследовае ний посвящен формированию готовности будущих учителей иностранного языка к межкультурной коммуникации (Г.Г. Девятова, О.И. Буркова, И.А. Изместьева, О.И. Михеева), а така же методам формирования социокультурного компонента профессиональной подготовки учителя иностранного языка (Е.А. Смирнова, А.Н. Перова, Л.А. Рыченкова). Проведенный анализ этих работ показал, что в них не рассматриваются вопросы формирования готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.

Анализ работ, посвященных проблеме ценностей [2; 3], позволяет утверждать, что термин «ценность» имеет важное значение для методических исследований, поскольку педагогическое образование призвано воспитать личность, обладающую своей собственной точкой зрения, имеющую духовные ценности и ориентиры. Автор статьи убеждена, что внедрение аксиологической составляющей в процесс высшего педагогического образования в значительной степени будет способствовать формированию готовности будущего учителя преподавать предмет с учётом духовно-нравственных принципов.

В современных исследованиях в достаточной степени освещены вопросы формирования духовно-нравственных ценностей будущих педаго-

гов в современном социуме (через призму науки социологии) (Т.А. Берсенева, О.И. Ераносов) и нравственного воспитания школьников в контексте предмета «русский язык и литература» (С.Г. Макеева, М.П. Киселева, Л.М. Донченко). Также изучено влияние нравственных ценностей на формирование личности школьника (Н.М. Омарова, Э.М. Молчан, Л.Н. Зайцева, Л.А. Кружкова, Н.Х. Гильмут-динова, В.В. Кузнецов, Н.С. Киселёва), а также вопросы формирования духовно-нравственных ценностей у студентов различных вузов (Т.И. Плак-сина, Г.И. Фазылзянова, Е.Л. Поднебесных, Э.Е. Олейник).

Фундаментом, на котором формируются все ценностные ориентации наших детей — будущих граждан нашей страны, является начальная школа. В методической науке проблема формирования ценностей у младших школьников разрабатывается в рамках концепции начального развивающего иноязычного образования (далее - РИО) [4]. Технология начального РИО «...призвана обеспечить в образовательном процессе интеграцию трех аспектов — воспитания, развития и обучения младшего школьника за счет сопряженного развития трех базовых способностей (иноязычно-речевой, учебно-познавательной и способности к нравственной ориентации), составляющих основу становления способности к иноязычному межкультурному общению» [5].

Таким образом, начальное иноязычное образование включает в себя три взаимосвязанных аспекта: обучение, развитие и воспитание. Вслед за З.Н. Никитенко трактуем эти понятия следующим образом. Учение - это по-

знание новой культуры и овладение новым языком как средством общения в процессе учебной деятельности через развитие учебно-познавательной способности и универсальных учебных действий, определяющих успешность освоения и новой культуры, и учебной деятельности, и иноязычной речи. Второй аспект — развитие (и саморазвитие) младшего школьника, подразумевает развитие его мотивации и интеллектуальных способностей (восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения), и самое главное, языковой и речевой способностей к иноязычной речи. Суть воспитания младшего школьника заключается в его нравственном развитии через обретение духовно-нравственных ценностей родной и мировой культур [6, с. 57]. Таким образом, аксиологический аспект РИО направлен непосредственно на реализацию воспитательной составляющей и «формирует нравственную культуру ученика» [5, с. 31].

Как известно, учебный предмет «Иностранный язык» обладает огромным потенциалом воздействия на личность учащегося, так как охватывает все сферы человеческого общения. Необходимость усиления роли иностранного языка в формировании мировоззренческих установок у ученика признается одной из актуальных проблем, стоящих перед методическим сообществом (З.Н. Никитенко, Н.В. Языкова, Н.Д. Гальскова, Е.Н. Соловова). «Иностранный язык» играет важную роль в системе образования не только в силу своих коммуникативных, но и развивающих функций. Язык, являясь важным средством межкультурного и межличностного общения, способствует познанию окружа-

