ХУДОЖЕСТВЕННОЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37.034-053 «465.07/.11» ББК Ч420.274+Ч420.051
ГСНТИ 14.25.05
КОД ВАК 13.00.01
Абрамовских Наталья Викторовна,
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, Сургутский государственный педагогический университет; 628403, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2; e-mail: natali-270171@mail.ru.
К ПРОБЛЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: духовно-нравственное воспитание, дети младшего школьного возраста, внеурочная деятельность, начальная школа.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников. Несмотря на значимость данного направления для современной начальной школы, тем не менее, остаются вопросы по практической реализации технологий духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста. Определяя возможности внеурочной деятельности для решения обозначенной проблемы, необходимо обратиться к потенциалу анимационно-игровых программ. В статье рассматривается методика реализации программы внеурочной деятельности «ЮГРА - Мир, который строим мы», включающей знакомство младших школьников с традициями, культурными и нравственными ценностями народов, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе. В результате постепенного знакомства младших школьников с культурой народов ЮГРЫ происходит осмысленное восприятие традиционных ценностей и их воплощение в мультипликационных фильмах, которые создаются детьми.
Abramovskikh Natal'ya Viktorovna,
Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Professor of Department of the Theory and Methods of Preschool and Primary Education, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia.
TO THE PROBLEM OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN
KEYWORDS: spiritual and moral education, junior schoolchildren, extracurricular activities, primary school.
ABSTRACT. The article dwells on the problem of spiritual and moral education of junior schoolchildren. In spite of the importance of this aspect for the modern primary school, many questions of practical realization of the technologies of spiritual and moral development of junior schoolchildren still remain unanswered. To define the possibilities of extracurricular activities for the solution of the designated problem it is necessary to address the potential of video game animation programs. The article considers a technique of implementation of the program of extracurricular activities "UGRA - the World which is built by us", including the acquaintance of junior schoolchildren with traditions, cultural and moral values of the peoples living in Khanty-Mansiisk Autonomous Okrug. As a result of step-by-step acquaintance of junior schoolchildren with the culture of the peoples of UGRA there takes place conscious perception of traditional values and their embodiment in animated movies created by children.
I
современном обществе большое ) внимание уделяется проблеме духовно-нравственного воспитания личности, включая аспекты развития толерантности, культуры межнационального общения, социальной активности, гражданской идентичности начиная с дошкольного и младшего школьного возраста [8; 11; 14]. Уровень развития культуры общения в совокупности представляет собой единство общечеловеческих и национальных ценностей, которые своеобразно проявляются в тех или иных районах, регионах, государствах в целом. В «Декларации принципов толерантности», принятой и подписанной 16 ноября 1995 г. 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая Россию, толерантность
определяется не только как моральный долг, но также как и политическое и правовое требование. С точки зрения профессора С. Шермухамедова, «Назначение культуры межнациональных отношений - способность к более углубленному познанию этносами друг друга и усиление взаимоотношений между ними. Все это достигается терпимостью, соблюдением общепринятых норм взаимодействия, может способствовать сформировавшимся в социально-психологическом плане стереотипам мышления и поведения» [15, с. 35].
В современном мире можно наблюдать две противоположные и одновременно взаимодополняющие тенденции - смешение и взаимопроникновение культур, с од-
© Абрамовских Н. В., 2016
ной стороны, и возрастание интолерантно-сти к представителям других культур - с другой. Взаимодействие различных межнациональных групп в едином культурном, географическом и политическом пространстве сопровождается своими особенностями и сложностями. Это может привести к множеству проблем в обществе, включая проблему межнациональных конфликтов, ксенофобии, отсутствия культуры толерантного отношения друг к другу [7]. Поэтому становится актуальным развитие уважительного отношения к культуре разных народов, формирования гражданской идентичности через аспект формирования представлений о культуре разных народов, обычаях, традициях, воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст представляет собой один из важнейших периодов в развитии личностных качеств детей, что определяет необходимость создания условия для духовно-нравственного развития детей. У младших школьников преобладает непроизвольное внимание, поэтому их привлекает занимательный интересный материал, который они охотно используют в своей практической деятельности [10]. Они отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте - это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образа в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т.д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счет все более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается [6].
