Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание средствами иностранного языка в начальной школе'

Патриотическое воспитание средствами иностранного языка в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1059
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филашова Оксана Анатольевна

Автор делится опытом работы по использованию материалов современного учебно-методического комплекса (УМК) Spotlight Н.И. Быковой, Д. Дули, М.Д. Поспеловой, В. Эванс для формирования духовных и нравственных качеств личности младших школьников: толерантности, уважения к национальной культуре, патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание средствами иностранного языка в начальной школе»

Эксперимент и инновации в школе - № 2/2015

Патриотическое воспитание на уроках

и во внеурочной деятельности

О.А. Филашова

Патриотическое воспитание средствами иностранного языка в начальной школе

Аннотация

Автор делится опытом работы по использованию материалов современного учебно-методического комплекса (УМК) Spotlight Н.И. Быковой, Д. Дули, М.Д. Поспеловой, В. Эванс для формирования духовных и нравственных качеств личности младших школьников: толерантности, уважения к национальной культуре, патриотизма.

Ключевые слова:

патриотическое воспитание, гражданственность, национальная культура, социокультурная преемственность

В связи с изменениями в российском обществе образование ставит задачи развития личности. В этих условиях очевидна важность воспитания патриотизма, т. к. патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота России.

По словам известного русского ученого И.П. Павлова, «только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства родины». Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Потому-то все, что усвоено в этот период, — знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера — оказывается особенно прочным и является в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Поэтому задача образования — собрать воедино все ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества — систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма [2].

Важную роль в патриотическом воспитании и становлении человека играет школа. Иностранные языки занимают особое место среди других предметов школьной программы. В процессе изучения иностранного языка, в частности английского, у учащихся формируются навыки пользоваться чужим языком для

получения новой и полезной информации. Коммуникативная направленность предмета способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности [3].

Наряду с ознакомлением с реалиями англоязычных стран мы изучаем государственные символы, историю, географию, культуру Российской Федерации средствами иностранного языка. Народная культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор и т. п.) воспринимается большой частью молодежи как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной преемственности. В силу этого без этнокультурной самоидентификации невозможно формирование и развитие у подрастающего поколения глубоких позитивных чувств к истории, традициям своего народа и в конечном счете истинной любви к Отечеству. Нравственные и исторические начала неразделимы. Следовательно, формируя историческое сознание, мы одновременно укрепляем нравственные идеалы, патриотические чувства учащихся и любовь к нашей Родине.

В МАОУ «Домодедовский лицей № 3» в классах начальной школы я работаю по УМК Spotlight Н.И. Быковой, Д. Дули, М.Д. Поспеловой, В. Эванс. Любая программная тема данного УМК позволяет включить вопросы для обсуждения, связанные с формированием духовных и нравственных качеств личности: толерантности, уважения к национальной культуре, патриотизма. Тексты и задания учебника стимулируют к привлечению материалов, связанных с историей страны, города, семьи и улицы, на которой живем. Это позволяет создать на уроках ситуации и атмосферу, обеспечивающие формирование важнейших нравственных качеств подрастающего человека и гражданина; научить детей проникаться чувством гордости, уважения, сопереживания; вызвать желание глубже

Патриотическое воспитание средствами иностранного языка в начальной школе

Г

изучать историю, традиции своей страны и страны изучаемого языка, сопоставлять, сравнивать и делать выводы.

В УМК Н.И. Быковой, Д. Дули, М.Д. Поспеловой, В. Эванс Spotlight для 2-го класса содержится большой страноведческий материал по России. В учебнике имеется целый раздел под названием «Spotlight on Russia», где мы можем найти материал к основным разделам учебника. Работая над темой «This is My House» из раздела «Spotlight on Russia», мы знакомим детей с инфор-маций о том, что у многих жителей России есть сады, в которых они выращивают фрукты, овощи и цветы. Работая над темой «I Like Food», дети знакомятся сначала с лексикой по теме «Еда». Затем учащиеся узнают названия национальных русских блюд на английском языке. Далее по программе следует тема «Animals in Action». Раздел «Spotlight on Russia» знакомит детей с животными, которые популярны в России. Ребятам было очень интересно узнать о традиционных русских деревянных игрушках в рамках темы «In My Toy Box». В завершающем учебник модуле «We love Summer» учащиеся обсуждают, как российские дети проводят летние каникулы.

15 мая отмечается Международный день семьи, поэтому я планирую провести урок английского языка в начальных классах, целью которого будет воспитание у детей уважения и понимания родителей и других членов семьи.

Так, во 2-м классе мы подготовили выставку игрушек-долгожителей, с которыми играли старшие братья и сестры и даже родители. С каким удовольствием дети рассказывали о них! Каждому хотелось рассказать что-то особенное и неповторимое. Большую помощь при подготовке рассказа, конечно же, оказали родители.

It is my mother's toy. It is a bear. Its name is Misha. It is 30 years old (на карточке ученик заранее пишет число, обозначающее количество лет его игрушки). It is brown. It is old but nice. I can play with it. I like it very much.

