Во-вторых, было обнаружено, что ученики оценивают преподавателя, прибегающего к вербальной агрессии, и учителя, использующего и вербальную агрессию, и сленг, практически одинаково. Однако значительная разница была в оценке преподавателя, использующего только сленговые выражения, и учителя, использующего и вербальную агрессию, и сленг, отношение учащихся к которому, было, несомненно, хуже.
В-третьих, выяснилось, что преподаватель, прибегающий к вербальной агрессии, не получил бы рекомендации студентов для приёма на работу в их университет. На основании полученных результатов был сделан вывод, что преподаватели должны быть аккуратны с использованием сленга и не должны прибегать к вербальной агрессии, если они хотят, чтобы ученики считали их компетентными, коммуникабельными, уравновешенными отзывчивыми [5].
Учащиеся оценивают образовательную коммуникацию отрицательно, поскольку сталкиваются с непаритетностью в подавляющем большинстве случаев. Это связано с тем, что законную власть педагоги используют незаконно - переходят на личностные оценки учеников, на оскорбления, целью которых являет-
Библиографический список
ся демонстрация силы. Тем самым педагоги теряют законную власть, власть позиции учителя - в социуме её снова придется зарабатывать. Учащиеся готовы принять экспертное влияние (фактор ожидания влияния), но не готовы терпеть грубость и неуважение к себе.
Проявления враждебности и вербальной агрессии преподавателей по отношению к учащимся не редкое явление. Агрессия педагогов выражается в первую очередь в негативных высказываниях относительно умственных способностей учащихся, относительно личности, внешности учащихся. Вербальная агрессия педагога может выражаться также в негативной оценке работы учащегося вместо похвалы.
Коммуникативное поведение учителя - одна из важнейших социальных интеракций, во многом именно оно предопределяет развитие социальных навыков и коммуникации в обществе в целом, поэтому выстраивание образовательной коммуникации, основанной на вежливости и продуктивности, имеет важные социальные эффекты, прежде всего такие , как улучшение успеваемости и уважения к профессии педагога.
1. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для педагогических специальностей. И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Та-расевич и др. Под редакцией И.А. Зязюна. Москва: Просвещение, 1989.
2. Leech G.H. Principles of Pragmatics. NY, London Longman, 1983.
3. Кастлер Л. Негативная и позитивная вежливость: различные стратегии речевого взаимодействия. Агрессия в языке и речи: сборник статей. Составитель и ответственный редактор И.А. Шаронов. Москва: РГГУ, 2004.
4. Infante D.A., & Wigley C.J., III. (1986). Verbal aggressiveness: An interpersonal model and I measure. Communication Monographs.
5. Martin M.M., Weber K., & Burant P.A. (1997, April). Students' perceptions of a teacher's use of slan and verbal aggressiveness in a lecture: An experiment. Paper presented at the annual meeting of the Eastern Communication Association, Baltimore, MD.
References
1. Osnovypedagogicheskogo masterstva: uchebnoe posobie dlya pedagogicheskih special'nostej. I.A. Zyazyun, I.F. Krivonos, N.N. Tarasevich i dr. Pod redakciej I.A. Zyazyuna. Moskva: Prosveschenie, 1989.
2. Leech G.H. Principles of Pragmatics. NY, London Longman, 1983.
3. Kastler L. Negativnaya i pozitivnaya vezhlivost': razlichnye strategii rechevogo vzaimodejstviya. Agressiya v yazyke i rechi: sbornik statej. Sostavitel' i otvetstvennyj redaktor I.A. Sharonov. Moskva: RGGU, 2004.
4. Infante D.A., & Wigley C.J., III. (1986). Verbal aggressiveness: An interpersonal model and I measure. Communication Monographs.
5. Martin M.M., Weber K., & Burant P.A. (1997, April). Students' perceptions of a teacher's use of slan and verbal aggressiveness in a lecture: An experiment. Paper presented at the annual meeting of the Eastern Communication Association, Baltimore, MD.