Поступки обучающихся этого возраста зачастую носят подражательный характер или вызываются спонтанно возникающими внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процессе духовно-нравственного воспитания. Весьма важно, в частности, развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения. Младшие школьники проявляют интерес к применению информационно-коммуникационных технологий в совместной работе со сверстниками.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России особое внимание уделяется развитию патриотизма. «Патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей
стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, то есть край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос». [4, с. 5] Основными чертами и критериями патриотического воспитания в том числе являются: осознание и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми, гармонизация общечеловеческих и национальных интересов, неразделенное чувство национальной и межнациональной гордости, интерес к культуре своего народа, других народов своей страны, доброжелательность и такт во взаимоотношениях.
Проблема патриотического и гражданского воспитания личности представлена в работах о личностно-ориентированной системе образования (Е. В. Бондаревская); о подходах и принципах к поликультурному образованию (В. В. Макаев, Л. Л. Супрунова, М. Г. Тайчинов); концепции менталеобра-зующей функции образования (Б. С. Гер-шунский, Е. В. Бондаревская) и единстве национального менталитета (Р. Г. Адулатипов, Г. С. Денисова, О. Н. Дамениа); в теории социального взросления и этнической социализации личности (А. В. Брушлинский, Е. П. Белинская, Б. А. Вяткин, М. Р. Гинзбург, В. С. Саблин, Д. Н. Фельдштейн) и др.
Для Ханты-Мансийского автономного округа проблема межнационального общения является достаточно актуальной. Статистические данные показывают, что в настоящее время в регионе проживают представители 17-ти национальностей, в том числе русские (66,06%), украинцы (8,6%), татары (7,51%), башкиры (2,5 %), азербайджанцы (1,75%), ханты (1,2%), манси (0,69%) и представители других национальностей [2]. Обучение детей в школах создает некоторые трудности для педагога в выстраивании системы взаимоотношений между представителями разных этносов, культур и народов.
В профессиональную компетенцию учителя начальной школы в соответствии с Профессиональным стандартом педагога входит владение всеми формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков; учитель должен использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников; владеть ИКТ-компетенциями; обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста и т.д. [9]
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует от современных выпускников начальной школы не только усвоение
предметных программ, овладение универсальными учебными действиями, но и духовно-нравственное развитие, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, формирование патриотизма и т.д. ФГОС НОО предполагает реализацию деятельностной модели обучения, цель которой заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности [12]. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие, реализацию творческого потенциала каждого ребенка.
Введение новых ФГОС [1; 13] обусловило создание в рамках педагогического процесса в начальной школе особых учебных ситуаций, в которых обучающиеся с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные познавательные, исследовательские действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание, то есть осваивают универсальные способы деятельности. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности. При этом необходимо отметить огромный воспитательный потенциал внеурочной деятельности в проектировании таких ситуаций, направленных на духовно-нравственное, патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста [5]. Формы организации внеурочной деятельности могут быть различными, но особо привлекательными для детей младшего школьного возраста являются анимационно-игровые программы. Такие программы способствуют вовлечению обучающихся в условную, увлекательно-развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим воздействием, содержащую изучаемые знания, умения и навыки.
Функции анимационно-игровых программ в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний, облегчающей усвоение учебного материала, оказывающей внушающее воздействие. Работа с анимационно-игровыми программами порождает в обучающихся разнообразные эмоционально-психические состояния, переживания, углубляющие познание, возбуждение, внутренние стимулы, влечения к учебной работе, снимающие напряжение, усталость, ощущение перегрузок при изучении любых предметов учебного плана [3].
В процессе обучения и игры моделируются любые жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений. Элементы игры могут быть введены в любую форму обучения как часть в целое. Обучающее значение игры состоит в облегчении усвоения обучающимися сложного материала с помощью яркой, эмоционально насыщенной увлекательной формы его воспроизведения.
