Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников в процессе изучения фольклора во внеурочной деятельности'

Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников в процессе изучения фольклора во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1007
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ФОЛЬКЛОР / СКАЗКА / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / SPIRITUALLY-MORAL QUALITIES / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT / FOLKLORE / FAIRY TALE / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джанзакова Шолпан Исагалиевна, Шагаева Наталья Аркадьевна, Лукпанова Бибигуль Саныповна

В данной статье, опираясь на исследования ведущих педагогов, психологов и фольклористов, рассматривается фольклор как средство формирования духовно-нравственных качеств младших школьников. Авторами описывается экспериментальное исследование, направленное на формирование духовно-нравственных качеств младших школьников в процессе изучения фольклора во внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джанзакова Шолпан Исагалиевна, Шагаева Наталья Аркадьевна, Лукпанова Бибигуль Саныповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of spiritually-moral qualities of younger schoolchildren in the process of studying folklore in extracurricular activities

In this article based on the research of leading educators, psychologists, and folklorists, folklore is seen as a means of forming of spiritually-moral qualities of younger students. The authors describe a pilot study aimed at the formation of spiritually-moral qualities of younger schoolchildren in the process of studying folklore in extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников в процессе изучения фольклора во внеурочной деятельности»

ьс £

UJ S ъс о

LU

< а

LU

36

Литература:

1. Дунаева A.C.Культурологическая идея концепции языкового пол и культурного образования // Ученые записки. - 2015. - №1. (33). С. 170-177. [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer.ru/ 58071654-Kulturolog iches kaya-ideya-konce pcii-yazy kovogo-polikul turn og o-o brazovaniya-a-s-dunaeva.html (дата обращения: 20.12.2017).

2. Зиятдинова Ю.Н. Концептуальная модель интернационализации инженерного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Казань : Казанский (Приволжский) федеральный ун-т, 2016. - С. 46.

3. Евдоксина Н.В. Психологические особенности изучения иностранного языка студентами технических вузов // Вестник АГТУ. - 2007. - № 2 (37). - С. 273-279.

4. Колоницкая О.Л. Реализация концепции поликультурного образования и ее влияние на профессиональное становление личности обучаемого в техническом вузе // Эйдос. - 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2010/ 1210-01.htm (дата обращения: 14.04.2017).

5. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru (дата обращения: 14.09.2017).

6. Кирьянова Л.Г. Общество в контексте глобаль-но-локальныйх отношений. - Томск : Дельтаплан, 2007 - 136 с. [Электронный ресурс]. URL: https:// docviewer.yandex.ru (дата обращения: 15.04.2017).

7. Леонова О.Г. Национальная модель образования как цивилизационный ресурс в условиях глобализации // Ломоносовские чтения 2008: Российская государственность в XXI веке и глобальные проблемы мирового развития : сборник докладов / под общей редакцией проф. Л.И. Панковой. -М. :ТИИС, 2009.- 745 с.

8. Мурзатаева А.Т. Проблемы преподавания в неязыковом вузе . [Электронный ресурс]. URL: http:/ /www.rusnauka.com/(flaTa обращения: 14.12.2017).

9. Синагатуллин И.М. Глобальное образование как новая парадигма XXI века // Педагогические науки Башкортостана. - 2008. - №2(15). - С. 8-18.

10.Синагатуллин. И. М. Английский язык как глобальный феномен и его влияние на вопросы образования // Педагогика. - 2013 - №7. - С. 90-97. П.Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование в XXI веке // Язык и культура. - 2009. - № 2. -С. 96-110.

12.Табуева И.Н. Специфика преподавания иностранного языка в техническом вузе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - С. 947-950. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 18.11.2017).

13.Толстых В.И. Феномен глобализации // Глобалистика / ред.-сост. Мазур М. М., Чумаков А. Н. - М.: Радуга, 2003 - С. 186.

14.Фирсова С.П. Формирование поликультурной среды вуза в контексте гуманитаризации высшего технического образовании.(Электронный ресурс). URL: http://www.nop-dipo.ru (дата обращения: 14.04.2017).

