Научная статья на тему 'Система работы учителя начальных классов по воспитанию толерантности младших школьников'

Система работы учителя начальных классов по воспитанию толерантности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1958
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВИДЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / СИСТЕМА РАБОТЫ / ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ДИАГНОСТИКА ТОЛЕРАНТНОСТИ / TOLERANCE / TYPES OF TOLERANCE / ELEMENTARY SCHOOL / WORK SYSTEM / FOSTERING TOLERANCE / TOLERANCE DIAGNOSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Ольга Игоревна, Десятниченко Ирина Александровна

Статья посвящена разработке системы работы учителя начальных классов по воспитанию толерантности младших школьников, рассмотрены компоненты системы и их характеристика. Актуальность темы обусловлена потребностью социума, учительского сообщества в системном воспитании различных видов толерантности обучающихся. Это обусловлено в свою очередь требованиями федерального государственного образовательного стандарта по формированию у младших школьников уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, жизни страны, осознанию учащимися начальной школы ценности элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, а также в связи с ростом многонациональности на Кубани. Проблема исследования отражает противоречие между потребностью школьной практики в формировании различных видов толерантности учащихся как основы толерантного воспитания и недостаточной разработанностью системы воспитания толерантности учащихся, начиная с начальной школы. Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в начальной школе, предметом исследования -процесс воспитания толерантности младших школьников. Цель исследования направлена на выявление компонентов системы воспитания толерантности младших школьников и разработку системы работы учителя по воспитанию младших школьников. Результатом исследования стала разработка системы, включающей целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Реализация системы работы учителя начальных классов по воспитанию толерантности младших школьников способствовала положительной динамике формирования различных видов личностной, социальной, этнической толерантности учащихся младших классов. В статье приводится диагностический материал для выявления различных видов толерантности учащихся. Новизна исследования заключается в комплексном, системном подходе к формированию толерантности учащихся по параметрам личностная, социальная, этническая толерантность, начиная с начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OPERATION PRIMARY SCHOOL TEACHERS ON TOLERANCE YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to the development of the system of work of primary school teachers on tolerance younger students, are considered components of the system and their characteristics. The topic due to the need of society, teachers' community in the education system of different types of tolerance of students. This is in turn the requirements of the federal state educational standards of the formation at younger schoolboys of respect for Russia, his native land, his family, country life, awareness of elementary school students the value of the elementary rules of moral behavior in the natural world and humans as well as in connection with the growth of multi-ethnicity in the Kuban. The problem of research reflects the contradiction between the need for school practice in the formation of different kinds of students’ tolerance as the basis of tolerant education, and insufficient development of tolerance education system students from elementary school. The object of research is the educational process in an elementary school, a subject of study the process of education of tolerance younger students. The purpose of the study is aimed at identifying the components tolerance education system and the development of younger schoolboys system works on teacher education of younger schoolchildren. The result of the study was the development of the system, including the target, informative, activity and effective ingredients. Implementation of the system of work of primary school teachers on tolerance younger students promoted positive dynamics of the formation of various types personal, social, ethnic tolerance of pupils of elementary grades. The article provides diagnostic material to identify the different types of students’ tolerance. The novelty of the study is a comprehensive, systematic approach to the development of tolerance of students in the parameters personal, social, ethnic tolerance, starting from elementary school.

Текст научной работы на тему «Система работы учителя начальных классов по воспитанию толерантности младших школьников»

УДК 37.017.7

БАРАНОВА Ольга Игоревна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия barolig@mail.ru

ДЕСЯТНИЧЕНКО Ирина Александровна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия irisha10.06@mail.ru

СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена разработке системы работы учителя начальных классов по воспитанию толерантности младших школьников, рассмотрены компоненты системы и их характеристика. Актуальность темы обусловлена потребностью социума, учительского сообщества в системном воспитании различных видов толерантности обучающихся. Это обусловлено в свою очередь требованиями федерального государственного образовательного стандарта по формированию у младших школьников уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, жизни страны, осознанию учащимися начальной школы ценности элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, а также в связи с ростом много-национальности на Кубани. Проблема исследования отражает противоречие между потребностью школьной практики в формировании различных видов толерантности учащихся как основы толерантного воспитания и недостаточной разработанностью системы воспитания толерантности учащихся, начиная с начальной школы. Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в начальной школе, предметом исследования -процесс воспитания толерантности младших школьников. Цель исследования направлена на выявление компонентов системы воспитания толерантности младших школьников и разработку системы работы учителя по воспитанию младших школьников. Результатом исследования стала разработка системы, включающей целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Реализация системы работы учителя начальных классов по воспитанию толерантности младших школьников способствовала положительной динамике формирования различных видов - личностной, социальной, этнической - толерантности учащихся младших классов. В статье приводится диагностический материал для выявления различных видов толерантности учащихся. Новизна исследования заключается в комплексном, системном подходе к формированию толерантности учащихся по параметрам - личностная, социальная, этническая толерантность, - начиная с начальной школы.

Ключевые слова: толерантность, виды толерантности, начальная школа, система работы, воспитание толерантности, диагностика толерантности.

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-128-133

BARANOVA Olga I., Kuban State University, Krasnodar, Russia barolig@mail.ru

DESYATNICHENKO Irina A., Kuban State University, Krasnodar, Russia irisha10.06@mail.ru

SYSTEM OPERATION PRIMARY SCHOOL TEACHERS ON TOLERANCE YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to the development of the system of work of primary school teachers on tolerance younger students, are considered components of the system and their characteristics. The topic due to the need of society, teachers' community in the education system of different types of tolerance of students. This is in turn the requirements of the federal state educational standards of the formation at younger schoolboys of respect for Russia, his native land, his family, country life, awareness of elementary school students the value of the elementary rules of moral behavior in the natural world and humans as well as in connection with the growth of multi-ethnicity in the Kuban. The problem of research reflects the contradiction between the need for school practice in the formation of different kinds of students' tolerance as the basis of tolerant education, and insufficient development of tolerance education system students from elementary school. The object of research is the educational process in an elementary school, a subject of study - the process of education of tolerance younger students. The purpose of the study is aimed at identifying the components tolerance education system and the development of younger schoolboys system works on teacher education of younger schoolchildren. The result of the study was the development of the system, including the target, informative, activity and effective ingredients. Implementation of the system of work of primary school teachers on tolerance younger students promoted positive dynamics of the formation of various types - personal, social, ethnic tolerance of pupils of elementary grades. The article provides diagnostic material to identify the different types of students' tolerance. The novelty of the study is a comprehensive, systematic approach to the development of tolerance of students in the parameters - personal, social, ethnic tolerance, starting from elementary school.

Keywords: tolerance, types of tolerance, elementary school, work system, fostering tolerance, tolerance diagnosis

В настоящее время проблема воспитания толерантности школьников становится одним из приоритетных направлений в педагогической теории и практике. Понятие «толерантность» (от лат. tolerantia - терпение) - социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям [1].

В трудах В.М. Золотухина, В.А. Лекторского, М.Л. Мчедлова, Л.В. Скворцова, Н.Н. Федотовой, М. Уолцера рассматривается семантика понятия «толерантность», субъекты и объекты толерантности, предмет и типы толерантности, уровни толерантности и факторы, на них влияющие. Психологический аспект толерантности изучают А.Г. Асмолов, С.Л. Братченко, С.К. Бон-дырева и др.

Толерантность становится важной чертой, характеризующей личность современного школьника. Поэтому необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов

воспитания в духе толерантности, начиная уже с начальной школы. Требования федерального государственного образовательного стандарта направлены на формирование у младших школьников уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе и жизни страны, осознание ценности элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей. Рост многонациональности на Кубани способствовал активному развитию проблемы аоспитания толерантности в начальной школе.

