тельности - вот одна из примет поэтического содержания сказок. Эти сказки имели глубокий жизненный смысл, «поэтому-то маленькая Емеш решила, что нет ничего страшнее неродной матери» [1, с. 174].
В романе З. Биишевой «Емеш», огромное место занимают пословицы. Цель пословиц - нравственное воспитание. В пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследственности и наследования детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного мнения.
В трилогии пословиц огромное множество. Вот лишь некоторые из них:: «Судьба страны - судьба мужей - говорили во все века», «На миру птаха божья проживет. Но любовь не птица, её в силах не удержишь», «Не пройдя дорогой своей судьбы, ты к райским кущам не придешь», «Если в доме мачеха, то и отец только мачехин муж», «Кто опирается на народ - того не сломишь, не пригнешь», «Нет языка - нет народа», «Сорок людей живут мирно, а упрямый гнет свое», «Человек без коня - что птица без крыльев» и другие.
В произведениях З.А. Биишевой нашли отражение и народные игры, которые, увлекательны, в них много движений, песен, танцев. Вот, к примеру, игра в чашки - первая весенняя игра девочек. В неё играют именно в пору ранних проталин, пору «пестрого снега», собираясь на крышах навесов, где лежат сено и солома. Игру в чашки можно было назвать и детским спектаклем, место действия которого крыша. Наблюдая за игрой, можно безошибочно угадать обычаи взаимоотношения между жителями аула. Игры были разные, но требовали от играющих настоящей
Библиографический список
ловкости, быстрых ног, выдержки. Только смелый и бесстрашный приносит в игре успех своей команде, нерешительный подводит всех.
Таким образом, в творчестве З.А. Биишевой нашли яркое отражение прогрессивные идеи башкирского народа по духовно-нравственному и умственному воспитанию. Эти идеи отражаются в пословицах («Нет языка - не народа», «Сорок людей живут мирно, а упрямый гнёт свое», «Человек без коня - что птица без крыльев»); в сказках («Добро рано или поздно побеждает зло. На добро нужно отвечать добром. Добро связано с созиданием, а зло - с разрушением»); в играх, где дети могли проявить свою ловкость, смекалку и физическую силу; в народных традициях и обычаях.
Устное народное творчество, традиции, обряды, обычаи башкирского народа, отраженные в творчестве З.А. Биишевой, несут в своем содержании педагогические идеи, принципы нравственного воспитания, правила, приемы, примеры положительного и отрицательного нравственного поведения. Умелое использование произведений З.А. Биишевой в воспитании детей поможет не только эффективному обучению подрастающего поколения всем необходимым умениям и навыкам, но и формированию у ребёнка положительных нравственных ценностей.
По результатам проведённого исследования нами разработаны педагогические рекомендации по использованию произведений З.А. Биишевой в воспитании детей на башкирских народных традициях.
Наше исследование не претендует на полноту раскрытия идей башкирского народного воспитания, отраженных в творчестве З.А. Биишевой. Данная проблема требует более глубокого и системного изучения.
1. Биишева З.А. Емеш. Роман. Уфа, 1987.
2. Муллагулова А.М. Жизнь велика, как море. Филологическое образование: История, современность, перспективы (Биишевские чтения): сборник материалов Международной научно-практической конференции, 9 декабря 2009 г. Под общей редакцией М.В. Зайнуллина. Стерлитамак: Стерлитамакская государственная педагогическая академия имени Зайнаб Биишевой, 2009.
3. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. Уфа, 2000.
4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебное для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва, 2000.
5. Биишева З. А. Емеш. Трилогия. Книга первая. Уфа, 1998.
References
1. Biisheva Z.A. Emesh. Roman. Ufa, 1987.
2. Mullagulova A.M. Zhizn' velika, kak more. Filologicheskoe obrazovanie: Istoriya, sovremennost', perspektivy (Biishevskie chteniya): sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 9 dekabrya 2009 g. Pod obschej redakciej M.V. Zajnullina. Sterlitamak: Sterlitamakskaya gosudarstvennaya pedagogicheskaya akademiya imeni Zajnab Biishevoj, 2009.