15.Фролова В.П., Мирошниченко E.H. Обучение иностранному языку студентов технического вуза в контексте поликультурного образования // Trends in the development of modern linguistics in the age of globalization : materials of the international scientific conference on October 17-18,2015. - Prague : Vedecko vydavatelske centrum "Sociosfera-CZ", 2015. - 81 p. - P. 48 / http://sociosphera.com/files/ conference/2015/k-10 (дата обращения: 19.04.2017).

THE FORMATION OF SPIRITUALLY-MORAL QUALITIES OFYOUNGER SCHOOLCHILDREN INTHE PROCESS OF STUDYING FOLKLORE IN EXTRA CURRICULAR A CTIVITIES

Janzakova Shot pan Isagaliev, DSc of Pedagogical science, Professor, Department of Pedagogic, A tyrauState University named after Kh. Dosmukhamedov, Atyrau, Kazakhstan

Shagaeva Nataiya Arkadievna, PhD of Pedagogical sciences, Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, Elista, Republic of Kalmykia

Lukpanova Bibigui Sanypovna, Undergraduate student, Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, Elista, Republic of Kalmykia

in this article based on the research of leading educators, psychologists, and folklorists, folklore is seen as a means of forming of spiritually-moral qualities of younger students. The authors describe a pilot study aimed at the formation of spiritually-moral qualities of younger schoolchildren in the process of studying folklore in extracurricular activities.

Keywords: spiritual and moral education; spiritually-moral qualities; a Junior high school student; folklore; fairy tale;

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье, опираясь на исследования ведущих педагогов, психологов и фольклористов, рассматривается фольклор как средство формирования духовно-нравственных качеств младших школьников. Авторами описывается

extracurricular activities.

УДК373.3:398 ВАК РФ 13.00.02

©Джанзакова Ш.И., 2018 © Шагаева H.A., 2018 ©Лукпанова B.C., 2018

экспериментальное исследование, направленное на формирование духовно-нравственных качеств младших школьников в процессе изучения фольклора во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; духовно-нравственные качества; младший школьник; фольклор; сказка; внеурочная деятельность.

Основным фактором модернизации России является развитие духовно-нравственного гражданина. Построить современную инновационную экономику, не принимая во внимание человека, состояние и особенности его внутренней жизни, не может быть и речи. Скорость и направление развития современного общества главным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотиваци-онно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание будущего поколения, формирование в нем свойств духовно развитой личности, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Государственная политика ориентируется на усиленное внимание к вопросам воспитания подрастающего поколения (Национальная доктрина образования РФ), этому подтверждаются выступления и исследования ведущих специалистов в области педагогики, таких как: Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Н.Л. Селиванова, В.Д. Шадриков, Н.Е. Щуркова и др. [1; 2; 14].

Огромный вклад в теорию духовного формирования и нравственного развития человека, его высших психическихфункций были внесены психологами: Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, В.Н. Мясище-вым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и другими [4; 7; 10; 15]. Концепция развития личности с духовно-нравственной стороны изучалась в классических исследованиях теоретиков и практиков отечественной педагогики A.C. Макаренко, В.А. Сухо-млинским, К.Д. Ушинским, С.Т. Шацким, а также в трудах зарубежных исследователей В. Франком, Э. Фроммом и другими[11; 12; 13].

Анализируя исследования данных авторов, нами было сформулировано следующее определение, духовно-нравственные качества - это комплекс установленных и хорошо освоенных личностью моральных норм, основ и законов, которые, под воздействием возникших гуманных чувств, используются по собственной воле и правильно. Привычки, воспитанные в раннем детстве, устанавливают поведение человека в течении всего жизненного пути. В последующем результаты хорошего воспитания, транслируемые из поколения в поколение, будут оказывать влияние на нравственность народа на его характер.

Главную роль в духовно-нравственной консолидации общества назначается образованию, так как школа является единственным социальным институтом, сквозь который продвигаются все граждане Российской Федерации. Необходимо отметить, что, ценности личности первостепенно формируются в семье. Однако более системно, последовательно и полно духовно-нравственное развитие, воспитание личности осуществляется в области образования. По этой причине именно в школе необходимо сконцентрировать не только интеллектуальную, но и духовную, культурную стороны жизни учащегося.

