Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал библиотеки в формировании духовно-нравственной культуры детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья'

Воспитательный потенциал библиотеки в формировании духовно-нравственной культуры детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
575
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с ограниченны-ми возможностями здоровья / духовно-нравственная культура / дети младшего школьного возраста / внеурочные занятия в школьной библиотеке / children with disabilities / spir-itual and moral culture / junior school children / extracurricular activities in the school library

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гудина Татьяна Викторовна, Казанская Вера Львовна

Статья посвящена проблеме формирования духовно-нравственной куль-туры младших школьников с ограниченны-ми возможностями здоровья (ОВЗ). Немало-важная роль в приобщении детей к нрав-ственным принципам и воспитании духов-ности принадлежит учебным библиотекам общеобразовательных школ. Выявлено, что духовно-нравственное воспитание в условиях внеурочной работы в школьных библиотеках представляет собой комплексный процесс, в результате которо-го формируется моральное сознание, нрав-ственное отношение к поступкам детей с ОВЗ, приобщение к духовному богатству поколений. Таким образом, выявленные уровни сформированности духовно-нравственной культуры детей младшего школьного воз-раста с ОВЗ позволили сделать вывод о необходимости проведения целенаправлен-ной педагогической работы, способствую-щей формированию культурных представ-лений, нравственных установок детей во внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гудина Татьяна Викторовна, Казанская Вера Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE LIBRARY IN THE SPIRITUAL AND MORAL CULTURE FORMATION FOR JUNIOR SCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES

The article discusses the problem of the spiritual and moral culture formation in junior school children with disabilities. Educa-tional libraries at comprehensive schools play an important role in fostering spirituality and introducing children to moral principles. It has been revealed that spiritual and moral education in extracurricular activities held in school libraries is a complex process that con-tributes to the moral consciousness formation, development of moral attitude to the behavior of children with disabilities, familiarization with the spiritual wealth of generations. Thus, the identified levels of the spiritual and moral culture formation in junior school chil-dren with disabilities make it possible to con-clude that it is necessary to focus pedagogical efforts on the formation of children’s cultural ideas and moral attitudes in extracurricular ac-tivities.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал библиотеки в формировании духовно-нравственной культуры детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

DOI 10.23859/1994-0637-2019-3-90-15 УДК 378.147.88

Гудина Татьяна Викторовна

Доктор педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: [email protected]

Казанская Вера Львовна

Доцент,

Московский педагогический государственный университет (Москва, Россия) E-mail: [email protected]

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БИБЛИОТЕКИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования духовно-нравственной культуры младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Немаловажная роль в приобщении детей к нравственным принципам и воспитании духовности принадлежит учебным библиотекам общеобразовательных школ.

Выявлено, что духовно-нравственное воспитание в условиях внеурочной работы в школьных библиотеках представляет собой комплексный процесс, в результате которого формируется моральное сознание, нравственное отношение к поступкам детей с ОВЗ, приобщение к духовному богатству поколений.

Таким образом, выявленные уровни сформированности духовно-нравственной культуры детей младшего школьного возраста с ОВЗ позволили сделать вывод о необходимости проведения целенаправленной педагогической работы, способствующей формированию культурных представлений, нравственных установок детей во внеурочной деятельности.

© Гудина Т. В., Казанская В. Л., 2019

Gudina Tatiana Viktorovna

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: [email protected]

Kazanskaya Vera Lvovna

Associate Professor, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia) E-mail v.kazanskaya@yandex

THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE LIBRARY IN THE SPIRITUAL AND MORAL CULTURE FORMATION FOR JUNIOR SCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES

Abstract. The article discusses the problem of the spiritual and moral culture formation in junior school children with disabilities. Educational libraries at comprehensive schools play an important role in fostering spirituality and introducing children to moral principles.

It has been revealed that spiritual and moral education in extracurricular activities held in school libraries is a complex process that contributes to the moral consciousness formation, development of moral attitude to the behavior of children with disabilities, familiarization with the spiritual wealth of generations. Thus, the identified levels of the spiritual and moral culture formation in junior school children with disabilities make it possible to conclude that it is necessary to focus pedagogical efforts on the formation of children's cultural ideas and moral attitudes in extracurricular activities.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, духовно-нравственная культура, дети младшего школьного возраста, внеурочные занятия в школьной библиотеке

Keywords: children with disabilities, spiritual and moral culture, junior school children, extracurricular activities in the school library

Введение

Кризис духовно-нравственных приоритетов, являющийся отражением перемен, произошедших в общественном сознании и культурной политике государства, затрагивает различные слои населения и общественные социальные институты. Многолетнее отчуждение человека от духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры привело к напряжению, выразившемуся в крайне неблагоприятной социально-общественной атмосфере, которая характеризуется открытой пропагандой распущенности нравов [6].