103

104

ющего мира, а также становлению интеллектуального, понятийного и нравственного развития школьника, а также социализации личности ребенка. С позиции решения воспитательных задач важен тот факт, что обучение ИЯ младшего школьника способствует самоопределению и самоидентификации личности, формированию его мировоззренческих и ценностных установок. Основой обучения являются общечеловеческие ценности, которые не связаны с конкретной культурой или с конкретным историческим периодом. Речь идет о наиболее значимых ценностях, в которых отражаются обобщенные цели социального становления и воспитания личности школьника.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе овладения ИЯ как деятельность, более сложная, чем обучение иностранному языку, требует особых качеств от учителя начальной школы. Формировать духовно-нравственные ценности у школьников в процессе иноязычного общения и объединить класс на основе этих ценностей способен такой учитель, который владеет современными воспитательными технологиями формирования духовных, нравственных ценностей. Очевидными функциональными обязанностями учителя являются следующие: определение технологий, методов и приемов работы, коррекция учебной программы, организация учебных занятий различных типов, анализ своей педагогической деятельности и определение недостатков, обучение учащихся новым приемам учебной деятельности, анализ и оценка результативности использования новых технологий, применение методов педагогической диагностики, контроль за самостоятельной работой

учащихся и др. К сожалению, в профессиональной деятельности педагога первостепенной задачей выступает формирование коммуникативной компетенции, в то время как задачи, связанные с воспитательной функцией учителя, остаются на периферии методического сознания. Особенно это актуально для будущего учителя начальной школы, который призван обеспечить начальное иноязычное образование младших школьников, а следовательно, их воспитание, развитие, учение, что сопряжено с формированием трех базовых способностей: иноязычно-речевой, учебно-познавательной и способности к нравственной ориентации [6]. Проблема методической подготовки учителя является самой обсуждаемой в методическом сообществе учителей, что обусловлено пониманием педагогами той роли, которую они призваны играть.

Процесс внедрения английского языка в начальное общее образование начался в 1994 г., за это время были созданы учебно-методические комплексы (УМК) для начальной школы, в которые включены не только учебники и рабочие тетради для учеников, но и книга для учителя (М.З. Биболетова, В.П. Кузовлев, З.Н. Никитенко и др.), программы общеобразовательных учреждений по ИЯ (Н.Д. Гальскова, В.П. Кузов-лев), организована подготовка учителей, создана теоретико-методологическая база (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, Н.Д. Гальскова), необходимая для реализации развивающего потенциала предмета «Иностранный язык», показано, как обеспечить личностное развитие младших школьников средствами ИЯ (З.Н. Никитенко). Вместе с тем, на-

блюдается недостаточная готовность учителей, а также студентов — будущих учителей определять нравственный вектор на уроках иностранного языка.

Основным противоречием процесса профессионально-педагогической подготовки к духовно-нравственному воспитанию школьников является, вероятно, противоречие между признанием будущими учителями необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у них стремления к осуществлению данного вида деятельности. Существенный разрыв между достаточным уровнем языковой подготовки и низким уровнем теоретической и практической готовности к реализации духовно-нравственного воспитания учащихся объясняется следующими причинами. Во-первых, в системе бакалавриата специальная подготовка будущих учителей иностранного языка либо отсутствует, либо проводится в течение минимального количества часов на спецкурсах по психолого-педагогическим дисциплинам. Во-вторых, студенты получают (если получают вообще) только общее представление об аксиологической проблематике, не расставляя при этом акцентов в реализации воспитательной деятельности младших школьников, которое им предстоит реализовывать в своей будущей профессиональной деятельности. Все это свидетельствует о необходимости обогащения содержания профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования знаниями об особенностях духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте и формирования у студентов умения

«переводить» эти знания в методические действия, обеспечивающие эффективную учебно-воспитательную деятельность младших школьников на технологическом уровне.

Как показал анализ, рассмотренная выше готовность не получает своей реализации в образовательных программах ведущих педагогических вузов. Обучение построено на основе компетентностно-деятельностного подхода, и вопросы, связанные с теорией и технологией воспитания и духовно-нравственного развития личности, в них не включены (например, рабочая программа дисциплины «Технологии формирования индивидуальных образовательных стратегий обучаемых», Р.Е. Андронова; рабочая программа дисциплины «Речевая культура учителя (иностранный язык), И.М. Петрова; рабочая программа дисциплины «Иностранный язык в деловом общении» доцент А.В. Межина, К.Н. Бурнакова). Исключением является Рабочая программа учебной дисциплины «Раннее обучение иностранным языкам» авторов С.Я. Ромашиной и З.Н. Никитенко 105 (Московский городской педагогический университет, институт иностранных языков), в которой одной из профессиональных компетенций будущего педагога является умение «проектировать технологию нравственного развития младшего школьника, овладевающего иностранным языком», и представлены содержательные основания для формирования данного умения.