3. Ahiyarov K.Sh. Narodnaya pedagogika i sovremennaya shkola. Ufa, 2000.
4. Volkov G.N. 'Etnopedagogika: uchebnoe dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2000.
5. Biisheva Z. A. Emesh. Trilogiya. Kniga pervaya. Ufa, 1998.
Статья поступила в редакцию 06.10.15
УДК 37.03
Guseva Ye.N., teacher, Dmitrov Institute of Continuing Education (Dmitrov, Russia), E-mail: [email protected]
THE SPECIFIC OF EDUCATIONAL COMMUNICATION AND VERBAL AGGRESSION IN "TEACHER-PUPIL" SYSTEM. The
article studies a concept of educational communication. The emphasis is made on principles and concepts of this phenomenon. The work raises an issue of verbal aggression in educational communication. Communicative behavior of teachers is an important part of teaching and largely determines the success of the training. Teenagers act in several communicative stereotypical situations (areas): a group, family, and school. In their behavior and speech, teenagers have specific language features, which are to help their adaptation to the requirements of a particular social group. Communication in the school (in situations in an educational process) requires the use of literary language or its professional version. Communication in the classroom involves the use of a language register. In this paper the author considers only the kind of communication, when a teenager is obliged to answer his teacher's questions.
Key words: Instructional Communication, educational communication, verbal aggression, communicative behavior of a teacher.
Е.Н. Гусева, преподаватель Дмитровского института непрерывного образования, г. Дмитров,
E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ И ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ В СИСТЕМЕ «УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК»
Статья посвящена понятию образовательной коммуникации, показана её непаритетность. Основное внимание уделено принципам и концепциям данного феномена. Затронут вопрос вербальной агрессии в образовательной коммуникации. Коммуникативное поведение учителя является важной частью преподавания и во многом определяет успех в обучении. Подростки функционируют в нескольких коммуникативных стереотипных ситуациях (сферах) - группа, семья, профессиональ-
ная деятельность (школа). В своем поведении, в том числе речевом, школьник-подросток как конкретная языковая личность вынужден приспосабливаться к разным групповым требованиям. Общение в учебной группе, в классе (в ситуациях, возникающих в рамках учебно-воспитательного процесса) требует использования литературной речи или её профессионально окрашенного варианта. Общение в классе, в аудитории предполагает использование именно такого языкового регистра. В настоящей работе рассматривается лишь тот вид общения, когда подросток обязан ответить на вопрос учителя.
Ключевые слова: Instructional Communication, образовательная коммуникация, вербальная агрессия, коммуникативное поведение учителя.
На Западе существует понятие Instructional Communication -процесс, с помощью которого преподаватели и ученики влияют друг на друга, используя вербальные и невербальные средства общения. В русском языке нет точного термина, описывающего данное явление. Вполне адекватными переводами термина Instructional Communication могут считаться «учебная», «образовательная», «воспитательная», «развивающая» коммуникация, однако ни один из них не передает всей специфики систем «учитель - ученик» «учитель - ученики», «преподаватель - студенты», «лектор - слушающие».
Термин «педагогическая коммуникация» принципиально отличается тем, что учащийся считается предметом, а не активным субъектом обучения, и, соответственно, рассматриваются лишь цели педагога, но не потребности обучаемого. Для педагогической коммуникации характерен монологизм. Такой взгляд на коммуникацию «учитель - ученик» принят во многих отечественных педагогических работах, что восходит к известной монографии К.Н. Ушинского «Человек как предмет воспитания». Подобный подход подчёркивает непаритетность данной коммуникации.