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет приоритетное значение уже на уровне начального школьного образования. При этом немаловажная роль в приобщении детей к нравственным принципам и воспитании духовности принадлежит библиотекам [2].

Основная часть

Духовно-нравственное воспитание в условиях библиотек представляет собой комплексный процесс, в результате которого формируется моральное сознание, нравственное отношение к поступкам детей и подростков с ОВЗ, приобщение к духовному богатству поколений [1], [3].

Исследованиями проблемы становления духовно-нравственного воспитания занимались такие ученые, как Т. И. Бабаева, С. А. Козлова, Л. В. Коломийченко, Л. А. Парамонова и др.

Определение сущности и специфики составляющих компонентов, механизмов развития и регуляции духовно-нравственного воспитания на разных этапах онтогенеза рассматривались в трудах Т. В. Антонова, Я. З. Неверович, Р. В. Овчарова, Е. О. Смирнова и др.

Таким образом, анализ современных исследований обозначенных проблем позволяет констатировать целесообразность воспитания нравственной культуры детей младшего школьного возраста с ОВЗ средствами библиотеки, что еще раз обусловливает актуальность проблемного поля нашей работы.

По результатам анализа педагогической литературы была определена цель опытно-экспериментальных изысканий, которая заключалась в выявлении уровней сфор-мированности духовно-нравственной культуры детей младшего школьного возраста с ОВЗ посредством проведения внеурочных занятий в библиотеке общеобразовательной школы [4].

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи экспериментальной работы:

1) подобрать методики диагностики уровней сформированности духовно-нравственной культуры младших школьников с особенностями развития средствами школьной библиотеки;

2) осуществить эмпирическое исследование и изучить особенности формирования духовно-нравственного культуры младших школьников с ОВЗ средствами библиотеки;

3) на основе полученных данных провести количественный и качественный анализ особенностей формирования духовно-нравственной культуры младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами учебной библиотеки общеобразовательной школы;

4) выявить значимые корреляционные связи между показателями двух диагностических методик оценки уровней сформированности духовно-нравственной культуры детей младшего школьного возраста с особенностями развития средствами школьной библиотеки.

Исследование проводилось на базе учебных библиотек общеобразовательных школ Вологодской области среди учащихся младших классов с ОВЗ. Экспериментальную группу составили 100 детей младшего школьного возраста с особенностями развития.

Опытно-экспериментальная работа по обозначенной проблеме проходила в три этапа (см. табл. 1).

Таблица 1

Этапы опытно-экспериментальной работы

Цель Методы Показатели

Предварительный этап

Формирование диагностической группы, представляющей совокупность младших школьников с ОВЗ Сбор сведений об экспериментальной группе младших школьников с ОВЗ, подбор диагностических методик, направленных на выявление уровней сформированности духовно-нравственной культуры школьников средствами библиотеки - Данные об успеваемости младших школьников с ОВЗ в освоении школьной программы. - Ресурсная обеспеченность учебных библиотек Вологодской области

Основной этап

Получение диагностических сведений об уровнях сформированности духовно-нравственной культуры средствами библиотеки у экспериментальной группы Метод наблюдения. Проективный метод. Проведение методики, направленной на выявление уровней сформированности духовно-нравственной культуры младших школьников с ОВЗ средствами библиотеки Выделенные критерии диагностики

Заключительный этап

Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по выявлению уровней сформированно-сти духовно-нравственной культуры младших школьников с ОВЗ средствами библиотеки Количественный и качественный анализ полученных результатов. Математическая обработка полученных данных (методы описательной статистики, математические методы вычисления значимости различий (коэффициент корреляции Спирмена), исследования связи между параметрами (метод ранговой корреляции)) Значимые уровни корреляционных связей между показателями

В ходе настоящей опытно-экспериментальной работы был проведен констатирующий эксперимент, который обусловливался поставленной в начале работы целью. Нами была разработана диагностическая программа, включающая в себя методику выявления различных диагностических показателей оценки духовно-нравственной культуры детей посредством внеурочных занятий в школьной библиотеке, а также последующий расчет достоверности различий между результатами двух диагностических методик для того, чтобы оценить корреляционные связи между показателями (см. табл. 2).