Статья поступила в редакцию 10.10.15
УДК 371.485.77:372.4
Dobrya M.Ya, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Katanov Khakass State University (Abakan, Russia),
Е-mail: m. dobrya@mail.ru
Zhuykova T.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Katanov Khakass State University (Abakan, Russia),
Е-mail: zhuykovat@ mail.ru
FEATURES OF TOLERANCE AMONG CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE TO REPRESENTATIVES OF DIFFERENT NATIONALITIES. The article is dedicated to teaching tolerance and values to younger students in the field of attitude to people of different nationalities. The authors describe their experimental work that was aimed at identifying the features of tolerant attitude of young students and their parents to people of different nationalities and knowledge of the tolerant communication systems, as well as customs and features of everyday life. On the basis of the experimental work about the state of formation of interethnic tolerance of young students, the main directions of the work of teachers in the organization of educational process in the elementary school are determined.
Key words: tolerance, ethnic groups, values.
М.Я. Добря, канд. филол. наук, доц. ФГБО УВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан, E-mail: m. dobrya@mail.ru
Т.П. Жуйкова, канд. пед. наук, доц. ФГБО УВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан, E-mail: zhuykovat@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
Статья посвящена проблеме воспитания толерантного отношения и ценностных установок у младших школьников к представителям разных национальностей. Авторами описана проведённая опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей толерантного отношения младших школьников и их родителей к представителям других национальностей и знания коммуникативных толерантных установок, а также особенностей обычаев и быта. На основе проведенной опытно-экспериментальной работы по изучению состояния сформированности межэтнической толерантности у младших школьников определены основные направления работы педагогов при организации образовательного процесса в начальной школе.
Ключевые слова: толерантность, этнические группы, ценностные ориентации.
Взаимопонимание между людьми, взаимопроникновение различных культур, уважение к традициям иных народов, осознанное допущение иной точки зрения на одно и то же явление - вот то, чему необходимо научиться человечеству.
Толерантность определяется как «положительное нравственное качество человека, заключающееся в ценностной ментальной установке на терпимость к мнениям, убеждениям и формам поведения другого человека» [1].
Актуальность проблемы толерантности определяется нынешним состоянием общества. Развитие общества, сближение наций и государств мира, социальные и социокультурные преобразования ставят целый ряд новых научных вопросов. Для России особенно важным в этом плане являются последние годы ХХ века, поменявшие социальную структуру общества, принципы взаимодействия его членов.
Непростые социально-политические условия современной российской действительности, в том числе в сфере образования с её внутренним и внешним пространством, всё более остро ставят проблему воспитания толерантности, требующую как научно-теоретического, так и практического разрешения.
С лингвистической точки зрения понятие толерантность близко понятиям ненасилие и терпимость. При этом терпимость в русском менталитете «традиционно оценивается на бытийном уровне в основном неодобрительно, поскольку преимущественно означает терпение к плохому» [2].
Толерантность рассматривается как качество, объединяющее различные аспекты терпимости в единое целое. В связи с этим можно говорить о толерантности межличностной, социальной, национальной и др. «Межнациональная толерантность - это свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической группы) с учётом её менталитета, культуры, своеобразия самовыражения» [3]
Толерантность - это категория, регулирующая процесс общения. Вопросы толерантности возникают только в ситуации конфликта. Важным для толерантности является поведение субъектов, собственно деятельность участников коммуникации, спектр различных типов поведения. Для того чтобы оценивать отношение одного субъекта к другому как толерантное или инто-лерантное, необходимо, чтобы субъекты, имеющие разногласия, вступили в диалог. Основная линия воспитания толерантного отношения у детей младшего школьного возраста к представителям разных национальностей состоит в выборе средств, методов и приемов работы с учетом возрастных особенностей детей, их ценностных установок и отношения родителей к данной проблеме.