Таким образом, проблема исследования заключается в противоречии между потребностью школьной практики в формировании различных видов толерантности учащихся как основы толерантного воспитания и недостаточной разработанностью системы воспитания толерантности учащихся, начиная с начальной школы.

Цель исследования заключается в выявлении структурных компонентов системы воспитания толерантности младших школьников и разработке системы работы учителя по воспитанию толерантности младших школьников.

Материалы, источники и методы исследования

Гипотезой исследования стало предположение о том, что если в работе учителя начальных классов применять систему воспитания толерантности младших школьников, то это будет способствовать комплексному формированию у учащихся различных видов толерантности -личностной, этнической и социальной.

Для проверки гипотезы, решения поставленных задач и обоснования результатов работы использовался комплекс методов исследования: теоретических - теоретический анализ психолого-педагогической литературы; эмпирических - естественный педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование; статистических - качественный и количественный анализ результатов педагогических измерений.

В педагогике довольно часто в разных контекстах употребляется понятие «система» (система обучения, воспитания, система методов, средств и т.п.). Система - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления [2]. Система (греч. 5уБ1ета -составленное из частей, соединенное) - «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» [3]. Н.В. Кузьмина считает, что «педагогическая система - множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающих поколений и взрослых людей» [4]. Анализ различных определений понятия «система» сделан В.Н. Садовским. Общим для них является то, что система (греч. 8уэ1ета - целое, составленное из частей; соединение) - множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, принципов, знаний и т.д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство [5].

Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, - педагоги, воспитуе-мые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты - целевой, содержательный, деятель-ностный, результативный. Для представления о педагогической системе достаточно выделения четырех взаимосвязанных компонентов: педагогов и воспитанников (субъектов), содержания образования и материальной базы (средств) [2].

Воспитание в широком смысле слова понимается как стихийное влияние на человека (воспитанника) природы и социальной среды, как неосознанная трансляция культуры от одного поколения, одного социального слоя к другому. В узком смысле слова воспитание - специальная, совершенно особая по содержанию, методам, технологии деятельность профессиональных участников образовательного процесса (педагогов), оказывающая целенаправленное влияние на развитие человека. Воспитание направлено прежде всего на детей, молодежь и некоторые группы взрослых людей. Воспитание имеет комплексный характер, обусловленный взаимозависимостью педагогической деятельности воспитателя и активности воспитанника, а также проявляющийся в том, что оно направлено и на сознание, и на подсознание, и на самосознание человека, на его волю и чувства [6].

Воспитанность - уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств. Воспитанность - это вся совокупность личностных качеств, содержащая разнообразные черты и свойства, сформированные в процессе воспитания [1].

Воспитывать толерантность - значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов

проявления человеческой индивидуальности. Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Толерантность подразделяется на несколько видов: 1) личностная толерантность включает в себя прежде всего ценностно-смысловое содержание, в котором центральное место занимают уважение к человеку, его право и свобода ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком; 2) социальная толерантность - это партнерское взаимодействия личности с различными социальными группами общества, проявляется в социальной ответственности личности за себя и группу единомышленников; 3) этническая толерантность - отношение к «другим» на основе их этнической принадлежности [7].

Результаты исследования и их обсуждение

В результате исследования были выявлены и структурированы подходы к воспитанию толерантности: 1) личностно-ориентированный - признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение; признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими; опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, Я-концепцию партнера; 2) деятельностный - опора на активность, сознательность и самостоятельность; ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка; обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов; построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей.