В рамках данной статьи предлагается опыт по применению анимационно-игровой программы для внеурочной деятельности, направленной на духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Основной формой реализации данной программы является создание по итогам совместной деятельности детей мультипликационного фильма. Особую актуальность данный вид деятельности приобретает в связи с объявленным в России 2016 годом КИНО.
Мультипликация как одна из форм экранного искусства представляет собой синтетический вид, объединяющий живопись, графику, музыку, литературу, элементы театра и танца [3]. Выразительно-изобразительные средства каждого из этих видов искусства по-своему (очень разнообразно и богато) воздействуют на представление, воображение, зрительную память, мыслительную активность, раскрытие творческого потенциала. Комплекс факторов: сюжетность, зримость образов, звуковое сопровождение заставляют зрителя сопереживать, сопрожи-вать героям сюжета, а у ребенка младшего школьного возраста вызывает сильную эмоционально-чувственную реакцию, проявляющуюся, в самых разных формах, в том числе в виде речевого высказывания.
Таким образом, создание мультфильма может выступать в качестве формы образовательной работы, представляющей внешнее выражение согласованной деятельности взрослых и детей, обуславливающей способ, временной и порядковый режим организации их взаимодействия в процессе просмотра и обсуждения видеоматериалов.
Сегодня очень важно решить задачу нравственного воспитания детей и молодежи через знания, раскрытие нравственных ценностей, формирование умений делать правильный выбор между дружбой и конфликтом, правильным и неправильным, добром и злом.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югра 2016 год объявлен годом ДЕТСТВА. В связи с чем мальчики и девочки должны почувствовать, что в их руках будущее их региона и России в целом. «ЮГРА - Мир, который строим Мы» - анимационно-игровая программа внеурочной деятельно-
сти, которая носит метапредметный комплексный характер, модули которой как ступеньки ведут младших школьников вверх к познанию традиций народов, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре, духовно-нравственных понятий, лежащих в основе культурных ценностей разных этносов, служат ценностно-смысловым ориентиром. Цель деятельности педагога в рамках любого из предлагаемых модулей -превращение зрителя в активного соучастника происходящего, который вынужден думать, перевоплощаться, сопереживать, сочувствовать, отделять появляющуюся у него эмоцию, осмысливать ее, делиться ею и раскрываться в сюжете мультипликационного фильма. Иными словами, цель каждого модуля - осмысленное проживание младшим школьником события, традиции, культурной ценности народов региона, спровоцированное педагогической ситуацией.
Кроме приобретения знаний в разных сферах науки, у детей происходит формирование ИКТ-компетенций, работа над мини-проектами и создание как итогового продукта мультипликационного фильма будет способствовать развитию таких качеств, как отзывчивость, чуткость, умений прийти на помощь, толерантность, гражданская идентичность. Реализация данной программы во внеурочной деятельности поможет младшим школьникам без нравоучений и нотаций осознать такие понятия, как Родина, доброта и дружба, зло и война, ответственность и интернационализм, труд, борьба со злом, а также научит детей выражать свои мысли грамотным, красочным языком рассказа, сказки, сказания, рассказывать с выражением, доносить через созданный ими сказочный или реальный образ героя свои мысли до зрителя. Использование различных игровых приемов приводит к раскрепощению младших школьников и активизации их фантазии, что создает благоприятную атмосферу сотворчества и поиска. Система заданий внутри каждого модуля готовит и приводит участников к ключевой фазе - созданию мультфильма заданного формата и является условной организационной границей каждого модуля и одним из показателей эффективности его реализации. В этих условиях внимание педагога обязательно должно концентрироваться на следующих задачах. Необходимо:
• способствовать эмоциональной включенности и мотивированности каждого ребенка в каждом модуле реализации проекта;
• создавать условия каждому ребенку для субъектной оценки обсуждаемых ценностей, традиций в рамках конкретного модуля.