На основании вышесказанного целью нашего опытно-экспериментального исследования явилось выявление уровня формирования ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста к представителям разных национальностей.
Прежде всего, толерантность детей в значительной степени формируется толерантным поведением взрослых. Вот почему мы и решили исследовать проявления толерантного поведения у родителей. Нами были использованы тестовые задания «Ваша коммуникативная установка», которые состояли из 23 вопросов.
По итогам опроса было выявлено: 65% родителей «проявляют стремление в любых условиях поддерживать дружеские отношения с людьми», «ориентируются на совместную деятельность», в сложных ситуациях стремятся оказывать помощь людям, но при этом ждут одобрения, «чувствуют привязанность в отношениях». Отвечая на вопросы, они отмечали такие положения как правдивые: «Добро должно быть с кулаками». «Я очень доверчивый человек». «В моей жизни часто встречались отзывчивые люди». Однако в исследуемой группе отмечаются тенденции к брюзжанию, при этом 35% проявляют заинтересованность в выполнении работы как можно лучше, «с интересом вступают в деловые отношения», «проявляют активность в решении проблем, ориентацию на сотрудничество»; в возникших ситуациях проявляют «способность и заинтересованность в отстаивании собственного мнения», которое в свою очередь влияет на достижение общей цели. Однако в данной группе родителей, при преобладании положительных ответов на вопросы, отмечается тенденция при внешнем доверии к людям обязательно проверять их слова и поступки, родители замечают, что, «делая добро людям, иногда, случалось, жалели об этом», считают себя недоверчивыми людьми.
Результаты показали, что у родителей 35% - средний уровень проявления коммуникативной толерантности, неявно выраженная негативная установка, 65% - проявляют высокий уровень коммуникативной толерантности, у них ярко выраженная позитивная коммуникативная установка на собеседника. Можно сделать вывод, исходя из результатов опросника, что у родителей прослеживается высокий уровень проявления толерантности.
На формирование ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста к представителям разных этнических групп всегда обращает внимание 50% родителей; 30 % - редко, в
зависимости от случая к случаю; 20% вообще не обращают внимание на ценностные ориентации ребёнка. К сожалению, 30% родителей не объясняют ребёнку, что значит быть доброжелательным; 70% родителей стараются объяснить, что значит быть доброжелательным по отношению к другой национальной группе.
С целью выявить у детей младшего школьного возраста ценностные ориентации к детям другой национальности (расы) была использована методика «Выбери себе напарника для игры» (Е.И. Николаевой, М.Л. Поведёнок) [4].
Исследуя знаниевый компонент о ценностных ориентаций к представителям разных этнических групп у младших школьников по методике Е.И. Николаевой, М.Л. Поведёнок «Найди себе напарника для игры», с помощью количественного анализа мы выделили три уровня знаний - «высокий», «средний», «низкий» -о ценностных ориентациях у детей младшего школьного возраста к представителям разных этнических групп.
Полученные данные свидетельствуют о преобладании низкого уровня представлений о ценностных ориентациях к представителям разных национальностей у детей младшего школьного возраста. В контрольной группе низкий уровень у 10 детей, что составляет 50%, в экспериментальной группе - у 12 детей, что составляет 60%. Эти школьники путают национальности. Они с трудом называют характерные признаки определённых национальностей, с подсказками взрослого частично справляются с заданием.
Семь детей контрольной группы, что составляет 35%, и 6 детей экспериментальной группы, что составляет 30%, имеют средний уровень сформированности представлений о ценностных ориентациях у детей младшего школьного возраста к представителям разных этнических групп. Эти младшие школьники знают и называют национальности по картинкам, но с трудом, используя взрослого, называют характерные признаки определённых национальностей. Три ребёнка контрольной группы - это 15% - и 2 ребёнка экспериментальной группы - это 10% - имеют высокий уровень сформированности представлений о ценностных ориентациях у детей младшего школьного возраста к представителям разных этнических групп. Младшие школьники самостоятельно различают национальности, уверенно их называют, указывают характерные признаки, свидетельствующие о том, какая национальность изображена на картинке.