Также установлены принципы воспитания толерантности и правила их реализации:

1) принцип целенаправленности (развитие интереса к проблеме толерантности исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся; ориентация педагогом при постановке цели и задач воспитания толерантности на критерии и показатели развития данного качества); 2) учет индивидуальных и половозрастных особенностей (в младшем школьном возрасте -включать идеи толерантности в игру, продуктивные виды деятельности, в чтение и реальную жизнь); 3) принцип культуросообразности (учитывать культурный уровень микросреды ребенка (класс, семья, друзья); отдавать приоритет национальной культуре и этнопедагогике; использовать потенциал культуры мира); 4) принцип связи воспитания толерантности с жизнью (ориентироваться на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами; 5) принцип уважительного отношения к личности (показывать ребенку пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир, организовывать общение с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах); 6) принцип опоры на положительное в ребенке (актуализация положительных черт, поддержка и развитие у воспитанников установки на толерантность, создание ситуации успеха); 7) принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности (изучение возможностей, особенностей и потенциала микросреды); 8) принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка (использование в деятельности таких методов, как совет, просьба, пример, анализ воспитывающих ситуаций, поручений и др., недопущение в общении морализаторства и назидания); 9) принцип единства знания и поведения (перевод толерантности из области знания в область действия; 10) принцип диалогичности и сотрудничества (организация активных форм и методов воспитания толерантности); 11) принцип воспитывающей рефлексии (создание условий для рефлексии воспитанником произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе).

Были выявлены методы и приемы воспитания толерантности. Перечислим группы методов:

1) убеждение и самоубеждение; 2) стимулирование и мотивация; 3) внушение и самовнушение; 4) требование и упражнение; 5) коррекция и самокоррекция; 6) воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания; 7) метод дилемм и метод рефлексии.

Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя [8]. Можно выделить три группы приемов воспитания основ толерантного поведения у младших школьников.

Первая группа связана с организацией деятельности детей в классе: 1) прием «Эстафета» - классный руководитель, так организует деятельность, чтобы в ее процессе взаимодействовали учащиеся из разных групп; 2) прием «Взаимопомощь» - педагог организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организованной деятельности; 3) прием «Акцент на лучшее» - во время беседы педагог стремится подчеркнуть лучшие

черты каждого; 4) прием «Ломка стереотипов» - во время разговора педагог стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение; 5) прием «Истории про себя» - применяется, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга, каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть ее как спектакль; 6) прием «Общаться по правилам» - на период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся; 7) прием «Общее мнение» - учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей; 8) прием «Коррекция позиций» - тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, повышающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению агрессивного поведения; 9) прием «Справедливое распределение» - приемлем в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться других; 10) прием «Обмен ролями» - учащиеся обмениваются ролями, которые получили при выполнении заданий; 11) прием «Мизансцена» - активизация общения и изменение его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения заданий педагога.

Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии (диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какой-нибудь значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках): 1) прием «Ролевая маска» -детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица; 2) прием «Прогнозирование развития ситуации» - во время беседы педагог предлагает высказать предположения о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация; 3) прием «Импровизация на свободную тему» - учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего; 4) прием «Поиск толерантной позиции» - двое учеников взаимодействуют, остальные анализируют их диалог, выбирая правильную позицию; 5) прием «Встречные вопросы» - учащиеся, разделенные на группы, говорят друг другу определенное количество встречных вопросов, поставленные вопросы и ответы на них подвергаются обсуждению; 6) прием «Обнажение противоречий» - разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения по поводу разных групп людей.

Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов:

1) прием «Сочини конец истории» - детям предлагается завершить историю, придумать свое завершение проблеме отношений между людьми или животными, которые являются героями данного литературного произведения; 2) прием «Любимые книги товарища» - детям предлагается догадаться, какие книги любит их товарищ по классу; 3) прием «Добрые слова» - детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов, литературных произведений другим людям; 4) прием «Творчество на заданную тему» - учащиеся свободно импровизируют на заданную учителем тему (моделируют, конструируют, инсценируют, комментируют, разрабатывают задания). Каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю [9].

В рамках исследования были структурированы средства формирования толерантности младших школьников: игры разных народов; традиции различных национальностей; тренинго-вые упражнения (упражнения «Бинго-формуляр», «Пять добрых слов», «Поэма о толерантности», «Общее рисование», «Шутливое письмо», «Собери пословицу», «Какой я?», «Добрый день, шалом, салют!»); воспитывающие ситуации (составление правил дружбы, составление памятки толерантного общения учащихся, воспитательные беседы и притчи); акции милосердия, проект «Все мы разные - все мы равные»; «Тетрадь добрых дел», экран этических поступков.