Студенты-бакалавры имеют высокий уровень теоретических и практических знаний и коммуникативных умений по дисциплине «Иностранный язык», знаний методики преподава-

ния данной дисциплины, следовательно, способны обеспечить предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) по иностранному языку, то есть способны формировать у младших школьников коммуникативную компетенцию. Вместе с тем, для студентов — будущих учителей представляет большую трудность формирование нравственной способности младших школьников в ситуациях иноязычного общения. Они не имеют четкого представления о том, какие методические приемы нужно использовать, чтобы сформировать у детей необходимые нравственные ценности и личностные качества. Задачу нашего исследования мы видим в том, чтобы обеспечить будущему учителю такую готовность.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. ФГОС ВПО по направлению 050100 «Педагогическое образование»: утв. приказом Минобрнауки России от 17.01.2011 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/ fgosvpo (дата обращения: 12.03.2016).

2. Асмолов, А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования [Текст] / А.Г. Асмолов. - Проблемы современного образования. - 2010. - № 4. - С. 4-18.

3. Каган, М.С. Философская теория ценности [Текст] / М.С. Каган. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис» , 1997. - 205 с.

4. Никитенко, З.Н. Методическая система овладения иностранным языком на на-

чальной ступени школьного образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / З.Н. Никитенко. - М.: МПГУ, 2014. - 54 с.

5. Никитенко, З.Н. Технология как инструмент реализации методической системы иноязычного образования в начальной школе [Текст] / З.Н. Никитенко: Монография. - М.: МПГУ: Прометей, 2012. - 206 с.

6. Никитенко, 3. Н. Концептуальные основы развивающего иноязычного образования в начальной школе [Текст] / З.Н. Никитенко: Монография. - М.: МПГУ: Прометей, 2011. - 192 с.

REFERENCES

1. Asmolov A.G., Strategiya i metodologiya sotsiokulturnoy modernizatsii obrazovaniya, Moskow, NPB imeni K.D. Ushinskogo, 2010, No. 4, p. 4-18. (in Russian)

2. FGOS VPOpo napravleniyu 050100 "Peda-gogicheskoe obrazovanie": utv. prikazom Minobrnauki Rossii ot 17.01.2011g., available at: http://fgosvo.ru/fgosvpo (accessed: 12.03.2016) (in Russian)

3. Kagan M.S., Filosofskaya teoriya tsennosti, St. Petersburg, Petropolis, 1997, 205 p. (in Russian)

4. Nikitenko Z.N., Kontseptualnye osnovy raz-vivayushchego inoyazychnogo obrazovaniya v nachalnoi shkole, Monografiya, Moskow, MPGU, Prometei, 2011, 192 p. (in Russian)

5. Nikitenko Z.N., Metodicheskaya sistema ov-ladeniya inostrannym yazykom na nachalnoi stupeni shkolnogo obrazovaniya, Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy), Moskow, MPGU, 2014, 54 p. (in Russian)

6. Nikitenko Z.N., Tekhnologiya kak instrument realizatsii metodicheskoi sistemy inoy-azychnogo obrazovaniya v nachalnoi shkole, Monografiya, Moskow, MPGU, Prometei, 2012, 206 p. (in Russian)

Саперова Диана Анатольевна, учитель английского языка, школа-интернат Министерства иностранных дел России; аспирантка, кафедра иностранных языков и культуроведения, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва, mvd.saperova@mail.ru Saperova D.A., English Language Teacher, School of Ministry for Foreign Affairs of the Russian Federation; Post-graduate Student, Foreign Languages and Culture Sciences Department, Academy of Professional Development and Re-Training of Educators, Moscow, mvd.saperova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.