Свидетельством подчёркнутой непаритетности русской образовательной коммуникации может служить констатация факта наличия стереотипов коммуникативного поведения преподавателей в пособиях по педагогическому мастерству: «За последние десятилетия в общественном сознании прочно укрепились стереотипы речи, коммуникативного поведения учителя: обязательно громкий голос, назидательный тон, безапелляционность оценок и замечаний, авторитарная манера предъявления требований. Появились даже выражения «говорить учительским тоном», «железные нотки учительского голоса», как правило, сопровождаемые либо резко отрицательным отношением говорящего к этому явлению, либо иронией» [1].
Термин «коммуникация» предполагает, что в этом процессе происходит не только воздействие одного коммуниканта на другого, но прежде всего их речевое взаимодействие. Общение в системе «учитель - ученик» - это особый тип коммуникации.
Г. Лич описал один из ведущих принципов коммуникации -принцип вежливости, представляющий собой совокупность ряда коммуникативных постулатов.
• Постулат такта - причиняй минимум неудобств и оказывай максимум удобств другому.
• Постулат великодушия - оказывай минимум удобств себе и максимум удобств другому. Это максима необременения собеседника, она предохраняет его от доминирования в ходе коммуникации. Не следует связывать партнера обещанием или клятвой, предложение должно быть сформулировано так, чтобы его можно было отвергнуть (не стоит делать предложений, от которых "вы не сможете отказаться").
• Постулат одобрения - своди к минимуму отрицательную оценку других, стремись к максимально положительной оценке других.
• Постулат скромности - минимально хвали себя, максимально порицай себя.
• Постулат согласия - своди к минимуму разногласие между собой и другим, стремись к максимальному согласию между собой и другим.
• Постулат симпатии - своди к минимуму антипатию между собой и другим, стремись к максимальной симпатии между собой и другим [2].
Соблюдение данных эмоциональных постулатов позволит создать позитивный коммуникативный климат, установить контакт в процессе общения, что необходимо для его эффективности образовательной коммуникации.
Разработка концепции вежливости Ч. Лича нашла своё продолжение в теории П. Браун и С. Левинсона. Авторы предлагают понимать вежливость как генеральную стратегию учёта чувств и интересов собеседника (его лица), проявляющейся в определенных ограничениях и требованиях к форме и содержанию любого высказывания. Теория Браун и Левинсона концентрируется вокруг понятий «лицо» (face), «акт, угрожающий лицу»
(FTA - Face Threatening Act). В этом выражении глагол «угрожать» указывает на то, что речь идет об агрессии в речи.
Согласно концепции Браун и Левинсона, любой речевой акт может угрожать лицу. Позитивному лицу адресата может угрожать критика, упреки, насмешка, сарказм, оскорбление. Негативному лицу адресата (или его территории) могут угрожать так называемые «нескромные вопросы» или же «директивные» речевые акты, такие как приказ или запрет.
Вежливость выражает взаимное желание сохранить «лицо» обоих партнёров речевого взаимодействия. Для этого используются разнообразные стратегии вежливости, которые можно разделить на два типа:
• «негативная» вежливость (negative politeness), которая заключается либо в избегании речевых актов, которые угрожали бы лицу или территории адресата (приказ, критика, «нескромные» вопросы, просьбы), либо в их смягчении, либо, в том случае если «угрожающий акт» уже произведён, в его исправлении (например, при помощи извинения).
• «позитивная» вежливость (positive politeness), напротив, предполагает желание возвысить позитивный облик адресата, всячески проявляя интерес и симпатию к собеседнику, стремясь к взаимопониманию и согласию [3].
Акцент в теории Браун и Левинсона сделан на понятии FTA, а все речевые акты рассматриваются как потенциальные угрозы. Катрин Кербрат-Ореккиони предложила ввести противоположное понятие «анти-FTA» или FFA - Face Flattering Act - «акт, льстящий лицу». Под речевыми актами, льстящими лицу, понимаются те речевые акты, которые не только не угрожают лицу адресата, а напротив, способствуют его возвышению. Это такие речевые акты, как комплимент, благодарность, согласие, пожелание и другие» [3].