Таблица 2

Диагностическая программа

Диагностический показатель Цель Методика

Духовно-нравственная воспитанность Выявить уровень духовно-нравственной воспитанности младших школьников с ОВЗ посредством проведения внеурочных занятий в библиотеке Диагностика духовно-нравственной воспитанности (М. И. Шилова)

Отношение к духовно-нравственным нормам Выявить отношение к духовно-нравственным нормам после проведения внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста с особенностями развития средствами библиотеки Закончи предложение (Н. Е. Богуславская)

Расчет достоверности различий Оценить различия между результатами двух диагностических методик Коэффициент корреляции Спирмена

Обратимся к более подробному рассмотрению каждой методики.

В рамках настоящего исследования для оценки обозначенного уровня проведем диагностическую методику М. И. Шиловой «Диагностика духовно-нравственной воспитанности».

Цель: выявить уровень духовно-нравственной воспитанности младших школьников с ОВЗ посредством проведения внеурочных занятий в библиотеке.

Описание методики. В учебных библиотеках общеобразовательных школ Вологодской области воспитание нравственной культуры личности осуществляется совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и библиотеки. С этой целью в библиотеках организован родительский клуб «Библиотека и семья», на занятиях которого рассматриваются вопросы воспитания ребенка в семье, приобщение его к духовно-нравственным и культурным ценностям.

На одном из занятий этого клуба была проведена лекция для родителей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, вошедших в экспериментальную группу, в которой педагог и библиотекарь провели опрос. Так, родителям детей необходимо было ответить на 20 вопросов анкеты и выбрать один из трех предложенных ответов, формирующих качественные признаки духовно-нравственной воспитанности ребенка.

Процедура проведения. Диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ) отражает пять основных показателей:

1) отношение к обществу, патриотизм;

2) отношение к умственному труду;

3) отношение к физическому труду;

4) отношение к людям (проявление нравственных качеств личности);

5) саморегуляция личности (самодисциплина).

По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют родители. Полученное числовое значение определяет уровень духовно-нравственной воспитанности личности ученика, который соответствует следующим характеристикам, представленным в табл. 3 [5].

Таблица 3

Уровни сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников с ОВЗ средствами библиотеки (по методике М. И. Шиловой «Диагностика духовно-нравственной воспитанности»)

Уровень Показатель Характеристика уровней

Высокий 31-40 баллов Проявляет самостоятельность в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции

Средний 21-30 баллов Проявляет частичную самостоятельность в организации деятельности и поведении, активная общественная позиция еще не вполне сформирована

Низкий 0-20 баллов Слабый неустойчивый опыт положительного поведения, который регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом регуляция деятельности и поведение ситуативны. Проявления отрицательного опыта поведения ученика с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, наблюдается неразвитость самоорганизации и саморегуляции

Однако необходимо помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить общую тенденцию духовно-нравственной воспитанности в экспериментальной группе и предусмотреть целенаправленную работу как с группой в целом, так и с отдельными детьми.

Далее перейдем к рассмотрению второй методики Н. Е. Богуславской «Закончи историю».

Цель: выявить отношение к духовно-нравственным нормам после проведения внеурочных занятий в библиотеке у младших школьников с проблемами в развитии.

Описание методики. В школьных библиотеках, участвующих в эксперименте, ведется работа с учащимися всех возрастов по программе духовно-нравственного воспитания «Библиотека, книга, духовность». Ее цель: через устные, наглядные, массовые формы работы воспитать в детях нравственные нормы, ознакомить их с ценностями православной культуры, помогать родителям в воспитании и развитии личности ребенка на основе ценностей отечественной культуры.

В рамках программы, рассчитанной на год, организуются тематические, персональные, книжные выставки, презентации, акции, составляются рекомендательные списки литературы.

