Научная статья на тему 'Опыт разработки программы духовно-нравственного воспитания младшего школьника'

Опыт разработки программы духовно-нравственного воспитания младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1479
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОГРАММА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ЦЕЛЬ / ПРИНЦИП / СОДЕРЖАНИЕ / ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / PROGRAM / JUNIOR SCHOOL STUDENT / PURPOSE / PRINCIPLE / CONTENT / FORMS OF EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митропольская Анжелика Владимировна

Уточнены сущность, содержание, цели и задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников. Обоснована необходимость разработки новых программ в свете социально-экономи-ческих изменений в обществе. Представлена структура, принципы разработки, содержательный и технологический компоненты программы на примере отдельных направлений духовно-нравственного воспитания младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF PROGRAM DEVELOPMENT OF MORAL EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

The nature, content and goals of spiritual and moral education of primary school children are specified. The necessity to develop new programs in the light of social and economic changes in society is proved. The structure, design principles, informative and technological components of the program at selected areas of spiritual and moral education of primary school children is presented.

Текст научной работы на тему «Опыт разработки программы духовно-нравственного воспитания младшего школьника»

УДК 37.013(09)

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

© Анжелика Владимировна МИТРОПОЛЬСКАЯ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель, кафедра общей педагогики и образовательных технологий, e-mail: pimno_tgu@mail.ru

Уточнены сущность, содержание, цели и задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников. Обоснована необходимость разработки новых программ в свете социально-экономических изменений в обществе. Представлена структура, принципы разработки, содержательный и технологический компоненты программы на примере отдельных направлений духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; программа; младший школьник; цель; принцип; содержание; формы воспитательной работы.

В современном российском обществе происходит сложный процесс переоценки традиционных ценностей, что порождает нестабильность в системе формирования личности. Это обстоятельство внушает особую тревогу за состояние нравственности младших школьников. Требуют переосмысления и переработки существующие программы их

воспитания с учетом уровня развития социума, культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей страны и региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса [1]. В условиях модернизации образования духовно-нравственное воспитание имеет приоритетное значение,

т. к. оно ориентировано на интеллект, знания, умения, компетенции и качества личности как субъекта собственной жизни.

Цель программы - создание социально -педагогических условий для формирования духовно-нравственного развития и становления личности младшего школьника, способного сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов, определяющих духовные и душевные качества, необходимые человеку в трудовой и личной жизни.

Содержание духовно-нравственного воспитания сегодня в стремлении к воспитательному идеалу должно раскрывать и поддерживать внутренние человеческие и творческие ресурсы детей и направлять их на адекватное решение социально значимых и личных проблем, способствовать формированию активной жизненной позиции [2]. Духовно-нравственное воспитание представляет собой педагогически организованный процесс усвоения и принятия школьниками базовых национальных ценностей, системы общечеловеческих культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Духовнонравственное воспитание направлено на формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, труду, государству, Отечеству, миру в целом [3].

Исходя из содержания, программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся должна быть направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире [4]. На основе национального воспитательного идеала [4], важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников, раскрытых в Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина РФ, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Федеральным государственным образовательным Стандар-

том начального общего образования, определяются общие задачи-направления духовнонравственного развития и воспитания учащихся начальной школы в области личной и социальной культуры, которые согласуются с традиционными источниками нравственности [5; 6]:

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

- отношение к семье (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

- отношение к труду и творчеству (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

- понимание значения науки (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

- отношение к традиционным российским религиозным конфессиям (культурологические представления о религиозных идеалах);

- отношение к искусству и литературе (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

- отношение к природе (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

- отношение к человечеству (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество);

- отношение к здоровью (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни).

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или

иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта реализации этих ценностей на практике, требующий специальной организации. Школьная жизнь педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и другие, на основе базовых духовно-нравственных национальных ценностей, моральных норм, традиций народов России.

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности: в содержании и построении уроков; в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка; в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся; в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла; в личном примере ученикам.

В основе рекомендаций по реализации программы духовно-нравственного воспитания и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат педагогические принципы, ведущими среди которых являются: принцип ориентации на нравственный идеал, персонификации, полисубъ-ектности, системно-деятельностный, адаптивности, психологической комфортности и др. Принцип ориентации на идеал предполагает, что воспитание всегда ориентировано на определенный идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовнонравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает смысловое, содержательное и процессуальное единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации, направленной на достижение национального воспитательного идеала. Нами учитывается тесно связанный с данным принципом принцип следования нравственному

примеру. Пример - это возможная модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка. побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремленность людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя [2].

Принцип идентификации (персонификации) позволяет отождествлять себя со значимым другим, обеспечивая стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребенка. Принцип полисубъектности воспитания обеспечивает неупущение из вида активного взаимодействия школьников. Младший школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки, подлежащие обсуждению. Принцип системно-деятельностной организации воспитания предполагает максимальное включение каждого школьника в разнообразные виды деятельности в процессе учебной, внеучебной и внешкольной работы. Интеграция содержания различных видов деятельности обучаю-

щихся в рамках программы их духовнонравственного воспитания осуществляется и на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? Семья? Милосердие? Закон? Честь? и т. д. Понимание - это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла [3].

Данные принципы работают в тесной связи с принципом диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъ-ектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребенка со значимым другим. Содержанием того педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.