Итак, исследование знаний у младших школьников о ценностных ориентациях к представителям другой национальности по методике Е.И. Николаевой, М.Л. Поведёнок на констатирующем этапе эксперимента показало, что представления о ценностных ориентациях к представителям разных национальностей контрольной и экспериментальной групп имеют примерно средний уровень знаний.
Методика «Узнай и назови» (С.К. Алексеевой).
Цель: выявить знание детей об особенностях быта (умения узнавать по внешнему облику представителя своей этнической группы, знания детьми особенностей русской национальной одежды, посуды и утвари, традиций и обычаев).
Детям предлагалась картинка, на которой изображены мальчик и девочка в русской народной одежде. Картинка с изображением внутреннего убранства русской избы; предметные картинки «Посуда» (крынка, горшок, самовар, деревянная ложка, ухват, рушник); сюжетная картинка (хороводы, ярмарка, масленица, свадебный пир). Детям предлагалось назвать детали одежды и предметы, изображенные на картинках.
Ответы детей оценивались следующим образом:
Высокий уровень - дети безошибочно называют вид и детали одежды, правильно определяют её назначение (праздничная, повседневная), сезонность; знают и верно называют подавляющее большинство (8-10) предметов быта и мебели в русском жилище (лавки, стол, полати, сундук, люлька, печь, подзоры, рушники, сусеки и др.). Могут объяснить смысл действия, изображенного на сюжетной картинке.
Средний уровень - дети называют детали и назначение одежды, но не всегда верно называют её части (пояс - кушак, головной убор женщин - кокошник, юбка - понева). Знают и верно называют достаточное количество предметов быта и утвари (5 - 7) в русской избе; могут назвать действие, изображённое на сюжетной картинке, но не объясняют её смысл.
Низкий уровень - дети называют только основной вид одежды (сарафан, рубаха). Из домашней утвари и посуды называют хорошо знакомые самовар, печь (до 4), не могут назвать старинные виды мебели и посуды.
Анализ результатов показал, что дети обеих групп затрудняются называть такие детали одежды, как кокошник, тесьма, кружево, понева, кушак. Дети и экспериментальной, и контрольной группы не смогли верно назвать большинство изображённых предметов на картинках, хотя предметы одежды почти не вызвали затруднений. Никто из детей не назвал поневу. Внутренне убранство русской избы дети определяли только описательно: «ящик для белья» - сундук; «вышитое полотенце» - рушник, «умывальник, он есть у нас на даче» - рукомойник. Рассматривая сюжетную картинку, дети, как правило, давали верные ответы на вопрос: Когда водили хороводы на Руси? Однако вопрос: Какие песни пелись и игры проводились во время народных гуляний? - вызывал затруднения. Дети в основном давали односложные ответы: «Это хоровод. Мы в детском саду на празднике тоже в него играли».
Итак, результаты констатирующего эксперимента показали, что большинство детей в обеих группах находятся на среднем уровне сформированности представлений о ценностных ориен-тациях к представителям разных этнических групп. Количество детей со средним уровнем в контрольной группе составляет 9 человека, а в экспериментальной 7 человек. Низкий уровень сформированности представлений о ценностных ориентациях у детей младшего школьного возраста к представителям разных этнических групп в контрольной группе был выявлен у 11 детей, а в экспериментальной - у 13 детей.
Таким образом, проведённая диагностика свидетельствует о том, что для формирования ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста к представителям разных этнических групп необходима целенаправленная педагогическая рабо-
Библиографический список
та. Это позволило нам разработать программу, направленную на формирование толерантного отношения и признания ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста к представителям разных этнических групп.
Предлагаемая нами программа «Мы все такие разные» предполагает совместные занятия родителей и детей с целью активизации семейных факторов, способствующих формированию установок толерантного поведения.