В библиотеке разработан план мероприятий. Он реализуется по следующим направлениям программы:

1. «Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни». Библиотекарь совместно с педагогами в течение года проводит школьные конкурсы, такие как конкурс детских творческих работ «Моя семья», творческий конкурс «Новогодние игрушки», конкурс «Нарисуй книгу». Ежегодно проводится ряд мероприятий: игра «Путешествие в страну Светофорию», фотовыставка «Осенний калейдоскоп», праздник «Масленица».

Следует отметить, что участие в творческих конкурсах повысило уровень познавательной деятельности детей и активизировало интерес школьников к занятиям по духовно-нравственному развитию.

2. «Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)». В течение учебного года совместно с педагогами сотрудники школьных библиотек, участвующих в эксперименте, организуют выезды детей на природу, экскурсии в лес. Дети наблюдают за природой, изучают жизнь растений и животных, учатся бережному отношению к окружающему миру. Проводятся рекомендательные беседы по книгам на эту тему.

3. «Воспитание ценностного отношения к прекрасному». Школьные библиотекари организуют выставки «Картины русских художников», посвященные творчеству художников-передвижников, выставки детского рисунка.

Даются анонсы культурных мероприятий, выставок, театральных представлений, концертов, рекомендованных к посещению и способствующих формированию у детей ценностного отношения к прекрасному, развитию их творческого потенциала.

4. «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека». Школьные библиотекари проводят занятия на такие темы, как «Наши права и обязанности», «Моя Родина - Россия», «Гимн, флаг - символы России», «Конституция - главный закон страны», «История нашей области», «Памятники героям России» и др.

Ко Дню Победы проводятся видеолектории и презентации книг, посвященных Великой Отечественной войне. Ведущую роль в патриотическом воспитании учащихся играют тематические беседы, встречи с военными, книжные выставки.

5. «Воспитание нравственных чувств и этического сознания». По данному направлению библиотека ставит целью формирование гуманного отношения детей друг к другу, воспитание у них нравственных чувств. В связи с этим с детьми организуются беседы на этические темы, громкие чтения художественной литературы, просмотры фильмов, экранизирующих произведения детской художественной литературы культурно-нравственного содержания.

6. «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни». Развитие культуры здоровья также является приоритетным направлением работы школьных библиотек с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, поэтому организуются беседы, видеолектории, выставки книг, конкурсы и игры, с помощью которых формируется установка на здоровый образ жизни, мотивация к занятиям спортом.

Так, на одном из вышеупомянутых мероприятий, организованных библиотеками, был проведен тест среди учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья экспериментальной группы.

Процедура проведения. Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить следующие предложения несколькими словами:

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то...

2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то.

3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно...

4. Когда в моем присутствии обижают человека, я.

5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я.

6. Если бы я был на месте учителя, я.

Обработка результатов. Библиотекарь проставляет баллы от 1 до 3 за каждое из 6 вышеупомянутых предложений, которые необходимо закончить. Соответственно, 1 балл - низкий уровень отношения к духовно-нравственным нормам; 2 балла -средний уровень; 3 балла - высокий уровень. Характеристики по каждому уровню в соответствии с их показателями представлены в табл. 4 [7].

Таблица 4

Уровни сформированности отношений к духовно-нравственным нормам младших школьников с ОВЗ средствами библиотеки (по Н. Е. Богуславской «Закончи историю»)

Уровень Показатель Характеристика уровней

Высокий 13-18 баллов Ребенок обосновывает свой выбор духовно-нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к духовно-нравственным нормам активное и устойчивое

Средний 7-12 баллов Духовно-нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к духовно-нравственным нормам еще недостаточно устойчивое

Низкий 0-6 баллов Ребенок не имеет четких духовно-нравственных ориентиров. Отношения к духовно-нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют

Таким образом, проведенные методики позволяют определить в ходе опытно-экспериментальной работы уровни сформированности духовно-нравственной культуры детей младшего школьного возраста с ОВЗ посредством внеурочных занятий в школьной библиотеке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Математическую обработку полученных данных предлагается осуществить с помощью методов описательной статистики, а именно - количественной оценки стати-

стического изучения связи между явлениями - коэффициента ранговой корреляции Спирмена - по следующей формуле [8]:

у а2

р=1 - 6 у^,

п — п

где d2 - квадрат разностей между рангами; п - количество признаков, участвующих в ранжировании.

Обратимся к результатам первой методики М. И. Шиловой «Диагностика духовно-нравственной воспитанности» (см. табл. 5).