Принимая во внимание, что духовно-нравственное воспитание стало основным условием реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования,

со

1-Н

о си

Q-<

СО си

ДЖАНЗАКОВА Шолпан

Исагалиевна, доктор

педагогических наук,

профессор, кафедра

Педагогики, А ты раус кий

государственный

университет

имени X. Досмухамедова,

А ты pay, Республика

Казахстан

[email protected]

---

kJ^7 С Ё

ШАГАЕВА Наталья Аркадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова, Элиста, Республика Калмыкия [email protected]

ЛУКПАНОВА Бибигуль Саныповна, магистрант, Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова, Элиста, Республика Калмыкия ЫЫди!.95.95@таИ. г и

37

ЪС

UJ

о

UJ

< a.

UJ

38

исследование нравственного развития младших школьников становится более актуальным в современном образовании. Младший школьный возраст имеет самостоятельное значение и является основным периодом детского развития, активного формирования личности, развития индивидуальности и механизмов поведения.

В ходе процесса духовно-нравственного воспитания в тесном общении и общей деятельности с одноклассниками и взрослыми у младшего школьника формируются интегрированные свойства личности - нравственные качества, которые, фиксируются у ребенка в нравственном опыте, рождая его нравственные действия, поступки и отношения. Процесс духовно-нравственного развитие младшего школьника предусматривает процедуру осознание ребёнком самого себя; развитие личностных механизмов поведения; развитие нравственных представлений, понятий и на их основе моральной оценки; возникновение новых мотивов поступков. Он связан с общим процессом социального и психического развития ребёнка, формированием целостной личности. Следовательно, формирование духовно-нравственной области личности младшего школьника есть процессусвоения ребенком нравственного опыта через освоение заданных обществом нравственных образцов, вырабатываемых на основе базисных этических понятий [6].

Отличительные особенности младшего школьного возраста предоставляют нам возможность считать данный возрастной период, во-первых, как самую ценную возрастную ступень в развитии личности, духовном становлении ребенка, а во-вторых, рассматривать его сензитивным для духовно-нравственного воспитания школьников.

По мнению М.И. Рожкова, в младшем школьном возрасте проявляются моральные качества, которые олицетворяют в себе те или иные моральные нормы, но такие качества еще слабо проявляются. У детей этого возраста еще недостаточно развито самосознание, поэтому они не могут осознать свои качества и соотнести их со своими поступками, в отношении же других людей могут. Умение видеть причину поступков в самом себе вырабатывается только в подростковом возрасте [9].

Понимание фольклора с различных взглядов рассматривалось в теории воспитания ученными-практиками О.И. Капица, Г.С. Виноградовым, А.П. Усовым, М.Ю. Новицкой, и другими. Этими исследователями отмечается боль-

шая заинтересованность детей произведениями фольклора [5; 3; 8].

В наше время, вместе с поиском современных технологий воспитания, растет интерес к фольклору, повышен интерес к народной педагогики. Фольклор является действенным и ярким средством, который содержит большой дидактический потенциал. Приобщение к фольклорным произведениям делают богаче чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, выполняет важную роль во всестороннем развитии.

Осваиваемые в начальных классах жанры фольклора представлены в достаточной степени. Множество материала о богатом жизненном опыте народа, его нравственных, социальных, семейных, религиозных воззрениях есть в жанрах фольклора: пословицы, поговорки, загадки, сказки.

У каждого жанра имеется своя функция: дается народная трактовка исторических явлений, содержится нравственный потенциал, который необходим для формирования личности, охватывает материал, расширяющий кругозор, создается требующийся эмоциональный настрой.

Практическая часть нашего исследования была проведена в МОБУСОШ п. МолодежныйЯш-кульского района. Эксперимент был организован и проведен в рамках внеклассной деятельности под руководством учителя начальных классов К.Г. Уразалиевой. Цель опытно-экспериментальной работы заключается в изучении и совершенствовании духовно-нравственных качеств учащихся начальной школы в процессе изучения фольклора.

Исследование состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Целью констатирующего этапа являлось выявление уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Диагностика уровня духовно-нравственных качеств необходима для отслеживания эффективности принятых методов духовно-нравственного воспитания и, в случае необходимости, последующей их корректировки [1]. Основными методами исследования были наблюдение, анкетирование, беседа, индивидуальный опрос.