Для выявления личностной толерантности был использован тест «Составление понятийного словаря». Для выявления социальной толерантности - тест «Ты гражданином быть обязан». Для выявления личностной, социальной, этнической толерантности использован комплексный тест М.И. Шиловой. На контрольном этапе эксперимента была выявлена положительная динамика формирования различных видов (личностной, социальной, этнической) толерантности учащихся младших классов.

На основе выявленных и структурированных компонентов воспитания толерантности у учащихся была разработана система работы учителя начальных классов по воспитанию толерантности младших школьников.

Система работы учителя начальных классов по воспитанию толерантности младших школьников

_Целевой компонент системы_

Цель: формирование толерантности младших школьников по параметрам:

_личностная толерантность, социальная толерантность, этническая толерантность_

Методологические подходы:

Личностно-ориентированный

Признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение; признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими; опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, Я-концепцию партнера_

Деятельностный

Опора на активность, сознательность и самостоятельность; ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка; обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов; построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей_

Принципы:

1) принцип целенаправленности

2) учет индивидуальных и половозрастных особенностей

3) принцип культуросообразности

4) принцип связи воспитания толерантности с жизнью

5) принцип уважительного отношения к личности

6) принцип опоры на положительное в ребенке

7) принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности

8) принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка

9) принцип единства знания и поведения

10) принцип диалогичности и сотрудничества

11) принцип воспитывающей рефлексии_

_Содержательный компонент системы_

Содержание: 1) задания, содержащиеся в учебниках и учебных пособиях в рамках уроков литературного чтения, окружающего мира, математики, русского языка, способствующие формированию толерантности младших школьников; 2) тематический материал для проведения внеурочных и внеклассных мероприятий Деятельностный компонент системы_

Методы воспитания т олерантности

Приемы воспитания толерантности

Средства воспитания толерантности

1) убеждение и самоубеждение;

2) стимулирование и мотивация;

3) внушение и самовнушение;

4) требование и упражнение;

5) коррекция и самокоррекция;

6) воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания;

7) метод дилемм и метод рефлексии

1) первая группа приемов связана с организацией деятельности детей в классе: «Эстафета», «Взаимопомощь», «Акцент на лучшее», «Ломка стереотипов», «Истории про себя», «Общаться по правилам», «Общее мнение», «Коррекция позиций» «Справедливое распределение», «Обмен ролями», «Мизансцена»;

2) вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии: «Ролевая маска», «Прогнозирование развития ситуации», «Импровизация на свободную тему», «Поиск толерантной позиции», «Встречные вопросы», «Обнажение противоречий»;

3) третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов: «Сочини конец истории» «Любимые книги товарища», «Добрые слова», «Творчество на заданную тему»_

1) игры разных народов;

2) традиции различных национальностей;

3) тренинговые упражнения;

4) воспитывающие ситуации;

5) акции милосердия;

6) проект «Все мы разные - все мы равные»;

7) «Тетрадь добрых дел»;

8) экран этических поступков

Результативный компонент системы

Результат:

1. Сформированность толерантности младших школьников по параметру «личностная толерантность» (тест «Составление понятийного словаря», направленный на выявление уровня понимания учащимися понятийного словаря в области личностной толерантности, комплексный тест М.И. Шиловой на выявление уровня сформированности нравственной воспитанности младших школьников по параметру «личностная толерантность»).

2. Сформированность толерантности младших школьников по параметру «социальная толерантность» (тест «Ты гражданином быть обязан», направленный на выявление уровня понимания учащимися понятийного словаря в области социальной толерантности; комплексный тест М.И. Шиловой на выявление уровня сфор-мированности нравственной воспитанности младших школьников по параметру «социальная толерантность»).