При формировании содержательного компонента программы используются следующие материалы: содержание общеобразовательных дисциплин; произведения искусства - содержание художественной и периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь, духовную культуру, традиции и фольклор народов России; материалы истории и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; содержание личного жизненного опыта, своих родителей (законных представителей) и прародителей.

Реализации Программы на основе представленных принципов способствуют инновационные формы урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и

культурных практик. Например, технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок «объяснения» нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов обучения и их взаимосвязей с содержанием, формами и средствами обучения. Данная технология результативна, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся. Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т. е. реализуется на любом предметном содержании, в котором особое место занимает курс «Окружающий мир».

Для реализации программы необходимо применение метода средового проектирования. Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы. Именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности. Целесообразно в школе организовать подпространства, позволяющие учащимся: изучать символы российской государственности и символы родного края, общенациональные, муниципальные и школьные праздники, историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы, связи школы с социальными партнерами; осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (тематически оформленные стенды, используемые в воспитательном процессе), эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы, ценности здорового образа жизни (специально оборудованный зал); демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (наличие оборудованных помещений для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов).

На основе выделенных направлений, принципов организации деятельности и подбора материалов наша Программа духовнонравственного воспитания младших школьников содержит ряд разделов:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- воспитание нравственных чувств и этического сознания;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений

об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Представим ориентир программного соотнесения основного содержания, видов деятельности и форм занятий с младшими школьниками по духовно-нравственному воспитанию в рамках отдельных разделов (табл. 1, 2).

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение определенных результатов. Покажем на примере содержания рассмотренных выше второго и четвертого разделов программы.

Таблица 1

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Основное содержание

Виды деятельности

Формы организации занятий

- первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

- различение хороших и плохих поступков;

- представления о правилах поведения в лицее, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;

- представления о роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

- уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

- бережное, гуманное отношение ко всему живому;

- знание правил этики, культуры речи;

- стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

- представления о возможном негативном влиянии на моральнопсихологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

- отрицательное отношение к амо-

ральным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в т. ч. в содержании художественных фильмов и телевизионных передач__________

- получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);

- ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);

- ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

- усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и многое другое

- классный час «Правила поведения в школе» «Как надо вести себя на улице, в магазине, в гостях?»;

- диспуты «Что такое хорошо и что такое плохо?»;

- акция «Прилетите птицы» (строим домик для пернатых);

- волонтерское движение;

- акция «Вахта памяти»;

- заседание клуба «СемьЯ»;

- праздники вместе с родителями;

- конкурс творческих работ: «История и традиции моего города», «История и традиции моей семьи»;

- заочные путешествия «Традиции народов России»;

- виртуальные посещения музеев;

- экскурсии по храмам Тамбова. Встреча с религиозным деятелем;

- проведение уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия

Таблица 2

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Основное содержание

Виды деятельности

Формы организации занятий

- элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного, социальнопсихологического;

- о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

- первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

- первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

- потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания

приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья;

участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

- практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровь-есбережения, простейших элементов спортивной подготовки;

составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания и пр.________________________

уроки физической культуры, беседы, просмотр учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий;

беседы о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований;

составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

просмотр учебных фильмов, игровые и тренинговые программы в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

беседы с педагогами, медицинскими работниками образовательного учреждения, родителями (законными представителями) и пр.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в т. ч. об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- уважительное отношение к традиционным религиям;

- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Воспитательные результаты обучающихся распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний. Второй уровень результатов - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов -получение обучающимся опыта самостоятельного участия в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.

Обобщенным результатом данной духовно-нравственной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа,

самооценки, самоуправления. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как духовно-нравственная основа личности гражданина России, что необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено и в их дальнейшей жизни. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать собственный опыт своим сверстникам.

Препятствием к успешной реализации программы является слишком различный опыт духовно нравственного воспитания младших школьников, полученный в семье. Педагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов духовнонравственного воспитания младших школьников. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений программы воспитания младших школьников.

В программе предлагаются ориентиры организации работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного воспитания младших школьников, в основе которых следующие принципы и рекомендации. Необходимо:

- организовать совместную педагогическую деятельность семьи и образователь-

ного учреждения в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

- обеспечить сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

- оказать педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

- оказать поддержку и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

- обеспечить содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

- осуществлять опору на положительный опыт семейного воспитания.

Успешной реализации программы духовно-нравственного воспитания младших школьников способствует сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, социальными и культурными центрами региона.

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Воспитание и социализация младших школьников // Педагогика. 2009. № 5. С. 7-27.

2. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы. Ростов н/Д, 1986.

3. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. 2005. № 11. С. 68-71.

4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Стандарты второго поколения). М., 2009.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования РФ. М., 2004.

6. Об образовании: федеральный закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1.

Поступила в редакцию 21.06.2012 г.

UDC 37.013(09)

EXPERIENCE OF PROGRAM DEVELOPMENT OF MORAL EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN Anzhelika Vladimirovna MITROPOLSKAYA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor, General Pedagogics and Educational Technologies Department, e-mail: pimno_tgu@mail.ru The nature, content and goals of spiritual and moral education of primary school children are specified. The necessity to develop new programs in the light of social and economic changes in society is proved. The structure, design principles, informative and technological components of the program at selected areas of spiritual and moral education of primary school children is presented.

Key words: spiritual and moral education; program; junior school student; purpose; principle; content; forms of educational work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.