Анализируя полученные материалы, детские сочинения, высказывания, мы пришли к выводу, что для младших школьников примером являются люди, обладающие сильно выраженными положительными качествами; они в большей степени ориентируются на общече-

ловеческие качества-ценности: добро, семья, честность, порядочность и т.д.

По уровню сформированности у младших школьников нравственных качеств их можно разделить на несколько групп.

Высокий уровень от 61-70 баллов (30%) ха-ра ктеризуется нал и ч ием более точ ного размера знаний об нравственных качествах; умением давать содержательную характеристику качеств; приводить примеры из жизни, соответствующие тому или иному качеству, умением использовать имеющиеся знания и основали в реальной жизни; наличием собственных суждений; осмыслением нравственных чувств; развитым чувством эмпатии.

Средний уровень от 51-60 баллов (60%) характеризуется наличием некоторого объема знаний о нравственных качествах; умением приводить примеры из жизни; размытостью соответственных суждений; недостаточной развитостью н ра вствен н ых чувств; ситуати вно-стью в поведении; средним уровнем эмпатии.

Для младших школьников с низким уровнем, 0-50 баллов (10%) характерны бессистемные, неглубокие знания о нравственных качествах; неосознанное поведение; нечеткие оценочные суждения; проявление негативного поведения; неустойчивость эмпатии. Не сформированность даже основных нравственных категорий обязательных для младшего школьного возраста таких, как дружба добро, мудрость и др. Причем чаще их представления не просто искажены, а отсутствуют совсем.

Проведенный комплекс диагностик сформированности нравственных качеств детей младшего школьного возраста показала, что у обучающихся экспериментальной групп доминируют признаки среднего уровня проявления нравственно-волевых качеств личности: ребенок мало самостоятелен, и не всегда саморегулирует свою деятельность, активную нравственную позицию. Преимущественно выразительными качествами формирующейся нравственности у младших школьников являются отношение к обществу, отношение к труду, отношение к близкому окружению.

Анализируя результаты методик, пришли к выводу, что для полного развития младшего школьника нужна целенаправленная воспитательная работа педагога, так как данный возраст является сенситивным для усвоения моральных норм нравственного развития, установления правильной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей. Младший школьный

возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, необходимостью нравственных норм и нравственных требований к другим, непосредственным поведением. Эти особенности являются залогом обучаемости и восприимчивости младших школьников, дают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

Следующий, формирующий этап нашего исследования был осуществлен во внеурочной деятельности. Огромное значение в формирование нравственных качеств у детей вносит знакомство с народными сказками, приданиями и легендами. На данном этапе была разработана программа, где использовались средства фольклора, активно использовались материалы устного народного творчества (сказки иханализ). Через сказки у ребенка формируется способность эмпатии, сострадания и радоваться, без которых человек не является человеком. На сегодняшний день необходимость в сказке является особенно актуальной. Ребенок охватывается сплошным увеличивающимся потоком информации. Однако, даже если у ребенка большая восприимчивость психики, то и она имеет свой предел. Ребенок быстро устает, нервничает, а вот сказка избавляет его сознание от всего ненужного, необязательного, фокусируя внимание на простой деятельности героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.

Большинство сказок дают полную убежденность в торжестве правды, и в том, что добро побеждает зло. Оптимистичность в сказках очень по душе детям, что увеличивает воспитательную ценность этого средства. В сказке, несмотря ни на что, торжествуют истина и добро. О чем бы не рассказывалось в сказке, она всегда занимает сторону обиженных и притесненных. В ней наглядно демонстрируется, где следуют верные жизненные пути человека, где его счастье и несчастье, какая его ждет расплата за промахи и что отличает человека от животных. Каждое действие героя сказки приводит к цели, к финальной победе. За ошибки необходимо расплатиться, а расплатившись, герою вновь дается право на успех. Так, в движении сказочного вымысла выражается важная черта мироощущения народа - крепкая вера в истинность, в то, что доброе начало в человеке обязательно преодолевает все, что ему противостоит.