Таблица 5

Результаты исследования уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами библиотеки (методика М. И. Шиловой)

Уровни развития Абсолютное число респондентов, чел. Процентное соотношение

Высокий 20 20 %

Средний 55 55 %

Низкий 25 25 %

Всего 100 100 %

Для наглядности отобразим графически на диаграмме вышеупомянутые результаты (см. рис. 1).

Рис. 1. Схема результатов уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников с ОВЗ средствами библиотеки (методика М. И. Шиловой)

Таким образом, мы можем заключить, что у большинства младших школьников с особенностями развития наблюдается средний уровень сформированности духовно-нравственного воспитания, о чем свидетельствуют итоговые результаты - 55 %. Такие дети проявляют частичную самостоятельность в организации деятельности и поведении, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

В то же время низкий уровень показали четверть младших школьников экспериментальной группы, что обусловливается их слабым неустойчивым опытом положительного поведения, который регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Наконец, высокий уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами библиотеки отмечается лишь у 20 % респондентов.

Далее перейдем к анализу результатов второй методики «Закончи историю» Н. Е. Богуславской, итоговые подсчеты отображены в табл. 6.

Таблица 6

Результаты исследования уровней отношения к духовно-нравственным нормам у младших школьников с ОВЗ средствами библиотеки (методика Н. Е. Богуславской)

Уровни развития Абсолютное число респондентов, чел. Процентное соотношение

Высокий 30 30 %

Средний 50 50 %

Низкий 20 20 %

Всего 100 100 %

Отобразим результаты рассмотренной выше методики на диаграмме (см. рис.2).

50%

Высокий Средний Низкий

Рис. 2. Схема результатов исследования уровней отношения к духовно-нравственным нормам средствами библиотеки у младших школьников с ОВЗ (методика Н. Е. Богуславской)

Как мы видим по данным табл. 6 и рис. 2, большинство учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья демонстрируют средний уровень сформированности отношений к духовно-нравственным нормам после проведения внеурочных занятий в библиотеке, о чем свидетельствуют 50 % респондентов. У таких детей духовно-нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к исследуемым нормам еще недостаточно устойчивое.

Низкий уровень наблюдается у 20 % респондентов. Такие младшие школьники с особенностями развития не имеют четких духовно-нравственных ориентиров. Отношения к данным нормам у них неустойчивое, они неправильно объясняют поступки; эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

Наконец, согласно результатам методики «Закончи историю» Н. Е. Богуславской, почти треть младших школьников с ОВЗ (30 %) показали высокий уровень сформированности отношений к духовно -нравственным нормам после проведения внеурочных занятий в библиотеке. Эти дети обосновывают свой выбор духовно-нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нормам активное и устойчивое.

Выводы

В завершении настоящей опытно-экспериментальной работы посредством методов описательной статистики и методов вычисления значимости различий выявим значимые уровни корреляционных связей между показателями двух диагностических методик оценки сформированности духовно-нравственной культуры детей младшего школьного возраста с ОВЗ средствами библиотеки.

Поскольку Tkp > p (где p - выборочный коэффициент ранговой корреляции Спирмена, Tkp - критическое значение точки), то принимаем гипотезу о равенстве 0 коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Другими словами, коэффициент ранговой корреляции статистически не значим и ранговая корреляционная связь между оценками по двум тестам незначимая. Следовательно, связь результатов по выявлению уровня духовно-нравственной культуры детей младшего школьного возраста с особенностями развития средствами библиотеки умеренная и прямая, что говорит о достоверности обработанных данных.

Таким образом, на основании проведенного опытно-экспериментального исследования по обозначенной проблеме можно сделать вывод о необходимости проведения целенаправленной педагогической работы, способствующей формированию культурных представлений, нравственных установок детей с ОВЗ во внеурочной деятельности, начиная уже с первых классов общеобразовательных школ.

Литература

1. Байбаков А. М. Духовно-нравственное воспитание школьников: аспект воспитания толерантности // Грани познания. 2012. № 3 (17). С. 7-10.

2. Гудина Т. В. Педагогические ресурсы социокультурной реабилитации детей-инвалидов. Вологда: Вологодский государственный технический университет, 2009. 142 с.

3. Гущина О. А. Школьная библиотека - гарант информационной и духовной безопасности детей и подростков // Школьная библиотека. 2015. № 2. С. 8-10.