В УМК Н.И. Быковой, Д. Дули, М.Д. Поспеловой, В. Эванс Spotlight для 3-го класса также содержится большой страноведческий материал по России. Например, в конце темы «School Days» была организована работа, в ходе которой сначала ребята ознакомились с системой образования в Великобритании, затем — с системой образования в России. В рамках этой темы дети узнали о сходстве и различиях в методах обучения в России и стране изучаемого языка. Одной из тем 3-го класса является «Family Moments». Здесь мы работали с текстами о семьях Великобритании и России. Большой интерес у ребят вызвало изучение родословной своей семьи, а затем представление своих проектов генеалогических деревьев. На мой взгляд, тема семьи всегда является актуальной для учащихся любого возраста. Кроме того, она очень важна для развития и становления личности. Детям очень понравился урок-праздник в честь Нового года, на котором они с помощью презентации ознакомились с традициями этого праздника, успешно выполнили задания на понимание материала презентации, поучаствовали в конкурсах, а в завершение урока написали письмо Деду Морозу.

Обучаясь в 4-м классе по УМК Spotlight, учащиеся знакомятся с городами-миллионерами, национальными парками и интересными местами для путешествий в

России. Данные темы позволяют расширить содержание обучения английскому языку в школе, т. к. включают в себя изучение тем из других школьных предметов гуманитарного цикла: истории, географии, биологии и пр.

На заключительном уроке II четверти проводим урок-праздник «Merry Christmas». Дети знакомятся с историей праздника, разучивают английские стихи и песни, вместе с родителями готовят рождественские блюда и угощения.

В завершение праздника подводим итоги в виде конкурса, чтобы выявить, что нового узнали дети о празднике и знают ли они что-нибудь о русском Рождестве: «It is the way of Christmas celebrating in English speaking countries. What do you know about Russian Christmas? How do Russian people celebrate Christmas? When is it celebrated?»

В соответствии с нормами и требованиями ФГОС во всех регионах РФ введен национально-региональный компонент [2]. Работая с текстом «The Day of the City», дети знакомятся с информацией о том, как люди любят отмечать этот праздник. Далее была организована работа по созданию презентации о Дне города Домодедово. При подборе дополнительного краеведческого материала важно было учитывать, насколько он будет интересен для учащихся, связан с программной темой, какова его социализирующая ценность. Целью работы было воспитание патриотических чувств через воспитание любви к малой родине. Основные задачи урока (кроме обучающих): расширение кругозора, знакомство с историей и достопримечательностями родного края, развитие творческих способностей учащихся, воспитание чувства гражданственности и любви к своей Родине. Для достижения цели данного урока считаю целесообразным использование метода проекта, т. е. метод проекта интегрируется в традиционную систему обучения языку [1].

Практически на каждом уроке, работая по УМК Spotlight, можно подобрать материал, который понятен, близок и дорог каждому ребенку. Учителю необходимо творчески продумывать каждый урок, чтобы побудить учеников к открытому диалогу, обмену мнениями, к искреннему, открытому общению, включающему мысли о себе, о своей стране, о своей семье и т. д. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке помогает сделать его интересным и запоминающимся для учащихся. Мультимедийные презентации, включающие в себя фотографии, картинки, таблицы, графики, сопровождают урок на разных его этапах. Это делает урок более наглядным, что очень важно для детей. Составление презентации требует большой подготовки по подбору материала, продумыванию структуры презентации, выбору оформления и т. д.

Эффективными формами патриотического воспитания младших школьников могут быть подготовка и проведение праздников, чтение стихов, посещение выставок, постановка сказок и во внеурочное время. В 4-м классе в III четверти мы работали над темой «Рассказываем сказку». Раздел «Spotlight on Russia» ознакомил детей с русскими народными сказками, учащиеся узнали, как их названия звучат на английском языке. Параллельно на внеурочном занятии мы с ребятами

Эксперимент и инновации в школе. № 2, 2015

ставили русскую народную сказку «Три медведя». На подобных занятиях каждому ребенку предоставлена возможность самовыражения и творчества. Кроме того, в рамках недели иностранного языка учителя английского языка нашего лицея провели мероприятие под названием «Мир сказки», где одни дети подготовили и показали инсценировки сказок, в основном русских народных, другие же классы с большим интересом посмотрели их и проявили желание тоже поставить сказки. Данные мероприятия позволяют расширить содержание обучения английскому языку в школе, т. к. включают в себя изучение тем не только из предмета английский язык, но и такого предмета, как чтение (или литература).

Качества патриота и гражданина формируются на ярких, эмоционально насыщенных примерах прежней и современной боевой и трудовой славы нашего народа, доступных для понимания детей. В первую очередь нужно использовать семейные истории и впечатления ребенка от окружающего его мира (природа, ландшафт местности), рассказы о предках, о жизни и делах дедов и отцов, ближайших родственников, друзей.

Главная задача и долг учителя иностранного языка заключается не только в том, чтобы помочь ребенку сделать правильный профессиональный выбор, научиться общаться с представителями страны изучаемого языка на их родном языке, но и в том, чтобы воспитать достойного гражданина России, патриота своей

страны, человека, который уважительно относится к истории, культуре, традициям других национальностей и стремится рассказать на иностранном языке об историческом и о культурном наследии своей страны.

Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда, к нашей общей печали, не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия «долг», «честь», «ответственность», «порядочность» не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.

Литература

1. Барменкова О.И. Роль метода проектов в формировании личностных и метапредметных результатов средствами иностранного языка // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С. 50-53.

2. Барменкова О.И., Кочергина А.Б. Обучение иностранным языкам в гимназии в условиях внедрения ФГОС второго поколения / / Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 3. С. 50-54.

3. Сиденко Е. А. Обучение иностранному языку в условиях погружения в новую языковую среду: коммуникативная компетентность (на примере работы с учащимися младшего подросткового возраста) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 4. С. 15-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.