Особенно в сказках детей интересуют сказочные герои. Как правило это идеальный красивый человек с такими качествами, как: доб-

ьс £

ш

s ъс о ш

< а

ш

*

40

рота, справедливость, сила. Он в любом случае достигает победу, одолевая различные преграды не только благодаря чудесным помощникам, но, главным образом, при помощи своих личных качеств - ум, сила духа, самоотверженность, изобразительность, смекалка. Подобным человеком хочет стать любой ребенок, следовательно, идеальный герой сказок есть первый образец для подражания. И не важно, кто является героем сказки: человек, животное или дерево. Главное здесь, как он себя ведет, каков он - красив и добр или уродлив и зол. Сказка стремится приучить ребенка признавать главные качества сказочного героя и никогда не прибегает к психологическому усложнению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В сказке демонстрируется урок нравственности, преподаются хорошие человеческие качества, но делается это без монотонных указаний, с легкостью показывается, что может произойти, если человек поступает плохо.

При помощи сказки мы формировали у младших школьников такие качества как:

- Вера в себя - умение оказывать сопротивление поражениям.

- Смелость - невозмутимость, храбрость, умение владеть собой сложных ситуациях.

- Трудолюбие - желание работать, готовность трудиться.

- Настойчивость - упорство и спокойствие при достижении цели.

- Ответственность - обязательность, надежность.

- Оптимизм - жизнелюбие, интерес, увлеченность.

- Целеустремленность - стремление к поставленной цели и настойчиво достигать ее.

- Доброта и честность.

В процессе целенаправленной деятельности возможно преобразовать сказку в средство развития не только речи, но и в процесс формирования нравственных качеств младших школьников.

Ребята с удовольствием стали читать сказки, при этом отождествляя себя с героями сказок, научились развивать сюжет сказки и прогнозировать возможные результаты событий в сказке. Младшие школьники с удовольствием сочиняют сказки и это стало одним из любимых занятий.

Так же нами было затронуто творчество родного края, которое сообщает детям сведения об исторических событиях, традициях, обычаях, жизненном укладе наших предков. По нашему мнению, это является важным показателем, что определяет отношение народа к

событиям, к моделям поведения в различных жизненных ситуациях.

Мы считаем, что фольклор обеспечивает очевидный положительный результат как в обучении, так и в воспитании младших школьников, развивает их творческие способности, учит осмысливать жизненные события, прививает моральные ценности, формирует всесторонне развитую личность. Поэтому так важно использовать произведения фольклора не только в учебной работе, но и во внеурочной деятельности, как незаменимое средство воспитания.

Следующим этапом был, контрольный эксперимент задачей которого было выявить влияние разработанной и реализованной программы на основе фольклора (сказки) направленной на формирование духовно-нравственных качеств младших школьников.

Нами была проведена повторно диагностика нравственных качеств младших школьников, которая показала, что в экспериментальном классе количество детей с высоким уровнем владения увеличилось. Качественные изменения в деятельности детей характеризуются следующим: увеличение определенного объема знаний о нравственности; изменением количества примеров из жизни соответствия тому или иному качеству; возрастающей тонкостью анализа, осмысленностью нравственных чувств, возможности использования народных традиций в собственной жизни и жизни окружающих, наличием собственных суждений.

Исключая численных перемен, у не большой части испытуемых упоминались и отдельные качественные свойства нравственного опыта. Главное, что школьники аргументировали свои ответы, стали лучше ориентироваться на содержание нравственной нормы. Усилилась умение акцентировать нравственную проблему в ситуациях нравственного выбора. Восприятие поступков стали более обсуждаемы не только по отношению к другому человеку, но и к самому себе.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы показали, что нравственная воспитанность детей отвечает возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Многие из учащихся располагают представлением о таких этических категориях, как доброжелательность и ответственность. Совокупно осознавая их положительную или отрицательную ориентацию, они не всегда были в силах осуществить формулировку многих из понятий более четко. Отсюда,

произошла необходимость в следующей работе по улучшению представлений младших о нравственных категориях. Однако необходимо проводить направленную работу, на ликвидацию разрыва между их нравственными качествами и особенностями поведения в повседневной жизни, а также систематическое педагогическое подкрепление.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 80 с.