Основная цель анимационно-игровой программы внеурочной деятельности - ду-
ховно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста через знакомство с культурой и традициями народов, проживающих в ХМАО-Югре.
Предполагается, что в процессе использования различных форм работы с мультипликационным фильмом в рамках анимационно-игровой программы внеурочной деятельности «ЮГРА - Мир, который строим Мы», могут быть получены следующие положительные эффекты:
• активное включение младших школьников в совместную деятельность через создание мультфильма;
• понимание значимости рассматриваемых в рамках мультфильмов понятий, традиций, нравственных ценностей разных этносов;
• эмпатийное восприятие описываемых в рамках мультфильма сюжетов, традиций, поступков и реакций персонажей;
• яркость речевого описания сюжета мультфильма;
• приобретение нового социального опыта;
• аргументированность анализа сюжетов создаваемых мультипликационных фильмов;
• оценочно-речевая активность младших школьников при создании сюжетов будущих мультфильмов;
• эмоционально-чувственное раскрепощение младших школьников, находящее свое выражение в спонтанных речевых высказываниях.
На подготовительном этапе реализации анимационно-игровой программы внеурочной деятельности учитель организует информационное сопровождение мероприятия в рамках программы, проводит диагностику ИКТ-компетенций детей с целью определения возможностей каждого участника проекта.
На основном этапе организуется работа с группой детей в рамках внеурочной деятельности, включающая знакомство с технологией производства анимационных фильмов, поддержку интереса к данному виду деятельности. В рамках вводного модуля младшие школьники знакомятся с историей родного края и города, определяют состав микро-групп в рамках которых будут реализовывать свои проекты в модулях анимационно-игровой программы. Содержание анимационно-игровой программы носит модульный характер, младшие школьники постепенно знакомятся с традициями и культурными ценностями народов, проживающих в ХМАО-Югре. При этом используются как игровые, так и другие продуктивные формы организации деятельности детей. Программа включает в себя модули - «Игры народов Югры», «Сказки народов Югры», «Праздники народов Югры», «Религия народов Югры».
На заключительном этапе реализации программы младшие школьники представляют отчет о проделанной работе одноклассникам, родителям, обсуждают получившиеся результаты деятельности, выявляют проблемы и пути их решения. В качестве итогового мероприятия в рамках реализации анимационно-игровой программы внеурочной деятельности предполагается проведение фестиваля мультфильмов -МультиТАВРА, на котором идет демонстрация и защита детьми младшего школьного возраста созданных мультипликационных фильмов и вручение призов в соответствующих номинациях победителям и призерам фестиваля. Фестиваль приурочен к Международному дню анимации, отмечаемому ежегодно 28 октября.
Оценка эффективности реализации программы осуществляется по следующим критериям: активное участие детей младшего школьного возраста во всех проводимых мероприятиях в рамках проекта; установление дружеских контактов между участниками проектной деятельности; расширение знания детей младшего школьного возраста о культурных ценностях разных этносов, проживающих в регионе.
Таким образом, реализация содержания анимационно-игровой программы в рамках внеурочной деятельности способствует духовно-нравственному воспитанию младших школьников, формированию основ гражданской идентичности, чувства гордости за город, в котором живут, формированию ценностного отношения к культуре своего народа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы // утверждена распоряжением правительства Российской федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р.
2. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы». Постановление правительства от 9 октября 2013 г. № 413-п.
3. Гребенникова О. М., Гусакова И. Н., Михайличенко Л. Д., Ярмолинская М. В. Речевое развитие детей младшего школьного возраста средствами мультипликации // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2009. №12. С. 137°.
4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. М. : Просвещение, 2014.
5. Дармодехин С. В. Воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов. URL: http://www.niisv.ru/ newsection2448.
6. Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Теории обучения и воспитания : учебник. М. : Академия, 2012. С. 142-158.
7. Казаева Е. А. Методологические положения интегративного подхода в аспекте гражданского воспитания молодежи // Высшее образование сегодня. 2009. № 3. С. 61-63.