4. Гущина О. В. Формы и методы духовно-нравственного воспитания и просвещения в современной школе. Внеклассная и внеучебная работа // Scientific World. 2013. URL: https:// www.sworld.com.ua/ index.php/ ru/ pedagogy-psychology-and-sociology-113/theory-and-methods-of-studying-education-and-training-113/16763-113-0935 (дата обращения: 25.12.2018).

5. Диагностика нравственной воспитанности по методике М. И. Шиловой. URL: https://infourok.ru/diagnostika-nravstvennoy-vospitannosti-metodika-m-i-shilovoy-2869795.html (дата обращения: 25.12.2018).

6. Иванова Н. В. Воспитание духовно-нравственной культуры личности. Государственная политика. Основные направления работы библиотек. URL: http://ulyanovbib.blogspot.ru/2017/02/blog-post.html (дата обращения: 25.12.2018).

7. Методика «Закончи предложение» Н. Е. Богуславской // Младшие школьники. URL: https://infourok.ru/zakonchi-predlozhenie-metodika-n-e-boguslavskoy-2869779.html (дата обращения: 25.12.2018).

8. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. URL: http:// medstatistic.ru/ theory/ spir-men.html (дата обращения: 25.12.2018).

References

1. Baibakov A. M. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie shkol'nikov: aspekt vospitaniia tolerantnosti [Spiritual and moral education of pupils: the aspect of fostering tolerance]. Grani poznaniia [Dimensions of cognitions], 2012, no. 3 (17), pp. 7-10.

2. Gudina T. V. Pedagogicheskie resursy sociokul'turnoj reabilitacii detej-invalidov [Pedagogic resources of social and cultural rehabilitation for disabled children]. Vologda: Vologodskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet, 2009. 142 p.

3. Gushchina O. A. Shkol'naia biblioteka - garant informatsionnoi i dukhovnoi bezopasnosti detei i podrostkov [School library - a guarantor of information and spiritual security for children and teenagers]. Shkol'naia biblioteka [School library], 2015, no. 2, pp. 8-10.

4. Gushchina O. V. Formy i metody dukhovno-nravstvennogo vospitaniia i prosveshcheniia v sovremennoi shkole. Vneklassnaia i vneuchebnaia rabota [Forms and methods of spiritual and moral upbringing and education in modern schools. Extracurricular work]. Scientific World, 2013. Available at: https: // www.sworld.com.ua/ index.php/ ru/ pedagogy-psychology -and-sociology -113/ theory-and- methods- of- studying- education-and-training-113/ 16763-113-0935 (accessed: 25.12.2018).

5. Diagnostika nravstvennoi vospitannosti po metodike M. I. Shilovoi [Diagnostic assessment of moral educatedness according to M. I. Shilova]. Available at: https://infourok.ru/diagnostika-nravstvennoy-vospitannosti-metodika-m-i-shilovoy-2869795 .html (accessed: 25.12.2018).

6. Ivanova N. V. Vospitanie dukhovno-nravstvennoi kul'tury lichnosti. Gosudarstvennaia politika. Osnovnye napravleniia raboty bibliotek [Fostering spiritual and moral personal culture. State policy. Core aspects in the work of libraries]. Available at: http://ulyanovbib.blogspot.ru/2017/02/blog-post.html (accessed: 25.12.2018).

7. Metodika "Zakonchi predlozhenie" N. Е. Boguslavskoi [N. E. Boguslavskaya's teaching technique "Complete the sentence". Mladshie shkol'niki [Junior school children]. Available at: https://infourok.ru/zakonchi-predlozhenie-metodika-n-e-boguslavskoy-2869779.html (accessed: 25.12.2018).

8. Koeffitsient rangovoi korreliatsii Spirmena [Spearman rank correlation coefficient]. Available at: http://medstatistic.ru/theory/spirmen.html (accessed: 25.12.2018).

Для цитирования: Гудина Т. В., Казанская В. Л. Воспитательный потенциал библиотеки в формировании духовно-нравственной культуры детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 3 (90). С. 141-151. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-3-90-15

For citation: Gudina T. V., Kazanskaya V. L. The educational potential of the library in the spiritual and moral culture formation for junior school children with disabilities. Bulletin of the Cherepovets State University, 2019, no. 3 (90), pp. 141-151. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-3-90-15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.