В образовательной коммуникации крайне важен принцип вежливости и речевые акты, возвышающие ученика (в силу специфики этой системы коммуникации - предопределенность позиций: у педагога изначально сильная позиция, у ученика -слабая).
Считается, что русскоязычная коммуникация агрессивна. Впрочем, из-за фактора силы (при этом следует различать силу педагога и его законную власть) агрессивность возникает и в американской Instructional Communication, в противном случае в США не проводилось бы такого количества разнообразных исследований по педагогической агрессии.
У агрессивной коммуникации выделяется четыре характерные черты: уверенность в себе, аргументированность, враждебность и вербальная агрессия, именно так фактор пытается воздействовать на объект. Уверенность в себе определяют как тенденцию доминировать в межличностом общении и приписывают характеристики, которые связаны с экстраверсией. Под аргументированностью понимают склонность защищать свою точку зрения в спорных вопросах и одновременно доказывать несостоятельность мнения оппонента. Враждебность определяют как угрожающую и расстраивающую коммуникации, содержащую элементы настороженности, возмущения, раздражительности. Под вербальной агрессией понимают поведение, направленное на самооценку человека, с целью доставить ему психологическую боль [4].
Было проведено несколько исследований, изучавших связь между агрессивной коммуникацией и доверием к преподавателю. В одном из этих исследований изучался вопрос, влияет ли вербальная агрессия и использование преподавателем сленга на отношение учащихся к преподавателю. В результате полученных данных были обнаружены следующие закономерности.
Во-первых, было установлено, что вербальная агрессия преподавателя влияет на отношение к нему учеников. Учащиеся оценивали такого учителя как менее компетентного, менее коммуникабельного, менее уравновешенного, менее отзывчивого, чем преподавателя, использующего сленговые выражения, и чем преподавателя, который не использовал ни того, ни другого.
Во-вторых, было обнаружено, что ученики оценивают преподавателя, прибегающего к вербальной агрессии, и учителя, использующего и вербальную агрессию, и сленг, практически одинаково. Однако значительная разница была в оценке преподавателя, использующего только сленговые выражения, и учителя, использующего и вербальную агрессию, и сленг, отношение учащихся к которому, было, несомненно, хуже.
В-третьих, выяснилось, что преподаватель, прибегающий к вербальной агрессии, не получил бы рекомендации студентов для приёма на работу в их университет. На основании полученных результатов был сделан вывод, что преподаватели должны быть аккуратны с использованием сленга и не должны прибегать к вербальной агрессии, если они хотят, чтобы ученики считали их компетентными, коммуникабельными, уравновешенными отзывчивыми [5].
Учащиеся оценивают образовательную коммуникацию отрицательно, поскольку сталкиваются с непаритетностью в подавляющем большинстве случаев. Это связано с тем, что законную власть педагоги используют незаконно - переходят на личностные оценки учеников, на оскорбления, целью которых являет-
Библиографический список
ся демонстрация силы. Тем самым педагоги теряют законную власть, власть позиции учителя - в социуме её снова придется зарабатывать. Учащиеся готовы принять экспертное влияние (фактор ожидания влияния), но не готовы терпеть грубость и неуважение к себе.
Проявления враждебности и вербальной агрессии преподавателей по отношению к учащимся не редкое явление. Агрессия педагогов выражается в первую очередь в негативных высказываниях относительно умственных способностей учащихся, относительно личности, внешности учащихся. Вербальная агрессия педагога может выражаться также в негативной оценке работы учащегося вместо похвалы.
Коммуникативное поведение учителя - одна из важнейших социальных интеракций, во многом именно оно предопределяет развитие социальных навыков и коммуникации в обществе в целом, поэтому выстраивание образовательной коммуникации, основанной на вежливости и продуктивности, имеет важные социальные эффекты, прежде всего такие , как улучшение успеваемости и уважения к профессии педагога.
1. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для педагогических специальностей. И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Та-расевич и др. Под редакцией И.А. Зязюна. Москва: Просвещение, 1989.
2. Leech G.H. Principles of Pragmatics. NY, London Longman, 1983.
3. Кастлер Л. Негативная и позитивная вежливость: различные стратегии речевого взаимодействия. Агрессия в языке и речи: сборник статей. Составитель и ответственный редактор И.А. Шаронов. Москва: РГГУ, 2004.
4. Infante D.A., & Wigley C.J., III. (1986). Verbal aggressiveness: An interpersonal model and I measure. Communication Monographs.
5. Martin M.M., Weber K., & Burant P.A. (1997, April). Students' perceptions of a teacher's use of slan and verbal aggressiveness in a lecture: An experiment. Paper presented at the annual meeting of the Eastern Communication Association, Baltimore, MD.
References
1. Osnovypedagogicheskogo masterstva: uchebnoe posobie dlya pedagogicheskih special'nostej. I.A. Zyazyun, I.F. Krivonos, N.N. Tarasevich i dr. Pod redakciej I.A. Zyazyuna. Moskva: Prosveschenie, 1989.
2. Leech G.H. Principles of Pragmatics. NY, London Longman, 1983.
3. Kastler L. Negativnaya i pozitivnaya vezhlivost': razlichnye strategii rechevogo vzaimodejstviya. Agressiya v yazyke i rechi: sbornik statej. Sostavitel' i otvetstvennyj redaktor I.A. Sharonov. Moskva: RGGU, 2004.
4. Infante D.A., & Wigley C.J., III. (1986). Verbal aggressiveness: An interpersonal model and I measure. Communication Monographs.
5. Martin M.M., Weber K., & Burant P.A. (1997, April). Students' perceptions of a teacher's use of slan and verbal aggressiveness in a lecture: An experiment. Paper presented at the annual meeting of the Eastern Communication Association, Baltimore, MD.
Статья поступила в редакцию 10.10.15
УДК 371.485.77:372.4
Dobrya M.Ya, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Katanov Khakass State University (Abakan, Russia),
Е-mail: m. [email protected]
Zhuykova T.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Katanov Khakass State University (Abakan, Russia),
Е-mail: zhuykovat@ mail.ru
FEATURES OF TOLERANCE AMONG CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE TO REPRESENTATIVES OF DIFFERENT NATIONALITIES. The article is dedicated to teaching tolerance and values to younger students in the field of attitude to people of different nationalities. The authors describe their experimental work that was aimed at identifying the features of tolerant attitude of young students and their parents to people of different nationalities and knowledge of the tolerant communication systems, as well as customs and features of everyday life. On the basis of the experimental work about the state of formation of interethnic tolerance of young students, the main directions of the work of teachers in the organization of educational process in the elementary school are determined.
Key words: tolerance, ethnic groups, values.
М.Я. Добря, канд. филол. наук, доц. ФГБО УВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан, E-mail: m. [email protected]
Т.П. Жуйкова, канд. пед. наук, доц. ФГБО УВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
Статья посвящена проблеме воспитания толерантного отношения и ценностных установок у младших школьников к представителям разных национальностей. Авторами описана проведённая опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей толерантного отношения младших школьников и их родителей к представителям других национальностей и знания коммуникативных толерантных установок, а также особенностей обычаев и быта. На основе проведенной опытно-экспериментальной работы по изучению состояния сформированности межэтнической толерантности у младших школьников определены основные направления работы педагогов при организации образовательного процесса в начальной школе.
Ключевые слова: толерантность, этнические группы, ценностные ориентации.
Взаимопонимание между людьми, взаимопроникновение различных культур, уважение к традициям иных народов, осознанное допущение иной точки зрения на одно и то же явление - вот то, чему необходимо научиться человечеству.
Толерантность определяется как «положительное нравственное качество человека, заключающееся в ценностной ментальной установке на терпимость к мнениям, убеждениям и формам поведения другого человека» [1].