3. Сформированность толерантности младших школьников по параметру «этническая толерантность» (комплексный тест М.И. Шиловой на выявление уровня сформированности нравственной воспитанности младших школьников по параметру «этническая толерантность»)._

Рисунок 1. Система работы учителя начальных классов по воспитанию толерантности младших школьников

Выводы

1. Структурными компонентами системы работы учителя начальных классов по воспитанию толерантности младших школьников могут быть: 1) целевой компонент, включающий цель работы, методологические подходы и принципы организации воспитания толерантности учащихся; 2) содержательный компонент, включающий задания, способствующие формированию толерантности младших школьников в урочной деятельности и тематический материал для внеурочной работы; 3) деятельностный компонент, включающий методы, приемы, средства воспитания толерантности младших школьников; 4) результативный компонент, включающий формируемые виды толерантности учащихся и диагностический материал для определения уровня сформированности личностной, социальной и этнической толерантности.

2. Применение системы воспитания толерантности младших школьников способствует формированию у учащихся следующих видов толерантности: личностной, этнической и социальной.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Харламов И.Ф. Педагогика: Уч. пособие. - М.: Юристъ, 1997.

2. Сластенин В.А. Педагогика: Уч. пособие. - М.: Академия, 2005.

3. Фролов И.Т. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1991.

4. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства: Уч. - М.: Просвещение, 1989.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. - М.: Наука, 1974.

6. Максакова В.И. Педагогическая антропология: Уч. пособие. - М.: Академия, 2001.

7. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.

8. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Уч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

9. Сериков Г.В. Мир различий: Сб. упр. для учащ. образ. школ. - Воронеж, 2004.

REFERENCES

1. Kharlamov I.F. Pedagogy. [Pedagogika]. Moscow, 1997. (in Russ.)

2. Slastenin V.A. Pedagogy. [Pedagogika]. Moscow, 2005. (in Russ.)

3. FrolovI.T. Philosophical Dictionary. [Filosofskiy slovar'], Moscow, 1991. (in Russ.)

4. Zyazyun I.A. Basics of pedagogical skills. [Osnovy pedagogicheskogo masterstva]. Moscow, 1989. (in Russ.)

5. Sadovsky V.N. Grounds of general systems theory. Logical and methodological analysis. [Osnovaniya obshchey teorii system]. Moscow, 1974. (in Russ.)

6. Maksakova V.I. Pedagogical anthropology. [Pedagogicheskaya antropologiya]. Moscow, 2001. (in Russ.)

7. Bardier G.L. Social psychology tolerance. [Sotsialnaya psihologiya tolerantnosti]. St. Petersburg, 2005. (in Russ.)

8. Podlasyy I.P. Pedagogy. [Pedagogika]. Moscow, 1999. (in Russ.)

9. Serikov G. V. A World of Difference. [ Mir razlichiy]. Voronezh, 2004. (in Russ.)

Информация об авторе

Баранова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и методики начального образования, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия barolig@mail.ru

Десятниченко Ирина Александровна, магистрант 2-го курса, кафедра педагогики и методики начального образования, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия irisha10.06@mail.ru

Получена: 06.04.2016

Для цитирования статьи: Баранова О.И., Десятниченко И.А. Система работы учителя начальных классов по воспитанию толерантности младших школьников. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 2. Часть 2. с. 128-133. Сок 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-128-133

Information about the author

Baranova Olga I., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Methodology of Primary Education, Kuban State University, Krasnodar, Russia barolig@mail.ru

Desyatnichenko Irina A., Master Student of 2nd course, Department of Pedagogy and Methodology of Primary Education, Kuban State University, Krasnodar, Russia irisha10.06@mail.ru

For article citation: Baranova O.I., Desyatnichenko I.A. System operation primary school teachers on tolerance younger schoolchildren. [Sistema raboty uchitelya nachal'nykh klassov po vospitaniyu tolerantnosti mladshikh shkol'nikov]. Krasnodar. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Tom 8. № 2. Vol. 2. Pp. 128-133. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-128-133

Received: 06.04.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.