2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личност-но-ориентированного образования. - Ростов-на-Д.: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2000. - 352 с.

3. Виноградов Г.С. Детский фольклор. (Публ. А.Н. Мар-тыновой) // Из истории русской фольклористики / отв. ред. А. А. Горелов. - Л.: 1978. -С. 158-188.

4. Выготский Л.С. Словарь Л.С. Выготского / под ред. A.A. Леонтьева. - М.: Смысл, 2007.

5. Капица О.И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. - Л., 1928. [Электронный ресурс] - URL:https://profilib.net/chtenie/81083/ fedor-kapitsa-russkiy-detskiy-folklor-uchebnoe-posobie.php (дата обращения: 18.01.2017).

6. Мельникова Н.В., Овчарова Р.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника : монография. - СПб. : Амалтея, 2008. - 336 с.

7. Мясищев В.Н. Психология отношений. - Воронеж, 1998.-362 с.

8. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Русский детский игровой фольклор: Кн. для учителя и учащихся / сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. На-уменко. - М., 1995.

9. Рожков М.И. Теория и методика воспитания. -M. : ВАКО, 2004.

Ю.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб. : Питер, 2006. - 713с. : ил. (Серия "Мастера психологии").

11.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М. : Педагогика, 1989. - 288 с.

12.Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании //Собр. пед. соч. Т. 1. - СПб., 1909.

13.Фромм Э. Психоанализ и этика. - М. : Республика, 1993. - 415 с.

14.Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М. : Пед. о-во России, 2001. 15.Эльконин Д.Б. Детская психология. - М. : Академия, 2004. - 384 с.

EDUCATION OF GOODWILL AND PREVENTION OF AGGRESSION: INTEGRATION OF PROCESSES

Dmitriyeva Elena Viktorovna, Postgraduate student, teacher-psychologist, High Comprehensive School № 520 of

Koipino district, St. Petersburg

in article the problem of the solution of contradictions between processes of education of the personality (formation and development of socially significant personal qualities) and prevention of personal disruptiveness (the prevention and prevention of manifestation of asocial personal qualities) is considered. On the basis of the principle of a dichotomy the concepts "goodwill" and "aggression" are correlated. The new structure of goodwill as sets of the following qualities is offered and proved: dobrotvorchestvo (understanding and acceptance of Good as vital value, aspiration to Dobrotvorchestvu); mercies (aspiration to help to the people who appeared in a difficult life situation understanding of need); justice (aspiration to creation of the relations with world around on the basis of respecting the rule of law, an order and equality); credibility (understanding of the importance, efficiency and safety of interaction with world around and process Dobrotvorchestva). The author's view of structure of aggression as complex of negative personal qualities (evil intention, cruelty, egoism, hostility) is offered and relevance of integration of problems of education of goodwill and prevention of aggression that allows to optimize pedagogical efforts, to overcome the existing contradictions between educational work and preventive activity is proved. The offered integrative model of education of goodwill and prevention of aggression has innovative character and can be used in educational process.

Keywords: goodwill education; aggression prevention; dobrotvorchestvo-evil intention; mercy - cruelty; justice egoism; credibility - hostility.

ВОСПИТАНИЕДОБРОЖЕЛА ТЕЛЬНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОСТИ: ИНТЕГРАЦИЯ ПРОЦЕССОВ

В статье рассматривается проблема решения противоречий между процессами воспитания личности (формирование и развитие социально-значимых личностных качеств) и профилактики личностной деструктивности (предупреждение и профилактика проявления асоциальных личностных качеств). На основе принципа дихотомии соотнесены понятия "доброжелательность" и "агрессивность". Предложена и обоснована новая структура доброжелательности как совокупности следующих качеств: добротворчества (понимание и принятие Добра как жизненной ценности, стремление к Добротворчеству); милосердия (стремление помочь к людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации понимании необходимости); справедливости (стремление к постро-

УДК 371.4 ВАК РФ 13.00.01

©Дмитриева Е.В., 2018

ДМИТРИЕВА Елена Викторовна, соискатель, педагог-психолог, Средняя общеобразова тельная школа № 520 Колпинского района, Санкт-Петербург elen -dmitrie va&maii. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.