8. Лашкова Л. Л. Поддержка детской индивидуальности в проектной деятельности // Педагогика. Актуальные научные исследования. Теория и практика : сборник научных докладов. Sp. z o.o. «Diamond trading tour». 2015. С. 109-111.
9. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, среднем общем, основном общем образовании). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н, г. Москва. URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html.
1°. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии : учебное пособие / под. ред. В. П. Сергеевой. М. : Академия, 2012. С. 181-197.
11. Толмачев А. В., Толмачева В. В. некоторые подходы к определению сущности учебной мотивации // СМАЛЬТА. 2014. № 5. С. 51-54.
12. Федеральный государственный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. М. : Просвещение, 2011.
13. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. М. : Омега-Л., 2014.
14. Шанц Е. А. Педагогические аспекты изучения вопросов социальной активности личности // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования и науки. 2009. №4. С.222.
15. Шермухомедов С. К вопросу о культуре межнационального общения // Философия науки. 1990. № 8. C. 35.
LITERATURA
1. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-202° gody // utverzhdena rasporyazheniem pravitel'stva Rossiyskoy federatsii ot 22 noyabrya 2012 g. № 2148-r.
2. Gosudarstvennaya programma Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga - Yugry «Razvitie obrazovaniya v Khanty-Mansiyskom avtonomnom okruge - Yugre na 2014-2020 gody». Postanovlenie pravitel'stva ot 9 oktyabrya 2013 g. № 413-p.
3. Grebennikova O. M., Gusakova I. N., Mikhaylichenko L. D., Yarmolinskaya M. V. Rechevoe razvitie detey mladshego shkol'nogo vozrasta sredstvami mul'tiplikatsii / / Pis'ma v Emissiya. Offlayn: elektronnyy nauchnyy zhurnal. 2009. №12. S. 1370.
4. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo vospitaniya i razvitiya lichnosti grazhdanina Rossii. M. : Prosveshchenie, 2014.
5. Darmodekhin S. V. Vospitatel'nyy komponent Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov. URL: http://www.niisv.ru/ newsection2448.
6. Zagvyazinskiy V. I., Emel'yanova I. N. Teorii obucheniya i vospitaniya : uchebnik. M. : Akademiya, 2012. S. 142-158.
7. Kazaeva E. A. Metodologicheskie polozheniya integrativnogo podkhoda v aspekte grazhdanskogo vospitaniya molodezhi / / Vysshee obrazovanie segodnya. 2009. № 3. S. 61-63.
8. Lashkova L. L. Podderzhka detskoy individual'nosti v proektnoy deyatel'nosti // Pedagogika. Aktual'nye nauchnye issledovaniya. Teoriya i praktika : sbornik nauchnykh dokla-dov. Sp. z o.o. «Diamond trading tour». 2015. S. 109-111.
9. Professional'nyy standart. Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshchem, srednem obshchem, osnovnom obshchem obrazovanii). Utverzhden prikazom Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n, g. Moskva. URL: http: //www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html.
10. Teoreticheskie osnovy organizatsii obucheniya v nachal'nykh klassakh. Pedagogicheskie tekhnologii : uchebnoe posobie / pod. red. V. P. Sergeevoy. M. : Akademiya, 2012. S. 181-197.
11. Tolmachev A. V., Tolmacheva V. V. nekotorye podkhody k opredeleniyu sushchnosti uchebnoy motivatsii // SMAL"TA. 2014. № 5. S. 51-54.
12. Federal'nyy gosudarstvennyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya: tekst s izm. i dop. na 2011 g. M. : Prosveshchenie, 2011.
13. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ. M. : Omega-L., 2014.
14. Shants E. A. Pedagogicheskie aspekty izucheniya voprosov sotsial'noy aktivnosti lichnosti // Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya i nauki. 2009. №4. S.222.
15. Shermukhomedov S. K voprosu o kul'ture mezhnatsional'nogo obshcheniya // Filosofiya nauki. 1990. № 8. C. 35.
Рекомендует д-р пед. наук Казаева Е. А.