Воспитание должно осуществляться в единстве с семьёй, поэтому планировалась и проводилась работа с родителями по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения младших школьников. Работа с родителями включала такие формы, как консультации, беседы, родительские собрания, оформление папок-передвижек, статей на определённую тематику, открытые занятия, конкурсы, вечера вопросов и ответов и др.
Проведено 15 мероприятий, в которых использовались следующие методы и средства работы: метод воспитания ценностных ориентаций; методы организации деятельности и воспитания опыта толерантного поведения.
Следовательно, проведённая работа поможет сформировать качество толерантности у детей младшего школьного возраста: чуткость, умение слушать, сопереживать; умение владеть собой; расположенность и доверие к другим людям, умение не осуждать другого человека. Осознание своих собственных позиций, умение аргументировать и отстаивать свое мнение, соблюдая такт и уважительное отношение к оппоненту; способность вступать в диалог и достойно вести его; уважение и принятие многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
1. Михайлова О.А. Толерантность и терпимость: взгляд лингвиста. Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности. Екатеринбург, 2003.
2. Нечаева В., Маркова Г. Нравственное воспитание в детском саду. Москва, 1984.
3. Мальчевская М.Л. Формирование межэтнической толерантности младших школьников в классах с многонациональным составом. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Абакан, 2006.
4. Мониторинг в образовательном учреждении: научно-методическое пособие. Под редакцией Е.И. Николаевой, М.Л. Поведёнок. Москва: Детство-пресс, 2010.
References
1. Mihajlova O.A. Tolerantnost' i terpimost': vzglyad lingvista. Filosofskie i lingvokul'turologicheskie problemy tolerantnosti. Ekaterinburg, 2003.
2. Nechaeva V., Markova G. Nravstvennoe vospitanie v detskom sadu. Moskva, 1984.
3. Mal'chevskaya M.L. Formirovanie mezh'etnicheskoj tolerantnosti mladshih shkol'nikov v klassah s mnogonacional'nym sostavom. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnoyarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. V.P. Astaf'eva. Abakan, 2006.
4. Monitoring v obrazovatel'nom uchrezhdenii: nauchno-metodicheskoe posobie. Pod redakciej E.I. Nikolaevoj, M.L. Povedenok. Moskva: Detstvo-press, 2010.
Статья поступила в редакцию 20.10.15
УДК 378.01
Zamyatina M.S., teacher, postgraduate, Department of Theory and Methods of Professional Education, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: rotowa.n@yandex.ru
Rasskazov F.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theory and Methods of Professional Education (Russia), E-mail: rotowa.n@yandex.ru
FORMATION OF THE DESIGN COMPETENCE OF STUDENTS OF PROFESSIONAL TEACHING: METHODOLOGICAL BASIS. The article presents research on the formation of the design competence at students of vocational training. The authors have analyzed a category of "design competence", have given methodological principles, the use of which contributes to the formation of effective design competence. The main positions are the subject-activity and project approach. Subject-activity approach is to recognize the person as an active participant in diverse forms of voluntary activity. The project approach integrates the value foundations of design, the use of the possibility of protection, takes into account the complexity, non-equilibrium, multi-dimensional educational space. The work also describes a category of "project mindset", which is methodological in nature.
Key words: competence approach, project competence, professional education, formation of design competence.
М.С. Замятина, преп. каф. экономической теории, аспирант каф. теории и методики профессионального образования, Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: rotowa.n@yandex.ru Ф.Д. Рассказов, д-р пед. наук, проф., проф. каф. теории и методики профессионального образования, г. Сургут, E-mail: rotowa.n@yandex.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
В статье освещается вопрос о необходимости формирования проектной компетенции у студентов профессионального обучения. Анализируется категория «проектная компетенция», приводятся методологические принципы, использование которых способствует эффективному формированию проектной компетенции. Основными позициями выступают субъек-